Если свойства человека
Передать явлениям, предметам
Мы получим, без сомнения,
О - ЛИ - ЦЕ - ТВО - РЕ - НИ - Е.
Всё неодушевлённое,
Понятья отвлеченные
Стали наделёнными
Чувствами огромными.
И речь уже слышна,
И мыслить дар открыт,
Способно "все" переживать
И действовать спешит:
"О чем ты воешь, ветр ночной?
О чём тан сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев);
"Усядься, муза:
Ручки в рукава,
Под лавку ножки!
Не вертись, резвушка!
Теперь начнём..."
(А.С. Пушкин);
"Устало всё кругом:
Устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц,
Что родился..." (А.А. Фет);
О чувствах нам огромных
Расскажет яркая строка:
"луна хохотала, как клоун"
(С. Есенин).
* * *
Встречается в поэтике
Как "вид особый" в этике
Прямого подчинения Олицетворению,
По правилам "градации" -
Персонификация!
Тогда предмет приобретает
Не только часть, а все черты,
Желанья, страсти и мечты,
А часто даже принимает
Облик человеческий.
Без помощи Советчиков
Примеры ставим на весы,
Где все они в суде - истцы
И сами же - ответчики:
"Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело"
(Н.А. Некрасов);
"Зарницы вздымали рога по-оленьи,
И с сена вставали и ели из рук..."
(Б.Л. Пастернак);
"Своими горькими слезами
Над ними плакала весна..." (А.А. Блок);
"К ней прилегла в опочивальне
Её сиделка - тишина." (А.А. Блок);
"Тяжёлым холодным сном
за домом спала земля."
(М. Коцюбинский)
И тот же автор продолжает:
"Плачут голые деревья, плачут
соломенные крыши, умывается
слезами убогая земля
и не знает, когда улыбнётся. "
* * *
Олицетворенье - тропа вид,
Овеществление - вид тропа.
Названия их признаков на вид
И по звучанью, - одинаковы.
По качеству же всё наоборот -
Два антипода от Метафоры:
Олицетворение, то - перенос
Признаков лица живого
На нечто неживое!
Овеществление, то - перенос
Предмета признаков
На лицо живое!
Поскольку мы давно знакомы
С признаками Олицетворения,
Возьмём два-три примера новых
С признаками Овеществления:
"Голов людских
Обделываем дубы..." (В.В. Маяковский);
"Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей."
(Н.С. Тихонов);
"Идёт седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного её дыханья
Природы взор оцепенел..."
(Г.Р. Державин);
"Вот уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В тёплой шубе идёт,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит..."
(А.В. Кольцов).
Мы просим разрешения, -
Для нужд произношения,
Удобств в стихосложении
Слово сократить одно,
Т.е. Олицетворение,
При встрече, чтоб оно
Звучало вроде Олиц-е,
А при избытке стоп.
Пусть будет просто О.
Спасибо, всем! Мы заодно
Попробуем стихи про О.
И знаем, что в его лице
Воспринимаем Олиц-е.
* * *
Особо широко
Используется О.
В произведениях
Писателей, поэтов
Для наделения
Явлений и предметов
Чертами человека,
Для "оживления"
Природы действий.
Пример уже на месте -
Рассмотрим его вместе:
Так А.С. Пушкин,
В известном всем
Стихотворении,
Описывает наводнение:
"... Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей не в мочь...
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела...
И вдруг, как зверь остервенись,
На город кинулась...
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры лезут в окна."
А вот ещё возьмем мы О.,
Чтоб описать природу
По теме "оживления" её:
"Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами."
(А. Твардовский);
"Белая берёза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром..." (С. Есенин);
"Буря воет в саду,
Буря ломится в дом..." (Н. Некрасов);
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари прикрыл меня..."
(А. Блок).
"Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора." (Ф.И. Тютчев).
Продолжение следует ...