Недосказанная мысль...
Мысль недосказана
По воле автора
Вполне сознательно.
Причины разные:
Чтоб рифма слажена была
И строкам не мешала.
Иль тайной занавесить бег
Порочной мысли,
Мысли странной.
И вот уже который век
Додумываем точки мы,
Мы - слушатель, читатель.
И к новым точкам нас ведёт
Другой поэт, другой писатель.
И вновь встречаются
Не-до-ска-за-ни-я,
Всё те же у-мол-ча-ни-я.
В "Скупом рыцаре" пример сначала:
"А этот? Этот мне принёс Тибо -
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно, или, может быть,
Там на большой дроге ночью, в роще..."
(А.С. Пушкин);
Додумываем мы: "убил, ограбил".
Того же автора умолчание
В "Бахчисарайском фонтане":
"Но слушай: если я должна
Тебе... кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена."
Бывает часто Умолчание
Нам трудно толковать:
Какое продолженье фразы,
Что автор нам хотел сказать?:
"Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б... но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже,
Хранит причину от людей
Своих надежд, своих страстей."
(М.Ю. Лермонтов);
Бывает Умолчание понятно в сути
Как в басне И. Крылова "Гуси" :
"Баснь эту можно бы и боле пояснить -
Да чтоб гусей не раздразнить..."
Тут автор нам хотел сказать...
Подразумеваем, - "лучше помолчать."
Примеров ещё много есть, но этот
Просто фантастический,
Редчайший в практике поэтов:
На Умолчании основан
Целый в речи оборот
Сти-ли-сти-чес-кий!
Фраза прервана на полуслове,
На рифме из трёх кратких слов?!
Но всё же, несмотря на это,
Они в контексте удержать смогли
Облик по-э-ти-чес-кий.
А взять изъять их из контекста,
И они бессмысленны.
Давайте, убедимся в этой мысли мы:
"И эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, -
я ни на...
Из сигарного дыма
ликёрной рюмкою
вытягивалось пропитое лицо Северянина."
(В.В. Маяковский).
Близка к фигуре Умолчания и
Фраза, прерванная на полуслове,
Она и в рифме изначальна,
И узнаваемая вскоре:
"Я видел: над трупом
Склонилась луна
И мёртвые губы
Шепнули: - Грена..."
(М.А. Светлов).
В той же форме Умолчания посыл
Найдём у П. Антокольского в поэме "Сын":
"Какой итог, какой душевный опыт
Здесь выражен, какой мечты глоток?
Итог не подведён, глоток не допит.
Оборвалась и подпись: "В. Анток..."
По ходу изыскания
Ещё пример один
У Пушкина А.С. нашли
В поэме "Граф Нулин".
От тайны Умолчания
К ответу мы пришли:
"Он входит, медлит, отступает,
И вдруг упал к её ногам,
Она... Теперь, с их позволенья,
Прошу я петербургских дам
Представить ужас пробужденья
Натальи Павловны моей
И разрешить, что делать ей?
Она, открыв глаза большие,
Глядит на графа - наш герой
Ей сыплет чувства выписные..."
И этот Пушкина А.С. приём
В. Маяковский повторил,
И в большей степени развил.
Он Умолчание продлил
От Ретардации в строфе, в конце,
До Ретардации уже в конце
Всего стихотворения!
И вот к чему он нас привёл:
Он фразу "Но эту..." оборвал,
Начальную строфу закончив,
Чтобы вернуться к ней обратно
В конце строфы десятой,
Чтоб в промежутке изложить
Идею важную, да внятнее,
Чтоб было точно, в тему и понятней
В "Стихах о советском паспорте."
Вот первая стихов строфа:
"Я волком бы
выгрыз
бюрократизм
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка
Но эту... <...>
А вот конец десятой
И строфа последняя:
"любая бумажка.
Но эту...
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
Я-
гражданин
Советского Союза."
Он повторил оборванную фразу,
Закончив ярким восклицаньем,
Которое пришло в конце - не сразу.
А дальше мы обязаны
Примеры привести,
Где что-то недосказано.
Всего три точки, разгадка впереди,
Ищи в контексте, тщательно ищи:
"Нет, я хотел... быть может, вы... я думал,
Что уж барону время умереть."
(А.С. Пушкин);
"Что подумали, что почувствовали оба?
Кто узнает? Кто скажет? Есть такие
мгновения в жизни, такие чувства...
На них можно только указать -
и пройти мимо." (И.С. Тургенев);
"Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!" (И.А. Бунин);
"Нет, вам красного детства не знать,
Не прожить вам спокойно и честно.
Жребий ваш... но к чему повторять
То, что даже ребёнку известно."
(Н.А. Некрасов).
За многоточием уже
Пауза скрывается
И может отражать
Волнение, досаду ли.
А может та же пауза
В приватном разговоре
Укажет нам отрадно,
Где ложь в речи, где правда:
- Ты не представляешь,
Это такое известие!..
Как мне теперь?..
Я не могу успокоиться.
(Ну что нам здесь - расстроиться,
Порадоваться ль вместе?!)
Продолжение следует ...