Аннотация: Конспективные заметки выступлений на прошедшей 19 мая НТК
"Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика"
(конспективные заметки выступлений на прошедшей 19 мая НТК)
Довелось услышать если не новости то много интересных определений, над которыми пришлось немного потрудиться. И не без пользы.
В части общей организации информационно-аналитического обеспечения стратегического управления особое значение должно уделяться:
определению целей - отсутствие таковых ведет к мизерным результатам;
набор целей, по сути дела сложная задач, это особая синтетическая по смыслу работа;
к реализации целей должны привлекаться все структуры, в том числе аналитические.
Почему результаты "аналитической работы" сегодня столь мизерные?
Основная причина - наличие и рост в обществе числа "идейных маргиналов ", которые на первое место ставят личные интересы и полностью игнорируют традиции и сложившуюся ранее культуру российского общества". Таких пока немного (около 5% населения), но именно они в преобладают в управлении государством. Именно они, условно говоря, составляют "политический класс" и диктуют свою волю обществу для достижения личных целей.
Для "идейных маргиналов" "не имеют значения национальные интересы". Для решения своих проблем им достаточно занять соответствующие места во власти, дающей практически все. Ими установлена своеобразная идейная диктатура. Их не интересует и не может интересовать какая либо аналитическая работа, им нужны только PR-ар технологии.
Именно "идейные маргиналы" преимущественно занимаются целеполаганием, ставят задачи и организуют их выполнение. По мнению бюрократов аналитические структуры бесполезны и "не имеют реальной ценности". Отсюда стремление власти под видом реформы науки избавится от всего, что так или иначе имеет аналитические функции.
Нет сомнения в том, что имеет место "деградация парламентской аналитики" не только по существу этой деятельности, но и по формальным признакам. Например, в Думе имеется только один аналитический отдел численностью 8 человек, и в лучшем случае "проводится правовая и лингвистическая экспертиза" законов, не имеющая ничего общего с аналитической работой по сути. При формировании Думы и Совета Федерации активно используется лозунг организации работы "на профессиональной основе". (В связи с этим вопрос: Какую пользу народу может принести деятельность "сенатора, идейного маргинала" и профессионального заседателя в СФ - Нарусовой? Не лучше ли иметь в парламенте "кухарок и кухаркиных детей", знающих жизнь народа, а не ее отражение в кривом зеркале безмерного потребления услуг и материальных благ, созданных этим народом?)
Послание Президента, обращенное к обществу в лице депутатов и правительства, не имеет (как и множество доктрин и концепций) распорядительного легитимизированного права и гуманитарной направленности. Послание Президента - типичный "пиардокумент" для населения и России с ее абсолютной безответственностью прямых исполнителей в выполнении каких-либо указаний. Ряд его положений могут быть приняты "к исполнению" только по дополнительному указанию, под нажимом или под страхом отлучения от власти.
"Менталитет" народа не равно "закон", поскольку сегодня "закон, концепция, доктрина это умозрительные кабинетные схемы", весьма далекие от реальной жизни. Современные законы в значительной части практически не реализуемое в реальности порождение бюрократии, вещи, не понятные и не понимаемые народом.
В настоящее время ситуация примерно такая же как после смерти Петра Первого, которого в народе иначе как антихристом не величали.
По мнению Ключевского:
- народ не знал целей петровских реформ;
- реформы упали тяжелым бременем на народ;
- реформы не соответствовали традициям и вере (неметчина).
В отсутствии государственной поддержки "научное сообщество нормальных аналитиков" прямому и весьма серьезно обеспеченному материально лоббированию в госструктурах интересов незначительной части населения ничего противопоставить не в состоянии.
Россию поразила "идейная коррупция ", генератор которой совершенно определенные социальные группы, интересы которых сводятся к удовлетворению своих потребностей на грани фантастики, никак не сообразуя собственные запросы с возможностями и законами.
В настоящее время только две госструктуры (из нескольких сотен потенциально возможных и представляющих народ в целом) реально обладают правом законодательной инициативы.
