Перестановка
Членов предложения,
Перестановка
Смежных слов,
Разъединенье их
И постановка вновь
В порядке уж ином,
Не в том, - обычном
И "естественном",
А в образно другом, -
Ин-вер-си-он-ном!
И прозвучать по-новому
При новой [ремы] встрече
Тех же слов и образов
В том же предложении,
С целью усиления
Вы-ра-зи-тель-нос-ти
В экспрессивной и
Эмоциональной речи!
Задача впрямь тактическая,
Но знаем мы из следствия,
Что всё-таки, Инверсия -
Фигура стилистическая!
А каковы последствия?!
Вот материал фактический:
"Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа..."
(А.С. Пушкин);
"Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики..."
(М.Ю. Лермонтов);
"Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.";
"И смертью чуждой сей земли
Не успокоенные гости."
(А.С. Пушкин).
Приведём примеры, где
Члены предложения
Сменили отношения:
Кто обычно первым был
В тексте стал вторым!
Кто, по нашей версии,
В "теме" по Инверсии
Был вторым - стал первым!:
"Нет, не вьются там по ветру чубы,
Не пестреют в степях бунчуки..."
(А.А. Блок);
"Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор."
(А.С, Пушкин);
"Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...";
"Были все готовы
Завтра бой затеять новый."
(М.Ю. Лермонтов).
И обстоятельства,
А с ними дополнения, и что они,
Вдруг, встали пред словами,
Относятся к которым?
Мы знаем ведь, по правилам,
Всегда стояли после них!
"Сначала очень была огорчена."
(А.С. Пушкин);
"Мы щуку с яиц согнали,
Мы Волгу толокном замесили."
(Салтыков-Щедрин);
"Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг...";
"Трудами ночи изнурён
Я лёг в тени..." (М.Ю. Лермонтов).
"Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю."
(М. Цветаева).
А тут определения,
Стоящие пред словом,
С Инверсией оторопели,
И встали после слова:
"В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал."
(А.С. Пушкин);
"Над ухом шепчет голос нежный,
И змейкой бьётся мне в лицо
Её волос, моей небрежной
Рукой измятое, кольцо."
(Я.П. Полонский);
"Вышел месяц ночью тёмной,
одиноко глядит из чёрного облака
на поля пустынные, на деревни
дальние, на деревни ближние."
(А. Неверов).
"Несметными ты кладами богат"
(Гёте И.В.).
А эмфатически Инверсия
Готова выделять в стихе,
Иль фразе, в любом месте
От одного до нескольких
Важнейших слов
В любом из их контексте:
"Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?"
( В.А. Жуковский).
Инверсия везде, всегда
Логикой своей сильна:
Между двух понятий:
"данным", "темой" -
"новым", "ремой",
Выбираешь ты... (?!)
Первое - последнее:
Выбираешь "новое",
Выбираешь "рему"!
(это не для школьника, -
для студента тема).
***
Больше, чем всегда,
"Звука ждала она...",
И всё меньше, иногда,
Она ждала звука.
Ты ведь знаешь, что она
Инверсией украшена!
А как звучит по-вашему?
"Чего ждала эта тёплая,
Эта заснувшая ночь?
Звука ждала она..."
(И.С. Тургенев).
Так же и по-нашему:
Инверсия Тургенева
В конце сего творения
Впредь "данным", "темой"
И прочему всему
Представила нам "новое",
Представила... "рему".
Концовка прозвучала,
Ну, явно по-иному, -
Никто не знал сначала
Предмета к разговору.
Ответит нам Инверсия,
Что значит "по-иному"?
- А значит то, что "впереди",
А где и "как" и"почему"
Ты в "Правилах" смотри:
Там я, - "вперёд", "назад",
"в конце"и"впереди"!
"Обычным" фразам говоря,
Что я и есть "рема"!
А если популярно, -
Всех перестрою справно!
"Гораздо интереснее
оказались морские коньки."
(В.П. Катаев)
(Убежало подлежащее
В предложении в конец.);
"Сметливость его
и тонкость чутья
меня поразили." (А.С. Пушкин)
(Сказуемое в предложении
Туда же движется - в конец.);
"Досадно было, боя ждали."
(М.Ю. Лермонтов);
(Тут дополнение на первом месте,
Признаться, мы не ожидали!);
"Ослепительно-яркое
Вырвалось из печи пламя."
(Ф.В. Гладков);
(Определение, вдруг, вырвалось вперёд,
Родное слово покидая.);
"Все уговорились держать себя
С нею при Степане Михайловиче ласково."
(С.Т. Аксаков);
(Обстоятельство образа действия
Отвязано действует как-то...всё).
А дальше так же обстоятельства
С Инверсией в конец...!
"Да, мы дружны были очень."
(Л.Н. Толстой);
"Тут сгорел мой приятель со стыда."
(И.С. Тургенев).
Инверсию, как стил. фигуру, отличает
Экспрессия, экспрессия, экспрессия...
"С ужасом думала я, к чему всё это ведёт!
И с отчаянием признавала власть
его над моей душою." (А.С. Пушкин);
"Вывели лошадей. Не понравились
они мне." (И.С. Тургенев);
"Ведь он друг был мне." (Л.Н. Толстой);
"Руку мне подал на прощание."
(А.П. Чехов);
"Обеды задавал он отличные."
(И.С. Тургенев);
"Изумительный наш народ."
(И. Эренбург);
"Душа к высокому тянется."
(В. Панова);
"За два года, прожитых здесь,
Вчера превратилось в завтра."
(И. Бродский).
Инверсия звучит подчас
И в ритмике, и мелодично:
"Минул день. Укатился другой
за хребты ледяные."
(А.А. Бестужев-Марлинский).
Порой так просто архаично:
"Государь мой, читал он, -
Александр Васильевич!
Сколь прискорбно мне
Ваш мирный покой тревожить..."
(Э.Г. Багрицкий).
Согласно нашим Правилам,
Другим возможным Положениям
Сказуемое инверсировали
В конец, до точки, предложения!
Сказать приятно нам, что, без сомнения,
Инверсия - удачный стиль творения.
Продолжение следует ...