"Дети разбитого зеркала", часть первая, "На восток"
Произведение представляет собой первую из четырёх частей истории под названием "Дети разбитого зеркала".
С одной стороны, это очень традиционная фэнтези, с традиционным условным средневековьем, слегка приправленным восточным колоритом. Присутствует непременный Тёмный Властелин, герои, несущие бремя Избранности, принцы и принцессы, демоны и драконы. Чего нет - это эльфов и попаданцев, поскольку автору они не интересны, а ещё автору решительно не интересны длинные обстоятельные описания - персонажей ли, переживаний или пейзажей. Автор предпочитает действие. А какое действие преобладает в традиционной фэнтези прозе, пока дело не дошло до эпических битв? Все куда-то идут. Вот и в этой части персонажи движутся преимущественно на восток. Будет (автор смеет надеяться) ещё три - "На юг", "На запад" и "На север".
С другой стороны, история, возможно, даже слишком традиционная. Приходили отзывы о том, что это даже не фэнтези, а мистика и мифология. Тоже может быть. Автор не копал слишком глубоко, но подозревает, что герои средневековья, пусть даже фальшивого, невозможны без этой внутренней вертикали - стремления подняться до диалога с непостижимой силой, сотворившей и устроившей этот мир. А мифология, особенно пропущенная через призму юнгианского психоанализа, предоставляет рассказчику просто неисчерпаемый источник находок. Так, все перемещения героев "туда и обратно" превращаются в иносказание. Странствие человеческой души в поисках смысла. Сопереживая правильной хорошей истории, читатель приобщается к таинственной мистерии, затрагивающей самые глубины психики - и выходит из неё обновлённым и набравшимся сил. Смешное тут то, что структура любой из правильных хороших историй практически одинакова. То есть, их можно печь по одному рецепту. И сказание о Гильгамеше, и "Звёздные войны", да-да.
Автор искренне не припомнит, случайно ли получилось, что структура представленного произведения практически точно совпадает с рецептом, который содержится в книге Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой". Часть первая - "Странствия героя", глава "Исход". Но что вышло, то вышло. Вероятно, когда-нибудь остальные главы тоже дождутся своей очереди.
Итак:
1. Зов к странствиям
Много лет в "глухой провинции у моря" скрывается старый священник. Когда-то ему довелось узнать страшную тайну - принц Ченан сообщил ему на исповеди, что волею судьбы оказался в мире демонов и готов примерить на себя роль предсказанного пророками Рдяного Царя, которому предназначено освободить и выпустить на землю силы тьмы. Тогда трогательно привязанный к мальчику священник малодушно уклонился от ответственности и оставил двор, но теперь жизнь напомнила ему о необходимости принимать решения: к нему приходит вестница Последних Дней.
Измождённая странница оставляет предсмертное послание, из которого следует, что тринадцать лет назад она была свидетелем путешествия Принца во владения Князя Тьмы, - и его проводницей. Падший тёмный бог заперт светлыми богами в мире-тюрьме, лишь немногие мечтатели могут найти сюда дорогу в своих фантазиях и снах. Когда-то девушка по имени Саад первая проделала этот путь. И поплатилась за это - в мире людей жестоко караются эксперименты с потусторонним. Необыкновенный магический дар помог Ченану вернуть её к жизни и когда-нибудь может освободить её господина. Но для этого Принцу нужен помощник: в пророчествах сказано, что действительно всемогущим Рдяный царь станет тогда, когда встретит таинственного Амей Коата - Великого Змея, воплощение магической стихии.
В оставленном священнику письме Саад признаётся, что именно ей довелось стать матерью Змея, она раскаивается и жалеет людей, беззащитных перед лицом ужасного будущего. Но Саад безумна, она умирает. Неизвестно, где скрывается её зловещее дитя, до поры не отличимое от детей человеческих. Священник понимает: в том, что на землю явилось зло, есть и его вина. И теперь он намерен действовать.
Священник отправляется в родной город Саад, чтобы проследить её земной путь и найти след Змея.
Но перед отъездом ему надо уладить ещё одно дело: его маленький друг, деревенская девочка Фран на пороге больших неприятностей.
Фран - настоящая белая ворона. Даже на вид: у неё очень светлые волосы и глаза разного цвета. Все силы её души брошены на борьбу с пробуждающейся сверхъестественной одарённостью, пророческими видениями, жить рядом с нормальными людьми становится всё сложнее. Только старый священник немного её понимает. Нет, официальная Церковь нетерпима к любым проявлениям магии, но отец Берад всегда отличался широтой взглядов и роковой какой- то склонностью заводить дружбу с неблагонадёжной молодёжью.
Перед отъездом священник сообщает Фран о том, что она подкидыш и устраивает для неё возможность путешествия на восток, в монастырь еретиков - огнепоклонников, умеющих обращать на службу людям укрощённую магическую стихию. Возможно, там сумеют ей помочь.