Бюрократическая власть слепа и глуха. Она не желает слышать запросы исходящие снизу. Вместе с тем именно эти две структуры реализуют собственные законодательные инициативы и умозрительные схемы жизни населения, обличенные в законы, на 100%.
Президент США проводит в ситуационной комнате каждый день не менее часа для общается с народом, у нас все наоборот. Президент РФ с чувством тонкого юмора и со знанием уличного сленга только по праздникам может поговорить обо всем на свете... много и без пользы для народа.
Оценка экономического положения страны: для нас очевидная бедность и невысокая вероятность выживания, для министра экономики и развития - это "не очевидно и невероятно". Примененные в России с подачи МВФ монетарные догмы, в том числе борьба с инфляцией путем изъятия денег из оборота, от которых давно отказался весь мир, у нас остаются "экономическим фетишем" и своего рода некритикуемой идеологией. Однако на примере того же Китая ясно, что прямое инвестирование промышленного производства путем повышения денежной массы в обороте увеличивает не только спрос, но и предложение, т.е. - материальное производство, а не надувание финансовых пузырей.
В России такое явление как "идейная научно-экономическая коррупция" рассматривается как вознаграждение за явную подмену понятий в ходе научного обоснования принятых стратегически важных управленческих решений. Все идейно-ценностные установки и приоритеты формулируются "с точностью до наоборот", и только исключительно в интересах социальных групп ограниченных 5% населения.
Нажива и коррупция, как способ жизни в целом для общества ставится на первое место. В то время как, обеспечение достойной жизни и в буквальном смысле выживание народа оказываются на втором и даже на третьем плане.
Отсюда наличие в госаппарате ни за что не отвечающих, псевдо аналитических структур, исповедующих "примитивный либерализм" . В этом одна из причин "катастрофического различия" в направленности развития жизненно важных для основной массы населения отраслевых структур промышленности России и развитых стран, где по существу нет таких явлений как "идейные маргиналы", "научно-экономическая коррупция" и не существует "иррациональной государственной политики".
В этом смысле: "отсутствие какой-либо политики - тоже политика".
Но вопрос стоит достаточно просто: либо будет устойчивое социально-экономическое развитие, либо не будет ни какого совсем.
"Кто владеет аналитикой, тот правит миром", но Россией владеет тот, кто обеспечит ее устойчивое социально-экономическое развитие в интересах подавляющей массы прагматически настроенного населения.
Однако в настоящее время информационно-аналитическая деятельность поражена социальной анемией, решения, замыслы программы и законы не выполняются на 70-80%.
Уместно задать вопрос, а нужна ли аналитика современной политике и стратегии?
Ответ очевиден - НЕТ.
Однако "ведьма человечества", бюрократия как проблема должна быть закрыта.
Но для этого необходим технотронный проект, основанный на информационной аналитике ситуации и на реальном прогнозе. Вместе с тем, информационной аналитики нет, а прогнозные функции по существу отсутствуют или реализуются с большими трудностями.
Символический характер современной государственной политики с неизбежностью определяет характер ее интеллектуальной поддержки. При этом находит применение манипуляция сознанием и происходит явный отрыв от реальности. В этом смысле "передовой слой общества" т.н. интеллигенция (исключая истинно народную) не способна ни на что кроме как "расставлять манящие огоньки либерализма на гнилом болоте социальных утопий".
Для современных политиков не существует морально-этических преград. Для достижения своих целей они идут на нарушение любых общественных норм и законов, поскольку победителей не судят и победитель имеет ВСЕ. Любые затраты ничто, если они в случае победы окупаются в течение полугода. Для этого требуются эффективные механизмы для манипуляции, заранее выстроенные схемы PR-технологий и грамотное использование административного ресурса.
В России просто не принимается как аксиома тезис: "государственная политика это всего лишь решение проблем народа". Конечно, этот тезис в действительности не имеет и не может иметь отношения к подковерной политике, суть которой захват и удержание у власти. Здесь оказываются совершенно не нужными серьезная аналитика, стратегический прогноз и программно-целевое планирование.
Почему мы, аналитики, проигрываем?
