Жакова Ольга : другие произведения.

Мир творцов, или Время фантастического одиночества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в журнале "Порог", Љ9, 2004г.

  Мир творцов или
  Время фантастического одиночества.
  
  В свое время у меня была такая идея: есть фантастика миров и фантастика человека. То есть первое - это фантастическая литература, делающая акцент на мире, социальных институтах, освоении космоса и вероятностях развития всего человечества, то есть внешнем и материальном мире, второе - литература, интересующаяся личностью, внутренним миром, психологией человека и межчеловеческих отношениях. Мне представлялось, что первый тип наиболее полно представлен в научной фантастике (НФ). Второй больше соответствует так называемой фэнтези (fsy): фэнтезийный мир условен, и в нем легче моделировать конфликты и раскрывать личность.
  Однако картонных персонажей хватает и там, и там. Вся фантастика нынче стала фантастикой миров. Почему мало живых людей? Потому что их нет. Человек остается сейчас наедине с миром, и чтобы не спятить втихую от этого одиночества, обставляет себе свой мир. Не буду вдаваться в доказательства того, что все мы ежесекундно творим мир вокруг себя, и именно языком в основном, об этом читайте Уилсона. Небольшого внимательного и отстраненного наблюдения достаточно, чтобы убедиться в его правоте.
  Сирил Паркинсон (отличная книжка "Законы Паркинсона") в статье о бунте молодежи объяснял студенческие и молодежные выступления, начинающиеся примерно с шестидесятых годов двадцатого века, отсутствием у подрастающего поколения общего со старшими, настоящего дела. Вроде строительства коммунизма. В России до недавнего времени общее дело было. Сейчас - нет общего дела, каждый предоставлен самому себе, сам ищет себе дело. В психологии и социологии нынче очень употребителен термин "субкультура", что показательно. Люди, особенно молодые, под какими только лозунгами (в широком смысле) не объединяются - лишь бы объединиться. Избыть одиночество, забить его соучастием в чем-либо. Общество толкинистов, секты, церковь официальная, клубы по интересам - вариантов множество.
  С середины двадцатого века фантастика была полна разработок темы внеземного разума, контактов (тревожный звоночек!), психологии пришельцев и людей в контакте. Но вот люди вышли в космос - и что? И ничего. Технологии не позволяют отойти от родной планеты (Cassini только до Сатурна добрался, а сколько летел?), а пришельцев вовсе нет. И надежды на скорый контакт маловато. То есть Чужие и Братья по разуму оказались мифом, такими же литературными персонажами, как драконы и орки с хоббитами. Человечество оказалось в одиночестве, но и человек, сам по себе, среди людей, оказался один, ибо общим делом не занят. Вот и ищут люди точки сближения, мир переделывают так, чтобы оказаться в компании.
  Почему именно фантастика популярна? Как средству создания, со-творения мира, похожего на миры окружающих, близких, знакомых, ей нет равных среди средств, доступных тем, кто не употребляет наркотиков. Она, кстати, сильно сродни наркотикам. Наркоманы не уходят от мира, они творят свой мир, в основе которого - все равно наш, единственно (?) реальный. Уход от реальности один - смерть. Прочее - преобразование реальности, примирение ее с собой или себя с нею. И - точки соприкосновения, сближения, понимания. Нет ухода, есть творческий акт. Поэтому и писателей в наше время так много. Я на днях зашла в Дом Книги и вышла в тихом расстройстве: столько книг! Авторов! Миров! Кстати, отсюда и множество любителей всякой фэнтезятины - она более мифологична, а мифология значительно ближе в сознании к творению мира, нежели НФ. Тем более что и научной фантастики сейчас нет - все возможно, физики вовсю разрабатывают теорию путешествия во времени. Вернее, теория уже есть, осталось только воплотить ее в жизнь.
  Кстати, элементы фантастики сплошь и рядом в литературе реализма, а уж в так называемой элитарной, во всяком авангарде, - почти сплошная фантастика. Именно в значении миросоздания. А наличие штампов - не столько от неумения писать, от отсутствия фантазии и оригинального мировоззрения. Вся массовая литература, все теле-шоу - это создание единого, близкого многим ментального поля, в котором люди живут. Это преодоление одиночества путем создания единого на многих мира. Живейший пример - цитата из "Санкт-Петербургского бизнес-журнала" за август сего года. "... Рассказывает управляющий "Quo vadis?" [интернет-кафе. - О. Ж.] Дмитрий Голубев: - Своим клиентом мы видим образованного человека с деньгами, который интересуется интеллектуальной жизнью, ищет общения с такими же, как он".
  Хотела написать не так давно рецензию на книгу Юрия Погуляя "Команда", назвав ее "Время одиночества". Очень уж показательна книга в этом отношении. Посмотрите на сюжет: бОльшую часть романа герои ищут друг друга, сколачивая команду, наконец находят - затем в событиях провал, и повествуется уже о распаде команды. Победило одиночество, не дружба. Не время для общих дел, не могут люди отдаться ему, они индивидуалисты в крайней стадии. И это одиночество - закономерный этап процесса индивидуализации, начавшийся в эпоху Возрождения, в литературе отчетливо отраженный с эпохи романтизма. Помните, этакий герой-одиночка, непонятый миром? Тенденция развивалась, появились права человека, затем и права женщины, психология личности, даже психология детства! Но после развала СССР, когда каждый получил право думать по-своему, жить по-своему, оказалось, что это никому не надо и все хотят мыслить одинаково.
  К счастью, мир таков, что одно приходит вместо другого. И за одиночеством придет - что?
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"