"Дом не там, где вы родились, дом там, где прекратились ваши попытки к бегству.' (Нагиб Махфуз)
Во дворе пожилой сосед аккуратно подстригал зелёные кусты гигантскими садовыми ножницами. Кусты приобретали форму сфинксов, выстроившихся в ровную шеренгу перед обшарпанным строением нашей многоэтажки.
- Нравится? - спросил сосед.
Я кивнул.
- Цепи бы между ними натянуть.
- Для цепей каркас проволочный нужен, - серьёзно ответил сосед.
Чёрт, как же его зовут? Он на T-4 давно. Постоянно что-то чинит, таскает запчасти, детали и обломки приборов. Ну, мало ли у кого какие странности.
Пытаться чинить что-либо на T-4 - занятие бесперспективное, словно земной клон сопротивляется современным технологиям, превращая трудоемкий процесс строительства в архитектурную копипасту.
Вся здешняя архитектура является копией не лучших отечественных образцов, отчего город представляет собой стилистический винегрет, объединённый идеей функционализма. Видимо, "хрущёвки" и "брежневки" советских времён легче и быстрее поддаются копированию, чем нелинейные интерактивные шедевры современной проектировки или культовые достопримечательности, построенные при русских царях. Кардиограммы черепичных крыш вытягиваются в мёртвые линии блочных уродцев, пересекающихся в самом центре, где монолитной глыбой утвердилось здание Департамента Межпланетной Миграции, фасадом напоминающее Владимирский централ.
Кажется, будто с печально известной тюрьмы сняли мерку, загрузили в трёхмерный принтер вселенского масштаба и распечатали по другую сторону портала, слегка изменив пропорции. Сходство заканчивается внешней формой. Внутри здание похоже на современное учреждение - то ли банк, то ли страховую компанию - гладкие стены, бесшумные кондиционеры, тишина и пустота, на время отсекающая посетителя от всего остального мира.
***
Начинал накрапывать мелкий дождик. Я натянул на голову капюшон и зашагал быстрее, обгоняя случайных прохожих, чьи развевающиеся плащи напоминали одинокие парусники в асфальтовом море. Неестественно ярко светились билборды с рекламными слоганами, спонсированными муниципалитетом:
"Будущее должно быть заложено в настоящем"- трёхмерные буквы складывались в причудливые созвездия и переливалась всеми цветами радуги .
"Ремонт творит чудеса, если подойти к нему творчески" - сообщала улыбающаяся девушка с огромной вывески. Какой-то шутник подошёл к вывеске творчески и подрисовал девушке усы и рога.
Фраза "Сделай T-4 своим домом" красовалась на каждом углу.
Вот уж чего я, действительно, делать не собирался. Дом - понятие добровольное. Он не может быть навязан, продиктован и насильно имплантирован в тот уголок души, где хранится идея о том, что же он должен из себя представлять. Мы сюда не за новым домом приехали. Просто поучаствовали в конкурсе молодых исполнителей и выиграли контракт на лето. Верка пела с нами второй сезон. Её начинающийся роман с Костиком переходил в стадию жажды совместных приключений. Да и деньги никогда не казались лишними. Эка невидаль - провести несколько месяцев вдали от интернета, мобильной связи и других благ цивилизации, пока недоступных простому населению в земных колониях. В общем, мы согласились.
Контракт закончился и мы начали собираться обратно. И вот тут выяснилось, что вернуться домой не так-то просто.
Сначала нам сообщили, что портал закрыт на профилактические работы. Затем Комитет по Межпланетным Отношениям, формально курирующий внеземные колонии, принял закон, определяющий статус принадлежности к той или иной планете по факту проживания на момент принятия закона. Таким образом из коренных землян мы превратились в инопланетян, и для возвращения на Землю нам требовались визы. На визы Комитетом выдавалась квота, и с каждым новым отказом, становилось всё яснее, что попасть в неe нам не светит.
- Я в Департамент больше не пойду, - заявил Костик, наполняя стакан чем-то мутно-спиртовым, - Надоело. Дрессированные мымры смотрят тебе в глаза и повторяют: "Вы можете подать заявление ещё раз". Вежливо повторяют, даже сочувственно. Слушай, может они вообще - киборги? Андроиды какие-нибудь?
