Зеленков Василий Вадимович : другие произведения.

Западная анимация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзоры западных мультфильмов и мультсериалов, которые посмотрел и которые побудили что-то о них написать.


  
   Avatar: The Last Airbender (Аватар: Легенда об Аанге)
   Batman Beyond - Return of the Joker (Бэтмен будущего: Возвращение Джокера)
   How to Train Your Dragon (Как приручить дракона)
   Secret of Kells (Тайна Келлс)
  

Avatar: The Last Airbender (Аватар: Легенда об Аанге)

   Как ни странно, но изначально я смотреть этот сериал не собирался. Видел на прилавках - но обложка интереса не вызывала, и вообще являла ассоциации с эскимосской мифологией. И только после того, как похвалили во френд-ленте - решил попробовать.
   Правильно сделал. Потому что теперь "Аватар" прописался у меня в списке любимой западной анимации прочно и несокрушимо. И не только из-за яркого мира, и великолепной стихийной магии, сращенной с боевыми искусствами, отличия которых очевидны даже при отсутствии волшебной части, не только потому, что я люблю Восток, а приключения Аватара явно о нем напоминают...
   Тут же еще и сюжет. И отменные персонажи. И отношения... и, кстати говоря, я уже привык, что при всей суровой американской цензуре авторы анимационных вселенных Marvel и DC постоянно протаскивают что-то весьма серьезное. Но вот от канала Nickelodeon я такого, признаться, не ожидал - а зря.
   Тем, кто посчитает "Аватар" просто детским мультом, стоит учесть, что сюжет начинается с мировой войны и истребления народов - что проходит темой сквозь весь сериал. Дальше - больше. Контроль разума, манипуляции, этические дилеммы, смерти в семье, физические травмы... про серию The Puppetmaster я вообще молчу.
   И при всем этом "Аватар" все равно остается симпатичным и оптимистичным в целом сериалом. Как этого добились? Я не возьмусь сказать; лучше посмотреть самим.
   Одно из несомненных достоинств "Аватара" - это проработанный мир. Тут нет столь обычных для фэнтези монокультур - некоторые обычаи Северного полюса шокируют выросших на Южном, культура Оммашу и Ба Синг Сё (хотя оба города относятся к Земле) отличается изрядно. Да и стандартного противопоставления "всех хороших против всех плохих" нет; на обеих сторонах находятся и герои, и негодяи, и самые обычные люди со своими достоинствами и недостатками. И герои одерживают победу далеко не всегда. Но, собственно, даже и злодеи не так уж плохи по сути своей - нынешний правитель Страны Огня продолжает то, что начал его отец, тот же продолжал дело своего отца... а тот руководствовался изначально вполне себе просветительскими мотивами. Я уже не говорю об помянутых выше боевых искусствах - каждое движение связано с определенным стихийным проявлением, и выглядит это донельзя органично и правильно.
   А еще герои меняются. Не только меняют одежду (что само по себе хорошо - многие мультсериалы заставляют героев десятками серий выступать в одном и том же), но и меняются личностно. Кто-то больше, кто-то меньше - но неизменным не остается почти никто.
   Не могу не отметить, что мне упорно кажется - создатели очень любят Страну Огня. Технические новинки там адаптируют с потрясающей скоростью, воевать умеют очень неплохо, из постоянного состава центральных персонажей - половина из этой страны, немалая часть самых эмоциональных серий выпадает на этих самых персонажей и на их родные места... Впрочем, кто их упрекнет? Отнюдь не я, проникшийся понемногу схожими чувствами.
   Другие страны, конечно, не обойдены вниманием. Открытые ветрам храмы Народа Воздуха, величественные ледяные города Народа Воды, обширные пространства и могучая архитектура Народа Земли... все это найдет свое место на экране, и будет даже показано в подробностях. Честно, некоторые пейзажи хочется просто рассматривать.
