Аннотация: типичные источники Юсновы, культурная жила
Люк Зерно
Новелла: "МОЗАЙЧИКИ"
Содержательно о новелле
Объем, фигуральная объемность оберегает, кажется, саму тайну образования. Секрет найти тут не так просто с первого взгляда: нужно отодвинуться - нужно от злободневности, от встречи, от посещаемости перейти к дистанции, к искажению, к парадоксальности - или здесь надо жить ради чуда!.. Удивительное взрыво-ощущение испытываешь в какой-то момент, когда вдруг открывается полная картина происходящего. Это приятная особенность содержательности, которая потом снова скрывается от времени, в злободневность.
"Что это? Змея? - Нет, это хвост чей-то... А это что за столбы? А такой большой веер для чего нужен? А это анаконда что ли? - Нет, это хобот! - А-а, так это не столбы, а ноги слона. Это не веер, а уши слона. Так это слон оказывается! Он... (тут мелькнула мысль: "А слона-то я не заметил"). Так, это он, сам слон!"
Настоящее ощущение чуда испытываешь, когда видишь всю мозаику, а не только то, что предлагается в натуре. Великолепно, когда вдруг осознаешь мозаику, сложенную из различных маленьких частей. Это такое мозаичное время-образование.
Редкое счастье выпадает тому, кто это чувствовать начинает так вдруг!
...Когда-то мы проходили стажировку в Прибалтике, в Латвии, в Риге. Тогда нас попросили сделать мозаику, портрет одного знаменитого человека в квадрате (метр на метр). Мы тогда нарезали полоски из стекла, потом обломали их на кусочки, на квадратики, на треугольники... ну, как получилось. Эти маленькие стеклышки мы разукрасили в разные цвета: синие, желтые, коричневые, бурые, красные, голубые, сиреневые, светло-коричневые... несколько малюсеньких кусочков даже в черные и серенькие тона. После чего, мы их стали бережно насаживать на пластилин, вдавливать неглубоко, но прочно в упругую основу. Процесс нас захватил, кто-то порезал пальчики даже - но все рвались в такое творческое дело... эскизы, наброски, изменения - искусство вдохновляло сильно, эстетическая острота процесса воодушевляла нас.
И когда мы, наконец-то, закончили свой шедевр, то испытали несравненное ощущение, восторг: мозаика прозрела, цветовые стеклышки в сопредельных прикосновениях играли так, в преломлениях направленного света в комнате. Радужные эффекты озаряли нас, и обрадовали заказчиков - впечатление еще и потом догоняло нас, когда в другие дни мы заходили в комнату, где висел этот портрет на стене. Излучение, светящийся след долго потом держался в наших умах и сердцах.
Нам казалось в то время, что мы практически были посвящены в сверхслабую синергию от мозаики. Хотя теоретически мозаичное время-образование мы не знали тогда. Мы не были еще сфокусированы на импульсных противоположностях, на обнажении своего воображения для новенького потенциала души.
Так, все мы испытали мозаичное время-образование. Еще большую роль оно играет в жизни, в простой обыкновенной деятельности. Время здесь, во-первых, концентрируется; во-вторых, разряжается вплоть до размыкания нити времени и, в-третьих, время диверсифицируется - просто обеспечивается разнообразие.
Тут могут быть различные комбинации этого - но смысл один и тот же, повторяются три действия: концентрация, разряжение и диверсификация. В итоге получается тут такое взрыво-ощущение в сетчатом таком кругозоре!?
Внутри Юсновы (этого сверхурожайного заповедника времени) такая паутина времени превращается в паутинку времени для личности. Потому что нити времени до того тонкие, что образно рвутся всякие связи (ну, как в нашем "Слоне"). Так вот, внутри юбилейной сферы Юсновы такая "паутинка времени" для человека называется просто культурной жилой.
Культурная жила - это комбинация трех типичных источников Юсновы, легко доступных для какой-либо творческой личности. Тут концентрация времени происходит в матрешке круглых дат, а разряжение времени случается в мечтательном юбилейном стандарте, и разнообразие времени планируется первоначально в календарной ярмарке - в таком внутригодовом списке юбилеев (в этом приятном списке ожиданий внутри года). Серия юбилеев внутри года кружит что надо! Календарная ярмарка дает тут хороший временный потенциал.
Таким образом, культурная жила - это несколько годов для личности, это своеобразная комбинация юбилеев и юбилейных событий в матрешках дат, в мечтательных стандартах, в календарных ярмарках.
В настоящей новелле, как в целой мозаике, частями являются:
По форме - большие части - это 1я, 2я, 3я, 4я главы.
По полезному содержанию - средние части - это типичные источники Юсновы, а именно: дневная матрешка дат, юбилейный стандарт, календарная ярмарка.
По взаимосвязям - малюсенькие части - ими являются импульсные противоположности, которые связывают все ее части. Их тайное множество зажигательных моментов и есть наши быстренькие мозайчики - эти вспыхивающие искусственно естественные перезарядки, разрядки совпадений.
Настоящая мозаика состоит из импульсных противоположностей, роль которых раскрывается через золотую середину, где неправильные колебания открывают нам не то, что солнце находится в центре системы вещей, а целый комплекс Венеры и Солнца... ну, как на самом деле, в сверхслабой реальности! Вокруг утренней или вечерней Венеры и Солнца. Ну, кто как схватит саму дозу уже нашего "Слона"...
Тут Венера обращается вокруг Солнца, как первая перспектива, озаряющая мир в мозаику, как настоящий еще импульсный рычаг, облегчающий личные представления, творчество, воображение. Здесь Венера, как точка опоры рычага от Солнца, служит для уравновешивания большой силы при помощи меньшей, более слабой, но начинающей уже искусство, не запрещающей еще дополнительное образование или там шоу-бизнес. Венера в таком эфирном рычаге наиболее близка к золотой середине, и поэтому является воображаемой точкой переориентировки от солнечной системы вещей к звездной мозаике... и также, наоборот, возвращаясь к привычному, к готовому парадоксально, к около годовому объему (откуда мы родом).
В данной новелле даются различные сочетания типичных источников Юсновы, этой юбилейной сферы. Как в калейдоскопе закручиваются матрешки дат, календарные ярмарки. И все это на площадке десятилетия, куда объективно сходятся в виде юбилеев любые исторические события (как в детском калейдоскопе, после поворота цветные стеклышки образуют новый рисунок, новенькую мозаику). Так, образуется некая культурная жила на два, 3-4 года вперед. По своей тематике для личности она вдохновляет, приятно удивляет, позволяет творить человеку в действительности.
Объемность мозаики: в мозаичном время-образовании надо уметь держать объем внутри себя открытым, но это - настоящее искусство. Самый большой объем в потоке времени естественно ощущается в новогодний момент, когда сходятся все углы времени. В другие дни такое личное взрыво-ощущение притупляется. Поэтому, добавив импульсную противоположность будущего века в какой-нибудь новогодний супермомент, мы классно в своих эмоциях разворачиваемся вовнутрь века (в настоящий век)... Ну, а в простые дни приятное мозаичное время-образование осуществляется особо хорошо в календарной ярмарке и в комбинировании типичных источников Юсновы в культурной жиле. Тогда только происходит такое необычное по ощущениям личное окультуривание злободневного времени.
Только в культурной жиле информационный гнет превращается в эмоциональное возрождение. В ней, только в сверхслабой жиле, грамотно складываются обстоятельства в мозаику. Поэтому отсюда мы сможем начинать находить в себе (предчувствовать) некоторые мозаичные отражения процесса ненасытной игры с удачей. Вот тут-то, на зеркально временной личной площадке-веранде, можно ощутить волшебную слабость чего-то новенького в себе, но уже отбирающего так настойчиво порой в душе эту противную задолженность человека в текущей радости, уже в доверие со временем.
Повествование молодого человека, сюжет новеллы ведет из Санкт-Петербурга в Томск. Наш герой напуган кризисом, который уже начался, и обещают крах на 21 декабря 2012 года...Он уезжает в деревню, но тут же возвращается назад из-за болезни матери. И через два месяца он открывает для себя загадочную юбилейную сферу, и попадает так вовнутрь Юсновы. Эта загадочная сфера заинтересовала также его сестру, которая через Юснову нашла для себя мечтательный стандарт. Она увидела для себя перспективу в духе художника Кандинского. Она, как и его молоденькая жена Нина Кандинская, захотела вдруг уехать в Берлин, и потом даже в Париж (чтобы получить французское гражданство). Так, девятнадцатилетняя девушка открывает для себя мозайчики в интернете и золотую середину.
Новелла обращается потом к составлению списка юбилеев на 2012 год, который как календарная ярмарка культурно обогащает само время. Несколько календарных ярмарок на 2012, 2013, 2014, 2015 года образуют культурную жилу, которая вдохновляет многих людей: и молодых, и пожилых. Они организуют творческие студии Юсновы по всей стране.
