Наступил период путешествий для Елены Петровны Блаватской. Тот самый период, информация о котором достаточно затуманена и неясна, так как сама Елена Петровна не вела дневника о своём вояже. Единственным информационным источником могут послужить рассказ самой героини своим друзьям и родственникам, которые, в свою очередь наблюдали, следя за рассказом, хронологическое несоответствие в период путешествий. В любом случае, если пренебречь в повествовании занудной датировкой тех или иных событий, связанной с нашей героиней, то в целом, прорезается ясная картина её путей, которые были, по началу, неисповедимы.
Новость о побеге супруги Блаватского шокировали всю родню Елены. Многие терялись в догадках, где она могла быть сейчас. Понурившие голову сопровождающие, пытались объяснить Фадееву, как их одурачила внучка в Таганроге.
- О чём вы говорите? Какой Таганрог, если вы должны были посадить её в порту Поти! - с гневом, сорвавши голос, практически рычал Андрей Михайлович.
Тут же слуги ему доказывали, что опоздали в сроки отбытия парохода и Елена Петровна решила направиться в Таганрог, что бы отплыть о туда к Гану. Так было быстрее по времени. Но Фадеев прекрасно осознавал, что Елена заведомо затягивала время, планируя свой побег. Вот только как можно было в письме к Петру Гану объяснить, что отправляя внучку в Петербург к отцу, та решилась на безумие. У Елены Павловны пало подозрение на князя Голицина, который весь год жил в Тифлисе и мог тайно встречаться с внучкой. Его отъезд перед замужеством Лели был странным. Возможно, его влияние сказалось на дальнейшем поведении Елены Петровны.
Но есть ещё одна версия этих событий, которые свидетельствуют, что Пётр Ган прекрасно знал, в какое место направляется Блаватская и, с каждым её переездом из одного места в другое, пересылал ей кое-какие деньги, которыми она могла воспользоваться при необходимости.
На пароходе, который бороздил просторы средиземного моря и направлялся на юг в сторону Египта, Блаватская направлялась в Каир, сама не зная, что её там ожидает. Было такое чувство, будто её желание было не её желанием, а манипуляцией со стороны другим, неизвестным человеком, который, словно марионетку дёргал Елену своими нитями, связанными с её сознанием.
Сойдя с трапа, она направилась к ближайшей гостинице, где могла принять ванну и отдохнуть от тяжёлого и изнурительного пути. Зайдя в холл, Блаватскую окликнул чей-то голос. Повернув свой взгляд в сторону оклика, она заметила женщину средних лет. Это была её давняя знакомая, графиня Киселёва.
После развода со своим супругом, графиня уехала за границу во Францию, где обосновалась в Париже, а после колебалась перед выбором других мест: Ниццей и Монте-Карло, где она с удовольствием проводила вечера за игровыми столами в казино. Развод со своим супругом, генерал-майором Киселёвым, начальником штаба 2-ой армии, уроженки Потоцкой Софье Станиславовны, был формальным и выгодным. Киселёв ни в чём не отказывал своей бывшей супруге, наделив её хорошим состоянием. Сама графиня была светской дамой в Петербурге и её красота пленила многих кавалеров столицы. Её красотой был сражён и князь Вяземский. Пётр Андреевич писал после знакомства с ней такие слова: "В ней все нездешнее, кроме взгляда, в котором горит искра земных желаний. Счастлив тот, кто эту искру раздует, в ней тлеет пожар поэзии". Но сердце Софьи Станиславовны было верно Киселёву, как уже было написано ранее, брак был неудачным. И ещё единственный сын от этой связи скончался в младенчестве. Сам Киселёв, когда пребывал в Париже, опасался встречи с княгиней.
- Елена Петровна, добрый день. Какими судьбами вы здесь? - нежным голосом, спросила графиня, подходя к Елене Петровне.
- Добрый день, Софья Станиславовна. Решила податься в путешествие и начало положила с Каира, - уклончиво ответила Блаватская.
- Вы нашли хорошее место для начала путешествий. Правда, Каир своими узкими улочками не сильно впечатляет пытливый глаз, разве что своими мечетями, мавзолеями и арабскими кофейнями. Но для новичков это прекрасное место.
- Приятно услышать мнение опытного путешественника.
Подойдя к вместительном диванам гостиницы, дамы присели и продолжили свою беседу.
- Я хотела бы здесь снять номер на несколько дней, - продолжила разговор Елена.
- А где ваш супруг Никифор Васильевич? Я слышала, что вы сыграли свадьбу в этом году, - пытаясь выяснить причину отсутствия Блаватского, начала выуживать неприятный для Елены Петровны ход разговора.
- Он остался в Эреване. Точнее, я сбежала от него. Не вижу смысла жить с этим стариком, - без тени смущения дала ответ Елена.
- Стоит признать, ваш ответ - это смелый поступок, - с улыбкой и гордостью в глазах возгордилась своей собеседницей Киселёва. - Я прекрасно вас понимаю, моя дорогая Елена. Вы одна из тех, которая не возжелала быть игрушкой для старых детей.
- Да. Это уж точно.
Елена рассказала про то, как она сбежала из дома Блаватского, каким образом она избежала гневных глаз отца и ловко одурачила своих слуг по дороге в Поти и в Таганроге. Так же Елена Петровна рассказала о цели своего визита в Каир. Естественно, княгине Киселёвой были известны увлечения своей собеседницы странными вещами.
- Я приехала в Каир, сама того не осознавая, - говорила Блаватская. - Единственное, что мне приходиться предположить, это то, что здесь я должна встретиться с кем-то, кто поможет мне найти себя.
- Мне кажется, я смогу тебе помочь, - ответила Софья Станиславовна. - Я здесь уже неделю и осматриваю местные культурные и экзотические места и краем уха слышала от одних местных арабов, что не далеко от Каира живёт старый копт, влияние и богатство которого достигнуто его магическими способностями. Я не знаю его имени и где его дом, но могу познакомить тебя с одним коптом, который знает его лично, потому что был его учеником.
Эти слова вернули Елену Петровну в реальность. Ей очень хотелось свидеться с этим коптом и отправиться в путь. Они с графиней условились о месте встречи, который запланировали на следующий день после полудня в одном из местных Каирских кофеен. Теперь мадам Блаватской нужно заказать на ночь номер в этой гостинце и как следует отдохнуть от тяжёлого и насыщенного поездкой дня.
2
***
Великолепная ночь Каира привораживала своей прелестью. Если Гиза, расположенная на другом, правом, берегу Нила - славилась красотою пирамид, которые во мраке ночи подпирали звёздный небосвод своими вершинами, а задумчивое лицо Сфинкса становилось мрачным от симметрично наброшенных теней, в Каире было всё проще, но не менее великолепно. Красоту ночного неба Каира украшали своим силуэтом, в отличие от вершин пирамид - мечети Аль-Азхар, Амра и многие другие мусульманские храмы.
Глядя на эту прелесть из своего окна, старый копт вернулся в свою комнату, вдыхая с наслаждением аромат свежего вечернего воздуха. Он был доволен тем, жил далеко от города, но не упускал его из виду. Его лицо, украшенной седой бородой, которая, словно маска, скрывала высушенные реки морщин, и острыми глазами, выражало мудрость, знание и благородство, подчёркнутое благосостоянием.