   Да и сами народы обрисованы ярко, хоть иногда и мимолетно. Явно составляют свою культуру Огненные лучники Ю-Янь и Земные воины Киоши и Дай Ли, эскадры Огненного флота носят свое название и четкие обозначения... Что ж, это и есть "проработанный мир", не правда ли?
   Замечу также, что, пристрастившись к оригинальной озвучке, я рекомендую смотреть "Аватар" именно в ней. Благо озвучены все замечательно - даже в случае Джесси Флауэр, ненамного отличавшейся по возрасту от своей героини. Прекрасно справились с ролью Айро и Мако, и Грег Болдуин... и как всегда великолепен Марк Хэмилл - Хозяин Огня Озай. В частности, все серии с участием Озая я бы советовал смотреть именно в оригинале.
   Разумеется, некоторые недостатки у сериала есть. Некоторые серии слабее других, второй и третий сезоны крепче сюжетно и сильнее эмоционально, чем первый. Немного смазан финал - в частности, вовремя подвернувшимся камнем и неожиданным помощником. Да, его мотив прослеживался в течение всего сериала, но ощущение "бога из машины" все-таки осталось. Несколько загадок остались нераскрытыми... хотя нельзя получить всего, правда?
   Но достоинства все же перекрывают промахи. И немалая заслуга того - в персонажах, о которых сейчас поговорим.
   Аанг, юный Аватар, потенциально самый могучий - и при этом самый миролюбивый из персонажей. И философия Народа Воздуха, и собственный характер заставляют его следовать принципу, высказанному в совершенно ином месте и времени - "Из всех решений выбирай самое доброе"; обычно у Аанга получается. Чего ему постоянно не хватает - так это серьезного отношения к миру; зачастую вероятную проблему он может просто проглядеть... пока не укажут, благо есть кому. И вот тогда он над ней задумается серьезно.
   Доля Аватара непроста - и поначалу Аанг не желает ответственности, полагающейся ему по рождению. Но... он все-таки ее принимает, и идет по этому пути. И находит собственное решение там, где, казалось бы, есть лишь два пути (пусть и не без помощи).
   Черты характера Аанга особенно хорошо выделяются, когда сравниваешь его с предшественником - Аватаром Року (пусть он и появляется всегда лишь призраком или воспоминанием). Урожденный Огненный - человек более целеустремленный, чем Аанг, обладающий куда более обширным опытом и пониманием мира; он служит наставником, хотя уроки его зачастую понятны не сразу. Благодаря Року мы можем заглянуть в мир до войны и оценить мотивы, лежащие в основе нынешнего противостояния.
   С самой первой серии Аанга сопровождает Катара, единственная Водница Южного полюса... и, как впоследствии выясняется - весьма талантливая. Гордая, склонная к поучениям, вспыльчивая... но при этом - заботливая и самоотверженная. А иногда и авантюрная, хотя эта сторона личности приносит ей одни неприятности. А поскольку гордостью, не самым терпеливым характером и авантюризмом отличается и Тоф (мастер Земли в команде)... неудивительно, что поначалу они ругались, а потом - сдружились. Тоф, кстати говоря, свойственно как Земное упрямство, так и Земная верность друзьям и тому, во что она верит. Она не видит мира - но прекрасно чувствует ложь (за редкими исключениями), совмещает высокое воспитание с потрясающим отсутствием манер... но при этом на нее можно положиться. Пусть она и будет над вами язвить.
   Сокка, брат Катары, поначалу кажется слабым звеном в команде. Магии в нем нет, планы не срабатывают... однако не сразу понимаешь, что Сокка - очень неплохой и талантливый боец (чем дальше - тем лучше), а его планы становятся все более верными и продуманными. Отсутствие мощи Сокка часто возмещает смекалкой (а иногда и актерскими талантами), что особо видно в третьем сезоне... хотя чувство юмора его не оставляет ни на минуту. И теми же чертами - быстрым соображением и высоким боевым мастерством при отсутствии магии отличается и Суюки, лидер воинов Киоши, одна из многих деятельных девушек сериала. Ей зачастую просто нельзя не восхититься - один эпизод с захватом смотрителя тюрьмы чего стоит... Да и не только он. Суюки входит в команду далеко не сразу, но потом уже трудно представить группу без нее. А что еще роднит ее с Соккой - то, что постепенно они перешагивают ненависть к Огненным, пусть это и непросто.
