Зильберберг Илья Иосифович : другие произведения.

Рудольф Штайнер - жизнь, учение, деятельность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впервые автор познакомился с учением Рудольфа Штайнера в Москве в 1962 году. Настоящая статья была написана по просьбе редактора издававшегося в 80-е годы в Израиле журнала "Тайноведение", где и была напечатана в Nº6, 1983 г., под названием "Антропософия и духовный мир - Рудольф Штайнер". А в 1985 году, в несколько иной и расширенной редакции и с несколько изменённым названием, она была опубликована в журнале "Форум",Nº13 (Мюнхен). В этой же, в основном, редакции она помещается здесь.

  

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР - ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  

В 11-ом номере "Форума" под рубрикой "Философия, религия, этика" были помещены некоторые материалы Рудольфа Штайнера. Эти материалы могут быть правильно поняты лишь в контексте общего учения Штайнера, которое выходит далеко за пределы означенных рубрикой областей и которое Штайнер назвал духовной наукой или антропософией. Эта наука не только объясняет наш мир во всём его объёме и многообразии, не только позволяет познавать его во всей глубине и первопричинах, но и лежит в основе жизни и деятельности тысяч людей во всём мире. На её принципах действуют школы и больницы, сельскохозяйственные фермы и посёлки для умственно отсталых, промышленные предприятия и банки, архитектурные мастерские и фармацевтические фирмы, театры и научные лаборатории.

Вместе с тем очень мало известно сегодня как об этой деятельности, так и об учении Штайнера, как, впрочем, и о нём самом. Поэтому я позволю себе предложить читателям журнала краткий очерк жизни, деятельности и учения этого выдающегося европейского мыслителя, учёного и педагога.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевец (ныне Хорватия) в семье служащего Южно-Австрийской железной дороги. Обладая впечатлительной душой, мальчик оказывается очень восприимчивым как к живой природе, которая в тех местах отличается особой красотой, так и к миру машин, который он наблюдает на железной дороге, мельнице и местной фабрике. Но мальчик обладает также и пытливым умом, который с раннего детства повёл его дорогой постоянного углубления и расширения своих знаний. Так, уже в возрасте девяти лет он серьёзно изучает геометрию.

Отец хочет сделать из него железнодорожного инженера, и мальчик, сдав блестяще экзамен, поступает в 1872 году в реальное училище. И здесь он выходит за рамки учебной программы, изучив в возрасте 12-13 лет аналитическую и начертательную геометрию, тригонометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Он также самостоятельно изучает историю, а в 14 лет прочитывает "Критику чистого разума" Канта, которой он начинает продолжавшееся всю жизнь глубочайшее изучение мировой философской мысли.

Одновременно, ввиду довольно скромных доходов семьи, из которых оплачивалось его образование, Рудольф Штайнер, по рекомендации педагогического совета, занимается как с учениками младших классов, так и со сверстниками. В дополнение к прикладным дисциплинам он самостоятельно изучает греческий и латинский языки и курс классической гимназии, что позволяет ему потом заниматься также и с учениками классической гимназии. Именно отсюда берёт своё начало многолетняя педагогическая деятельность Штайнера.

Закончив с отличием реальное училище, Штайнер в 1879 году поступает в Венское Высшее техническое училище. Продав школьные учебники, он покупает на эти деньги произведения великих немецких философов-идеалистов и время до начала занятий в Вене посвящает изучению трудов Фихте, Гегеля, Шеллинга и их учеников. В Высшем же училище он изучает математику, химию и естественную историю, а также физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно он слушает лекции по немецкой литературе, а в университете - по философии, продолжая и самостоятельное углубление в философию. При этом он продолжает давать частные уроки и активно участвует в различных литературно-художественных и философских кружках, а также внимательно следит за происходящим в сфере искусства - музыкой, архитектурой, живописью.

Вскоре Штайнера привлекают к сотрудничеству в издательстве "Немецкая национальная литература", где ему, молодому человеку в возрасте двадцати одного года, поручается подготовка к изданию несколько томов "Естественнонаучных трудов Гёте" и снабжение их вводными статьями, пояснениями и примечаниями. (Гёте известен широкой публике в основном как поэт, а между тем он не только серьёзно занимался научно-исследовательской деятельностью, но и был самостоятельным и неординарным учёным-естествоведом). Занимаясь этой работой, Штайнер публикует и собственный труд "Теория познания в мировоззрении Гёте". Позже он становится редактором "Немецкого еженедельника", что ещё больше вводит его в политическую жизнь Австрии и знакомит с различными её представителями, побуждая заняться изучением политэкономии и трудов Маркса и его последователей.

Средства к существованию Рудольф Штайнер продолжает добывать преподаванием - теперь уже практически всех предметов на всех уровнях, включая помощь аспирантам при подготовке их докторских диссертаций.

