Аннотация: Эта история не может быть реальностью, но иногда происходят самые невероятные вещи!
Вот наконец и позади три года службы. Хотя почему наконец? Служба невысокому, но крепкому и мускулистому парню совсем не повредила. Три года назад на этой маленькой станции возле полярного круга в толпе испуганных, стриженных наголо мальчишек, сошел худенький, бледный и прыщавый пацан в куцем пальто 46 размера. Сейчас, на его могучих загорелых плечах в обтяжку финская куртка 54 размера, морским волком он не стал, такое понятие к мотористу подводной лодки обычно не применяют, но видок у него, как у моряка с какого-то корабля торгового флота района тропиков. Можете его не спрашивать, что за чудеса творятся у нас на подводном флоте - он не расскажет. Нет, это не государственная тайна, не результат засекреченного эксперимента, это маленькая тайна большого и дружного коллектива атомной подводной лодки. Никто не поверит, что на этой лодке все матросы такие-молчаливые загорелые качки. Интересно, где же они такими становятся - в северных морских широтах даже в разгар лета не позагораешь - холодно. Да и на поверхности лодка появляется не так часто. Так как все-таки?
Началась эта история в одном из портов Норвегии, куда подводная лодка зашла по приказу командования и с разрешения правительства Норвегии. Время для визита было выбрано неудачно - в порту в самом разгаре была забастовка докеров. Докеры устроили пикеты вокруг порта, чтобы не пропустить штрейкбрехеров, вывесили какие-то лозунги на норвежском языке и мирно бастуют. Портовое начальство так же мирно пытается с ними торговаться, но пока получается не очень хорошо. Так бы и тянулась эта волынка неизвестно сколько времени, если бы не зашел в порт советский рыболовный траулер. У него на борту - 50 тон рыбы, а холодильник вышел из строя. До ближайшего советского порта еще два дня ходу, да и не в каждом советском порту есть холодильник. Вообще-то в этом порту траулер и хранил замороженную рыбу, а забирали ее специальные корабли, гонять рыболовный траулер в период лова - накладно. Капитан траулера попросил разместить и эту рыбу в холодильнике, благо договор-то есть. Да, пожалуйста, холодильник к вашим услугам, только, понимаете, у нас проблема -докеры бастуют, так что разгружать траулер извольте своими силами. Но, ребята, на траулере всего 15 человек, они эту рыбу до морковкиного заговенья разгружать будут! В спорах прошли сутки. На брикетах с мороженной рыбой, которые лежали в неисправном -холодильнике появились предательские капельки воды, ведь хоть и полярное, но лето, температура днем +20 . А докеры, почуяв горячее, увеличили список требований. Администрация порта пыталась протащить штрейкбрехеров. Тех побили, без остервенения, только чтобы отогнать от ворот порта и снова все мирно продолжают бездельничать.
Капитан траулера не мог смирится с норвежской невозмутимостью. Изучив договор аренды холодильника порта, он понял, что норвежцы глубоко неправы, и если рыба испортится, то им придется отвечать. Все это он выложил сначала начальству порта, а потом поехал в консульство - жаловаться. И тут кто-то из норвежцев смекнул - в порту стоит советская подводная лодка, полторы сотни здоровенных стриженных лбов изнывают от безделья - их-то тоже докеры не обслуживают. У нас для подобного решения сутки согласовывать нужно, а норвежцы посчитали дебет с кредитом, уточнили сколько можно предложить за работу русским подводникам и пожалуйста-уже просятся на прием к русскому капитану подводной лодки. Но зная о том, что у военных ничего без приказа не решается начали действовать и через консульство.
Капитан оказался человеком понимающим, по крайней мере помочь не отказывался. Единственная проблема оказалась с деньгами. Когда норвежцы спросили на какой счет перечислить деньги за работу, или капитан предпочтет получить их наличными, тот стал грустным. Переговоры проходили в кают-компании при участии всех офицеров. Только один из офицеров - замполит был против участия матросов в разгрузке. Он что-то говорил о пролетарской солидарности, о борьбе трудящихся за свои права. Голос у него был монотонный и усыпляющий, поэтому остальные офицеры слушали его через слово, а норвежцы пытались понять, что хочет этот русский только первые пять минут. За это время их переводчик получил два замечания - то, что он переводил, на норвежском звучало, как бессмысленный набор слов. Капитан, мобилизовав все свои знания норвежского, сказал норвежцам, что их переводчик не виноват, что на русском языке это тоже не имеет смысла. Норвежец приказал переводчику заткнуться. Еще минут десять замполит говорил в полной тишине, пока наконец до него дошло, что его никто не слушает. Невозмутимые норвежцы перебирали свои бумаги, а офицеры зевали так, что казалось еще немного и вывихнут челюсти. Замполит в растерянности замолчал.
Капитан поднялся и официально обратился к нему: "Если вы закончили, то идите на траулер, там лежит 50 тонн отборной селедки, можете ей рассказывать о пролетарской солидарности. Через день она превратится в зловонное месиво, и ваша болтовня этому не помешает. Расскажите капитану траулера, куда ему деть 50 тонн испорченной рыбы, и скажите его рыбакам, что они останутся без зарплаты на завонявшемся корабле. Если бы у них были реи, я знаю, кто висел бы на самой высокой после конца вашей болтовни. Исполняйте!"
