В книге третьей второго цзюаня перечислено 23 горы, объединяемых духами этих гор, имеющих вид барана с человеческим лицом (ликом). По обряду ритуального жертвоприношения закапывают для них в землю один счастливый нефрит, готовят жертвенный рис из необрушенного риса.
Чунъу-шань находится к югу от Реки (Хэ). Севернее Чунъу-шани правят ритуал жертвоприношения (горе) Старший в роде Суй, к югу - Яо-чи (Яо-цзи), озеру Яо, к западу - Холму "Где охотится Предок", к востоку - Янь-хо (Хо-янь, пучине Янь). В Янь-хо растёт дерево: оно имеет круглые листья и белые подлистники, красные цветы с чёрными прожилками. Плоды его подобны плодам дикого цитруса. Кто их кушает, будет иметь много детей и внуков. Водится здесь животное, по виду как обезьяна с полосатыми, подобно барсу и тигру, лапами, бросает камни. Называют животное - Цзюй-фу (Куа-фу, Тубал-Хавила-Тавр-Савр-субареи, Хепри-киприда, Кибела, Купалибант-Хуайцзян, Брабант, Баллахабантон, Тифон, Противился). Водятся здесь пеплообразные птицы, подобные диким уткам: каждая из них имеет один глаз и одно крыло, летают, поддерживая друг друга. Называют их мань-мань. Их появление предвещает большое наводнение.
В 300 ли к северо-западу есть гора Чан-ша (Большие Пески). Цы-шуй течёт оттуда на север, впадает в Ю-шуй. Нет травы, нет деревьев. Есть реальгар и зелёный камень.
В 370 ли к северо-западу есть гора Бучжоу (Шербатая). По китайской мифологии, Бучжоу-шань есть одна из четырёх опор неба и земли: в древности, Гун-гун, бог Разливов, потерпел поражение от Чжуженя, бога огня; отступая, Гун-гун сломал Бучжоу-шань, от чего небо обвалилось, а земля накренилась, произошел всемирный потоп. Нюй-ва починила небо, но Бучжоу-шань на века осталась неполной. "Хуайнаньцзы" свидетельствует; "Бей-си называется Бучжоу-шань, Называется Врата Обители Мрака". К северу от Бучжоу-шани правят жертвоприношения Чжупи-шани. Бучжоу и Чжупи находятся рядом с горой Юе-чун. Восточнее Юе-чун шани правят жертвоприношения Ю-цзи (Ю-чи, озеру Ю). Здесь находится исток реки Хэ, воды у истока бурлят и пенятся.
В 420 ли к северо-западу (Бэй-си) есть гора Ми (Ми-шань). На вершине Ми-шани есть много Дань-му (деревьев Бессмертия). Деревья имеют круглые листья и красные ветви, желтые цветы и красные плоды. С Дань-му берет начало Дань-шуй (река Бессмертия), течет на запад, впадает в Хоу-цзи (озеро Проса, Да-цзи). Здесь много белого нефрита (бай-юй, соли). Здесь же находится источник (ключ) нефритового нектара. "У истока он кипит и клокочет. Хуан-ди насыщается нефритовым нектаром по утрам и в полдень. Здесь рождается священный нефрит. Нефритовый ключ вытекает, чтобы оросить Дань-му. Дань-му расцветает один раз в пять лет пятью цветами. Когда появляется пять вкусов, то делается ароматным. Хуан-ди собирает нефритовые цветы на Ми-шани и сажает их на южном склоне Чжун-шани. Нефрит цзинь-юй самый прекрасный. Он твёрдый и крепкий, блестящий и гладкий, как отполированный. Он играет всемицветами, сочетает в себе хрупкость и твёрдость. Боги и духи небес и земли вкушают его по утрам и в полдень. Государи едят его, чтобы предотвратить несчастья. От Ми-шани д Чжун-шани 460 ли. Между ними много водоёмов. Там много редких птиц, удивительных зверей и рыб Всё это необыкновенные твари".
В 420 ли к северо-западу есть Чжун-шань (Гора-Колокол). Сын Чжун-шани по имени Гу-шань имеет человеческое лицо на теле дракона (теле огня); он совместно с Цин-пэй убил речного (или водного бога) Бао (Бао-цзяна, реки Бао) на южном склоне Куньлунь-шани. За это Ди (Предок) казнил их на восточном склоне Чжун-шани, называемом Белая Скала.
В 180 ли к западу есть гора Тайци. Река Гуань (Гунн-гун) течёт оттуда на запад и исчезает в Лю-ша (Зыбучих песках).
В 320 ли к западу есть гора Хуай-цзян (Хубала-тан, Купал-Иван, гора Ясень-реки). С этой горы начинается река Цюши, течёт к северу, впадает в Ю-шуй. На вершине Хуайцзяна много син сюнхуана, агата, хуанцзина (золота)и нефрита. На южном склоне много красного песка. На северном склоне водилось золото и серебро (инь). Гора Хуайцзян (Хулахуттан, Палухивван, Пракаббан, Бласиббанн, Проживание, Балабестна, переход донный) - это есть место, где находился Сад умиротворения Ди (Предка). Бог Инчжао управляет Садом умиротворения Ди. Инчжао полосат, как тигр; на крылатом туловище коня у него человеческий лик. На облакоподобных крыльях, с криками похожими на звук "лю", Инчжао летает над четырьмя морями (сы хай), следя за порядком на девяти холмах Цзюлина (Тулина, Атлана), в том числе и на горном плато Куньлунь-шани, которому правят ритуал жертвоприношений к югу от Хуайцзян-шани. Здесь, у ритуального места жертвоприношений Куньлунь-шани (Сумерум, Сянь-лунь), вулканическим кумирам, свет светит всегда яркий, а воздух всегда благовонный. Западнее места жертвоприношений Куньлунь-шани правят ритуальный обряд жертвоприношения Дацзе (Большому озеру, малоазийскому озеру Туз), где находилось святилище Хоуцзи (Владычествующего над Просом). Святилище Хоуцзи-цзина было перенесено к озеру Дацзе благородным Юем, когда он перенёс все алтари богов к северу от того места, где они находились ранее, в Сяньлю (Хань-луане). Сяньлю(ан) извергнул тогда из себя огромное количество вулканических нечистот, загадил всё вокруг себя на огромных площадях, за что был убит Юем; кровь, вытекающая из дракона Сянь отравила землю на сотни ли вокруг. Юй трижды пытался зарыть отходы извержения блевотины Сяньлю, но безрезультатно, кровь и извергнутая вулканическая блевотина вновь и вновь проступала наружу, отравляя землю и воздух. Тогда благородный Юй, совершив ритуальное очищение, перенёс священные алтари богам и духам на новые места их культового почитания, к северу от Кунилун-шаня (Сяньлю-шаня, Семлиани, Земляной горы, горы Сумеруна), придав им статус культовых центров Девяти холмов или Цзю-лина (Цзюлин-таотана, Атлан-таотана). В Дацзе много нефрита (соли). На северном склоне есть много (вулканических) деревьев Яо (Яо-му, Балу) и Жо (Жо-му). К северу от Хуайцзяни правят ритуал жертвоприношения Чжуби-шани (Абалланнасуб-бан, Абалланном назван). Живёт здесь демон Хуай (ясеня) Лилун (Балахулилун, Балилун, Пламя, Поллымя). К востоку от Хуайцзяни правят ритуал жертвоприношений горе Хэн (Ген). Хэн-шань имеет четыре (сы) террасы, на которых живут однорукие демоны Цюн. Течет здесь Инь-шуй, воды которой чисты и прозрачны. Пребывает здесь Небесный Бог (Лин Тянь?), похожий на быка с восемью (ба) ногами, конским хвостом и двумя головами. Голос его по звуку подобен голосу Бо-хуана (Державца Бо). (Ср. Скандинавский Слейпнир, конь Одина).
