Градация как стил. приём
В двойном живёт значении:
То с силой рвётся на подъём,
То замирает при падении,
То экспрессивно бьёт дождём,
То затихает при творении
И медленно сдаёт владения.
-Не пойму я всех Градаций,
Объясни мне популярно,
Ну, хотя бы что-то, вкратце.
-Слушать тебе больше надо,
Меньше - отвлекаться!
Я вот так могу представить
Качества Градаций:
Если лесенку составить,
Если лесенку поставить,
Вверх по лесенке взбираться
Пять ступенек, - отдышаться.
(Ступенек в лесенке пятнадцать.)
Отдышавшись, вверх подняться -
Восходящая Градация!
Отдышавшись, вниз спускаться -
Изменилась ситуация, -
Нисходящая Градация!
-Сколько вверх и сколько вниз?
-Арифметикой займись:
Где прибавь, где отними-
Сколько есть в уме держи,
Там умножь, там раздели...
-Процентов где-то тридцать три
От числа Градаций всех
Надлежит спускаться вниз.
-Их от сотни отними -
Остальным взбираться вверх,
Тут стилистика такая, извини,
Гра-да-ци-он-на-я!:
Если "вверх" - они "прямые"
(идут от малого к большому),
Если "вниз" - "обратные"
(всё от большого к малому).
-Теперь они понятны мне:
Тем, кому подняться вверх -
Восходящие (прямые);
Тем, кому спуститься вниз -
Нисходящие (обратные).
-Ну, тогда загадку отгадай:
"Шаг за шагом вверх
Эмоции по лесенке
Напевают песенку:
"И где ты, наш успех?"
-Даю ответ для всех:
Всё там же наверху, где флаги:
"И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут." (А.С. Пушкин);
-Смотрю, ты лирикой охвачен:
"Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым."
(С.А. Есенин).
-И все они "прямые", восходящие?
-Градации приёмы - настоящие!
-Тогда ещё один ответ дозволь:
"Эмоции бредут толпой,
Довольно медленно, но вниз,
Отважные и грустные порой."
-Градация фигурой нисходящая,
По качеству относится
К "обратной" - не "прямой":
"Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами..."
(М.И. Цветаева);
А может мы узнали, где отрада? :
"Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам."
(О. Берггольц).
И всё же, в нисходящей Град.
Печали больше, чем отваги:
"Но чернеют пламенные дали -
Не уйти, не встать и не вздохнуть."
(А.А. Блок);
"Все грани чувств, все грани правды стёрты:
В мирах, в годах, в часах." (А. Белый).
"Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь;
"... отпил, отведал, пригубил." (М. Волошин).
***
Шаг за шагом усиленье
Смысловых значений слов
Достигает апогея
На вершине Смысловой:
"Пришёл, увидел, победил" (Юлий Цезарь);
"Осенью ковыльные степи совершенно
изменяются и получают свой особенный,
самобытный, ни с чем не сходный вид."
(С.Т. Аксаков);
"Приехав домой, Лаевский и Надежда
Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные,
скучные комнаты." (А.П. Чехов)
Нередко, среди всех приёмов
Градация использует повтор
Отдельных слов иль группы слов.
На стыке строк, стихов, колонов,
Чтобы стиха последние слова
Пришли в начало нового стиха,
В начало, чтобы повториться,
И нужный для Градации повтор
Цепной реакцией свершится:
"О весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта!"
(А.А. Блок);
"песня о ветре,
о ветре, обутом
в солдатские гетры,
о гетрах, идущих
дорогой войны,
о войнах..." (В.А. Луговской).
И в заключение,
Для укрепления
Знаний о Градации,
Напомним суть явления:
Градация - прямая,
Она же - восходящая;
Градация - обратная,
Она же - нисходящая.
Всегда, в любой новации
Участвует Градация
Под знаком Смысловая! :
"Радостное, праздничное, лучезарное
настроение распирало, и мундир,
казалось, становился тесен..."
(А.С. Серафимович);
"Что-то неуловимо восточное было
в его лице, но седой дремучестью
светились, горели, сияли огромные
голубые глаза." (В.А. Солоухин);
"Музыки бесполезные звуки, лишние
звуки, непримеряемые тоны,
болью не вызванные стоны."
(Б.А. Слуцкий);
"Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла."
(А.А. Блок);
Продолжение следует ...