В итоге, все заканчивается посещением стволового юбилея Иркутска, где обнаруживается глубоко в зеркале жемчужинка. И волшебная относительность приводит брата, сестру и ее подругу на Байкал, где вдруг обозначается небольшой знак в тамбуре поезда. Он, так осмысленно, передает мозаичный запрет на вредные привычки: "Не пить! Не курить! Не жрать, как зверь! Не сорить! И деньги надо вовремя платить!"
Кроме того, открывается перспектива от певца романсов Александра Вертинского. Его потенциально юбилейные стандарты могут соответствовать любым мечтательным запросам, так как его судьба, его жизнь была до того разнообразной по тематике и по странам проживания.
Также раскрывается секрет голодания девушки в недельном цикле "чай-кофе", когда она три дня голодает, один день восстанавливается, и три дня ест все что угодно. Тут она явно схватила импульсные противоположности в неправильных колебаниях. Так, она приобретает через несколько месяцев необходимую худобу и красоту обнаженного тела, рассматривая себя часто в зеркале.
Мозаичное образование можно понять только в процессе времени, и больше всего внутри Юсновы, в календарной ярмарке, в культурной жиле. В тексте новеллы такое время-образование раскрывается, как цветок, который вырастает уязвимо, укрепляясь как стебель в ГЛАВЕ-1; и потом вдруг раскрывает свой красивый бутон в ГЛАВЕ-2; и дальше, уже возрождаясь сквозь "климатическую зиму", приобретает многолетнее свойство в ГЛАВЕ-3; но так часто и в разнообразие наш "цветок" расцветает исключительно на поляне или на "клумбе" в ГЛАВЕ-4.
Оглавление:
Глава 1. С нуля без боязни
Глава 2. Время закругляется в матрешку
Глава 3. Залучился нюх на Берлин-Париж
Глава 4. В калейдоскопе золотой середины.
Глава 1. С нуля без боязни
Закончив в Санкт-Петербурге педагогический колледж, не найдя подходящей для себя непритязательной невесты в сыром мегаполисе, один русский паренек Виктор уехал так в родной город Томск. Мать просила его вернуться сюда. Она ему нашла работу учителя в каком-то селе, где обещали платить очень много.
Наш герой Виктор не обольщался соблазнами молодой жизни в крупном городе. Да и прогнозы в мире были печально кризисными: теряющие могущество монопольные американцы провоцировали мир на скрытую войну, японцы боролись с цунами, начался уже упадок экономики в пузатой долговой Европе. Спасительный Интернет, развивающийся безжалостно для бюрократов и закостенелых властей... и развлекательный телевизор говорили крикливо, что выжить долго в больших городах будет проблематично. И вот наш герой отважился так, покинуть не только Европу и Петербург, но и Томск.
Он решил жить в деревне, научиться там рыбачить, охотиться и выращивать экологически чистые овощи, фрукты. Из Томска, где жила его мать и сестра, он отправился дальше в глубинку. В его возрасте (24 года) все можно было начинать с нуля без боязни.
Летом он поехал в деревню, посмотреть на свою работу там. Он хотел быстрее уже работать по своей специальности - учителем географии. И вот он начал обустраиваться на новом месте. Но погода испортилась резко, вдруг стало холодать. Виктор начал дома, в котором ему предложили жить, растапливать печку. Он с интересом, даже с любопытством исследовал какая чурка взрывается в огне, какая порода дерева лучше воспламеняется, а какое полено дольше горит в топке домашней печки. Он позвонил матери в Томск. - Но она неожиданно так заболела и попросила сына срочно, даже категорично приехать домой.
- Бросай все и приезжай домой! Мне плохо! Я болею!
- Как?.. Все бросить?.. - отвечал сын, он такого поворота событий не ожидал. - У меня тут столько вещей!.. Я уже начал хозяйственный инвентарь закупать сюда в дом.
- Виктор, родной мой, бросай все эти вещи и приезжай! Ты, что не понимаешь? Я серьезно заболела...
Так внезапно все стало плохо! Виктор оказался без выбора. Он решил уехать из деревни. Так, не успев начаться, закончилась его затея жить и работать в деревне, на природе, подальше от выхлопных городских газов. Он сел в автобус и выехал из деревни.
Виктор ехал и от скуки вдруг начал думать, как жила древняя цивилизация майя в Америке. Они предсказывали, что закончится их долгий календарь 21 декабря 2012 года. "Они, что думали о календаре так, как будто бы он живой? Закончится один, начнется другой новый календарь! - думал Виктор о хорошем. - Эти жрецы майя строили тогда храмы посвященные солнцу. Но потом их интерес сфокусировался на Венере. Она им внушала равновесие божественных сил. Они строили храмы, посвященные Венере. Одни воздвигали сооружения в честь утренней звезды Венеры, а другие строили в честь вечерней звезды. Они сами в то время, в Мексике, в Америке, не понимали так многое, что знаем теперь мы, современники... Но мы еще тоже спрессованы так грубо в личном автоматизме. Мы... крах, американская мечта... приходит конец американской монополии на мечту в десятки лет..."
Пока Виктор ехал так из деревни в родной Томск, его сестра дома скучала в своей комнате. Она ждала, как и мать, родного брата. Она любила сидеть дома. Кристина в отличие от брата сильно обожала свой родной город и почти никуда не ездила, не совалась в плохие мероприятия. Она верила, что мудрость - это начало счастья, как говорили древние. Ее безумно привлекала интересная мудрость, чем броские навязчивые соблазны больших городов, мегаполисов, или там поездки в глухомань, в деревню.
Но тут внимание Кристины привлек маленький воробей, который прилетел на балкон. Но в лучах солнца он вдруг отбросил большую тень на стекло окна, и еще большую - прямо сюда, в комнату, вовнутрь!.. Но эта вдруг увеличенная тень воробья-пришельца не стала чудовищной, потому что она была не черной, а такой - серой... сероватой в отражающихся со всех сторон в комнате, таких преломленных в игру, лучистых зайчиках. Девушка радовалась.
Глава 2. Время закругляется в матрешку
Дома болела мать и Виктор возил ее на такси по специалистам, то в одну клинику, то в другую. Никто не хотел лечить бесплатно. Все требовали денег за операцию. Так пробежали два месяца. Но после всего вдруг ей стало лучше почему-то. Она сама начала лечить себя всякими настойками, которые ей порекомендовала какая-то старушка, дальняя родственница...
После такого маленького чуда Виктор обрадовался и оставил ее Кристине. Пусть она присматривает за больной.
И вот после всех этих последних жизненных передряг наш молодой герой окунулся с головой в Интернет. В виртуальной сети он хотел одного: найти радость, культуру общения, вдохновение для своей раздерганной в беспорядок души. И в поисках такой радости наш Виктор наткнулся в сети на совершенно новую новинку. Это была какая-то загадочная сфера, связанная с культурой, интеллектуальными развлечениями в действительности. Это была Юснова.
"Юснова!.. Юснова, Юснова, в чем же твоя загадка?" - задался вопросом наш герой.
Всезнающий Интернет тут же выдал ему ответ: Юснова... это сверхурожайный заповедник времени, где стремительное время как бы самозакругляется для человека в чужих юбилеях, которые он наметил отпраздновать. Сама буква, более высокая "Ю" означала "юбилей снова!". Таким юбилеем могла быть круглая дата исторического события, юбилей города, писателя, художника, юбилей какого-нибудь известного изобретения... да чего угодно. Но главное, Юснова, как постоянная связь между юбилеями, настраивает душу человека на приятное творчество, на вдохновляющее практическое времяпровождение.
- О! Это то, что мне надо! Ура, эта Юснова сейчас как бальзам для души моей! - воскликнул вдруг Виктор в восторге. - Тут наоборот, тут чужое не отвергается, а ценится!.. Чужие юбилеи отмечаются с радостью как праздник, ура, ура!.. Это то, что мне надо сейчас! Каким же я был дураком раньше!
Так воодушевлено наш Виктор решил применить для себя волшебные возможности этой современной, такой загадочной еще сферы Юсновы.
"Так, сегодня пятница, какие юбилеи есть?" - задался вопросом Виктор. Он покопался в сети и быстро нашел один юбилей. Весь мир праздновал 125-летие статуи Свободы в Нью-Йорке. Ее французы подарили американцам, как символ независимости США. Она, эта "француженка", стоит в морском заливе при входе в порт Нью-Йорка и в руке держит большой факел свободы, озаряющий мир.
"Так-так... это далеко!.. А что у нас в России есть? - задумался наш герой ненадолго. - Вчера вот был юбилей: 20 лет Конституционному суду в России (теперь все его здания находятся в Санкт-Петербурге, а не в Москве как другие ветви власти)."
Тут наш герой просиял, так как при любом упоминании города Петербург тут же оказываешься, как по волшебству, внутри Юсновы. Ведь Санкт-Петербург самый первый крупный мегаполис в мире, если смотреть с северного полюса вовнутрь, на земной шар, в теплые края.
