Зильберман Михаил Израйлевич : другие произведения.

Праарии и V династия Египта.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Постулируется, что волна протоиндоевропейцев (праариев), носителей "позднеямќной" культуры, прокатившись по восточному побережью Средиземного моря в 2500-2100 гг. до н.э., достигла Египта, где и основала V (солнечную) династию.

  Праарии и V династия Египта.
  Существует суждение, что волна протоиндоевропейцев, носителей "позднеям-ной" культуры (М. Алиней, ун-т Утрехта. 2000), прокатилась в 2500-2100 гг. до н.э. по землям Сирии и Ханаана, и как многие иные волны этносов, продвигавшихся вдоль восточного побережья Средиземного моря (а "ранние археологические памят-ники указывают на то, что... путь по суше [в Египет] через Синайский полуостров... был известен еще в мезолите, - с Х тыс. до н.э." (И.М. Дьяконов, А.Ю. Милитарев)), по всей вероятности, достигла и Египта. Об этом, в частности, может свидетельствоќвать захоронение воина-праария (средний бронзовый век - 2600-2000 гг. до н.э.), отќкрытое Фл. Питри в Телль-ќэль-Аджуле, невдалеке от Газы, где в могилу был полоќжен и конь воина. Показательно и то, что в древнеегипетских захоронениях обнаруќживаются индоевропейские типы. Так, Бакстон пишет: "Среди древних черепов из местности вокруг Фив в коллекции "Отдела анатомии человека" в Оксфорде, встреќчаются формы, которые, несомненно, можно причислить к нордической [индоевќропейской] расе"). И тогда возникает вопрос: уж не связан ли факт возникќновения (возвышения) в Египте новой (V) династия ок. 2504 г. до н.э. с этой миграќцией праариев? Примечательно и то, что приход к власти V династии (период правќления - ок. 2504-2347 гг.) сопровождался сменой процветавшей в стране лунной реќлигии на солнечную (что, видимо, вызвало недовольство народа, поскольку изќвестно, что правление IV династии окончилось смутами): Гелио-польский солярный культ бога Ра быстро обрёл государственный характер ("Палермский камень"). Хроќнологичеќски (если датировки верны) образование новой династии и смена религии в стране синхронны данной миграции праариев, - носителей "позднеямной" культуры (всадќников, видимо, вторгнувшихся в район дельты Нила и закрепившихся там; то же позднее проделали и гиксосы).
  Существуют ли артефакты, свидетельствующие в пользу того, что основатель V династии фараон Усеркаф (Уас-куфа) - индоевропеец?
  Согласно тексту папируса "Весткар" (датирован эпохой гиксосов) родиной (возможно, зоной начала экспансии) Усеркафа является местечко Сахебу (главным богом которого почитался Ра), предположительно находящееся в Дельте, невдалеке от Гелиополя. По легенде, приведённой в папирусе, приход к власти фараонов V ди-настии, особенно первых трёх, весьма тесно соотносится с культом бога Ра (начиная с Нефериркара Какаи фараоны стали титуловаться "сынами Ра"): их отец - сам Ра, а мать - жена верховного жреца бога Ра; кроме того, предсказано, что Усеркаф будет верховным жрецом Ра в Гелиополе (видимо, до принятия титула фараона).
  В заупокойном храме третьего царя V династии Нефериркара Какаи в Абусире обнаружены иератические папирусы, в которых повествуется о его матери - царице Хенткаус. В надписи, обнаруженной в Гизе, эта царица названа "Матерью двух ца-рей Верхнего и Нижнего Египта, дочерью бога [фараона]".
