Как мог достичь успехов
Античный воин без доспехов,
И без меча, и без копья,
И без щита, без верного коня?
Тут как Судьба распорядится!
Идти стезёю правды и добра?
Придётся много потрудиться,
Добиться славы и тогда...
* * *
Эпитет послан был в поэзию давно
Решением собрания богов с Олимпа.
Другим решением велели Нимфам,
Что б проследили за послом.
Что б на Земле трудился эффективно,
Без лишних эротичных снов,
Отдать его в объятья слов,
Что б время проводил активно,
Добрался до стилистики основ!
Эпитет стал так доблестно трудиться,
Красивые наряды шить из слов.
Он понял, что в поэтике капризной
На это возрастает спрос,
И вскоре от простого, всем привычного
До уровня метафоричного возрос.
Мы знаем, что в стилистике Эпитет
Обычный, постоянный, бытовой.
Для слов простых и сложных, как обитель,
А в старину считали - дом родной.
Похоже, в связке с каждым словом
Лишь он отказ рискует получить,
И всё же - ни молотом с серпом, ни ломом
Их никому не удавалось разлучить.
Оно с ним и устойчиво, и образно красиво,
А в связке - поэтически звучит:
"синее море, тихий звон,
добрый молодец, борзый конь.
калёная стрела, мёртвая вода,
красна девица, живая вода,
длинная дорога, тёмная ночь,
горючие слёзы, широкая степь,
жёлтая луна, белый снег и т.п."
-А где-то мы встречали столь яркий Эпитет?
Ах, да! У М. Успенского похожий пиитет.
-А что писал он: рассказ, эссе, сонет?
-Молчи, лентяй. В романе "Там где нас нет".
Прочти, поймёшь, что раз пародия
Столь образно сильна,
Для творчества высокого нам сил придаст она.
Посмотрим на возможности
Приёмов пародических
Играть под сводом сложностей
Всех правил поэтических.
"Молодцы у нас все, как один, добрые,
А девицы - красные, мужи - доблестные,
Жёны - верные, старцы - премудрые,
Старушки - сердобольные, дали - неоглядные,
Леса - непроходимые, дороги - прямоезжие,
Города - неприступные, нивы - хлебородные,
Реки - плавные, озёра - бездонные,
Моря - синие, рыбки - золотые,
Силы - могучие, брови - соболиные,
Шеи-лебединые, птицы - вольные,
Звери - хищные, кони - быстрые,
Бунтари - пламенные, жеребцы - племенные,
Зёрна - семенные, власти - временные,
Дела - правые, доходы - левые,
Уста - сахарные, глаза - зоркие,
Волки - сытые, овцы - целые..."
-Ну как тебе сии стишки?
-А что, стишки там были?
-ПАРОДИЮ заметил, но только не стихи.
Ты понимаешь, ну как тебе сказать, ну и...
Разорвали связку кровную - Слова и Эпитета!
В пользу Эпоса народного с Ангелом-Хранителем.
* * *
Не так давно, пять тысяч лет назад всего,
Эпитет встретился с Метафорой - сестрой по цеху.
Надежды искры в глазах его небесных
Лучами Солнца не к спеху заблистали -
Ко времени желанной встречи не телесной
Эпитет со Сравнением порядком подустали.
Сравнению недоставало В предметах, оборотах речи
Какой-то скрытности, какой-то тайны
(засилие союзов разных иль наречий?)
Эпитету всё не хватало в пышной речи
Каких-то чудных образов (в словах) скитанья.
Метафора знакомые страданья
Довольно быстро поняла
И помогла им, как смогла, советом дельным:
Перенести часть признаков, значений
С других предметов и явлений
На их любимые, желанные слова.
* * *
И брат по цеху, изумлённый,
Прислушался к магическим словам.
С того в Метафору влюблённый,
Духовно, правда, окрылённый,
От радости чуть не вознёсся к небесам.
Узнав, что прилагательное не есть
Всего одна часть речи,
Что б образно украсить слово,
А есть ещё глаголы и наречия,
И существительным, числительным не ново:
Переносили на один предмет
Название и признаки другого.
Тому примеры есть и в прозе и в поэзии:
"Не люблю я, весна золотая,
твой сплошной, чудно смешанный, шум..."