   Зуко - один из самых ярких и полюбившихся зрителям персонажей. Зачастую даже непонятно, симпатизируют ли изгнанному принцу создатели сериала и издеваются над ним; на долю Зуко выпадает больше всего приключений и развития личности... но при этом и неприятностей со стрессами валится на него больше всего. Причем зачастую отнюдь не комичных, совсем наоборот.
   Из всех персонажей Зуко прошел, пожалуй, наиболее серьезное превращение за время сериала - от вспыльчивого, безрассудного и одержимого одной целью юнца в первом сезоне до изменившего взгляды на жизнь мастера в третьем. Впрочем, стоит отметить, что Зуко вообще часто преподносит сюрпризы: вот вроде бы он не слишком силен... но уже обученная Катара держится против него с трудом, а с приходом дня - проигрывает моментально, в Blue Spirit он демонстрирует великолепное мастерство бойца и разведчика без грана магии, позже осваивает технику, которой овладел лишь ее изобретатель и успешно ее применяет... Да и планы его, в общем-то, срабатывают - та часть, которую он успевает продумать. В общем и целом - Зуко есть за что уважать, хотя без влияния дяди пришлось бы сложнее.
   Айро, Дракон Запада и помянутый выше дядя - вообще самый полюбившийся персонаж "Аватара". Он многое пережил, и этап изменений для него остался позади, оплаченный дорогой ценой. Пожалуй, Айро являет собой наибольший контраст внешности и сущности - безобидный толстячок, любитель игр, музыки и чая, относящийся к жизни беззаботно... Но сперва узнаешь, что он был генералом, потом - видишь, что военные Страны Огня относятся к нему с нешуточным уважением, а когда Айро начинает сражаться... хм... Давайте просто скажем - Драконом Запада его прозвали не за любовь к горячему чаю.
   Впрочем, основная сила Айро не в великом мастерстве Огня (хотя по силе с ним сравнимы, пожалуй, только два-три человека, и двое из них давно умерли), а в умении жить в гармонии с миром и понимать людей. Именно влияние Айро заставляет его племянника подумать над своим путем и принять решения. Именно он оказывается куда более важной фигурой, чем кажется поначалу.
   Потому что добродушие и нежелание постоянно применять силу не говорят о слабости. А если вы действительно воспринимаете Айро так... это большая ошибка. Очень, очень большая.
   Совсем иначе, но ярко блистает еще один представитель этой семьи - принцесса Азула, второй ребенок Озая и сестра Зуко. Талантливая, умная, волевая... и при этом беспощадная и циничная; эти качества характера в сочетании с впечатляющей Огненной мощью превращают ее в очень опасного противника. Только есть в ее характере слабости, которые отсутствуют у брата, и они-то и подводят Азулу, при всем ее уме и умении манипулировать даже ближайшими подругами.
   Таких, кстати, две (еще один пример серьезной боевой силы без магии), и они отличаются друг от друга очень серьезно. Тай Ли - веселая акробатка, мастер рукопашного боя, наслаждающаяся успехом у противоположного пола, никогда особенно не задумывающаяся над трудностями жизни - просто живущая. Тем сильнее выглядят моменты ее серьезного выбора. Ну а Мэй - прямая противоположность; замкнутая, спокойная, предпочитающая дальний бой... и ей проникаешься далеко не сразу. Я все же проникся, ощутив, что под флегматичной внешностью - все-таки мощный Огонь, и осознав, что ее избраннику она действительно подходит лучше всех других. В отличие от Тай Ли Мэй не поступает импульсивно - и потому выглядит взрослее подруги. А при этом она практически бесстрашна - и это качество тоже достойно уважения.