- Абдул, - ровным голосом позвал он своего слугу, который, пользуясь своей молодостью и ловкостью, мгновенно появился перед ликом своего господина.
- Да, господин.
- Затуши свечи в комнате. Я собираюсь прочитать молитвы и лечь спать.
- Слушаюсь, мой господин, - проявил свою покорность Абдул и принялся выполнять приказ своего хозяина.
Подождав, пока слуга закончит свои дела, копт вошёл в одну из комнат его помещения, где он всегда проводил свои молитвы, отдавая почтение и благодарность тем, благодаря которым его жизнь устраивала его полностью. Приготовившись к молитвам, он занял соответствующую позу на полу, застеленном ковром. Перед его ликом у стены стояли кадила с ароматными маслами, которые своим благовонием могли свести с ума простого обывателя. Раскрыв большую книгу с молитвами, написанную на языке, которым владели только адепты, он принялся читать молитвы глухим тихим голосом.
С каждым тактом, которым он прочитывал строки молитв, его сознание покидало его. Было ощущение, что оно освободилось от физического тела, а собственный голос был всё более не разборчив даже самому копту. Чем дольше его сознание находилось не в теле, голос становился всё тише и тише. Его глаза уже закрылись, а бледное лицо уставилось в стену, лишь только движение губ подавали признаки жизни, читая молитву, в то время, как сознание полностью не ощущала шума его голосовых связок, а чувствовало молитвы копта.
Теперь и дом не стал физической преградой для его сознания. Оно высвободилось наружу от оков высоких стен и толстых потолков, направляясь ввысь звёздного неба, наслаждаясь красотой и прелестью свободы, которой даже могли позавидовать сами птицы. Он наблюдал тихую гладь Нила, которая отражала в себе звёздное небо, мягкость, тепло и, в то же время, суровость писков пустыни, которые схоронили под своим покровом бесконечное множество тайн и загубили столько же человеческих жизней, блуждающих в их жарком океане в поисках оазиса. Его сознание направилось в сторону холма, на котором он видел странный, но знакомый силуэт.
- Подлетай ближе, Метамон, - ласковым голосом подзывал его стоящий на холме.
Этот голос был тихим, нежным и приятным, но, в тот же момент, копту было странно, что он его слышит сейчас. Обычно, он сам подлетал к людям, но они не могли ощутить даже его присутствия. А здесь он ясно слышал своё имя.
- Неужели ты не узнал меня, Метамон? - продолжал силуэт разговаривать с коптом, поворачивая свой лик в сторону опустившегося перед собой силуэта.
- Как давно мы не виделись с тобой, Мориа? - заметил Метамон, глядя в ясное лицо того, кто разговаривал с ним. Лицо Мориа излучало мягкий свет, который не был преградой для обозрения.
- Наверное, целый век прошёл.
- Зачем я тебе нужен, Мориа? - спросил того Метамон.
- Как часто к тебе ходят умеющие, но не ведающие люди, Метамон?
- Ко мне ходят многие люди, - быстро ответил старый копт.
- Часто ли к тебе попадают обделённые судьбой несчастные, которые ведают, но не умеют и нуждаются в учителе, а учитель брезгует их положением и не оказывает им должного?
- Я не вымогаю дани. Я не махатма, как ты, но отдаю должное тем полученным знанием от наших учителей, которые были бескорыстными и учили нас благодетели, Мориа. Всё моё состояние - это благодарность от господ, которым я оказывал помощь, - оправдывался копт, чувствуя свою низость перед тем, кто по знанием был равен, но по чистоте духа, на много превосходил его. - Среди моих слуг есть способные ученики, которые получают от меня знания бескорыстно.
- Я не пытаюсь тебя чем-то оскорбить, Метамон. Я хочу тебе кое-кого показать.
Сказав это, они мгновенно перенеслись в центр Каира, на много дальше от дома копта, туда - в самый центр бурлящей ночной жизни города, в одно из открытых окон. Проскользнув в него, перед их зрением беспробудным сном лежала молодая дама. Её милое лицо было обрамлено густыми каштановыми волосами, а еле слышное дыхание, двигалось в такт движению грудной клетки, которое еле-еле было заметно.
- Зачем ты привёл меня сюда, Мориа? - не понимая, спросил копт.
- Завтра вечером, ты примешь её у себя, - повиливающим тоном сказал махатма.
- Неужели ты взялся за её опеку? Так зачем тебе я?
- Я не один буду её учителем. Мне поможет Кут-Хути. Ты же научишь её основным вещам.
- Я никогда не занимался с учениками из северных земель, потому что считаю их не способными.
- Она совсем другая. Она воспитывалась в правильном духе и интересы её параллельны нашим.
- На её лице я читаю непокорство, упрямство и дурной нрав.
- Этого всего в достатке в твоей натуре, Метамон. Я знаю, что она многому научиться и будет стоять в наших рядах, с нашей же помощью. Я верю в твои силы, учитель.
После этого копт мгновенно открыл глаза и обнаружил перед собой раскрытую книгу с молитвами, а стены собственного дома окружали его. Пошевелив своими конечностями и ощутив тяжесть, Метамон понял, что его ночные путешествия были окончены. Теперь нужно поспать - эта молитва была утомительна. Но - нет. Ещё осталось одно дело, которое стоит поручить своему слуге.
- Абдул! - резким голосом позвал он своего слугу, который в замешательстве ворвался в комнату копта.
- Да, хозяин! - испугано спросил тот, думая, что с Метамоном случилось что-то дурное.
- Завтра, рано утром, отправляйся в Каир, - не поворачивая лица к Абдулу, давал распоряжение маг, стоя на коленях перед книгой. - Ты встретишься с одной женщиной, которая будет искать встречи со мной.
- Как мне её узнать?
- Ты почувствуешь это - я помогу. Ступай, - получив распоряжение, Абдула вышел из комнаты. Редко ему доводилось выполнять столь туманные задания, но они ему, на удивление, удавались.
Резкий сквозняк, ворвавшийся в открытое окно комнаты, где спала Елена Петровна, подул ей в лицо и разбудил от сладкого сна. Она сквозь сон ощущала чьё-то присутствие перед своей постелью и резко поднялась и глянула по сторонам, но ничего подозрительного ей не показалось. К тому же, она привыкла к подобным ощущениям.
3
***
Проснувшись от шума за окном, Елена Петровна направилась в ванную комнату. Этот день был для неё многим знаменательный - и она знала это. Графиня Киселёва должна была сегодня встретиться с нею и указать на человека, который смог бы свести с этим магом. Интересно, чему он может научить её? Верно ли решение, спонтанно идти на поводу на первый попавшийся слух? Может быть, это одно из заданий учителя?