В этот же период судьба ставит его перед трудной педагогической задачей. Его рекомендуют в качестве воспитателя и учителя в семью с четырьмя мальчиками. Трёх из них он должен был подготовить к начальной школе и потом помогать им в дальнейших занятиях. Четвёртый же был отдан ему на полное попечение, так как, будучи физически и умственно отсталым (он страдал гидроцефалией), был совершенно не в состоянии учиться. Шесть лет пробыл Штайнер в этой семье, и в результате его усилий его больной питомец не только полностью излечился от болезни, но окончил гимназию, а затем и институт и стал врачом.

В 1890 году Штайнера приглашают в Веймар, в Архив Гёте и Шиллера, в качестве редактора научных трудов Гёте, готовившихся к изданию в составе полного собрания сочинений великого поэта. В Веймаре Штайнер пробыл семь лет, в течение которых, помимо работы в Архиве, он защищает докторскую диссертацию по философии и продолжает свои философские, научные и художественные изыскания, поддерживая контакты со многими выдающимися представителями культуры и науки. К концу этого периода библиография его работ насчитывает порядка ста наименований - философских, научных и литературных статей, статей по драматургии, театральных обозрений, биографических очерков и таких трудов, как "Фридрих Ницше, борец против своего времени" и "Мировоззрение Гёте". К этому же периоду относится опубликованная в 1894 году "Философия свободы", которую сам Штайнер считает основополагающей для всей своей последующей деятельности и одним из основных трудов своей жизни.

В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин, где становится редактором престижного "Литературного журнала" и его приложения "Листки драматургии". Он сам принимает участие в драматическом кружке и в постановке новых пьес, объясняя перед спектаклем их содержание публике. И в Берлине продолжается его многосторонняя деятельность и широкое общение с представителями театра, литературы, искусства. В это же время Штайнеру предложили преподавать историю и естествознание в вечерней школе для рабочих, и в течение пяти лет он читал там лекции по истории средних веков, французской революции и по современной истории, по истории культуры и искусства ХIХ века, по немецкой литературе второй половины ХIХ века, по общей культуре от первобытных времён до наших дней, по истории религии, по анатомии человека, лекции о животных, об открытиях ХVI и ХVII веков, вёл курсы по упражнению в речи и пр. По воскресеньям он часто водил группы учеников по музеям, а летом ездил с ними за город, рассказывая им про жизнь растений и объясняя геологические формации окружающих мест.

Можно смело сказать, что на рубеже двух столетий Рудольф Штайнер предстаёт перед нами одним из образованнейших и деятельнейших людей не только своего времени, но и всей человеческой истории. Казалось, в новом столетии его ждёт блестящая академическая или общественная карьера. Вместо этого деятельность Штайнера принимает столь необычное направление, что озадачивает его современников и кажется им совершенно несовместимой со всем, что ассоциировалось с ним до сих пор. И действительно, этот поворот в жизни и деятельности Рудольфа Штайнера не может быть понят из рассмотрения только внешних событий его жизни. Ибо его выдающиеся способности и эрудиция - лишь внешнее проявления того уникального внутреннего содержания, которое несла в себе эта личность.

Ещё в самом раннем детстве маленький Штайнер сделал открытие, которое немало удивило его. Оказывается, далеко не всё из того, что сам он видел и воспринимал в окружающем мире, видели и воспринимали другие. Более того, когда он пытался говорить об этом другом со взрослыми, они его не понимали, считали фантазёром и даже порицали. Огорчённый, он должен был замолчать, но ясно понял с тех пор, что существует два мира: один - видимый и доступный всем, другой - невидимый для других и доступный только ему. К этому другому миру относились, в частности, невидимые для глаза существа, живущие в природе, мысли и чувства людей, а также их внутренние сущности*, которые продолжают существовать после физической смерти тела. Этот мир был для мальчика не менее реален, чем первый, физический, а чувствовал он себя в нём гораздо увереннее, чем в физическом. И поначалу эти два мира существовали для него отдельно, ибо связи между ними он найти не мог. Не видел он также и пути, которым те, кто воспринимает только "видимое", могли бы придти к признанию существования и значения "невидимого". И только когда в девятилетнем возрасте он познакомился с геометрией, он испытал чувство настоящего счастья, открыв, что геометрические понятия, не связанные прямо с конкретными объектами физического мира, имеют для этого мира, вместе с тем, реальное значение и применение и при этом познаются человеком чисто мыслительно, то есть точно так же, как может быть познан тот, невидимый мир.


 *Эта внутренняя сущность человека обозначается в литературе различными именами - "Я", индивидуальность, душа и др. 

Многие годы, живя и развиваясь в этих двух мирах, Рудольф Штайнер был обречён на полное одиночество, ибо не было около него человека, с кем он мог бы поделиться своими переживаниями, который понял бы его. Но вот однажды, когда ему было восемнадцать лет, судьба посылает ему такого человека. Это был простой крестьянин - собиратель лекарственных трав. Штайнер познакомился с ним в поезде, которым, будучи студентом, ездил из дома в Вену. Этот человек, обладавший природной мудростью и живой внутренней связью с невидимыми силами природы, говорил об этом невидимом мире естественно и просто, как о чём-то само собой разумеющемся, и встреча с ним явилась необычайной поддержкой для Штайнера.

К этому времени отношение Штайнера к этим двум мирам, его жизнь в них и познание их стали гораздо более сознательными. Он видел, что тот и другой - и физический, и духовный - являются неотъемлемыми частями бытия и что неведение относительно духовной части даёт человеку искажённую картину мира, в котором он живёт, и потому неминуемо ведёт к заблуждениям и катастрофе. И Штайнер остро чувствовал, что человечество нуждается в правильном, конкретном и полном знании о мире в качестве основания для своего дальнейшего развития, и осознавал, что мог бы дать это знание, сумей он в полной мере познать оба мира, в которых жил, и соединить их в единое целое.

Именно такую задачу он и ставит перед собой. А поскольку он по-прежнему чувствовал себя увереннее и свободнее в мире духовном, который и в познании давался ему легче физического, он решает постичь материально-физический мир в полном его объёме и во всех областях - в науке и технике, в искусстве и в религии, равно как и в общественном устройстве, причём постичь и на основе господствующего в нём материалистического мировоззрения, а не только с собственных духовных позиций.

И Штайнер принимается за эту сверхчеловеческую задачу, которую он не оставляет до конца жизни. Ибо он берёт себе за правило не говорить ни об одном явлении нашей физической жизни с точки зрения духовного, прежде чем не изучил его досконально с точки зрения материального. Вот почему он штурмует и берёт одну за другой вершины современных знаний во всех областях жизни.

Но завоевание этих вершин, которое он осуществляет одновременно с постоянным и всё углубляющимся исследованием духовного мира, - лишь часть его грандиозной задачи. Далее он должен привести свои знания о двух мирах к тому органическому единству, в котором сами эти миры фактически находятся в жизни. И эту задачу выполняет Штайнер.

Но и теперь ещё не может выступить открыто Штайнер с сообщениями о духовных мирах и знаниях, пока не найдёт такого языка для своих сообщений, на котором они могут быть восприняты и поняты сознанием и мышлением современного человека. Ибо о явлениях, недоступных и неизвестных физическому восприятию, Штайнеру нужно было говорить не иносказательно или обще, а прямо и конкретно, причём пользуясь понятиями мира физического. Только выработав такой язык, стал Штайнер готов к выполнению своей миссии.

Но её фактическое выполнение зависело не только от него. Как бы исключительно важны ни были для человечества знания, без которых человек не может более понимать жизнь и себя самого, эти знания не могут быть навязаны или даны преждевременно, то есть до того, как в самом человечестве, хотя бы в немногих его представителях, не проявится ясно выраженная потребность в таких знаниях.

И вот такая потребность проявилась, когда в 1900 году Штайнера пригласили выступить с лекцией перед группой теософов в Берлине. С этого момента и до самой смерти исследование духовных миров, сообщение результатов этих исследований и основанная на них практическая работа становятся основным содержанием жизни и деятельности Рудольфа Штайнера.

Прежде чем вкратце рассказать об этой деятельности, следует сказать несколько слов о взаимоотношениях Рудольфа Штайнера с Теософским обществом и о его отношении к теософскому и другим оккультным течениям его времени.

Рудольф Штайнер был противником всякого рода мистическо-оккультных эмоций и сентиментальных переживаний, мечтательности, таинственности или фантазёрства на почве оккультизма, неясных и туманных "видений" и "откровений", фанатизма и трансовых состояний, равно как интереса к "потустороннему миру" из праздного любопытства или эгоистических побуждений. Он также был противником всяких попыток "материализации духа", практикуемой спиритизмом и другими видами медиумизма. Он видел также, что старые формы ясновидения и оккультизма не могут дать современному человеку необходимых ему знаний ни о духовном, ни о физическом мире.

То, что культивировалось в Теософском обществе, базировавшемся на откровениях Е.П.Блаватской, не было в этом смысле исключением. Блаватская без сомнения обладала даром ясновидения, но её прозрения в духовные миры, не пронизанные ясным сознанием и чётким мышлением, были часто хаотичны, расплывчаты и даже путаны и неверны.

Но Штайнера, нашедшего среди теософов свою первую аудиторию, которой он мог передать сообщения о высших мирах, мало волновала собственно теософская доктрина. С самого начала своей деятельности в рамках Теософского общества (он вскоре стал генеральным секретарём его немецкой секции) Штайнер заявил, что основывает свои сообщения о духовных мирах исключительно на собственных исследованиях и потому оставляет за собой полное право говорить о них, что и как считает нужным. На этой основе сосуществование Штайнера с Теософским обществом продолжалось до 1913 года, когда центральное руководство общества провозгласило, что юному в то время Кришнамурти предстояло стать новым перевоплощением Христа (при полной непричастности самого Кришнамурти к этой абсурдной идее). Произошёл неизбежный разрыв, после которого Штайнер с группой учеников основал Антропософское общество, существующее и поныне.

Называя антропософию духовной наукой, Штайнер хотел этим подчеркнуть тот факт, что она является наукой о духе, то есть чёткой, конкретной и точной, цельной и последовательной, поверяемой опытом и применимой практически. Ещё то отличает её от других сообщений сверхчувственного порядка, получаемых в результате внезапного "наития" или бессознательного и неуправляемого "видения" и потому часто отрывочных, туманных и противоречивых, что духовные исследования Штайнера явились результатом напряжённой, сознательной и целенаправленной работы.

Только часть своих исследований Штайнер изложил письменно, в виде книг и статей, в основном же он придал им форму устных сообщений - лекций, которые он читал различным категориям слушателей в разных странах Европы. Всего застенографировано порядка 6000 лекций Штайнера. Полностью труды Штайнера изданы по-немецки и составляют свыше 350 томов! Очень много переведено на английский и другие языки, включая русский, японский и иврит. Очевидно, что не представляется возможным, да и нет необходимости, давать подробный обзор этих трудов. Сегодня каждый интересующийся может ознакомиться с ними по первоисточникам и составить о них собственное мнение. Я вижу свою задачу лишь в том, чтобы читателям, не знакомым с антропософией, дать о ней общее представление в контексте современности и общей эволюции человека. Я также укажу несколько основных книг Штайнера.

Описав подробнейшим образом духовный мир и его обитателей, Штайнер также описал рождение из него мира физического со всеми его обитателями, включая человека, и дальнейшую его эволюцию. В ходе духовно-физической эволюции мира человек, который стоит в центре этой эволюции, всё больше отдалялся от своей духовной родины и всё глубже погружался в мир физический, ибо только таким образом он мог развиться в самостоятельное, свободное и сознательно-мыслящее существо. Для этого он должен был также утратить прямую связь с духовным миром и даже знание о нём, завоевав вместо этого мир физический и овладев его знаниями (хотя фактическая связь человека с духовным миром и даже его бессознательная жизнь в нём никогда не прекращались).

Но теперь человек достиг поворотного момента в своём развитии - и опасного момента при этом. Дальнейшее погружение в мир материального грозит ему полной деградацией и превращением в существо низшего порядка. А кроме того, без знаний духовных основ жизни и опираясь лишь на физически-материальные знания, человек сегодня уже не в состоянии справляться со стоящими перед ним многочисленными проблемами, включая социальные. Попросту, он перестаёт понимать мир, в котором живёт.

Поэтому человек должен вновь обрести некогда покинутую им родину. Но его восхождение к духовным мирам не может быть механическим, бессознательным или чем-то абстрактным. Этот путь, эта работа должны быть проделаны человеком сознательно и в тесном сотрудничестве с самим духовным миром, первый этап которого состоит в усвоении знаний о духовной основе нашего бытия. Именно в этом состояла задача Рудольфа Штайнера - дать человечеству знания об этой основе и указать путь сознательного восхождения к духовному миру.

Но это есть путь к истинной внутренней свободе, как показал Штайнер в своей "Философии свободы". В этой книге заложены философские основы антропософии и показано, как вышеназванный путь может быть проделан сегодня каждым человеком с помощью ясного и углублённого мышления.

Современный путь непосредственного познания духовного мира, основанный на развитии высших форм сознания и заложенных в человеке, но не развитых органов сверхчувственного восприятия, описан Штайнером в книге "Как достигнуть познания высших миров".

Во все эпохи человеческого развития существовали пути проникновения (посвящения) в духовные миры, соответствующие различным уровням сознания человека. Обычно посвящались лишь избранные, тайно, в специальных центрах. В нашу же эпоху условия стали совершенно иными; высшие знания, как и любые другие, не могут быть больше тайными и уделом лишь немногих, а должны быть доступны каждому. И путь посвящения, изложенный Штайнером, соответствует тому уровню сознания и общего развития, на котором находится современный человек. Есть, конечно, и другие пути проникновения в сверхчувственные миры, как старые, так и новые, есть пути более лёгкие и быстрые, но они неподходящи для современного человека и в лучшем случае могут привести к аберрациям, а в худшем - к душевным и даже физическим заболеваниям. Изложенный Штайнером путь - не лёгкий и не быстрый, ибо прежде всего он требует, чтобы каждый шаг в направлении познания высших истин сопровождался тремя шагами в направлении морального совершенствования. Но этот путь открыт сегодня каждому, кто искренне и серьёзно стремится к высшим познаниям, и нет никаких препятствий или условий, мешающих человеку встать на него, кроме тех, которые он ставит себе сам. Если же человек не может или не хочет становиться на этот путь, то и тогда ознакомление с ним не только даёт ему представление о современном посвящении и об истинном посвящённом, но и оказывается благотворным для него самого.

Из ознакомления с путём посвящения становится очевидным, что для того, чтобы исследовать духовные миры, нужны особые способности. Но результаты исследований посвящённого, облечённые в доступную современному сознанию форму, могут быть поняты каждым с помощью беспристрастного и ясного мышления. Поэтому их не надо принимать на веру, а следует сопоставить с общеизвестными естественнонаучными знаниями о мире и жизни, с собственным жизненным опытом, руководствуясь при этом трезвым мышлением и здравым смыслом. И если в результате такого анализа человек придёт к выводу о правдивости этих сообщений, то он может применить их в жизни - с большой пользой для себя и на благо других.

"Духоведение (Теософия). Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" рассказывает о духовно-душевно-физическом строении человека и о том, что происходит с ним в духовных мирах после физической смерти.

"Из летописи мира" рассказывает о происхождении Земли как планеты, о её прошлом, настоящем и даже будущем развитии, а также о происхождении и эволюции человека.

"Тайноведение" как бы вбирает в себя содержание трёх предыдущих книг, но подаётся оно в другом ракурсе и с добавлением новых фактов. В "Тайноведении" как бы сосредоточена квинтэссенция антропософии, различные области и аспекты которой Штайнер развивает и углубляет в последующие годы в многочисленных лекциях.

На углублённое изучение даже одной из этих областей может уйти вся жизнь, но вместе с тем знание основных аспектов антропософии в их совокупности и взаимосвязи необходимо каждому, кто серьёзно стремится понять наш мир в его духовном основании. Я перечислю лишь некоторые сферы духовно-физического бытия, освещаемые антропософией:

К этому надо добавить освещение с точки зрения духовной науки различных аспектов человеческой культуры, как то: древних и последующих культур, фактической истории и различных исторических событий, науки, философии, искусства, религии (в частности, Библии и её сказаний), различных религиозно-духовных течений и т.п. Совершенно особый вклад внесла антропософия в раскрытие истинной сути и уникальной роли в мировой эволюции Духовного Существа исключительно высокого порядка - Христа. Ни традиционно-церковное христианство, ни сентиментально-моралистическое отношение к Христу, ни философско-теологический - абстрактно-теоретический - подход, ни тем более историко-материалистическое рассмотрение христианства не в состоянии дать этого понимания. Штайнер указал на космически-божественное место Христа в духовном мире и рассказал нечто совершенно новое и исключительно важное о Его земной жизни, вскрыл всю глубину Мистерии Голгофы - центрального события земного развития, - и раскрыл содержание Новозаветных свидетельств о нём.

Но антропософия, по самой сути своей, не может оставаться чем-то сугубо теоретическим, оторванным от повседневной реальности. Место антропософии - в жизни, ибо как дух проникает всё бытие, так и учение о духе должно пронизывать всё, что совершается человеком в этом бытии. Такое "обновление духом" возможно, разумеется, лишь через конкретных людей, которые хотят вобрать в себя духовную науку и на её основании построить свою жизнь, свои отношения, свою деятельность. И поскольку вокруг Штайнера находились люди, стремившиеся привнести антропософию в ту или иную сферу жизни, Штайнер освещал эту сферу лучом духовной науки, показывая действующие в ней конкретные духовные силы, а также - как построить, преобразовать эту сферу на духовном основании.

Одной из первых таких сфер оказалось искусство - благодаря тому, что этот импульс несла в себе жена и ближайший сподвижник Штайнера Мария Яковлевна Сиверс, русская по происхождению. Опираясь на духовные знания, Штайнер вскрывает смысл и назначение искусства и освещает такие его аспекты, как драма, актёрское мастерство, декламация и искусство речи. Он также ввёл совершенно новый вид искусства - искусство движения и жеста эвритмию, которую называют также "видимой речью" и "видимой музыкой". Развив дальше теорию Гёте о красках, Штайнер пронизал духовным пониманием и саму живопись, а также зодчество и ваяние. Он сам занимался скульптурой и сам же спроектировал центр антропософского движения в Швейцарии, названный по имени Гёте Гетеанумом. К сожалению, это совершенно уникальное строение из дерева, построенное под руководством Штайнера, погибло, подожжённое рукой злоумышленника. На его месте стоит сейчас другой Гетеанум, из бетона, тоже спроектированный Штайнером.

Штайнер выступил и в роли драматурга, написав четыре мистерии-драмы, которые сам же поставил на сцене. В этих мистериях антропософия представлена в художественной форме, и на примере конкретных человеческих судеб показана работа духовных сил как в сфере духовного, так и на физическом плане.

Драматургическая работа Штайнера была прервана началом первой мировой войны. Глубоко переживая это международное бедствие и пристально следя за развитием сопровождавших его событий, Штайнер в многочисленных лекциях вскрывал его причины и указывал на действовавшие за ним сверхчувственные силы. Он много говорил также о событиях в России, о революции и её лидерах. После войны, показавшей несостоятельность старого социально-экономического порядка и поставившей народы Европы перед необходимостью переоценки старых ценностей, Штайнер предложил новую форму социально-экономического устройства общества, отвечающего требованиям духа времени и истинным потребностям человека. Увы, его предложения, поддержанные многими видными деятелями того времени, не были осуществлены - другой "порядок" уже готовился утвердить себя в Германии и во всей Европе. Социальные идеи Штайнера, изложенные в книге "Основные черты социального вопроса", а также в многочисленных лекциях и статьях, актуальны сегодня в неменьшей степени, чем 60 лет назад.*


 *Суть этих идей изложена автором в статье "О воспитании и демократии", а своё их понимание в конкретном приложении к современному промышленному предприятию он воплотил в статье "Организация современного предприятия в соответствии с потребностями и правами человека". 

Особую роль в преобразовании человека и общества призваны сыграть воспитание и образование, и Штайнер, в ответ на обращённый к нему призыв, выдвигает новую, основанную на духовном знании человека и его развития, педагогику и систему воспитания и школьного образования. Эта система была впервые применена, под руководством Штайнера, в основанной в 1919 году на её принципах школе и по имени этой школы получила название Вальдорфской.*


 *Подробнее о Вальдорфской педагогике говорится в статьях автора "О воспитании и демократии" и "Такой антропософии нет". 

В это же время возникают основанные на духовной науке медицина и фармацевтика. Особый вклад внесён Штайнером в понимание природы умственных и физических отклонений и методы их лечения.

В 1924 году, откликнувшись на просьбу группы фермеров, Штайнер прочитал им цикл лекций, положивших начало новой сельскохозяйственной науке и практике, известной сегодня как "биодинамический метод". Этот метод использует взаимодействие земных и космических сил, при этом обработка земли, выращивание сельскохозяйственных растений и животноводство составляют гармоничное целое, в центре которого стоит человек. Он не разрушает и истощает, а восстанавливает и исцеляет природу, и в ответ на это она даёт ему свои здоровые, полноценные плоды.

В эти годы Штайнер выступает также со специализированными лекциями перед учёными, филологами, экономистами и другими специалистами, поражая их своим доскональным знанием в их области и тем новым содержанием, которым он наполнял её.

В последние годы своей жизни, выступая перед членами преобразованного им Антропософского общества, Штайнер особое внимание уделил важнейшему аспекту человеческого существования - карме (судьбе) и реинкарнации (перевоплощению). Современному человеку необходимо понять их конкретное проявление в собственной жизни и в жизни других - без этого люди не смогут понять друг друга и вместе жить и работать на земле.*


 *Теме кармы посвящена статья автора "О карме и национальном вопросе".

Штайнер умер в 1925 году. Осталась незаконченной писавшаяся им по просьбе учеников автобиография "Мой жизненный путь" - скромное, как бы внеличное описание единственного в своём роде жизненного пути единственной в своём роде личности. Нелёгок был путь, которым должен был пройти этот человек, чтобы принести нам послание и дар духовных миров - антропософию. Немало трудностей встречает и тот, кто стремится идти в жизни путём антропософии. Ибо антропософия - это не развлекательное и даже не познавательное чтение только, не просто накопление знаний о человеке и мире. Это прежде всего работа - по преобразованию себя и мира.

Сегодня, спустя 80 почти лет после смерти Штайнера, эта работа ведётся во всём мире - в Европе, Северной и Южной Америке, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Африканском континенте, в Азии, в Израиле и в России. И повсюду тысячи людей не только осваивают духовные знания, но и практически претворяют их в жизнь: на их основе лечат больных и умственно отсталых, ведут сельское хозяйство, производят различные изделия, организуют предприятия и банки, решают социальные проблемы и промышленные конфликты, возводят здания, создают произведения искусства, ведут научные исследования. Что касается Вальдорфской системы образования, то она охватывает сегодня десятки тысяч детей, как школьного, так и дошкольного возраста, в 55 странах всех континентов, и число Вальдорфских школ и детских садов непрерывно растёт.

Данный очерк является лишь общим и конспективным описанием явления, всю глубину и важность которого для нашего времени можно понять только путём личного углубления в него. Излишне говорить, что побуждением к такому углублению может быть только внутренний импульс, и желающие узнать больше об антропософии и антропософском движении могут обратиться в антропософские центры тех стран, где они проживают. Читатели могут также обратиться и ко мне лично по следующему адресу: ...

(На этом, то есть на указании своего домашнего адреса, я закончил свою статью, которую в 1985 году направил редактору "Форума". Я предполагал в основном русскоязычного эмигрантского читателя, но редактор сказал мне, что ориентирует свой журнал не только и даже не столько на него, сколько на российского (советского в то время) читателя, переправляя журнал всякими правдами и неправдами в Советский Союз. А там, как известно, получить информацию об антропософии не так-то просто. Поэтому он предложил мне расширить статью и изложить какие-то конкретные сведения, даваемые антропософией. Так появилось следующее ниже продолжение статьи.)

Для тех же читателей, чьё желание узнать больше о содержании антропософского учения не может быть удовлетворено в виду отсутствия доступа к первоисточникам, я попытаюсь дать краткое изложение некоторых содержащихся в них сведений - не в качестве замены этих первоисточников, а в качестве вынужденной промежуточной ступеньки к ним. Выбор этих сведений - из всего многообразия и обилия сообщений духовной науки, составляющих цельное и всестороннее описание основ нашего бытия, то есть происхождения, смысла и цели существования вселенной и человека, - не может быть простым и однозначным. Мой выбор, однако, определился тем непреложным требованием, что фокусом даже самого краткого антропософского рассмотрения должен стать феномен, который стоит в центе и антропософии, и жизни, и нашего личного интереса и непосредственного опыта - сам человек.

Человек, по Штайнеру, является существом физически-душевно-духовным, состоящим из четырёх определённых и различных по своим природе и функциям субстанций. Только одна из них, физическая, которой также обладают представители трёх царств природы - животного, растительного и минерального, - воспринимается нашими органами чувств. Три же остальные являются сверхчувственными субстанциями и, соответственно, доступны лишь органам сверхчувственного восприятия. Но как и физическое тело, эти субстанции имеют определённую форму и структуру и потому тоже названы телами. Первое из них - это жизненное, или эфирное, тело, дающее жизнь физическому; кроме человека, эфирным телом обладают также животные и растения. Второе, так называемое астральное, или душевное, тело, является носителем эмоций и желаний; это тело имеется, помимо человека, также и у животных. И, наконец, третий, самый высокий духовный элемент, имеется только у человека и является носителем его индивидуального мышления и сознания; это - Я, или Эго, человека.

Как физическое тело состоит из субстанций физического мира, так и три духовных тела состоят из соответствующих духовных субстанций соответствующих духовных миров. Духовные тела пронизывают друг друга и физическое тело - этим обусловлена нормальная жизнедеятельность человека и его организма. И эта жизнедеятельность изменяется, нарушается или прекращается, если изменяется взаимосвязь или нарушается взаимодействие четырёх тел. Приведу несколько примеров, имеющих практическое значение.

Как физический организм нуждается в поддержании своей жизнедеятельности путём питания физическими веществами, так и духовные элементы человека нуждаются в соответствующем регулярном духовном питании. Такое питание имеет место во время сна, когда астральное тело человека и его Я покидают физическое и эфирное тела и уходят в свои духовные сферы для "подзарядки" новыми духовными силами, которые они по возвращении вливают в эфирно-физическую организацию человека. Поэтому так важен для человека правильный и глубокий сон, при котором его высшие члены могут полностью погрузиться в свои собственные субстанции и получить необходимую помощь и энергию для дальнейшей дневной работы. К сожалению, современный человек часто лишён такого сна. Из-за неблагоприятных внешних условий жизни или же в силу перевозбуждения, физического переутомления и излишнего эмоционально-психологического вовлечения в повседневные дела высшие элементы человека оказываются слишком сильно связанными с низшими и с земными сферами и не могут полностью уйти в высшие сферы. В результате человек плохо спит, а утром с трудом просыпается и встаёт неотдохнувшим, с ощущением усталости и в плохом настроении.

Выход из человеческого организма астрального тела и Я во время сна является нормальным и даже необходимым. Но такой выход может означать и болезненное состояние человека, например, обморок, потерю сознания. Многие другие болезненные состояния или болезни человека вызваны нарушением взаимодействия его трёх духовных членов, когда нарушается гармония их совместной работы и когда они неправильно пронизывают друг друга или человеческий организм. Отсюда ясно, как важны знания о духовных членах человека и их деятельности, ибо в нарушении этой деятельности заключается причина большинства болезней человека. Именно на этих и других духовных знаниях основана антропософская медицина и фармакология.

Но знания о духовных членах человека, которые, как и физическое тело, находятся в процессе непрерывного изменения и развития, необходимы также и педагогу. Ведь эти духовные элементы являются носителями способностей, склонностей и возможностей ребёнка и его восприимчивости к тем или иным воспитательно-образовательным мероприятиям. Знания о них особенно важны в случае так называемых ненормальных детей, где совершенно явно имеет место - в силу физических дефектов или других причин - неправильное внедрение Я в человеческую организацию (само Я не может быть "дефектным", но оно может быть неправильно или не полностью включено в физическую организацию, и тогда мы наблюдаем такие явления, как недоразвитость, ненормальность, сенильность и пр.).

Если не только астральное тело и Я, но и эфирное тело покидает человеческий организм, то наступает состояние, которое мы называем смертью, - физическое тело, лишённое духовных субстанций, поддерживавших его жизнедеятельность, и предоставленное самому себе, возвращается в свой собственный мир - физический, попадая под действие его законов, то есть разлагается. Покинувшие физическое три духовных тела человека тоже возвращаются в свои собственные духовные миры, и нас в данном случае интересует судьба высшего из них - Я человека.

Как мы знаем, Я является носителем мышления и сознания человека. И если бы мышление и сознание существовали только как продукт физической организации человека, то есть его мозга, как учит нас современная наука, они бы исчезли вместе с исчезновением физического тела. Но Штайнер показал, что истинная жизнь мышления и сознания связана именно с Я, которое, находясь в физическом теле, использует его в качестве инструмента для познания физического мира и деятельности в нём. И только часть мыслительно-сознательной деятельности Я связана с физической организацией человека, которая, естественно, прекращается с физической смертью. Основная же часть деятельности Я, как и его природа, - духовная.

Современный человек знает лишь о первом типе деятельности своего Я, хотя в некоторых случаях его Я бессознательно приближается ко второму типу мышления (например, имея дело с математическими и другими концепциями, не связанными прямо с объектами физического мира). Но Штайнер не только описал чисто духовную деятельность Я в духовном мире, но и показал, что она вполне возможна и при земной жизни человека, дав при этом ряд упражнений для развития этой высшей формы мышления. Именно такое мышление - "бестелесное", не зависящее от физической организации человека, - ведет, в конечном счете, к истинному познанию духовных миров и сознательной жизни в них ещё до смерти (когда, скажем, Я может вполне сознательно и по своей воле покидать физическое тело и возвращаться в него).

Жизнь Я в духовном мире, как и его пребывание на Земле, обусловлены общим процессом эволюции человека, Земли и вселенной, который необходимо уяснить хотя бы в самых общих чертах.

Как мы знаем, человек, наделённый высшим духовным элементом - Я, является высшим земным существом. Но в духовном мире, населённом множеством духовных существ, человек далеко не является высшим существом. Духовные существа, как и земные, значительно отличаются друг от друга как по своему развитию, так и по своей деятельности. Их, однако, объединяет тот факт, что у них не бывает физических тел, посредством которых они могли бы изливать свою деятельность (уникальные исключения составляют предмет особого рассмотрения, далеко выходящего за рамки нашего).

Низшим элементом у духовных существ является эфирное тело, причём только у некоторых, у других же - астральное, у третьих - Я, при этом они обладают и более высокими, чем Я, духовными членами, которые у человека либо ещё находятся в зачаточном состоянии, либо полностью отсутствуют и даже едва могут быть постигнуты его теперешним сознанием. Отсюда можно понять, на какой высоте духовного развития находятся эти существа - пропасть между ними и человеком намного шире, чем между человеком и самым примитивным из земных существ.

Все эти духовные (божественные) существа связаны с развитием вселенной, Земли и человека. Высшие из них направляют это развитие, и именно по их замыслу и их творчеством были созданы физический мир и Земля в качестве поля деятельности для человеческого Я. Согласно этому замыслу, человек в результате своего развития должен подняться до уровня божественных иерархий и стать вместе с ними со-творцом мира. Человек не смог бы достичь этого в пределах духовного мира, где он был безгрешным, но зависимым от высшей воли, а значит несвободным, существом и где его развитие было бы результатом не собственных усилий, а дара высших существ. Поэтому он и должен пройти суровую школу ученичества "вне дома" - в условиях самостоятельного и сознательного преодоления многочисленных препятствий, трудностей и соблазнов земного физического существования.

Процесс этот длительный и постепенный, как и процесс становления физического мира и земного человека и, затем, их обратного перехода в чисто духовные формы существования. В ходе этого процесса Я человека периодически спускается из духовного мира на землю - каждый раз в другое физическое тело, в другие условия жизни и в другую культурную эпоху для получения как можно более разнообразного опыта земной жизни - и затем возвращается в духовный мир для "подведения итогов" и выработки новых задач на следующее воплощение. Каждый человек прошёл через очень много таких воплощений, прежде чем дошёл до настоящей, чрезвычайно важной ступени своего развития.

Начав много тысяч лет назад нисхождение в физический мир, человек достиг сейчас низшей, критической точки, после которой он должен начать обратное восхождение в духовный мир. Но если спуск его был бессознательным, направляемым высшими существами, то восхождение он должен проделать сам. Ибо эти существа, которые до недавнего времени вели и направляли человечество по предначертанному ему пути, передали теперь его судьбу в его собственные руки. Внешне это выражается в том, что старые устои и миропорядок, которые всегда в прошлом определяли коллективную и индивидуальную жизнь людей, больше не имеют никакой силы. Теперь человек сам пытается организовать жизнь на земле, и печальные результаты этих усилий проявляются сегодня во всех сферах.

Это не значит, конечно, что надо отказаться от этих усилий, да и отказаться просто невозможно - никто другой не может выполнить за человека возложенную на него задачу. Но чтобы выполнить её, его усилия должны быть не хаотичны, эгоистичны и бессознательны, а целенаправленны и проникнуты истинным пониманием происходящего, то есть осознанием духовных основ жизни.

Но здесь и заключено одно из самых серьёзных препятствий на пути земного развития человека, ибо необходимым условием и фактом этого развития и явилось погашение его духовного сознания на время пребывания на земле. Человек не только не помнит своих прошлых жизней в духовном мире и даже еженощных путешествий в него своего Я - он вообще не знает о существовании духовного мира и просто не верит в него. Это забвение было необходимо для того, чтобы человек перестал быть духовно зависимым существом и нашёл в себе самом опору и импульс для своего существования.

Первым шагом в этом направлении является выработка ясного, чёткого и самостоятельного мышления, что как раз и стало возможным в результате погружения в мир материи и развития современного научного мышления. Но если человек остановится на этом, увидев в этом цель, а не средство, он окажется в тупике - духовном, научном, социальном. Выйти из него с помощью старых, привычных форм мышления и выработанных этим мышлением понятий и знаний он не сможет, ибо они не отражают реальности, в которой человек живёт - всей реальности, включая духовную. Понять, что действительно происходит в мире и что требуется в данный момент от человечества в целом и от каждого индивидуума в частности, человек может лишь на основании духовных знаний, небольшую часть которых я и попытался представить здесь читателям журнала.




Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"