"В 400 ли (160 км.) к юго-западу есть гора Куньлунь (гора вулканоподобного Дракона Огня или тела огненного лона). Именно там - земная (нижняя) столица Ди. Луу (Улу, Бог Холма) управляет ею. У этого бога туловище тигра и девять хвостов, человечье лицо и тигриные когти. Этот бог управляет девятью ментальными сводами неба и временами года в саду у Ди. Водится животное, по виду похожее на барана, но у него четыре (сы) рога (Четыре Луча Четырёх Сторон Освещщения Света, Трёхязычное Пламя Четырёх Фитилей), оно называется тулоу(ан; Асуланис, Атланист). Оно пожирает людей... при жертвопринощениях. Оттуда река Хэ течёт на юг и на восток до Уда-шани. Оттуда берёт начало Чи-шуй (Красная река, Галасависа-Халихависа-Халихаввита, Халикаппище, глаз Вишну), течёт на юго-восток и впадает в реку Сы тянь (Небесные Берега). Оттуда Ян-шуй течёт на юго-запад и впадает в реку Чоуту. Оттуда Хэй-шуй (Чёрная река) течёт на запад до Большой Юй (Даюй). Там много удивительных птиц и зверей".
Идентификация с едемскими реками полная, сравним: "Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Аракс, Арафисон): она обтекает всю землю авила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (обсидиан?) и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Марасантия): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель; она протекаетпред Ассириею. Четвёртая река Евфрат".
В 370 ли есть гора Лэю (Радостных прогулок). Таошуй (река) течёт оттуда на запад и впадает в Хоу-цзи (Хоу-чи). В Хоуцзи много белого нефрита (соли). Водится рыба Хуа с четырьмя лапами, похожа на змею. Питается рыбой.
В 420 ли, по течению (реки) на запад, доплываешь до места, которое называется Люша (Зыбучие пески, Богао-люш-цзин, Возрождения, Бугор Шайтана-Сатаны, Водорождения, Богорождения, Богороддных). Через 200 ли можно достигнуть горы Ло-му (матери Ло). Чан-чен (Бог Старший Чэн, Шен) похож на человека, имеющего хвост барса; он воплощает в себе девять небесных добродетелей и управляет горой Лому.
В 350 ли есть Юй-шань (Нефритовая гора). Здесь, на этой горе, находится Си-ван-му (Бабка-хозяйка запада, Мать-владычица запада; Персефона; Порос Бинини); она похожа на человека, имеющего клыки как у тигра, хвост барса, всклокоченные волосы с украшениями. Сиван-му управляет небесными эпидемиями и может наказать пятью наказаниями. Есть там Цзяо, пятнистое животное как леопард, но больше похожее на собаку; имеет рога как у быка и лает по собачьи. Его появление предвещает большой урожай. А птица по имени Синъюй, красного цвета, похожая на фазана, питается рыбой, издаёт голосом звук похожий на "лю" и предвещает большое наводнение.
480 ли к западу есть гора Сянь-юань (Холм Мастеров Колесниц, Сияния Суланиса, Тулана, Билулана). Здесь, на этой горе ничего не растёт. Сюнь-шуй истекает с этой горы к югу, в реку Хэй-шуй (Хэй-цзян).
В 300 ли к западу есть гора Цзи-ши (Нагромождения камней); у подножия - Ши-мэнь (Каменные ворота). Хэ-цзян (река Хэ) водопадом падает с Цзы-ши и поворачивает на запад. Нет таких животных и растений , которые не были бы представлены на этой горе.
В 200 ли к западу есть гора Чанлю. Здесь живёт бог Бай-Ди Шао-хао (Белый Предок Шао-хао, Хао-шао, Хоши, Хоу-чжоу, Чжоу-хоу). У всех зверей здесь пятнистые головы, у всех птиц - пятнистые головы, много драгоценных ипростых камней. Здесь же находится дворец бога облаков Вэй-ши, управляющего возвращением (заходом) солнца. (Го Пу: "Заход солнца на западе называется цзин (закатом)". Тема ночного путешествия солнца и его возвращения на небосвод).
В 280 ли к западу есть гора Чжанъэ. На горе ничего не растёт. Водится здесь, похожее на красного барса, животное по имени Жучжэн; у него есть один рог и пять хвостов. Голос его по звуку подобен звуку ударяющихся друг о друга камней. Обитает здесь птица, подобная журавлю, по имени Бифан; у неё одна нога, белый клюв и зелёное оперение с красными полосками. Её крик напоминает её собственное имя. Появление её предвещает палы и пожары. (Гао Ю: "Бифан - дух дерева; похож на птицу, зелёного цвета, с одной красной лапкой, не ест зерна...Дерево рождает Би-фан". Пепел.).
В 300 ли к западу есть гора Инь (Инь-шань). С этой горы истекает река Шуюй (Шу-бул), течет на юг, в озеро Фань (Фань-цзи).
В 200 ли к западу есть гора Фуян. Обитает здесь Бог Цзянь-И (реки И, И-цзянь). Фуян-шань рождает множество необыкновенных ветров, облаков и дождей. (По представлениям древних язычников, вулканические горы были тем местом, которое не только порождало все феномены природы, но и само же давало знаки, коды и символику, опираясь на которую, человек создавал речевой язык и знаковую писменность, с помощъю которых сам себе же и объяснял, познавая, феномены жизни и смерти, добра и зла, неба и земли, природу половой дифференциации женщин и мужчин, космогенезиса могучей (Макош) праматери Нут, а также природу происхождения облаков, дождей, дуновения ветров, да и вообще, - всего сущего во вселенной).
