Под шумок, в прессе «второго и третьего уровня» подспудно проходит антигерманская пропаганда - показывающая солдат Вермахта дикими, не знающими жалости варварами, в руки к которым лучше живым не попадать… Подробно и со смакованием описывается, как те же поляки, поверив сбрасываемым на них листовках - сдавались в плен и, были после этого жестоко замучены или заморены голодом. Для придания большей достоверности приводились имена, номера частей, названия населённых пунктов… И конечно же - леденящие душу «подробности». По большей части, конечно, всё выдумано, но иногда проскальзывали и достоверные факты.
Перебежчиков то с той стороны хватает!
Особенно, лиц еврейской национальности.
Кстати…
Соответствующие «компетентные органы» последних сперва направляют в места компактного проживания их соплеменников. Чтоб нагнать на тех жути и понудить к переселению из будущей прифронтовой полосы в восточные районы страны, где их уже ждут на стройках «заводов-дублёров». Затем после соответствующего инструктажа – в Америку. Глядишь, после таких живых свидетелей и, планируемый нами с Полиной Жемчужиной - вброс «Протокола конференции по окончательному решению еврейского вопроса», зайдёт как надо тамошнему электорату, а через него – истеблишменту. И если не от правительства, так от еврейской диаспоры в Штатах - нам кой чё к 22-му июня обломится.
В Выборге – комиссией во главе с Председателем «Следственного комитета (СК) при Президиуме Верховного Совета СССР» - Львом Романовичем Шейниным (того самого!) проводятся раскопки на месте захоронений жертв массой резни русскоязычного населения финской армией и националистами в 18-м году. После завершения предварительного расследования, будет проведена пропагандистская компания, предъявлен ультиматум к правительству Финляндии о выдаче военных преступников – в первую очередь Маннергейма и, затем маленькая - но победоносная война…
Короче, всё идёт по плану.
***
Однако, вернёмся на Полигон.
Разумеется, первым делом выяснили причину, по которой взорвался «Т-34» с экипажем из конструкторов Харьковского танкового завода, во главе с самим Морозовым…
Вечная память и пусть земля им будет пухом!
Распоряжение об награждении орденами и медалями (посмертно) и похоронах, мной уже отданы. Не был забыт и Котин, получивший за свой левый глаз орден «Знак почёта».
Чтоб понять что произошло, на Полигоне смоделировали ситуацию: в ёмкостях – в обычных двухсотлитровых бочках, в разной степени заполненных дизтопливом, взрывали заряды взрывчатки соответствующие находящимся в каморе 45-мм бронебойного снаряда.
Это – всего 0,019 килограмм ВВ на основе тротила, если что.
Итак, начали!
Полный бак от подрыва просто развалился на крупные куски, а бывший в нём газойль расплескался и воспламенился.
Причём, кострище был знатный – полнеба заволокло чёрным дымом!
Пока усиленный наряд пожарных потушил огонь – что удавалось с превеликим трудом, перешли на другое место и попробовали на подрыв наполовину полный бак…
Тот же результат, только естественно пламени и дыма поменьше.
Наполненный на четверть – тоже не произвёл особого впечатления.
Зато тот бак, в котором дизтоплива всего «на палец» - рванул так, что народ от неожиданности аж присел!
Один из специалистов из группы Горемыкина предположил:
- Произошла детонация паров дизельного топлива.
Генерал-майор технических войск Лебедева, уверенно заявил:
- Бензиновые пары взрываются не хуже.
В ответ, ковыряясь в ухе пальцем, приказываю:
- А теперь, как уже говорил, всё это то же самое проделаем с бензином и выясним – хуже они взрываются или лучше.
В «той жизни», мне доводилось видеть крутые боевики, в которых автомобильные баки детонируют от прострела пистолетной пулей. Догадывался, что это «спецэффект» - рассчитанный на кошелёк тупого обывателя и, вот убедился в этом воочию.
Да!
Взрыв ёмкости бензина (не важно, залитый под горловину или почти пустой) – зрелище впечатляющее.
