Журавлев Дмитрий Германович : другие произведения.

Бунт маньяков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Дмитрий Журавлев

Бунт маньяков

  

Трагедия в четырех действиях.

Действующие лица:

   Маньяки: Щекотило, Колотило, Молотило, Пилило, Угрожало, Показало, Подглядило, Протыкало.
   Люди: Священник, Дровосек, Сапожник, Поэт, Девушка.
   Некто Дядило.
   Историческое время и географическое место определению не поддаются.
  
  

Действие первое.

  
   Пустырь. Остатки костра тлеют перед обветшалым навесом. У костра, сидя на бревне, дремлет Колотило; Показало спит, лежа на матрасе под навесом. Слева сточная канава, сзади обломки разрушенного здания, справа заросли кустарника, спереди свалка мусора. Светает.
  
   Щекотило (появляется из развалин). Ох-ох-ох, опять меня высмеяли. Словно я артист, шут какой-то. Надоело. Я их душу, а они хохочут, вращают огромными зрачками и хохочут, язык высунут и дразнят, словно дети малые. Надоели. Пусть теперь сами себя веселят, друг над другом потешаются.
   Колотило (вздрагивает, отгоняя дрему). Что ворчишь, Щекотило, обидел кто? Только скажи, поколочу.
   Щекотило (садится у костра). Колоти, на здоровье, а с меня хватит. Никакой благодарности, одни прикольчики. То ножонкой дрыгающейся пнуть норовят, то обделаются и запахнут. А один что удумал, сказать стыдно. Я к ним душой - они ко мне телом.
   Колотило. Усложняешь, приятель. Я вот давно благодарности не жду - делаю свое дело и на судьбу не ропщу.
   Щекотило. И я больше роптать не собираюсь. Хочу изменить все к черту... то есть к богу... ну, во-общем, эту... судьбу свою.
  

Просыпается Показало, переворачивается на бок лицом к костру.

  
   Колотило. Ты определись, прежде чем начинать, - ни тот, ни другой назад ходу не дадут. А насчет судьбы ты наивен - она до рождения определена, ремеслом отцов хотя бы.
   Показало (садиться на матрасе). Неправда, я вот - в первом поколении маньяк.
   Щекотило. Про тебя, Показало, и дружков твоих я даже говорить не хочу. (Скептично). Дети нового времени. (Агрессивно). Ваши методы мне противны, из-за таких, как вы, над нами смеются, в след плюют.
   Показало. Я в риторике не силен; придет Протыкало - он нашу позиция отстоит.
   Щекотило (Колотиле). Каков тебе кумир? Любую позицию отстоит - ни страха, ни сострадания.
   Колотило. Не горячись, друг. Молодость - не самое плохое качество. Ты в их годы тоже не только душил.
   Щекотило. Позор... позор... не хочу я с вами спорить, все уже решил.
  

Вдалеке, со стороны канавы, слышатся шаги по воде. Все испуганно вслушиваются и всматриваются в темноту. Шум шагов усиливается, и перед костром появляются Молотило, Пилило и Угрожало.

  
   Колотило. Уф, напугали.
   Пилило (кладет на землю бензопилу). Привет, братья.
   Молотило (кладет на землю молот). Привет, Щекотило, привет, Колотило (дает затрещину Показало), а ты пошел отсюда, слизняк.
   Показало (жалобно). За что, дяденька?! (Вскакивает с матраса и прячется за спинами других пришедших).
   Угрожало. Не трогай его, Молотило, хуже будет.
   Пилило. Да, некрасиво - он брат твой.
   Молотило (садясь на матрац). Мне извращенцы не родственники. Вот мои братья! (Показывает на Колотило и Щекотило).
   Щекотило. Спасибо, но со мной роднится поздно. Меня от такого родства тошнит. Все мы от людей произошли, только разными путями. Пора вспомнить эти пути и пройти их вспять, пора вернуться к истокам (пришедшие переглядываются, вопросительно смотрят на Колотило, тот пожимает плечами), пора войти в воду, у каждого есть один шанс войти в нее, и свой я хочу использовать, немедленно.
   Угрожало. Если ты собрался войти в вечный источник миазмов, нашу канавку, и использовать свой шанс позабавиться в лесу, в который она тебя приведет, то берегись - лес наводнили люди, согнали нас из лагеря, что-то ищут.
   Молотило. Ясно что, будь проклят этот Дядило.
  

После упоминания этого имени все настороженно замолкают, боязливо озираясь по сторонам.

  
   Колотило. Опять появился?
   Угрожало. Никогда не исчезал. (Торжественно). Это наказание за грехи наши, высший маньяк. Навлечем на себя проклятие, и порешит он нас, окаянных.
   Щекотило. Какое еще проклятие? Да вы на себя гнев людской навлечь не можете, а то проклятье! Я вам толкую, что исчезли мы для людей, не стань нас, и никто не заметит; а все потому, что о душе человеческой позабыли, все тело кромсаем. А он! Сбывается пророчество - явился высший маньяк. Растопчет он души людские, перемешаются рай с адом. Испугается человек бессмертия души своей, и, испугавшись, усомнится в нем, а, усомнившись - лишится его, и обвинит в этой потере маньяков, и обрушится на них, и сам маньяком станет.
  

Показало начинает всхлипывать, остальные застыли в ужасе. Первым приходит в себя Угрожало.