Странные мысли не давали Блаватской покоя. Неужели он сама взялась за собственную судьбу, и как самостоятельный человек, принимает такие решения без помощи учителя. Сев напротив зеркала, она смотрела на своё отражение. После, заметив открытое окно, она вспомнила прошедшую ночь. Елена знала, что учитель был в этой комнате. Его присутствие нельзя было доказать прямыми доводами и объяснить словами - это можно было только почувствовать. Несмотря на то, что её сон был крепок и те прелестные, сказочные пейзажи, которые переставлялись ей, не были помехой её ощущениям. В тот миг она знала, что он стоит рядом, возле постели, охраняя её сон от непрошенных гостей и других, более, а может быть - менее, способных сил, которые желали завладеть её разумом. Пускай эти силы преследуют ту же цель, что и учитель, но она больше доверяла ему.
Эти мысли сводили к нулю все сомнения. Они были скошены под корень, словно надоедливый сорняк, проросший на ухоженной грядке садовника. Если учитель не покинул её сейчас, значит предстоящая встреча с магом - его желание.
Закончив свой туалет, Елена Петровна вышла из номера и решила сходить позавтракать в кофейной гостиницы. У неё не было сейчас аппетита, потому что когда ожидаешь какое-то событие, от переполнения эмоций совсем забываешь о, подобного рода, нюансах, как ребёнок, проснувшийся утром, в день своего рождения и с нетерпением ожидая подарка, игнорируя всех, вся и всё. Блаватская вышла из того возраста, когда собственные эмоции выходят за рамки контроля из-за каких либо ситуаций. Она знала, что позавтракать ей необходимо, так как день обещается быть довольно изнурительным.
Утром Каир был шумен, как в любое время суток - кроме ночи. Присев возле окна кофейни, Елена наблюдала за жизнью города, ожидая заказа. Постоянно снующие люди проходили мимо неё, не обращая внимания на наблюдающих за ними. Кто направлялся в сторону рынка, кто уже возвращался к себе домой, радуясь покупки. Стоящие купцы, тем временем, ожидали своих слуг, которые проходили возле того же самого окна с грузом, которым был запряжен сгорбившийся ишак. Громкие голоса торговца с покупателем, в пылу торга, казалось, можно было услышать с любой точки Каира. А великолепные запахи экзотических трав, с лёгкостью маневрируя через узкие улочки рынка и теснившихся людей, не теряя своего насыщенного аромата, словно цунами, вероломно внедрялись в окружающее пространство, сводя с ума приезжего. И крики пробегающей детворы, которая, то клянчила мелочь у прохожих, рассчитывая на их состоятельность и благородство, то обворовывали какого не будь денежного скупердяя.
Наблюдение прервал официант, принёсший ароматный час и блюдце с пирожными - это был весь завтрак Елены Петровны. Официант ловко налил чай в фарфоровую кружку без ручек, которая своим видом напоминала бутон тюльпана. Местная культура чаепития разница с английской. Подобная посуда давала возможность не только наслаждаться ароматным напитком, но греть свои руки теплом чая, что давало возможность почувствовать уют и заботу.
- Прошу прощения. Я вам не помешаю? - звонкий голос мужчины на английском языке ворвался в спокойствие мадам Блаватской, что она не очень любила. Подняв свой взор, перед ней стоял мужчина лет тридцати: высокий, стройный, с каштановыми волосами и тонкими усиками, которые подчёркивали его улыбку.
- Это зависит от ваших намерений, - заметила Елена.
- К сожалению, здесь нет свободных столиков, что бы выпить кофе...
- Присаживайтесь, не будете же вы пить кофе стоя! - повелительно проговорила Блаватская, указывая на свободный стул.
- Благодарю вас. Я думаю, стоит представиться. Я - Альберт Росон, - назвав себя, он опустил голову в поклоне и присел за стол.
- Я Елена Блаватская, - сухо сказала та.
- У вас не европейская фамилия. Вы из России?
- Да. Приехала из Тифлиса.
- Я приехал сюда из Америки. Учусь в Оксфорде. Будущий специалист по праву.
- Какими судьбами вас занесло на другой материк? - с любопытством спросила Блаватская, в то время, как Альберту принесли кофе.
- Меня интересует культура мусульманского мира. Особенно религия. Богословие - одно из моих увлечений. Я надеюсь посвятить этому некоторые свои труды.
- Я вам скажу, вы нашли верное место для своих начинаний, - похвалила его мадам.
- С чем вы посетили эти места, если не секрет, мадам?
- Будет смешно сказано, но с тем же, с чем и вы, - засмеялась Елена Петровна.
Сама того не ожидая, они разговорились. Трудно было подумать, что с Росоном Блаватская найдёт общие темы для разговора. Елена Петровна рассказала ему о цел своего приезда в Каир, о ожидании своей встречи с графиней Киселёвой и её помощи, которая она обещала оказать в достижении нужных целей.
- Какую цель вы преследуете? - в конце разговора спросил её Альберт.
- Я не преследую ни каких целей. Я всего лишь выполняю поручения меня посылающего. Учитель хочет, что бы через мои труды, которые в будущем будут написаны и опубликованы, человеческие мысли раскрепостились. Что бы они могли воспринимать мир не через призму сложившихся стереотипов, которые угнетают всю сущность человеческой природы.
После этих слов и допитых кофе и чая, они вышли из кофейной. Поблагодарив друг друга за беседу, которая разбавила одинокий завтрак, каждый из них пошёл своей дорогой. Не только дорогой улиц Каира, но и жизненной. В отличие от своей собеседницы, Альберт Росон станет доктором права и богословия. У Елены Петровны было абсолютно другое предназначение.
4
***
Одно дело - это услышать, как где-то на улице разговаривают о каком-то чуде и рассказчик, в удивлении манипулирует своей гримасой, пытается донести до слушателей все нюансы поразительного события в исполнении одного чудотворца. Другое дело - знать наверняка, что этот человек принимал непосредственное отношение к чуду, но сам ни кому не рассказывал ни слова. Практически ни кому. И очень приятно, когда эта "практически ни кому" какой либо авторитетный господин Каира. В свою очередь этот господин на светской встрече проговорился про все эти странные события.
Утренней задачей графини Киселёвой было - во что бы то ни стало, разыскать ту самую персону. А, впрочем, зачем она ему нужна? Когда они смотрели в окно, наслаждаясь прелестями Каира, господин узнал на прохожего копта, который был занят своими делами и проговорился о его связях с одним местным магом, чудеса которого необъяснимы. Ещё тогда Софья Станиславовна запомнила то напряженное выражение лица того копта, проходящего по узким улочкам города. На какое-то мгновение он тогда повернулся на сверлящий его спину взгляд, и ничего не ответив, без толики возмущения, отправился своей дорогой. Тот человек своим взглядом навеял графине приятные мысли: молодой, стройной фигуры копт, лет тридцати, с красивым лицом, на котором была редкая борода, а глаза одним взором внушали окружающим спокойствие и умиротворение.
Хоть бы не забыть эти глаза, хоть бы их снова встретить где ни будь в Каире сегодня, что бы помочь своей соотечественницы в её стремлении. Эти мысли всё утро не покидали голову Киселёвой. Для начала поисков, она выпила кофе и не мешкая вышла на улицу утреннего города. Обычно, так рано она не подымалась с постели, ночная жизнь заставляла жертвовать этим временем суток ради сна. Может быть, её активности что-то придавало силы - трудно ответь.
