Риторический вопрос,
Как стил. фигура,
Не требует ответа на вопрос,
Она-эмоц. натура.
Вопросительное предложение
Содержит утверждение.
Его особое значение -
Привлечь внимание к явлению,
С которым, о котором... может быть,
Под ярким впечатлением
Эмоционально автор говорит
В форме рассуждения:
"Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?"
(В.А. Жуковский);
"Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?.."
(М.Ю. Лермонтов);
"Знаете ли вы украинскую ночь?"
(Н.В. Гоголь);
"Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?"
(А.С. Пушкин);
"Куда ты мчишься, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?"
(А.С. Пушкин);
"Её ли женскому уму, воспитанному
в затворничестве, обречённому на
отчуждение от действительной жизни,
ей ли не знать, как опасны такие
стремления и чем оканчиваются они?!"
(В.Г. Белинский);
"И как же это вы до сих пор ещё
не понимаете и не знаете, что любовь,
как дружба, как жалованье, как слава,
как всё на свете, должна быть заслу-
живаемая и поддерживаемая?!"
(Н.А. Добролюбов);
"Советская Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой высокой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой
Что ты перенесла?.."
(М. Исаковский);
"Знакомые тучи!
Как вы живёте?
Кому вы намерены
Нынче грозить?"
(М. Светлов);
"Или есть кто нравственный эмбрион в поэме,
так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно.
Да и совсем не мог он узнать её: разве он знает
душу человеческую? Это отвлечённый человек,
это беспокойный мечтатель во всю его жизнь."
(Ф.М. Достоевский);
"И разве в создании этой общественной атмосферы
не сыграло свою роль поведение тех, пусть немногих,
а на самом деле их было не так уж мало,
особенно среди молодых, кого именно
письмо-обращение Александра Солженицына заставило
перевернуть свою жизнь, встать на путь решительного
и твёрдого неучастия в вакханалии казённой лжи?"
(И.И. Виноградов).
Продолжение следует ...