- У тебя дрожат руки, - тихо заметил я.
Костик не ответил.
- У тебя дрожат руки, придурок. Ты же работать не сможешь. Алкоголику визу никто не даст.
- Да ну? - завёлся Костик. - Хочешь сыграю свеженаписанный шедевр?Я, в отличие от некоторых, - настоящий артист.
"Ну да. А я - копия. Причем не слишком удачная", - подумал я.
Не хочет идти - не надо. Сам справлюсь.
***
Меня всегда удивляло отсутствие очередей в здании Департамента. Как будто бы робот-швейцар поджидал у входа именно меня для того, чтобы провести хитросплетениями коридоров и оставить возле стекла, за которым сотрудница миграционной службы в очередной раз ответит мне отказом. Там за этим стеклом находился портал, соединяющий T-4 и Землю. Никаких космолетов, перегрузок и реактивных двигателей. Просто дверь в стене.
- Мы рассмотрим ваше заявление и уведомим вас в письменном виде, - голоса сотрудниц Департамента звучали одинаково, да и сами девушки были похожи, как сёстры-фотомодели. Высокие, длинноногие, с одинаково прилизанными причёсками, в строгих костюмах, выгодно подчеркивающих идеальные формы - они, действительно, вызывали мысли о роботах, клонах и андроидах. Имена на металлических бейджиках тоже подобрались под стать: Анжелика, Вероника, Элеонора, Маргарита...
Теперь по другую сторону стекла сидела Таня. Внешне она мало чем отличалась от Виолетты или Мариетты, но всё-таки...
- Вы можете подать новый запрос через неделю, но, поймите, решения принимаются не здесь, а на Земле, - сказала девушка, грустно взглянув на меня поверх очков в тонкой оправе, отчего её хорошенькое личико приняло скорбное выражение.
- Танюша, пожалуйста, не посылайте меня по известному бюрократическому адресу. Меня ваши коллеги уже посылали туда.
- Куда туда?
- На биржу труда. Я не хочу здесь оставаться. Я хочу домой.
Таня завела набившую оскомину речь об освоении внеземных колоний, о проблемах структурного кризиса, о надвигающейся экологической катастрофе, о перенаселении родной планеты, о необходимости искусственной регентрификации и прочих важных для человечества вещах. А также о том, что каждый уважающий себя гражданин должен внести свой вклад и посильную лепту. Я слушал этот хорошо отрепетированный бред и вспоминал печально известный транзит на первый, европейский земной клон, когда портал заклинило, и все, кто в тот день пытались им воспользоваться, попросту исчезли. Оказалось, недостаточно стабилизировать экзотическое вещество с фантомной энергией. Требовалась точная дозировка и высокая равномерность подачи, недодашь - червоточина схлопнется, больше - портал сожрет всё вокруг. Проблему обнаружили уже в процессе эксплуатации. Это стоило жизней двум сотням людей и едва не спровоцировало начало мирового конфликта.
Таня пустилась в пространные объяснения о том, что для червоточины лучше один топологический дефект, но глобальный, чем много мелких - именно по такому принципу был создан современный межпланетный портал, абсолютно надежный, если верить Тане. А то, что космическая струна с отрицательной напряженностью упирается не в подходящую звездную систему, а в доменную стенку, отделяющую наш вакуум от чужого - так то вовсе не проблема. Наши ученые под руководством академика Котикова научились моделировать топографические дефекты и изобрели что-то вроде перемычки, проложив струну-отросток в самый благоприятный уголок Вселенной. Земной клон Т-4 аккуратно ложится на орбиту практически вылитого солнечного двойника в созвездии Близнецов, прозванного Геминорум-37.
- Вы мне прямо ответьте, портал функционирует или нет? - допытывался я.
- Поверьте, если бы решение зависело от меня, я бы без раздумий открыла вам дверь. Но портал вас попросту не пропустит. Ваша идентификационная метка контролируется с Земли и вам её не активируют. Простите, Павел, я ничего не могу для вас сделать.
Ну почему же, можешь, злобно подумал я. Если бы не чёртово стекло между нами, я бы доходчиво и внятно объяснил, чем и как ты мне можешь помочь. На шее у Тани блестел кулончик с камушком. Я отчётливо представил себе, как этот камушек гипнотически раскачивается у меня перед глазами и я, пытаясь дотянуться до Таниной груди, ловлю его ртом.
