Десятистишие. Одическая, онегинская, балладная, сапфическая строфа.
ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕцима).
Десятистишие - строфа
И сложная и редкая,
Из десяти стихов она,
Испанская брюнетка.
По странам кинулась в "подряд",
Европа ей рукоплескала.
И больше двух веков назад
К российским берегам пристала.
И без особых здесь преград
В поэзию внесла свой вклад.
Пришла с одной рифмовкой строк:
АББААВВГГВ,
А прижилась уже с другой:
АБАБВВГДДГ,
И даже с третьей и иной:
ААББВВГГДД.
Диапазон души широк!
Насколько, многим невдомёк.
"О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать"
(М.В. Ломоносов)
(Схема рифмовки: АБАБВВГДДГ.)
"И рассудок, и сердце, и память губя,
Я недаром так жарко целую тебя -
Я целую тебя и за ту, перед кем
Я таил мои страсти - был робок и нем,
И за ту, что меня обожгла без огня,
И смеялась, и долго терзала меня.
И за ту, чья любовь мне была щитом,
Да, убитая, спит под могильным крестом.
Всё, что в сердце моём загоралось для них,
Дорогая, пусть гаснет в объятьях твоих"
(Я.П. Полонский)
(Схема рифмовки: ААББВВГГДД.)
***
ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА.
Из десятистишных есть одна...
Да-да, Одическая строфа.
Жила, цвела всё там, где Оды,
Вкусив жанр лирики, она
В поэзии с капризом моды
Расширила свои права:
И в песнях, вдруг, она своя,
Не чужды ей стихи, баллады...
Так незабвенно шла Строфа
В двадцатый век с времён Эллады.
И здесь уже, с забвеньем Оды,
Строфа гуляет там и сям.
Там, где любовь и где невзгоды,
Где в городах и весях, - всяк
Звучат реальной жизни ноты,
На Оду просто спрос иссяк,
И вряд ли ей найти работу.
Строфа же Оды, между тем,
Ещё жива для разных тем.
А как звучала в Новом Свете,
Из уст новаторов - поэтов,
Строфа Одическая эта:
"Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб"
(Г.Р. Державин)
(Схема рифмовки: АБАБВВГДДГ.)
***
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА.
Строфа - четырнадцать стихов,
Размер - четырёхстопный ямб,
И много ещё в ней всего,
Что будет интересно вам:
Четверостиший - три в строфе,
Двустишие одно - в конце.
Рифмовка разная везде -
Все виды рифм в одном стихе.
- А сколько женских клаузул, мужских?
В какой пропорции они стоят?
- В пределах сорока на шестьдесят,
Стоят по схеме на местах своих.
- Ну а рифмовки схема какова?
- АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.
Сначала перекрёстная она,
За нею смежная (иль пАрная),
Охватная (иль кольцевая) вслед.
В конце строфы двустишие - двойная.
Закончили с вопросами уже?
- Расположенья клаузул здесь нет?
- Внимательно смотрите, - есть ответ:
АбАбВВггДееДжж,
Где прописные буквы - женские,
Где буквы строчные - мужские.
И рифмы с ними идут тут же:
Женские: А.АВВД..Д,
Мужские: б.бггеежж.
Строфа возникла не случайно, она -
Для стих. романа "Евгений Онегин",
Обречена успехом изначально,
Чтоб вскорости предаться вечной неге.
Написана знакомым гением одним.
Кто догадался, - А.С. Пушкиным самим:
"Итак, она звалась Татьяной.
Ни красоты сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна"
(А.С. Пушкин)
***
БАЛЛАДНАЯ СТРОФА.
Баллады подавай романтикам - поэтам,
Чтоб были в них предания, легенды, песни.
Балладная строфа основана на этом, -
На главном жанре той поэзии, без лести.
Строфа Балладная - развитие сюжета
В одном, пусть небольшом, стихотворении.
В его сюжете "странный случай" без ответа.
Загадочность, неразрешённость в изложении:
"Есть монахиня в древних Драйбургских стенах:
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит"
(В.А. Жуковский)
Строфа Балладная жила особенно
От романтизма раннего
До романтизма позднего:
Нечётная строка её длиннее чётной,
А, значит, стоп в ней больше, чем у чётной.
Впоследствии, уже в двадцатом веке,
Наметился уход строфы от жанра,
С ней строгость, стиль померкли,
Пришла пора для строф иного шарма:
"Ночь, как дыню,
Катит луну.
Море в берег
Струит волну.
Вот в такую же ночь
И туман
Расстрелял их
Отряд англичан.
Коммунизм -
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич,
Был наш строгий отец
Ильич.
А на Востоке
Здесь
Их было
26"
(Сергей Есенин "Баллада
о двадцати шести")
***
САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА.
На острове Лесбос рождённая,
Сапфо о любви поёт.
В поэзию с детства влюблённая,
И дышит стихом, и живёт.
Строфу создала в стихах новую,
Отличную от других,
На слух и на глаз нерифмованную,
По тонике - в метрах своих.
Отныне в кругах поэтических
Строфу называют Сапфической!
Вот как строфа Сапфическая
В строю логаэдическом
Представлена графически:
_U_U_UU_U_U
_U_U_UU_U_U
_U_U_UU_U_U
_UU_U
Четыре строки - логаэды,
В веках Горацием воспеты.
Она одна среди надёжных,
Из трёх 11-сложных
И 5-сложного стихов,
Из всех античных "твёрдых" строф.
В античной лирике когда-то,
И в имитациях её потом,
Строение строфы, однако,
Что в переводах, что в стихах - одно.
Примеров несколько дано,
Проверим, так ли всё оно:
"Хотяй чистоту I свою сохранити,
Должен есть с полом I противным не жити,
Сожитие бо I похоть возбуждает,
Девства лишает"
(Симеон Полоцкий, "Жен близость")
"Будет день - и к вам, I молодые девы,
Старость подойдет I нежеланной гостьей,
С дрожью членов дряблых, I поблекшей
кожей,
Чревом отвислым, -
Страшный призрак! Эрос, его завидя,
Прочь летит - туда, I где играет юность:
Он - её ловец. I Пой же, лира, негу
Персей цветущих"
(Сафо, пер. Вяч. Иванова)
"Ты клялася верною быть вовеки,
Мне богиню нощи дала порукой;
Север хладный дунул один раз крепче -
Счастье исчезло"
(Н.А. Радищев)
***
Продолжение следует ...