В 200 ли к западу есть гора Сань-вэй (Саньвэйшань, Трёхглавая), равная в окружности ста ли (40 км). На горе обитают Сань син няо (три зелёные птицы). На вершине Саньвэй шаниесть жтвотное (шоу) по имени Аоинь (Аболин или Балолин, Волом), у него белое туловище буйвола и четыре (сы) рога (олицетворяющие четыре стороны света), шерсть его подобна дождевой накидке (из тростника). Пожирает людей (видимо, в форме ритуального обряда человеческого жертвоприношения). Есть на Саньвэй шани Чи-няо (ушастая сова), "птица с одной головой на трёх туловищах".
В 190 ли к западу есть Гуй-шань (гора Серой Лошади). Гуй-шань есть местообитания Бога Цитуна (Хуситон, Хастина, Гештиниана, Богатому годами, Год-дом, Потом; Старец-Юнец, Младенец; старый-новый год). Голос его подобен звуку каменного цина (ши цина, муз. инструмента). (Ци-тун - сын Чжуаньсюя, отец Чжуна и Ли. Отождествляется с Лаотуном. Сатана с Плутоном; Буситун - Бусидон от Баллат-тона - Пллуттона. Боллотто (протогон) считалось, у древних язычников, воротами в потусторонний мир, мир предков, мир ночного солнца и лун и покрышками, канально-лонные пути порождения в кровавых зорях-ушас солнца, Блевотина - переводдная, проводная, пра-вод-донная, проводка донная).
В 300 ли к западу есть Тянь-шань (Небесная гора). Хуа-цзянь (Цветочная река) истекает отсюда к юго-западу, впадает в Тан-гу (Долину Кипящих ключей). Здесь, на Тянь-шани, есть Ди-цзян (Будитян, водная бездна, Предок-река, Дитан-титан, вод-дан, воддянной, небесная гора с которой с неба на землю нисходила Млечная река-гангом или гунгун, река истока бога разливов вод по всем водным и небесным каналам, небесным водам над вулканической твердью и океаническим, огненно-плавленным и пресноводным водам, хранящимся под твердью вулканических гор и, родниковым под холмами, невысокими со всех сторон), "бог, похожий на бесформенный мешок, красный как огонь". Ещё его называют Хаосом (или Хуасюй, Хундунь-огнедонный)), не имеющего ни лица, ни глаз, но имеющего шесть ног (Трёхногий буриданов осёл, трёхногие птицы) и четыре крыла (олицетворяющие четыре стороны света).
В 290 ли к запду есть Ю-шань. Здесь живёт Жушоу (Джошуа, Шуша, Сус, Иисус, Ищущий плоды, Собирающий плоды). "К западу (от юшани) приносят жертвы месту, где заходит солнце. Его ци (Лу-ци, луси, лучи) круглые. Бог Хун-гуан (Красный свет) управляет им (солнцем)". В ста ли, по течению реки, к западу есть гора Иван. Нет трав, нет деревьев. Есть золото (цзинь) и нефрит (юй). Водится здесь животное, по имени Хуань, видом как лиса, но с одним глазом и тремя хвостами. Голос у неё по звуку подобен одновременному рычанию ста разных зверей. Есть здесь Циту-няо, (Ануситунуна, Ансут-няо) похожа на ворона (олицетворяющего солнце или рождающего солнце) с тремя головами (вулканическими горами, вулканами) и шестью хвостами (реками?). Умеет смеятся.
ПЕРИОД ХАЙНЭЙ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ЗАПАДУ ЦЗЮЛИНА.
ХАЙ-НЭЙ СИ ЦЗИН.
(ВНУТРИМОРСКИЕ ЗЕМЛИ СЕВЕРНОГО ТИНА).
ЦЗЮАНЬ 11.
К северо-западу от царства Кайти (Хоу-ти) есть гора Шушу; на вершине этой горы есть (вулканическое) дерево. У Эрфу (Эреб) есть Чэнь (Сын, слуга), имя ему Вэй (Опасный). Вэй с Эрфу убили Яюя (Балотонна?). Ди не мог простить этого убийства. Он привязал убийц к дереву на вершине горы Шушу; на правую ногу надел колодки, а руки вывернув, связал с волосами.
Севернее от Дай находится Гао-лю Шань (Гора Высокой Ивы). К северу от Гао-лю шани находится Янь-мэнь Шань (Гора Гусиных ворот); с этой горы вылетают дикие гуси (по всей вероятности, дикие гуси могут быть отождествлены с вулканическим пеплом). Севернее Янь-мэнь шани есть Да-цзе (Татту, Туз; Большое озеро) в сто ли окружностью. Здесь множество птиц меняет своё оперение. К востоку от Да-цзе живут Ху-дунь (Дунь-Ху, Худ-дунь, Дунь-них?). Восточнее Дунь-Ху обитают И (Лучники). "К северу от Янь-мэнь обитает Чжу-лун ("Хуайнаньцзы").
К западу от царства Ди (Ди-го, Дай?) находится гора, омываемая рекой (Хэ); здесь есть захоронение Хоу-цзи. Западнее захоронения Хоу-цзи, на перекрёстке четырёх дорог, есть гора. Гора находится в царстве Люхуан (вулкан: Елохим, Брахма-Булахан, Бураган, Бархан, Балкан) рода Фэнь расположенного на территории в триста ли окружности.
К северо-востоку от реки Хань, недалеко от Янь, есть царство Мо (Мо-го, Магогами?, Магган). Подверглось уничтожению. Северо-восточнее царства Мо есть Мэн-няо (птица Мэн), смотрит на восток. Перья Мэн-няо имеют красные, зелёные и жёлтые разводы.
