Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Идея Истины, как метафизический компас русской истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вопрос об Истине это вопрос о том существует ли вообще такая инстанция и такая точка отсчета, которой мог бы абсолютно довериться человек и на которую он мог бы опереться в своих скитаниях по земной юдоли в поисках своего подлинного Блага. И вообще, что есть это самое Благо, как отличить его от его ложных образов и чьи свидетельства о нем заслуживают доверия? Одним словом, существует ли некий абсолютный авторитет и критерий, сообразуясь с которым можно безошибочно отличить свет от тьмы, добро от зла и правду от лжи?

  
  
  Идея Истины - как метафизический компас русской истории.
  
   Россия, какою она вступает в третье тысячелетие, мало имеет общего с той Россией, которую мы знаем из исторических хроник, романов и кинофильмов. Как будто по плану провиденциального севооборота, чья-та невидимая рука смела ее старый, устроенный на метафизическом основании сакральных ценностей христианства мир и насадила другой мир - устроенный на фундаменте самостийного человеческого разума, свободного от "опиума" религиозных ценностей. И очень хотелось бы верить, что все совершается к лучшему в этом лучшем из миров, но этой простодушной вере мешает одно очевидное обстоятельство: этот новый мир оказался бесконечно более бесчеловечен и неразумен, чем прежний. Невольно рождается вопрос: в соответствии с какой наукой, с какими целями и намереньями творили этот мир те, кто его замышлял, всякими неправдами вымучивал и продолжает из него что-то вымучивать?
   Однако, кто бы ни был автором или архитектором этой тотальной перестройки, миллионы рядовых ее участников, которые шли революционно перестраивать свою жизнь за своими вождями, очевидно ждали и надеялись на что-то другое и они весьма обескуражены итогами своих героических подвигов и усилий. Где теперь эти вожди и учителя и где их учения? Рождается поэтому следующий вопрос: что было порочного и ложного в их учениях, по какой причине они привели своих последователей к результатам прямо противоположным тем, которые обещали?
   Строители нового мира подвигли народ на тотальное разрушение освященного Традицией порядка вещей убийственной критикой того мира и всеобъемлющей научной концепцией лучшего мироздания, которое они обещали построить. На скрижалях этой новой научной веры, собравшей под своими знаменами огромную часть народа, сколько никогда не собирала ни одна религия, были написаны великие и сященные слова: Истина, Правда, Любовь, Свобода, Братство..., но, следуя за ними, народ оказывался во тьме заблуждений, вместо Истины, окутан ложью вместо Правды, в объятиях грязного разврата и ненависти, вместо Любви, в рабстве, вместо Свободы и в атмосфере всеобщей вражды вместо Братства.
   Невозможно не задать себе и третий сакраментальный вопрос: существует ли вообще такая инстанция и такая точка отсчета, которой мог бы довериться человек и на которую он мог бы опереться в своих скитаниях по земной юдоли в поисках своего истинного Блага. И вообще, что есть это самое Благо, как отличить его от его ложных образов и чьи свидетельства о нем заслуживают доверия? Одним словом, существует ли некий высший авторитет и критерий, сообразуясь с которым можно безошибочно отличить свет от тьмы, добро от зла и правду от лжи?
   Возможен только один ответ на эти вопросы, при котором все перипетии человеческой истории, ее коллизии и даже ее трагедии получают оправдание и разрешение, жизнь человека наполняется вечным и неисчерпаемым смыслом, а его познание получает твердое основание и бесконечную цель: только, если Вселенная созидается на некоем самодостаточном основании, которое исполнено абсолютного смысла и заключает в себе то, что заслуживает имени "Истина", если эта абсолютная Истина есть Альфа и Омега вселенского Бытия и если та же Истина является Родиной человека, целью человеческой жизни и содержанием его познания! Одним словом, если есть Бог - Он же и Истина, тогда есть для человека и смысл в жизни, в любом другом случае все суета сует и томление духа. Что можно добавить к мудрой заповеди Экклесиаста: "бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо". Или кто опровергнет сказанное Зоровавелем: "Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды.Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее. И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины! И перестал он говорить. И все возгласили тогда и сказали: велика истина и сильнее всего".(2-я Ездры,гл.4.)