Виктор определил еще, что всю неделю отмечается 100 лет нашему комику, юмористу Аркадию Райкину (всю неделю показывают фильм с его участием по ТВ).
- Что еще? - обратился Виктор к своей сестре. Кристина быстро нашла в Интернете еще один юбилей.
- Сегодня празднуется 190 лет русскому поэту Алексею Жемчужникову, видишь? - она показала брату на мониторе компьютера его стихотворение.
Виктор медленно прочитал его, но стихи ему явно не понравились...
- Кстати, Виктор, сегодня 75 лет твоей бабушке, ты знаешь об этом? - спросила его мать, которая иногда вставала с постели. Она начала звонить в Москву бабе Кате, но та не откликалась... ее телефон почему-то молчал.
Не получив особого удовлетворения от всего этого, Виктор начал больше узнавать о юбилярах, о юбилейных событиях. И вечером он посмотрел кино с Аркадием Райкиным.
"Кибернетика, электроника... а голова на что? черепок на что нужен? - спрашивал юморист с экрана ТВ. - Вот так, вот так и вот так!.."
И только тогда вот наш герой вдруг получил наслаждение. Артист играл весело, с озорством менял часто прически, парики... он быстро перевоплощался в другой образ на сцене. Он хорошо копировал характерные черты того или иного персонажа, всякие там его глупости...
Наш герой понял в конце концов одну вещь: все даты или какие-нибудь события рано или поздно во времени становятся юбилеями (круглыми датами). А они уже вдохновляют. Виктор задался целью найти какой-нибудь крупный юбилей и заранее подготовиться к нему. - Загадочная Юснова теперь увлекла его.
- Где тут волшебство таится, Виктор? - спросила ехидно Кристина, спрятав быстро искорку в тень глаз.
- Ну... пока не знаю, - смутился ее брат, - одного дня тут мало... гм... мало связи пока у меня между юбилеями.
Но на следующий день произошло маленькое чудо. Мать, наконец-то, дозвонилась до бабы Кати в Москву и поздравила ее с 75-летием. Оказывается ее телефон молчал вчера, так как весь день в их районе меняли городской код.
И еще показали, как красочно праздновали американцы вчера юбилей статуи Свободы, как они в темноте вечером осветили ее блеском салюта... взрывами разноцветных бисеринок сияло все небо вокруг. После этого Виктор захотел побывать непосредственно на каком-нибудь подобном юбилейном мероприятии.
- Вот, смотри! - крикнула Виктору Кристина, тыкая в экран монитора домашнего компьютера. - Тут говорится о трех китах Юсновы, видишь?
- О, здорово! - воскликнул наш герой, увидев текст с Интернета на экране. - О-го-го, оказывается празднование юбилея это только часть юбилейной сферы. Чтобы находиться чаще внутри Юсновы, надо понимать связь между юбилеями, в ней душа Юсновы находится. А сам юбилейный дух сильно чувствуется в приближении к юбилею, в личной подготовке к празднику.
Виктор разобрался в основах юбилейной сферы, нашел ближайший крупный юбилей и принялся сам готовиться к нему. Через две недели ожидалось 190-летие русского писателя Федора Достоевского.
Еще со школьной скамьи он не любил этого писателя, потому что его навязывала школьная программа, составленная в традициях еще советского времени. Да и издерганная учительница литературы строго требовало все что-то без особой любви (она даже называла его архискверным писателем, повторяя так слова В.И.Ленина, который так выразился еще сто лет назад). Она все твердила, что его произведения мрачные по современным меркам.
Так, проскочила неделя. Виктор перечитал некоторые повести, романы Достоевского, вошел во вкус. Наступила юбилейная неделя, начали по телевизору показывать интересный, художественный фильм о жизни самого писателя. Виктор увлекся им.
...И только перед самым юбилеем наш герой обнаружил вдруг, что юбилейная дата Достоевского выпала на особый день (11.11.11).
2011-й год совпал с 11-м месяцем (ноябрь), и далее глубже с 11-м числом ноября. Такая дата была единственная в настоящем веке, такая самая незакругленная!.. Она выдавала таинственное вдохновение в душу Виктора. Он воодушевлено и подолгу размышлял на эту тему. Юбилейная дата была как бы сфокусирована: 11-й день входил в 11-й месяц, а сам ноябрь был внутри 2011-го года...
В сам день рождения писателя Виктор воспользовался таким единичным случаем, когда совпадали шесть единиц времени, входя одна в другую, как матрешки - секунды в минуту, в часы, в день, в месяц, в год. И все, вот так... вовнутрь!
Этот таинственный одиннадцатый день вдохновлял с утра. И ровно в одиннадцать часов дня, в одиннадцать минут и в одиннадцать секунд прагматичный Виктор делал одно физическое упражнение "Дельфин". Лежа спиной на ковре, зажав ступни ног под батареей, он поднимал туловище, напрягая так мышцы брюшного пресса (сгибаясь... разгибаясь). В такой единственный день он хотел, чтобы в настоящем веке не рос его живот, чтобы он не выпирал как у людей старшего поколения, которые старея запустили свою физическую форму. "Я не хочу быть пузатым... этаким барином в натуре!.. (Я могу поддерживать автоматически свою фигуру в будущем.) Я буду гибок как дельфин!.." Он делал этого "дельфина", но только в детских пределах роста упругой такой импульсной противоположности зажигательных моментов, в таких средненьких перезарядках тонуса - всего-то 4-5 подъема, отрывая так свое туловище от пола ясно, спокойно, воспринимаемо... закруглено.
Он отметил юбилей знаменитого писателя, схватив мысленно юбилейный дух этого особого дня настоящего века и затолкав его плотно в русскую, народную, такую сувенирную матрешку!.. В такую матрешку совпадений, в эту юбилейную дату этого одиннадцатого дня ноября вошли все круглые юбилеи, о которых узнал Виктор.
"В этот день, - заключил наш герой, - время так таинственно закруглилось в слоистую матрешку!" Так, в нее попала воображаемая матрешка 60-летнего юбилея актера Виктора Сухорукова (народный артист России). Так мысленно сверху он поместил воображаемую матрешку 100-летнего юбилея французского художника чилийского происхождения Роберто Матта. Еще сверху - матрешка 190-летнего юбилея русского писателя Федора Достоевского. И еще поверх нее была самая большая на этот день матрешка 300-летнего юбилея Степана Крашенинникова, русского географа, путешественника, который исследовал берега полуострова Камчатка на Дальнем Востоке.
Так, образовалась матрешка совпадающих на этот день юбилеев. Одна матрешка в другой... 300 лет: 190 лет: 100 лет: 60 лет!.. Воображение Виктора торжествовало в конце этого особого дня, оно радовалось в личной удаче таких мыслительных спекуляций-умозаключений!..
"Матрешки: 300... 190... 100... 60!.. Неплохо, - радовался в душе Виктор такому юбилейному порядку одного дня внутри самого времени, - у этого артиста Сухорукова, который снялся в фильме "Остров" режиссера Павла Лунгина, тоже совпало имя! Как у меня, Виктор!.. Неплохо!.. Как он молодо выглядит! Сверхурожайная матрешка: Виктор, Роберто, Федор, Степан... Актер, художник, писатель, географ."
Так, размышляя, наш герой нарисовал на листочке юбилейную матрешку: 300... (190... (100... (60 лет!))) само время как будто бы улыбалось так удачно и таинственно.
Виктор как будто обращался в мыслях к этим героям того и этого времени... Он даже увлекся потом, на следующий день в сети картинами Роберто Матта, у которого в друзьях был художник-сюрреалист Сальвадор Дали (они были единомышленниками в Париже). Этот Роберто прожил довольно-таки долгую жизнь, он умер в 2002 году на 91-м году своей жизни!
Душа Виктора радовалась, он уперся взглядом в один из сайтов Интернета на экране домашнего компьютера. Интересные картины Роберто Матта переливались там в окошечках на белом фоне... красочно так, в разных цветах. "Одна, как серый огонь... другая рядом, как желтое пламя... третья картинка, как кривые линии розы... еще одна, как красненький тлеющий жар... следующая, как зеленые блещущие огоньки... как голубые озаряющие искажения... как сиреневые чудные потоки... ну, словом, все, как кривляющиеся цвета, как рост какого-то спасенного, разноцветного, радужного в своей совокупности, игривого мира."
- Вот это да! - произнес тихо Виктор и продолжил так мысленно дальше: "Все, как в естественной топке печи... деревенской, бело выкрашенной печке, - заключил в итоге наш герой Виктор, вспомнив вдруг домик в глухой деревне, где он отдыхал летом, где он желал поработать учителем географии, - кривляющиеся цвета, как языки пламени, в ее почти квадратном, чугуном окошечке..."
Дальше, обнаружив первый порядок в Юснове, наш герой фанатично так облекал все юбилеи, совпавшие в одной круглой дате, в ежедневную такую матрешку юбилеев.
