С нашей же стороны, кроме «четырёхногих» гужбатальонов - срочно созданных по прямому указу Сталина осенью 1941 года, другой «внедорожной техники» под Москвой не наблюдается. Худо-бедно, но с их и Божьей помощью - удалось не только отстоять столицу, но и отбросить подальше от неё Группу «Центр» зимой 1941-42 года.
Дальше, увидев что мы ещё не сдохли и, в отличии от 1917 года – русские настроены воевать серьёзно и решительно, а не разбегаться по деревням делить колхозную землю - западные демократии предоставили нам свои необъятные закрома и, кроме тушёнки - в Красную Армию стали поступать в солидном количестве ленд-лизовские «Виллисы», «Доджи», да «Студебекеры» - позволившие ей сравняться по мобильности с Вермахтом, или даже превзойти его.
В результате «враг был разбит и, победа была за нами».
Однако, какой ценой?!
Рисунок 40. ЯСП — опытный советский полугусеничный бортовой артиллерийский тягач межвоенного периода. Был создан в 1934 году заводом «Красный путиловец» на базе грузового автомобиля Я-5, выпускавшегося Ярославским государственным автомобильным заводом. Гусеничный движитель тягача ЯСП был выполнен по образцу французских полугусеничных тягачей фирмы Somua (англ.)русск.. Выпущен в единственном экземпляре, не получив дальнейшего развития в связи с принципиальным несоответствием направлению работ НАТИ по полугусеничным автомобилям
Нельзя сказать, что проблемой повышения мобильности армии высшее руководство РККА не занималось. Оно всё прекрасно понимало, знало об необходимости обеспечить армию вездепроходимой техникой и предпринимало в этом направлении определённые шаги. Здесь, можно было идти двумя проверенным на чужих ошибках путями: немецким (скорее – европейским) или американским. Первый предполагает основной упор делать на полугусеничную технику (так называемые «полугусли» - по терминологии ярых «заклёпочников»). Второй, американский путь повышения мобильности войск –полноприводные автомобили со всеми ведущими осями.
Сперва, разум вроде возобладал - пошли было, уже достаточно накатанным европейским путём…
Комиссией Начальника УММ РККА Халепского, во время длительного зарубежного турне был в числе прочих закуплен полугусеничный артиллерийский тягач «Кегресс-Сомуа», французской фирмы «Сомуа».
На предельно жёстких испытаниях в СССР, эти 50-ти сильные машины оказались способны с довольно приличной скоростью тащить по пересечённой местности две тонны груза на себе и ещё до четырёх тонн на прицепе. В версии же седельного тягача, этот вездеход умудрялся буксировать орудия массой до девяти тонн!
Наши военные просто кипятком писцали - как монахини, впервые попавшие на мужской стриптиз!
Рисунок 41. Мёртворождённое дитя «НАТИ»: ЗИС-22 с полугусеничным движителем фрикционного типа.
По горячим следам, на базе всех(!) без исключения серийно выпускавшихся в стране автомобилей, были оперативно созданы полугусеничные вездеходы по типовой схеме французского «Кегресс-Сомуа»: легковой «ГАЗ-А-Сомуа» для комсостава РККА, «ГАЗ-АА-Сомуа» - для перевозки личного состава, буксировки лёгкой артиллерии и подразделений снабжения, «ЗИС-Сомуа» - для буксировки дивизионной и, частично - даже корпусной артиллерии. Ярославский же тяжёлый полугусеничный тягач, хоть в проекте и числился – но на испытания не попал из-за отсутствия собственного производства 90-ти сильного двигателя.
Казалось бы, выражаясь словами царя Ивана Васильевича - героя бессмертной кинокомедии Гайдая, можно сказать:
- Так чего же ещё, тебе, хороняка, надо?
Советские автозаводы приготовились к производству «полугслей» этого типа а, в Совнаркоме даже было издали соответствующее постановление - по которому, только первоочередная потребность РККА в этих вездеходах оценивалась в 30–35 тысяч штук.
И ШО ВЫ ДУМАЛИ?!
И вдруг, как гром с ясного неба – военные дали «задний ход»!
ПОЧЕМУ?!
Хорошенько всё проанализировав и поняв общую тенденцию развития мирового автопрома, наши маршалы, командармы и комкоры, всё же свернули на «американскую мечту» – полноприводные автомобили-внедорожники…
Не, ну, молодцы – недаром большие звёзды на петлицах носят и синие галифе с широкими лампасами!
Помните, я наших военных – тупыми баранами обзывал?
Я был категорически неправ – беру свои слова обратно и, даже готов в уста облобызать первого же встречного прапорщика – возвращающегося со склада с двумя авоськами…
…Шо? Купились?