   Следует отметить, что хотя общей угрозой сериала остается Страна Огня, но все же в каждом сезоне - свой, особый антагонист. В "Книге Воды" таким стал сперва коммандер, а потом адмирал Джао - личность неприятная, но при этом цельная, волевая и непреклонная. Планы Джао разрушают непредвиденные факторы, но при этом воевать и пользоваться тем, что у него есть в руках, он умеет. Вот только замахивается на то, чего людям касаться не следует - и платит за это.
   В "Книге Земли" основным противником является Азула, но антагонистом служит также и Лон Фенг, "министр культуры" Ба Синг Сё. Сюжетная арка столицы Царства Земли - это вообще отдельная история о манипуляциях, власти за троном, контроле населения, промывке мозгов - и Лон Фенг здесь ключевая фигура. Да, возможно, по чистой мощи он уступает другим - но опасен глава тайной полиции отнюдь не своей магией, что и проявляет.
   Ну а в "Книге Огня" наконец-то появляется Хозяин Огня Озай, фигура не менее яркая, чем другие члены его семьи. Здесь мы впервые видим его лицо - которое могло бы принадлежать "совершенномудрому правителю", и даже чем-то напоминает старинные изображения великих императоров Востока. Не сразу, но с удивлением понимаешь, что Озай, правитель всех Огненных, на самом деле - едва ли не самая сдержанная личность сериала. Что во флешбеках, что в настоящем времени он очень редко повышает голос, он не впадает в бешенство - при том, что даже Айро временами срывается. Даже самые великие планы он излагает все тем же неспешным тихим голосом. Озаю нет нужды громогласно возглашать - его и так слушают в полной тишине.
   И только когда небеса озаряются огнем кометы Созина, Хозяин Огня позволяет себе отпустить эмоции, выплеснуть вместе с магией пылающие чувства. Но это абсолютно ему не мешает.
   Вообще, ярких персонажей всех планов в "Аватаре" много. Наемница Джун, похищающий лица Ко, могучий вождь Хакода, ставящий долг выше жизни смотритель тюрьмы, давно покойный друг Аанга Гиацу, нежная принцесса Юи, молчаливый убийца Взрыватель, яростный повстанец Джет и его отряд... и, конечно, Орден Белого Лотоса, где каждый - мастер, где каждый - сам по себе армия. Я уже молчу и про звериную часть команды - летучего лемура Момо и небесного зубра Аппу. Но о них говорить можно долго.
   Так стоит ли смотреть Avatar: The Last Airbender? Если вы еще сомневаетесь - то, видимо, не прочитали того, что написано выше, и даже не пробовали смотреть.
  
   И в заключение - немного о любимых сериях.
   The King of Omashu. Чем мне нравится эта серия? Ну, во-первых, город Омашу сам по себе впечатляет - своей необычной архитектурой, тем, как применяется здесь сила Земли... а во-вторых, здесь впервые появляется чудесный персонаж - эксцентричный царь Буми с его трикстерской мудростью, нестандартными заданиями... и колоссальной Земной мощью. Момент осознания Аангом того, что на самом деле представляет из себя вроде бы дряхлый старик - бесценен... как и момент осознания его имени.
   The Storm. Эта серия важна прежде всего для Зуко. До этого мы не видим причин его странствия, источника ожога на лице... хотя кое-что интересное и понимаем о принце, видя, как он держит слово и как сражается на Агни Кай. Но в рассказе Айро оживает прошлое - и Зуко становится понятнее, а его мотивы - ближе. И именно тут мы впервые слышим и видим Озая и Азулу - пусть лицо первого скрыто, а вторая не произносит ни слова.