  В окрестностей пирамиды фараона Сахура найден рельеф с его семьёй, позво-ляющий считать, что Хенткаус (Неферхотеп) была женой Усеркафа и матерью его сыновей: Сахура (второго царя V династии) и Нефериркара Какаи, а также дочерью пятого фараона IV династии Менкаура (2546-2511 гг. до н.э). Примечательно, что в папирусе "Весткар" прорицается (рассказ "О Хуфу и чародеях"), что внук фараона Хуфу (отца Менкаура) будут царствовать при новой (V) династии. Следовательно, Усеркаф, женившись на царевне Хенткаус, получил престол на законном основании в силу "утробного" права (и линия родства между династиями не прервалась), что видимо, Усеркаф и подчеркнул в своей царской титулатуре, включив в неё имя боќгини "Маат" ("правда и справедливость"). Примечательно, что "при V же династии термин "маат" (без детерминатива) появляется в автобиографиях" (Е.А. Романова. "Проблемы истории и культуры Древнего Востока", сб.,2010).
  В Каирском музее (преимущественно) хранятся части нескольких статуй (в ос-новном их головы) фараона Усеркафа. Так, хорошо сохранилась голова статуи, най-денная в заупокойном храме пирамиды Усеркафа в Саккара. Кусок алебастра, изо-бражающий рот и подбородок Усеркафа, принадлежащий статуе почти в натураль-ную величину, находится в Египетский музей в Берлине. Примечательно, что у всех "голов" Усеркафа отсутствует типичная "царская" борода (его сын, фараон Сахура, уже изображён с такой бородой; заметим, что даже Хатшепсут, как фараон, пред-ставлялась с "царской" бородой).
  Все эти артефакты дают возможность составить представление о чертах лица, этническом типе, этого человека. Итак, на сколько можно судить по нескольким разќличным фотографиям головы Усеркафа, наличествует мезоцефалия (среднеголо-вость); пропорции (и овал) лица - практически, как у Карла фон Мюллера, принятого за образец нордической расы; высокий, широкий и чуть-чуть наклонный (немного выпуклый) лоб; надбровья и глаза (длинный разрез глаз) по форме и соотношению размеров сходны с изображёнными на фото Карла фон Мюллера (героя Первой миќровой войны); выступающий нос с прямой спинкой (ширина спинки носа почти как на фото Мюллера), несколько вздёрнутый, кончик носа немного широковат (толстоќват); рот типично индоевропейский (характерная форма губ), губы не толстые; неќбольшой (не массивный), хорошо выраженный, выступающий подбородок; борода отсутствует (характерно, что и филистимлян (протоиндоевропейцев) египтяне изоќбражали без бороды). Таким образом, очевидно, что данный типаж вполне может быть индоевропейцем.
  Яркими (исходными) представителями "чистой арийской расы" можно считать кельтов и германцев. Античные авторы (такие, как Страбон, Диодор Сицилийский или Плиний) неоднократно описывали этот физический тип (Т. Пауэлл "Кельты. Воины и маги". 2003): высокий рост, светлая кожа, развитая мускулатуќра, голубые глаза и белокурые волосы. Античные скульптурные изображения (пергамская школа) кельтских воинов также являют собой рослых людей мощного телосложения, круглыми или овальными головами и волќнистыми или кудрявыми волосаќми (кельты следили за своей внешностью). В античны времена иногда было весьма не просто отќличить по внешнему виду кельтов от германцев. Так, когда Калигуле для процессии в триумфе 37 г. нужны были статисты, которые представляли бы пленных германќцев, император заменил их кельтами из Галлии. Страбон "География") наделяет германцев лишь несколько более высоким ростом и более диким нравом (времена Августа и Тиберия).
  Характерно, что пирамида Усеркафа, расположенная в Саккаре (вблизи пира-миды Джосера), имеет сравнительно небольшие размеры (сторона основания - ок. 70 м и высота ок. 50 м), была (бытует мнение) построена из плохо обработанных ка-менных блоков и так небрежно, что напоминает (не намеренно ли?) не пирамиду, а курган (груда камней). Вход в подземные покои пирамиды (в погребальной камере были найдены остатки базальтового саркофага), находится с северной стороны и расположен на уровне земли.