Как только замполит вышел капитан обратился к норвежцам.
-Устав запрещает мне получать деньги в любом виде, но если уважаемое начальство порта захочет что-то подарить нашей подлодке, я не смогу отказаться. Я бы не отказался от улучшения рациона моряков, хотел бы, чтобы моряки, уходящие на дембель ехали одетыми в хорошую штатскую одежду, ну и если деньжата останутся, сделать что-нибудь для благоустройства лодки, - главный из норвежцев, выслушав переводчика, кивнул и позвонил по мобильнику. Для этого пришлось выбираться наверх, на палубу. Через полчаса к пирсу подкатила машина и на подлодку передали целую стопку рекламных проспектов. Норвежцы, оставив одного представителя, ушли. Тот должен был дождаться, пока капитан выберет все необходимое из той суммы, на которую он мог рассчитывать. Список получился очень даже не маленький, но все деньги были использованы полностью, а хотелось еще многого. Когда составление списка приближалось к концу, капитану позвонили из консульства. Он долго молча слушал, потом словесный поток на том конце начал, как видно иссякать. Капитану удалось вставить несколько фраз:
-Послушайте, у меня ведь матросы, а не докеры. На казенном пайке тяжести особо не потаскаешь. Норвежцы у меня уже были, обещали в счет оплаты помочь с продуктами, не возражаете? -нет, конечно же его собеседник на другом конце провода не возражал, - Да, и они собирались обеспечить моих ребят спецодеждой, тоже в счет оплаты, не таскать же мороженную рыбу в форме, - на этот раз собеседник задумался, но дал и на это согласие, -Норвежцы еще хотели предоставить ребятам кое-что для отдыха.
С той стороны провода потеряли всякое терпение. То, что проорали в трубку, было слышно на всю кают-компанию: "Все, больше ни слова, все что получите от норвежцев в счет оплаты, ваше, остальные деньги пусть переводят на счет консульства! Ясно?"
-Господа офицеры, я вынужден вас огорчить, - физиономии присутствующих вытянулись, - Нам придется отказаться от одной баночки маслин! Возражения будут? - дружный хохот подтвердил, что все согласны на такую жертву.
Матросы работали от души, вынужденное безделье надоело, кроме того офицеры туманно намекнули, что за эту работу их ждет неплохое вознаграждение. Норвежские докеры из-за забора скандировали что-то нецензурное, но на территорию порта не заходили. Правило у них жесткое: пришел на работу- работай, иначе будешь уволен, хочешь бастовать - пожалуйста, но за воротами порта. Да и норвежцы не обманули - монтаж солярия и тренажерного зала они начали одновременно с началом разгрузки траулера, а закончили даже раньше, чем траулер похудел наполовину. Капитан в проспектах нашел тренажеры малоизвестной фирмы, поэтому недорогие. Вторым достоинством было то, что они были гидравлические, в них не было грохочущего железа, они работали беззвучно. Закончив разгрузку траулера, матросы "обслужили" заодно и свою подлодку, загрузили продукты и вещи, доставленные норвежцами, а также все прочее, за чем заходили в этот порт.
Когда лодка уже была готова к отплытию, приехал менеджер порта. Оказалось, за погрузку-разгрузку лодки тоже следовала изрядная сумма. Капитан еще раз пересмотрел каталоги.
-Это красное сухое испанское вино, очевидно не пользуется у вас популярностью, что такое дешевое, или оно прокисло?-норвежец сообщил, что действительно уже два месяца эти три тонны никто не берет. Эта была контрабанда, ее конфисковали, но сбыть не могут, цену снижали уже два раза, -А когда снизят третий раз, я хочу забрать всю партию! Менеджер переговорил по телефону и сообщил, что партию вина-все три тонны везут к лодке, цена уже снижена. Вино закачали в резервные емкости для воды . Как только шланги от цистерны с вином были отключены, капитан дал команду люди по местам, офицерам доложить наличие людей. Перекличка прошла за полминуты, ребята были просто молодцы! Все люди были на штатных местах. Была правда маленькая оговорка - у замполита на лодке нет штатного места, но это была его проблема - не успел на лодку, возвращайся через консульство. Заодно и консулам козел отпущения будет, когда перечислят на их счет сумму, которую стоит одна маленькая баночка маслин.
С тех пор у докеров северных портов появилась байка о советской подводной лодке, которая всегда появляется в самый разгар забастовки. Из нее выходят загорелые мускулистые парни, которые с легкостью расправляются со срочной разгрузкой-погрузкой, грузят в лодку, что им причитается за работу и снова исчезают в глубине океана. А у командования Северного морского флота другая байка, вроде как не приживаются на одной из подлодок замполиты, как уходит лодка в рейс, вновь назначенный замполит то напьется до свинячьего визга, то ногу поломает, то в больницу попадет с подозрением на дизентерию. Байки, байками, а этому парню, который едет домой со срочной службы еще трижды пришлось участвовать в авральных работах портов западных стран. И что-то он не помнит, чтобы на подлодке хоть раз появился замполит, зато стакан сухого красного вина после вахты, 2 часа занятий на тренажере ежедневно, потом сауна и солярий-это на лодке закон. Конечно в первый раз у капитана без выговора не обошлось, но прикол с маслинами адмиралу так понравился, что капитана дальнейших проблем с консульствами не было.