Одна из причин - неумение вести диалог с начальством. Мы не владеем языком бюрократии. Мы не можем предложить конкретных по своей сути резолюций в интересах реализации, быть может интересных для начальства, решений.
"Основная идея для России" сегодня - это бесконечное строительство различных и как представляется необходимых социальных институтов. Цель узаконить социальное паразитирование и создать видимость решения проблем экономически маргинализированного населения. Но с точки зрения реальной жизни такая "идея" абсолютно несостоятельна.
Логика рассуждений правящей бюрократии простая: будет институт - он и определит как и что делать. Но в том то и дело, что как только будет создан социальный институт, он немедленно приступает или способствует реализации чисто утилитарных целей, по большей части идейно маргинальных групп населения. Институт действует виртуально, не зависимо от народа и, естественно, не достигает поставленных публично благих целей.
Достаточно упомянуть закон о монетизации льгот, который только создал видимость решения проблем нищего населения.
Еще одно с позволения сказать явление характерное для России - "юридический фетишизм ", который "требуется принятия закона или нормы для решения придуманной проблемы". В действительности нужно наоборот: практика реального правоприменения, в конце концов, жизнь, должны диктовать процессы нормотворчества для изменения существующих норм и законов в интересах населения. Юридический и правовой фетишизм в России можно рассматривать как исторически сложившееся явление с 1992 года, когда буква закона, установленные волевым решением административные границы, с распадом СССР стали государственными границами и непреодолимыми рубежами отчуждения огромной массы ранее единого русского народа от ядра нации.
Практически всю деятельность сменявших друг друга правительств в пост советских государствах пронизывало слепое поклонение букве выдуманных законов, следование псевдо идеям и борьба власти за собственные интересы, в корне отличные от "чаяний и запросов населения".
Кроме того, существует и реально действует некий "принцип юридического детерминизма": если нечто не дает немедленного экономического эффекта, зачем содержать, тратить деньги и ресурсы? Под видом "ликвидации дублирования и достижения экономии" досокращались до того, что действительно лишились не только нормальной парламентской аналитики, но и структур действительно необходимых, нужных для того чтобы не заблудиться в лесу проблем, например, военного строительства.
Весь цивилизованный мир уже давно миновали период постэкономического модернизма. Развитые страны вплотную занялись формированием "символического, интеллектуального капитала", а мы застряли в прошлом веке и носимся с копеечной выгодой от ликвидации интеллектуальных структур, сообществ умов, еще способных аналитически мыслить.
У нас все поставлено с ног на голову, выдуманная схема - выше практики, которая несомненно остается критерием истины. Вместе с совестью и честью потеряли остатки ума. Отсюда вместо интеграции и формирования "символического капитала", мы занимаемся атомизацией общества на основе людоедских принципов и наращиванием коррупционного капитала, носимся с идеей его легализации.
Вместо идейно-информационного объединения, хотя бы на уровне создания малых самоорганизующихся аналитических групп имеет место полное уничтожение отдельных подвижников от науки, продолжается целенаправленная зачистка остатков "хранилищ и хранителей знаний".
Более того, в условиях перехода к рыночным отношениям происходит полная переориентация молодежи на новые исключительно утилитарные ценности. По существу для нее нет никаких мотивов следования в науку. Значительная часть бывших советских ученых наращивает символический капитал Китая в США.
Любая вменяемая власть должна иметь информационно-аналитические подразделения, хотя бы для формирования альтернативных мнений. Монополия на мысль - смертельно опасна не только для власти, но и народа. Однако во всех властных структурах России процветают только пиарщики, именно они основные монополисты на мысль.
Без объединения интеллектуалов в сообщество ни одной из существующих в наше время обособленных систем знаний не удается обеспечить принятие стратегических управленческих решений. Все зависит от концентрации усилий и инвестиций.
В США имеется не менее 100 информационно-аналитических центров, в которых гуманитарная составляющая занимает не малое место, а годовой бюджет составляет более 24 миллиардов долларов. В целом стоимость информационного обеспечения и сама продукция аналитической деятельности в США оцениваются в 240 миллиардов долларов (около 2,5% от ВВП).