  
   The Blind Bandit. Первое появление Тоф. Масштабные бои с участием Земных всех мастей. Высокое общество Царства Земли... и как это может не понравиться? Впрочем, серия не просто служит "историей происхождения" для Тоф, но еще и помогает лучше понять ее мотивы; разумеется, при таких условиях у нее будет то еще отношение к правильным манерам и поведению в обществе.
   Zuko Alone. Очень сильная эмоционально серия, сосредоточенная на Зуко, как и следует из названия. Фактически, тут две линии повествования - нынешнее странствие принца, и воспоминания о детстве... и цепляют обе они в равной степени. За одну серию мы узнаем об отношениях в правящей семье больше, чем за все предыдущее время; едва ли не единственный раз мы по-настоящему видим Урсу и Азулона, мать и деда принца... А еще стоит отметить, что несмотря на весь восточный антураж, серия вызывает однозначные ассоциации с вестерном. Честно, я подсознательно все время ждал музыки Морриконе на втором плане. Впрочем, эти ассоциации скорее усиливают впечатление, чем портят его.
   Tales of Ba Sing Se. Сборник небольших новелл - о жизни персонажей в столице Царства Земли. Лично мне больше всего понравились три - о том, как Момо искал друга, о неловком свидании Зуко, устроенном дядей, и история самого Айро. Последняя зацепила больше всего; контраст между добродушным и веселым настроением всей истории и финалом запоминается надолго. А песенка, успокаивающая малыша, в конце серии приобретает совершенно иной смысл.
  
   The Beach. Пляжные серии - непременный атрибут множества аниме, и служат они обычно для разрядки и смены настроения. Здесь же... иначе. Право же, за четырьмя Огненными на острове следишь с куда большим интересом, чем за побегом группы Аватара от Взрывателя (при всей динамичности последнего).
   Именно в этой серии становится понятно, насколько же Зуко, Азула, Тай Ли и Мэй отличаются от "золотой молодежи" своей страны. Эта четверка, столь же юная, сколь и молодые бездельники, прошла войну, неоднократно рисковала собой, может с полным правом именовать себя воинами - в отличие от Чена и компании. И при всем несходстве характеров они друг другу куда ближе, чем иным сверстникам; пожалуй, Зуко, не разделяя идей Азулы о власти над миром, прекрасно бы ее понял.
   Ну а разговор у костра на пляже, где высказываются все - даже Азула получает краткий момент душевной боли, показывающий, что она не настолько твердокаменна, как кажется - врезается в память.
   The Avatar and the Firelord. Еще один экскурс в прошлое - на этот раз на много десятилетий назад. Зуко читает воспоминания Созина, Аанг слушает рассказ Року - но повествуют они об одном и том же, о своей дружбе и ее конце. Каждый момент веселого дружеского общения исполнен незаметной горечи - мы знаем, что Созин в итоге развяжет мировую войну, а Року не сможет остановить друга. И видим - как именно происходит размолвка, как рушится дружба... и как она могла бы восстановиться. Сцена, когда двое бывших друзей сражаются против ярости природы плечом к плечу - одна из самых впечатляющих.
   The Day of Black Sun, p. 1-2. Двухсерийная история штурма Страны Огня - в некотором роде "зеркало" Siege of the North... и с тем же результатом в итоге. Эпическая картина, ставшая одновременно крушением планов для армии, явлением нового оружия Страны Огня, демонстрацией гамбитов Огненной семьи... и переломным моментом для Зуко, в очередной раз незаметно подчеркнувшим его мастерство боя. Не обошлось и без первой демонстрации Озая в деле - и впечатляющей.
   The Firebending Masters. Путешествие Аанга и Зуко. Новые принципы владения Огнем. Новая культура внутри Огненной. Наконец - впервые живые драконы! Ну как такую серию не полюбить? Даже если бы там не было великолепных визуально вещей - а они есть.