"Лю-ша (Возрождение, Воды рождения, воз-луш-шен, водолуш-шение, водолуч-чение, Луш-шина; водорождение, рож-жанна) начинаются от Чжунь-шани (Горы-Колокол, Горы Гор), двигаются на запад и на юг к горе Куньлунь. На юго-западе подходят к морю и к горе Чёрной Реки". На северо-западе, в пределах морей, находится земная столица Предков - Кунь-лунь Шань. Куньлунь Шань занимает территорию в восемьсот ли окружности (около 320 км.). В высоту вздымается на 10 000 жэней. На вершине Куньлунь шаня есть Хлебное дерево в 500 сюней высоты и в пять обхватов ширины. Девять колодцев, окруженных нефритом (юй) с девятью воротами охраняет Кай-минь шоу (Животное Открывающий Свет). Отвесные скалы нависают над, окружающей их, рекой Красной (Чи-цзян). Здесь обитает множество богов. Только И-хай способен подняться на отвесные скалы Куньлунь шаня. С юго-восточного склона Куньлуня берёт начало Чи-цзян (река Красная, р. Галис) и, огибая гору со всех сторон, впадает в Нань-хай (Хай-нань, Южное море) восточнее Янь-хо (Мелькающих огней). С северо-восточного склона Куньлунь шаня стекает Хэ (Река); она огибает Куньлунь Шань с трёх сторон - северной, западной и южной, впадает в Бо-хай. Затем снова появляется из-за моря, течет на запад, поворачивает на север и доходит до горы Камней, Нагроможденных Юем. С северо-западного склона Куньлунь шаня "реки Ян и Чёрная текут всё на восток и на восток, потом на северо-восток, сворачивают на юг, где впадают в море, южнее царства Крылатых людей". С юго-западного склона Куньлунь шаня берут начало Жо-шуй (Мёртвая вода) и Син-шуй (Зелёная вода), текут на восток, затем на север, к западу и на юг, обтекая с востока Бифан-няо. На триста жэней в глубину уходит южный источник Куньлунь шаня.
Кай-минь шоу (Каменная голова) подобен девятиголовому тигру, у которого каждая из голов имеет человеческий лик. Кай-минь шоу стоит на вершине Куньлунь шаня, повернувшись к востоку. К западу от Кай-минь шоу обитают фэн-хуаны Фэн-няо, Хуан-няо, Луань-няо; они носят оружие с доспехами. На голове и ногах у них повисли змеи; змеи красного цвета висят на груди. Севернее Кай-минь шоу есть шичжоу (Дающий мясо), дерево юй-хуа (цветного нефрита), жемчужное дерево, дерево юйци, древо бессмертия (Дань-му), Лижу, Хлебное дерево, кипарис, древо Мудрости, мандуй, деревья тин и Яцзяо. Течет река Благостная. К востоку от Кай-минь шоу обитают прародительницы-жрицы: У-пэн, У-ди, У-ян, У-люй, У-фань и У-сян. Они стоят у трупа Яюя, убитого Вэй, чэн Эрфу, с эликсиром бессмертия, надеясь оживить Яюя. Яюй на теле змея имеет человеческий лик. На вершине дерева Фу-чан (Буш-шан) трёхголовый человек караулит агатовое дерево. Южнее Кай-минь шоу есть дерево, птица о шести головах, цзяо, гадюка, генон, леопард, дерево чжи. В Бяо-цзи есть роща, гдеводится юн-няо, орёл(?), шичжоу.
Период хайвай цзин проявил следующие феномены бытия по западу Цзюлина:
Цзюань 7.
К северу от Цзесюн обитает мемэн-няо с красно-зелёным (чи-син) хвостом. Севернее Мемэн-няо находится Даюн-шань. К северу от Даюн-шань, в долине Великой И ( И-тай) или долине Великой радости, (долине Великой Му, Тай-му или Му-тай), Ся хоу-цзи исполняет ритуальный танец "Цзю дай (девяти поколений)". Восседает Ся хоу-цзи на двух драконах, облака покрывают его в три слоя; опахало он держит в левой руке, кольцо из нефрита (юй)(анх) - в правой, на поясе-яшмовый Хуан (полудиск). Севернее Ся хоу-цзи находится Саньшэн (Царство трёхтуловищных). Обитатели этого царства на три тела имеют одну голову.
Шэньшэн - олицетворённый бог-мудрость. К северу от Саньшэна находится царство Иби (Одноруких Бии). У обитателей Иби-го имеется по одной руке, одной ноздре и одному глазу. Даже лошади, подобно тиграм, полосаты, имеют желтый цвет (Хуан-хуа), одну переднюю ногу и один глаз. Севернее Иби-го есть царство Цигун. Обитатели Цигун-го, имея по три глаза и одной руке, ездят на этих полосатых лошадях. В Цигун-го "то свет, то тьма...Там водится птица с двумя головами, красного и желтого цвета, (которые) находятся у неё по бокам. "Синтянь (Синцянь) пришел сюда (в Цигун-го) бороться с Ди (Предком) за власть над богами. Ди отсёк ему голову, закопал на горе Чанъян. Тогда (Синтянь) из сосков сделал себе глаза, а из пупка рот. Взял в руки щит и секиру и исполнил ритуальный танец".
К северу от Синтяна, между двух рек, есть Нюйцзы (Мать, Приносящая Жертву) и Нюйци (Мать Топоров). Нюйци держит угря. Нюйцзы - жертвенный стол (алтарь для жертвопринощений). К северу от Нюйцзы, на вершине горы, есть Ци-няо с человеческим лицом. Другие называют Вэй-няо. Есть ещё Дань-няо. Здесь собираются все син-няо и Хуан-няо. Там, где они появляются , погибает царство. Севернее Вэй-няо (Ци-няо) нажодится Чжанфу (Шан-нибо, небесами, небесан, нептун-царство мужчин). Мужчины носят одежду, шапку и на поясе меч. (Посейдон - Нептун, бездонные воды дна, бездна донных вод и дно небесное, дно неба, небное дно). (Напируша-наби луша, лучь). К северу от Чжанфу находится труп Нюй-чоу (Матери второй). Десять солнц находятся наверху (Наберух, навруз, наби лучь), в Фу-сани; Нюй-чоу - на горной вершине. Нюй-чоу правой рукой прикрывает своё лицо от яркого зноя одновременно светящихся солнц, но это ей не помогло; она была заживо сожжена десятью, одновременно светящимися, солнечными факелами (извержениями 10, одновременно действующих, вулканов). Севернее Нюй-чоу находится царство У-сянь. Она в правой руке держит син-шэ, а в левой - чи-шэ. У-сянь по Дэнбао-шань, используемой как лестница, поднимаются на вершину горы (на небо) и опускаются по ней обратно в свои святилища. К востоку от У-сянь есть Бинфэн. Бинфэн подобен кабану, у которого сзади и спереди имеется по чёрной голове. (Чёрное море; ср. Бенбен). Севернее У-сянь находится царство Нюйцзи. Женщины в Нюйцзы живут попарно (в одном доме) в окружающей их царство воде. (ср. Амазонки-легуше, живущие среди вод и гор Цзулина).
