Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Строфика. Виды строф

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/


Строфика. 
Виды строф. 
Одно-, двух-, трёх-, четверо-, пятистишие.

Соединенье двух и более стихов,
То есть всё тех же стихотворных строк,
В единстве ритмики и интонации
С устойчивым чередованием основ:
И метров - стоп, и клаузул, и рифм - исток
О строфах самой важной информации.
И понимаем мы, что даже два стиха,
С учётом всех тех важных признаков, - строфа,
Им вправе можно быть произведением -
Самостоятельным стихотворением:
Будь эпиграмма, эпитафия, будь надпись в честь...
А вот двустишие - строфа простейшая, что есть:
 "Мы забыты одни на земле.
Посидим же тихонько в тепле.

В этом комнатном, теплом углу
Поглядим на октябрьскую мглу.

За окном, как тогда, огоньки.
Милый друг, мы с тобой старики.

Всё, что было и бурь и невзгод,
Позади. Что ж ты смотришь вперёд?

Смотришь, точно ты хочешь прочесть
Там какую-то новую весть?..."
(А.А. Блок)

И есть двустишие в рифмованном стихе,
Где рифма смежная звучит в двойной строке:

"Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль"
(А.С. Пушкин)

"В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?"
(Расул Гамзатов)

Стихи со смежной рифмикой одной -
Двустишья Нестрофические:
Они созвучны в группе стиховой,
Все в общей теме, без раздела строк.
Двустишья же Строфические
Стоят отдельно в ряду простейших строф:

"Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?"
(Осип Мандельштам)

***

ОДНОСТИШИЕ (Моностих).
 
Рассмотрим установленные Виды строф
По мере возрастанья в них числа стихов.
 
Вот Одностишие (из гр. Моностих):
Всего лишь полстрофы простейшей;
В поэзии звучит как целый стих.
Каков же путь его в судьбе дальнейшей?
Оно достойно уважения,
Ведь целое стихотворение?!
Всего одной строки творение
И целое произведение!
"Покойся, милый прах, от радостного утра!"
(Н.М. Карамзин)
"О закрой свои бледные ноги"
(В. Я. Брюсов)
Когда-то звучный Моностих
С теченьем времени утих.
Поддержан был в поэзии В.П. Вишневским,
С ним Моностих весьма окреп, стал дерзким.
"Вы что, мужчина, Вы не из Ламанчи..?"
 "Давайте уважать в ноге конечность..."
"И долго буду тем любезен я, и этим..."

***

ДВУСТИШИЕ (Дистих).

Двустиший тему мы уже прошли...
В поэзии античной - то Дистих,
Что до силлабики - то Вирши.
В силлабо-тонике - Двустишие
В поэтике звучит всё чаще, чем дистих.
Дистих уходит в прошлое, как вирши.
Всяк тему закрепить - совет полезный.
Даём ещё пример любезно
О Двустишиях с рифмовкой смежной:
"В сюртучке сукна атласного,
Цвета трюфельно-колбасного,
И в шотландской лёгкой шапочке,
На груди скрестивши лапочки,
Встал Кирсанов - от Кирсанова
Всею лавкою Рузанова,
Всех mille-fleurs благоуханием
Понеслося над собранием -
И собранье это шумное
Слово слышало разумное:
"Укротитесь, други - братия!
Должно взять мероприятия..."
(В.С. Курочкин)

***

ТРЁХСТИШИЕ (ТерцЕт).

Трёхстишие - ТерцЕт:
Из трёх стихов составлена строфа.
Ещё не полностью Сонет,
Но часть его довольно велика.
Рифмовки схемы разные:
Мы встретим схему ААА -
Рифмуются все три стиха.
Нередки строки с ААБ:
Две первые строки АА,
А третий стих строфы как Б.
Встречаются благообразные,
Встречаются и несуразные.
Возьмём в пример классические рифмы,
Где можем встретить рифму АБА.
Меняются в ТерцеЕтах так же ритмы
И клаузулы, что в конце стиха:
"На морских берегах я сижу,            (а)
Не в пространное море гляжу            (а)
Но на небо глаза возвожу"              (а)
(А.П. Сумароков)