   The Boiling Rock, p. 1-2. Снова двухсерийная история - теперь уже завязанная на организации побега из тюрьмы. Однако "Аватар" не был бы "Аватаром", не добавь он к этой ветви отношения Мэй и Зуко, хитрые планы оных побегов... и в чем-то переломный момент для Азулы и ее подруг. А, и еще, как всегда, не сделали одномерным противника - поскольку смотритель, конечно, личность скверная, но долг ставит превыше своей жизни и даже не задумывается.
   The Southern Raiders. Вот после этой серии понимаешь, почему Зуко так часто желают поставить в пару с Катарой - здесь притяжение несомненно. Впрочем, не в этом суть; в очередной раз поднимается проблема мести и убийства... и Водница находит в себе силы принять решение. Но отмечу, что неожиданно в тон всей серии играют и последние секунды - вопрос Зуко Аангу и шок от осознания у последнего.
   Sozin's Comet, p. 1-4. Окончание сериала, истинный Grand Finale. Если отбросить то, о чем я говорил выше (касательно смазанного финала), то четырехсерийная история кометы поражает с начала и до конца. Битва в воздухе и Airship Slice!. Взятие города Белым Лотосом. Примирение дяди и племянника. И, конечно же, два идущих параллельно поединка - потрясающе красивый бой брата и сестры, и первая встреча лицом к лицу Аватара и Хозяина Огня.
   До этого Озая нам практически не показывали в деле, исключая краткий момент в Day of the Black Sun. Когда сериал лишь выходил, кое-кто даже предполагал, что Азула куда сильнее отца... и это была ошибка. Именно здесь Озай разворачивается во всю свою пламенную мощь - и даже для Аватара оказывается невероятно сложным противником (а до удачного камня - и вовсе непобедимым). Собственно, и осознание каких-то недостатков приходит уже при последующем обдумывании... а пока просто смотришь, широко открыв глаза.
  

Batman Beyond - Return of the Joker (Бэтмен будущего: Возвращение Джокера)

   Несмотря на то, что я постепенно и с интересом знакомлюсь с комикс-мультсериалами, полнометражки в руки мне попадают довольно редко. Но об этом фильме я был уже наслышан - и порадовался тому, что добыл оригинальную, неурезанную версию. Кстати, рекомендую я именно ее, поскольку она дает самый полный сюжет (что очевидно).
   Для начала - пара слов о том, что такое вообще Batman Beyond, он же - "Бэтмен будущего". Это начавший сниматься в 1998 и выходить в 1999 году мультсериал, являвший Готэм будущего, изрядно постаревшего Брюса Уэйна и его воспитанника - Терри МакГинниса, ставшего новым Бэтменом. Создан он был с подачи транслировавшей мультсериалы телесети, однако идею разрабатывала уже сама команда Batman The Animated Series.
   Получилось, судя по отзывам... своеобразно. Футуристический антураж, мягко сказать, отличался от привычных декораций бэтменовской саги, а Терри - от тогдашнего Брюса. Идея о смене Темного Рыцаря понравилась далеко не всем; впрочем, определенную долю популярности сериал получил. Более того - его коснулись позже, уже в Justice League; в мире "Бэтмена будущего" происходят эпизоды The Once and Future Thing 2 - Warped и Epilogue. А спустя несколько лет костюм Бэтмена в комикс-вселенной надел Дик Грейсон, который чем-то, по-моему, на Терри смахивает.
   Одной из причин, по которым Batman Beyond критиковали - отсутствие среди противников МакГинниса знакомых лиц. Увы, злодеи сериала получились куда бледнее галереи противников Бэтмена, которую уж точно нельзя упрекнуть в блеклости.
   Судьба же злодеев прошлого представляла сплошную загадку. Кое-кто появился в шоу, кое-кто получил свою долю внимания в сопутствующих комиксах... но вот что стало с главным врагом Бэтмена - так и оставалось тайной до рубежа 2000 и 2001 годов, когда вышло Return of the Joker. И название говорящее - Джокер вернулся, он нисколько не постарел, в отличие от своего вечного противника, он превосходно знает Готэм... а тот уже отвык от шута-убийцы. Впрочем, его еще помнят - гости на приеме в высшем обществе разбегаются с воплями ужаса при одном его появлении.