  
   Угрожало. Вот это да, вот это я понимаю угроза. Дядило, конечно, выдумка, но угроза хороша. Главное, что всем достанется!
   Молотило. Слушай, Щекотило, хотел уходить - уходи, а пугать нас прекращай. Угрожало постоянно стращает, теперь ты еще взялся.
   Колотило. Стой, не гони его. (Щекотиле). Откуда эта легенда?
   Щекотило. Отец рассказал перед смертью.
   Показало. Знаю я эту легенду. Протыкало рассказывал, что ее у людей собезьянничали, -они вечно кого-то ждут, вот и нам понадобилось.
   Пилило. Дурак, они спасителя ждут, а нам конец придет.
   Показало. Людям спаситель тоже конец устроит - Страшный суд, Апокалипсис - только праведники выживут. Думаешь много их у людей? Так ведь и лучшие из нас людьми станут, пройдя сквозь жернова Дядилы.
   Угрожало. Час от часу не легче. То, что люди маньяками становятся - не редкость, но чтобы маньяк человеком - не слыхал. Предупреждаю, я человеком быть не хочу - чтобы меня в темноте мочили.
   Щекотило. Кого ты слушаешь? Пустомелю? Люди станут маньяками, а не наоборот.
   Угрожало. Пусть только попробуют.
   Пилило. Люди... станут... (Жалобно). Мы то куда денемся, братья?
   Показало (торжественно). Вот, даже до Пилилы дошло! Люди - маньяками; большинство. А мы - людьми; лучшие. Хи-хи. (Гаденько смеется пришедшей в голову мысли). Но ведь от перемены названия суть не поменяется. Так что не бойся, Угрожало, не будут тебя мочить.
   Щекотило. Ересь какая-то. Прямо на глазах рождается. Не для того мой род легенду через века нес, чтобы терпеть такое. Угрожало, чего молчишь?
   Угрожало. Да ну вас. Лучше бы вы оба языки проглотили.
   Показало. Элаэлаэла... (Дразнится высунутым языком).
   Щекотило. Ымымым... (Обхватывает голову руками и покачивает ей).
   Пилило. Не бранитесь, братья. (Щекотиле). Расскажи, лучше, как к отцу легенда попала. Я от своего ничего подобного не слышал.
   Молотило. Сказка.
   Колотило. Хорошо бы.
   Щекотило. (Убирает руки от головы). Сказка, не сказка, а пришла она к нам от людей. Это случилось в давние времена, когда благородные маньяки, прежде чем расправиться с бренным человеческим телом, попирали людское достоинство, пытаясь добраться до вместилища духа. Не всем удавалось и не всегда, но мой род этим умением славился. И вот повстречал, однажды, мой далекий предок на лесной дороге божьего человека. Слово за слово, схватил он его за горло, повалил и давай щекотать. Пощекочет, хватку ослабит, предложит: "Признайся, что в бога не веришь, отпущу", услышит в ответ: "Верую...", и дальше щекочет. Умаялся с ним. Хотел уже кончать, и вдруг услышал: "Нет бога. Отпусти. Ад, прими мою душу". Предок в таких случаях продолжал глумиться: "Как нет? А к кому ты взывал все эти годы, о чьем милосердии и чьей мудрости рассказывал пастве". Человек взмолился: "Что нужно тебе, мучитель?". "Признайся, что нет у тебя души". "Так ты не дьявол, ты хочешь лишить меня даже ада. Кто же ты?". Ответом была щекотка. Когда предок в следующий раз отнял руки от горла, он не успел назваться, потому что услышал: "Будь ты проклят. Ты забираешь у человека последнее, что у него есть - веру в бессмертие души, надежду на вечную жизнь после смерти, любовь к господу. Ты страшнее дьявола, ты плод бракосочетания земли и ада, под спящими небесами. Но ты не знаешь, что творишь. Лишив человека последнего, ты обречешь его на поиск альтернативы, и, являясь одним из вариантов, привлечешь его внимание и сам станешь жертвой. Человек обрушится на тебя, сольется с тобой и поглотит тебя, и станет еще порочнее, но вернет веру в господа, надежду на его милосердие и любовь к себе подобным". Сказав это, человек скончался. Предок никому не рассказал эту историю, но, как потом вспоминали, ходил сам не свой. А вскоре его нашли мертвым, задушенного чьими-то могучими руками.
   Показало (плаксиво). Зачем я все это слушаю.
   Молотило. Это был Дядило?
   Щекотило (не обращая внимания на реплики). Рядом нашли записку. После пересказа слов священника было приписка: "Я оказался слаб, но однажды явится великий маньяк, и лишит человека последнего, и сбудется пророчество, и сольемся мы с родом человеческим, и другие будут называться маньяками".
   Пилило. Значит врет Показало - не лучшие, а все.
   Показало. За что купил.
   Угрожало. У Протыкало лучше не покупай, все с гнильцой, отравишься.
   Молотило. Да причем здесь Протыкало. (Щекотиле). Кто прадеда задушил? Дядило?
   Щекотило. Кто говорит - сам руки наложил. Кто говорит - убиенный. Вернулся, не попав на небеса, и не найдя чистилища. Про Дядило молчат.
   Колотило. Давайте и мы будем молчать, от греха подальше. Авось, пронесет.
   Молотило. Как же, пронесет. Началось, помяните мое слово. Слыхали, что стало с людьми в лесу? Ни мой молот, ни пила Пилило, ни сверло Сверлило, ни клещи Вырывало такого не наделают.
   Колотило (Щекотиле). Вместе надо держаться.
   Угрожало. Вы держитесь, а я пойду, разведаю, что там у людей творится, Дядило их задери.
  

Угрожало уходит. Остальные пытаются сменить тему разговора.

  
   Молотило. Угрожале хорошо - по городу ходит, не прячась. И рук не марает, только глотку дерет.
   Пилило. Я тоже с ними говорить люблю. За шумом пилы слов не слышно, так я прежде, чем ее включить, слова произношу. С ручной пилой было удобнее - пилишь и говоришь. Зато теперь не мучаюсь - вжик и все. Гуманизм идет следом за прогрессом.
   Щекотило. И кем ты себя возомнил? Ты им, может, еще и грехи отпускаешь?
   Колотило. Что говоришь то?
   Пилило. Сначала ругаю, потом пугаю, затем все объясняю, после прощаю и некоторых благословляю (делает характерный знак рукой).
   Щекотило. Ну, точно спятил.
   Молотило. Каков наглец.
   Колотило. Тихо, тихо, у каждого своя изюминка. За это и ценят.
   Щекотило. Кто, скажи мне, тебя ценит. Спасибо когда последний раз слышал. Умиление когда последний раз видел. Упоение когда чувствовал. Боль, злоба, непонимание - все, что нам осталось. Ни страдания, ни освобождения. (Вспоминает, что собирался уходить). Вы как хотите, а я ухожу.
   Молотило. Подожди, брат, не спеши, разобраться нужно - разбежаться всегда успеем. Я вот что думаю - зарвались мы, занялись несвойственными делами, кто по недомыслию, а кто и с умыслом.
   Пилило. На меня накат? Консерваторы, до сих пор кулаками да молотками людей мутузите. А я модернист, у меня у первого в округе механическое подручное средство появилось.
   Щекотило. Мне, Молотило, твои речи тоже не приятны. Я нутром своим действую, душу свою слушаю, если я мозги включу, умысел искать стану, - сам удавлюсь.
   Молотило. Да не призываю я вас мозгами думать и от техники отказаться. Вот ты правильно сказал - к истокам пора вернуться, основы ремесла вспомнить, пока не поздно.
   Щекотило. Сам же говорил, что поздно - началось.
   Пилило (жалобно просит). Закрыли эту тему, братья.
  

На пустыре появляются Протыкало и Подглядило.

  
   Подглядило. Привет, старикашки.
   Колотило. Явились, перверсивные.
   Протыкало (ковыряет носком ботинка в золе). Все скушали, противные.
   Молотило. Прекрати гнусить, или тебя опять проткнули.
   Подглядило. Нет, сегодня - он. Я все видел.
   Пилило. Расскажи, Подглядило, хоть на этот раз он все правильно сделал?
   Подглядило. По мне - правильно. Поползла, хныча, к дому.
   Колотило. Неисправимые идиоты.
   Протыкало. Не ругайтесь, папики. Ваш друг Угрожало тоже всех отпускает, и вы молчите, а на нас срываетесь. Знаете, что наступает наше время, а вы уходите во мрак со всеми вашими топорами, пилами и сверлами. (Поднимает вверх руки). Наступает наше время. (Начинает пританцовывать). Наступает наше время.
  

Показало и Подглядило жестами и возгласами вторят Протыкало. Колотило крутит пальцем у виска.

  
   Протыкало (не унимается). Посмотрите, где вы живете: в речку слили триоксидфторбромметан и она превратилась в ядовитую сточную канаву - кирзовые сапоги разъедает; плодородное поле заросло бурьяном, в котором живут энцефалитные паразиты - разносят даже СПИД; войны собственников разрушили фабрику - выгоднее красть, чем хозяйствовать; а помойка (жест в ее сторону) сгнила и мерзко воняет.
   Молотило. Ты тоже здесь живешь, демагог.
   Протыкало. Больше не живу, и партнеры не живут. Пришли забрать вещи. Съезжаем.
   Подглядило. Отделяемся.
   Показало. Обретаем независимость.
   Колотило. С голоду подохните, голодранцы.
   Молотило. Скорее, от холода.
   Протыкало. Как же, у нас давно своя клиентура, а теперь и свое жилище. Хватит жить на помойке.
   Показало (осмелев). Пора потеснить людишек. Теперь вы - голодранцы.
   Протыкало. Прощайте, динозавры.
   Колотило. Приползете через неделю.
  