К северу от Нюйцзи, у Цюн-шани, есть царство Сяньюань. Обитатели Сяньюани имеют тела змей с человеческими ликами, сворачивающиеся на голове хвосты. Живут, даже самые недолговечные, по 800 лет. Севернее Сяньюани находится Цюн-шань. Люди, обитающие в предгорьях Цюн-шани, не смеют стрелять в сторону священной Сяньюань-шани, находящейся к северу от царства Сяньюань. Сяньюань-шань - гора четырёхугольна, вокруг неё лежат четыре змеи. К северу от четырёхугольной Сяньюани-шани, охраняемой четырьмя змеями, находится долина Чжуяо (Чжунбалу Шамбала, Яожао-долина плодородия и изобилия). В Чжуяо (Шубал) фэнхуан луань-няо поёт, а фэн-няо - танцует. Обе птицы наставляют людей в мудрости, стоя перед ними (олицетворяют собою вулканы; птичий зооморфизм). "Люди обеими руками держат яйца фэнхуанов, когда едят их, пьют благостную росу. Все желания исполняются здесь. Звери живут все вместе, бродя по долине Чжоуяо стаями. (ср. с иными мифами о рае). (Гора сианиа булани, пламенного сияния). Севернее Чжуяо есть, подобный кошке, Луньюй. Называют ся (Луньсялюй-Сиаллун, рыба-дракон). Обитает здесь Шэньшэн (Бог-мудрость). Шэньшэн объезжает на Луньюе девять долин (цзю-лин, тулин-долин). Ещё говорят, что к северу от Чжуяо есть рыба-черепаха, подобная рыбе ли (юй-ли или ли-юй).
К северу от Луньюя находится царство Бай-мень (Белых людей); у людей Бай-мен, заросшее волосами, белое тело. Есть там Чэнхуан (Жёлтый Чэн), подобный лисе с рогом на спине. Те, кто ездит на Чэнхуане, могут прожить 2 000 лет. Севернее Бай-мень находится царство Сушэнь, растёт древо сюнчан. (Сяньжу напал здесь на Ди и схватил его). К северу от дерева сюнчан и царства Сушэнь находится царство Чангу (Гучан? Царство Длинноногих или Длинных ступней). У обитателей - всклокоченные волосы.
Жушоу (Собирающий плоды) - бог (Шэнь си или Си Шэнь) Запада, ездит на двух (чоу-лунь) драконах (огнетельных змеях, огнеголовых горгонах), с левого уха повисла змея.
ПЕРИОД ДАГУАН СИ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ЗАПАДУ ЦЗЮЛИНА.
Цзюань 16
За Бэй-си хайем (За Северо-западным морем), на краю Да-гуана, находится Бучжоу-шань (Фуцзы, нецельная, шербатая гора). Два хуан-шоу (желтых зверя) охраняют Бучжоу. Есть здесь река Хань-шу (Хан-шин, Холода и Тепла); к западу от неё есть гора Ши (Ши-шань, гора Влажная), к востоку - Му-шань (Ми-шань - гора Шатер?). Есть гора "Юй напал на царство Гунгуна (Бога Разливов)". (По всей вероятности, борьба между Юем и Гунгуном началась из-за убийства Сян-лю (канального), слуги или, возможно, сына Гунгуна). Сыновья Чжуаньсюя живут в царстве Шуши (Ясных мужей).
Внутренности Нюй-вы превратились (преобразовались) в десять человекоподобных (образных) богов, живущих посередине дороги, в пустоши Ли-гуан (Були-гуан, при вулкане).
Западный ветер называется Вэй.
Есть на северо-западе человек по имени Ши-И (И-ши, Каменный лучник); он управляет "протяженностью пути солнца и луны". (Идентификация: "Лицом к востоку, с кубком в руках, на горе Шэ-у (У-шэ Шань, Прародительницы-змеи), или по другому, Гуй-шань (гора черепахи), стоит человек". "Хай-нэй си цзин").
Пятицветная птица с хохолком называется куан-няо (огненная птица?).
У Главной горы Да-цзе (Большого озера) находится царство рода Белых (Бай-ши или Бай-мэнь, Белого народа).
Царство Длинноногих находится востичнее Чи-щуй, на берегу Бай-си хая (северо-западного моря).
В царстве Си-Чжоу (Западного Чжоу) живут люди из рода Цзи (Ти), кормятся просом. Живёт в Си-Чжоу Шу-цзюн (Младший Дядя Уравнивающий), пашет землю. "Ди-цзюн (Ди-ку, Врата донные или огненные, расплавленные, Аплавленные) родил Хоу-цзи. Хоу(цзи) спустился и дал людям все злаки. Младший брат Хоу по имени Тайси (Тай-си, Си-тай, Миси-тан, Тан-нис) родил (Хо)-Шу-цзюня. Шу-цзюн преемствовал своему отцу (Тай-си) и сеял вместе с Хоу злаки. Первым стал пахать землю".
Обитает здесь род жены из Красного царства (Ши-нюй или Нюй-ши из Чи-го). Находится здесь Шуан-шань (Двугорбая гора).
В Да-гуани, за Си-хаем, есть гора Квадратная, на вершине которой есть син-му (зелёное дерево) по имени Сосна цзюй-ге. Древо служит для восхода и захода солнца и луны.
Западнее Чи-шуй, за Бай-Си хаем, есть царство Сянь-мень (народа Преждерождённых); они питаются злаками, приручают четырёх птиц. Здесь находится и царство Бэй-Ди (Северных Ди). Ши-цзюнь, внук Хуан-ди родил Бэй-Ди. Есть здесь Острие-гора и гора Дань-му.
"Чжуань-сюй родил Лао-туна (Старца-Младенца, Старый-Новый год). Лао-тун родил Чжу-юна (Заклинающего огонь). Чжу-юн родил Наследника Длинной Цитры. Он поселился на горе Яо. Первым создал музыкальную мелодию". Шунь - солнце, поднявшее небо над землёй. (немецкое - "ди-зонне"). Есть здесь птицы трёх видов: 1. Хуан-няо; 2. Луань-няо; 3. Фэн-няо.
У шоу (чун, животное, насекомое, пресмыкающее, одним словом-живое существо) , похожего на зайца, кроме головы и грудки, остальное всё зелёного цвета (син-хуа).
В Да-гуани есть гора, называемая Нефритовые Ворота (Юй-мэнь) Фэн-це; в ворота Фэн-це заходят солнце и луна.
С Лин-шани (горы Божественной) десять Прародительниц-жриц: У-сянь, У-цзе, У-фэнь, У-пэн, У-гу, У-чжэнь, У-ли, У-ди, У-се, У-ло, поднимаются в небо и спускаются по этой же горе на землю. Растут здесь всевозможные лекарственные травы. (Для идентификации: К востоку от Кай-минь шоу обитают прародительницы-жрицы: У-пэн, У-ди, У-ян, У-люй, У-фань и У-сян. Они стоят у трупа Яюя, убитого Вэй, чэн Эрфу, с эликсиром бессмертия, надеясь оживить Яюя. Яюй на теле змея имеет человеческий лик. "Хайнэй си цзин").