  Представляется, что надгробное сооружение в Саккаре (пирамида-курган Усер-кафа) весьма напоминает подобный объект, обнаруженный в Ханаане (керамика, найденная на территории строения, ориентировочно датирована началом III тыс. до н.э.). Эта постройка (Голанские Высоты) состоит из трех каменных кругов с про-ходами (диаметр внешнего круга ок. 156 м) и большим "курганом" в центре (диа-метр 20 м и высота немногим менее 10 м), возведённым из больших базальтовых камней. Под "курганом" открыта погребальная камера.
  Не исключено также и то (возникает предположение), что у Усеркафа, его семьи и рода, могли быть, помимо обычного почитания, какие-то особо сакральные отноќшения (связи) с культом солярного божества.
  Как известно, у праариев Солнце входило в пантеон (1.) в качестве одного из двух главных божеств - богов солнца и грозы (громовержца, рано слившегося с бо-гом Неба)). Так, у древних славян апрель обычно начинался празднеством возрождеќния жизни. В селениях появлялся на белом коне молодой рыжеволосый всадник, обќлачённый в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья (исключительно вся символика связана с раннеземледельчеќским культом Великой богини; "белый конь" же - скотоводческо-кочевая эмблема солнца, появляющегося на небосводе). Считается (1.), что этот всадник - славянќский бог солнечного света и тепла Ярило (у ирландских кельтов солярное божество "Луг (Lug)" ("Сияющий") - бог света).
  Арабский путешественник Х в. Аль Масуди пишет, что видел у славян (индоев-ропейцев) храм с раскрывающейся крышей и пристройками, из которых наблюдался восход Солнца (солнцепоклонники). Приветствия и моления регулярно возносились Солнцу при его восходе и заходе в Южной Польше, Белоруссии и на Украине. "Перќсидский Аноним" писал о славянах как о солнцепоклонниках.
  Особенно значимо то, что, в частности, у индоариев один из двух главных родов царей и героев (упоминается как в мифологии, так и в исторических источниках) считал своим родоначальником (первопредком) бога Солнца (Сурью; ранее, веро-ятно, Митру) - "Солнечная династия", а другой - бога Луны (Сому или Чандру) - "Лунная династия".
  О высокой значимости божества Солнца у праариев свидетельствует и то, что, к примеру, у хеттов самоназвание царя - "Моё солнечное божество". Так, хеттский царь, обращаясь к префекту Угарита пишет: "говорит Солнце, великий царь... я, Солнце, дал ему поручение..." (письмо RŠ 34.1291).У персов царю всегда сопутст-вует божественное "неугасимое сияние", ареал ("хварно"), которое "роднит" его с божественным Солнцем. В хеттских гимнах говорится о том, что бог Солнца - судья людей и животных. У шумеров Уту - судья богов и людей. Древнеегипетский Ра - "владыка правды" (Маат всегда с ним). Праарийский Митра - также господин ис-тины ("Майтр. самх." II 6, 6), законодатель в области социального и морального по-рядка (PB I 139, 2). В "Ригведе" Сурья - всевидящее око богов (информировал, в ос-новном, Митру и Варуну). Типичным для индоевропейских народов является образ бога Солнца, объезжающего на колеснице, запряжённой солнечными конями, четыре стороны света. Подобный мифологический образ встречается и в египетских гимнах Солнцу (1.).