Но никакой детонации не происходило: сосуд просто трескался от гидроудара и разваливался на несколько крупных частей, содержавшийся в нём бензин расплёскивался и мгновенно вспыхивал…
Всё!
К тому же, следя за действиями пожарных в толпе танкистов заметили, что:
- Бензин легче потушить. Стоит только кошмой накрыть и всё. Дизтопливо же – пока само не выгорит, не погаснет.
- Ещё бы! Это практически тот же керосин. А как горит в избе пролитый керосин – вам любой деревенский расскажет.
С этим утверждением можно поспорить, конечно…
Но я этого делать не стал.
Подождав когда все выговорятся, объявляю следующий «номер»:
- А теперь давайте смоделирует реальную боевую ситуацию: попадание в топливный бак «Т-34» бронебойного снаряда.
Рисунок 101. Жёлтым цветом обозначены топливные баки танка «Т-34».
На вчерашнюю «расстрельную» площадку, где ещё стоял обезображенный взрывом и закопчённый пламенем танк - в котором погиб Морозов и его команда, подогнали ещё два. У одной «тридцатьчетвёрки» бак находящийся в боевом отделении был «на палец» заполнен дизтопливом… У второй, на тот же уровень - самым ходовым «бакинским 2-го сорта» бензином, который применялся на танках серии «БТ».
У каждого, на борту напротив бака нарисовали мелом жирный крестик и, с трёхсот метров - выстрелили из пушки «Л-11» танка «КВ» штатным 76-мм «тупоголовым» бронебойным снарядом.
В обоих случаях поставленная под углом 40-мм броня была пробита.
Но если «Т-34» с бензином просто загорелся и вскоре был потушен огнетушителями… Ибо, горючего залили буквально чуть-чуть.
То, пары дизтоплива во втором - вновь рванули так, что не только бронелист подкрылка вырвало…
Но и люк механика-водителя сорвало с петель, а башню сдвинуло с погона.
Один из командиров-танкистов с обожжённым лицом, хватаясь за голову:
- Много видел горящих «двадцать шестых» и «БТшек»…Сам в них горел. Но, такого!
Под возмущённый гул танкистов, генерал-майор Лелюшенко - командир «Танковой бригады нового строя» гневно выкрикнул в сторону харьковчан:
- Это – вредительский танк! Пускай на нём воюют те, кто его придумал!
Ну и так далее… Ругань танкистов, которым предстояло воевать и погибать на «самом лучшем танке Второй мировой войны», стояла до небес. Небось, всем ангелам было тошно.
Среди представителей Кировского танкового завода произошла шумная перебранка. Шамшурин не по-детски лаялся с Зальцманом, едва ль не хватая его за грудки:
- Я сразу предлагал поставить на «КВ» двигатель «ГАЗ-34»…
Тот, что-то бухтел в ответ, но я не расслышал что именно.
Когда танк потушили, подошёл, посмотрел и резюмировал:
- Всё-таки, генерал Косынкин, Вы были правы: «взрывчатка» в танки был «заложена» ещё на заводе… Точнее, в момент конструирования этого танка.
Тот насторожился, прикреплённые взяли «Томсоны» поудобнее, а конструкторы танков притихли.
- Злой умысел?
Директор и Главный инженер Харьковского завода, стояли как обосравшиеся – сгорбившись и подогнув колени, не живы - ни мертвы. Трое заместителей Федоренко, тоже чувствовали себя далеко не лучшим образом.
Задумчиво переводя взгляд с одного танкостроителя на другого, после очень продолжительной паузы, наконец вымолвил:
- Не думаю. Тяжёлое детство, деревянные игрушки и в результате – задержка в умственном развитии.
Все разом с облегчением выдохнули и, начался вполне конструктивный срач на тему «что делать». Стою, внимательно слушаю, ни во что не вмешиваюсь.
Когда все выговорились и уставились на меня, спокойным голосом предлагаю:
- Товарищи! Есть такой вариант решения проблемы: в первую очередь срабатывать топливо из баков находящихся в моторно-трансмиссионном отделении. А в бой идти с полными баками в боевом. Так давайте его проверим.
Эксперименты тотчас продолжились.