Выйдя на улицу, Софья Станиславовна не спеша проходила улицу за улицей, поворот за поворотом. За то недолгое время, что она провела в Каире, город стал ей практически родным. Она могла пройти каждую улочку с уверенностью, что сможет вернуться назад без чьей либо помощи. Главное, не обращать на себя внимание. Накинутый на голову хиджаб не привлечёт внимание мусульман, а минуя более опасные места Каира, Киселёва аккуратно избегала различные неприятности, которые могли с ней приключиться совсем не к стати.
Спустя двух часов поиска и наступлением жары, прогулки улицами становились затруднительными. Софья Станиславовна мысленно пожалела о своей благодетели, оказанной Елене Петровне. Ей хотелось нормально позавтракать и приняться за свои бессмысленные дела, как она всё это время делала в этом месте. Разуметься, мысль о том, что её ждёт в обед, в кофейной гостиницы мадам Блаватская, которая с надеждой взглядом снуёт из переулка в переулок, чтобы увидеть графиню с тем человеком, который сможет ей помочь в дальнейшей деятельности. Эти мысли подвигали Киселёву на продолжение поисков.
Так случилось, сама графиня не понимала каким образом, но поиски её завели в то самое место, глее она услышала про историю знатного копта, владеющего чудесными способностями. Софья Станиславовна прошла то место, где она стояла с достопочтенным господином, который и указал на копта, связанного с магом. Она направилась в тот самый переулок, куда молодой копт спешил в тот вечер. Пройдя через ряды завалившихся сломанных ящиков, которые купцы выкинули за ненадобностью, она почувствовала чьё-то присутствие.
- Вы, наверное, заблудились, мадам? - повернув голову, она увидела того, кого пыталась разыскать. Он стоял в тени и его было трудно рассмотреть, но эти глаза было ни возможно не узнать.
- Я искала вас, - робким голосом сказала графиня.
- Мне известно это. Мой господин велел мне вчера встретиться с вами. Вы от него чего-то хотели?
- Вовсе не я. Это желание моей знакомой, - не зная, как объяснить ему всю суть сложившейся ситуации Софья Станиславовна.
- Вы хотите оказать помощь своей родственнице? - спокойно спросил тот.
- Нет. Это моя соотечественница.
- Я уже понял это. Ведите меня к ней, - сказал копт и отправился с графиней к гостинице в кофейную, где их ожидала Блаватская.
Глаза Елены Петровны не знали, в какую сторону смотреть и от куда ожидать визита Киселёвой. На стене в холе гостиницы висели часы, которые показывали, что наступило обеденное время. Но, мадам Блаватская не собиралась думать плохое о Софье Станиславовны, подобные поиски за один срок не справляются. Стоит дать время, может быть - несколько дней. Единственное, на что Елена Петровна надеялась, это, хотя бы, просто визит графини, которая рассказала бы, на какой стадии развития протекают её поиски.
Сделав глоток слегка остывшего кофе, Елена Петровна заметила в дали знакомую фигуру. Это шла графиня Киселёва с каким-то коптом. Неужели это и есть тот самый состоятельный маг, владеющий особой силой? Они подошли к столу.
- Добрый день, Елена Петровна. Я выполнила вашу просьбу, - с чувством выполненного долга дала отчёт Киселёва.
- Мне очень приятно, графиня. Я в восторге! - ответила ей Блаватская.
- Этот человек, - показывая на копта, который пришёл с ней, графиня продолжила, - прислуживает тому самому магу, с которым ты хочешь встретиться.
- Добрый день, мадам. Называйте меня Абдулом. Мой господин велел мне встретиться с вами, что бы я помог провести вас к его обители. Но путь будет долгим, и если мы в скорости не отправимся, то прибудем поздно вечером.
- Тогда не будем терять времени.
Абдул провёл Елену Петровну туда, где покоились верблюды и ещё несколько слуг, которые были готовы к отправке во дворец копта. Графиня Киселёва попрощалась со своей новой подругой и пылала надеждой вновь с ней встретиться. Елена Петровна ответила взаимностью.
Спустя несколько часов, ближе к вечеру, караван прибыл во дворец старого мага. Блаватская познакомилась с ним, узнала, что его имя Паоло Метамон. С тех пор он занялся её учением. Разумеется, не одни из заданий он не смел давать без совета того, кто направил Блаватскую к нему. Махатма Мориа наблюдал за обучением своей ученицы. Мимо его взора не ускользнуло и желание Метамона полностью отдаваться всему процессу, пытаясь как много больше научить Елену Петровну. Но Мориа заведомо пресекал эти потуги, давая понять копту, что на данном этапе её обучения, это будет лишним.
Мадам Блаватская не долго провела времени у Метамона. Через три месяца Мориа заставил Метамона завершить учёбу. Елена Петровна отправилась в Каир, дабы вернуться в Европу - таково желание её учителя. Она возвращалась в город в сопровождении Абдула, который должен был, по приказу Метамона, доставить Елену Петровну в то место, где три месяца назад её забрал с собой.
- Абдул, ты действительно был учеником Метамона? - спросила его в пути Блаватская от скуки.
- Да, - сухо ответил тот.
- Почему же ты сейчас его слуга?
- Потому что я считаю, что должен отплатить своему учителю за то, что тот учил меня не смотря на мою бедность. Это малая плата, которой я могу с ним расплатиться.
- И ты владеешь знаниями, которыми владеет он?
- Не всеми, - с улыбкой сказал Абдул, поглаживая шею верблюда.
- Можешь что не будь мне показать? - не могла успокоиться Елена Петровна.
- Разумеется. Тем более, что уже темнеет и нам следует устроить привал до утра. Не понимаю, зачем было отправляться так поздно.
Закончив подготавливать место для ночлега, Абдул почувствовал на себя взгляд Блаватской.
- Покажи мне чудо, Абдул.
- Чего вы сейчас больше всего хотите? - спросил он, не глядя на мадам.
- Очень хочется выпить чашечку кофе по-французски с молоком, - с улыбкой пожелала Елена Петровна.
- Ну конечно, если вы этого хотите, - после он подошёл верблюду, набрал в чашку воду, что была в их же поклаже и подошёл к Елене Петровне.
- Ваше кофе, мадам.
- Огромное спасибо, мой друг, - сделав один глоток, она пришла в изумление. - Признаюсь честно, даже во Франции так прекрасно не варят кофе. Это наслаждение. Подобного я не пробовала ни разу.
Абдул с улыбкой поклонился мадам и сел напротив. После нескольких минут беседы, Блаватская глянула на кружку и была удивлена, там была простая вода, и ничего кроме воды там е могло быть. Абдул объяснил ей, что это один из фокусов, которым он был научен у белого мага Метамона.
По прибытию в Каир, Блаватская хотела ещё раз вернуться к этому копту для продолжения дальнейших учений, но это будет не скоро.
