Фигура стилистическая,
Вся в обращениях к тому, сему.
Поскольку всё же Риторическая,
Рассмотрим, как и почему?
Обращение, да риторическое -
Есть автора высказыванье.
Поскольку у него всё личное, -
К ответу не обязан он.
Высказывание - отношение
К тому или иному
Предмету иль явлению,
Понятию другому,
Лицу, что рядом нет, -
Оно отсутствует.
Как тот предмет,
Как то понятие,
Как то явление,
Которых тоже нет!
Тут нет присутствия,
И в этом - радость:
"Мечты, мечты!
Где ваша сладость?"
(А.С. Пушкин).
Теперь мы видим, для чего, -
Высказыванье то:
Усилить речи выразительность,
Придать ей Интонацию
От автора сего!
Всегда звучанье убедительно,
Ведь Обращение - Его!
Насчёт отсутствия
Той Интонации,
Ищи рекомендации
У критиков - "соратников" его.
Торжественность ты в ней найдёшь,
Найдёшь и патетичность.
Сердечность в Интонации поймёшь,
Поймёшь в Ирониях обличье:
Поймёшь, где тайная она,
А где звучит занятно,
А где легка, приятна!
"Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли!
Не можете ль вы, гусли, вдову взвеселити?"
(Русская народная песня);
Сердечность в Интонации -
Вы все прекрасно видите!
"Дух бродячий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне."
(С. Есенин);
Сердечностью охвачено
Все стихотворение.
А вот и Патетичность
Находим в обращении:
"Восклонись, несчастный поклонник чрева,
и если ты не можешь вдруг вознести себя
выше себя твоих очей, стань прямо перед
зеркалом и посмотри, не написан ли
на тебе самом закон против
раболепства чреву?" (Святитель Филарет);
И снова в Патетике дело:
"Взмах! Взлёт! Челнок, снуй!
Вал вертись вкруг!
Привод вихрь дли! Не опоздай!"
(В.Я. Брюсов).
Ну, а теперь считаем мы, -
Торжественность пришла,
Пришла по Интонации:
"Цветы, любовь, деревня,
праздность, поле!
Я предан вам душой." (А.С. Пушкин);
"Тише, ораторы! Ваше слово,
товарищ маузер." (В.В. Маяковский);
Опять Патетика, но в ней,
После понятной паузы
Ирония звучит, но очень тонко:
"А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..."
(М.Ю. Лермонтов).
И также тонко
Ирония вступила...
А что там громко,
Додумай уже сам:
"Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной
Угрюмый океан." (А.С. Пушкин)
Продолжение следует ...