В бак - находящийся с противоположной стороны от уже повреждённого, одного из танков, залили дизтоплива «под пробку» и, затем выстрели из пушки.
Машина мгновенно вспыхнула и загорелась.
Пожарники потушить не смогли, ибо как сказал командир расчёта:
- Мешают «чемоданы» (металлические ящики с ручками под снаряды) на полу боевого отделения.
Так что даже невзорвавшийся пробитый топливный бак – очень большая проблема, так как горючее интенсивно разливается на днище танка. У «Т-34» там размещены ящики с боезапасом и, в случае возгорания погасить его невозможно. Также невозможно воспользоваться нижним люком для эвакуации из танков. Пропитанные дизтопливом комбинезоны - тоже невероятно трудно погасить, что также не прибавляет оптимизма в отношении «лучшего танка Второй мировой войны».
Смотря на него, я во всеуслышание сказал:
- А кто-то меня заверял-клялся, что танки с дизельным двигателем не горят.
Рисунок 100. Так горят танки с дизелем.
Кто конкретно, я и сам не знал, но на всякий случай взглядом «сверлил дыру» на Федоренко. Впереди стоящие толпой будущие танкисты «Бригады нового строя», обернулись на мой голос и тоже уставились на него, как на врага народа.
Так как другого кандидата в «козлы опущения» рядом не оказалось, повторяю вопрос:
- Федоренко! Как так случилось, что выбрали дизель для новых танков? Что молчите, то? Язык проглотили?!
Тот, с усилием сглотнув:
- Тов… Это решение было принято до меня – в июне прошлого года. А меня назначили Начальником АБТУ в июле…
С раздражением прерываю:
- Достаточно! Считайте, что прикрыли свою задницу жоппой Павлова. Давайте по существу вопроса: как это произошло?
- Силовая установка обоих танков проектировалась в двух вариантах — под карбюраторный двигатель «М-17Ф» и дизель «В-2». Причем первоначально в АБТУ РККА отдавали предпочтение первому варианту. Объяснялось это тем, что дизель - только-только поступивший в серийное производство на ХПЗ и, имел множество недостатков. Но затем почему-то (это у генерала Павлова надо спросить, почему) от «М-17» решено отказаться в пользу «В-2».
- А сами то, думаете, почему? Или, думать не привыкли и привыкать думать категорически не хотите, да? Пускай типа, за меня товарищ Сталин думает… Так что ли, Федоренко?
Начальник Главного танкового управления, поморщив лоб, выдал:
- Он хорошо показал себя на лёгких танках «БТ-7М», вот думаю почему, тов…
- Понятно.
Сказав это, Федоренко невольно покосился на стоящих кучкой своих заместителей - генерал-майор технических войск Лебедева, военинженера 1 ранга Коробкова, начальника 3-го отдела военинженер 1 ранга Афонина, ведущего инженера (куратора) ГТУ РККА по танку «Т-34» подполковника Панова.
В свою очередь косясь на танкистов, последний заявил:
- Горят все танки, товарищ Сталин. Но те – которые с дизелем, горят реже.
Такая самоуверенность не понравилась и из толпы танкистов послышалось:
- А ты сам-то в танках горел? По очереди в каждом?
- Да он в нём – в танке и, не был ни разу.
- Вас бы – умников кабинетных, тоже не помешало б в этот танк посадить. Чтоб проверить какие танки - горят чаще, а какие – реже!
Я же довольно миролюбиво поставил точку в этом споре:
- Это утверждение, мы сегодня обязательно проверим, товарищи. Но постараемся впредь обойтись без новых жертв.
Испытания продолжились и вскоре выяснилось, что заправленный бензином «Т-34» - полыхал не лучше, но в общем-то и не хуже.
Общий вердикт вынесенный танкистами был такой:
- Хоть бензиновый двигатель, хоть дизельный – всё равно нам гореть.
Посреди вновь вспыхнувшего хворостом лютейшего срача: что лучше – сгорать или взрываться, кто-то из танкистов всё же конструктивно заметил:
- На Халхин-Голе «Т-26» горели меньше, чем «БТ». Потому что топливные баки у них находятся в моторном отсеке, а не в боевом.