   "Быстроконный" (Хуршед Яшт), первоначально солярный бог Митра (др.-инд. Mitrá, авест. Miθra) - божество, восходящее к истокам праарийского единства. Его имя содержится и в ритуальной формуле "Ваджасанейи-самхита 6", и в гимнах Риг-веды и Атхарваведы. Митра неоднократно упоминается также и в договорах, заклю-чённых хеттскими царями. Веды представляют Митру́ постоянным спутником верховќного бога Варуны (они - "два могущественных и великих хозяев Неба): Митра владычествует над днем и солнцем (дневной путь солнца - сфера Митры) , а Варуна - над ночью (звёздным небом и ночным путём солнца). Хотя и у индоариев (но не инќдоиранцев), с усилением роли культа Сурьи, солярная значимость образа бога Митры постепенно померкла, однако следы его солнечного культа всё же встречаќются в ведийских гимнах и в произведениях брахманического периода. Важно отмеќтить, что Варуна ("Ригведа"), глава Адитьев, вполне соответствует (адекватен) иранќскому Ахура Мазде ("Авеста"), а Митра (Mitrá) - иранскому солнечному богу Мифре (Miθra), причём, Митра не отождествляется с Адитьей ("Авеста"). Помимо того, что Митра - тот, "который раздает тучность и стада, кто дает власть и сыновей, кто даќрует жизнь и спокойное существование" (Яшт 10.65), он в тоже время и бог договора (имя "Митра" восходит к индоевропейскому корню [mi, mei], соотносящемуся с терминами, обозначающими договорённость, согласие, взаимность, дружественќность (Митра - бог дружбы (I 21, 3)). Митра (вместе с Варуной) воплощает магико-юридический аспект идеи договора (соглашения), а в Авесте Митра выступает как персонификация договора (он же - верховный страж договора ("Яшт" X 35,107)). Так, персы при договоре клялись имеем Митры. Если в государстве соблюдаются договоры, то Митра охраняет его от раздора и бедствий, в противном случае бог наќказывает нечестивцев, разрушая их страну.
  Однако основная задача (функция) Митры усматривается (III59, 1,5; VII36, 2 и др.) в объединении (создании сообщества) верующих в Солнце, несущее тепло, в его вечное движение.
  Как следует из папируса "Весткар", протоиндоевропейцы Усеркафа, двигаясь вдоль побережья, попали в Дельту (подобно гиксосам), где, захватив, видимо, без особых потерь, земли поселения Сахебу и его окрестностей, стремились там надолго закрепиться.
  Во времена Древнего Мира любая земля представлялась неотъемлемой собственќностью соотносимого с нею (землёй) божества, её владельца, милостиво дозволяющего людям пребывать на ней (см. "Земля Ханаанейская"). Так, древние египтяне, находясь в чужой местности (к примеру, добывая на Синайском полуќост-рове бирюзу), всегда обращались к её богам за покровительством и помощью.
  Необходимость почитания чужих богов и святынь на землях, захваќченных силой оружия, прекрасно осознавалась индоевропейцами (праариями) и выќражена, в частќности, Эсхилом: "Да, коль богов поверженного города, и храмы, и святыни пожеќлают чтить, поќбеда их не станет поражением" (Орестея).
  Обычно люди Древнего Мира, по каким-либо причинам надолго задерживаю-щиеся на чужбине, сохраняя верность своим богам, поклонялись и богам той страны, в которой пребывали. Так, персидский чиновник Ариярата, живший в Египте в конце VI - начале V в. до н.э., принял египетское имя Тахос и поклонялся Гору, Исиде, Мину и др. египетским божествам ("История Древнего мира, т 2. Расцвет Древних обществ"). Как правило, пребывание праариев на захваченных территориях характеризовалось активным заимствованием автохтонных обычаев (хетты, персы и мидийцы, индоарии), что, несомненно, инициировано их стремлением "ладить" с местными богами.
  По-видимому, и праарии Усеркафа, дабы заручиться покровительством и помо-щью местного божества, главного хозяина земли (а владыкой Сахебу случайно ока-зался бог Солнца Ра), не преминули почтить Ра и принести ему богатые жертвы в храмах оккупированного поселения Сахебу и, вероятно, в соседнем Гелиополе (до-пускается (1.), что V династия происходит из Гелиополя) и отслужить там подобающие молебны, что жрецы бога Ра должны были воспринять с огромным удовлетворением.