- Спасибо за ценную информацию, - я развернулся и пошёл к выходу.
***
Вдоль пустынного шоссе выстроились однообразные строения, ожидавшие своих жильцов. Некоторые из них непропорционально вытягивались или вдруг обрубались на середине - видимо в гигантском телепринтере происходили сбои, и копии получались дефектными. Те, что клонировались давно, уже начали превращаться в руины - когда в доме не живут, он сильней подвержен разрушению, словно отсутствие человека даёт времени особую власть над вещами. Самые первые клоны повторяли лишь внешнюю облицовку. Внутри нагромождался строительный хлам, который тогдашним колонистам приходилось разгребать. Потом процесс усовершенствовался. Помню, видел ролик, где показывали дачу какого-то учёного, скопированную до мельчайших подробностей и перепечатанную из Подмосковья непосредственно в центр T-4. Видимо для того, чтобы светило науки не утруждало себя межпланетными путешествиями. Значит, мистический телепринтер способен выдавать качественный результат. И всё равно на T-4 лежал отпечаток хаотичности, поспешности, хронической неустроенности и вечного строительства.
Поначалу от желающих посетить T-4 не было отбоя, но когда выяснилось, что планета-клон - вовсе не турбаза, а скорее город развития с плохо налаженной инфраструктурой, то туристов поубавилось. Кому охота шастать по недостроенным кварталам под проливным дождём, который льёт здесь почти не прекращаясь? Наверное, при мысли о том, что находишься на расстоянии пятидесяти шести световых лет от Земли и видишь в небе не Солнце, а Геминорум-37, должно распирать от гордости, но когда торчишь тут который месяц без возможности вернуться домой, становится не до высоких материй.
Мимо протарахтел старенький "Фольксваген", обдав меня грязными брызгами. Интересно, а почему вместо него не клонировали новую "Ауди"? А бриллианты почему не клонируют? Или золото. Погрузившись в размышления, я едва не споткнулся об электрокабель валяющийся прямо под ногами. Помянул и горе строителей, и далёкие звезды и матушку-Землю. Хотя, если оплётку с кабеля снять, то на каркас сгодится. Отдам соседу - пусть радуется. Я даже завидовал, что человеку так мало нужно для счастья.
***
Дома меня ждал сюрприз. За ужином Верка объявила торжественную новость:
- Мальчики, я вам работу нашла!
Мы с Костиком переглянулись.
- Сразу говорю: сантехником, водопроводчиком и дворником не пойду, - заявил Костик. - Я - артист. У меня тонкая душевная организация.
- А у меня, значит, толстая, - фыркнула Верка, тряхнув рыжими кудрями. - Твоя организация, стало быть, жрать не хочет?
- Моя организация лучше помрёт с голоду, и это зачтётся, как жертва во имя искусства, - не сдавался Костик.
Я благоразумно молчал, выковыривая ножом тушёнку из банки.
- Не жужжи, не дворником, - успокоила Верка. Выдержала многозначительную паузу и с гордостью произнесла:
- Продюсером.
Мы с Костиком перестали жевать.
- Да ну?
- Вот, полюбуйтесь, - Верка выложила на стол флаер.
- Это что? - в один голос спросили мы, рассматривая фото покосившейся вывески, под которой громоздились ящики с помидорами, картошкой и апельсинами. На вывеске крупными буквами значилось: Овощебаза 'PRODUCE'.
- Вообще-то им только один грузчик требуется, но вы можете на пару по очереди - разницы всё равно никто не заметит. Даже выгодней получится - сверхурочные платить будут. Ну что вы оба на меня пялитесь? Наша общага, конечно, халявная, но мы же не можем вот так всё время жить? Я вот парикмахершей устроилась на углу соседнего дома...
***
Продюсер из меня получился неважнецкий. Я со смехом рассказывал об этом Тане во время очередного визита в Департамент.
- Представляете, хозяин нашей овощебазы, кстати, бывший инженер, собирает анекдоты про овощи. Вот, рассказал мне вчера. Встречаются как-то крутой перец и лысый хрен... Да вам, я вижу, неинтересно.
