С последним школьным звонком Ленька ощутил себя свободным человеком. Во-первых, от уроков и шестого "Б" класса с ехидным, как он считал, классным руководи-телем и угодливыми отличниками. Во-вторых, от самой школы - осенью он собирался перейти в другую. Теперь можно было сколько угодно ловить на реке рыбу и раков, вдоволь купаться, ходить в лес за цветами, намечать гриб-ные и ягодные маршруты. Прежде всего, требовалось обо-рудовать пристань на уловистом месте.
Рыба на выбранном участке реки клевала бойко и ра-довала величиной. Разбрасывая в воду отруби и жмых, Ленька рассчитывал привадить красавцев голавлей, пере-хитрить осторожных линей и язей. Но больше всего мечтал он поймать сильного увесистого леща, что для его возраста было бы равносильно подвигу.
Успех и неудача уживаются рядом. Следующим ут-ром рыба на приваженном месте не клевала. Правда, она хорошо ловилась по соседству с ним, и Ленька сделал дру-гую пристань. Но история повторилась. Обескураженный мальчишка приуныл, его вихрастая шевелюра еще больше разлохматилась, а предательские веснушки на носу, каза-лось, стали ярче и крупнее.
Вскоре смекалистый Ленька обнаружил в своих не-удачах закономерность. Дело в том, что рыба перекочевы-вала к родникам в верховьях реки и забивалась под коряги, где вода оставалась прохладной. Это заставило мальчишку смастерить более прочные снасти и на следующий день он удил рыбу у коряг, стоя в тени ветвей старого раскидистого дуба.
Расставив удочки и разбросав приманку, Ленька за-думался о несправедливом, как ему казалось, отношении к нему всех школьных учителей. Так например, учитель ис-тории на его сбивчивую речь едко заметил: "Тараторкин, не тараторь!" А за единственную подсказку для друга Вов-ки классный руководитель Любовь Степановна поставила ему в дневник большую жирную двойку. В то же время отличники, как он подозревал, тайно и безнаказанно подсказывают друг другу. Ленька связывал свои надежды с переходом в школу номер два, где собирался блеснуть незаурядными способностями.
Рыба долго не клевала и ушедший в мечты талант первую поклевку прозевал.
- Растяпа! - послышалось за его спиной. Голос был тонкий и писклявый, как у девчонки. Ленька обернулся, но никого не увидел. "Показалось", - решил уверенный в себе рыболов.
Вскоре он заметил в прогалине между лилиями стаю голавлей. Крупные красивые рыбы, находясь в безопасно-сти, увлеченно охотились на мух, слепней и комаров. Те-перь Леньку подвел азарт. Он не попал наживкой в прога-лину, крючок зацепился за лилию и распугал голавлей.
- Мазила! - опять послышался насмешливый го-лос, и снова незадачливый рыболов никого не обнаружил.
"Это от усталости и жары, - решил Ленька. - Зав-тра надо передохнуть".
Один из поплавков притопился, лег набок и не спеша поплыл в сторону. "Лещ!" - мгновенно сообразил Ленька и сделал подсечку. Что-то тяжелое и неповоротливое ше-вельнулось в таинственной глубине и потащило натянутую как струна леску к корягам.
- Осторожно, оборвешь снасть! - услужливо под-сказывал за спиной писклявый голос. Это вконец разозлило рыбака, и он потащил удочку изо всех сил. Леска взвыла на высокой ноте и со звоном лопнула, а Ленька от неожиданности чуть не упал. Согнутое в дугу удилище распрямилось, спружинило и словно бичем ударило по нижним ветвям дерева. И тут же резкий вопль огласил окрестности. Ленька обернулся и увидел лежащего на земле худенького большеглазого мальчика, который корчился от боли и неестественно дергал руками и ногами. От удара удилищем на его лбу багровела шишка.
Рыболов был готов поколотить дерзкого мальчишку, но ангельский вид, хрупкое телосложение и серебристая одежда незнакомца быстро остудили его гнев. Непонятным образом Ленька сообразил, что перед ним представитель другой цивилизации. Теперь обескураженному рыбаку одновременно хотелось и поговорить с инопланетным мальчиком, и задать хорошего стрекача. Любопытство одержало верх, и Ленька решил не убегать.