В ответ на этого, Главный инженер харьковчан уверено заявил:
- В «Т-34» невозможно перенести все баки в моторно-трансмиссионном отделении. Для этого там просто нет свободного места.
В ответ, послушался общий безнадёжный вздох:
- Ну, что ж… Будем гореть.
***
Дальше уже хладнокровно и вдумчиво расстреливали останки двух «Т-34» нашей 45-мм и трофейной (польской или финской) 37-мм противотанковыми пушками фирмы «Бофорс».
И вот что выяснилось…
Вопреки моим опасениям, наши 45-мм «тупоголовые» снаряды не всегда раскалывались об 45-мм же вертикальную бортовую броню – хотя наблюдались и такие явления, а уверенно пробивали её с дистанции 160 метров. Причём, поставленный под «рациональным углом» в 40 градусов 40-мм броневой подкрылок - пробивался уже с дистанции триста-четыреста метров.
Ишь, ты!
Оказывается лишние пять миллиметров брони – надёжнее, чем лишний «наклон». Хотя, конечно смотря какой угол этого «наклона». Сорокаградусный, как я понял – совершенно беспонтовый.
Примерно с этого же расстояния, брал её и «остроголовый» 37-мм снаряд «Бофорса».
Это произвело очень сильное впечатление на командиров – танкистов «Танковой бригады нового строя». Кто-то из них заметил по этому поводу:
- Впредь, надо считать танки с бронёй толщиной меньше 60-мм – танками лёгкого бронирования.
Другой, ему возразил:
- Слишком тяжёл тогда получится средний танк. А вот пятьдесят миллиметров - было бы достаточно, чтоб и нашим и вашим.
Представители Главного танкового управления ВС СССР были изрядно озадачены этим явлением. Ведущий инженер ГТУ подполковник Панов начал было умничать:
- По существующим нормам пределов прочности броневого листа толщиной 45 миллиметров, изготовленного из стали марки «8С» - штатный 45-мм бронебойный тупоголовый снаряд (чертеж 2-04830, эталон 0130), при стрельбе даже в упор – не должен давать даже сколов с внутренней стороны танка. А здесь – сквозное пробитие даже с дистанции полтораста метров!
Психую:
- Да ну вас на хер с вашими «нормами» и «пределами» - из-за вас люди погибли, понадеявшиеся на «прочность» броневого листа! Действительно: надо было всё же не Морозова в этот танк посадить - а вас, теоретики кабинетные!
Одно ясно как Божий день: предназначенный для пробных стрельб заводской образец и танк отправляемый в войска - совершенно разные вещи и обладают совершенно разной бронестойкостью.
Впрочем, я это и без этих испытаний знал…
Из «послезнания».
Тут же, буквально на коленке, «существующие нормы пределов прочности» были кардинально изменены:
- Впредь, проводить испытания обстрелом только серийные машины в сборе. Ээээ… Из ста танков, один по случайному выбору – расстреливать. А потом – расстреливать ответственных за качество представителей заводов и приёмщиков ГТУ РККА.
Внутренний голос вовремя рванул «стоп-кран»:
«Эдак, ты всех танкостроителей расстреляешь! А их у тебя и так: раз, два – да и обчёлся».
Пришлось с досадой лишь махнуть рукой:
- Отставить расстрелы представителей. Обойдёмся административными методами.
Ещё один забавный момент.
Оказывается, по нашему удивительному обычаю, если застряв в броне - снаряд выбил из неё так называемую «пробку», это не считается пробитием.
Сам лазил в танк и потом удивлялся:
- Да как же так?! Ведь эта «пробка» в свою очередь - пробила навылет топливный бак, фальшборт из хотя и обычной – но достаточно толстой стали и, застряла в пружине балансира противоположного борта… Это, что? Называется «броня выдержала испытание»?!
Танкисты меня поддержали:
- Окажись на пути этой «пробки» член экипажа, ему бы не поздоровилось. Очковтирательством занимаетесь, товарищи танкостроители!