На западе Да-гуана находятся горы: Ван-му Шань, Хо-шань (Пропасть-гора), Хай-шань (Океанская гора). Здесь в долине Плодородия находится царство Плодородия. Людям царства Плодородия едой служат яйца Фэн-няо, (Для идентификации: "На западе Люша, к югу от Даньу-шань есть яйца фенхуанов. Это еда народа царства Плодородия". "Вёсны и Осени Люя") питьём - благостная (гань) роса. Чего бы люди царства Плодородия ни пожелали, всё у них есть: благостные цветы (гань-хуа), сладкий боярышник, белая ива, Шичжоу, три вороных коня в белых яблоках, сюаньгуй,, яо, лазоревый камень, бай-му, агат, байдань, циндань, серебро и железо. Здесь Луань-няо поёт, а Хуан-няо танцует. Множество зверей живёт здесь вместе. Обитают здесь три зелёные птицы (сан син няо), у них красные головы с черными глазами: 1. Да-Ли, 2. Шао-Ли, 3. Син-Ли. Находится здесь жертвенник Сянь-юань (Мастеров Колесниц); охотники не смеют пускать стрелы из лука в сторону запада, опасаются гнева Сянь-юаня. В Да-гуани есть Луни-шань (гора Дракона), куда заходят солнце и луна. Сань-цзи шуй (река Трёх озёр), называемая ещё Сань-нао (Три Грязи) течёт здесь. Здесь же кормится Гуньу (Огонь, Угунь). Труп Нюй-ши (Матери Второй) здесь одет в зелёное (возможно, в чёрное) платье, от огня 10 солнц рукавом закрывает лицо. Находится здесь, в Да-гуани, царство Женщин, гора Персиков, Дань-му Шань, Юйту-шань. В Да-гуани находится и царство Мужчин.
На Яньчжоу-шани есть пятицветные птицы, называются певчими птицами. Звучат здесь мелодии ста песен и танцев. (Для идентификации: Луань-няо поёт, Хуан или Фэн-няо танцует).
К югу от Реки-горы находится царство Сянь-юань. Обитатели этого царства живут до 800 лет. (Возможно, что в данном случае мы здесь имеем дело с календарём, когда год равнялся 10 месяцам).
Яньцзы, дух с человеческим лицом на птичьем теле, обитается в Западном море (Си-хай), на острове; в ушах его две зелёные змеи (син-шэ), под ногами - две красные змеи (чи-шэ).
В Дагуани есть гора Солнца и Луны. "Это - небесный стержень. В небесные ворота Уцзюй (Узкие, Уту) заходят солнце и луна. Живёт (здесь) бог с человеческим лицом, без рук; ноги растут на макушке (ср. древо вверх корнями). Зовётся Е. Чжуаньсюй (Чжуан-нис) родил Лаотуна (Старца-Младенца, Старый-новый год). Лаотун родил Чжуна (Солнешуна-солнечного) и Ли (Чёрного). Бог приказал Чжуну поднять небо (Тянь), а Ли - опустить землю. Опустив землю , Ли родил Е (который) поселился на краю Запада, чтобы управлять чередованием движения солнца и луны, звёзд и планет". Тянь-юй (Балутиан), с вывернутыми локтями, обитает на горе Солнца и Луны.
Чан-си, жена Ди-цзюня, породила 12 лун; она первой начала их купать
На горе Сюань-дань есть пятицветная, с волосами, птица. Водятся на этой горе син Вэнь-няо и Хуан Ао-няо; их совместное появление в каком либо царстве губит его.
Есть "Озеро, где Мэнъ-юй (Балу-мэнь) напал на Чжуансюя". (Вулкан Абал-алан-анас напал на царство Шан-ниса, Нис-шана, Кан-неша).
В Да-гуани есть Аоаоцзюй, железная гора Треножника. Сюда заходит солнце. Обитает здесь Бинпэн (ср. египетский холм Бенбен), животное, у которого справа и слева по голове (ср. трёхголовый человек-Сюту). Здесь, где находятся горы У-шань и Хо-шань, на горе Золотых Ворот обитается человек, имя которому Ши Хуан-Нюй (Труп Жёлтой Жены). Водятся здесь Бии, птицы с соединёнными крыльями (Пепельные птицы), белые птицы (бай-няо) с зелёными крыльями, жёлтым хвостом и чёрным клювом. Есть здесь красная собака по имени Небесный пёс. Там, где они появятся, быть войне.
" К югу от Си-хая, у самых Лю-ша, за Чи-шуй, перед Си-шуй вздымается огромная гора, называется Холм Кунь-лунь (Холм Огненного Дракона) . Здесь живут духи с человеческими лицами, туловищем тигра, полосатые, а хвосты у всех белые (лава). У его подножия - заводи Жо-шуй (Мёртвой воды), они окружают его (Холм Кунь-лунь). За ней (Жо-шуй) высится Огненная гора (Вулканы Хуан и Луань, вулкан океана плавленой воды-лавы и вулкан источника Пламенистого рождения солнечного сына-ибна от лучисто-яркой матери и воспринимающено отца-патера, бога вод). Бросишь в неё вещь, тут же сгорит. В пещёре живёт человек в пышном уборе с зубами тигра, хвостом леопарда. Зовётся Си-ванму (ср. Порос бинини, Образования, Персефона, Порос Бенбена), Бабка-хозяйка Запада. На этой горе растут все растения, водятся все звери".
В Да-гуани есть гора Чанъ-ян (Вечного света). Заходят сюда солнце и луна.
Мать, приносящая жертвы и Ме (Мать) обитают в царстве Холодной пустыни (Ше-гуан).
"Есть царство Шоума (Шумер). Нань-юй (Южный пик) взял в жёны женщину с горы Чжоу (Чжоу-шани) по имени Мать Цянь. Мать Цянь родила Цзиге (Тихе, Дуку-дух творения; Болото каления - врата горения, Врата Тильмуна). Цзиге родил Шоума. Шоума стоит прямо, от него не падает тень, Когда кричит, нет эха. Там страшная жара, невозможно подойти". Стоит (здесь) безголовый человек по имени Труп Летнего Землепашца (Ся-гена, Ши Ся-гена), держит копьё и щит.
