С участием депутатов Жогорку Кенеша, руководителей правительства, силовиков, представителей гражданского общества, масс-медиа и международных организаций в Бишкеке обсуждены проекты Законов о зависимости от наркотических средств и психотропных веществ.
Отрадно: подобные слушания становятся, нормой общественной жизни республики. Кроме парламентариев и госчиновников, в них, реализуя свои конституционные права, участвуют и представители многочисленных неправительственных организаций. Тем самым гражданское общество напрямую участвует в создании, развитии и совершенствовании законодательной базы, управлении государством.
Нынешнее слушание, - и это обуславливалось важностью рассматриваемой проблемы, - отличалось высоким уровнем представительства. Семеро депутатов - цвет республиканского парламентаризма, и.о. вице-премьера, директор наркоагентства, заместитель министра соцзащиты и статс-секретарь Минздрава, международные и местные эксперты, руководители многочисленных НПО, представители МВД, аппарата правительства и ЖК...
Слушаниям предшествовала огромная законотворческая деятельность, которой, при поддержке Фонда "Сорос-Кыргызстан", умело дирижировало Госагентство по контролю наркотиков. "Дирижировало" в хорошем смысле - впервые силовое ведомство инициировало реалистичный, гуманный подход к наркопотребителям. Рабочая группа, в состав которой вошли известные в республике практики, ученые - специалисты в противодействии наркотизму, подготовили четыре законопроекта, которые позволят решать проблему с учетом последних новаций, изменившихся наркореалий, профилактики смертоносного ВИЧ/СПИДа.
Так, например, разработчики исключили свойственный старым законам образ "нарковрага", которого следовало запихать за решетку любой ценой. Исходя из реалий "Снижения вреда", наркозависимые, в случае принятия Закона, отойдут под крыло медиков, социальных работников. Силовикам же предстоит сконцентрироваться на сбытчиках, перевозчиках, организованных преступных группировках, занимающихся наркобизнесом.
Изменения, о которых рассказали разработчики, коснулись прежде всего уголовного и Кодекса об административных правонарушениях. И главная из них, несомненно - увеличение дозы наркотика, за хранение которой будет наступать уголовная ответственность. И то только после двукратного привлечения к ответственности административной. Нонсенс: героин сегодня изымается сотнями килограммов, отправить же за решетку можно уже за владение 0,15 граммами "белой смерти"! Потому-то, и это доказали проведенные исследования, места лишения свободы полны исключительно "наркострадальцами". Крупных же сбытчиков там можно буквально по пальцам перечесть. В условиях, когда из-за отсутствия лекарств, специалистов, методик принудительное лечение от наркозависимости в колониях превратилось в настоящую профанацию, значительное увеличение достаточной для привлечения к уголовной ответственности дозы представляется мерой весьма уместной. А административная преюдиция дает наркозависимому реальный шанс обратиться к врачам, избавиться от болезни.
От применения преюдиции, когда для привлечения к ответственности уголовной надо дважды в течение года привлечь лицо к адмответственности (штраф, исправительные работы), предостерегали, кстати, как местные правозащитники, так и международные эксперты. Они считают эту норму отжившей, своего рода "правовым анахронизмом". Однако учитывая, что "неподсудную" дозу предполагается увеличить в 10 (!) раз, ответственность административную предполагается использовать только в качестве меры превентивной. Иначе где гарантии, что наши улицы не захлестнет "муравьиная" торговля "неподсудными" миллиграммами? И кто мешает нам в дальнейшем вновь вернуться к этой проблеме и еще более "продвинуть" республиканское законодательство? Такая постановка вопроса удовлетворила всех участников общественных слушаний.
Исключительно новшеством является предложенный разработчиками и проект другого правового акта - Закона "О профилактике зависимости от наркотических средств и психотропных веществ". К чести Кыргызстана, что в предупреждении наркотизма опять оказался "впереди планеты всей", аналогов этой норме в СНГ нет. Думаю, в случае принятия, закон этот вполне может стать моделью, достойной подражания.
Назову лишь несколько заложенных в него новаций. Впервые декларируется и подтверждается практическими действиями ориентированность государственной политики в сфере профилактики зависимости от наркотических средств и психотропов на нужды их потребителей, сотрудничество и взаимодействие с представителями сообщества наркозависимых. Такой подход дружно поддержали присутствовавшие на слушании представители наркосообщества. Сам факт их присутствия и равноправного участия в дискуссиях, кстати, уже говорит о многом!
Во-вторых, наряду с правами правоохраны, медиков и социальных работников, в сфере профилактики наркотизма впервые концентрированно выражены и права граждан, в т.ч. самих наркозависимых. В третьих, четко определена система наркологических стандартов, которых, к примеру, придется строго придерживаться как государственным, так и частным врачам, желающим приобрести лицензию на оказание наркологической помощи. Таким образом предполагается поставить заслон шарлатанству и кликушеству, расплодившимся в этой сфере в последнее время.
...Слушание выдалось неформальным, весьма и весьма заинтересованным, продуктивным. Высказывались замечания и дополнения, генерировались и озвучивались интересные идеи. К примеру, скооперировать средства НПО и государства для создания настоящих реабилитационных центров. При этом руководитель одного из заинтересованных министерств обнадежил, что в бюджете уже заложены пусть пока и небольшие, но верные деньги на эту цель.
Государство, таким образом, действительно обратилось лицом к проблеме.