БУГАГАГА!!!
Это стёб такой – не обращайте внимания!
Мы как это обычно, обозвав оба вышеприведённых способа повышения мобильности войск буржуйскими и классово чуждыми - пошли своим собственным, как учение Маркса - единственно верным путём.
В начале двадцатых годов, руководствуясь как всегда благими намерениями, среди прочих «Остехбюро», было создано ещё одно абсолютно бесполезное заведение - «НАТИ» (научный автотракторный институт). За всю свою историю, эта организация не сделала абсолютно ничего полезного в деле автомобилизации страны – но умудрилась даже пережить СССР и, желудочным солитёром присосаться уже к российским олигархам.
Вспомним ещё раз про «Ё-мобиль» и, нервно рассмеёмся!
Промышляющие творческим распилом государственного бабла, ловкие ребята из этой «филькиной» конторы придумали одну херню - так называемый «фрикционный привод»: с передачей крутящего момента трением - от задних стандартных колес обычного автомобиля колёсной формулы «6 × 4», непосредственно на прорезиновую гусеницу…
По терминологии заклёпкоманов – «фрики».
Наши гениальные стратеги (зачастую с тремя классами образования и ускоренными кавалерийскими курсами), которых злодей Сталин тщательно геноцидил-геноцидил, да всех не перегеноцидил ибо имя им - «Легион», повелись как юная наивная гимназисточка на туго обтянутое лосинами «мужское достоинство» матёрого гусара. Ловкие ребята из «НАТИ» убедили их, что гораздо проще и дешевле иметь в войсках обычные трёхосные «ГАЗы» и «ЗИСы» - к которым в случае распутицы с помощью болтов присобачивали, по рабоче-крестьянски незвтейливо-простейшее приспособление - натягивающее копеечную резиновую гусеницу, армированную брезентом. Причём, дельцы из «НАТИ» не брезговали и обыкновенным подлогом: на государственных испытаниях - участвовали эксклюзивные образцы, изготовленные лучшими специалистами советского автопрома. Часто с дюралевыми рамами вместо стальных - для облегчения веса и очковтирательства.
Короче, театр абсурда, иначе не скажешь: смешные даже на вид резиново-тряпочные «фрики» победили солидные «полугусли» - нормальную, стальную гусеницу!
Но когда уже не опытно-экспериментальные, а серийные тягачи «ГАЗ-60» и «ЗИС-22» пошли в войска - руководство РККА долго тёрло себе глаза, не веря им… Машины, бодро бегавшие на демонстрационных показах, вдруг отказываются работать не только тягачами для артиллерии - но даже в качестве простых транспортных машин.
Думаете, обнаглевшим мошенникам из «НАТИ» - тут же настучали по шапке, их контору спалили, про «фрики» забыли и вернулись к нормальным «полугуслям»?
И опять мимо!
Разбирательство в мирное время, вскрыло лишь две причины такого печального обстоятельства дел: низкое качество изготовления резиновой гусеницы и безграмотную эксплуатацию в войсках. Естественно, тут были приняты все соответствующие в таких случаях меры. На заводе-изготовителе - был вскрыт антинародный заговор и, там в изрядных количествах обнаружились контрреволюционеры, белогвардейцы, шпионы иностранных разведок, враги народа и самое главное – троцкисты. В войска же были срочно направлены инструкции и методички, как правильно и грамотно эту херню эксплуатировать.
Заводские вредители всех перечисленных категорий - отравились поближе к Полярному кругу… Не все правда, а только те из них – к кому пролетарский суд проявил гуманность и снисходительность.
Качественной бумагой вытерли суровые красноармейские задницы – больше ни на что она не годилась…
А ребята из «НАТИ» снова в шоколаде по самые брови!
Правда, всего лишь до следующего тяжкого испытания.
Советского-финская - Зимняя война, разом покончила с этим балаганом, иначе боюсь - мы бы продолжали смешить мир «фриками» до самого 1991-го года!
Оказывается, такой конструкции присуще органические пороки - неустранимые никакими доработками или усовершенствованиями… Даже репрессиями и тем более - «инструкциями» из «НАТИ». Одна из них такова: грязь или снег - набивались между ведущими колёсами и гусеничной лентой, они начинали проскальзывать относительно друг друга и, машина останавливалась - даже будучи совершенно порожней. В сухую погоду или на асфальте же, эти ублюдочные детища «гениальных» конструкторов - уступали по всем показателям обычной автотехнике с приводом на заднюю ось.
И, удивительное дело!