Глава 3. Залучился нюх на Берлин-Париж
Голая Кристина лежала днем в своей комнате на южной стороне квартиры. Она нежилась после сна в постели, солнечные зайчики играли на стене. Нахальные лучи проникали сквозь коричневую занавеску, осветляя ее рисунок до бананово-желтого цвета, вызывая так разноцветные узоры, игривые преломления на мебели, на зеркале, на ковровой дорожке, возле серой тумбочки. На столе стояла большая ваза, прозрачность которой нарушалась приятно так маленькими яркими бликами... в вазе лежали красно-желтые яблоки.
- Зайчики, зайчики! - выдохнула весело и тихо Кристина. - Мои зайчики, вы меня разбудили что ли?.. Но как хорошо с вами! Ах... "Мои зайчики... мои, мои... мои зайчики, - тихо радовалась уже в мыслях наша Кристина в постели, - ах..."
Она встала через некоторое время, посмотрела на карту, которая висела на стене... немного задержала взгляд на Западной Европе, на Франции, Германии, Швейцарии. Мечта ее увлекала куда-то в города, в культуру этих стран.
Но реальность, но непосредственно данная чувствительность вернула ее в дом, за окном громко так проехала какая-то машина. Она подошла к большому зеркалу на стене, всмотрелась в свою фигуру там, красоту она обожала, но в себе ее мало видела: "Что это за руки?.. Что это за ноги?.. Неуклюжесть какая-то! А живот, спина, попка?.. Все вес набирает почему-то, ах..."
Тут она увидела черный бюстгальтер на белом комоде, схватила его и начала надевать через голову: "Хорошо, что он эластичный, не надо застегивать сзади... хорошо что он не врезается в тело... Ах, как здорово, что он растягивается и так приятно прилегает к телу."
Она смотрела на себя в зеркало, примеряя его, так немного приподнимая свою упругую грудь, средненькую по размеру. Потом она показала язык себе в зеркало:
- Е-е, я куплю себе еще один такой же, но бежевого цвета, для платья... тоже без бретелек, лифчик, е-е!..
Кристина не обольщалась кружевами нижнего белья, сейчас она крутилась напротив зеркала, солнечные зайчики играли нахально вокруг нее, веселые тени плясали на ее белой коже, притягивая всю ее женскую нетронутость, которой она гордилась тихо и внутренне так. Но тут вдруг тихо заходит мать в ее спальню.
- Кристина, ты не спишь? - спросила несколько полная от постельного режима женщина.
- Ой!.. - вскрикнула от неожиданности наша девушка. Она стыдливо хватает полотенце! Быстро, махом закутывается... хлоп! за дверь (...и убежала вся в ванную комнату, как какая-то домашняя преступница, будто застигнутая за чем-то нехорошим).
Лежа в ванне, она рассматривала свои ножки, поднимая их из воды: "Хорошо, что я голодаю! Мой вес перестал расти, я даже чуть-чуть похудела."
Да, действительно, она голодала, выработав свою личную систему в этом (красота гнала ее к этому). Она три дня голодала, один день потом восстанавливалась и затем три дня ела все что хотела. Трое суток голода она называла чайными днями, а три дня обжорства она завуалировано так, назвала их кофейными днями... Три дня голода - просто чай! В день восстановления пила уже чай с сахаром, ну, а потом три дня - кофе с сахаром естественно!.. Между голодом и обжорством она восстанавливала свои силы: ела сначала фрукты и овощи, тщательно пережевывая их, потом хлеб и в конце такого дня кушала картошку, творог и ела суп.
Вот так, в недельном цикле она держала свой вес. Так, она заботилась о своей красоте и здоровье уже два месяца, каждую неделю. Результат был хорошим. Она это видела явно и внутренне чувствовала какое-то очищение своего тела.
Наша девочка любила не только телесную красоту, но и эстетику. Она пошла после окончания школы учиться на художника( в детстве, еще восемь лет назад, ее мама отвела в школу искусств, где она и научилась хорошо рисовать). И вот сейчас, став художницей, она не могла найти себе подходящую работу.
- Кристина, ты когда найдешь себе работу? - спросила ее мама.
- Ну, мам, мне только через неделю обещали дать ответ, - сказала наша девушка. Она уже вся погрузилась в абстрактное искусство, которое еще сто лет назад начал изобретать немецкий художник Василий Кандинский. В Мюнхене он в 1910-1912 годах нарисовал свои первые абстрактные картины, он выработал новаторскую концепцию и ритмическое использование цвета в живописи.
Так, Кристина изучала его творчество. А как раз сегодня, 16 декабря 2011 года был маленький юбилей русско-немецкого художника, 145 лет со дня его рождения. Ей нравилась его новизна, как он использовал нетрадиционные цветовые сочетания, как он тогда говорил, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью... Василий Кандинский резко изменил свою жизнь в 30 лет, закончив МГУ в Москве и став юристом. Он неожиданно для всех тут вдруг уехал в Мюнхен!.. И вдруг сам стал учиться на живописца в местной академии художеств... Там тогда местный строгий учитель наказал его, заставив целый год писать (рисовать) исключительно в черно-белой гамме, так как его неопытная палитра была слишком яркой от разных цветов.
Но самое интересное то, что его корни были отсюда из Западной Сибири (хотя детство он провел в Одессе). Его прабабушка княжна Гантемирова была родом из фамилии князей мансийского Кодинского княжества, которое было на реках Иртыш и Обь... Тут, в 18 километрах от Томска есть даже село Кандинка, где на Кандинском водохранилище наша девушка, сегодняшняя Кристина, с хорошими друзьями была в походе и даже пробовала рыбачить. Правда там, в селе никто толком про художника сказать не мог.
Кристину интересовало все об этом художнике. Кандинский женился в феврале 1917 года в Москве на девятнадцатилетней дочери русского генерала, которая была моложе художника на 32 года.
- О-го-го!.. Надо же! - воскликнула Кристина: "Ей столько же сколько и мне, этой Ниночке! Где бы мне найти своего, такого милого Кандинского?"
Наша художница с упоением читала про сон, который приснился этой Ниночке в Москве 1918 года. Нина во сне играла в шахматы с Василием, на доске вместо фигур были крупные бриллианты... в конце игры она получает мат, а сами фигуры покрываются каплями крови. После такого сна она убедила своего Кандинского уехать из России (тем более, злые большевики забрали у них собственный 6-этажный дом в Москве)... И 24 декабря 1921 года они приехали в Берлин на постоянное место жительства (в Россию они уже больше не вернулись, а в 1928 году Кандинские получили официально немецкое гражданство). Но когда они приехали в Берлин, в эмиграцию, то в витрине ювелирной лавки в Германии Нина увидела крупный бриллиант - точная копия того, который ей приснился. Он сверкнул сначала желтым, затем сиреневым цветом, потом быстро синим и сразу же красненьким бликом. Невероятно!.. Желтым, сиреневым, синим, красненьким - невероятно! Такой же!.. Судьба? Знак? - После этого случая она начала скупать с каким-то безумием драгоценности, и ничего не могла поделать с этим.
Картины Кандинского, скаченные из Интернета, впечатляли Кристину. Она могла часами их рассматривать, как цвета переливаются на них, играя так между собой.
- Да, он основал модный тренд в искусстве сто лет назад! - сказала Кристина матери, которая ничего не понимала в искусстве. - Он стал основоположником абстракционизма.
- Да, да, - говорила мама и занималась дальше своими делами по хозяйству дома. Она более полезным считала реальную работу для себя. И того же желала своей дочке... Ее сын Виктор уехал две недели назад в Шанхай. Друг из Китая пригласил его в этот красивый импозантный мегаполис на востоке. Они какие-то там дела вместе хотели предпринимать. Да и Виктор просто жаждал осмотреть красивейший город мира со всеми его новыми небоскребами, набережной с телебашней и историческими местами.
Виктор своей сестре Кристине еще раньше открыл юбилейную сферу. Эта Юснова увлекла ее. Она так сильно захватила ее воображение, что та часто так искала новую информацию об этой еще загадочной сфере внутри времени... Сестра дома скучала без брата, но теперь внутри Юсновы было интересно.
И вот Кристина нашла в Интернете сведения о юбилейном стандарте Юсновы через неделю после дня рождения Кандинского. Что это за стандарт такой?
Оказывается, юбилеи могут вносить стабильность, хорошее постоянство, душевную константу. Сам стандарт это приближение к вековому юбилею. Это 10-летний шаг времени к 100-летнему юбилею. Конкретно это юбилей в 80 лет, в 90 лет и сам вековой юбилей в 100 лет точно!.. Уже заранее век вносит в жизнь какие-то чудесные моменты, когда человек приближается к нему во времени: 80, 90... 100!
Тут вдруг Кристина вспомнила, как Виктор рассказывал о бабульке, которой было 83 года. Она была летом у него соседкой по дому в той деревне. Ей в 80 лет власти дали добавку в три тысячи рублей к пенсии. И так они подняли ее до одиннадцати тысяч рублей. Она была довольна в таком достатке. Столетний стандарт юбилейной сферы как-то влияет заранее так хорошо!