  Вполне допустимо, что род Усеркафа тоже считал своим родоначальником (перќвопредком) бога Солнца, - очевидно, древнего Митру, т.е. представлял собой "Солќнечную династию" (в отличие от родов из "Лунной династии"). По-видимому, почиќтание Солнца пришлым этносом превыше прочих богов, явилось приятной неожиќданностью для жрецов Ра, видимо, быстро нашедших общий язык со жрецами Митры (по-видимому, главный жрец Митры был и одним из вождей-лидеров (гана-пати)), что способствовало установлению хороших, доверительных, отношений ме-жду завоевателями и "солнечным" жречеством, оказавшимся "в чести" у новой ре-альной силы.
  Необходимо подчеркнуть, что подобно Митре, владычествующему над солнцем днем (у хеттов (В.Н. Топоров) "siuatt" - "день", а "siuna" - "бог" (вероятно, соляр-ный)), Ра, как известно, также бог дневного, "живого", светила. Кроме того (помимо схождений, приведённых выше), бог Ра, уничтожив хаос и мрак, подобно Митре, поддерживал миропорядок, основанный на истине, справедливости и мудрости. И тогда представляется, что солярные божества Ра и Митра были отождествлены (со временем Митра растворился в Ра: завоеватели, приняв египетские имена, поклоня-лись Солнцу под именем Ра), что вполне устраивало обе стороны (несомненно, что для "Солнечной династии" казалось весьма привлекательным, а также отвечающим "чаяниям" их бога Митры видеть "Солнечную религию" в качестве государствен-ной). Замечено, что именно во времена V династии произошло объединение соляр-ных богов Ра и Горахти (почитавшегося как бог света) в единый образ Ра-Горахти (который идентифицируется также с Хепри и Атумом).
  Смене династии в стране сопутствовали беспорядки и волнения, возможно, вос-стание, что Геродот и Диодор связывали с тем, что фараоны IV династии исчерпали чашу народного терпения постоянным непосильным трудом при возведении великих пирамид (Диодор сообщает, что восставший народ даже выбрасывал тела царей из этих пирамид).
  Как и во второй, предгиксосский, "тёмный период" массовые народные волне-ния сильно ослабили государственную власть, подорвав (децентрализовав) работу царского административного аппарата управления (и распределения). Очевидно, что на местах должна была возникнуть ощутимая нехватка продуктов питания. Нашестќвие же протоиндоевропейцев (видимо, египетская армия потерпела сокрушительное поражение), захват ими территории в Дельте, окончательно подорвало власть фаќраона, инициировав самовластие в номах.
  Можно предположить, что между завоевателями и гелиопольским жречеством состоялся сговор (порукой соблюдения которого служили религиозные принципы культа Митры): жрецы помогают праариям-солнцепоклонникам, своей пастве, за-конным образом захватить власть в государстве (образовать новую династию), в за-мен чего культ бога Ра-Митры становится государственным, общеегипетским (а это превращало членов праарийского рода "Солнечной династии" из сыновей Митры в прямых отпрысков бога Ра, о чём и сообщил папирус "Весткар". Показательно и то, что со времён V династии наименование "сын Солнца (Ра)" становится обязательной составной частью (основным титулом) в богатой титулатуре (тронном имени) всех царей Египта). Фараоны V династии прекрасно ладили со жречеством, на что указывают развалины замечательных храмов, построенных ими около Мемфиса, столицы страны (Каждый из первых шести царей V династии возвёл храм богу Ра. Так, к примеру, Сахура выстроил храм "Место сердца Ра", а Ниусерра (шестой царь) - храм "Покой Ра"). На втором году правления (надпись) "царь Верхнего и Нижнего Египта Нефериркара Какаи сделал из меди памятник для Ра в его солнечном святиќлище "Желание сердца Ра" - вечернюю и утреннюю солнечную ладью длиной в 8 локтей". Согласно "Палермскому камню", "солнечное жречество" получило в дар богатые земельные угодья и щедрые пожертвования богу Ра в Гелиополе.