Практически все согласятся с тем, что сегодня разрушение системы знаний, информационно-аналитической и гуманитарной составляющей нации является наиболее эффективным способом борьбы за душу народа.
Разрушительное применение этих методов в России привело к удивительным результатам: состояние нации таково, что ее "можно брать голыми руками", не прибегая к обычных способам ведения горячей войны. Война приобретает виртуальный характер, вид некого карнавального действия, в котором пушки, танки и самолеты - никому не нужные детские игрушки. И в самом деле, если достигнут предел разрушения знаний, то нужны ли пушки?
Наш гражданский долг - борьба с такого рода явлением как разрушение системы знаний, информационно-аналитической составляющей нации.
По существу здесь речь идет об управлении, которое независимо от сферы деятельности, есть только процесс перевода системы из одного состояния в другое. Лучше, если государственное и любое другое управление будет связан с инновационным развитием.
Очевидно, что информационно-аналитическое обеспечение инновационного развития страны есть производство постоянно обновляемых продуктов и услуг, производство и предоставление которых основано на новых знаниях.
Каких либо конкретных показателей эффективности собственно информационно-аналитического обеспечения инновационного развития страны не существует.
Однако, например, в США реализуется только 2,2% зарегистрированных патентов, в Великобритании и Франции соответственно 0,6 и 0,2 процента. Доля реализации новых знаний в России оценивается сотыми долями процента. Экспорт новых продуктов в США составляет примерно 22,5% от общего объема экспорта, в Японии - 13,2, в Германии и Франции соответственно 10 и 7,2 процента, в России - по самым оптимистическим оценкам не превышает - 0,3%.
Такой разрыв объясняется только разницей в объемах инвестиций в процесс реализации новых идей и знаний.
Таким образом, хранилище патентов для человечества, и в особенности для России, не что иное, как "могильник" новых идей и знаний. Нечто подобное происходит на уровне предприятий и разного рода государственных организаций .
Кстати никто из присутствующих более или менее точно не определил, что такое "аналитика".
"Идеократия" нашего российского общества - миф, точно так же как глупость "идеократичность власти". Интеллект и власть, как гений и злодейство, "вещи несовместные", но обреченные на совместное существование. Именно поэтому в равной степени нужны хорошие управленцы и разумные интеллектуалы. Следует отметить, что иногда наука в чистом виде не только вредна, но и опасна.
Не всякий может вынести свои идеи на публичное обсуждение, тем более в отсутствии поддержки со стороны власти. Поэтому аналитикам остается в меньшинстве, их последнее прибежище - "рефлексия ". Вполне понятно, что "не отягощенному рефлексией" бюрократу делать карьеру гораздо проще, чем интеллектуалу-аналитику. Нужно понять, что интеллектуалы с их аналитическими способностями никогда не будут приняты коррумпированной властью, для которой они в принципе излишни.
Именно поэтому отсутствует парламентская аналитика, а информационно-аналитические структуры хиреют и сокращаются за ненадобностью.
Вечно не имеющий времени, глухому и слепому чиновнику не нужно ничего нового, поскольку власть дает все. Естественно, сама власть слепа и глуха к запросам снизу. В этих условиях предназначение интеллектуалов-аналитиков - спросить у власти, то о чем ее никогда не спросит народ.
В принципе начальнику свойственна универсальность управленца, другое дело, что универсальность рассматривается как властная всеядность, что порождает худшие формы волюнтаризма, "политическое упрямство и прямолинейность неизменно правильных решений". Задача аналитика понимающего это, сделать так, чтобы быть воспринятым начальником.
Нынешняя ситуация требует нового стиля общения, в буквальном смысле необходимо овладеть языком бюрократии, не извращая смысла выдвинутых жизнью и практикой идей. Наша задача - изложить начальнику, который сегодня олицетворяет ум, честь и даже совесть, соответствующую ситуации резолюцию.
Любая информационно-аналитическая (PRдеятельность не исключение) не что иное, как дружественная конкуренция мнений, ведение разведки и обмен опытом.
С точки зрения управления стратегическое планирование это триада:
- комплекс целей;
- набор проектов, позволяющих достичь цели;
- наличие определенной политики, 5-7-ми правил реализации проектов, позволяющих достичь цели.