Вообще, при пробитии брони, кроме снаряда внутрь танка влетает множество осколков собственной брони – своими глазами видел. Даже если пробития вообще не было, даже если снаряд отскакивал или разбивался при ударе - броня давала сколы величиной с ладонь, способные пробить кресло водителя, баки, радиатор, аккумуляторы и так далее… Тоже, как говорится – имел удовольствие лицезреть.
Не на словах – на деле узнал: советская броня марки «8С» - тверда, но хрупка. Всё это оттого, что советские металлурги экономили никель и не жалели хрома.
Однако, «свет в туннеле» уже отчётливо виден!
После отмены программы по строительству «Большого флота», все прежде шедшие на корабельную броню легирующие добавки пошли на танковую.
Это – раз.
По моему указанию, Наркоматом чёрной металлургии СССР, уже были проведены опыты по легированию танковой брони медью – не в пример менее дефицитной, чем никель. Полученные результаты внушали оптимизм, что к будущей войне такое явление, как внутренние сколы брони - будет полностью изжито.
Это – два.
Опять же не забываем про финский никель – что нам должен скоро обломиться…
Это – три!
Даже для калибров 37 и 45 миллиметров, уязвимых мест у «лучшего танка ВМВ» - оказалось как блох на блудливой собаке!
Петли люка механика-водителя и верхнего лаза, картер поворотного механизма башни, установка курсового пулемёта, бойницы для стрельбы из личного оружия, бронировка противооткатных механизмов пушки, задняя дверца кормовой ниши башни, детали броневой защиты картеров бортовых редукторов, броневых колпаков закрывавших вырезы труб выпуска отработавших газов, ступица ленивца или опорных катков…
Всё это легко пробивалось малокалиберной противотанковой артиллерией!
Но наиболее слабым местом борта «Т-34» оказался даже не поставленный «под рациональным углом» подкрылок…
А вырезы в нижней части корпуса под цапфы балансиров подвески.
Один из 37-мм бронебойных снарядов пушки «Бофорс», пробил каток, влетел в это не защищённое бронёй отверстие и разорвался в «чемоданах» для снарядов. Если бы в них находился боезапас, с большой долей вероятности последовал бы его взрыв1.
Что ещё выяснилось.
Взрыватели наших 45-мм бронебойных снарядов срабатывали через раз. Иногда они просто выскакивали из корпуса при ударе об броню. Так что бедолаге Морозову и его команде, просто фатально не повезло.
Я подозвал Наркома Боеприпасов Горемыкина и при всех устроил ему грандиозную выволочку. Надеюсь, это поможет.
После испытания прочности шкуры «Т-34» штатными бронебойными снарядами малого калибр, перешли на экспериментальные. Мои ожидания-опасения полностью оправдались: запиленный с «плитопробного» 45-мм «остроголовый снаряд» - за милую душу дырявил борт «Т-34» уже шестисот метров, а лоб – с девяносто.
Носовую балку, то есть деталь - соединяющую верхний и нижний броневые листы, он не брал. Это не сварная, как у «тридцатьчетвёрок» военного выпуска, а такая - мощно-солидная даже на вид, клёпанная конструкция.
***
Рисунок 103. Люк-лаз механика-водителя «Т-34» был одним из самых уязвимых мест этого танка.
Наконец, перешли к более крупному калибру.
Лоб корпуса «Т-34» (в том числе и его вышеупомянутая носовая балка), оказался практически непробиваем для «БР-350А» - штатного «тупоголового» бронебойного 76-мм снаряда, даже при выстреле из «Л-11» с самого близкого расстояния. Но были и уязвимые места. Все те же, уже хорошо знакомые: установка курсового пулемёта, погон башни, бронировка орудия. Ну и конечно же гусеница - траки которой перебивались на счёт «раз».
Но всё конечно меркло перед люком-лазом механика-водителя, после прямого попадания снаряда - расколовшегося и оказавшегося внутри машины.
На танкистов это произвело очень негативное впечатление. Опять послышались реплики о «саботажниках», «вредителях» и, даже «диверсантах» и угрозы засунуть их в танк и потом по нему стрельнуть… Харьковчане боясь «суда Линча» жались поближе ко мне, а я в свою очередь - как мог охлаждал страсти, объясняя что дело вовсе не в злых умыслах…
А во врождённой жоппорукости.
