Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Стопы и ритмы в силлабо-тоническом стихосложении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    сборник "Акварели"

Ямб с Хореем друг за другом,
Как друзья идут по кругу.
Хорей-первый, Ямб-второй
По стопе стучит простой.
ТА-та, ТА-та, ТА-та, ТА-та -
Хорей скажет простовато
   "ТЕрек вОет, дИк и злОбен..." (Лермонтов)
та-ТА, та-ТА, та-ТА, та-ТА -
Ямб ответит, как всегда.
   "ГорИт востОк зарЁю нОвой" (Пушкин)
   "КакАя грУсть! КонЕц аллЕи
   ОпЯть с утрА исчЕз в пылИ..." (Фет)
Коль спросят вас,
Хорей и Ямб,
Что б сделать строки
Легче, ярче и богаче
Могли бы вы забыть "Себя"
И вместе сотворить "Иначе"?
"Если б как-то, где-то,
Кто-нибудь помог?
Но кто же сможет это, -
Разве Бог?"
А тут Спондей пришёл:
-Не пригожусь ли чем-нибудь я вам?
-Да нет, Спондей, ты слишком
 Громко лупишь по стопам:
Вместо ТА-та и та-ТА
Ты кричишь ТА-ТА-, -ТА-ТА!
   "ШвЕд, рУсский, кОлет, рУбит, рЕжет..." (Пушкин)
Отказались от Спондея
И друзья трёхсложные.
Дактиль скажет: "ТА-та-та".
   "БЫло двенАдцать разбОйников..." (Некрасов)
   "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая." (Никитин)
Амфибрахий всё: "та-ТА-та".
   "По сИним волнАм океАна..." (Лермонтов)
Анапест вторит: "та-та-ТА".
   "Что ты жАдно глядИшь на дорОгу..." (Некрасов)
   "УносИ, моё сЕрдце в звенЯщую дАль." (Фет)
Но Спондей опять своё:
   "ТА-ТА-, -ТА-ТА".
АнАпест с АмфибрАхием
 В тему не вошлИ,
Для решения проблЕмы
 К Дактилю пришлИ:
-Скажи нам, Дактиль,
Чем хуже со Спондеем?
-Присядем, други, выпьем, поедим,
Глядишь, не похудеем.
По хОду и поговорим.
Разговор был долгим,
А уже в конце
Други порешили, мол,
На фиг нужен он вообще.
-Пусть там Ямб с Хореем
Головы ломают,
Нам же с Амфибрахием
Он и не мешает!
Дактиль помрачнел вначале,
Вот уж не было печали,
Что б какой-то там Спондей
Мог ритмически ударить
По любимой всем стопе!
Но, трезво подсчитав
По ритмике шаги, -
И Ямба слог, да и стопу Хорея,
Пришёл он к выводу,
Что именно они 
Могли б ужиться со Спондеем.
  "ЧУ! ГрОм! ВзрЫв! БУря шумИт!" (Бенедиктов)
А что Спондей?
Когда-то, покинув власть
Метрических стихов,
К силлабо-тонике
Уж был готов.
Сверхсхемно норовит стучать
По стопам разным, - ударять!
Церковный звук напевный чтит,
Но в светский стих стрелой летит.
И часто здорово звучит.
Он сделал так,
Что два ударных слога,
Да всё в одной стопе,
Да и не раз, а много...
Порою встретятся тебе.
   "ШвЕд, рУсский..."
Он в Ямбе, Дактиле, Хорее
Ритмически стопу рубил,
Но ни один в такой утере
Никак его не обвинил.
   "ДнЁм свЕт бОжий затмевАет." (Пушкин)
А вот Пиррихий удалой,
По виду - старец озорной.
Отважно, раз перекрестясь,
Без суеты, не торопясь,
Не утомляясь головой,
А как-бы налегке,
Лишил стоп Ямба и Хорея
По одному из ударений,
Причём в любОй,
Какой хотел, строкЕ.
Вместо та-ТА и ТА-та
Он оставил просто та-та!
Всевышний так постановил:
   "Нет худа без добра".
И всех троих благословил
На вЯщие дела.
Пиррихий с Ямбом и Хореем
От радости Спондея взгрели:
- Не лезь, мол, в безудАрны стОпы,
А то схлопочешь вдруг по .Опе!
И не стучи, плут, походя,
Ведь мы везде найдём тебя.
Когда Спондей совсем струхнул,
Пиррихий вновь стопУ вернул.
Чтоб было краше на слуху,
Он плавный ритм придал стиху.
    "На берегУ пустЫнных вОлн..." (Пушкин)
А дальше..., с Ямбом и Хореем,
На последней их стопе
 ВсегдА он ставит ударЕнье!
Пусть нравится, иль нет, тебе.
   "ТрИ девИцы под окнОм..."
   "И лУчше вЫдумать не мОг..."
   "КолокОльчик однозвУчный..." (Пушкин)
Но, как-то рано поутру,
Вместе с Ямбом и Хореем,
Он игру одну затеял:
- У кого из них в стихе
Больше стоп от ПиррихЕя?
И к концу игры, к обеду,
(пятьдесят на пятьдесят)
Хориямб трубил победу.
(ПиррихЕю всё простят)
Сотворя из них одно -
Хоре-Ямбово звено,
Он один лишь только знал-
Рифмо-стопное ОНО.
Когда глубже осознал...
Он вприпрыжку поскакал,
На весь Свет крича: - ОНИ,
Плоть от плоти Зевса с Геей,
Вопреки зловредным феям,
Зародились и взошли -
Хориямбовы стихи,
Плод ПиррИхевой затеи.
Их ритмо-генный код,
Заложенный Психеей,
Весьма двояко зазвучал:
ТА-та-та-ТА, -
Вот главный код,
Где гены Ямба и Хорея
(Пиррихия в тени имея).
   "ТАйна? Ах, вОт, что! Как в ромАне я..." (Брюсов)
   "МЫсль изречЁнная есть лОжь." (Тютчев)
А вот возможный код:
та-ТА-ТА-та, -
Где гены Ямба и Хорея
(с тенью лёгкою Спондея),
В античной метрике 
Звучит как Антиспаст -
Стопа обратного строения Хорея.
Но речь об этом - в другой раз.
От всех стараний героев наших,
А мы узнали, - их было Восемь,
Стихов словами мир виден краше.
Еще не осень? Уже не осень!
          
P.S.
Изначально, по Руси
Сквозь века бегут стихи!
Для чего стихи?
Звучит часто грусть.
Может быть, стихи 
Возрождают Русь?!

Продолжение следует.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"