Все программы не более чем протокол о намерениях, никакие целевые программы не заменят качественно организованного управления и управленцев.
Процесс управления на 70% может быть формализован (регламентирован), ничего особенного выдумывать не нужно.
Любая деятельность это "война" идей, мнений и людей.
На войне как на войне, которая не может быть: во-первых, - без сбора информации о противнике; во-вторых, без объективной оценки своих возможностей и состояния; в-третьих, без принятия адекватных ситуации управленческих решений, в-четвертых, без соответствующего обеспечения и контроля.
Стратегическое планирование - не более чем на 5 лет.
Одно из важнейших условий планирования и принятия решений - ситуационный анализ, цель которого - поиск идеологии отрыва от конкурентов или идей для получения преимуществ, как минимум организационных.
Результаты ситуационного анализа:
определение угроз, конкурентов, союзников и попутчиков;
поиск ключа к успеху;
обобщение практического опыта (но не выдумывание кабинетных схем никакого отношения не имеющих к действительности).
Выработка идей - сложный во многом процесс индивидуального творчества содружества не более чем 2-3 человек, привлечение к которому коллективов может быть только на заключительном этапе.
Нет сомнения в том, что аналитики должны перейти на понятный управленцам язык, но при этом нельзя допустить потери смысла.
Качество чего угодно - производное от качества управления, в этом смысле "юрист - не оператор", а корпоративный менеджмент на любом уровне - основа качественного управления. Это аксиома, не требующая доказательств.
Но Россия это единственное государство, в котором такого понимания сегодня нет. Корпоративное управление в России не имеет права гражданства, а бюрократический беспредел и коррупция - рассматриваются едва ли не единственно возможным способом и условием организации государственного управления.
В условиях рынка и полной коммерциализации отношений для интеллектуалов остается мало островков обмена информацией. Для аналитиков остается только одно - организация собственных тусовок при мизерной надежде быть услышанными. Подобной тусовкой, островком обмена знаниями, является этот зал, с неизменными лампами в плафонах, которые еще горят, несмотря на старания Чубайса.
Резюме простое: живем в стране непуганых дураков, и как положено есть собственное поле чудес.
Примечания:
Идейные маргиналы - Тяготеющие к созданию антиобщественных объединений с перевернутой системой ценностей, не способные интегрироваться в большое референтное общество личности. В данном случае имеется в виду своего рода социопарадокс, когда 5% личностей с перевернутым (по отношению к менталитету подавляющего большинства) сознанием, по сути навязывают свою волю, превращая большие референтные группы в экономически и политически маргинализированные слои населения. В России именно идейные маргиналы определяют государственную политику и общественную идеологию, представляя всех прочих, не способных к восприятию передовых по их понятиям идей, в качестве истинных маргиналов, не способных интегрироваться в созданное ими квази общество.
В связи с этими соображениями, вопрос кто мы такие, интеллектуалы, вовсе не праздный.
Менталитет - Совокупность психических, интеллектуальных, идеологических, религиозных, эстетических особенностей мышления народа, социальной группы, личности, проявляющийся в культуре, языке, поведении, мировосприятие, умонастроение.
Коррупция - подкуп взятками, продажность должностных лиц и политиков. Здесь - получения определенного вознаграждения в результате осмысленного искажения информации.
Примитивный либерализм - свойство организаций типа ЦСР и художники "Митьки".
Манипуляциии - в политике система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений, не соответствующих реальности, канализация общественного мнения в нужном направлении.
Фетиш - то, что является предметом слепого поклонения, следования. В данном случае исключительный приоритет субъективно установленных норм, "буквы закона" и над реалиями жизни.
Иновации - нововведение, новшество.
Типичный пример ГШ, орган управления не воспринимающий новое, не способный к аналитической деятельности в силу условий (отсутствие способных кадров) и обстоятельств (ограничение задач набором неких формальных функций). Практически все идеи тонут в песке непрофессионализма и в болоте бездействия.
Идеократия - в буквальном смысле - власть интеллектуалов.