Трое уходят, прихватив драный матрац. Следом поднимается Пилило, берет бензопилу, и со словами: "Грустно все как-то, пойду, развеюсь, поработаю", уходит.

  
   Щекотило. Засиделся я. Давно хотел уйти, а теперь все ушли, кроме меня. Духу не хватает - ни шума, ни ярости. Но пора. (Встает). Прощайте.
   Молотило. До встречи.
   Колотило. Возвращайся скорее.
  

Щекотило уходит в сторону сточной канавы. Слышатся шаги по воде, постепенно затихают.

Двое оставшихся маньяков некоторое время сидят молча.

  
   Колотило (пытается завязать разговор). Что у них за жилище?
   Молотило. Спроси Угрожало, когда вернется. Он про всех знает.
  

Возвращается мрачный Угрожало.

  
   Колотило. Долго жить будешь.
   Угрожало. Перестроюсь, буду. Не перестроюсь - сдохну.
   Молотило. Договорился, сам себе угрожаешь.
   Колотило. Ты это о чем?
   Угрожало. Походил по городу, послушал, поспрашивал. Понял, почему перверсивные ближе к людям перебираются. Мода на серийных прошла, в почете шелудивые извращенцы; наступает их время.
   Молотило. И чем они лучше нас?
   Угрожало. Кто говорит, что они более продвинуты, кто говорит, что их энтропия выше. А я думаю, что они ищут связи с миром людей, а не противопоставляют себя ему. Их методы мне непонятны, но результаты впечатляют. Люди их ценят. На их фоне люди - ангелы. Они - указатели бессмертия души человеческой, гори она в аду.
   Колотило. И этот о бессмертии души заговорил. (Обиженно). А мы чем не указатели?
   Молотило (надрывно). Наш фон чем плох?
   Угрожало. На нашем фоне люди - черти, мы их жуткие копии, мы мостим им дорогу в ад.
   Колотило. Ничего не понимаю, выражайся яснее.
   Молотило. И не сгущай краски, и так напугал.
   Угрожало. Вы и впрямь не видите разницы, слепцы. Смотрите, объясняю на пальцах. Пошел человек на работу, а там его начальник и поимел, не начальник, так клиент, или инспектор какой-нибудь, или бандит, да просто жена прозвонила и сказала, что он безрукий осел - лампочку, уходя, не вкрутил. А у начальника свой начальник, и так до самого верха - до президента. А на того нашелся президент покруче, или террористы что-нибудь подзорвали, или свои же граждане нагадили. Так? Идет человек домой, думает: "Вот я вам покажу!", а тут из подворотни Показало скок, плащ хлоп, трын-трын-трын (изображает движения эксгибициониста), и бегом. "Вот идиот", - думает человек, - "а я то каков, хотел, да не показал, какая воля, выдержка, а благородство - через край". Приходит домой, воспоминания нахлынули, он накручивает, накручивает, и доводит себя: "Убил бы всех!". И тут в новостях показывают невинную жертву Протыкало - обесчесчена, раздавлена, уничтожена, но жива - здорова, плачет от боли и обиды, но тут же смеется - нож достал, да резать не стал. "Как я, как меня" - думает человек и становится в глазах своих почти что святой. А уж если простить публично, изувера пожалеть, да среду, его породившую поругать, - все, надевай терн. И тут вдруг следующие новости: Колотило до смерти забил, Молотило обухом голову проломил, Пилило руки-ноги разбросал - не сыщешь, а Угрожало из кустов в ночи рявкнул - инфаркт. Схватится за голову человек - да это ж я натворил, так и хотел, звери, зверье, ненавижу.
   Колотило. Так что, убивать не нужно?
   Угрожало. Дурак, ничего не понял, дураком и помрешь.
   Молотило. Ну, хватит каркать, надоели твои угрозы. Говори, что делать?
   Угрожало. Щекотилу надо искать. Я не знаю, что у него на уме, может, он и сам еще не знает, но его что-то ведет. Он хранитель легенды, а вдруг она окажется пророчеством. И станет историей. Его надо держаться. Пошли, а то пропадем.
   Колотило (ворчит, идя следом за Угрожало). Не может без угроз.
   Молотило (идет следом за ними). Не нравится мне эта легенда. Не пропадем, так людьми станем, - хорошенький выбор.
  

Маньяки исчезают в зарослях кустов. Сиротливо тлеют угли в потухшем костре.

  
  

Действие второе.

  
   Темно. Раздается скрежет пилы. Пила замолкает, чтобы прислушаться к хриплому стону, который сменяют глухие удары, последний из которых оканчивается жалобным вскриком. Звучит стук топора. Загорается лампада, освещая небольшое помещение и, через открытую дверь, площадку перед домом. На площадке человек только что отпилил часть бревна, лежащего на козлах, расколол и несет паленья в дом. В доме другой человек, зажегший лампаду, сидит перед колодкой с ботинком и потирает ушибленную руку. На кровати лежит больной, периодически хрипя и вскрикивая.
  
   Дровосек (закрывая за собой дверь). Ну и ветрище.
   Сапожник. Устроил сквозняк. Даже лампаду задуло.
   Дровосек. А ты сразу в крик.
   Сапожник. Промахнулся в темноте. (Потирает ушибленную руку). Плохая примета.
   Дровосек. Обычная примета: не сможешь работать, не заработаешь на хлеб, заболеешь и умрешь.
   Сапожник. Что же тогда плохая?
   Дровосек (показывает на больного). Его хрип. Твоя может и не сбыться, а его - сбывается.
   Сапожник (стучит по колодке, плюет через плечо). Тьфу, тьфу, тьфу.
   Дровосек. Темный ты. Судьбу об дерево не застучишь, через плечо не заплюешь.
  

Дровосек подбрасывает дрова в печку и садится за стол. На столе: кувшин, пара стаканов с мутной жидкостью, буханка хлеба. Сапожник бросает работу и подсаживается к столу.

  
   Сапожник. Долго он мучается?
   Дровосек. Не долго, не быстро - сколько отпущено. Кюре, вот, идти к нам отказался. (Шепотом). Говорят, в лесу опять нашли тело, никаких следов насилия, а на лице - вековая мука и безграничный ужас.
   Сапожник. Да, священникам и девицам в наших краях лучше по лесам в темноте не ходить.
   Дровосек. Я давно без топора по лесу не хожу, даже днем.
   Сапожник. И что ты топориком своим сделаешь? Судя по тому, что они видели перед смертью, не только топор, платок из рук выпадет. Ты даже зарезаться не успеешь. Нашел, чем пугать.
   Дровосек. Дурак, я ношу топор не для битвы, а для определения принадлежности - таких, как мы, последнее время не трогают.
   Сапожник. То так не видно, что ты не батюшка и не девица.
   Дровосек. Ну какой же ты тупой. Я показываю не то, что я не кюре, а то, что я дровосек, и взять с меня нечего. У кюре есть вера, у девицы - честь, а у меня - ничего. Ясно?
   Сапожник. Ясно. Буду ходить с ботинком в руке. А то, если пойду с молотком, подумают, что я плотник.
   Дровосек (удивленно). У плотника то что?
   Сапожник. Неужели не знаешь?
   Дровосек (после паузы). Ах, это. (Понимающе кивает).
   Сапожник (показывает на лежащего). Кем был этот бедолага, пока не заболел?
   Дровосек. Не знаю, кажется, поэт.
   Сапожник. Поэт?! А как к тебе попал?
   Дровосек. Не помню, вроде, дальний родственник. Или так прибился. Пока здоров был - по хозяйству помогал, по вечерам стихи мне читал. А слег, так никакой пользы. Однако и вреда нет - ест мало, ухода не просит. Кюре сказал, похоронишь, доброе дело за тобой будет, зачтется. Вот я и жду.
   Сапожник (подойдя к кровати). Эй, парень, ты откуда?
   Поэт (немощно и хрипло). От суеты...
   Сапожник (не дослушав ответ). А здесь зачем?
   Поэт (еле слышно). За вдохновеньем...
   Сапожник. Ну что, нашел?
  