5
***
В этой части хотелось бы подвести итог или провести черту тем событиям, которые были связаны с побегом Елены Петровны из Кавказа, отдавая себя полностью нужным ей путешествиям с целью учёбы в своей дальнейшей деятельности. Неважно, с чем это было связано: то ли, действительно, с желанием и наставлением махатмы Мориа, или как Блаватская его называла - учителем; или же стоит сослаться на элементарное совпадение на её личном жизненном пути, который, словно нить Ариадны вела её более уверенно. Так же можно предположить и со стороны материальной, грубой и скептической точки зрения, мол - сама выбирала места путешествий, особ для общения и тому подобные вещи. Эти путешествия для неё были элементарным убийством той скуки, которую она накопила при скоротечной жизни с Никифором Блаватским - своего рода компенсацией. Тем более, выше указывалось, что Пётр Ган решал задачи по финансовой обеспечённости Елены Петровны, если брать во внимание некоторые биографические источники, которые используются в этой работе.
Берясь за описание этих событий, больше всего хотелось опустить скепсис биографических источников, которые могли очернить такую грандиозную историческую фигуру, было бы ханжеским поступком. Но если пропустить их или сделать так, что сам автор не заметил эти кусочки чёрных пятин - то сложится впечатление о том, что эта работа, своего рода подхалимство и лицемерие к самой Блаватской. Поэтому, ниже будут приведены другие формы развития путешествий и ситуаций, связанных с вояжем и, непосредственно, с Еленой Петровной, тогда дух письма этой работы сохранит нейтралитет и скроет свои чувства к разным сторонам, имеющие противоположные мнения к Блаватской.
Для начала стоит заметить, что биография Блаватской была писана многими людьми: Мэри Нэф, Синнет, граф Витте, Вера Желиховская, Писарева и многих других иностранных и отечественных биографов. Самое большое количество скепсиса лилось из биографии авторства Витте. Сергей Юльевич Витте - двоюродный брат Елены Петровны. Его мать - Екатерина Витте, уроженка Фадеевых была родной тёткой Блаватской. Витте больше отличился в истории своей политической деятельностью в истории Российской империи. Стоит заметить, что политиком он был талантливым - с субъективной точки зрения.
По версии Витте - Блаватская из Таганрога на английском пароходе отправилась в Константинополь, где поступила в цирк наездницей. На этом история не заканчивается. Наблюдая за выступлениями одного фокусника, она обучается его ремеслу, которое, в дальнейшем, станет её хлебом. В том же цирке в Елену Петровну влюбляется бас Митрович. Тут же Сергей Юльевич, как и многие другие авторы, упрекает Блаватскую в её феминизме, точнее отсутствии оного, так как решили, что она ответила взаимностью этому певцу, который был старше её на тридцать лет. После Блаватская сбегает из цирка. Оказывается, это её любимое занятие по жизни - хобби. После отправляется в Европу, где встречается с отцом и продолжает с ним дальнейшее путешествие.
В свою очередь, Митрович посылал письма Андрею Михайловичу Фадееву, в которых рассказывал о том, что является супругом Елены Петровны и смело может называться внуком. Это приводило в бешенство Фадеева, потому что, по закону, его внучка ещё не была в разводе с Никифором Блаватским, а то, о чём оповещал его Миттрович - было неприемлемой вещью в светских кругах. Андрей Михайлович принял всё на веру, так как знал, что от Елены Петровны можно было ожидать подобного.
Далее на этом следует остановиться и приводить другие примеры. А к версии Витте мы будем возвращаться и далее, в других описаниях этого повествования. Равно как ещё упомянем Митровича.
Так же версии тех событий интерпретировались следующим образом. По версии Писаревой, Блаватская, всё-таки, поехала после побега в Египет и заранее спланировав встречу с графиней Киселёвой. Далее шёл сценарий знакомства с коптом, который был её учителем короткий срок. Этой версии можно поверить - она более реалистична, как мне кажется.
Так же есть версия, которая объединяет версии Витте и Нэф. Она заключает в себе поездку Елены Петровны в Египет, где она поступает наездницей в цирк, и там же всплывает персонаж Митровича, как любовника.
Более всего меня, скорее рассмешила - а не возмутила, версия биографии нынешних авторов. Особенно, один документальный фильм, который я не помню, как называется, и не хочу даже тратить время на поиски этой информации. Современные телевизионщики, нашего с вами времени, очевидно, обнаружили новые источники информации, доселе никому не известные. Этот фильм я посмотрел в 2009 году и был несказанно рад, что он длился сорок семь минут, а не полтора часа.
Просматривая различны версии биографии, на глаза попадались не только романы с Митровичем, но и встречалось имя Михаила Бетанели, которому тоже сватали роль супруга. Он был лицом княжеского происхождения и младше мадам Блаватской на семь лет, но долго не задержался возле Елены Петровны. Кстати, тоже версия наших с вами современников. Но версия документального телефильма, про который вы уже знаете, открывает нам то, что у мадам Блаватской был возлюбленный ещё в юношестве. Это тот самый махатма Мориа. По их версии, каждая встреча Елены Петровны с учителем заканчивалась поцелуями и называла она его не учителем, а хранитель. Этой версией встречи с махатмой я пренебрёг в первом части, когда мадам Блаватская впервые с ним встретилась. Но в этой части, когда я хотел описать их версию побега, было бы глупо не открыть всю версию событий, по мнению авторов документального фильма. Самое интересное, что все версии биографов Блаватской, которые были перечислены и, к моему сожалению и плохой памяти, остались обделёнными, не могли и подумать об этом. Ни где не указывается подобная первая встреча с Мориа, даже у самых закоренелых скептиков, как Витте. Авторы этого фильма пошли в противоположном направление всем подряд - интересная позиция и лично для меня - забавная.
Побег, по сценарию фильма, проходит следующим образом: Елена Петровна, всё-таки попадает в Одессу. Но не для того, что бы пересесть на пароход и поплыть в Петербург к отцу. Оказывается, отец её уже ждёт в Одессе, хотя в этот момент он находиться на службе в столице, если рассматривать все биографические версии. Но мадам Блаватская избегает встречи с Петром Ганом а встречает египтянина, который похож на махатму Мориа и живёт у него несколько дней, изучая египетские тайны магии и переводя книгу мёртвых, тоже египетскую.
Далее у меня нет терпения описывать очередные шаги Елены Петровны Блаватской, исходя из сценария документального фильма. В дальнейшем, очень хотелось не прибегать к этому источнику информации, который без улыбки на лице трудно даже вспоминать. Возможно, это последнее упоминание неудачного фильма.
6
***
Первый восточный вояж Елены Петровны закончился и стоит сказать, что именно в этом месте для неё был первый серьезный опыт обучения. Её переполняли положительные эмоции от проведенного времени с Паоло Метамоном. Она была счастлива, что он не побрезговал учить белую женщину с севера, что было для него нонсенсом. Для того, что бы закрепить свои начальные азы знаний, мадам Блаватская направилась в Париж. То самое место, где хватаются за любые непонятные вещи, заранее зная, что это станет модой. А мода - это оружие, которым навязывают собственные интересы остальным, подрывая все стереотипы человеческой нравственности и различных условий, которые являются неотъемлемой частью культуры жизни.