Инопланетянин встал на ноги, отряхнулся и недружелюбно оглядел его снизу вверх. Затем произнес странным голосом:
- Какой же ты, Ленька, неловкий. Такого леща упус-тил! Я его целую неделю для тебя приваживал. Видно, придется тебе ловить ершей и пескарей да откармливать кота!
- Не ври! Это я прикармливал рыбу, а лещ уплыл из-за твоих дурацких подсказок.
- Ах, так! - возмутился инопланетянин. - Вот по-верну рычаг этого прибора (он показал пальцем на какое-то устройство, прикрепленное на его груди), превращу тебя в лягушку и заставлю ловить мух и комаров. А потом поквакаешь немножко, и в тину.
Такая перспектива ничуть не обрадовала Леньку.
- Ладно, сейчас я тебя прощаю, но дальше твою учебу и поведение возьму под строгий контроль. Если по-требуется, накажу. Например, вот так. Инопланетянин на-жал одну из кнопок прибора, и Ленька застыл как гранит-ное изваяние. После этого инопланетянин сменил гнев на милость и заявил:
- Я совсем не злой, просто не люблю бездельников. Мой прибор сообщает о высоком уровне твоего интеллек-та. Советую повторить во время летних каникул весь мате-риал за шестой класс, не прятаться на последней парте и не бояться вызова к доске. Тогда и придет успех. Это так же верно, как и то, что меня зовут Крис. Запомни еще, что плохими могут быть не учителя, а ученики. Если же где-то найдется такой преподаватель, то это исключение, которое лишь подтверждает правило.
Затем он достал баночку мази и потер ушибленное место. К изумлению Леньки, опухоль и краснота быстро и бесследно исчезли.
Крис стал собираться в дорогу.
- Когда будет нужно, я тебя найду, - заявил он Леньке, повернул рычаг прибора и исчез...
Лето пролетело быстро и незаметно. В сентябре Ленька пошел учиться в родную школу. В классе он де-монстративно уселся на первой парте и вел себя тихо и не-заметно, пока повторяли материал за шестой класс. Затем стал поднимать руку на каждом уроке и получать четверки и пятерки. Одноклассники смотрели на него, как на мар-сианина, а учителя сначала спрашивали: "Тараторкин, что с тобой?", но затем привыкли.
В последнее воскресенье сентября сильно похолода-ло, но Ленька все равно отправился на рыбалку, где вновь встретил Криса. Инопланетный мальчик выглядел груст-ным и задумчивым.
- Мне пора возвращаться на свою планету, - сказал он Леньке. - Наше знакомство оказалось преждевремен-ным. Ученые моей планеты планировали такой контакт примерно через триста лет, когда отсталая наука Земли выйдет на новый уровень. А теперь за знакомство с тобой меня могут строго наказать.
- Но ты совсем не виноват! - возразил Ленька. - От удара удочкой одна из веток повернула рычаг твоего прибора, и ты стал видимым.
- Пожалуй, ты прав - такого объяснения достаточ-но, - согласился Крис. - Но дело не только в этом. Вот ты стал отличником и думаешь, что перевернул горы. Мне бы твои заботы. Ведь у нас сдача экзаменов за первый класс то же самое, что защита дипломного проекта в лю-бом из ваших институтов. А я после шести классов еще не выбрал достойной темы для своего проекта.
- Послушай, Крис! Мы нашли оправдание нашему знакомству. Почему бы тебе не представить своим учите-лям нашу встречу как один из возможных вариантов буду-щего контакта. А цель контакта: выявление способностей и их развитие у одного из представителей земной цивилизации.
- Ура! Ты гений, Ленька! Лучше даже я не смог бы придумать, - радостно и совсем по-земному закричал Крис.
Когда радость поубавилась, лицо Криса вновь стало грустным и серьезным.
- Мне пора улетать, корабль уже готов к отправле-нию, - сказал юный инопланетянин.
Он нажал какую-то кнопку прибора, и Ленька увидел на ближайшей полянке красивый оранжевый шар, из люка которого свешивалась витая лестница.
- Может быть, Ленька, мне разрешат встречаться с тобой, - с надеждой в голосе произнес Крис. - А теперь прощай!
Он ободряюще помахал рукой и скрылся в створе люка.
Шар бесшумно взмыл к вершинам деревьев, плавно набрал скорость и исчез в стылом осеннем небе...