Жданович Роман Борисович : другие произведения.

Митрополит Макарий - против партии православных жуликов и воров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К Дню славянской письменности и культуры 24 мая

  Митрополит Макарий - против партии православных жуликов и воров
  
  В 1540-х - 1550-х годах в митрополичьем Чудовом монастыре составлялся своеобразный Каталог Русской святости: Степенная Книга царского родословия. По замыслу создателей - митрополита Макария и будущего митрополита, царского духовника Афанасия (протопоп Благовещенского собора), он должен был суммировать и систематизировать все биографические материалы о подвижниках, данных Русской землей, от времен римского кесаря Августа и до дней блгв.царя Ивана Васильевича.
  
  Литературно сочинение довольно безвкусно, компилируемое механически. Располагая Новгородской и Никоновской летописями и трактатом имп.Константина "Об управлении империей" (сообщавшем о чуде несгоревшего евангелия) [ПСРЛ, т. 21, с.с. 35-36], редакторы и не подумали вносить ясность в темноту и умолчания прохазарской Киевской летописи нач. ХII века (Повесть Временных лет), раскрыв личность Олмы - мадьярского хана Альмоша, хазарского федерата, бравшего в IХ в. Киев [http://samlib.ru/editors/z/zhdanowich_r_b/k1130-letijuraskreshiwanijarusihelxgi-hundingoboecnaukraine.shtml]. Они обладали сведениями о болгарском происхождении св.Ольги (существование Плискова Чудского для 907 г. маловероятно, в отличье от Плиски Балканской). В Уваровском собрании ОР ГИМ находится сборник (?206) с кратким Летописцем (на бумаге нач. 1560-х гг. выпуска), связанный с трудами создателей Степенной Книги: содержащий сбитую хронологию (СКЦР по-византийски измеряет время царствованиями, а не летоисчислением) и ведущий династийное наследство от Владимира Мономаха к Юрию Владимировичу (Долгорукому), вместо Мстислава Великого. Летописец северного происхождения (в перечне племен приневская весь заменена на лопь: саамов). Он копировал известия впоследствии утраченных хроник, и в нём указано, что Олег женил княжича Игоря на болгарской княжне Ольге (далее говорится, что Ольга звалась Еленой, крещеная царем и патриархом, но без уточнения, греческими или же болгарскими) [М.Н.Тихомиров 'Русское летописание', 1979, с.с. 184-186]. Но летописному рассказу клерикальные редакторы предпочли баснь о крестьянском, будто бы, происхождении Русской царицы, крещении её греками (попутно приписав ей язычество, уменьшив возраст её христианской жизни на несколько десятилетий).
  
  Но, наряду с фантазийнымипсевдоисторическими новеллами, писавшимися непосредственно для нужд свода (как житие св.Ольги), редакторы пользовались и древними источниками - еще хранившимися в княжеских и церковных архивах того века, погибнув лишь в 1600-х - 1900-х годах. Скажем, они цитировали "Слово о погибели Земли Русской" - выдающийся литературный и исторический памятник 1238 года, впоследствии утраченный, к ХХ веку сохранившийся лишь в своей преамбуле ("приклеившейся" к 2 спискам жития Александра Невского).
  
  Но известна была Степенная Книга лишь в позднейших копиях, уже разбившихся на вторичные редакции... В 1980-х - 1990-х гг. в Томском краеведческом музее и в архиве МИД были обнаружены аутентичные чудовские манускрипты (список 1-й\2 1560-х гг. с архетипной рукописи, с черновой правкой на полях, и список сер. 1550-х гг. её редакции; создание архетипа, т.обр., отодвигается к 1540-м гг.), запечатлевшие древние, еще неотредактированные памятники, скажем, две поэтические молитвы к Богоматери, созданные в ХII веке Андреем Боголюбским (не включавшиеся в летописи и утраченные прежде написания жития, вне СКЦР известные лишь в плохих конспектах, потерявших стиховую метрику, в повести об иконе Богоматери Владимирской) [см. http://samlib.ru/editors/z/zhdanowich_r_b/puteshestwieizmordorawrusx.shtml, гл. 2-я].
  
  В 1997 г. калифорнийская славистка Гейл-Дайана Ланхофф(*) опубликовала исследование жития кн.Федора Черного Ярославского, включая анализ редакции Степенной Книги. Продолжая изучать тексты Книги, "...она обратилась за консультацией о томском списке к Н.Н.Покровскому, и в ходе ...переписки родилась идея нового издания: по древнейшим спискам. Поддержка нескольких научных учреждений и фондов Нового и Старого Света помогла осуществить это. ...Цифровые технологии, компьютерные программы и электронная почта дают новые, еще не вполне осознанные исследователями возможности для текстологической работы и анализа манускриптов. ...Они позволили работать по единому плану научному коллективу, участники которого находились в Новосибирске, Лос-Анжелесе, С-Петербурге и Москве, работа велась над рукописями, хранившимися в ОР ГИМ, ОР ГГБ, РГАДА (Москва), Томском музее, ОР РНБ" ["Степенная Книга царского родословия", т. 1, 2007, с.с. 3-4]. Издание было осуществлено п\отв.редакцией Н.Н.Покровского (с его довольно пошлым цареборческим предисловием, словно унаследованным из юдо-большевицких времен) и Г.-Д.Ленхофф Институтом истории Сибирского отделения РАН (Новосибирск) [и др.; подгот. О.Д.Журавель и др.]: М., Изд. "Языки славянских культур", 2007 - 2012 гг., 3 тома. Вот такое, "не патриотическое" было сотрудничество. И что, думаете, я стану осуждать заокеанские фонды, враждебные кремлевским жуликам и ворам века сего, и их отечественных "сообщников"? Нет, я низко им поклонюсь, за содействие изданию выдающихся РУССКИХ (а не пропагандонских российско-воровских) литературных и исторических памятников!
  
  Но, увы, вышел этот уникальный труд, сообразно академическим бюджетам, тиражом лишь 1000 (т. 1-й) - 800 (т. 3-й) экземпляров. И если тОма 1-го библиотеки Петербурга получили десяток штук, то 2-й и 3-й тт. в "культурную столицу" поступили лишь в 2 (ДВУХ!..) экземплярах. Для двух библиотек федерального подчинения и с правом обязательного экземпляра...
  
  Кремлевские жители лелеют в последний год очередной "православный" прожект: "восстановить" на месте снесенных советских корпусов Кремля разрушенный в 1930-х гг. Чудов монастырь. Сколько при этом планируется "освоить" (разворовать) минкультовских рублей, не знает даже Навальный! Но стоимость воздвижения этих очередных московских МУЛЯЖЕЙ - свободно могла бы покрыть издание названных и всех иных русских рукописных реликвий, сбереженных скрипторием подлинного Чудова монастыря, тиражами, достаточными для комплектования всех региональных и институтских библиотек страны. А деньги петербургского бюджета - извлеченные из суммы расходов, уходящих на проведение помпезных майских "кирилло-мефодиевских" книжных салонов, могли бы обеспечить памятником Отечественной Книжности общедоступные книжные фонды "Культурной столицы".
  
  Роман Жданович
  
  
  *)Двадцатью годами прежде позволившая себе взглянуть на миссию Афанасия Никитина совершенно иначе - существенно шире, нежели это допускается в убогой клерикально-скептицистической русско-советской "историографии", увидев в деяниях не скитания банкрота, а торговую разведку путешественника, предположив его переход в мусульманство, как необходимый инструмент в деятельности искусного негоцианта. (прим.авт.).
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"