Поэт заходится кашлем. Сапожник возвращается за стол.

  
   Дровосек. Поговорили?
   Сапожник (декламирует). От суеты за вдохновеньем... явился в темный лес поэт. (Оглядывается на кровать). Недолго оглашал лес пеньем... гляди, его средь нас уж нет. Ух, ты!
   Дровосек. Это он тебе прочитал?
   Сапожник (восторженно). Нет, это я сочинил. Проще простого. (Оглядывается по сторонам). Так, обувь твою я всю починил. С тебя три... хотя нет, ничего не надо. В твоем доме я обрел свой дар. (Декламирует). В темном лесу приобрел я свой дар, (смотрит на лампаду) в сердце моем полыхает пожар, (смотрит на колодку) разум мой рвется, сбросив колодки, (смотрит на стол) вместе с друзьями сейчас выпью водки. Ух ты!
   Дровосек. Верная была примета.
   Сапожник. Не понял.
   Дровосек. Зря ты от денег отказался. Поешь, хотя бы, теперь уж не скоро на хлеб заработаешь.
   Сапожник (мечтает). Пойду в город, встану на центральной площади и буду читать. Восторженная толпа понесет меня на руках. Издатели перессорятся, поклонницы передерутся, поэты умрут от зависти. Может быть, меня даже запретят и отправят в ссылку.
   Дровосек. Все это хорошо, только как ты теперь пройдешь через лес.
   Сапожник. А что?
   Дровосек. А дар? Готов ты больше не писать?
   Сапожник. Все отдам, лишь бы из уст струился сладкий стих.
   Дровосек. Тогда ты следующий.
   Сапожник. Ах, вот ты о чем. Только сейчас я начинаю понимать степень твоего заблуждения. Так ты действительно думаешь, что дар есть только у поэтов, вера - у священников, а честь - у девиц? Хочешь сказать, что у сапожника ничего этого нет?
   Дровосек. Ну...
   Сапожник. С тебя три пятьдесят... и стол. (Ест и пьет).
  

К двери дома подходит, пошатываясь, служитель бога. По его одежде трудно определить принадлежность к той или иной церкви - это смесь одежды православного священника, кюре, муллы и буддистского монаха. Бормочет: "Не бывать этому. Не бывать этому". Стучит.

  
   Сапожник (испуганно). Кто это?
   Дровосек. Ты вовремя преобразился. Открыто.
   Священник (входит в дом). Не бывать этому. Падешь ты, изувер, как пали Садом и Гоморра. На колени, неверный. Прервется цепь твоих воплощений.
  

Люди падают на колени. Священник подходит к столу и в изнеможении

опускается на стул. Наливает в стакан из кувшина, выпивает, морщится от напитка.

  
   Священник. Уф. (Озирается по сторонам и видит коленопреклоненных людей). Что это вы ищите?
   Дровосек. Простите нас, ваше святейшество. Мы честные люди.
   Сапожник. Прости нас, батюшка. Мы веруем.
   Дровосек. И у каждого из нас есть дар.
   Сапожник. И честь.
   Священник. Не сомневаюсь. Встаньте, встаньте. Кто вы?
   Дровосек (поднимаясь). Я дровосек.
   Священник. Действительно, я видел топор при входе. Зря ты его там держишь, сын мой, храни поближе к себе.
   Сапожник (поднимаясь). А я поэт.
   Священник. Похвально. Только почему ты в фартуке и нарукавниках. Относишься к поэзии, как к ремеслу? Весьма похвально.
   Дровосек. Как вы прошли через лес, святой отец?
   Священник. Не шел - бежал. В какой-то момент он отстал.
   Сапожник. Кто - он, ваше преподобие?
   Священник. Тайна, мрак, страх, гнев, стыд, боль, блуд, кража, ложь, зависть. Только вот я не понял: отрицание это, предостережение или обличение. Хотя нет, это были: пророки, женщины, лицемеры, джинны, неверные; в целом - люди. Только вот я не понял: услышал я пророческую проповедь, предание или сказку. Вспомнил, он выглядел как рыба, нет черепаха, нет вепрь, лев, карлик, Рама или его сын, Кришна, Будда, Вишну на белом коне. Только вот я не понял: был это призрак из прошлого, кошмар настоящего, или видение будущего. Я совсем запутался.
   Дровосек. Что он хотел?
   Священник. Он не выдвигал требований.
   Сапожник. А где Священное Писание?
   Священник. Он отнял его и проглотил.
   Сапожник. Не жуя?
   Священник. Какая разница?
   Дровосек. Почему вы так странно одеты?
   Священник. Он отнял мою одежду и дал мне эту.
   Сапожник. Как он выглядит?
   Священник. Постойте. (Пытается вспомнить). Он черен... нет, сер.. но точно не синь.. он на две головы выше...
   Сапожник. Вас?
   Священник. Нет, самого высокого дерева. Он рычит... нет, воет... или это ветер...
   Дровосек. Что-то я вас раньше не видел в наших краях.
   Священник. Я прибыл недавно.
   Сапожник. Откуда?
   Священник (возмущенно). Что за допрос!?
  
   Люди переглядываются, понимают друг друга и с возгласами: "Самозванец", "Вяжи его" набрасываются на служителя бога, валят его вместе со стулом на пол, вяжут веревкой руки и ноги, вставляют в рот кляп. В это время к двери подходит девушка, она чем-то напугана. Стучит. Люди волокут священника к кровати, заталкивают под нее и поспешно возвращаются к столу.
  
   Сапожник. Кто это? Еще один поп?
   Дровосек. Надоели святоши. (Сапожнику). Определись с призванием. (В сторону двери). Открыто.
   Девушка (входит в дом). Позвольте войти. Люди добрые, укройте меня от него, пожалуйста. Я бежала через весь лес, пока не наткнулась на ваш домик.
  
   Люди смотрят на девушку. Ее испуганная красота особенно контрастирует с вырубленным лицом дровосека, мятым оспой и пьянством лицом сапожника, и окружающей обстановкой.
  
   Дровосек (сглотнув слюну). Проходи, милочка. Садись. (Наливает в стакан жидкости). Вот, выпей, успокойся.
   Сапожник. От кого ты бежала, прелестное дитя?
   Девушка (пьет, давится, с отвращением выплевывает выпитое). Ой, нельзя ли воды.
   Дровосек. Воды нет. Пей, это вкусно. Только надо привыкнуть. Расскажи, кто тебя так напугал?
   Девушка (отодвигает от себя стакан). Он. Он мучил человека, похожего на учителя, а когда увидел меня, бросил его, и человек побежал. А он побежал за мной.
   Сапожник. Какая красивая, давно не видал такой красоты. Как он бежал, у него были ноги?
   Девушка. Нет... он скорее летел...
   Сапожник. У него были крылья?
   Девушка (мечтательно). Нет, но он поднял меня над лесом. Было так легко. Играла волшебная музыка. И он пел... И вдруг все изменилось...
   Дровосек. Ты замужем? Кто твой муж?
   Девушка. Что вы, я не замужем. Но у меня есть жених, очень хороший молодой человек.
   Дровосек. А кто твой отец?
   Девушка. Он давно умер, и мама тоже. Я живу с теткой.
   Дровосек. Как все ладненько получается.
   Сапожник (наконец поняв ход мысли товарища). Да! (Оборачивается к кровати). А его сбросим.
   Дровосек. Конечно, сброшу. А ты иди во двор и не возвращайся, пока не крикну.
   Сапожник (выкладывает на стол молоток). Что-то не хочется. (Смотрит на печку). Догорает. Не сходить ли тебе за дровами.
   Дровосек (убедившись, что сапожник прав насчет дров). Тут же вернусь - только тронь ее. (Уходит).
   Сапожник. Поняла, милочка, что тебя ждет. (Лезет в карман). Молчи, тебе же будет лучше.
  
