Давно уж примеривалась я написать статью "Женские образы в творчестве Белянина" и даже точно знала, с чего начать. Была прекрасная, замечательная идея, из которой вырисовывалось весьма красивое построение. Когда-то один критик N*** высказался, что в русской литературе все женские образы сводятся к двум типам, Татьяне и Ольге. Какой пассаж, думалось мне, как ловко я впишу героинь Андрея Олеговича в контекст классической литературы! Татьяна и Ольга Ларины, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, духовное и телесное, деятельное и бездеятельное, лирическое и комическое, Луна и Лия, Возлюбленная и Подруга... Сначала я бы описала Возлюбленную: смелая, сдержанная и самостоятельная девушка, умеющая защитить себя; главный герой всегда может положиться на нее в сложной ситуации, как на себя самого ("Добрая, ласковая, чуткая по отношению к друзьям, дочь рыцаря, не задумываясь, вгоняла нож в горло противника, стреляла из лука на скаку, рубилась коротким мечом и при необходимости ругалась не хуже портового грузчика"). Перечислила бы: Шелти, Луна, Олена, Наташа, Илона... Стоп! - сказала бы я на Илоне. Разве Илона такова? - спросила бы я коварно. Экспрессивная, непосредственная до простоты, поведенческие и речевые нормы снижены; оружием она не владеет и в битве старается уйти на задний план; частенько попадает в ситуации, когда ее приходится спасать. По поведению она больше похожа на Лию, боевую Подругу (друга женского пола) свирепого ландграфа, "комический, в сущности, персонаж". Ага! - сказала бы я. И следующий за этим вывод, что характер персонажа (будет ли она Возлюбленной или Подругой по образу, Татьяной или Ольгой по прообразу) зависит не от отношения героя, а от отношения автора, мыслился как изюминка.
Красота школьного сочинения.
Так бы оно все и было. Но, как говаривает один мой знакомый, думать вредно. Пока я пыталась вспомнить, как же все же зовут того критика N*** (очень не хотелось оказаться голословной), и перелистывала задумчиво белянинские книги, мыслительный процесс шел себе и шел. Ну хорошо, вот я раскидала по функциям главных героинь, все как в волшебной сказке. Но опять это несчастное но. Белянин, как всегда, не влезает в теории, а книги его выходят далеко за пределы жанра. Как много еще осталось вне моего рассмотрения! Ведь женское население белянинских книг очень многочисленно. Культ женщины? Нет, слишком грубое и однозначное слово, совершенно не передающее трепета в отношении к Женщине. Слишком много места занимает женщина в мире автора и очень непросто выразить все это. Во всяком случае, читая, не помнишь подчас, что живешь в век феминизма и эмансипации, и чувствуешь, что есть еще - если не снаружи, то внутри - женственность, душевность, доброта, чуткость, нежность, тактичность, забываемые иногда в наше время самими женщинами (может, даже чаще, чем мужчинами), что сила женщины - в ее слабости, что женщина не заменяет, но дополняет и проявляет мужчину. Если не ее, то кого же будет спасать герой? А если некого будет спасать, то какой же он герой после этого?!
В общем, чуть не прослезившись от умиления, пришлось мне добавить к классификации весьма большую группу, которую, вослед традиции, обозначила я как Помощниц. Возлюбленная и Подруга сопровождают героя в его похождениях, если не лично, то уж в мыслях наверняка. Помощницы же - героини по преимуществу периодические. Помогают они герою выпутаться из сложных ситуаций или попасть в них. Здесь не могу удержаться (нет, не пропадет во мне Линней!) и от дальнейшего подразделения, распределив Помощниц на: женщин старше героя (Горгулия Таймс, Баба-Яга), женщин крупнее героя (Ирида аль-Дюбина, Лиона, Бумбрумгильда) и девушек вполне нормальных (Вероника, Рада, Даша, Мейхани, Джамиля). А кто-то, конечно, не входит ни в какую схему.
Отдельное слово хочу сказать о крупных женщинах. У героя они обычно вызывают некоторый страх, однако описываются автором с явной симпатией, если не раньше, то позже. В то время как есть женщины красивейшие, но - абсолютно отрицательные (королева Морт, Королева Мольдорора, Черная Сукка). Здесь перу моему (простите, шариковой ручке, а в дальнейшем и клавишам железного друга) придется еще раз впасть в пафос и задуматься над Красотой. Хоть все Возлюбленные героев обладают "обалденной фигуркой", однако это скорее дань законам жанра и мужскому естеству, а главными в женщине оказываются все то же: душевность, доброта, чуткость, верность, нежность, способность любить... Голая красота не сделает из куклы женщину, но душевность даже двухметровую бабищу превращает в человека.
Мать, Сестра, Подруга, Возлюбленная - разновидности одного великого понятия, и когда Белянин говорит о женщине, он говорит о Женщине (впрочем, что много говорить, просто вспомните: "Храм мой..."). Конечно, это не ново. Но - живо. Что главное.
"Я понимаю", - можете сказать вы. Употребите по назначению свое понимание, ибо оно не стоит ничего. Все, что вы прочитали выше, - игра разума. Книги же Андрея Олеговича замечательны тем, что в них он не дает нам идей (это потом уж всякие умники и умницы, вроде меня, препарируют: здесь автор хотел сказать одно, тут другое), а позволяет - не понять, мои дорогие! - прочувствовать, ощутить животом, прожить. Чего и вам желаю.