- И, вообще, этот танк проектировал - даже не Морозов, а некий Кошкин. А того, товарищи - ещё в 37-м расстреляли. А так как времени проектировать другой танк нет, товариши, придётся воевать на этом.
Народ, сразу успокоился, ибо правосудие состоялось и возмездие свершилось:
- И правильно сделали, что расстреляли этого Кошкина!
76-мм фугасно-осколочная граната вертикальный 45-мм борт «Т-34» проломить не могла. Но она практически без проблем рвала гусеницы, а её осколки - легко пробивали 15-мм броню подкрылка, со всеми отсюда вытекающими. Взорвавшись же в нижней части, кроме повреждения погона, трёхдюймовый фугас буквально вбивал внутрь корпуса 20-мм подбашенный лист.
Слабым местом оказались и сварные швы в целом. Особенно на той же башне: при ударе 76-мм снаряда – в том числе осколочно-фугасного, они растрескивались и расходились. Оптика, радиоаппаратура и приборы – всё это тоже выходило из строя даже без пробития брони.
Кто-то из танкистов заметил:
- Без подкрылка, без баков в боевом отделении, люка на лобовом листе и башни – это был бы отличный танк.
На него тут же зашикали и высмеяли:
- Думай, что несёшь! Как это: танк и вдруг без башни?!
Обращаюсь к представителям заводов-изготовителей:
- Товарищи, вы записываете?
- Записываем, товарищ Сталин.
- Надеюсь, вы не только запишите – но и что-нибудь сделаете.
- Сделаем, товарищ Сталин… Обязательно сделаем!
Ласково на них глядучи, обещаю в свою очередь:
- А я со своей стороны, обязательно проверю: что и как вы сделали. И сам сделаю надлежащие организационные выводы.
Рисунок 104. 45-мм остроголовый бронебойный плитопробный снаряд (чертеж № 2-01991).
Новый, разработанный на основе плитопробного, 76-мм «остроголовый снаряд» - пробивал лоб этого среднего танка с трёхсот метров, борт – с тысячи двухсот…
Напоминаю: речь идёт о танковом орудии «Л-11», с длиной ствола в 30 калибров. Сорока двухкалиберная дивизионная «Ф-22 УСВ», или уже принятая на вооружение танковая «Ф-34» - были бы куда эффективными. Но против среднего танка, мы эти системы в тот день не применяли.
Запиленная из шрапнели «76-мм кинетическая граната» конструкции Иллариона Мозга, работала по броне «Т-34» в общем-то не хуже… Особенно при попадании по острыми углами - когда она превосходила по пробитию, даже «остроголовый снаряд» такого же калибра.
Но только на расстоянии до трёхсот-четырёхсот метров - в зависимости от места попадания.
Ну, что ж…
Суррогат, есть суррогат!
Зато в отличии от «остроголового», «кинетический снаряд» даже с приличного расстояния в полтора километра - даже будучи на излёте, делал сколы с внутренней стороны брони - достаточно крупные и обладающие достаточной энергией, чтоб поразить экипаж. Так что продолжать работать над этим боеприпасом обязательно надо.
После моего личного осмотра, выяснилась и причина большой загазованности танка «Т-34».
Вылез с помощью «прикреплённых» из башни танка, отряхнулся и подзываю к себе Главного инженера харьковчан:
- Товарищ Махонин! А почему это у вас вытяжной вентилятор расположен не над казённой частью орудия, а над его противооткатными устройствами? Это что за, блядь, «конструктивное решение» такое? Вот только на покойников не надо валить: Вы там у себя - тоже не сторожем числитесь…
Тот, без всякой задней мысли отвечает:
- Изначально, товарищ Сталин, на танке планировалась к установлению пушка калибра 45 миллиметров. Под нее и был сконструирован вентилятор. А при замене пушки на гораздо более мощную, в конструкцию вентиляции изменения внести не успели.
Вкрадчиво интересуюсь:
- Когда было принято решение об установке именно 76-ти миллиметрового орудия?
- Эээ… Прошлой зимой.