  Следует подчеркнуть, что гипотеза о сговоре была высказана ещё В.И. Авдие-вым (2.): "Возможно, что жрецы бога Ра использовали... народное восстание в своих интересах, возведя на царский престол своего ставленника, который в награду за это объявил культ Ра государственной религией" (о нашествии праариев и их воз-можной роли не говорится). Весьма показательно (Е.А. Романова. 2010), что во вре-мена V и начала VI династии и среди жрецов бога Ра наблюдается заметный всплеск включения в свою (жреческую) титулатуру богини Маат (как знак мудрости жрецов бога Ра).
  Мнение о том, что признание Солнца "основным божеством развивается в Египте в период расширения его контактов с другими восточными культурами" (1.), согласуется со сделанным предположением.
  Поскольку в египетских документах эпохи Среднего Царства (3.) ещё нет и на-мёка на использование коней или колесниц, то спрашивается, куда в таком случае могли подеваться сотни коней праариев Усеркафа?
  Хорошо известно, что обряд принесения в жертву коня использовался в ямной культуре по всей терќритории её распространения. Так, в ведическом обряде "Аш-ваме́дха", санскр., - жертвоприношении коня во благо божественного раджи и благопоќлучия царства (по мнению М. Элиаде, "Ашвамедха" перќвоначально совер-шалось в честь праарийского бога He6a (посвящалось Дьяусу, далее - Варуне, и позднее - Индре (редко)). По обычаю жеребца пред закланием отпускали на сво-боду (под присмотром) на год. При этом конь и его скитания в течение года ассоциироваќлись с солнцем и его движением по небосводу. Характерно, что в данном обряде ("Ашќваме́дха") конь и представлен как небесное (космическое) животное, поскольку части его жертвенного тела это (Мантра): "твоя спина - небо, твое дыхание - возќдушное пространство (воздух между небом и землёй) и ветер [в нём], твой глаз - солнце, твое ухо - луна, твое местопребывание (при жизни) - земля, твой источник рождения - море (параллель к "коню" Посейдону)..." (ТС 5.7.25). В ханаанейском мифе "Шапаш, её дочь и бог Хаќрану" кобылица - дочь богини солнца Шапаш. Приќмечательно, что в жертву богу Солнца лошадей приќносили в V в. до н.э. (Xenoph. Anab. IV 35) и позднее. Так, Геродот сообщает о племени массагетов: "Единственќный бог, которого они почитают, это - Солнце. Ему они приносят в жертву коней". Кельты и тевтонцы совершали жертвоприношение лошадей на праздник дня летнего солнцестояния. Урало-алќтайские народы приносили коней в жертву верховным неќбесным богам вплоть до нынешнего времени.
  Как правило, захоронение праария, конного воина, сопровождалась погребением и его коня. Так, число лошадей, убитых во время похорон знатных скифов на Куќбани, было огромным (в Ульском захоќронении - ок. 400 голов).
  И тогда вполне возможно, что все кони воинства Усеркафа были принесены в жертву солярным богам Митре и Ра при заключении соглашения между сторонами (сожжены). Если бы в Египте этих лошадей погребали вместе с их владельцами (что было чуждо египтянам), то тогда их (лошадей) длительное содержание сопровожда-лось бы и их разведением.
  Любопытно, что в египетских хрониках сохранилось сообщение о том, что Усеркаф привёл в Египет 70 неких (видимо, весьма нужных, незаменимых) женщин. Не исключено, что это были, в основном, матери и сёстры праариев-оккупантов, коќторых доставили после всеобщего замирения под эгидой V династии (вероятно, данќное деяние "варваров" весьма впечатлило египтян). Если данное предположение (о матерях) верно, то протоиндоевропейцы, носители "позднеямной" культуры, соверќшая набеги (и не имея чёткого представления о результатах их завершения), видимо, нередко оставляли свои семьи (и часть стад) в местах исхода воинства.