Может быть, Елена Петровна ехала туда, что бы помочь всем смотреть на мир немного иначе - как это делала она, и если успех будет на её стороне, то именно столица Франции будет катализатором её движения. Разумеется, это выглядит наивно, но её юное упорство подталкивало на радикальные действия, ни важно, что у неё практически не осталось сбережений для того, что бы просуществовать в столице моды и двух дней. Стремление - вот что ею сейчас двигало, и Елена Петровна не могла оказать сопротивление этому чувству.
В этот период времени в Париже стало вводиться в моду своего рода ноу-хау - спиритизм. Спиритические сеансы - это одна из форм общения с душами умерших. Общение с ними производил специально подготовленный человек - медиум, который являлся посредником между потусторонним миром и реальным. У медиума было много способов, которые позволяли вести общение: доводить себя до состояния транса, как это делают шаманы многих племён (достаточно эффективный способ, который притягивает внимание впечатлительных особ, падких на подобного рода трюки, ловя их за нити наивности) и при помощи нового изобретения - доска виджа. В этом приборе не было ничего сложного: деревянная доска с латинским алфавитом и круглое увеличительное стекло. Этот прибор ставился в центр круглого стола, вокруг которого садился медиум с "обычными" людьми, которые помогали ему связаться с потусторонним миром, повторяя в унисон его заклинания. После медиум брался за увеличительное стекло и проводил его по буквам, от одной к другой, которое в процессе записи другого человека, либо ассистента медиума, выявляли различные слова.
Эти слова называли письмами с того света. Любая вдова хотела пообщаться с покойным супругом, равно как и другие, отягощённые подобным горем в своей семье, хотели узнать о судьбе несчастных. Безусловно, они стремились воспользоваться услугами спиритов в то время. Стоит заметить, что практически все они являлись шарлатанами. Эти сеансы можно было проводить в любом доме, но медиум выбирал отдельно обитель, которую подготавливал для своего обряда, добавляя такие эффекты как: скрип мебели, движение стола, душераздирающий вой и эффект загробного толи дыма, толи пара. Более квалифицированные спириты выезжали в дома к знатным особам, демонстрируя своё умение.
Одним из подобных спиритов был американец Юм. Его первый опыт спиритизма был осуществлён на родине, каким способом он достиг популярности за океаном и что подтолкнуло его к этой деятельности - неизвестно. Можно просматривать много фактов, в том числе и явный - это желание денег и жажда славы, возможно. Он показывал своё умение в странах западной Европы и несколько раз заезжал в Петербург. Юм был тем самым объектом для мадам Блаватской, который был необходим для её практических учений. Возможно, так хотел учитель.
Париж открылся для Елены Петровны прекрасным городом. Она была здесь ранеё ещё с отцом, поэтому она знала город. Спирита Юма она нашла быстро - по всем афишам на улицах города, в том числе и Елисейских Полях. Блаватская последовала за указанным адресом и пришла к трёхэтажному дому на улице Риволе. Такое расположение было естественным, так как это облегчало временные затраты знатным персонам города, которые проживали в этой части города, для визита к спириту.
Войдя в парадную, она поднялась на второй этаж. Перед её глазами была красивая деревянная дверь, украшенная резными узорами. Ошибиться было невозможно, потому что висела вывеска, которая информировала посетителя о жителе за этой дверью. Постучавшись в неё и минуту подождав, Елена Петровна услыхала, как защёлка дверного замка зазвенела, и дверь с тихим скрипом приоткрылась.
- Добрый день. Я к господину Юму, - робко проговорила Блаватская.
- День добрый. Проходите, пожалуйста, - с приятной артистичной улыбкой сказала женщина, приоткрыв дверь шире, что бы посетитель смог войти. Женщине было на вид лед пятьдесят, но, несмотря на возраст, она следила за собой. Красивое платье, которое скрывало её недостатки, подчёркивало её лучшие стороны - всё как полагается, если пользоваться французскими одеждами. Её милое лицо было бледным от большого количества пудры, а слегка седые волосы были аккуратно уложены.
Проведя Елену Петровну в гостиную, она предложила гостье присесть на диван, сама же разместилась на кресле за столом напротив.
- Я - мадам Жюве, - представилась женщина, глядя на Блаватскую и открывая какой-то журнал.
- Я мадам Блаватская... - не успев закончить, её перебила мадам Жюве.
- Мистер Юм сегодня принять вас не сможет. Я запишу вас на завтра - в полдень. Вас устроит?
- На самом деле, мне не нужны его услуги. Я хотела бы устроиться к нему на работу.
- В самом деле? Удивительно? - изменив своё выражение лица, перекосив слегка рот в недоумении, мадам Жюве встала изо стола и направилась в соседнюю комнату. Войдя туда без стука и некоторое время там пробыв, она вышла к Елене Петровне:
- Пройдите в кабинет к мистеру, он вас выслушает, - холодно сказала его секретарша, подходя к своему столу.
Блаватская вошла в кабинет к Юму, закрыв за собой дверь. Перед ней стоял взрослый человек. Елена Петровна про себя заметил его возраст, несоразмерный его занятию. Она ожидала увидеть какого ни будь старика, который своим взглядом пронзал насквозь всё, даже человеческое сознание. Но это был мужчина сорока лет, который больше походил на актёра из местного водевиля. Его комическая улыбка немного сняло её напряжение.
- Добрый день, мадам Блаватская, если я не ошибаюсь? - бархатным голосом промолвил спирит.
- Да.
- И как я понял, вы хотите устроиться на работу ко мне? - переспросил он, садясь в кресло напротив журнального столика, на котором стояла ваза с розой. Знаком он пригласил даму присесть на кресло рядом.
- Всё верно.
- Что вы умеете делать? - не стал затягивать с этим вопросам Юм, сразу переходя к делу, в надежде побыстрее избавиться от странной посетительницы.
- Я умею делать странные вещи, - не долго думая, Блаватская прикоснулась к бутону красной розы и лепестки сразу завяли. Через некоторое время она собралась, зажав пустой осыпавшийся отросток в ладонях. Отпустив ладони, на отростке появились новые лепестки, но уже белого цвета. Елена Петровна аккуратно положила розу обратно в вазу, наблюдая за ошарашенным Юмом.
После паузы она, более смелым голосом, спросила спирита:
- Так, какую вы мне доверите работу?
- Мадам Жюве! - прокричал он. Через мгновение дверь открылась, и секретарша предстала перед их глазами.
- Я вас слушаю, мистер Юм.
- Принесите две чашки чаю и не беспокойте нас, - мадам Жюви ни разу не видела Юма в подобном состоянии и быстро отправилась выполнять поручение.
- Давайте обсудим условие вашей работы и род деятельности, - незамедлительно он обратился к Елене Петровне, ещё не отойдя от увиденного чуда.
7
***
В то время, когда умирали Эдгар По, Фредерик Шопен, Иоганн Штраус, на их смену приходили не мене великие люди - такие, как лауреат Нобелевской премии в области медицины, создатель условных и безусловных рефлексов - Иван Петрович Павлов и Сергей Юльевич Вите - политический деятель Российской империи и двоюродный брат Блаватской. Венгрия огласила о своей независимости, а англичане аннексировали Пенджаб, а парижан занимала совсем другая стихия. Все события, которые происходили в бурлящей жизни Европы, лишь косвенно интересовали парижан. Для них это, своего рода статистика. Для них сейчас важно другое - связь с потусторонним миром. Они хотели казаться загадочными, делать вид, что владеют чем-то - то ли знаниями, то ли информацией "от туда", которую нельзя оглашать первому встречному, иначе про это сегодня узнает весь Париж, а завтра - мир и загадочность особы быстро снизиться до минимума. Да же то, что уже несколько месяцев, как Франция выпустила первую почтовую марку, не удивило самих французов.