   Сапожник быстро достает из кармана небольшой пузырек, высыпает содержимое в ближайший к себе стакан и размешивает. Возвращается дровосек с топором в руке. Сапожник прячет пузырек, но не успевает поменять стаканы. Дровосек садится за стол, прислонив топор к ножке стула.
  
   Дровосек (девушке). Ну, что он здесь поделывал? (Орет). Говори.
   Девушка. Что-то высыпал в стакан.
   Сапожник. Она врет. Совсем обезумела. (Тянется к молотку).
   Дровосек. А я ей верю. (Хватает топор и бьет сапожника обухом по голове; тот падает со стула на пол). Здесь я хозяин, и все здесь мое. (Смотрит в свой стакан). Отравил, говоришь? А мы похитрее будем. (Берет стакан сапожника и выпивает). Что руками машешь, глупенькая.
   Девушка. Ой, что же это?
   Дровосек. Это - сапожник, не успевший стать поэтом. Это - огненная вода; брось мне в глотку зажженную спичку - сгорю изнутри. Это кровать; занята - сейчас освободим. Это я, твой хорошенький молодой жених. (Хохочет). Дошло?
   Девушка. Теперь, да. Но и до тебя сейчас дойдет. Поверь, я не хотела ваших смертей, несмотря ни на что.
   Дровосек (начинает вращать глазами, прислушиваясь к внутренним ощущениям). Вот так водица? (Хватается за горло, потом за грудь, потом за живот). Горю. Ой, что же это.
   Девушка. Дошло. Это - отравитель, это - убийца и насильник, это я, не ваша невеста.
  

Дровосек падает на пол. К двери подходит Щекотило. Стучит. Девушка в ужасе замирает.

Щекотило, не дождавшись ответа, заходит в дом.

  
   Щекотило. Здравствуй, хозяюшка. (Идет к столу, присматривается к девушке). Это не тебя я видел в лесу.
   Девушка. Ах, это вы. (Вскакивает, хватает его руки, пытается их поцеловать).
   Щекотило (убирает руки). Ну что ты, я просто шел мимо. (Садиться за стол, берет стакан дровосека).
   Девушка. Не пейте, там яд.
   Щекотило (только сейчас замечает лежащих вокруг стола людей). Это ты их?
   Девушка. Нет, что вы.
   Щекотило. Понимаю. У них все написано на лицах - все их желания и намерения. И пойдет человек на человека. Не зря он тебя отпустил.
   Девушка. Я вас не понимаю.
   Щекотило. И хорошо. (Замечает человека на кровати). Ох ты, еще один. Кажется, еще жив.
   Девушка. Я их пальцем не тронула. Они сами себя.
   Щекотило. Это уже не важно. Пророчество в действии. Он узнал меня и не тронул - только рассмеялся. Или зарыдал.
   Девушка. Кто он?
   Щекотило. Он тот, кого мы ждали. Каждый, побывавший в его объятиях, становится его оружием. Вот и я превратился в часовой механизм. Теперь мне надо заложить себя в нужное место и привести в действие в нужное время. Не знаю ни то, ни другое, но уверен - будет подсказка. Уж не ты ли?
   Девушка (чуть не плача). Что вы такое говорите?
   Щекотило. Посмотри кругом - результат на лицо. Мне бы потребовалось немало усилий, чтобы защекотать этих здоровяков, а ты их пальцем не тронула.
   Девушка. Кто ты?
   Щекотило. Вчера бы я тебе ответил точно, сегодня лучше промолчу, потому что не знаю, точнее не уверен. Ты здесь живешь?
   Девушка. Нет, в городе, у тетки. (Вспомнив предыдущие расспросы). Я не замужем, у меня есть жених.
   Щекотило. Это не пригодится. Где ты работаешь?
   Девушка. В цирке. Гримершей.
   Щекотило. Это уже лучше. Когда следующее представление.
   Девушка. Завтра. Или уже, точнее, сегодня.
   Щекотило. Да, светает. Пойдем, я провожу тебя до города.
   Девушка. А как быть с ними.
   Щекотило. Они - тоже оружие. Он их коснулся через тебя. (Осматривает лежащих людей). Задушен, забит - ясно, на кого подумают. Не будем вмешиваться в ход событий. Пойдем.
  

Щекотило и девушка уходят. С кровати поднимается юноша, он слаб, но встает на ноги, пошатываясь.

  
   Юноша (трогая лоб). Жар прошел. Я чувствую необычный прилив сил. Я здоров! (Слышится стон из-под кровати). Что это? (Заглядывает под кровать, вытаскивает священника). Кажется это мулла. (Вынимает кляп, развязывает веревки).
   Священник. Благослови тебя Аллах.
   Юноша. Спасибо, мулла. Что вы тут делаете?
   Священник (поднимается на ноги). Двое разбойников набросились на меня и хотели взять мою жизнь, но их спугнули, и они спрятали меня здесь. (Видит лежащих людей). Вот они, проходимцы. Аллах наказал их.
   Юноша. Ой, это же дровосек и сапожник.
   Священник. Этот в фартуке? Нет, это поэт.
   Юноша. Странно. Он чинил обувь и изъяснялся очень коряво.
   Священник. Маскировался, дурил голову, держал камень за пазухой. (Крестится). Спаси, Господи, он шевелится.
   Юноша (осматривает сапожника). Да, жив.
   Сапожник. Ох-хо-хо, голова.
   Священник. Милостив ты, Господи, к недостойным. (Сапожнику). Разбойник. Покарает тебя Господь.
   Юноша. Аллах милосерден.
   Священник (юноше). Аллах милосерден. В этот раз излишне.
   Сапожник. За что, батюшка, что я сделал?
   Священник. Ты еще спрашиваешь? Благородный юноша только что освободил меня от ваших пут и кляпа.
   Сапожник. Ты не понял, отец. Мы услышали стук и подумали, что это идет тот, кто напугал тебя в лесу, и спрятали тебя.
   Священник. А зачем связали?
   Сапожник. Зная твою храбрость, мы не хотели, чтобы ты вновь ринулся в бой с превосходящим тебя по силе противником.
   Священник (уже более благосклонно). Глупцы, я бы пошел на него с именем Господа на устах, и мне не было бы равных в диспуте.
   Юноша. Боюсь, что тот, о ком он говорит, не стал бы дискутировать.
   Священник. Конечно, бесполезно дискутировать со служителем Аллаха. (Сапожнику). А где твой друг?
   Сапожник (смущенно). Не знаю.
   Юноша. Вот он лежит. (Осматривает дровосека). И этот живой.
   Священник. Явил нам, маловерным, Спаситель чудо.
   Дровосек (приходит в себя). Господин кюре, и вы уже здесь. Что, кляп оказался великоват.
   Священник. Что ты несешь?
   Дровосек. Спасибо, что встретили. Может, проводите до ворот чистилища.
   Сапожник. Еще не проснулся. Выпил мое снотворное, из рук выхватил, да еще топором хватил.
   Дровосек. И ты здесь, отравитель. Не беспокойтесь, господин кюре, мне будет с кем идти. Ступайте своей дорогой.
   Юноша (трясет дровосека). Ты жив. Помнишь, ты приютил меня. Я тоже жив. И сапожник жив, и мулла.
   Дровосек (скептично). Конечно. (Смотрит по сторонам, начинает что-то понимать). Ущипни меня.
   Сапожник. Дайте я. (Закручивает пальцами щеку дровосека).
   Дровосек. Ой, больно. Ясно, где я. Ты зачем дал мне снотворного, кретин.
   Сапожник. Я не тебе готовил.
   Юноша. А кому?
   Сапожник (переглядываясь с дровосеком). Ему!
   Священник. Ему!? Он был здесь?
   Юноша. Кто?
   Дровосек. Да, пришлось притвориться мертвыми.
   Сапожник (обрадовавшись этой версии). И он никого не тронул.
   Священник. Надо идти в город и предупредить жителей.
   Юноша. Идемте быстрее, я хочу увидеть невесту.
   Сапожник. Я тоже пойду, сегодня в цирке представление - хотел сходить.
   Дровосек. Я здесь один не останусь. Топор брать?
  