"В древности Чэн-тан напал на Сяского Цзе (Ся-цзе) у горы Чжан, победил его, обезглавил Гэна (Землепащца). Гэн стоял перед ним без головы, пошел (замаливать) свою вину, затем спустился на гору У-шань (Прародительниц-жриц)". Ухуэй правой руки совсем не имеет, а левая - уродлива.
Чи-му (Красное дерево) с красной корой, стволом и ветвями с зелёными листьями растёт в царстве горы Гай (Гай-шань).
"Есть царство Одноруких".
В Дагуани есть гора Да-гуан (Великой Пустыни). Заходят сюда солнце и луна. Обитают здесь трёхликие люди, сыновья Чжуаньсюя. Трёхликие имеют по три лица (три головы с тремя лицами или три лица на одной голове?)и по одной руке. Они не умирают, то есть бессмертны. Это Долина Да-гуани.
" За Нан-си хаем, к югу от Чи-шуй (Чи-цзяни), к западу от Лю-ша.живёт человек, в уши продеты две син-шэ (зелёные змеи). Ездит на двух драконах. Зовётся Кай (Ци) - Сяский Владыка Открывающий (Ся Хоу Кай). Кай преподнёс трёх красавиц небу. Получил Девять напевов и Девять песен и отдал их вниз. Это - Долина Небесных таинств, она находится на высоте двух тысяч жэней. Кай, добыв (песни), первым пропел Девять призывов (гимнов)".
"Есть царство людей Ху. Внука Ан-ди звали Линцзя (Божественный Цзя, Бо-линцзя, Брант, Баланази). Линцзя родил людей Ху (Ху-ши-го?). Они могут подниматься на небо и спускаться (с него). Там есть пянь ку (иссохшая рыба), имя ей Юй-фу (Жена-рыба). Чжуаньсюй умер и вновь ожил. На ветре отправился на север и поднялся там на небо, а затем (спустился) в глубины Болшой реки. Змея тогда превратилась в рыбу. Это и есть Юй-фу. Чжуаньсюй умер и вновь ожил.
Есть син-няо с жёлтым оперением, красными лапками, шестью головами, называется шу-няо. Там высятся гора Да у-шани (Великой У-шани) и Золотая гора (Хуаньцзин-шань). На юго-западном краю Да-гуана есть горы Пянь-цзюй и Чань-ян".
ЦЗЮАНЬ 18.
На берегах Северного моря (Бэй-хай), в землях Востока, находится царство Чао-сян (Утренней Свежести). Обитатели царства Тяньду живут в воде (среди вод). В пределах Си-хай (Западного моря), в Люша, есть царство Хо-ши (города Пропасти). В пределах Си-хай, западнее Люша, есть царство Фанье (Цзюйе). К западу от Люша находится Няо-шань. Отсюда начинается исток трёх рек. Здесь есть хуанцзин (золото), сюаньгуй (красная яшма), даньхо (киноварь), инь (серебро) и те (железо). Есть Хуай-шань, с которй стекает Хао-цзян (река Добрая). Восточнее Люша, к западу от Чёрной реки (Хэй-цзян) есть царство Чао-юнь (Утренних облаков), царство Сы-чжи (Правящих кабанами). К востоку от Люша, у чёрной реки (Хэй-цзян) есть гора Бессмертия (Бессем?).
Лэйцзу, жена Хуанди, родила Чанъи. Чанъи поселившись на Жо-шуй (Мёртвой реке), родил Хань-лю. "У Ханьлю запрокинутая голова и настороженные уши, на человеческом лике свиное рыло, туловище единорога (линя), большие сросшиеся ноги, с копытами как у кабана. (Ханьлю) взял (в жены) дочь Нао (Грязного) по имени Нюй-э (Женщина-Холм, Нюй-бллан, женщина-баран?). Нао-нюйэ родила Предка Чжуансюя-(Шанниса,Шаммаша)". Восточнее горы Цветущей (Хуа-шань) и реки Зелёной (Син-цзян) есть Чжао-шань (гора Начальная). Человек по имени Богао поднимается по Чжао-шань, используя её как лестницу, на небо (тянь) и спускается по этой же горе на землю.
В пределах юго-западного моря (Хай), у Чёрной реки (Ци-цзян) находится долина Ду-гуан (Середина мира; Долина Моря-да-Океана, Мардукиана, Маркондея). В долине Ду-гуан (Протогона) находится захоронение Хоу-цзи. Произрастают здесь все злаки и зимой и летом. Ни зимой, ни летом не увядает (не вянет) здесь трава. Множество трав и деревьев. Линшоу (яблоневые сады Гесперид? Яблони, дающие яблоки, плоды вечной молодости и бессмертия богов)), деревья чудесного долголетия, растут здесь, цветут и плодоносят. Водятся здесь разные звери. Луань-няо поёт здесь, а Фэн-няо здесь танцует.
Между реками Чёрной (Ци-цзян) и Зелёной (Син-цзян), за Южным морем (Нань-хай), есть Жо-му (Одно из дриадных олицетворений солнца, дерево Жо, дерево смерти или Мёртвое дерево). Здесь исток реки Жо (Жо-шуй). Здесь находятся царство Юйчжун (Обезьяны) ицарство Лесян. На Лин-шани (на горе Божественной, где, видимо, и находится Линшоу) есть Чи-шэ (Красные змеи), они называются Жуань-шэ, древесные змеи, потому что обитают на деревьях и питаются растениями. В Яньчжан, царстве обилия соли, обитают люди с птичьими головами, зовутся Няо-ши.