"Тут, что эфирный джинн времени, который заснул навеки? Просыпается что ли? Пробуждается так заранее от века? - эти мысли взбудоражили душу Кристины. - Какие-то пустые колебания тут вносят свое что-то, неповторимое что ли?"
Вопросов у нашей девушки было много к 100-образующему промежутку времени. Каноны Юсновы, юбилейного стандарта возраста, тайного стандарта Юсновы можно было найти в сети. Она лазила по сайтам в Интернете и в конце своего исследования разобралась так понемногу в этой тайне.
Она вдруг обнаружила в биографии Кандинского, что он эмигрировал в Германию из России, и что все это было как раз 90 лет назад!.. "Завтра, 24 декабря, как раз будет девяносто лет этому событию, когда он и его жена приехали в Берлин! Вот это да! - счастью Кристины не было предела сейчас. - Я завтра, сама могу разыграть этот юбилейный стандарт Юсновы! Завтра, завтра... сама завтра!.. Завтра 90 лет, а через десять лет, в 2021 году уже будет ровно век этому юбилейному событию! Тогда я уже сама буду в Берлине, ура!.. Сам век мне поможет в этом, ура, ура!"
И вот "завтра" пришло, наступил этот день. Она весь день мечтала о Берлине, она думала о Нине Кандинской, воображала так глупо себя в роли жены Кандинского!.. Она уже глубоко в душе заговорила даже по-немецки.
...В юбилейном стандарте Юсновы убирается строгая обязаловка времени, обнаруживается миниатюрная золотая середина, ее автоматическое качество... появляется игра мозайчиков, которые могут обогатить такую серединку дополнительно для какой-либо личности.
Далее наша смешная любознательная девочка нашла определение мозайчиков, тайна которых относится не только к юбилеям, к связям между ними. Она с жадностью начала его исследовать: "Мозайчики - это импульсные противоположности, их тайное множество зажигательных моментов, обогащающих культурно время в саму золотую середину, продолжая ее немасштабно, порой невыгодно так дальше в пустых колебаниях или в мысленных узорах за счет возникновения желательных повторений."
Она тщательно старалась вникнуть в каждое слово, как в тайно сверкающий бриллиантик... как будто бы они могли ее довезти до Берлина в будущем, как Ниночку Кандинскую сто лет назад в прошлом без десяти, но сейчас - в лучах от прошлого!..
Весь мир делится на противоположности, но тут важны импульсы от них - не сами крайности, а только импульсы от противоположностей. Тут слово "множество" означает сознательные и несознательные проявления; как будто бы мир дуальностей зажигает моментом мысль человека.
Слово "немасштабно" говорит о том, что не вокруг солнца все крутится, а вокруг Венеры и Солнца - они в комплексе так вместе, именно вот так они слегка разряжают давление центра в золотую середину, а именно в воздушную оболочку Земли, которая допускает изредка крайности. Ну, а сама золотая середина - это уже внутренняя середина множества дуальностей, которые впитывают так удивительно всякие там крайности, их зажигательные моменты. И все это происходит в настоящем времени, в их быстрых моментах, которые продолжают так золотую середину в пустых колебаниях... дальше в мысленных узорах, втайне озаряя желания, которые стремятся внешне только на повторения этого безумно красивого мира грез, игривых преломлений, натуралистичных мигов времени, мгновенных противоположностей.
Тут Кристина в каком-то мечтательном тумане оторвалась от своих исследований, от компьютера - звонил ее мобильник. Он в темноте начал почему-то так волшебно светиться: мигал голубенький экран, десяток кнопок зажглись красненьким цветом, цвета лучились, искрились, вибрировали, пока Кристина не схватила свой сотовый телефон.
Кто там? - ответила раздражено наша девушка, словно ее прервали-оторвали от чудесного мира возможностей.
Она говорила по телефону, но все мысли ее были только о мозайчиках: "Эти желательные повторения, эти мозайчики - они все, как какая-то подсветка этого реального мира, как подсветка моих мыслей. Они создают так узоры в мыслях, ага!.. Подсветка моего мышления идет от воображения в моменты настоящего... по телефону так!"
...Потом еще вдруг позвонил кто-то. Но это был Виктор из Шанхая!
- Ну, что соскучились по мне?
- Виктор!.. Как ты там? Кстати, там у тебя в Шанхае живы еще романсы Александра Вертинского?.. Ты был там в ресторанчике, где он пел? Где он слезу пускал в "Ренессансе"? Где он "Желтого ангела" и "Лилового негра" исполнял... со своей буквой "р", пустой и такой вибрирующей в образ?
Она говорила с ним по телефону радостно и ее внутренний мир, как будто бы позолоченным стал, как бы с подсветкой уже что ли?! Импульсные противоположности, Томск, Шанхай... брат, сестра... восток, запад... звук, свет... мигали моменты, разукрашивая внутренний мир в радужных преломлениях, в совпалениях-разрядках. В голове Кристины взыгрался такой бардак разноцветья, радужная паутина разрядок, ну, как с картин Кандинского, как его цветные абстракции, игра красок... или там прямо, как мозаики с Флорентийских или там Византийских стен, картин, фресок.
Она вдруг быстро осознала, что когда Ной строил свой ковчег, куда он собрал каждой твари по паре, то он так глупо для всех в жаркой пустыне говорил только о воде, которая должна почему-то пребывать... Она поняла, что он так, еще в библейское время схватил мимолетное озарение... и понял самую маленькую в истории импульсную противоположность! Очевидно, к солнечному пеклу сама Венера, так технологически в совокупность лучей, послала утренний свой импульс.
Наша глупенькая девочка познала так в озарение всю зажигательность богатого культурно времени, в саму золотую середину... в миниатюрную золотую середину, в мир игровых преломлений. Разыгрались мозайчики в голове Кристины... Наша девушка как будто бы родилась уже с огоньком в душе!.. С натурально воображаемыми мозайчиками.
На следующий день Кристина проснулась только в обед после всех своих ночных исследований. Она пошла на кухню приготовить слабенький чай, для нее сегодня был чайный день. На кухне пахло газом от плиты. И она открыла сразу же форточку, откуда хлынул в дом несколько морозный воздух.
- Зачем? Я только что ее закрыла, - заорала мать, - все утро она была открыта. Я только перед тобой ее закрыла.
- О!.. Импульсная противоположность! Это она самая! - радостно тут воскликнула ее дочь. - Обратимые контакты времени напротив будущего... контакты прошлого в мелкозернистых зазорах настоящего.
- Что, что? - спросила мать, уже уходя с кухни.
- Да так, ма... это я о своем, о мозайчиках, об этих зернышках настоящего, когда любой набор, любая совокупность так играть начинает.
- О чем? О чем это ты?
- Ну, понимаешь, мозайчики?.. Эту новинку.. эти сюрпризики я изучаю сама. Это такое богатое время... ну, мозаика такая, мозаика настоящего... всяких там противоположностей, их тайное множество... Ну, как вот сейчас, закрыть-открыть... газ-чисто, холод-тепло, приходя-уходя, мать-дочь... спрашивать-отвечать, против-восклицать... радостно-горестно, фу!.. Зачем это? - испугавшись вдруг, закончила Кристина.
Но про себя у нее мелькнула мысль: "Пусть лучше импульсы, чем сами крайности... пусть лучше новости о войне где-нибудь, чем поехать в нее саму!.. Пусть будет множество маленьких, красивеньких, чем одна большая сила взрыва какого-нибудь, теракта какого-либо... Уж лучше пусть будет тайная синергия, чем реальная угроза... внутренняя свобода, чем внешнее отчаяние, оцепенение, закрепощение, материализация, гонка."
И немного вот так подумав, она воскликнула уже в одиночку вдруг:
- О, боже, как хорошо быть в самой золотой середине!.. В этой богатой культуре, вот так, в настоящей мозаике импульсных противоположностей! В удивительно свободном движении внутренних эффектов.
У нашей Кристины, родной сестры нашего героя, уф-х, как закружилась голова от мнимых успехов, от кажущейся удачи, словленных вот так моментов времени, в такое вот приблизительно чистое ощущение богатого времени, внутреннее богатство творчества. Она собирала вот так, в мысленных узорах разнообразные эффекты, импульсы, стрелки крайностей - убирая суету всяких там душевных отклонений... в роскошь, в свою личную, внутреннюю. Может быть, это все у нее было от голода - ведь она третий день уже голодала опять в своем недельном цикле "чай-кофе", познавая так текущую радость от времени... так физиологически.