Юноша по имени Энтреа тоже собирается покинуть дом - его зовут в путь таинственные видения, обещающие любовь и славу. Энтреа с детства готовили к особенной судьбе: он должен разбудить забытую богиню, спящую в запретном лесу.
Лишь для одного героя закончились многолетние скитания - художник Джеди, детский друг принца Ченана вернулся, наконец, в столицу. Он жалеет, что когда-то не сумел помочь товарищу, попавшему в беду, и намерен пытаться хоть что-то исправить. Однако уже слишком поздно, остаётся лишь наблюдать роковые перемены в личности принца и череду зловещих событий, приближающих катастрофу.
Ченану не нужны друзья, ему нужен Амей Коат, ключ к нечеловеческой власти. Но никто не знает, где искать юного Змея. Неизвестно даже, женского или мужского рода это существо.
Кроме прочих, Змея разыскивают еретики-огнепоклонники, направляемые древними пророчествами. Их призвание - обратить магию против её самой, сдержать нашествие Тьмы. Некоторые из них верят, что кроме Змея, на землю явится некий Спаситель, который сможет объединить людей, и дать отпор силам зла. Еретик по имени Сет после встречи с отцом Берадом находит в его описании Фран приметы Змея и начинает на неё охоту.
2. Отвержение зова
С торговым караваном движется переодетая мальчиком Фран на восток. Там, на краю Пустыни она надеется укрыться от себя самой, от неуправляемой разрушительной стихии своего магического дара. Однажды на людей нападают волки-оборотни. Они приветствуют Фран, попытавшуюся им помешать, зовут с собой и обещают великое будущее. Меньше всего на свете Фран хочет стать одной из них - ненасытным чудовищем, лишённым всего человеческого. Незнакомый купец, умирающий от полученных в стычке ран, увидев девочку, принимает её за оставленного дома сына. Оказывается, Фран и Энтреа очень похожи.
Почти двойники, но разница всё-таки есть. Он мальчик, она девочка. Ей говорили, что магия грех, его растила ведьма. Фран прячется - Энтреа готов встретить свою судьбу. Но каждый из них слышит во сне зов Принца, и заворожён этим зовом.
Джеди тоже слышит этот зов. Принц испытывает его и обманывается в своих ожиданиях: другом руководят лирические чувства, а не инфернальное призвание. Однако Ченан находит для художника роль в подготовке своих замыслов, попутно ломая и подчиняя его волю, очаровывая, как и всё своё окружение.
Для Фран образ Принца, завладевший её воображением, предчувствие волнений любовной страсти - такое же злое искушение, как и магия, и вызывает такой же душевный протест.
Когда-то её матушка Саад поддалась такой запретной любви, но тоже отказалась от неё - в последний момент. Энтреа и Фран - потерявшиеся близнецы и кто-то из них непременно станет Амей Коатом. Интрига в том, может ли личный выбор человека повлиять на его судьбу.
Энтреа находит потерянную богиню, сестру и невесту тёмного бога и узнаёт, что ей тоже ведомы муки и сомнения запретной любви. Он получает великую власть над сверхъёстественным силами и могущественную древнюю реликвию - обсидиановый меч.
Другая богиня зовёт его в гости, но Энтреа слишком спешит. Теперь он готов появиться в столице, но по пути вместе с группой паломников подвергается нападению оборотней. Молодой еретик по прозвищу Воронёнок защищает спутников. Испытав внезапную симпатию к демоническим созданиям, Энтреа вступает в схватку на их стороне. Он убивает еретика, но, недооценив противника, сам получает тяжёлые раны. Скрытый от мира, он борется за жизнь в таинственной лесной обители.
3. Сверхъестественное покровительство
Боги этого мира меняют и направляют жизни людей, но и сами нуждаются в помощи. Разрушительная болезнь подтачивает самые основы мироздания.
Отец Берад, отправившийся в родной город Саад, в секретной монастырской библиотеке узнаёт о первопричине затянувшегося грехопадения этого мира. Узнаёт легенду о Зеркале.
В древние времена главной святыней людей было обсидиановое озеро высоко в горах, символ мира и человека как зеркала, отражающего образ Создателя. Но роковая ошибка разрушила доверие между людьми и Небесами, и Зеркало оказалось разбито. Теперь никому не дано испытать полноту божественного присутствия, но появилось шесть Сил, готовых общаться с человеком напрямую. Даже семь - у божественной сущности, воплощающей безграничность возможной свободы, появился негативный двойник, несущий свободу зла и разрушения. Много веков спустя силам света удалось справиться с тёмным богом только ценой изъятия из мира его небесной пары, и эта потеря стала для мира роковой.