Люди один за другим выходят из дома и идут в лес.

  
  

Действие третье.

  
   Арена цирка. Обозначая полукруг арены, стоят стулья первого ряда. В первом ряду слева от арены сидят Священник, Поэт, Дровосек и Сапожник, справа - Протыкало, Показало и Подглядило. Закончившие выступление гимнасты раскланиваются и энергично покидают арену. Конферансье объявляет: "Следующий номер - гвоздь программы - дикие звери, укрощенные волей и разумом человека. А пока идет подготовка, нас позабавит новый шут". Работники начинают возводить решетки для защиты зрителей от укротителя и его подопечных. На арене появляется Щекотило в одежде и гриме клоуна. Позже из-за кулис выходит Девушка и садится рядом с Сапожником.
  
   Щекотило. Рыыыыы... (Бежит по арене, изображая хищника). Что, смешно? Страшно? Да, я не смешной, но вынужден вас смешить, потому что не умею скакать, как гимнасты, и боюсь совать голову в пасть львам. Так что вам придется рассмеяться, а решетки нужны, чтобы меня не забрызгало желудочным соком, когда вы лопните от смеха. Ха-ха-ха. (Вялые смешки в зале). Не правда ли, остроумно. Не правда? Вас не растормошишь, ничем не проймешь. Хотя я знаю одно средство, но для этого мне понадобится помощник. (На секунду исчезает за кулисами и возвращается с куклой в человеческий рост, напоминающей чучело: копна волос из-под кепки, злобное выражение лица, лохмотья). Знакомьтесь - некто Дядило. (Сажает его, прислонив к решетке; среди зрителей наблюдается некоторое волнение). Презабавнейший персонаж, весельчак, балагур и выдумщик. Обладает необычным свойством - в процессе общения с человеком обретает качества, последним задуманные. Полезнейшее свойство. (Обращается к залу). Мне нужен доброволец. Не смущайтесь, я не потащу вас на арену на потеху публике. Мне только нужно знать ваш род занятий. Смелее. (Видит поднятую руку). Браво, молодой человек.
   Поэт (встает, гордо заявляет). Я поэт.
   Щекотило. Благороднейшее занятие. Да и не занятие вовсе - призвание. Садитесь, достойнейший юноша. (Залу). Представьте, что я - поэт. Кто-нибудь может такое представить?
   Сапожник. Из твоих уст струится сладкий стих.
   Щекотило. Прекрасно, изумительно. Вы тоже поэт?
   Сапожник. Иногда. Чаще - сапожник.
   Щекотило. Ваш удивительный случай мы обязательно рассмотрим. А пока я - поэт. Из моих уст струится сладкий стих, как нам только что подсказал этот работящий человек. Но этого мне мало. Я хочу, чтобы стих струился также мудрый, вольный, гордый, вящий, и, наконец, пророческий. Я хочу, чтобы от моих строк млели девицы, кипятились юнцы, дивились мудрецы, злились правители. Хочу, чтобы мои четверостишия вздымали баррикады, выбрасывали из окон, уносили к звездам. Я хочу памятники при жизни и города после. Но как этого добиться, если из-под пера выходит лишь слащавая рифма. Известно - встретиться кое с кем.
   Поэт (возмущенно). Паяц. Ты пересказываешь трагедию Фауста.
   Священник. Не горячись так, это же шутовство.
   Щекотило. Не правда. Фауст отдал душу, а я не хочу со своей расставаться. Да и Дядило не претендует на лавры ангела, пусть даже падшего. Все гораздо обыденнее. При нашей встрече он явился в образе памятника, сотворенного мне на центральной площади нашего города. У основания было высечено: "В темном лесу приобрел я свой дар". И я ушел в лес от повседневной суеты. В этой суете остались брошенная в неизвестности невеста, оставленные без помощи престарелые родителя, недоумевающие друзья. Взамен от Дядилы были получены лавры, превратившиеся после месяцев бесплодия в терны, а пресловутое вдохновение так и осталось жалкой потугой.
   Поэт. Ложь. Я не искал ни лавров, ни тернов. А вдохновение искал, чтобы воспеть мою любовь. Любовь к невесте, родителям и друзьям. Любовь к самой жизни.
   Показало (пытается аплодировать). Браво, поэт.
   Протыкало (одергивает соседа). Не встревай. Чувствую какой-то подвох.
   Поэт (продолжает). Но в лесу я повстречал нечто, страшное и необъяснимое, и после этой встречи слег. Моя жертва оказалась бессмысленна.
   Щекотило. Глупец, ты не слушал меня. Ты повстречал то, что хотел воспеть. А слег от ужаса откровения, не найдя слов и рифмы для воспевания своего будущего величия.
   Дровосек. Какой-то не смешной клоун. Вместо шуток говорит гадости. Пора выпускать зверей.
   Конферансье (выходит на середину арены, делает клоуну знаки заканчивать номер). А теперь гвоздь программы - дикие звери...
   Священник. Нет, постойте. (Конферансье). Нельзя ли продлить этот занимательный номер - становится интересно. (Щекотиле). Я - служитель бога и тоже встречал в лесу этого, как вы говорите, Дядило. Хотелось бы знать, какие инсинуации вы придумаете по поводу нашей встречи.
  

Конферансье, пожав плечами, уходит с арены за кулисы.