Наша смешная девушка вдруг вспомнила, что 90 лет назад, когда Василий и Нина Кандинская перебрались в Берлин после суровой России, то они попали-то в самый канун, даже в Рождество Христово по григорианскому календарю... что 25-26 декабря, в 1921 году, там в Берлине было наверняка ярко, красочно, вот так прямо там, в огоньках, в гирляндах, во множестве всяких чудесных мгновений, в самой волшебной атмосфере тех дней... Она твердо поставила себе цель в 2021 году поехать в Берлин, на Рождество. И поехать туда не одна, а со своей семьей, о которой она тоже мечтала. Ведь Василий и Ниночка - это была не абстрактная семья!
Залучился нюх у нее на Берлин... В последующие дни в юбилейном стандарте Юсновы само время как бы размыкается с точки зрения сознания, но будни заполняются несколько мозайчиками, обогащая так время в саму золотую середину! Появляются удивительно сонные совпадения с частей, которые разомкнуты от каких-либо здравых связей, мысленных узоров. Именно тут смыкаются пустые колебания и мечтательные узоры, под каким-то углом времени так.
Смешно, но наша глупая девушка, сама не ведая, вошла уже в область подсознания, в мега-мир дуальностей, где в сотрудничестве с фоном, в окружении господствуют сами совпадения, различные перезарядки-разрядки с частей какого-нибудь множества.
Изучая творчество художника Кандинского, она нашла вдруг еще одно повторение. Оказывается, кроме Берлина, есть еще и Париж!.. Париж - уже как новый юбилейный стандарт Юсновы. - Ведь в марте 1933 года семья Кандинских покинула Германию (к власти тогда пришел Гитлер). Они перебрались тогда в Париж, где получили потом и французское гражданство!
И вот теперь Кристина дополнительно поняла, что можно еще и этот юбилейный стандарт разыграть! 80, 90... 100 лет!.. в Париж!.. Наша, такая уже культурно нацеленная Кристина решила в марте 2013 года, в наше время, начать разыгрывать юбилей в 80 лет, как Кандинские переехали жить в Париж, во Францию. Она решила дополнить свою жизнь следующим юбилеем в 90 лет, в 2023 году! И потом еще ... в 2033 году! Она так захотела и в Париж тоже!.. в 2013, 2023, 2033 уже точно! Надежда, ух, как сильно захватила ее стремления!.. Мозайчики, как сигналы к лучшему, заманили ее всю.
Залучился-заманился нюх на Берлин-Париж!.. Кристина радовалась своим открытиям в биографии семьи Кандинских. Она вспомнила, что Василий и Ниночка были не только русскими, но и немецкими и даже французскими лицами в реальности, как будто бы какое-то жестко поставленное зеркало отбрасывало их в настоящее, так сквозь слезы... через сон, но в лучшую свободу в действительности данной. Вот так отлично, лучше вместе, в совокупности.
Желательные повторения захлестнули ее воображение, гармония будущего и прошлого овладела ею через личные, непосредственно данные мозайчики, через тайный стандарт Юсновы. Она ощутила торжество настоящего в текущей радости от самого времени, от ее миниатюрной золотой середины. Она так хорошо, так "неабстрактно" восприняла личную перспективу в духе художника Кандинского. Она, наконец-то, поняла зеркальную настройку нулевых перезарядок личного времени. Она сама практически ощутила самую глубокую благоустроенность Юсновы, которая находится в юбилейных стандартах (80, 90... 100!).
"И даже между ними, между Берлином и Парижем в реальности, - Кристина так несколько глуповато, но культурно богато радовалась в восторге, рассматривая карту на стене в своей комнате, - Берлин-Париж! Ну прямо настоящий люкс какой-то! Люксембург что ли?.."
Она отошла от карты и подошла к окну, уже стемнело, солнце село... какая-то звездочка появилась... а прямо вдали над местными маленькими небоскребами замерцала Луна. Она была в самом начале, такой тоненькой... такой мутновато серебристой еще, такой еще тонковатой... но развивающейся в свою постоянную перспективу, в саму надежду.
Глава 4. В калейдоскопе золотой середины
Развернувшись вовнутрь века как к себе домой, мы начинаем понимать типичные источники Юсновы, мы порой становимся чувствительными с волшебной относительностью к стандартам, ярмаркам, матрешкам, к отдельным юбилеям.
- Я не хочу ежедневно "изготавливать" матрешку юбилеев! - вспылила Кристина. - Или там составлять ежегодно ярмарку юбилеев! Нет, нет, нет!.. Нет и все!
- Кристин, ты почему такая упрямая? - сказал ей обостренно ее брат Виктор. - Матрешку круглых дат одного дня... ну, и не делай ее каждый день! А вот календарную ярмарку!? Ведь эта ежегодная календарная ярмарка юбилеев создает определенную защиту тебе... неповторимое равновесие души на весь целый год.
- Да?
- Кстати, в прошлом году, в такой календарной ярмарке юбилеев 2011 года, один умный человек нашел эту волшебную Юснову... эту благоустроенность на целый век наш! Он нашел ее так, в календарной ярмарке, составив список юбилеев на весь год... Там, в 2011 году, был юбилей болгарской предсказательницы Ванги (100 лет), первый полет первого космонавта в космос Юрия Гагарина (50 лет), и волшебная ошибка французского писателя Жюль Верна по поводу юбилея сибирского города Иркутска в 400 лет (350 лет)...
- Так, 100 лет... 50 лет в высоту... так, ошибка во времени, полвека в глубину, - сказала Кристина, что-то подсчитывая в уме, - эту волшебную относительность в 50 лет я уже знаю! Каждый следующий год для Иркутска все равно "400 лет"... это я уже знаю, - повторила гордо сестра Виктора, - эту стволовую благоустроенность я понимаю и представляю отчетливо, также, как и стандарты, кстати.
Вернувшись из далекого колоритного Шанхая в родной дом, наш Виктор составил в самом начале 2012 года список важных для себя юбилеев на целый год, эту так называемую "календарную ярмарку".
Список юбилеев: в феврале будет 200 лет английскому писателю Чарлзу Диккенсу (Виктор читал раньше его роман "Большие надежды"), в апреле будет 100 лет гибели самого крупного океанского лайнера "Титаник", в июне будет 300 лет демократу-мыслителю Жан-Жак Руссо, так дальше Ростов Великий и другие древнерусские города - по 1150 лет каждому... в сентябре будет 200 лет Бородинскому сражению с французами, в ноябре будет 400 лет освобождению Москвы от поляков (красная дата календаря - 4 ноября 2012)... и все заканчивается 31 декабря, когда будет 200 лет, как изгнали наглые французские войска Наполеона за пределы России. Так, календарная ярмарка 2012 года закругляется хорошо освобождением России!
В своем списке юбилеев Виктор не забыл Столыпина, Гауптмана, Льюиса Кэрролла, различные музеи в Подмосковье и Питере, которые он хотел посетить, а также 100 лет своей родной прабабушке с Амура (она родилась там, на границе с Китаем), и также естественно свой еще маленький юбилей в 25 лет, а еще также - 20 лет своей сестре Кристинке!
Так, получилась календарная ярмарка юбилеев на 2012 год. Слово "ярмарка" переводится с немецкого языка как "годовой рынок". Получается: календарно годовой рынок - "календарная ярмарка"! Она его вдохновила на весь год, он планировал куда ему поехать, а какой юбилей отметить в отрыве от места происхождения самого юбилея. Виктор, ничего не изобретая, оформил культурно для себя весь 2012 год. Он сидел дома и смотрел на настенный плакат-календарь, и ему показалось вдруг, что годовой календарь сгенерировал что-то!.. Внезапно закрутился, завертелся год, все его дни пришли в круговое движение. Как на ярмарке, в круге выкрикивали в воображении нашего героя все эти юбилеи: "Посети меня!.. Отметь меня!.. Отпразднуй меня!.. Меня, меня!.. меня!.. Я!.. Я, я... я!" Каждый юбилей одного года орал так за себя: "Ну, я также хочу!"
Так по волшебному вдруг, как чудо, пустилась в пляс сама мечта в чувствах, в воображении Виктора, так душа его защитила... так, в хорошем таком приятном ожидании, в юбилейном духе приближения всех этих круглых дат одного года. Душа и дух Виктора нашли так взаимно поддержку и понимание годовой помощи юбилейной сферы. Сам год, казалось, освободился от плохого в предсказаниях хорошего! Теперь-то внутригодовое время выжимало из себя постоянно твердую надежду на лучшее, впрыскивая в душу Виктора и Кристины текущую радость каждый календарный день, обволакивая душу радужным, таким невидимым фоном красочной ярмарки юбилеев.