"Есть Цзю-лин (Девять холмов), со всех сторон их окружают воды; называются Холмы Таотана (Таотан-лин - родовое имя Яо), Шу-дэ (Шу-дэ-лин), Мэнъина (Мэнъ-ин-лин), Куньу (Кунь-у-лин, Куньлунь), Хэйбай (Хэй-бай-лин, Ци-бай-лин), Чиван (Чи-ван-лин), Цаньвэй (Цань-вэй-лин), Уфу (Уфу-лин), и Шэньминь (Шень-минь-лин)". Цзянь-му - дерево с зелёными листьями, фиолетовым стволом, чёрными цветами (хэй-хуа) и жёлтыми плодами, в 100 жэней высотой и без ветвей, имеет девять стволов, а внизу девять корней. Плоды его схожи с семенами конопли, а листья напоминают листья манн-му. Цзянь-му посажено было Хуан-ди. Здесь проходил Дахао (Великий Белый). Живёт на Цзянь-му драконоголовый (огнепыщущий, огнедыщащий вулкан, убитый Эрфу с чэном Вэй) Яюй, пожирающий при жертвоприношениях людей. Есть здесь Синсин (Сим-сим), зелёный зверь с лицом человека. "На юго-западе есть царство Ба (Ба-го; Ба-шэ, Бао-си; Бездна Посейдонова, Етен-Пиштима, Едем пустынный, бездонный). Дахао родил Сянь-няо. Сянь-няо родила Чэнли. Чэнли родил Хоучжао (Хуша) и положил начало народу Ба (Ба-мень, Бай-мень - Белому народу)". Царство Люхуан рода Синь по территории имеет длину в 300 ли (около 120 км). Оттуда поднимается (дым, пепел) пыль (вулканическая). С горы Басуй стекает река Минь. (Жизнь Ву-люхуана, Хураган, булькание лавы). В царстве Чжуцзюань обитает хэй-шэ (ци-шэ - чёрная змея) с син-шоу (синей головой). Пожирает слонов. На юге обитают Да-Гань (великаны Гань); они на чёрном теле имеют, заросшие волосами, человеческие лики, длинные руки и вывернутые пятки. При виде людей хохочут так, что не могут остановится, при этом кажется, что губы занимают всё лицо. Убегают от людей. В царстве Чернокожих(головых) все обитатели тигроголовые, с птичьими ногами. В руках держат по змее, поедая их. В царстве народа Ин, у людей ноги подобны птичьим. Обитает в Ин Вепрь Фэн (Дикий вепрь). (Вепря Фэн убил И-хай в роще щелковицы, сянь-лин). В царстве, где живёт народ Мяо есть дух, по имени Яньвэй; у него на змеином теле справа и слева головы с человеческими ликами, платье носит фиолетовое, а шапка красная. Там Луань-няо поёт, а Фэн-няо танцует. Фэн-няо: на голове иероглиф-дэ (добродетель),на крыльях-сюй (послушание), на груди-.энь (совершенство), на спине-и (чувство долга).
В пределах Нань-хай находятся горы Равновесия, Цзюнь-шань (Грибная гора), Дань-му-шань (гора Коричного дерева), гора Обители трёх сыновей неба. На юге есть гора Цанъу (Лазоревого платана) и пучина Цанъу (Хо-цанъ-у, Цанъ-у-хо), Цзюи-шань (гора Девяти сомнений). Место захоронения Шуня находится между Чанша и Лин-лин (Холмом Лин), на северном склоне Цанъу-шани. В пределах Северных морей находится Шэ-шань (гора змей). С Шэ-шани стекает Шэ-цзян (змеиная река), сворачивает к востоку и впадает в Хай (море). Есть там И-няо (птицы И) с пятицветным оперением, когда летят, закрывают всё небо. На западном склоне горы Буцзюй есть захоронение Цяочуй (Гунчуй-гончара - Искусного мастера). В пределах Северных морей прикован труп разбойника Сянгу с копьём, помощника Чанбэя.
Отец Бо-и родил Си-юе (Западный священный пик). Си-юе родил Сянь-луня (Преждерождённого дракона). Сяньлунь родил Ди-мень и Цян-мень (народы Ди и Цян), принадлежащие к роду Ци (Ци-ши). В пределах Северных морей есть гора Обители Мрака. Там исток Хэй-цзяна. У верховьев Хэй-цзяни обитают хэй-няо (черные птицы), хэй-шэ, чёрные леопарды, чёрные тигры, чёрные лисы с взьерошенным хвостом. Здесь находится Да-сюань-шань (гора Великой Черноты), где обитает народ Да-сюань-шань. В царстве Великого Мрака обитает народ Красноногих. В царстве Динлин (царство Плодородия), у людей ниже колен растёт шерсть. У них лошадиные копыта и они любят ходить.
Бо-лин, внук Ан-ди (Предка огня), сошелся с Юаньфу (женщиной -Холмом), женой Уцюаня. Юаньфу вынашивала плод три года; родила Шу (копьё) и Гуянь (Длинный барабан). Шу и Гуянь стали первыми хоу (правителями). Гуянь первым вылил колокол, проиграл мелодию. Хуанди родил Ломина - знаменитого черногривого коня. "Ломин родил Белого коня, Белый конь - это и есть Гунь. Ди-цзюнь родил Юйхао (Обезьяний крик), юйхао родил Иньляна, Иньлян родил Паньюя, который первым смастерил лодку. Паньюй родил Сичжуна, Сичжун родил Цзигуана. Цзигуан первым сделал из дерева колесницу. Шаохао родил Баня, Бань первым изготовил лук и стрелы. (Цзюйлин) Ди-цзюн даровал И-хаю красный лук и стрелы с белым оперением, чтобы помог царствам на земле. И-хай первым отдал свои силы, чтобы избавить землю от всех бедствий. Ди-цзюнь родил Ян-луня (Веселящегося дракона). Янь-лунь изобрёл лютню и гусли. Ди-цзюнь имел восемь сыновей. Они первыми создали песни и танцы. Ди-цзюнь родил Саньшэн (трехтуловищных), Саньшэн родил Ицзюня (учредителя нравов). Цяочуй (Гунчуй - искусный мастер) первым изобрёл все ремёсла для людей. Хоуцзи - это тот, кто посеял все злаки. Внука Хоуцзи звали Шу-цзюнь, он первым стал пахать на волах. Большой Бичиинь (в год вставной луны "Не имеющий тени") первым создал царство. Юй и Гунь первыми устроили землю и учредили Девять областей. Жена Анди, Дочь Красной Реки Слушающая Искусные Речи Тинъяо, родила Яньцзюя (Живущего в огне). Яньцзюй (Антей) родил Цзебина (Те-бина), Цзебин родил Сици, Сици родил Чжуюна (Заклинающего огонь). Чжуюн поселился на реке Цзян и родил Гунгуна. Гунгун родил Шуци (Искусного в делании утвари). У Шуци (Шуси, Бушусин, Хушу-син, Хуситина, Хушитина, лестница вос и нис хождения с Неба на Землю и с Земли на Небо) квадратная голова и плоская макушка. Шуци поселился на реке Цзян (и снова сделал землю плодородной). Гунгун родил Хоути (Владычествующего над землёй). Хоути родила Емина, Емин родил Десять и два года. Воды потопа разлились до небес. Гунь не дождался приказа Ди и похитил сижан (саморастущую землю), чтобы преградить путь водам потопа. Приказал тогда Ди Чжуюну казнить Гуня у Юй-шани (Крыло-горы). Гунь воскрес и родил Юя. Повелел тогда Ди Великому Юю закончить устроение земли, чтобы учредить Девять областей (девять царств)".
БИБЛИОГРАФИЯ:
"ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН", перевод с китайского осуществила Э. М Яншина.