( Н. Некрасов),
"мороз-воевода", "бродяга-ветер",
"старик-океан", "гордо реет Буревестник",
"весёлый ветер", "мёртвая тишина",
"седой незыблемый Кавказ",
"возлюбленная тишина",
"божественным устам", "сонные цветы",
"сердитый вал", "горящая бездна",
"флейта водосточных труб",
"тяжелозвонкое сказанье",
"мятежный парус", "праздная борозда",
"изба-старуха", "челюсть порога",
"глаза газет", "седая старина", "чёрная тоска".
В примерах выше, перенос значений
Звучит так явственно, что нет сомнений.
Учёный люд к тому относится сердито.
Назвал их кто-то: "скрытое сравнение"
Другие говорят: "метафорический эпитет"
Учёный люд - запрогматичный.
Сомнения развеем проще мы:
Мы спросим у Эпитета тактично, нетактично ли:
- Скажи-ка прямо нам, Эпитет,
Ты был с Метафорой иль не был?
Коль был - метафоричный ты,
А если не был - ты Эпитет.
* * *
Всё набирает силу эпитет от издателя.
Он может быть индивидуальным,
Авторским и станет уникальным
В создании конкретных образов писателя:
"мармеладное настроение" ( А.Чехов);
"картонная любовь" (Н.Гоголь);
"овечья любовь" (И.Тургенев);
"цветастая радость" (В.Шукшин);
"мотыльковая красота" (А.Чехов);
"конфетная боль" (В.Иванов);
"мокрогубый ветер" (М.Шолохов);
"слезливое утро" (А.Чехов);
"дряблый смех" (Д.Мамин-Сибиряк).
Замечен ярких образов вторжением
Уже известными частями речи,
Но может и причастием, наречием,
И существительным в роли приложения,
И в текста стиль, и стиль эпохи, направления.
Посмотрим на создание образа конкретного
В текстах от писателя, известного поэта:
"тучка золотая", "утес-великан",
"стоит одиноко", "тихонько плачет",
"мятежный парус" (М.Ю. Лермонтов).
От направления "сентиментализм"
Какого ждём ответа?
"сладкогласный певец", "хладный прах".
А что нам скажет система
Поэтическая А.А. Блока?
"жёлтая заря", "снежное вино",
"закат в крови."
К С.А. Есенину в то время не ходи:
"изба-старуха челюстью порога
ждёт пахучий мякиш тишины."
Попозже лучше подскочи:
"Проскакал на розовом коне."
Заглянем в сложную эпоху романтизма:
"И мы тебя поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах."
(В. Брюсов. "К портрету М.Ю. Лермонтова");
"Петроград жил в эти Январские ночи
Напряжённо, взволнованно,
Злобно, бешено" (А.Н. Толстой).
Другие встретятся слова-
Не путать их с эпитетом!
Как, например, "железная кровать",
"Серебряные кружки, ложки, нити..."
В лингвистике им имя есть - определение.
Активные члены любого предложения,
В системе слов, понятий - игроки отменные,
Но в речи всё ж не главные, а второстепенные.
Определение такое, знать, не каждый понимает:
Где САМ предмет, СВОИМ же признаком
Через другое слово СЕБЯ же называет:
"Красивый почерк, прочный материал,
торопливая походка, железная
решётка, приезд делегации, пение птиц,
удар грома, дом родителей..."
Какое отношение к Эпитету
Имеют приведённых слов значения?
Эпитета здесь нет и не было.
Хотелось бы заметить нам особо,
Чем отличить Эпитет от другого
Слов определения прямого.
Всё дело в том, что важен перенос значений
С предмета, состоянья иль явления
На другой предмет, но ОБРАЗНО,
Что б не было сомнений.
Условие одно - должна звучать всегда
Выразительность особая, она...
ХУ ДО ЖЕСТ ВЕН НА Я!
Если мы спросим, что вам милее:
(Два слова всего, других не имеем)
"Серебряный..." или "железная..." -
Просим с ответом быть побыстрее: -
Серебряный нам дайте голосок
Той самой женщины, которая поёт.
(Мужчины голос женщины чувствуют острее.)
Скажите, Музы, что умерит Ваш полет,
Когда Вы ищите различные причины?
"Железная выдержка" мужчины.
В ответах видим мы, как слов ценители,
Что это явно настоящие эпитеты!
***
На этом мы с Эпитетом образно прощаемся.
По плану, со Сравнением встреча намечается.
Продолжение следует ...