   Причину возвращения Джокера и того, что с ним было в прошлом, я все же раскрывать не стану - это надо видеть. Но она дает понять - и почему Брюс Уэйн хромает, и почему он ожесточился куда больше прежнего (до такой степени, что в помянутом выше эпизоде Justice League молодому Бэтмену приходится играть роль хорошего копа в тандеме со постаревшей версией).
   Как бы то ни было - но Джокер здесь впечатляет, по-моему, не меньше, чем в The Dark Knight. Выход фильма напрямую на видео позволил избавиться от некоторых ограничений телеканалов (хотя изрядные проблемы все равно были), и клоун здесь выглядит куда более жутким и опасным, чем во всех других анимационных воплощениях. Поневоле понимаешь, почему даже суперзлодеи обходят его стороной; честно говоря, я постоянно ждал фразы Why so serious?. Впрочем, The last sound you'll hear will be our laughter работает не хуже, учитывая обстоятельства... и голос.
   Да, немалую роль играет и озвучка. Бессменный Кевин Конрой справился с постаревшим Брюсом ничуть не хуже, чем с молодым, Уилл Фридл продолжал играть Терри... ну а на роль Джокера с удовольствием вернулся Марк Хэмилл. И, как всегда, потрясающе вложился - одна из причин, по которой смотреть стоит в оригинале.
   Фильм очень трудно обозревать без спойлеров - а давать их, на мой взгляд, не стоит. Лично для меня это - одно из лучших экранных появлений Джокера и одна из самых темных по настроению частей анимационной вселенной DC. Но при этом - против шута-убийцы находится неожиданный способ, который не пришел бы в голову Брюсу Уэйну... зато подходит Терри МакГиннису.
   Итак, стоит ли смотреть Return of the Joker? Даже если вам не нравится идея о "Бэтмене будущего" - вне сомнения. Потому что сам по себе фильм впечатляет и цепляет изрядно.
  

How to Train Your Dragon (Как приручить дракона)

   Далеко на севере есть остров Берк. Его населяют суровые викинги, крепкие как скалы и могучие как море; их жизнь и пища так же просты и серьезны, как и они сами. И все бы хорошо, если бы не...
   Драконы!
   Так начинается история юного Иккинга, живущего в тех местах, где драконы появляются постоянно и служат беспрестанным источником раздражения для викингов, а старики преподают молодежи искусство охоты на них. Сам Иккинг, конечно, мечтает стать таким же драконоборцем, как его отец Стоик (который в начале фильма забивает огненного ящера просто руками)... только вот не получается. Недостает физической крепости, оружие валится из рук, и правы те сородичи, которые заявляют "Тебе надо прекратить... вот это!", обводя рукой всего юношу разом. Да, он значительно умнее соплеменников - но попробуй применить этот ум, когда нет возможности и повода!
   Только все меняется, когда ему удается подбить, а потом и найти дракона - и не какого-нибудь, а редчайшую Ночную Фурию.
   Фильм очень хорош. Даже безотносительно моей давней и прочной любви к драконам - зрелищем просто наслаждаешься. Слегка шаржированные персонажи мало мешают восприятию; они прекрасно вписываются в стилистику и окружающий мир. Который, кстати, очень притягателен - суровая и величественная северная природа не дает отвести взгляда. Ну разве что его притянут на себя обитатели - которые не менее ярки. Могучий Стоик, мудрый и прямолинейный кузнец Гоббер, команда молодежи (где, конечно, выделяется деятельная Астрид, но и остальные там примечательны, что близнецы, что знаток всех возможных драконьих пород). Собственно говоря, тут у каждого - своя личность, причем неоднозначная. Вроде бы искалеченный Гоббер не боится никакого чудовища; суровый Стоик искренне заботится о сыне и желает, чтобы тот добился успеха в жизни, сам Иккинг вместо привычного его сородичам прямолинейного подхода к битве пользуется смекалкой и знаниями, полученными от общения...