Елена Петровна чувствовала себя не очень комфортно в этом городе. Слишком утомительна была для неё бушующая цивилизация. Когда парижане хвастались своими культурным достоинством, все свои жизненные нормы навязывая другим странам, им не хватало в жизнедеятельности тишины и спокойствия, которые преобладали в странах ближнего и дальнего востока, которые сами французы называли землями дикарей.
Блаватская старалась выучить французский язык, который давался ей нелегко. Ей повезло, что Юм родом из Америки и общается на английском, несмотря на то, что её английский тоже не идеальный. Елена Петровна не забудет своего провала во владении английским в первом путешествии в молодости с отцом, когда они поехали в Бат. В её памяти до сих пор прорезается смех английских лордов, слышащих с её уст английскую речь с йоркширским наречием, которым она владела, учась у гувернантки своего деда. Но эти знания сейчас Елене Петровне были, как ни как, к стати. Мадам Жюве, стоит заметить - коренная парижанка, сама владела английским не лучше новой коллеги. Её удивляло, что Юм, после часа беседы с русской, принял её к себе. У Юма не было никаких секретов перед своей секретаршей, и он знал о том, что она прекрасно понимает, чем он на самом деле зарабатывает на жизнь. Это всего лишь его работа, и она является её частью, своего рода спектаклем, а она, можжет быть - актёром? Хотя вряд ли - скорее всего - образ костюмера.
Господин Юм выделил комнату для Блаватской в квартире, где был и его офис, и место работы, и место отдыха. Комната была не сказать что просторной, но для Елены Петровны была в самый раз, ведь она приехала сюда не для собственного комфортного расположения, а для накапливания практических знаний. Перед её глазами предстала достаточно простая, но и не лишённая удобства комната. Всё что нужно для элементарной жизни: просторная кровать, письменный стол, шкаф, два стула, диван. Вся мебель была компактно расставлена и освещалась в дневное время лучами солнца через большое окно, которое выходила на само сердце Парижа - улицу Риволе. Небольшое количество светильников говорило о том, что и ночь для Елены Петровны будет не слишком тёмной, если она сама этого захочет, разумеется.
Мадам Жюве сопровождала Елену Петровну к этой комнате, весело рассказывая о удачном выборе Блаватской, что она приехала именно в Париж.
- Вы приняли правильное решение, приехав сюда, - сказала секретарша Юма, открывая тем временем шкаф, что бы Блаватская смогла там разместить свои вещи.
- Если честно, я планирую, в дальнейшем, отправится на восток, - сказала Елена, глядя из окна на Париж.
- Зачем? Что вы там забыли?
- Я там хочу найти для себя знания. Мои способности слишком скучны. К стати говоря, я уже была замужем. И супруг мой состоятельный человек. Но радости от этого я не испытываю, - Как бы про себя проговорила Блаватская последние слова.
- Здес для вас может быть успешная партия. Вы понимаете, о чём я? Успешно выйти замуж за состоятельного парижанина, либо иностранца с хорошей репутацией и жить в своё удовольствие, - мадам Жюве говорила не подымая взгляд на Елену Петровну, ладонью вытирая пыль с письменного стола. Блаватская поняла, что этой мечтой сама секретарша и живёт, но это не приносит Жюве счастья. Глядя на то, как парижанка поникла от своих же слов, Елена Петровна не стала ничего говорить.
- Я пошла. Вы тут располагайтесь, отдохните. Обед будет через полтора часа. Если забудете - я напомню, - сказав это, мадам Жюве вышла из комнаты, закрыв за собою дверь.
Через несколько минут, после ухода из комнаты Блаватской, парижанка беседовала с господином Юмом, невзначай затронув тему новой напарницы спирита.
- Чем же она вас удивила, господин Юм?
- Вы ревнуете, мадам Жюве? - с улыбкой на лице ответил вопросом на вопрос спирит.
- Что вы? Мне просто интересно, - немного засмущавшись, сказала Жюве. Её лицо слегка покраснело - это было заметно даже через плотный слой пудры на её лице.
- Она удивительный человек. Вы знаете, что я не совсем спирит, я - гипнотизёр. Гипноз - это наука, но она сейчас расценивается как нечто особенное. Мне было бы приятно, если бы в будущем, гипноз действительно помогал людям.
Мадам Жюве внимательно смотрела на Юма, тот продолжал:
- Я делаю те вещи, которые нравятся людям. Мне приходиться заставлять их верить в увиденное услышанное, чувствовать то, что я хочу, что бы они чувствовали. Мне тяжело прибегать к подобным фокусам одному.
- И чем же русская может вам помочь?
- Вот она может быть моим эффектом при работе. На моих глазах она своей энергией распустила бутон красной розы, после из того же стебля за секунды вырастила новый бутон, но уже белого.
- Неужели? Это действительно впечатлило вас?
- Ещё бы. Меня обмануть очень трудно. Я понял, что она владеет каким-то способом иллюзии. Это как раз то, что мне надо. Это большая находка, мадам Жюве, вы понимаете меня? Это тот самый случай, когда не Мохаммед идёт к горе, а гора - к Мохаммеду! - его глаза коварно блестели от того везения, что Блаватская пришла именно к нему. Садясь в кресло, в его голове уже вертелись тысячи способов, как более специфически устраивать каждые сеансы с клиентами, насколько поднять цену за сеанс, как лучше обустроить рабочий кабинет. Коварство переполняло натуру господина Юма.
8
***
День за днём, месяц за месяцем Елена Петровна Блаватская работала под руководством господина Юма. Уже через определённый момент времени она стала понимать, что служит этому популярному спириту лишь только тем, что зарабатывает ему хороший гонорар за выступление. Именно выступлением ей казалось всё происходящее в квартире дома на улице Риволе. И если для мадам Жюве это представление казалось театральным, то для Елены Петровны - цирковым.
Перед её глазами проходили множества знатных персон города. Разумеется, большинство из них были представители высоких титулов и даже находящихся при определённых чинах у руля Франции. Были и иностранцы, которые, тем не менее, ни чем не отличались от самих французов по уровню своей наивности и глупости. Лишь не многие приходили и наблюдали за всеми пасами Юма с ухмылкой на лице, догадываясь о проделках приезжего спирита, пользуясь, как эгидой, скепсисом, либо уровнем собственных спиритических знаний, которые иногда были на много лучше фокусов Юма. Из-за тактичности они не слишком стремились разоблачать каждые движения спирита, заведомо зная, что этим ничего не добьются, кроме недовольства посетителей, злить которых не было смысла, потому что они же могли быть их собственными посетителями в будущем.