Но теперь забытая богиня разбужена юным магом, её тёмный двойник готовит своё возвращение, другие бессмертные ведут собственную игру и вовлекают в неё героев.
Эмор, слепая сила, "что движет солнце и светила", чаще остальных вмешивается в судьбу персонажей, открывает будущее Фран и Энтреа, толкает Принца навстречу Амей Коату.
Энана исцеляет смертельно раненого Энтреа, временно перемещая его сознание в голову Фран, добавляя к остальным трудностям её существования отчаянную борьбу с собственной одержимостью, посторонним влиянием на мысли и поступки.
Ещё один бессмертный направляет варварского царя Роксахора, войско которого готовится завоевать Империю с востока.
Играют заметную роль в сюжете и несколько могущественных реликвий, созданных древними мастерами из уцелевших в катаклизмах и битвах древности осколков Зеркала.
Это обсидиановый клинок, который получает от богини Энтреа, кольцо, попавшее к Принцу от Саад, амулет, подаренный Джеди колдуном пустыни и небольшой флакон, который священник по имени Берад доверил Фран отнести на восток, Отцу Великой Ереси.
Когда Фран попадает к огнепоклонникам, её обучение заканчивается, едва начавшись - надвигается война и монастырь быстро пустеет, отправляя на священную охоту как мастеров, так и новичков. Девочка остаётся наедине со старым Учителем, который, кажется, видит её насквозь. Он обоснованно подозревает в ней своего главного врага, но, после долгих откровенных бесед, всё-таки оставляет ей надежду - пророчества достаточно туманны, есть слабый шанс обойти предопределённость. Роксахор является в монастырь, чтобы потребовать у старого больного наставника драгоценную реликвию. Но тот, умирая, вновь отдаёт её Фран.
4. Преодоление первого порога
Воодушевлённая доверием старого мага и потрясённая его смертью, Фран впервые осмеливается обратиться к своим сверхъестественным силам. Она поджигает монастырь, отдавая последние почести Учителю, и растворяется на просторах восточных окраин Империи с твёрдым намерением отомстить Роксахору, которого считает виновным в смерти наставника. Однако Сет, успевший застать лишь остывшее пепелище, считает виновной её.
Сет уже знает о существовании Энтреа, знает он и об убийстве Воронёнка. Для еретика оба близнеца - чудовища и законная добыча. Ему удаётся настичь Фран в городе, осаждённом варварскими войсками.
Покинутый жителями город защищает немногочисленное ополчение. Девушка собирается вместе с горожанами встретить общего врага, но нападение еретика едва не стоит ей жизни. В самый последний момент Сета останавливает призрак Воронёнка, а Фран приходит в себя только во время штурма.
Испытавшая огромный стресс, раздираемая внутренними противоречиями и снедаемая одержимостью героиня теряет контроль над сомнительными силами, рвущимися наружу из тёмных глубин её души. Это помогает ей выжить и присоединиться к горстке ополченцев, уцелевшей в последней не занятой врагом башне.
Разбуженная магия предлагает Фран исполнить мечту, убить варварского царя - но Сет снова останавливает её. Он видит в Роксахоре будущего союзника - согласно пророчеству, в Битве Последних Дней варвары и огнепоклонники будут сражаться на одной стороне. Однако сейчас варвары берут приступом последнее укрепление, и еретик вместе с Фран оказывается в плену, который не обещает им ничего хорошего.
5. Во чреве кита
Настоящему герою полагается пройти через период бездействия и изоляции от мира - метафизическую ночь, из глубины которой приходит новое понимание порядка вещей и своего предназначения.
Энтреа долго и мучительно возвращается к жизни. Его исцеление становится возможным после момента встречи с обратной стороной души, собственным зеркальным двойником.
Для его сестры эта встреча становится подобием инициации более сильным магом. Но для того, чтобы пройти испытание одиночеством, Фран сначала придётся впервые близко соприкоснуться с людьми. Время, проведённое в монастыре огнепоклонников, среди ополченцев, в тесном пространстве осаждённой башни, познакомило девочку с человеческими чувствами и душевными привязанностями, которые могут только мешать настоящему магу.
Сбегая вместе с Сетом из варварского плена, Фран вместе с еретиком оказывается в катакомбах под городом, где каждому из них предназначено своё испытание.
Уклоняясь от непосильной ответственности, девочка отдаёт Сету могущественную реликвию и просит помочь разорвать магическую связь со своим двойником. Раненый еретик, потратив на ритуал всю оставшуюся энергию, впадает в беспамятство. Пока Сет на пороге перехода беседует с призраками мёртвых друзей, Фран бродит по подземельям и узнаёт кое-что новое о прошлом этого мира. Оба героя восстанавливают целостность своей личности, словно рождаясь заново. Когда Сет и Фран выбираются на поверхность, каждый из них понимает, что следует делать дальше.