   ***
   Сегодняшнее состояние духовных институтов России, прежде всего, Русской Православной Церкви можно сравнить с тем, в котором была христианская церковь после периода долгих гонений во времена римской империи. Когда христианство получило возможность свободно проповедовать свое учение, лучших своих проповедников оно собирало по крупицам, вызволяя их из катакомб, застенков или забвения. Как и тогда, нынешним Церкви и обществу нужно время, чтобы восстановить свои духовные силы после целой эпохи бездуховного ига, но времени для этого почти нет. Грозные предзнаменования новых катаклизмов требуют быстрых, мудрых и безошибочных решений относительно выбора Россией того единственно правильного пути, на котором она может сохранить и свои духовные ценности и свое физическое существование. Под вопросом сегодня находится и то и другое.
   Но наше общество поражено разномыслием, более того, это разномыслие возведено в новый либеральный культ, так что каждый образованный человек, а в наше время каждый получает диплом об образовании, не только имеет право, но считает обязательным условием поддержания своего реноме иметь собственный взгляд на мир и свою собственную метафизику.
   После того, как потерпело фиаско "единственно верное" марксистско-ленинское учение, объединявшее более полувека российские народы в некое подобие единой нации, воцарившийся на месте его умственный хаос, заставляет многих пожалеть об утрате этой опостылевшей и мертвой теории. Так что снова оправдываются слова Христа, сказанные им об изгнании духов: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого".
   Воцарившаяся после краха коммунистической идеологии безыдейность представляет собою благодатную почву для тьмы всевозможных духовных и интеллектуальных ересей и теорий. Любая самая фантасмагорическая идея, упавшая сегодня в духовное пространство России, находит здесь питательную среду, быстро прорастает и размножается подобно сорняку, потому что ей не противостоит ни какая организованная культуротворческая сила и власть. Существующая власть в России напоминает собою человека, которому по наследству достался большой надел земли, но он понятия не имеет, как следует его обрабатывать и поддерживать тот культурный севооборот, который он унаследовал. Он распродает оставшиеся в наследство семена и орудия производства, бессмысленно ковыряется в этой земле, разбрасывает там сям какие-то удобрения и беспорядочно выливает на нее воду, не понимая, что таким образом не столько созидает и умножает, сколько губит все то, что создавалось длительным трудом его предшественников. Причина социального хаоса воцарившегося в России, однако, вполне очевидна, она в духовном и умственном хаосе, который породил и революцию, и войны, и метания, и уныние. Как справедливо сказал Р.Генон: "Чисто социальные трансформации никогда не могут привести к установлению истинной стабильности, и если упустить из виду необходимость изначального согласия в отношении основополагающих и абсолютных принципов (запредельных сугубо социальной действительности), в этой области придется всякий раз все начинать заново. Поэтому мы глубоко убеждены, что политический уровень цивилизации есть не что иное, как внешнее, коллективное выражение общепринятого в данный период типа мышления."(Рене Генон "Кризис современного мира"). Именно "тип мышления", иначе говоря, мировоззрение эпохи определяет подлинное лицо ее современников, которые и творят тот мир, в котором живут. Каково мировоззрение, таковы и люди, каковы люди, такова и эпоха. Кто хочет истинного усовершенствования мира, тот должен решить двуединую задачу: найти людей, которые по своему мировоззрению и благочестию способны внести в этот мир мудрый и истинный смысл и хорошо понимать какой именно смысл, то есть какое именно мировоззрение рождает таких людей.
   Еще Иван Александрович Ильин сказал в свое время: "Мы не знаем, когда и в каком порядке будет прекращена коммунистическая революция в России. Но мы знаем и понимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, - людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если же нет - то Россия перейдет из революционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости." ("Осн.задача гряд.России").
   В этих словах заключена сущая правда, однако, правда и то, что "выделение кверху лучших людей" обязательно столкнется с вопросом о том, что есть лучшее и как к нему следует идти. Этот вопрос может оказаться роковым для России, если она не решит его для себя правильно и прежде всех остальных. Об этот камень преткновения могут разбиться все ее самые лучшие начинания и самые великие планы.
   Марксизм-Ленинизм имел колоссальную власть над умами людей и на его духовном фундаменте была создана мощная цивилизация, но она рухнула, как колосс на глиняных ногах, потому что, вопреки его собственному убеждению, это учение оказалось не всесильно, ибо было неверно, то есть не истинно. Ахиллесовой пятой этой идеологии было то, что она декларировала и ставила перед собою благородную цель, внешне весьма близкую и похожую на ту, которую ставит перед собою и последовательно осуществляет Провиденье, однако, внутренний и сокровенный замысел ее вершителей был диаметрально противоположен Божьему замыслу. Народ, соблазненный этой идеей и мечтавший о всеобщем благе, доверился тем, кто были не лучшими среди людей, а едва ли не были худшими среди них и они, пользуясь его доверием, его же руками разрушали самые основания этого блага. Таким образом, народ не достигал и не мог достичь своей цели, но не могли достичь своей цели и его соблазнители, народ все делал "не так", как им хотелось. Память народа в своих сумеречных глубинах хранила образы истины, которую проповедовала ей в продолжении многих веков Православная Церковь устами своих лучших учителей, поэтому он, сам того не вполне сознавая, исправлял замысел своих вождей и увлекал их своею массою за своими воспоминаниями. Рано или поздно это противоречие должно было разрешиться разрывом между практичными и лукавыми вождями и наивно благочестивым народом.