  
   Сапожник. Может, лучше зверей.
   Священник. Потерпите, будут вам звери.
   Щекотило. Поистине, пророческое замечание. (Священнику). Вы уверены, что хотите услышать?
   Священник. Да, да!
   Щекотило. Сомнение - любимое его качество.
   Священник. Повторяю, я слуга бога и мне чуждо сомнение.
   Щекотило. До встречи с ним ты прятал его. Мне передали ваш разговор. (Становится на колени перед куклой). Скажи, не пересмотрят ли на страшном суде приговоры недостаточно праведным и не отправят ли их в чистилище? Скажи, прервав сансару, не придется ли потом прерывать нирвану? Скажи, погибнув в борьбе с неверными, не придется ли бороться с ними и на том свете? Скажи, бог или сын человеческий? Он предстал передо мной огромным идолом. Я зарыл Писание. Я вскочил и бежал, не слыша ответов, но уже зная их.
   Священник. Какая низость - так исказить мои слова. Это уже не шутовство, а святотатство. (В возбуждении вскакивает). Послушайте. Мне давно не давала покоя мысль: пока на Земле много религий и вариантов бессмертия души - на небе тоже не будет покоя: там бессмертные души должны отстаивать правильность своего бессмертия. И я лишь спросил его: зачем у разных людей разные боги, ведь ты один.
   Дровосек. Вы обратились к нему, как к богу, господин кюре. Это какое-то язычество.
   Сапожник. Мне любопытно другое, ваше преподобие. Если и в этом нет порядка, может быть и не нужно бессмертие, может быть лучше отказаться от него, чтобы не попасть на том свете в неловкую ситуацию.
   Поэт. Во имя Аллаха, объяснитесь. Я что, могу и на небесах повстречать неверных? Не нужна мне такая вечная жизнь.
   Девушка. Откуда такое заблуждение, учитель? Вы сами учили меня, что существует неисчислимое число миров, и каждый имеет свое неисчислимое число будд. Теперь же вы ставите под сомнение само стремление в нирвану.
   Священник (в ужасе). Дети мои, как вы могли сделать такие выводы.
   Щекотило. Ха-ха-ха. Механизм в действии. Религия - благодатное поле для склоки. Но не единственное. (Залу). Тема закрыта, у нас впереди еще много интересного. Кто еще хочет послушать про себя?
   Девушка. Я.
   Священник. Не нужно, дитя мое, он оклевещет тебя, так же, как оклеветал меня.
   Поэт. Лучше я почитаю тебе стихи, красавица.
   Дровосек. Если скажешь про нее гадость, я зарублю тебя.
   Сапожник. Мне она как дочь.
   Девушка. Я не боюсь - ведь я чиста.
   Щекотило. Ох, не верите вы мне, а зря. Была чиста до встречи с ним, которую я видел сам. (Берет куклу, вальсирует, декламирует). Возьми меня, моя мечта невинна, мы, слившись в упоении, взлетим над этим миром, полным мечт разбитых.
   Дровосек. Точно, она сама нам призналась, что летала с ним.
   Сапожник. Маленькая шлюшка.
   Священник. Какое бесстыдство.
   Поэт. Годится только для пасквиля.
   Девушка (Щекотиле). Как не совестно - все так переврать. (Всем). Я лишь сказала, что хочу быть любима.
  

Среди людей возникает необычайное волнение.

  
   Поэт. Я тоже мечтаю об этом. Этому посвящены почти все мои стихи. Хочешь, я прочту?
   Священник. Не слушай этого слащавого рифмоплета. Я - человек состоявшийся, обеспеченный, и гораздо лучшая партия.
   Дровосек. А как же обет безбрачия, святой отец. Нет, она будет любима мной. Мы обо всем договорились еще этой ночью.
   Сапожник. Ах ты, насильник. Пока ты выходил, мы поклялись друг другу в вечной любви. Она - моя.
  

Люди вскочили с мест, нарастает конфронтация.

  
   Поэт. Ах вы, холуи. Да это же моя невеста.
   Дровосек. Твоя невеста, а моя подстилка.
   Сапожник. Уступаю, здоровяк. Но я - после.
   Священник. Опомнитесь, безумцы. Это сестра наша.
   Дровосек. Вот так святоша! Хотел жениться на сестре.

Девушка, не выдержав оскорблений, убегает за кулисы, закрыв лицо руками.

  
   Щекотило (бросает куклу на арену). Ха-ха-ха. Давно я так не потешался. Вот она, настоящая щекотка, утерянное ремесло моих предков. Кто следующий? (Все замирают в ожидании очередной жертвы). Ты? (Показывает на дровосека). Мне знакомо твое лицо, дровосек; ты очень похож на моего знакомого по кличке Рубило. Ха-ха-ха.
   Дровосек. Неправда, все в округе знают, что я дровосек.
   Щекотило. Сапожник, носящий в кармане пузырек с ядом. Представляю, что бы началось, повстречайся ты с ним.
   Сапожник. Это не яд, а снотворное. (Дровосеку). Пронесло, кажется, он меня не узнал.
   Щекотило (поворачивается к маньякам). А здесь у нас прозелиты. Надолго ли вас хватит? Или уже орудуете исподтишка?
   Протыкало. Ты не последователен, клоун. Мы не встречались с твоим другом.
   Щекотило. Другом!? Он никому не друг. А встречаться с ним вам не нужно - он начал пестовать вас еще в материнской утробе. Вот ты (обращается к Протыкало), хранишь в своем мозгу попытку аборта, во время которой еще не сформировавшимися ручонками ухватился за пуповину и чудом остался во чреве, и удар кулака пьяного родителя в живот матери, после которого ты не смог удержаться и вылетел недоношенным. Он (показывает на Дядило) - твоя память. Ты помнишь всех своих жертв, тебя манят на места преступлений воспоминания, ты рыщешь по подворотням, лесоповалам, возбуждаясь, ананируя, сотни раз проживая насилие и переживая позор своих жертв.
   Протыкало (кричит, закрыв лицо руками). Аааааа... прекрати.
   Священник. Кто эти люди? Я не видел их раньше.
   Щекотило (обращаясь к Подглядило). Тебе повезло - твои родители были добрые люди, и оттого порок твой практически безобиден. В голодный год твои мама и папа запирались от тебя в спальне и ели купленный на последние деньги хлеб - ты должен был успеть припасть к замочной скважине, разглядеть жующие силуэты и залиться жалобным плачем. Через какое-то время тебя пускали и давали досыта наесться разбросанными по кровати крошками. Голодный год прошел, но привычка осталась, и ты продолжал всматриваться через маленькую полоску в интимную жизнь родителей. Вскоре ты узнал, что во время длительных отсутствий отца мама делает это с незнакомыми дядями, а папа частенько приводит нарядных девиц, и скоро в твоем подсознании крепко засел образ акта и неудержимое желание видеть это снова и снова. Он - твоя болезненная идея.
   Поэт. Бедный ребенок.
   Сапожник. Не такой уж и бедный. Я в своей жизни ничего подобного не видел.
   Священник. Кажется, я начинаю понимать. Это не люди.
   Щекотило. Еще нет, но они на верном пути. (Показывает на Показало). Вот этот, например, в зависимости от обстоятельств, всегда сможет предложить человеку то, в чем тот нуждается в данный момент: голодному - еду, страждущему - выпивку, заблудившемуся - краткий путь...
   Показало. Я никого не тронул. (Хнычет). Я лишь просил посмотреть.
   Поэт. Что посмотреть? Картинки?
   Щекотило. Он - твоя хитрость. (Картинно гневно). А сколько невиновных людей пострадало за ваши деяния. Он - ваша подлость.
   Сапожник. Точно. Я раз стал у обочины до ветру, а проходящие бабы набросились на меня с криками: "едигебинист". Все штаны обрызгал.
   Священник. Надо принимать меры, если это не очередная клевета.
   Протыкало (понимает, что разоблачение близко; кричит, обращаясь к людям по другую сторону арены). Люди добрые, послушайте меня, пока он не заставил нас поднять друг на друга руку. Пусть снимет шутовской наряд, и мы спросим о его встречи с ним.
   Священник. Снимай, довольно над нами издеваться.
   Подглядило. Снимай.
   Щекотило. С удовольствием. (Расстегивает молнию). Представление затянулось. (Выходит из клоунского комбинезона). Я мог бы и дальше вас щекотать и защекотать вовсе. (Снимает парик). Но будем последовательны - настала ваша очередь щекотать меня. (Снимает накладной нос с очками). Он лишь сказал мне, что легенда - это отсроченная реальность.
   Показало. Так я и думал. Это же сочинитель легенд.
   Протыкало. Люди добрые, не узнаете? Это же гроза нашего леса, только сегодня он работает языком, а не руками.
   Сапожник. Неужели, маньяк?
   Дровосек. Щекотило, как же я тебя не узнал.
   Подглядило. Спасайся, маньяки в городе.
   Поэт. Хватит прятаться по углам. С одним уж справимся.
   Сапожник. Бей маньяка.
   Протыкало. Прости, Щекотило, не я первый это предложил. (Кричит). Бей маньяков.
  