- Мадам Блаватская, задёрните шторы, будьте любезны, - монотонный голос Юма отдавал распоряжения своей ассистентки, после того, как проверил список посетителей сеанса, которые сидели в комнате в ожидании невиданного.
- Мадам Блаватская, зажгите вон тот светильник, будьте любезны, - приговаривал он, наблюдая, как сидевшие посетители во круг стола, словно школьники смотрели на всезнающего учителя, который отдавал следующие необходимые требования.
- Мадам Блаватская, помогите нашим посетителям собрать все металлические предметы, которые сейчас с ними - они помешают душам умерших общаться с нами, - Елена Петровна послушно выполняла эти действия, уже начиная корить себя в мыслях за эту глупую идею обучения здесь.
- А теперь возьмитесь все за руки, - командовал господин Юм. - Все сидящие рядом друг с другом, возьмитесь же за руки, ну же! Мы должны создать энергетическое поле, которое поможет нам при общении с умершим.
Всё это послушное стадо выполняло любое требование спирита, в то время, как мадам Блаватская, стоя в углу и будучи не замеченной, должна была вызвать движение стола, его лёгкую левитацию и постукивание об пол. Это вызывало страх у присутствующих.
- Не паникуйте. Не бойтесь. Своими эмоциями вы спугнёте душу умершего, который собирается вступить с нами в контакт, - тихо, практически шёпотом пробурчал Юм, бормоча под нос непонятные слова, служащие для других заклинанием.
- Я чувствую, как он входит в меня, - говорил Юм, это было знаком мадам Блаватской, которая знала, что в этот момент нужно привести в действие увеличительное стекло, которое будет указывать на буквы, из которых сложатся слова в строгой последовательности - что представляло собой информацию с того света. Разумеется, текст этого письма был заранее согласован между Юмом и Еленой Петровной.
Ошарашенные глаза посетителей удивлённо читали полученные слова, которые говорили о том, как хорошо быть по ту сторону, как покойные любили своих жён, мужей, детей и всех родственников. Рассказывали про положение и иерархию рая и ада. В общем, всё то, что интересовало человека тогда и не перестаёт волновать поныне. Возможно, эти интересы будут вечны и однообразны.
Каждые эти сеансы становились Блаватской на столько противны, что она уже импровизировала без ведома самого спирита, подымая стулья с посетителями, у которых от подобного ужаса сердце уходило в пятки. Эта их реакция забавляла Елену Петровну, но после Юм высказывал ей своё недовольство за подобные выходки. Блаватская и здесь не падала духом и оправдывалась тем, что в удивлении разводила руками, пытаясь сделать вид, что это не её проделки, а самого Юма, либо действительно души умершего.
Желание хоть как-то разнообразить свою жизнь на этой работе, Елена Петровна лично беседовала со спиритом с различными идеями:
- Господин Юм, со мной у вас есть реальная возможность вызывать настоящих духов. Я могу это делать.
На что тот отвечал:
- Зачем, мадам Блаватская, вы и так не плохо справляетесь в нашей совместной работе. К нам ходят посетители раз за разом больше, мы сыты, одеты, обеспечены уютным жильём - этим нужно пользоваться. Если мы действительно этим будем заниматься, то сеансы могу выйти из-под нашего контроля, а это может отпугнуть клиентов. Понимаешь, о чём я?
Но эти слова были лишь предлогом, истинным мотивом был страх, что Елена Петровна затмит своим умением спирита Юма, тем самым отправив его на парижские задворки показывать фокусы малообеспеченным парижанам за еду.
Прелестные улицы Парижа были волшебной красоты, на них Елена Петровна любила прохаживать и размышлять о своём будущем. Осень полностью ступила во двор столицы Франции: падающие золотисто-красные листья деревьев устилали аллеи вдоль оживлённых проезжих дорог. Прохожим было приятно ступать на них. Было ощущение, что осень устилает ковёр на дорогах, что бы все прохожие могли насладиться частицей тепла и юта, перед очередной холодной зимой. Но что такое французская зима, по сравнению с зимами русских земель, мадам Блаватская знала не понаслышке, и ей было прекрасно известно - единственной неприятностью зим Парижа есть сырость, которая настолько мерзкая, что многие предпочитают ей суровые зимы.
Елена Петровна не хотела, что бы с этим городом у неё были плохие ассоциации из-за того, что здесь у неё не сложился практический опыт в своих начинаниях. Она давно таила в себе желание улететь из этого места куда ни будь подальше от сюда, что бы на время изменить обстановку в своей жизни. Осталось только единственное - дождаться выдачи зарплаты за вечерний сеанс и бежать от сюда, как когда-то она бежала от Никифора Блаватского.
Последний сеанс закончился в том же русле, как и все остальные. Мадам Жюве, на правах правой руки Юма по части различных документаций, выдала Блаватской определённую сумму денег. Елене Петровне стоило признать, что за всё время здесь её ни разу не одурачили в оплате, за это стоило отдать должное Юму и Жюве.
После короткого ужина, господин Юм отправился в свою комнату. Блаватская в тайне собрала свои вещи, достала из тайника кое какие сбережения, накопленные за время работы здесь, и собралась отправиться в путь, как только её прервал стук в дверь. Это была мадам Жюви:
- Добрый вечер, мадам Блаватская, - приветливым тоном сказала она. - Я хотела вас предупредить, что сейчас я ухожу в театр и буду поздно. Не хочу, что бы вы волновались за меня.
- Спасибо, что сообщили. Счастливого отдыха, мадам Жюве.
- Вам тоже, - проговорив скороговоркой, Жюве выскочила из комнаты. Было слышно, что у парадной её ожидал экипаж, который сопроводил бы её до театра.
Тем лучше. Никто не заметит ухода ассистентки спирита. Её главной задачей сейчас было - добраться до марселя, а там - на пароход и - Константинополь.
9
***
Константинополь - город, который считался одним из самых богатых городов. Это город - который соединял в себе культуры востока и запада в одно целое. Из этого места, которое славяне называли Царьград, на Русь пришло православие и на века сплелось своими корнями в почву повседневной жизни славян, в будущем ставшей неотъемлемой частью культурного развития и фольклора. Это город - столица христианской империи: Третий Рим, Византий, Каменный город. Сам Константинополь является престолом Константинопольского патриархата, что для всех православных церквей она важна на столько, на сколько Ватикан важен для церквей католических.
Великолепная архитектура Константинополя, тоже являлась продуктом синтеза двух культур. В городе легко усваивались храмы и соборы европейской культуры, рядом с которым мирно соседствовали классические восточные базары, сравнимые с персицкими и египетскими. Так же отводилось место для развлечений: театры, цирковые представления, различные развлечения, которые занимали своим экзотическим происхождением прохожих. Если для приезжего это место казалось оживлённым муравейником, то для аборигенов - жизненной нормой их существования.
Географически, этот город был портовым звеном между купцами востока и запада. Один из проливов Босфор - Золотой Рог, омывали берега Константинополя, где упирался в канал, проплывая по которому купцы попадали в мраморное море. А уже от туда - прямой путь в Чёрное море и торговля на рынках Одессы, Крыма и других городов-портов, а от них, словно по цепной реакции, товар распространялся по землям восточной Европы. Удачное место - Константинополь.