Я много всякого успел ей рассказать - о себе, о Костике. О том, что никакие мы не клоны, а самые обыкновенные близнецы, один из которых гораздо талантливей, чем другой.
Но кого это в наше время волнует, когда весь мир помешан на клонировании всего - от микробов до планет? Я толком не знал, зачем прихожу сюда и разговариваю с человеком, которому на меня наплевать.
Я подошёл вплотную к стеклу и дотронулся до него рукой. Таня смотрела на меня полными сочувствия глазами. Такой проникновенный взгляд не бывает сам по себе. Он достигается путём долгих тренировок, курсов повышения квалификации и работы над собой. Недаром у Тани на бейджике значилось не просто "сотрудник", а "старший сотрудник".
- Танюша, я тут сделал один любопытный вывод. Представляете, большинство наших соседей попали сюда по особому приглашению - или путёвки выиграли, или в конкурсе каком-то поучаствовали, или контракты супер выгодные получили. И все как на подбор приличные люди - инженеры, врачи, квалифицированные строители, учёные, проектировщики. Как будто их заманили сюда и дверцу захлопнули - живите, мол, как хотите. Вам не кажется это странным? Интересный способ решать проблему нехватки кадров.
- Вы можете написать официальный запрос на имя генерального директора нашего филиала...
- Не сомневайтесь, напишу. Мне только непонятно, зачем вам музыканты? От нас толку тут никакого.
- Ну, почему же, - возразила Таня. - Искусство восполняет недостатки природы. Об этом кто-то из великих сказал.
- Спасибо. От осознания истины мне сразу полегчало, - усмехнулся я. - Кстати, у вас есть планы на вечер? А заодно и на утро... Вы можете не отвечать, подумайте. Я вам тот же вопрос задам через неделю. Ведь мы опять увидимся, правда?
Но мы не увиделись.
Когда я вернулся в дом, то Костика не застал. Верка сидела за столом, рассматривая незамысловатые узоры на клеёнчатой скатерти, доставшейся нам о предыдущих жильцов.
- Сядь, - сказала она мне.
Я сел напротив. Мне показалось, что Верка избегает смотреть мне в лицо.
- Что-то случилось?
- Я беременна.
Нормальная новость.
- От кого?
Она, наконец, подняла на меня фиалковые глаза и криво усмехнулась:
- Это имеет значение?
Действительно, не имеет. Теперь уже мой взгляд заскользил по клеёнчатым узорам.
- Костик знает?
Верка молчала.
- Мне сейчас нужно что-то сказать или сделать? - спросил я.
- Кейс открой.
На полу лежал гитарный кофр. Я щелкнул металлическими пряжками и приподнял крышку. Вместо двенадцатиструнного дредноута на красном плюше покоился ствол, напоминающий укороченный "Калаш". В ноздри ударил запах оружейной смазки. Как бы ни сильна была неприязнь к оружию, видя его так близко перед собой, невозможно побороть желание взять его в руки.
- Положи на место, - зашипела Верка.
- Откуда это? - спросил я, аккуратно укладывая автомат в кейс рядом с двумя полными магазинами. - Где Костик?
- Не знаю. Когда я пришла, его уже не было. Твоего кейса тоже. Это значит...
- Это значит, что наш гений отправился куда-то с гитарой, полагая, что у него автомат. Кейсы-то одинаковые. Куда он ушёл?
- Я же говорю, не знаю! Твой брат, ты и следи за ним.
- Я ему не нянька и не сторож. А вот ты могла бы...
Веркины глаза нехорошо заблестели. Так блестит ночная трасса после дождя - тёмная, скользкая, ненадёжная: не вовремя притормозишь - занесёт и накроет.
- ... могла бы догадаться, что с ним что-то не то происходит, у вас же с ним вроде как...
- Как?
Ерунда какая-то на языке вертится, совсем другое надо было сказать. Или ничего не говорить.
- Он решил захватить здание Департамента, - выдохнула Верка, - и потребовать, чтобы нас отправили домой. Закрыл меня тут, чтоб не мешала. Я б в окно вылезла, но четвёртый этаж...
Я подхватил футляр, внутри которого ствол глухо ударился о плюшевые стены.