Кристина составила свой список юбилеев этого 2012 года. Календарная ярмарка у нее началась в январе с 600-летнего юбилея Орлеанской девы, которая своей божественной юностью в 18-19 лет вдохновила войска трусливого французского короля на борьбу с оккупантами-англичанами в той еще столетней войне на территории Франции. Также Кристина хотела отметить 200 лет русскому вольнодумцу Александру Герцену, посмотреть в течение года некоторые фильмы кинорежиссера Андрея Тарковского (80 лет), как-нибудь отметить 120-летие любимой поэтессы Марины Цветаевой, и 145-летие поэта Константина Бальмонта. Ну, и ей хотелось съездить в сентябре в Бородино, где должна состоятся историческая реконструкция битвы русских с Наполеоном в честь 200-летия такого юбилейного события. А в Москве она хотела посетить музей изобразительного искусства на Волхонке, которому сто лет. "Ура!.. Я уже знаю, как собирать юбилеи календарем в сетчатый кругозор... юбилеи - гулящие, блуждающие, шатающиеся... собирать их облачным сервисом в один яркий, опьяняющий кругозор. Я знаю!"
Так отдельно, брат и сестра, составили для себя лично календарную ярмарку этого 2012 года. И Виктор, и Кристина составили свой благодатный список юбилеев на этот год, каждый по своей любимой теме, в своей желаемой культурной тематике. Осталось только им определиться, как можно приобщиться к празднованию юбилеев.
Вдохновленная с самого начала года так, 600-летием юной французской девы в матрешке, Кристина поехала на дачу в Белый Яр к своей подружке Татьяне, учительнице музыки. И это как раз в день рождения композитора Скрябина в этой же матрешке юбилеев одного дня (140 лет), как раз также в день, когда 190 лет назад родился знаменитый полиглот Генрих Шлиман (который в раскопках культурного слоя Земли открыл греческую Трою, с ее золотым запасом).
В Белом Яру, на даче, она поделилась своими секретами в Юснове с Танькой, которую давно не видела. Она сказала ей, что юбилеи возрождают золотую середину в том, что когда-то создал человек, но что время потом разрушило. Но, оказалось, что ее подруга сама уже участвует в юбилейной сфере. Она сама нашла для себя юбилейный стандарт еще в прошлом году, когда ее село праздновало юбилей в 80 лет! Она теперь заронила мечтательную искру в свою душу, она тоже хотела встретить юбилей родного села, и в 90 лет, и в сто лет - уже в 2031 году! У нее так получилось в 2011 году, она ждала так 2021 год, и, наконец-то, 2031 год!.. Но только мозайчики ей открыла Кристина.
Так радостно в зимний январский вечер они сидели в теплой комнате Татьяны, в ее родительском сельском доме, и слушали романсы о любви, которые исполнял Олег Погудин.
- "Эх, раз, еще раз, еще много, много раз!" - повторяли они слова за ним, таким обаятельным, молодым, худеньким, любимым, мелодичным певцом. Он пел хорошо так, для души... с паузами. Они обожали его голос, когда он так, через нос протягивал свое "мм..": "Падам, падам... падам-мм!"
- Я люблю его голос, как у тенора! - воскликнула Кристина.
- Знаешь, Кристи, поет не голос, а его душа! - говорила ей Танька, искушенная в лучшем слухе. - Тут чувствуется полет, понимаешь!
Гласные певца вибрировали тонко так в душевном исполнении... Он пел не только на русском языке, но и немецком, и на французском тоже (романс "Под небом Парижа").
- "Будем дружить, в вальсе кружить, - повторяла так в тон Татьяна, - В этом зале пустом, мы танцуем вдвоем... Так скажи мне хоть слово, сам не знаю о чем!"
Лирически настроенная Танька рассказывала, как она прошлым летом была на Байкале, на музыкально-поэтическом фестивале "Байкальская лира" в Северобайкальске. Она рассказывала так, как будто бы звезда со звездочкой говорила. Тут же, Кристина загорелась поехать туда летом. Она вдруг бросилась к компьютеру, залезла в Интернет и начала лихорадочно искать "когда же там, в Северобайкальске будет юбилей этого городка?!"
Они так вместе планировали, согласовывали календарную ярмарку, на этот 2012 год: какие юбилеи отмечать, как праздновать, готовиться, куда вместе поехать...
В этом году у всех "крыша поехала", все молодые интеллигенты начали увлекаться Юсновой. И юноши, и девушки, и даже пожилые некоторые женщины, которым передалась так чувствительно и интересно юбилейная муза (во вдохновляющее продолжение, так внутренне). Они все "изготавливали" матрешку дат, планировали календарную ярмарку, искали для себя мечтательные стандарты... Круглые даты, годовые календари, зеркальные десятилетия... По всей стране создавались творческие студии Юсновы, где обсуждались в тесном кружке юбилейные мероприятия на год, даже на два, на три года вперед! Где некоторые умники подбрасывали в кружок вопросов задачки на золотую середину, как понять ее неправильные колебания, ее наводящиеся миниатюры. Куда также лучше вместе поехать.
Так, сформировалась с течением времени какая-то культурная жила, в которой было, как правило, несколько ежегодных календарных ярмарок всевозможных юбилеев. Все закрутилось, завертелось, как в каком-то уже не диком вальсе, в искусственной какой-то юбилейной музе. Она воцарилась так в калейдоскопе событий, так в воодушевление творческое. Эта культурная жила, как социальная омега-тенденция, снизила для личности стрессовый гнет гонки потребительства. Она стала такой масштабной, такой выгодной для души, что любая личность, приобщившись так к нескольким культурным годам, становилась вдруг к своему собственному открытию еще более творческой, более сиятельной так внутренне... в лучах от звездного прошлого, напротив большого будущего, в настоящей мозаике богатого времени внутри Юсновы... Генерирующая календаризация!.. Генерирующая новые связи, наводящие пути, ходы, увлечения. Так, для многих шла творческая такая календаризация личного воображения в культурной жиле нескольких близлежащих годов. Она благодатно с огоньком позволяла быть больше под своим контролем души, чем там зависеть от власти, денег, рекламы или какой-то отдельной религии.
Проникнем в одну из студий Юсновы!.. Интересно, как там происходят еженедельные творческие встречи? - В одной из них, на такой встрече среди недели, нам удалось подслушать следующее: выступала какая-то девушка. "Культурная любовь, что это такое? - задала она вопрос и тут же сама ответила на него. - Социальная омега-тенденция развития души в календарной ярмарке, вот она здесь!.. Культурная любовь группового контекста юбилеев внутри года, этакого внутри календарного суда 12-ти присяжных, которые всегда солидарны в такой приятной команде. Вот, они проявляют так, свою солидарность в пользу потенциального пользователя данной календарной ярмарки! В пользу его или ее, которые не забывают так про других в кубышке календарного антиквариата!.." - Ну, как, интересно в творческой студии, не так ли?
"Взгляд, охват, одновременное обозрение, календарная ярмарка, культурная жила, - перечислял Меркатор какие-то преимущества во сне Виктора, - теперь-то ты доволен, что отметил 5 марта мой юбилей в 500 лет? Теперь-то тебе удалось понять пользу не только географической карты, глобуса, но и таких приятных искажений времени? Не только проекций поверхности, но и нулевых искажений времени? Их переносов прямо в календарную ярмарку?.. А навигация по времени, навигаторы по календарям, бесплатная сеть своих юбилейных рамок на годы вперед, а нулевая рокировка в пределах времени?.." Виктор проснулся в хорошем расположении духа. Он любил этого географа-картографа еще с учебы в Санкт-Петербурге.
Ему приснился этот бельгиец немецкого происхождения - один из юбиляров этого 2012 года, Он его, такой круглый юбилей, вдруг случайно обнаружил тогда еще, перед самым его юбилеем в марте. Герхард Меркатор, вернее, его юбилей, тогда помог понять некие новые секреты календаризации... Прошло два месяца. Она благотворно уже действовала так теперь, располагая к себе, к календарным месяцам, неделям, числам.
Приблизилось лето, Виктор и Кристина поехали в Иркутск встречать стволовой юбилей города. К ним в поездку напросилась Таня, которая мечтала так познать волшебную силу ошибки от французского писателя Жюль Верна.
Они ехали в поезде, Кристина все время смотрелась в свое "волшебное зеркальце", прикасаясь то и дело к экранчику смартфона, Татьяна что-то слушала в своих наушниках. А Виктор размышлял в этот момент: "Календарь, календари... календаризация... маленькое с любовью... такое комбинирование... Оно... они... она... очевидно... в таком тумане учитывает все достижения людей на сегодняшний и будущий день. Завтрашнее в настоящее... пропуская зеркально так в реальность. Во, какая хорошенькая есть культурная жила!.." Наш герой потом веселил пассажиров всю дорогу.