Возможно, кто-то и сел за многолетнее систематическое надувательство руководства Вооружённых Сил, Советского правительства и лично товарища Сталина… В моём «послезнании» инфы на этот счёт, нет. Но в целом же - «отряд не заметил потери бойца»: ребята из «НАТИ» ловко переобулись в воздухе и вернулись к «буржуйскому» жёсткому зацеплению стальных гусениц с ведущим колесом - буквально на коленке «запилив из «ЗИС-22» всем известный «ЗИС-42».
Однако, уже было поздно: кукушка часов истории откуковала ровно полночь, обернулась жаренным петухом и клюнула наших недострелянных стратегов в одно интимное место – тщательно скрываемое синими галифе с лампасами.
Выпустить «ЗИС-42» перед войной в достаточном количестве не удалось, а там эвакуация московского автозавода - поставила жирную кровавую кляксу в конце истории об советской полугусеничной технике…
***
По дороге я выяснил, почему «Научный автомоторный институт» (НАТИ) до сих пор болтается в автономном плавании, а не входит в состав одного из отраслевых «НИИ». Он состоит из трёх частей: двигательного отдела, тракторного и автомобильного, поэтому в Совнаркоме думают-гадают, но всё никак не могут понять-решить - к какому наркомату отнести эту мутную контору: автомобильной промышленности или среднего машиностроения?
Понятны и причины столь оглушительных неуспехов сего заведения: ни один отдел - не имеет своего собственного предприятия или хотя бы прикреплённого цеха и, стало быть ни за что не отвечает.
Ухмыляюсь плотоядно:
- Ещё одна «академия» стало быть, но «под прикрытием». Ну, держитесь у меня…
Как известно при слове «академия» (и даже мысли!) я зверею и становлюсь неадекватным.
У каждого свои «тараканы», верно?
Кто-то - предпочитает мальчиков, кто-то – чихает при вдыхании пыльцы полыни, кого-то - передёргивает от вида безобидных кошек… Я зверею при упоминании всего «академического» - не самый постыдный порок, уверен.
Пока ехали, товарищи чекисты уже собрали и «поотдельно» построили во дворе заведения контингент - которого в «НАТИ» оказалось порядком тысячи: примерно о триста в каждом отделе. Так же, как зёрна от плевел или ангцев от козлищ - были отделены и отправлены домой женщины, хотя и среди «их брата» хватает вредных.
Но я с женщинами не воюю.
«Кухарчук»?
Это – другое дело.
Как только я вышел из машины, кто-то из толпы истерично выкрикнул:
- Слава великому Сталину!
В ответку я гаркнул, опережая хоровое словоблудие в свою честь:
- Не поможет! Так что все резко заткнулись и приготовили уши.
Первым делом:
- Ну что, граждане тунеядцы, очковтиратели, саботажники и прочие «младшие научные сотрудники»? Веселая жизнь кончилась, пора и ответ держать!
***
Первым был «Отдел моторостроения НАТИ», работающий так же – над множеством неведомых истории мировой техники двигателями, в основном дизельными.
Выслушав короткий доклад, я зацепился за знакомое название:
- Товарищи! А подскажите мне, какая мощность у двигателя «МТ-17» - что должен стоять на тягаче «Сталинец-2» и неприкаянным «МД-23» - также носящим «в девичестве» столь славное имя – «Коджу» (Коба Джугашвили. Авт.)?
Над последним в «Отделе моторостроения» НАТИ бились с 1930-го года, пустив на ветер гигантские силы и средства. В конце августа 1935-го года работа по дизелю «Коджу» завершилась, а в январе 1938-го, на строящемся «Уфимском моторном заводе» выпущена первая партия дизелей «НАТИ-Коджу», получивших наименование «МД-23» и развивающих мощность…
- У обоих двигателей примерно одинаковая мощность – 105-110 лошадиных сил, товарищ Сталин. Но…
Ору, брызгая слюной:
- Что «но», что «но»? Две группы конструкторов, в одной и той же организации, в одно и тоже время - работают над дизелем одной и той же мощности… Дебилы, блять!
Хлопаю себя по карманам, в поисках персонального «Коровина»:
- Советское правительство бегает с протянутой рукой за «Дженерал моторс» - выпрашивая двигатели для ярославской семитоннки… САМ(!!!) товарищ Сталин день и ночь не спит и, даже на законную супругу перестал «лазить» - думая-гадая как наипать фирмачей, чтоб заиметь для Красной Армии «GMC-4-72» мощью в 110 лошадей… А они здесь…
«Да куда он, нафуй, запропастился? Неужели опять в туалете на даче оставил?».
- Сволочи, саботажники, враги народов, троцкисты…
Наконец, нашёл совершенно точное определение: