Ребе
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: И этим всё сказано.
|
Ребе
Автор и составитель: Эзра Ховкин
Оформление книги: Двора Котовская
Литературный редактор: Марина Гутгарц
Компьютерный набор: Рая Шефтель
Компьютерная графика: Ольга Котлярова
Выпускающий редактор: Геула Ховкин
Compiled and edited: Ezra Chovkin
Art Design: Debora Kotovsky
Literary Editor: Marina Gutgarts
Computer typesetting: Raya Sheftel
Computer design: Olga Kotttarov
Assistant Editor: Geula Chovkin
No Все права сохраняются за автором, 1998
Издано при участии организации "Лев Шомеа"
No All rights reserved, 1998 Ezra Chovkin
Str. Avraham Shiff 17, Ramot 04, Jerusalem, Israel, 97290
Tel: 02-5860247.
Supported by "Lev Shomeya" organization
Предисловие
"Нет ни малейшего сомнения, что время Избавления уже пришло..."
Эти слова принадлежат Любавичскому Ребе, Менахему-Мендлу Шнеерсону. Действительно, волна стремительных перемен захлестнула наш мир. Рушатся коммунистические империи, народы мира пришли в движение, евреи начали собираться на Святой земле.
Это не значит, что в мире стало меньше проблем. Но, и с этим не будет спорить никто, в нем прибавилось знания, в нем прибавилось света.
Главным проводником этого света хасиды ХаБаД считают своего Ребе, Любавичского Ребе, несущего свет и - помощь всем евреям.
Словами простыми, которые только оттеняют глубину мысли, Ребе говорит о главном - о том, что Вс-вышний ждет от Своего народа и от всех людей на земле.
Незаметно для многих, но уверенно, Ребе ввел еврейский корабль в такую даль, где он еще не бывал никогда, - во времена Машиаха.
Евреи вдруг, для друзей и для врагов, оказались весьма значимыми, и взгляды всех прикованы к Эрец Исраэль, и миллионы людей спрашивают: а кто же он такой, этот Ребе?
Это человек, который ближе всех держит руку у короны Машиаха - еврейского царя-избавителя. Это глава армии любавичских хасидов, которые действуют сейчас в любой точке мира, где есть еврейские общины.
И об этом тоже стоит сказать: Ребе - это еврей с Украины, из города Николаева, окончивший несколько факультетов в университетах Берлина и Сорбонны.
В нашей книге рассказывается о различных этапах жизни Ребе. В ней собраны беседы о судьбе Израиля, об отношениях евреев и народов мира, о борьбе с террором. В ней говорится о вопросах вечных: как понять волю Творца, как соседствуют природа и чудо, как приблизить приход Машиаха. Эти вопросы в наши дни стоят особенно остро.
В книге собраны рассказы о чудесах, которые Ребе творит. Хотя отнюдь не чудеса объясняют огромную притягательную силу его личности. Этот человек ошеломляет бездонной мудростью. Связью с Творцом, подобно той, какая была у Моше-рабейну. Царственностью.
Книга предназначена для евреев из России, которых судьба раскидала сейчас по всему свету. Их исход из колючего рая коммунистов Ребе предсказал задолго до начала перестройки.
Издание подготовлено Молодежной организацией ХаБаД при участии организации "Лев Шомеа", один из руководителей которой, Эзра Ховкин, является автором-составителем книги.
3 Тамуза 5754 года душа Ребе покинула те рамки, в которых находилась до сих пор. Незадолго до этого Ребе потребовал от своих хасидов и от всех людей на земле молиться всей душой о приходе Машиаха. Люди, знакомые с Ребе, знают, что для этого человека все радости рая ничто по сравнению с приказом Творца - привести в этот мир Избавление.
Постараемся не подвести его.
Раввин И.И.Ааронов
Глава Молодежной организации хасидов ХаБаД
Чтобы дать читателю представление о движении ХаБаД, мы решили вместо предисловия поместить рассказ об основоположнике движения - рабби Шнеур-Залмане из Ляд.
"СТАРЫЙ РЕБЕ" С НОВОЙ ДУШОЙ
Вот одна история. Основоположник хасидизма, рабби Исраэль Баал-Шем-Тов, каждую ночь погружался в микву - источник с проточной водой. Быть может, это соединяло его душу с каналами Б-жественной мудрости, которая, подобно воде, спускается сверху вниз. Прислужник Бешта в одну из таких ночей стоял у проруби со свечой и ворохом одежды. Ледяной зигзаг реки прошивало студеным ветром. Свеча оплывала, бросая ленту света в черную глубину, где тяжелая вода раз за разом сходилась над головой учителя. Прошло, может быть, около часа. Луна провалилась в облако, стало холоднее. Прислужник, закоченев, воскликнул:
- Рабби! Свеча погасла!
Бешт ответил с необычайным жаром, оттуда, из темноты:
- Сейчас к нам спустится душа, которая осветит весь мир!
Это было сказано о рабби Шнеур-Залмане, первом главе хасидов ХаБаД. В 1745 году в местечке Лиозно у молодых супругов Баруха и Ривки родился мальчик необычайной душевной тонкости, словно сохранивший память о том пути, который его душа проделала, миновав ворота рая и звездный туман.
Есть несколько деталей в нашем рассказе, которые лучше обозначить тонкой линией, игольной остроты карандашом. Говорится, что в девять лет мальчик вдруг стал изучать астрономию и инженерное дело. Зачем? Загадка. В двенадцать лет он дает в синагоге урок, посвященный одной из глав книги Рамбама. Знатоки Торы, которые слушали его, "не могли найти своих рук и ног от восхищения".
Вскоре он узнал, что у него "новая душа". Это не метафора, а каббалистический термин. Он означает, что эта душа раньше не спускалась в наш мир, не запятнана проступками прошлых жизней. Шнеур-Залман понял, почему так легко давалась ему учеба. Скала, о которую другие ломают пальцы, для него оборачивалась волною, которую рыба прошивает насквозь.
Мы стоим сейчас у истоков хасидизма. Есть много теорий, почему возникло это течение. Одни говорят, что это движение еврейских низов, недовольных кагалъной верхушкой. Другие считают это бунтом против холодной учености. Мой знакомый, математик по специальности, дал еще одно объяснение. Он сказал, что во времена Бешта в мир стали спускаться души другого калибра. Как камни из короны царя, взятые с самого верха. У них была другая мера любви к Б-гу, другая степень свободы. Шагая широко, они повели за собой многих. Не "из", а "в"... В такие глубины еврейской души, о которых нам трудно догадаться за привычной оболочкой будничных дел.
Пришло время, и рабби Шнеур-Залман понял, что ему нужен наставник. Он решил отправиться к одному из двух мудрецов: к гаону рабби Илияу, который украшал своим присутствием Вильну или к ученику Бешта, рабби Дов-Беру, которого называли Магид из Межерич. Виленский гаон спал четыре раза в день по полчаса, остальное время отдавая учебе. Магид... Говорят, что он мог показать, как голос твоей молитвы меняет мир. По преданию, рабби Шнеур-Залман, советуясь сам с собой, сказал: "Учиться я уже умею, а молиться еще нет. Значит, нужно ехать в Межерич..".
Ученики Магида прозвали рабби Шнеур-Залмана "реб Залман Литвак". Это не только намек на место рождения, но и указание на благородную уравновешенность, спокойный разлив мысли, свойственные талмудистам Литвы. Эти качества он не растратил, сохранил. Но 'пройдя школу Магида, они получили новую форму выражения: хасидут. Это - вид литературы, родившийся в те годы; рассказ о тайнах мироздания на таком уровне, с такими примерами, что даже обычный человек может в них разобраться.
Когда Магид ушел из этого мира, многие его ученики стали руководителями различных хасидских направлений. Вокруг рабби Шнеур-Залмана объединилась группа последователей, которые делали акцент на очищении души с помощью разума, точнее трех его составляющих, которые называются ХаБаД. Вот они:
Хохма - мудрость, целостное видение мира и, прежде всего, Б-жественной воли, присутствующей в нем.
Бина - постижение отдельных составляющих; "строительство" своих мыслей и поступков.
Даат - сила, которая соединяет разум с сердцем и действием.
Это, конечно, был хасидизм, но хасидизм литовский, вдумчивый и уравновешенный. В какой-то мере это проявлялось и во внешнем поведении нового Ребе. Противники хасидов объявили им херем - отлучение. Ученики Магида решили ответить встречным херемом. Рабби Шнеур-Залман отказался принять в этом участие. Он чувствовал (или знал?), что еврейская душа дробится в спорах, и Б-жественный свет проливается мимо. К сожалению, терпимость не помогла. Он стал одним из первых, на кого написали ложный донос.
Основной вопрос, вокруг которого разгорелся спор хасидов и их противников: можно ли раскрывать широкой массе тайны Каббалы, даже в адаптированной форме. Противники отвечали решительным "нет" и объявляли всех, кто так делает, губителями еврейства. А для борьбы с такими людьми хороши любые средства, в том числе и донос властям.
Сперва рабби Шнеур-Залмана обвинили в том, что он сообщник якобинцев, потом - что собирает у евреев деньги и посылает их турецкому султану. (На самом деле, речь шла о помощи мудрецам, которые жили в Иерусалиме.) Этих обвинений оказалось достаточно, чтобы за рабби прислали черную карету, в которой перевозили государственных преступников, и отправили в Петербург, а оттуда в Петропавловскую крепость.
В крепости рабби навестил император Павел, одетый в мундир простого чиновника.. Глава хасидов приветствовал его так, как полагается приветствовать коронованную особу, сказав, что чувствует царственность, и поэтому маскарад его не обманет. После подробного расследования Павел и его чиновники пришли к выводу, что человек, обладающий такой святостью, не может быть бунтовщиком. И рабби Шнеур-Залман, которого хасиды называли Алтер Ребе - "Старый Ребе", 19 Кислева 5558 года (1798) вышел на свободу.
Этому, однако, предшествовала встреча, которая не укладывается в привычные представления о жизни, пространстве и времени. Во время заточения узнику явились души Баал-Шем-Това и его учителя Магида из Межерича. Они открыли рабби, что наказание лишь внешним образом связано с доносом. На самом деле оно пришло за то, что он сделал доступными сокровенные тайны Торы. Алтер Ребе спросил, как исправить дело. Ответ был неожиданным: раскрывать людям учение хасидизма еще смелее и шире, чем это делалось раньше.
После выхода из Петропавловской крепости он завершил книгу "Тания". Простым и точным языком, сжатым до крепости алмаза, в ней говорилось о строении миров, о природе еврейской души, о внутреннем смысле заповедей. Книга рассчитана на обычного человека. В этом ее сила. С той поры и до наших дней, когда еврей устает от обыденности, от житейского мелководья, когда его тянет "на глубину", он берет в руки "Танию".
Алтер Ребе скончался в 1812 году, во время нашествия Наполеона. Именно в ту пору он сказал, что европейская ассимиляция может оказаться для евреев еще более страшным злом, чем медвежий антисемитизм России. Очень необычная мысль. Так или иначе, хабадники были "за царя", и один из них, шпион, устроился переводчиком в ставку Наполеона.
Этот император в солдатской треуголке тоже был непрост. Занимался чернокнижием - интуиция, как у матерого барса. Однажды он подошел к переводчику, положил ему руку на сердце и сказал буднично:
- Ты - шпион.
Тот ответил так же спокойно:
-Нет.
- Верю. Потому что сердце у тебя не стало биться быстрее.
Откуда этому французу было знать, что перед ним стоит ученик рабби Шнеур-Залмана, у которого хохма передает Б-жественную искру в хрустальные дворцы бины, а потом, с помощью направляющей силы даат, овладевает сердцем, и оно бьется так, как нужно еврею.
Но мы-то знаем.
ДЕТСТВО
В ГОРОДЕ У МОРЯ
В 1902 году в городе Николаеве у молодого раввина Леви-Ицхака Шнеерсона и его жены Ханы родился первенец, Менахем-Мендл.
Николаев был городом черноморским, торговым, поначалу евреи там поселились в небольшом числе. Постепенно община расцвела, евреи занялись крупной торговлей, мечтали об европейском образовании, желали достатка и даже счастья.
На фоне этих земных понятных устремлений странно выглядел реб Леви-Ицхак, зять главного раввина общины. Он учил Тору по восемнадцать часов в сутки, день и ночь напролет. Спать ложился в пять утра, считался знатоком Каббалы, и был немного, или много, не от мира сего. Забегая вперед, скажем, что этот книжник, став раввином Днепропетровска, не склонился перед коммунистами, не бросил свой опасный пост, а находился на нем до последнего, как капитан корабля. Его арестовали в 1938 году.
Рождение младенца, будущего главы ХаБаДа, для всего мира прошло незаметно. Ожидание и напряжение ощущались лишь на невидимой оси "Ребе - хасид".
Тогдашний глава ХаБаДа, рабби Шолом-Дов-Бер, очень внимательно следил за молодой семьей. Когда невеста захворала и попросила перенести срок свадьбы, Ребе настоял, чтобы хупу поставили в назначенное время, и благословил девушку на выздоровление.
После того как в добрый час появился на свет их первенец, Менахем-Мендл, рабби Шолом-Дов-Бер отправил одно за другим шесть поздравительных посланий, где в частности, были особые указания, как обращаться с новорожденным. Нам известны из них только два: надевать на младенца талит катан и перед кормлением материнским молоком делать ему омовение рук. У рабби Леви-Ицхака и Ханы родились потом еще двое сыновей, но с ними не обращались так по-особому.
Когда Менахему было два года, в их доме собрались евреи на вечернюю молитву. Ребенок вылез из кроватки и присоединился к лшньяну, чтобы молиться вместе со всеми. Увидев это, мать схватила сына и унесла, опасаясь ненужных похвал и дурного глаза.
Эта история служит как бы ключом ко всем остальным линиям судьбы будущего Ребе. Удивительные способности и необычайный душевный свет прикрыты плотной завесой скромности. Чтобы взгляд досужий не проник в комнату с белоснежной скатертью и блеском субботних свечей. Где ждут Машиаха.
ВОЗВЫШЕННО, НА ДВУХ НОГАХ
Отец Ребе, рабби Леви-Ицхак, был известен своими познаниями в Каббале. Калейдоскоп сиюминутной жизни сопрягался в его уме с тайной музыкой небесных сфер. Учителя для сына он подобрал под стать себе, возвышенного.
Несколько детей, на столах Тора и Талмуд, ребе с бородой втолковывает что-то ученикам - вот вам и хедер. Он находился в Екатеринославе (будущем Днепропетровске) на улице Казанская, 22. Там был меламедом реб Шнеур-Залман Виленкин.
Наглядных пособий в хедере не было, площадки для игр тоже. Для отдыха можно было высунуть голову в окошко. Во дворе стояла героиня еврейского фольклора - хозяйская коза, которая кивала на мальчиков рогами и поэтически щипала траву.
Уж будничнее не придумаешь. И меламед, как все меламеды, хмурит брови и следит, чтобы ученики твердили с пониманием строку за строкой. Тем не менее, Ребе сказал о своем учителе такие серьезные слова:
- Мой меламед был возвышенный еврей... Он поставил меня на обе ноги.
С чего бы? Ведь не каббалист, не светоч Галахи, обычный начитанный еврей, которых тогда еще было много. Может быть, это: меламед не переносил, когда ругали евреев. Даже за дело, даже если те были записными подлецами.
Ассимиляция набирала ход и пар, люди рвались в гимназии, покуривали по субботам, иногда даже крестились, чтобы, полиции не таясь, учиться в Москве на доктора. А рядом стоит еврей, который смотрит на эти художества через строгую призму Галахи и не дает ругать своих братьев. Чуть только начнут при нем обсуждать кого - реб Залман обрывает разговор и уходит.
Через полвека его ученик стал главой любавичских хасидов и продолжал следовать этому простому и почти невыполнимому правилу.
Хедер с козою - важная вещь.
РЕБЕ ПЕРЕД РЕБЕ
Они встретились в Нью-Йорке почти через пятьдесят лет. Ребе уже тогда был Ребе. А его учитель, миновав семь кругов советской власти, по фиктивному паспорту вырвался из Союза, какое-то время жил в Париже, а потом - через океан.
И вот реб Шнеур-Залман Виленкин идет на ехидут - личную встречу - к своему бывшему ученику. Ребе было тогда за пятьдесят, а его меламеду к восьмидесяти.
Когда учитель вошел, Ребе встал. А реб Шнеур-Залман отказался садиться, ведь хасиду положено стоять перед своим Ребе.
Ребе знал, что меламед не так давно после инсульта, ослаб, годы. Глава ХаБаДа стал просить:
- Вам ведь тяжело, сядьте, пожалуйста... Хасид ответил непреклонно:
- Там, где надо, я могу стоять.
Так они и разговаривали стоя. Хасид перед Ребе, а Ребе - перед своим учителем...
На следующей встрече Ребе сказал сердечно:
- Мы ведь столько времени сидели с Вами рядом - можем и сейчас посидеть...
Этот аргумент подействовал.
Реб Шнеур-Залман Виленкин скончался в 1963 году. На его могильном камне по указанию Ребе выбито:
"Учил детей Торе..".
ЗАКРЫТЫЙ САД
Беседы Любавичского Ребе, посвященные еврейской семье, воспитанию детей, воспитанию родителей...
ПОГОНЯ
Царство Лавана
Двадцать лет служил Яаков у Лавана, брата своей матери, взяв в жены его дочерей, Рахель и Лею. Он разбогател, и в сердце Лавана закралась зависть. Мудрец, который когда-то пришел в его дом нищим, преуспел в жизни больше, чем он, известный своей смекалкой и хитростью.
Лаван стал замышлять недоброе. Яаков почувствовал, что всей его семье грозит смертельная опасность. Вместе с родными он тайком покинул дом тестя и отправился в Эрец Исраэль. Узнав об этом, Лаван с друзьями и слугами бросился в погоню. Он настиг Яакова у горы Гил'ад. Но Вс-вышний явился Лавану в вещем сне и предостерег:
"Берегись, чтобы не говорить Яакову ни хорошего ни худого..".
Лаван уже не мог причинить Яакову зла. Но у него хватило дерзости, указав на семью Яакова, заявить ему:
"Дочери - мои дочери, и сыновья - мои сыновья, и скот - мой скот. И все, что ты видишь, - мое..".
Лаван хотел открыть зятю глаза. Он считал, что Яаков, несмотря на большую семью, несмотря на тучные стада, остался одиноким нищим. Хотя его жены и сыновья стараются жить по законам Торы, в их жилах течет кровь Лавана, ловкача и обманщика. Рано или поздно она возьмет свое. Это Тора - исключение из правил, удел немногих. Весь мир - это мое, Лавана, царство. Я в нем хозяин, а ты чужой...
Лавану нельзя отказать в житейской мудрости. Если на одной чаше весов будет семья Яакова, а на другой - все человечество, то кто перетянет? Если тебе так полюбилась Тора - пожалуйста, размышляй над нею вдали от всех. Но как ты осмелился соблюдать ее в моем доме? Как ты посмел обучать ей моих внуков?!
Песня в ночи
Яаков хотел породниться с Лаваном, чтобы исправить зло, царившее в его доме. Он понимал, насколько это трудно. Поэтому Яаков готовился к встрече с Лаваном четырнадцать лет, изучая Тору в йешиве Эвера, правнука Ноаха. Он отдыхал урывками. Ни разу в течение этого времени его голова не коснулась подушки ночью. Такая преданность учебе вызывает восхищение. Но странно другое. Оказывается, Яаков сохранил обычай не спать по ночам и в доме Лавана, когда пас его скот. Поэтому ни вор, ни дикий зверь, ни ночная буря не могли застать его врасплох. Неужели он надеялся завоевать этим любовь своего тестя-обманщика?
Нет. Просто Яаков старался выполнять свои человеческие обязанности с тем же прилежанием, с каким раньше он читал о них в Торе. Не тратя ни минуты зря, не давая себе никаких поблажек. Чтобы прогнать сон, Яаков пел шир амаалот - священные гимны, которые звучали потом в Иерусалимском Храме.
В Торе сказано, что дети Яакова походили на отца. Все вокруг хватали чужое, а его сыновья строго соблюдали этот запрет, как и другие заповеди Торы. Значит, Лаван ошибся? Но его губы упрямо твердят:
"Сыновья - мои сыновья..".
Он ждет, что рано или поздно кровь обманщика заговорит в еврейской душе. Уже не одну тысячу лет, в каждом поколении, мы слышим эти слова. Надо знать, что ответить.
Дом Яакова
Иногда глава семьи говорит со вздохом, что мир не исправишь и, значит, надо жить по его законам. Он забыл правило Яакова - не идти за большинством. Яаков всегда помнил, что он - другой, не похожий на остальных, что у него особая роль на земле. Эта роль заключается в том, чтобы мир тоже стал другим, чтобы из царства Лавана он превратился в дом Яакова.
Многому можно научиться у нашего предка. Он стремился в мир, но перед этим провел в йешиве долгие годы, чтобы понять свой путь в этом мире. Его руки трудились без устали, чтобы обеспечить семью, но голова была выше уровня житейских забот, свободная для мыслей о Торе.
И он любил семью и оставил эту любовь нам в наследство. Если сын видит, что отец честно ведет дела, что мать добра и скромна, то он не скажет родителям: "А вот у других..". Дом Яакова окажется сильнее всей суеты этого мира. И это должен быть ваш дом.
ЗАКРЫТЫЙ САД
Ссора в пустыне
Во время странствий евреев по пустыне два человека поссорились. Когда была доказана правота одного из них, другой, обидевшись на весь мир, сказал хулу в адрес Небес. Этот поступок не свойственен природе еврейской души. Поэтому Тора объясняет: отцом хулителя был египетский надсмотрщик. Он обманом прокрался в еврейский дом, когда глава семьи трудился на фараона.
Тора сообщает имя его матери: Шломит, дочь Диври. Зачем нам знать, как ее звали? Во-первых, чтобы сказать хвалу нашему народу. Шломит была единственная, кто родила ребенка не от собственного мужа. Несмотря на все тяготы рабства, еврейский народ хранил свою чистоту.
Во-вторых, разбирая этот случай, Галаха учит, как должна вести себя еврейка. Мудрецы так расшифровывают имя матери хулителя: "Шломит" - потому что говорила всем шалом. "Дочь Диври" - потому что была дабранит, т.е. любила болтать с каждым встречным, в том числе и с тем египтянином... Общительность совсем неплохое свойство, но если пользоваться им без меры, то может случится то, что случилось: родился ребенок от чужого, который чувствовал себя среди евреев чужаком.
Цель и средство
В каждом поколении еврейским девушкам рассказывают историю Шломит, чтобы показать, как важно соблюдать законы скромности. Можно спросить: но почему ее имя выставлено на позор? Польза для многих, это еще не повод, чтобы пожертвовать достоинством отдельного человека...
Конечно, бывают случаи, когда личный интерес приносится в жертву общему благу. Любая вещь в этом мире, несмотря на всю свою сложность, является всего лишь звеном, ступенью, позволяющей возникнуть следующей форме бытия. Существование каждой вещи подчинено интересам целого, общности плана Творения.
Это правило не относится к евреям. Наши мудрецы говорят, что мир существует ради евреев и ради Торы. Значит, каждый из нас - цель, а не средство. Отсюда следует, что никогда еврей не может быть "подпоркой" для другого. Ни для одного, ни для многих.
Снова возникает тот же вопрос: почему же Тора все-таки выставляет Шломит на позор в то время, как имя ее сына, совершившего грех гораздо более тяжкий, остается в тени?
Среди многих объяснений есть и такое - Шломит согласилась на позор сама.
Бегство из плена
Трудно измерить высоту и силу еврейской души. Когда, покинув этот мир, она предстает перед Небесным судом, ни один ангел не смеет огласить приговор. Говорится, что душа назначает себе приговор сама. Теперь мы должны взглянуть на ситуацию глазами Шломит. Глазами ее души.
Слова и поступки человека можно разделить на три вида.
То, что связано со святостью и соблюдением заповедей Торы.
То, что разрешено еврею, потому что может помочь соблюдению этих заповедей. Например, стакан вина, над которым произносится освящение субботнего дня. Или веселая шутка перед началом учебы.
То, что враждебно святости и поэтому является запрещенным.
Шломит не нарушила запрет сознательно. Она лишь позабыла о скромности. Это привело к тому, что она забеременела не от мужа и родила святотатца. Из этих звеньев сложилась цепочка, которая приковала ее душу к миру нечистоты. Вырваться из плена можно было только одним способом: сделать так, чтобы грехи обернулись заслугами. Ради этого Шломит согласилась, чтобы ее история была записана в Торе. И еврейские девушки в каждом поколении читают ее.
Волна и сад
Неверно думать, что скромность украшает слабых. Это свойство красивых и страстных людей. Вот что говорится о еврейской женщине в "Песне песней" царя Шломо:
"Закрытый сад ты, сестра, невеста моя,
Закрытая волна, что бьет из бездны..".
Чтобы источник нашей силы не прерывался, еврейский сад должен быть закрыт.
ОДИН ПРОСТОЙ СЕКРЕТ
Среди огромной почты, которую Любавичский Ребе получает каждый день, очень много писем от пап и мам с вопросом о том, как воспитывать детей и как не воспитывать... Ребе отвечает. Вот отрывок из его письма. Мы не знаем - кому и о чем. Но оно немного для всех нас...
"К сожалению, большинству родителей свойственна одна ошибка. Они хотят, чтобы дети поднялись до той ступени духовности, на которой родители стоят сейчас. Они забыли, что свой нынешний уровень они "заработали" только потому, что в молодости поднимались намного выше его. Житейские битвы, влияние среды иногда вынуждают еврея оставить былую высоту, спуститься. Но если даже в юности человек держался невысоко, то потом он может скатиться гораздо ниже, чем сам мог представить...
Это, кстати, стоит учесть, когда вы будете выбирать школу для своего ребенка. Желательно найти такую, где учителя стремятся пробудить у детей страх перед Небом.
Прошу прощения, что вновь и вновь касаюсь этой темы. Причина проста: после того, как вы написали мне о своей беде, я не могу молчать.
Благословляю и надеюсь услышать добрые вести..".
БЕЛАЯ НОЧЬ В ЛЕНИНГРАДЕ
СОПРОТИВЛЕНИЕ ДУШИ
Менахему-Мендлу Шнеерсону, сыну раввина Днепропетровска, было восемнадцать лет, когда советская власть утвердилась в их краях надолго.
Петлюровцы, белогвардейцы, махновцы и прочие, волнами гулявшие по Украине, интересовались еврейским имуществом, еврейской кровью, но мало думали о душе - о своей, а уж о жидовской и подавно.
Новая власть пришла к выводу, что души тоже можно и нужно грабить. Запретить молиться, например. Сажать в тюрьму за благотворительность. Заставлять детей учиться тому, чему им, коммунистам, было важно их научить. Например, искусству доноса.
Залезали в душу по-разному. Например, приглашали религиозных людей на диспуты. Евреи Днепропетровска часто выставляли на словесный поединок (который и арестом мог тоже закончиться) сына своего раввина. Менахем-Мендл был учен, в том числе и на светский лад. Он экстерном окончил курс гимназии, владел несколькими языками, свободно говорил по-русски.
В 1923 году он впервые увидел нового Ребе, своего Ребе, Иосефа-Ицхака Шнеерсона. Вскоре он стал женихом его дочери Хаи-Муси, и с тех пор судьбы двух этих людей оказались связаны неразрывно, можно сказать навечно.
Рабби Иосеф-Ицхак называл жениха дочери "мой министр просвещения", намекая на его фантастическую эрудицию и на ту роль, которую он хотел ему поручить, - организацию еврейского образования. Можно было бы сказать - еврейского сопротивления. Когда еврей учит Тору вопреки угрозам, и доносам, и арестам - это, да, сопротивление. Война души, которая не хочет погибнуть.
Вот несколько коротких эпизодов из жизни рабби Иосефа-Ицхака. Читая их, начинаешь- понимать, как выковывался ХаБаД двадцатого века - способный к жертве, атакующий, готовый сберечь Тору в любой беде.
УРОК ХАСИДИЗМА
Одно из первых воспоминаний детства: отец Иосефа-Ицхака, рабби Шолом-Дов-Бер, молится слишком медленно. Все хасиды уже сняли тфилин, сложили талиты, а он еще продолжает, покачиваясь, стоять у стены. И почему-то по лицу его иногда текут слезы... Иосеф-Ицхак не мог понять, в чем дело. Он спросил об этом своего дядю, рабби Залмана-Аарона, и тот сказал:
- Твой отец не может быстро произносить буквы.
Тогда мальчик бросился к маме и, глотая слова, сообщил, что папа не успевает молиться быстро, как другие, и поэтому плачет. Может, нужно взять ему учителя иврита?
- Если бы я знала человека, который мог бы его чему-то научить, - вздохнула мама. - Знаешь, иди к бабушке. Она тебе все объяснит.
Бабушка и вправду дала понятный ответ. Она сказала:
- Твой отец - большой хасид и праведник. Прежде, чем сказать любое слово, он думает, что оно значит...
БОЛЬНОЕ МЕСТО
Ребе Шолом-Дов-Бер ушел из жизни в 1920 году. Рабби Иосеф-Ицхак стал его преемником, главой любавичских хасидов.
Если мерить обычными мерками, он был в расцвете сил - встретил сорокалетие, отец семейства, руководитель йешивы "Томхей Тмимим". Но для того, чтобы носить титул Ребе, главы хасидов, он, может быть, кому-то казался слишком молодым.
Но главная проблема была в другом. Сами понятия "Ребе", "хасид" объявлялись устаревшими, лишенными смысла.
Творец и Творение заменялись пляской бактерий. Именами разбойников называли улицы. Мир вывернулся наизнанку и с такой охотой, с такой активной помощью всех слоев населения, что люди благоразумные решили: на ближайшее время есть один рецепт - затаиться и ждать.
Поэтому, когда новый Любавичский Ребе появился в Москве с планом восстановления еврейской жизни в Советской России, люди не поверили своим ушам. Этот план включал организацию подпольной сети хедеров и йешив. Он предполагал централизованную систему оплаты учителей Торы в тех местах (в большинстве!), где они не могли получать ее от еврейской общины.
Наконец, и в этом суть, весь риск, весь труд был ради людей, которые о том не просили.
Молодое поколение интересовалось самолетным пропеллером, тракторной гайкой, а не дискуссиями Талмуда, не жертвоприношением Ицхака...
И ради таких - совать голову в петлю?!
Пытаясь переубедить хасидского Ребе, ему цитировали пророка Амоса: "Безмолвствует в такую годину благоразумный..".
Но рабби Йосеф-Ицхак безмолвствовать не хотел. Он понимал, что годы могут обернуться десятилетиями, и тогда появится на свет поколение евреев-неевреев, народ Торы без Торы.
Люди благоразумные решили, что с этим молодым Ребе что-то не так. Может, он строит свои планы, чтобы подсобрать денег, поддержать семью...
Рабби Иосеф-Ицхак потом писал: "Когда я сейчас и каждый раз вспоминаю о том времени, то не могу удержаться от слез..".
Эти слова принадлежат человеку, который, находясь в камере смертников, отказывался есть некашерную пищу. Тогда и там он не плакал. Но у каждого свое больное место...
УСЛОВИЕ
Отец рабби Иосефа-Ицхака, рабби Шолом-Дов-Бер, часто повторял:
- Если хочешь узнать что-нибудь, спрашивай только у меня.
С кончиной отца это правило перестало действовать.
Или...
В одну из суббот месяца Элул новый Ребе учил с хасидами Тору. Вдруг ни с того ни с сего он замолчал. Больше в тот день учебы не было. Один из близких ему людей, реб Шмуэль Гурарий, подошел потом к Ребе и спросил, что случилось. Рабби Иосеф-Ицхак ответил: "Ко мне пришел отец".
Хасид заметил на это: "Душа вашего отца, наверное, и раньше приходила к вам. Но зачем же прерывать урок?"
Новый Ребе сказал: "Сегодня она была в других одеждах".
Хасид промолчал.
КЛЯТВА ДЕСЯТИ
Это была встреча для узкого круга. В 1922 году в Москве собрались девять хасидов, девять бывших учеников йешивы "Томхей тмимим". Они поклялись друг другу обучать евреев Торе и соблюдать ее приказы, пренебрегая опасностью, до последнего вздоха. Десятым в их компании был сам Ребе.
В 1924 году рабби Иосеф-Ицхак был избран руководителем Совета раввинов еврейских общин Союза. Несмотря на все достоинства этого человека, я думаю, что в другое время он не был бы избран. Но в большевистскую годину на этом месте никто другой находиться не мог. Это был кандидат номер один на арест. На процесс. На расстрел.
Весной 1927 года власти приняли решение арестовать главу Любавичских хасидов. Он жил тогда в Ленинграде. Менахем-Мендл, жених его дочери, тоже находился там. На дворе была белая ночь. Стукнули подковы лошадей под окнами, застучали кованые сапоги по брусчатке. ЧК приехала...
АРЕСТ
(Из записок рабби Иосефа-Ицхака)
Усталый, еле стоя на ногах, я готовился к позднему ужину в кругу семьи. Было несколько минут за полночь, когда неожиданно и резко загремел дверной звонок. Послышался шум, и в столовую стремительно ворвались двое.
- Мы из ГПУ! - заорал один. - Кто здесь Шнеерсон? Он и рта не успел закрыть, как комнату заполнили вооруженные солдаты.
- Мне неизвестно, какого Шнеерсона вы ищите, - ответил я спокойно. - Но коль скоро вы пришли сюда, стало быть знаете, кто здесь живет... Для чего же, спрашивается, кричать?
- Я не кричу, - ответил главный, несколько поубавив тон. - Вы, видно еще с ГПУ не встречались, не знаете наших методов... Покажите свою квартиру. И где тут у вас черный ход - охрану поставить.
- Это вы правильно сказали, - ответил я. - Откуда мне знать обычаи вашей организации, да я и знать их не хочу. А на будущее учтите: я ГПУ и раньше не боялся и сейчас не боюсь. Квартиру может показать управдом. Я вашим обыскам не помощник... Могу я теперь продолжать свой ужин?
МОХОВАЯ 22, У ОКОШКА
Во время обыска Хая-Муся находилась в своей комнате одна. Вдруг она увидела, что Менахем-Мендл, ее жених, приближается к дому. Окошко было распахнуто - весна. Девушка крикнула:
- Шнеерсон, к нам гости пришли!
Он сразу понял и пошел в другом направлении. Преемник Ребе Иосефа-Ицхака (кто мог это ведать тогда!) первым узнал о его аресте и немедленно начал действовать.
Дальнейшее повествование разломано на куски человеческой болью, слезами и тревогой. Мы складываем его из нескольких фрагментов.
Первый
Чекисты продолжают обыск в квартире главы ХаБаДа рабби Иосефа-Ицхака. Среди них есть евреи, от чего боль из тупой становится острой. Один из них, нервный и потерянный, свое шаткое "я" подкрепляет револьвером и романтикой арестов. Он из хабадской семьи. У его родителей долго не было детей, и они попросили благословение у Любавичского Ребе, отца нынешнего главы ХаБаДа. Тот дал благословение, и вот на свет появилось сокровище, которое со временем облеклось в кожаную куртку, перепоясалось солдатским ремешком.
Жил в Российской империи один цадик, который никогда не давал благословения на рождение детей. Он объяснял почему: в мир должно прийти поколение злодеев. Любавичские Ребе давали благословения с риском для себя. Они объясняли почему: у злодея всегда есть шанс исправиться, сделать тшуву. Или тшуву сделает его сын. Или внук.
А пока в бумагах Ребе роются люди, которые умеют читать по-еврейски. Научились в хедере. Боль.
Второй
Жених Хаи-Муси быстро идет по пушкинским мостовым среди увенчанных ночной красотой зданий. Внутренние часы, где каждая минута из золота, подсказывают ритм и путь, как во время его ночных учеб. Только сейчас речь о другом. Не пройдет и получаса, как неуклюжая колесница ЧК покатится дальше, по заранее известным адресам. Необходимо опередить и предупредить.
Плохо, что по позднему времени ворота многих домов закрыты. Надо будить дворников, а те обычно готовы делиться впечатлениями с милицией. Именно это происходит, когда Менахем-Мендл стучится к секретарю Ребе. По какой-то интуиции не заходит, вовнутрь. Все, что нужно, говорит через окно. Секретарь бросается к печке. Туда летят списки хабадских посланников в' различных городах, переписка Ребе и другие документы, из которых власть лепит сценарии судов и расстрелов.
Пепел в печке еще не остыл, как в дверь задубасили. Вбежали агенты ЧК и сразу к печке. Один сказал другому: "Успел сжечь!"
Потом они подошли к хозяину квартиры:
- Дворник сказал, что у тебя ночью были гости. Кто?
- Никто. Какой-то пьяный стучал в окошко...
Третий
Рабби Иосефа-Ицхака везут в Шпалерку, которая среди прочих городских тюрем пользуется особенно дурной славой.
Среди многих вопросов, волновавших его, один был особенно тревожный: судьба бесценного собрания рукописей, наследство его предков. Клад еврейских тайн и еврейской мудрости. Что будет с ними?
Позже, на одном из хасидских собраний, рабби Иосеф-Ицхак вспоминал: "Слезы лились у меня по щекам, щемило сердце, и я дрожал всем телом. Может, не дай Б-г, они уже добрались до рукописей? Возможно ли?.. Неужели, зеница ока, эти святые рукописи тоже пойдут в тюрьму?"
Его будущий зять, рабби Менахем-Мендл, не зная усталости, продолжал кружить по городу. Ему удалось разнести все рукописи по конспиративным квартирам, о существовании которых знали считанные люди. ЧК до них не добралась.
Четвертый
Пока рабби Иосеф-Ицхак шел по жутким коридорам Шпалерной тюрьмы, жених его дочери стал собирать людей, близких к Ребе и имеющих связи и влияние. Они должны были держать совет, как добиваться освобождения человека, которого чекисты, скорее всего, решили не выпускать живым. Этот план включал в себя петиции, контакты с посольствами западных стран и некоторые детали, о которых нам неизвестно до сих пор.
В 1955 году рабби Менахем-Мендл уже был Ребе и стоял во главе ХаБаДа. Хасиды праздновали годовщину освобождения Ребе Иосефа-Ицхака из лап ЧК. Встал старый хасид, реб Шнеур-Залман Духман, и взволнованно сказал:
- Если б не Ребе, мы бы вряд ли праздновали этот день...
Он начал рассказывать о том, как рабби Менахем-Мендл, рискуя жизнью, осуществлял "план освобождения". И тут же осекся. Ребе остановил его улыбкой и взглядом.
После фарбренгена хасиды обступили реб Духмана и попросили продолжить рассказ. Он покачал головой: - Ребе не хочет, чтобы я говорил... Значит, еще одна тайна. Одна из многих его тайн.
ТОЛЬКО ОДИН...
Когда чекист грозил на допросе рабби Иосефу-Ицхаку револьвером, то глава хасидов сказал: "Эта игрушка может напугать того, у кого один мир и много богов. А у меня только один Б-г и кроме этого мира есть еще мир Будущий".
НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ
Дальнейшие события разворачивались так: раввин Шнеерсон был приговорен к расстрелу. Среди обвинений, которые выдвигались, не было, пожалуй, ни одного фальшивого. Любавичскому Ребе заявили, что религиозные евреи в СССР считают его высшим авторитетом; что интеллигенция прислушивается к его голосу; что он организовал в стране сеть хедеров и йешив; что к нему приходят тысячи писем из десятков стран...
И поэтому - расстрел.
Как только о приговоре узнали хасиды Ребе, поднялась буря. Слали телеграммы правительству. Собирали подписи под петицией, призывавшей к освобождению Ребе. Начались дипломатические запросы. И Москва, почесав в затылке, заменяет смертный приговор десятью годами заключения на Соловецких островах. Потом еще подумав, ставит в деле Шнеерсона новую резолюцию: "Выслать на три года в г. Кострому".
ОТВЕТ ВЕЛОСИПЕДИСТА
Глава хабадников рабби Иосеф-Ицхак Шнеерсон прибыл в Кострому отбывать ссылку. Сюда, в русскую глубинку, с ним приехал его хасид, реб Илияу-Хаим Альтгойз.
Двенадцатого Тамуза Ребе должен был отметить день рождения. Именно тогда (какое совпадение!) ему назначили явиться в ГПУ, чтобы отметиться, как положено ссыльному. Ребе и хасид шли по улице. Их нагнал человек на велосипеде, сделал круг и проехал мимо, резанув тяжелым взглядом. Это повторилось еще несколько раз. Когда подошли к ГПУ, часовой отказался их пропустить, объявив, что сегодня в их конторе выходной.
Евреи переглянулись. Это могло быть как правдой, так и чем угодно. С помощью такой уловки чекисты не раз и не два отправляли людей из ссылки в тюрьму. Тот, кто не расписался вовремя, считался в бегах. Поэтому реб Илияу-Хаим принялся скандалить, крича, что им назначено, и, стало быть, извольте пропустить. Часовой кричал в ответ, что не будет он впускать любого-всякого. Услышав шум, вышел на балкон серьезный один товарищ, в котором они узнали давешнего велосипедиста. Он спросил, в чем дело. Реб Илияу-Хаим отвечал, что они явились согласно предписанию, а часовой уперся, и как быть?
Чекист сказал:
- А как зовут того, кто должен расписаться? Шнеерсон? Так это уже ни к чему. Мы получили телеграмму из Москвы, что его нужно освободить...
Тогда воскликнул реб Илияу-Хаим:
- Вы шутите или говорите правду? Если правду, то я должен сейчас же купить водки... Чекист ответил:
- Здесь у нас не шутят.
Ребе и хасид повернулись и пошли обратно. По дороге рабби Иосеф-Ицхак сказал:
- Водку надо купить, ты прав.