- Ты никуда не пойдёшь, - Верка загородила дорогу, вцепившись в меня руками. Голос её дрожал. - Я не могу остаться без вас обоих.
- Пусти. Время теряем.
Верка не двигалась, продолжая смотреть на меня в упор:
- Господи, как вы похожи.
Я осторожно поцеловал её чуть выше виска, слегка коснувшись губами медно-рыжей пряди. В этом поцелуе не было ни намёка на то, что вдруг вспыхивало между нами и также внезапно гасло, оставляя внутри болезненные осколки вины.
- Вера, оставайся здесь, пока мы не вернемся. Пока кто-то из нас не вернётся.
***
Я бежал вниз, перепрыгивая ступеньки, и чуть было не сшиб с ног соседа.
- Павел, постойте. Ваш брат у меня.
- У вас?
- Пойдёмте, я всё объясню. Я как раз поднимался к вам. Ужасно неудобно без лифта. Мне бы кое-каких деталей и пару помощников, я бы починил. С другой стороны, пешком по лестнице ходить полезно для кровообращения.
Что за бред. Где Костик? И черт бы побрал Верку, которая не послушалась и побежала за мной следом.
- Я убедил вашего брата в том, что захват Департамента нецелесообразен, - сообщил сосед, спускаясь по лестнице.
..
***
Соседа звали Вениамин Ростиславович. Мы пили невероятно сладкий чай из фарфоровых чашек с розовыми цветочками. Сосед выкладывал на блюдце печенье, произведённое местной кондитерской фабрикой 'Неземной Краснодар'.
- Молодые люди, вы когда-нибудь задумывались, почему у здания Департамента всегда мало людей? Почему его никто не охраняет? Почему не устраиваются демонстрации, акции протеста против нарушения прав, свобод и прочего? - спросил сосед.
- Конечно задумывались. Вон, Костик даже штурмом эту крепость собрался брать.
- И взял бы, - подтвердил Костик, хрустя овсяным печеньем.
- Герой, блин. Ты где эту хреновину достал? - спросил я, кивая на кейс. -Только не говори мне, что сюда Малую Арнаутскую скопировали в целях продажи контрабанды.
- Видите ли, - продолжил сосед, - Департамент Межпланетной Миграции находится не на T-4, а на Земле. То есть фасад здания - здесь, а всё что за стеклом - проекция, голографические изображения, динамически созданные в соответствие с принципом Маха мироформирующей сетью квантово запутанных частиц.
- Чего-чего? - спросила Верка? - А по-русски можно?
- Понимаете, - терпеливо ответил сосед, - ещё в 20-м веке новозеландский профессор Виссер заметил, что квантовые струны могут расталкивать стенки червоточины определенным образом и если найти подходящую дефокусирующую линзу, можно добиться довольно революционного результата.
- Ага, я именно так и думала, - язвительно заметила Верка.
- Подождите!- перебил я.- А как же сотрудники ? Они что же на Земле находятся? Но я же сам видел, я же вплотную, можно сказать, к этому стеклу подходил!
- Единственный сотрудник Департамента, обитающий по эту сторону портала - робот-швейцар, но его вряд ли можно назвать человеком. Проекция осуществляется в некий вакуум, индивидуальный для каждого посетителя, отчего у вас возникает впечатление, что кроме вас во всем здании никого нет.
Я сразу вспомнил Таню. Голограмма - кто бы мог подумать? Ну да, конечно, копировать иллюзию куда проще. И всё-таки как же здорово, что Костик не наделал глупостей, и мы вот тут сидим, чай пьём, а не валяемся с простреленными головами у красных стен исторической достопримечательности.
- Скажите, Вениамин э...
- Можно дядя Веня, - улыбнулся сосед.
- Дядя Веня, откуда вам всё это известно?
Сосед почесал лысеющую голову, поправил очки на мясистом носу, поднялся с табуретки и махнул мне рукой. Я последовал за ним, оставив Костика и Верку выяснять отношения.
- Что там? - спросил я, открывая дверь в кладовку и щёлкая выключателем на стене. Под потолком загорелся тусклый фонарик, осветив полки, на которых громоздились различные детали, куски проводов, полуразобранные приборы, блестящие хромированными внутренностями. К стене, покрытой жёлтыми обоями, исписанными какими-то формулами, крепился складной стол, заваленный схемами и чертежами. В воздухе пахло паяльной лампой.