"На полосыньке я жала,                 (а)
Золоты снопы вязала -                  (а)
Молодая;                               (б)
Истомилась, разомлела...               (а)
То-то наше бабье дело -                (а)
Доля злая!"                            (б)
(М.Н. Соймонов)

"В беспечных радостях, в живом очарованье, (а)
О дни весны моей, вы вскоре утекли.        (б)
Теките медленней в моём воспоминанье"      (а)
(А.С. Пушкин)

"Я лугами иду - ветер свищет в лугах:      (а)
Холодно, странничек, холодно.              (б)
Холодно, родименький, холодно!             (б)

Я лесами иду - звери воют в лесах:         (а)
Холодно, странничек, холодно.              (б)
Холодно, родименький, холодно!"            (б)
(Н.А. Некрасов)

Есть вид особый у ТерцЕта -
ТерцИна - спутница сонета.
История трехстиший ждёт ответа.
С легендой, сказом иль былиной,
А может с мифом суть пришла?
Жена ТерцеЕта, став уже ТерцИной,
Из года в год рожала как могла -
Две дюжины божественных детей,
Иль целый ряд трёхстишных фей.

Все рифмы в том ряду тройные:
Первый, третий стих рифмуется А...А,
Средний стих, как Б, даёт двойные
Рифмы в следущей за ней строфе,
Где строки уж звучат как БВБ!
ТерцИны цепью от строки к строке
Бегут по схеме: АБА, БВБ, ВГВ...
- Не хватит алфавита, - сказал Поэт себе, -
К пределу уж приблизился - ЭЮЭ...
- Не мне в пылу решать, решать Судьбе, -
Утешил сам себя Поэт.
- А всё же интересно, концовка где?

"День уходил, и неба воздух темный           (а)
Земные твари уводил ко сну                   (б)
От их трудов; лишь я один, бездомный         (а)

Приготовлялся выдержать войну                (б)
И с тягостным путём, и с состраданьем,       (в)
Которую неложно вспомяну.                    (б)

О  музы, к вам я обращусь с воззваньем!      (в)
О благородный разум, гений свой              (г)
Запечатлей моим повествованьем!              (в)

Я начал так: "Поэт, вожатый мой,             (г)
Достаточно ли мощный я свершитель,           (д)
Чтобы меня на подвиг звать такой?            (г)

Ты говоришь, что Сильвиев родитель,          (д)
Ещё плотских не отрешась оков,               (г)
Сходил живым в бессмертную обитель"          (д)
(А. Данте "Божественная комедия")

***
 
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (Катрен).

Четверостишие - Катрен.
В поэзии Европы лучшая строфа,
И не набор из строк, и не рефрен,
А смысловая, настоящая она.

Господствует в поэзии российской
От Пушкина до настоящих дней,
Стоит к произведенью очень близко
С охватом ёмким мысли и страстей.

Катрен - стихам как никому подвластны
Все основные схемы рифмовЫе;
И к крупным строфам могут быть причастны;
(восемь строк сонета - два катрена)
В них клаузулы женские, мужские...
(стопы, ритмы, звуки - своя тема).

"Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза"
(И.А. Крылов)

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты"
(А.С. Пушкин)

"Лишь тому, чей покой таим,
               Сладко дышится ...
Полотно над окном моим
               Не колышется.
Ты придёшь коль верна мечтам,
               Только та ли ты?
 Знаю: сад там, сирени там
              Солнцем залиты"
(И.Ф. Анненский)

***

ПЯТИСТИШИЕ (Квинтет).

Пятистишие - Квинтет.
И нечего сказать в ответ,
И возражений тоже нет.
Что до строфЫ? И есть строфа!
В пять стихотворных строк она,
И с рифмой сложною стиха:

"Хоть я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ"
(М.Ю. Лермонтов)

"Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно - чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг..."
(Ф.И. Тютчев)

"Берёзки!
Девушки - берёзки!
Их не любить лишь может тот
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод"
(Сергей Есенин)

***

Продолжение следует ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"