   Но на фоне людей выделяются те, кто есть в названии - драконы. Здесь их много. Очень много, всех форм, расцветок и видов; лишь с частью мы знакомимся по ходу фильма, и еще больше остается за кадром. Но, разумеется, ближе всего становится та самая Ночная Фурия или Беззубик - потрясающе обаятельное, несмотря на опасность, существо. Чем-то по повадкам он напоминает не только дракона, но и кошку - что лично мне только прибавляет симпатии. Впрочем, в любом случае на него и его дружбу с Иккингом нельзя смотреть без улыбки.
   Фильм ведь действительно о дружбе. И не только мальчика с драконом, но и людей друг с другом - о дружбе, понимании, доверии... При всем веселье фильма тут хватает моментов, которые изрядно печальны и балансируют на грани трагедии, чуть было не переходя эту самую грань.
   Но в итоге многое меняется. Первый контакт оказывается не единственным, общая угроза объединяет викингов с драконами... и, право же, сцена боя не уступает никакому другому эпическому повествованию. И, вопреки многим мульт-правилам, победа не обходится без потерь для главного героя.
   Итак, надо ли смотреть фильм? Конечно, надо. И причина тому проста.
   Далеко на севере есть остров Берк. Его населяют суровые викинги, крепкие как скалы и могучие как море; их жизнь и пища так же просты и серьезны, как и они сами. И не было бы у них в жизни никакой радости, если бы не...
   Драконы!
  

Secret of Kells (Тайна Келлс)

   Этот мультфильм, привезенный Соуль, лежал у меня почти год - и никак не доходили руки посмотреть, о чем я теперь искренне жалею. Потому что он непередаваемо прекрасен.
   Графика поначалу слегка удивляет - но уже очень скоро начинаешь просто любоваться узорами, которые здесь вплетены... да во все! В туман, стены, одежду, надписи, лес... даже в мысли. И, уже ничего не замечая, следишь за историей.
   Которая становится особенно поразительной, когда вспоминаешь, сколько из показанного существовало в действительности. Ведь хранится до сих пор Келлская книга. И был когда-то у монаха-писца белый кот Пангур, оставшийся в веках благодаря стихотворению хозяина. И северяне по тем местам проходились огнем и мечом...
   Однако об этом вспоминаешь позднее - а пока лишь следишь за происходящим. Пересказывать мультфильм очень трудно; тут немалую часть очарования создает то, что видишь и слышишь, и на письме передать это невозможно. Но при этом "Тайна Келлс" не перестает быть притягательной с начала до конца, многие детали поворачиваются неожиданной стороной... а волшебство пронизывает каждый кадр. Узоры, читающиеся в мире на каждом шагу. Лесное волшебство фейри Эшлинг и ее подданных. Чудо, возникающее под перьями келлских монахов, брата Эйдана и самого юного Брендана, главного героя... чуть было не написал "книги".
   А книга, кстати, тут действительно в центре всего - от слов Эшлинг в начале до последних кадров, где мелькают страницы той самой, истинной Келлской книги. И ее историю сопровождают моменты, от которых сжимается сердце - часто они связаны с аббатом Келлахом, его великой мечтой и не менее великим ощущением вины ближе к концу.
   Брендан, как и положено монаху, не владеет оружием - но таковым ему служат знания и уверенная рука. В битве воображения побеждает тот, кто находит нужный образ - и тогда белый мелок сможет отогнать древнее чудовище, а юный монах подружится с бессмертной фейри и она поможет ему завершить святую книгу.
   Как я уже сказал, "Тайну Келлс" пересказывать трудно... да и практически бесполезно. Ее надо смотреть. Слушать. Впитывать в себя... и наслаждаться кусочком пропитанного волшебством прошлого.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"