Никто не знал, что он разыграл юбилейный стандарт русского клоуна Юрия Никулина. Он установил у себя стандартно впереди в подсознании воображаемое зеркало, которое отбрасывало от века лучи времени назад, на воображаемую площадку десятилетия, недостающего душу... так, в возврате назад, в настоящее... на площадку первой юбилейной единицы времени, в ее игровую среду десяти лет, где полностью сходятся в течение 10 лет все прошлые события, пребывают так, в своих юбилеях!.. Но - клоун, юморист!? - Глупо было бы сказать кому-то об этом, и Виктор промолчал (все это было еще в отрыве от страны происхождения, там еще в Шанхае). Для него жизнь осталась все такой же, но личный взгляд стал другим. Он вдруг стал всем, кто рядом, рассказывать какие-то анекдоты, он вдруг начал подбрасывать хорошие шутки в компанию! - Одним словом, с ним стало веселее в любой компании, где он присутствовал. Он просто стал слегка смешить окружающих его людей, пустые колебания вокруг него стали каким-то чудом превращаться в легкий эмоциональный смех - стоило ему только начать говорить с кем-то. Где тут волшебство таится?! Может быть, душа его раздушевляется так, измельчаясь до мифических крошек крайностей, отступает так злая судьба от личности, до простого культурного повторения - желательно пропущенного где-то в подсознании сквозь душевное ситечко мечтательного стандарта.
На самом деле, нашему герою лучше всего, но не случайно так, удалось соединить неопределенность с неповторимостью: он свой мечтательный стандарт связал так с заповедным наследием мозговой альфа-тенденции, которая строго охраняется бесполезностью и глупостью.
...По приезду в Иркутск в первый уикенд июня наша компания сняла два номера в отеле. В одном из них спал еще Виктор (рано утром в субботу), а в другом спала Танька... А вот наша Кристина опять-таки крутилась возле большого зеркала в ванной комнате. Она все щупала себя, оглядывая свои телесные прелести, любовалась гладкой кожей, так она оценивала уже новенькую свою худобу, такую приятную!
"Глубоко в зеркале жемчужинка! - радовалась так в мыслях наша смешная девочка. - Я схватила все-таки эту противоречивую одновременность... так, в своем недельном цикле "чай-кофе"... теперь я могу уже и не голодать здесь в Иркутске... на берегу единственной реки, вытекающей из самого глубокого озера мира, этого Байкала. Тут хорошо, здесь так конкретно правит сейчас волшебная относительность... годов возраста человека. Интересно, как она проявляется в повседневной жизни?.. Как для меня лично? Прагматично, по Жюль Верну исторично?.. Так, я уже немного загорела, - продолжала осматривать себя в зеркале Кристина, - шея, грудь... Сегодня я надену летнее платье с глубоким вырезом."
- Ух-ты, клево! - внезапно сказала Танька, зайдя в ванную, еще вся сонная такая.
- Айц!.. - взвизгнула Кристина от неожиданности, но быстро пришла в себя, сразу же доверительно.
- У тебя тело красивое какое! Осанка, талия, животик.
- Да, это все так, только надо уже собираться, - ответила несколько в испуге Кристина, - скоро начнутся юбилейные мероприятия на набережной.
- А я, наверное, никуда не пойду.
- Ты что, Тань, что случилось?
- Сердце что-то побаливает у меня.
- Таня, да ты что! - испугалась Кристина (но потом ее вдруг осенила мысль), - нам надо на плотину поехать. Там энергетика. Там, начинается волшебная сила ошибки. От самого Жюль Верна, в Иркутске, здесь! - начала вдохновлять, но тревожным голосом, она свою подругу. - Ты ведь знаешь, здесь в стволовом юбилее Иркутска сама волшебная относительность находится, здесь она так остроту боли снимает, перепрограммирует так в душе человека... с помощью жемчужных кругляшков, таких стволовых кругляшков... этаких жемчужинок в отражении собственной души.
...Так, наша компания встречала воображаемый юбилей Иркутска по Жюль Верну (400 лет), в реальности городу было только 351 год. Так, они все заряжались воображаемой энергетикой, узнавали волшебную относительность этих стволовых юбилеев Иркутска.
Они поняли так, что Иркутск - это единственный юбилей в мире, годовщину которого нельзя отмечать в отрыве от места самого города. Да и в День Города в Иркутск приехала сама основательница игры в совпадения-разрядки (она сама все написала в Интернете год назад о новом жанре в жизни). И все, особенно в местной студии Юсновы, хотели ее увидеть, пообщаться с ней напрямую. И наша Кристина, вся была в нетерпении от ожидания всех этих событий. "А что если она не заметит меня?.. А что если она не увидит меня, не заметит, как я сильно так люблю Юснову?.. Как я обожаю так, эту чудесную культурную жилу? Я хочу так, пожалуйста..."
Но все закончилось благополучно... "Юбилей" прошел как надо! Все, кому надо, увидели юбилейную музу в неюбилейный год! И далее все разъехались по домам, с этой волшебной относительностью в душе.
И вот, с этой же относительностью, вся наша веселая троица села в электричку и поехала на Байкал, к этому озеру, к его таинственным водам.
Железная дорога, поезд, стук колес... Татьяна вдруг прочитала тихо для своих стихи Пушкина. Но все были уставшими после Иркутска, дремота как-то незаметно нахлынула на каждого, кто-то в конце вагона даже заснул и тихо посапывал там, не обращая никакого внимания на других пассажиров.
"Сегодня день рождения Пушкина, но как хорошо она прочитала его стихи, - думал Виктор про себя, - эта Танька настроена культурно так, она интересная девушка, надо бы к ней присмотреться... может быть, съездить когда-нибудь к ней на дачу?.."
"Как хорошо сегодня! Ведь сегодня к тому же отмечается двести лет, как родился писатель Гончаров. Я обожаю его роман "Обломов", - размышляла Кристина так, в складывающихся совпадениях, читая какую-то книжку, - но как об этом сказать Виктору и Татьяне, ведь они засмеют меня... обзовут меня ленивой... а я не такая!.. Я просто спокойная... я не выхожу за границы ровного, безмятежного, беспечального такого созерцания. Я люблю размеренность. Да и этот писатель Иван Гончаров, тоже был врагом любых крайностей... он такой уравновешенный (как он это находил тишину во время злого морского шторма, около Сингапура?). Ах, как он пишет!.."
Электропоезд двигался дальше. "Хорошо сегодня! - радовалась про себя невзрачная внешне, но довольная Татьяна. - Я хочу поступить в театральный институт. Может быть, это в следующем году... подготовиться. Кстати, мой любимый певец-шансонье господин Вертинский, в моем возрасте хотел работать в театре, но его сам Станиславский "зарубил"... из-за того, что Саша букву "р" плохо выговаривал... Кстати, в следующем году будет ровно сто лет, как К.С.Станиславский отказал самому Александру Вертинскому. Но в то время он был еще юношей - просто Сашей, - размечталась Татьяна так, в складывающихся оригинально разрядках-совпадениях, - кстати, этот Виктор мне понравился... как бы ему намекнуть осторожно, что я неравнодушна к нему?.. Он так хорошо говорил о Шанхае, этом самом большом мегаполисе в мире... Кстати, в 2015 году будет 80 лет, как он, мой любимый Вертинский, прибыл в Шанхай из Парижа!.. Надо бы попробовать разыграть этот юбилейный стандарт. Кстати, у него такая судьба разносторонняя, интересная... много у него событий, путешествий, круглых дат, которые можно так в юбилеях разыгрывать, устанавливая воображаемые зеркала в своем будущем. Я хочу, чтобы эти зеркальные вехи отражали время назад, отскоком лучей, ко мне, заново, в мое настоящее, в мои десятки лет, в исполнение моих желаний так близко, как возможно в мозаичной панораме, в этом культурном сериале календарных ярмарок... в толкотне."
Так взаимно, в полном молчании, в этаком укрывательстве своих мыслей и чувств, наша дружная троица подъехала к Байкалу. Уже после Слюдянки, перед самым Байкальском, наша забавная компания сгрудилась в сером тамбуре вагона. Повеяло прохладой от озера. Но вдруг внимание Кристины привлек запрещающий знак на серой стенке: в окружности красного цвета сидел заяц-беляк, с сигарой и бутылкой водки, рядом валялась бумажка - но такой большой кругляшек был строго и решительно перечеркнут красной косой чертой, запрещая ему так!.. все его вредные привычки. Весь мозаичный в комплексе, образ знака сгенерировал ясно и очищающее так: "Не пить! Не курить! Не жрать, как зверь! Не сорить! И деньги надо вовремя платить!"
Кристина стояла, обалдевшая в шоке: "Ведь это все чисто так, как в моих мозайчиках! В моих зайчиках, в моих!.. моих... И у него даже ушки торчат... так, вверх! Как сквозь решето!"
- В наших зайчиках! - сказал вдруг ей Виктор. - А мы-то сами заплатили?
- А вот и мы, зайчики! - обратилась неожиданно к ним Татьяна, заметив этот интересный знак на стене.
- Тише! - прошептала тут быстро Кристина. - Тс-с...
Но тут, какой-то луч от водной поверхности озера блеснул так быстро, прямо в тамбур вагона, и заиграли так весело солнечные зайчики, как беличьи хвостики. Поезд остановился. Дверь открылась резко. Все пассажиры вышли. Было хорошо так, легко стало так, почти возле самой глади великого озера. Наши девушки и юноша радовались так, наслаждаясь этой волшебной жемчужинкой во времени, этакой небесной частичкой света в натуре.