СТРОФОИДЫ.
Когда в одном стихотворении
Мы замечаем среди строф,
Что часть из них неравноценные
По содержанью в них стихов.
Одна строфа длинней другой,
Но пред другой она короче.
Так, чередуясь меж собой,
Считают, сколько в каждой строчек.
Строфоиды бывают также
И в равностишных строфах,
Но каждая из них отважно
Имеет свой порядок рифм,
Стабильный в её строках.
Он создаёт единый ритм
В одной строфе, и ритм в каждой.
"Во глубине сибирских руд (а)м
Храните гордое терпенье, (б)ж
Не пропадёт ваш скорбный труд (а)м
И дум высокое стремленье. (б)ж
Несчастью верная сестра, (а)м
Надежда в мрачном подземелье (б)ж
Разбудит бодрость и веселье, (б)ж
Придёт желанная пора: (а)м
Любовь и дружество до вас (а)м
Дойдут сквозь мрачные затворы, (б)ж
Как в ваши каторжные норы (б)ж
Доходит мой свободный глас. (а)м
Оковы тяжкие падут, (а)м
Темницы рухнут - и свобода (б)ж
Вас примет радостно у входа, (б)ж
И братья меч вам отдадут..." (а)м
(А.С. Пушкин)
_________________________________ 16 стр
"В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
____________________________________ 11 стр
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...
____________________________________9 стр
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом её оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своём стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой..."
(Н.А. Некрасов)
***
НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ.
Несхожие друг с другом строфы,
Все, в основном, - четверостишные.
Престижные ли непрестижные...
Пусть критики решают - "профы".
В стихе их как чередовать
Поэт решает, ему знать.
Часть строф есть нетождественные,
Но шествуют в стихе торжественно.
Различия отдельных строф,
А также их чередование,
Находятся в строю стихов
Средь клаузул и рифм, и далее...
Несходство их в строфах одних,
В среде других разнообразит стих.
"Закрылись прекрасные очи,
Поблекли ланиты её,
И сумраком вечныя ночи
Покрылось младое чело.
Ты счастья земного не знала,
Одним ожиданьем жила,
Любила - любя, ты страдала,
Страдая - в могилу сошла.
Зачем же, краса молодая,
Так краток печальный твой путь?
Зачем? - И тоска неземная
Невольно теснится мне в грудь.
Лобзаю холодные руки
И плачу, над гробом склонясь...
И песни, сливаясь с торжественным звоном,
Звучат упованьем святым.
И я примиряюсь с предвечным законом
И тихо молюся над прахом твоим.
Не всё здесь кончается в жизни -
Могила лишь землю берет.
Не всё - там, в небесной отчизне,
И жизнь и блаженство нас ждёт.
Я в вечности встречусь с тобою -
Здесь жизнь и страданье на час..."
(И.П. Клюшников)
***
АНТИСТРОФА.
В античных песнях хоровых
Лирических, в трагедиях
Встречаются по две строфы
Не более, не менее.
Одна строфа - начальная,
Заводит в песне диалог;
Вторая, хором отвечая,
Нам повествует эпилог.
Так вот вторую, не случайно,
Наперекор строфе простой,
Призвали стать Антистрофой.
В том диалоге пара строф
Свой метр в ритмике имеет:
Звучит в рисунке разных строк,
В эподах метрикой владеет.
Пример строфы с Антистрофой
В тонической их передаче,
С эподами средь строк, в конце любой
Из строф в трагической её подаче:
Строфа
"Вот он идёт - а перед ним
Свежей крови жар - бог-ловец Арес.
Скользнула в сень отверженных хором, -
Чуя верный след - чуя древний грех, -
псиц-Эринний стая.
Конец тревоге; вещий сон
Души моей пред нами вмиг
Предстанет въявь!"
Антистрофа
"Переступил - через порог
Тайной поступью - бледной рати друг
В древледержавный отческий чертог.
Жаждет меч его, - вновь отточенный, -
кровь за кровь взыскать,
Конец настал; ведёт его,
Коварство мраком скрыв, Гермес.
У цели он"
(Софокл, "Электра", четвёртая песнь
хора,пер.Ф.Ф. Зелинского: Орест идёт
мстить за отца)
Впоследствии Антистрофу,
Как термин, где звучат ответы
На предыдущую строфу,
Применяют к своему стиху
И европейские поэты.
Как, например, Ронсар подчас
И вечный Тютчев всякий раз.
Последний, тем не менее,
Всё больше как Сравнение,
Иль как уподобление.
Мы Тютчева стихотворение
Попробуем в строю поправить:
По шесть стихов его делением,
Чтоб целых две строфы составить.
Мы "отобъём" Антистрофу,
От той, как бы строфы начальной,
На интервал, пустив в борьбу,
Дабы развеять все печали:
Строфа
"Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит, а жизнь, как камней груда
Лежит на нас, - вдруг, знает бог откуда,
Нам на душу отрадное дохнет,
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.
Антистрофа
Так иногда осеннею порой,
Когда поля уж пусты, рощи голы,
Бледнеет небо, пасмурнее долы,
Вдруг ветр подует, теплый и сырой,
Опавший лист погонит пред собой
И душу нам обдаст как бы весной"
***
СИЦИЛИАНА.
Развитие её пошло
Из песен на Сицилии,
Канонизация пришла
За строфы про идиллию.
С тех пор в поэзии она
С тринадцатого века аж,
По форме восьмистишная,
В душе мелодика, пейзаж.
Две рифмы чередуются
В строфе Сицилианы,
Стихи бегут, рифмуются:
АБАБАБАБ
Простые, идеальные
И перекрёстные как две.
Но не пришла к ней слава -
Судьба не задалась.
За ней пришла Октава,
Что позже родилась.
В поэзии случается,
Что с кем-то из поэтов
Строфа с печалью умерла.
Не часто, но встречается...
Что вскоре возрождается,
И вновь в поэзии она
С не меньшим пиететом.
Вот как строфа звучит у А.А. Блока:
"Хорошо в лугу широким крУгом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести,
Раздарить цветы чужим подругам,
Страстью, грустью, счастьем изойти, -
Но достойней за тяжелым плугом
В свежих росах пОутру идти!"
(28 мая 1908)
Наука долго ищет вето,
Кто наложил его, когда?
Шерстит поэзию до дна
С рассвета до рассвета.
Шерстил и я, и вот судьба:
Живёт в поэзии она -
Строфа Сицилиана!
Звучит сейчас, как и всегда:
"Село, значит, наше - Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя"
(С.Есенин "Анна Снегина", 1925г)
"Здесь мы жили глухие к наживе,
обожали "морепродукт",
пусть беспамятно ноги чужие
по ступенькам нашим пройдут.
Пусть прослушка или наружка
постепенно с ума сойдут:
"Почему она светится, ручка?
И куда те ступеньки ведут?"
(А. Вознесенский "Дом с ручкой", 2008г.)
Продолжение следует ...