- Это конура, - с гордостью сказал сосед. - Так моя жена её назвала. У меня на Земле точная копия. Хотя нет, не копия. Это та же конура, что и на Земле.
- Разве такое возможно?
На обшарпанной стене среди формул и карандашных набросков висел выцветший газетный снимок. Кудрявый очкарик пожимает руку солидному дядьке в костюме. Подпись гласила "Российский учёный из Челябинска получает почётную премию в области современных научных разработок".
-Подождите, -до меня вдруг дошло, - так это - вы? Тот самый профессор Котиков? Чёрт, а я ж вас по началу за гастарбайтера принял! Вот я тормоз!
-И правильно сделали, что приняли, - ответил сосед. Называть известного профессора "дядей Веней" было неловко. - Я ж здесь, можно сказать, не совсем легально. Видите ли, в какой-то момент мои идеи в области голографического перемещения и копирования разошлись с идеями учёного большинства. А характер у меня, знаете ли, не сахар. Вот и изолировали меня на собственную дачу. Вроде как домашний арест с комфортом. Всем известно, что человек не дорожит своей свободой, пока она не ограничена. Это из тех вещей, которые можно измерить только мерой отсутствия. Вот я и решил вырваться. Нашёл способ. T-4 ведь мне как дом. Даже больше.
"Действительно, - подумал я, - мне на Землю захотелось ещё сильнее, когда я узнал, что не могу туда попасть".
- И что, кто угодно может так шастать туда-сюда? - прозвучал Веркин голос за спиной.
-Увы нет, - ответил Котиков, - Система рассчитана только на меня, я как бы являюсь её частью и она не воспринимает меня как стороннего наблюдателя. При попытке использования кем-то другим она может потерять стабильность и попросту исчезнуть.
Профессор не успел закончить - в дверь настойчиво постучали.
- Комитет по межпланетным отношениям! - донеслось из-за двери.
Мы переглянулись.
- Нас теперь посадят в тюрьму? - прошептала Верка. - Мне никак нельзя в тюрьму.
- Есть один способ, - шепотом ответил профессор. - Хотите на Землю?
- В каком смысле? - удивилась Верка.
- В прямом. К сожалению, всех туда переправить не получится - портал рассчитан на одного.
- А это не опасно? - в один голос спросили мы с Костиком.
- Моя жена встретит там, по другую сторону. Только быстрей решайте, а то тут сейчас будет шумно.
Верка переводила взгляд с Костика на меня и обратно.
- Мальчики, я вас, правда, люблю, но я очень хочу к маме.
Мы переглянулись.
- Я только кое-что прихвачу с собой. Что нужно делать?
- Сядьте за стол и плотно закройте за собой дверь...
***
Сидеть на полу в коридоре было твёрдо и холодно.
- Нам поступило сообщение, что здесь готовится вооруженное нападение на Департамент Межпланетной Миграции, - сообщил здоровенный бугай в форме комитетчика.
- Тут нет никакого оружия! - раздалось из кухни. - Гитара и какая-то фигня.
- Эй, инструмент не трожьте! - приподнялся Костик с пола, но тут же был усажен обратно.
- Это не взрывное устройство! Это электронный тюнер!
- И вот с этим вы собрались брать штурмом здание Департамента?
- А почему нет? Искусство восполняет недостатки природы, - повторил я слышанную ранее фразу.
-Тут не спецназ, тут скорее дурку вызывать надо, - усмехнулся комитетчик, протягивая брату гитару, - интеллигенты, блин.
Костик взял инструмент, прижался щекой к деке и закрутил колками.
Cпать мы пошли не скоро. В какой-то момент подтянулись соседи со всего подъезда и не отстали от Костика, пока он не переиграл солидную часть своего репертуара.
После этого импровизированного выступления Костика пригласили работать в самое культурное на T-4 место, напоминающее не очень удачно скопированный концертный зал Чайковского. Я не завидовал, наоборот, был очень рад. Я ведь и музыкой-то в своё время стал заниматься, чтобы за своим непутёвым братом приглядывать. Я всё-таки старше - аж на целых пятнадцать минут.