  Примечательно, что большой сфинкс в Гизе с некоторых пор находился под опекой "солнечного" жречества Гелиополя, т.е. соотносился, по-видимому, первонаќчально с небом, а позднее - с божеством Солнца: Хатхор (небо) идентифицировалась с Сехмет, богиней палящего солнца, - женщиной с головой львицы. Уместно отмеќтить (1.) арийскую параллель к Сехмет: бог Митра неоднократно изображался с теќлом человека и головой льва (существует предположение, что Митра, как солярное божество, также какое-то время почитался как бог войны, см. выше). При XVIII диќнастии в образе сфинкса Гизы почитался уже бог Хормах (Гор в световом круге, - солнце, стоящее в зените), а Гор этого периода (после изгнания гиксосов) - великий воитель: Сетх и его воинство не в силах противостоять натиску Гора.
  Принято полагать, что древнейшие изображения сфинкса обнаружены при рас-копках Гёбекли-Тепе и датируются Х тыс. до н.э. Статуя же сфинкса в Гизе была, несомненно, создана задолго до эпохи правления V династии. Однако знаменательно то (63.), что именно в период правления V династии в Египте возобновляется изгоќтовление изображений фараона в виде сфинкса - льва с головой человека. При этом уместно заметить, что недавно (Ш. Цукерман, Еврейский ун-т) в Тель-Хацоре (к сеќверу от Тверии) обнаружен фрагменты статуи предположительно сфинкса (голова не найдена): пальцы ног и часть задней ноги льва. Любопытно, что сохранившаяся на фрагменте иероглифическая надпись связывает эту скульптуру (возможно просто льва) с периодом правления фараона Менкаура, тестя Усеркафа (где изготовлен "сфинкс" - пока неизвестно).
  Очевидно, что фараон (сын Ра-Митры), в облике сфинкса олицетворял собой уже само божество Солнца. Видимо, свою роль при выборе обличья сфинкса сыг-рало и то, что львица Сехмет - богиня войны (военных походов и сражений). Древ-неегипетский бог войны "Менту (Монту)" (его культ был сосредоточен в Фивах, Гермонтисе, Медамуде и Ходе) первоначально также принадлежал к числу солнеч-ных божеств (изображался, подобно Ра, с головой кобчика). По-видимому, и у праа-риев какое-то время бог Солнца почитался и как бог войны. Так, к примеру, лувий-ский бог солнца Ярри (славянские Ярило, Яровит - весенне-летнее, наиболе яркое и горячее, Солнце) - бог войны. И тогда вполне возможно, что основная причина соз-дания сфинкса - потребность воинственных царей V династии в боге-воителе, побе-доносце (а тогда все египетские "аллеи сфинксов" - аллеи победы).
  Существуют факты, указывающие на то, что именно первые фараоны V дина-стии Египта, как истые праарии, ввели в обиход в качестве государственной "воен-ную политику грабежа и порабощения соседних народов". Они (фараоны V дина-стии) "считали себя призванными править не только над египтянами, но также и над ливийцами, азиатами и неграми, как на то указывает ставшее в ту эпоху традиционќным изображение царя в виде сфинкса, который попирает своими лапами представиќтелей этих племен" (2.). Так, известно, что фараон Сахура (рельефы его могильного храма) не только вел большую войну с ливийцами, но и также предпри-нял (вероятно, первый) военный поход (на кораблях) в Ханаан, на что указывают изображения захваченных в плен вождей типично азиатского типа (азиаты выделя-лись характерными чертами лица, цветом кожи, большой, окладистой бородой и длинной одеждой). При фараонах VI династии завоевательная политика Египта раз-ворачивается еще шире (2.).
  
  Литература.
   1. Мифы народов мира. Энциклопедия. 1998.
   2. В.И. Авдиев "История Древнего Востока". 1953.
   3. Пьер Монтэ "Египет Рамсесов". 2000.
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"