   Люди и маньяки роняют решетки и выбегают на арену. Щекотило не сопротивляется. Его подминают и забивают. Расступаются, образовав круг над трупом. В цирк входят Угрожало, Молотило и Колотило.
  
   Угрожало. Вот и Щекотило нашелся. (Закатывает рукава). Сейчас кто-то разделит его участь.
   Протыкало. Надо изловить всех маньяков. (Смотрит на пришедших). И уничтожить.
   Молотило. Это кто здесь маньяк?
   Колотило. Кого уничтожить?
   Священник. Уничтожать не гуманно, достаточно изгнать.
   Дровосек. Так кого?
  

Показало и Подглядило прячутся за спину Протыкало.

  
   Протыкало (оценив расклад, выдает лозунг). Те, кто общался с Дядило - маньяки.
   Подглядило (радостно). Точно.
   Угрожало. Идет. Всем им конец.
   Священник. Да как вы смеете, я - служитель бога. Что с того, что я немного засомневался.
   Поэт. А я безобидный поэт. Неужели меня можно считать маньяком только за то, что я променял действительность на мечту.
   Сапожник (Священнику). Знаем мы, кого ты служитель. (Поэту). А поэт теперь я. Навсегда.
   Дровосек. Нужно изловить девчонку. Она тоже опасна.
   Угрожало. А ну прочь отсюда. И не попадайтесь, а то разорву.
  

Священник и поэт в ужасе убегают за кулисы.

  
   Протыкало. Я прирожденный руководитель и поэтому буду мэром. Благодаря мне все так ладно произошло.
   Колотило. Не тебе, а ему. (Показывает на Щекотило).
   Подглядило. Поставим ему памятник и наградим, посмертно.
   Показало. Лучше торжественно предадим тело огню, а потом съедим по щепотке пепла, на счастье.
   Молотило. Не уподобляйся Кусало, Жевало и Глотало. Надо построить мавзолей в назидание благодарным потомкам.
   Колотило. Правильно. И назвать его именем наш город.
   Угрожало. Да вы в своем уме, он же маньяк.
   Показало. Точно, он его видел.
   Подглядило. Тогда выбросим тело на помойку.
   Дровосек. И полное забвение.
   Мэр. Под страхом смерти запрещаю всякое упоминание его имени, его роли в этих событиях и его бредовых сказаний. Любой намек обернется для ослушавшегося жестоким преследованием с неотвратимым концом.
   Подглядило. Я буду полицейским. Можно?
   Колотило. Нет, я - полицейским.
   Мэр. Правильно, Колотило. Твои кулаки больше, а нервы крепче. Назначаю. (Подглядиле). А ты, Подглядило, будешь тайным агентом.
   Агент. Спецслужбой? Выслеживать и неожиданно настигать. Вести досье и шантажировать. Вынюхивать и подстраивать. Все это я умею. (Достает из кармана и надевает темные очки). Исчезаю. (Скрывается за кулисами).
   Молотило. А кто работать-то будет.
   Полицейский. Ты, Молотило, и будешь.
   Мэр. Назначаю тебя строителем. Найдутся Пилило и Сверлило - помогут.
   Строитель. Ладно, это мне по душе.
   Дровосек. Я тоже с ними.
   Полицейский. Господин мэр, будет много недовольных, особенно первое время. Нужен палач.
   Мэр. Ходатайствуешь? Назначаю. (Дровосеку). И чтобы ни у кого не было сомнений в справедливости твоих действий, будешь также прокурором, адвокатом и судьей.
   Палач. Пойду, наточу топор. (Уходит).
   Мэр (вслед). И напиши свод законов.
   Показало (извиваясь). А я буду танцевать стриптиз.
   Мэр. Это не первостепенная надобность. Будешь художником, опишешь всю правду жизни, в ее официальном понимании. Первое задание: картина "Изгнание маньяков". А стриптиз танцуй в свободное время. И смотри - только до трусов. (С пафосом). В нашем обществе будут твердые моральные устои.
   Художник. Можно еще я буду снимать кино.
   Мэр. Можно, только на деньги меценатов. Бюджет пуст. Придется по совместительству быть министром финансов и позаботиться о бюджете. Нам предстоят большие расходы на содержание аппарата.
   Художник. Где же взять меценатов.
   Мэр. Это забота полиции и тайных агентов.
   Полицейский. Если разрешено совместительство, то я буду также министром обороны. Или лучше наступления. Впрочем, неважно, главное предусмотрите в бюджете соответствующие статьи на меня.
   Сапожник. Вы не забыли, что я - поэт. Я напишу пьесу "Бунт маньяков". Можно?
   Мэр. Уж постарайся. Она должна снять все вопросы о роли маньяков в истории.
   Полицейский. Смотри, хорошенько опиши их гнусности, и не забудь довести до полного уничтожения. Напишешь, приноси мне. Я - гарант свободы слова, и всех прочих свобод.
   Мэр. Эй, служивый, не зарывайся. Есть и поглавней гаранты.
   Художник (поэту). Ну вот, не успели стать панами, уже разодрались.
   Поэт. Не наше это дело. Пойдем, художник, - у нас много работы. (Уходят за кулисы).
   Строитель. Пойду, поищу других строителей.
   Полицейский. А я поищу Вырывало - будет добывать мне военные тайны. А по совместительству будет врачом. (Уходят).
   Мэр. Угрожало, а ты что молчишь?
   Угрожало. Не могу выбрать, столько впереди дорог. Мог ли я представить, что когда-либо воплотятся самые злые угрозы, сбудутся самые страшные пророчества, реализуются самые тайные желания.
   Мэр. Определяйся, друг. Мне, например, нужен толковый помощник. Вице-мэр, а?
   Угрожало. Нет, мэр, есть власть посильней. Буду служителем бога.
   Мэр (падает на колени). Благослови, святой отец.
   Служитель (помогает встать, берет под руку). Пойдем, сын мой, подумаем, именем какого бога тебя благословить. И называй меня - великий мастер. А то пожалеешь! (Уходят).
  
  

Действие четвертое.

  
   Ночь. Пустырь. Знакомый пейзаж, только за развалинами, вдалеке, светятся окна наступающих многоэтажек. Несколько тентов, под ними спят люди. У костра расположилась семья: отец, мать и их маленькая дочка. Девочка встает, поворачивается к костру спиной и смотрит на манящие огни города.
  
   Девочка. Пап, а почему маньяки живут в домах, а мы на улице?
   Отец. Спроси у мамы.
   Девочка. Мам, почему маньяки там, а мы тут.
   Мать. Так повелось, дочка, так повелось.
  

Занавес.

   No Журавлев Д.Г., 2006
   dm320@rambler.ru
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"