Перед тем, как навсегда закрыться, портал из профессорской "конуры" успел перебросить весточку от Верки, мол, добралась нормально, автомат утопила в болоте.
А через несколько месяцев мы получили ещё одно письмо - я нашёл его под дверью.
"Здравствуйте, мальчики. У меня всё хорошо. Вышла замуж за продюсера (который из шоу-бизнеса). Недавно у нас в семье сделалось пополнение. Я думала назвать ребёнка Костей или Павлом, или даже Вениамином, в честь дяди Вени, но родилась девочка. Я очень по вам скучаю. Часто смотрю на небо, пытаясь отыскать созвездие Близнецов. Я знаю, где-то там, между Поллуксом и Кастором у меня есть ещё один дом. Мы когда-нибудь с вами обязательно увидимся. Наш гениальный профессор или звездолёт построит или ещё чего-нибудь изобретёт.
Обнимаю,
Ваша Вера."
Я нашёл соседа в лифтовой шахте. Разложив на полу разнообразные инструменты и детали он что-то чертил на бумаге. Я протянул письмо.
-Это настоящее или голограмма? Вы мне можете объяснить, как оно вообще сюда попало?
-Павел, передайте мне, пожалуйста, вон тот гаечный ключ. Ага. Спасибо. Понимаете, мы ведь все, по сути, голограммы, нарисованные рукой случая на стенке нашего домена Вселенной, как на фазовой фотопластинке. Нас... да все наше пространство формируют пристыкованные к ней тензорные сети запутанных частиц.
- Рукой случая?
- Это фигурально. Вы ведь не станете мне вещать о несуществующем боге? Я первым научился что-то записывать на этой пластинке. Запутайте частицы с оригиналом, приведите их во взаимодействие с нужной зоной стенки - и вуаля - копия Земли в масштабе 1:1 в полсотне световых от оригинала... на днях как раз получим древнее радиосообщение с родной планеты. Отправленное, кстати, осенью 2001 года. Вас тогда ещё на свете не было, - вот эту штуку попридержите, пока я закручиваю.
- Я не понимаю, каким образом это сообщение идет столько лет, в то время как Веркино послание попало сюда практически мгновенно.
- Видите ли, - задумчиво произнес Котиков, стирая с рук машинное масло, - в 2001-м сообщение было отправлено с помощью планетного радиолокатора. Вера же воспользовалась другим видом связи.
- Типа космический интернет?
- Я не могу пока этого объяснить, но уверяю вас, наступит время, когда мы сможем перемещаться в пространстве с абсолютной скоростью. Достаточно будет просто очень сильно захотеть куда-то попасть, чтобы там немедленно оказаться.
- И всё?
- И всё. Спасибо за помощь с лифтом. Ну что, проверим, как получилось?
- Давайте я поднимусь и попробую.
- Не боитесь? -спросил дядя Веня, видя, что я всерьёз собрался прокатиться.
Я покачал головой. Потом поднялся на этаж выше и нажал кнопку вызова. Где-то внизу заурчали механизмы.Я вдруг подумал, что толком не знаю, где бы хотел сейчас оказаться. Наверняка в нашей огромной Вселенной найдется такой уголок, который можно назвать своим домом не потому, что там родился, а потому что просто хочешь там быть.
Выйдя на улицу, я прищурился - Геминорум-37 необычно ярко светил в глаза.
- Павел! - знакомый голос окликнул меня.
Я обернулся.
- Таня?
На девушке был цветной сарафан и босоножки с маленьким каблучком. Неужели это та же Таня или, может, в Департаменте Межпланетной Миграции изменился дресс-код?
- Вы давно не приходили, в общем, я решила сообщить вам сама, - Таня протянула мне конверт, - вам дали разрешение. Tут письменное подтверждение, заверенное Комитетом Миграционной Службы. Вы можете вернуться на Землю.
"Сделай T-4 своим домом" светилось на конверте.
Это что же, удачная голограмма?
Таня сделала шаг навстречу. От неё пахло весной, абрикосами и, кажется, кремом для загара.
- Ну же, берите. Вы ведь хотите вернуться?
Я не знаю. Я правда, теперь уже не знаю. Но я точно знаю, что сейчас между нами нет стекла, и я сделаю все, чтобы между нами его никогда больше не было.