   Через 70 лет после революции идеологи революции окончательно разочаровались в русском народе, в недрах которого стали просыпаться споры (или гены) его духовной памяти. Удивительная метаморфоза произошла в этот период с вождями и идеологами. Они вдруг дружно "осознали" ошибочность всех своих учений и целей, вдруг, подобно стае собак они набросились на свое прошлое и начали рвать его на части, разоблачая и проклиная его. Причем, делали это именно те, кто еще совсем недавно были самыми ярыми его защитниками и сторонниками. С чего бы это?
   Ответ на этот вопрос, увы, очевиден и прост. В народе сформировался иммунитет к духовному яду безбожного коммунизма, уже никакие дозы этого яда не убивали в нем его естественную тягу к истинной справедливости и истинному благу. Россия действительно, хоть и неуверенно и противоречиво стала развиваться в соответствии с внешними лозунгами коммунистической идеологии и хоронила под собою их коварный внутренний замысел. Вместо того, чтобы стать пороховой бочкой и запалом для развязывания мировой гражданской войны она становилась оплотом мира и моральным авторитетом для других народов в их борьбе с мировым империализмом. Вместо того, чтобы быть рассадником духовной чумы двадцатого века - атеизма, она сама пробивала себе дорогу к храму, вместо того, чтобы быть орудием в руках идеологов революции, она их превращала в орудия высшей воли. Этого преображения России они ей простить не могли.
   Отомстить ей и попробовать восстановить над нею свое господство они могли только одним единственным возможным для них образом. Поскольку в элите или, как это называлось в то время, в номенклатуре всегда существовало ядро этой пятой колонны революции, это ядро имело возможность при благоприятных условиях исполнить функцию троянского коня и оно эту функцию исполнило в полном соответствии со своим предназначением. Россия снова оказалась в плену чуждых ей идеалов и сил. Само по себе это обстоятельство ничего кроме горького сожаления вызвать не может и если не иметь веры в Бога, то может ввергнуть в глубочайшее отчаяние, однако, на всякий подкоп дьявола у Бога заранее подготовлен более глубокий подкоп.
   Два обстоятельства внушают оптимизм и укрепляют веру в неизбежное и скорое освобождение России. Во-первых, чтобы совершить свой головокружительный кульбит российская революционная партократия вынуждена была переоблачиться в своем подавляющем большинстве, а для этого волей-неволей ей пришлось разоблачиться хотя бы на самый короткий срок. Временем такого саморазоблачения и был период Перестройки, когда опьяневшие от открывшихся возможностей обогащения и власти прорабы революции буквально бегали голыми, как внешне, так и своими мыслями. Сегодня страна пофамильно знает своих "героев" и вопрос времени, когда она сможет вручить им заслуженные награды. Во-вторых, чтобы обратить весь народ или хотя бы его большую часть в новую для него, то есть в ее-партократии подлинную веру, необходимо было дать ему возможность на какое-то время "свободно" подумать, то есть дать ему, так называемую, либерально-демократическую свободу. И произошло то, что и должно было произойти. Народ разделился как бы на два народа, одни бросились реализовывать свои либерально-демократические права и свободы вслед за номенклатурой, мгновенно превратившись в хаотическое криминальное стадо, другие, стиснув зубы, взялись восстанавливать храмы, учиться пахать землю и откапывать фундамент своей поруганной и порушенной культуры.
   Конечно, первых оказалось подавляющее большинство, как всегда, но они начали проигрывать буквально с первых своих шагов. В своей осатанелой борьбе за собственность и богатство, за власть и право они вступили в кровавое противоборство с себе подобными, изматывая и обескровливая друг друга в этой взаимной борьбе. Вторых было, как всегда, мало, но они объединялись друг с другом и в кропотливой работе накапливали силы и, что самое важное, они внимательно наблюдали происходящее, извлекая из небытия духовные светильники, они освещали ими это происходящее и учились понимать его смысл. Таким образом, постепенно, но верно инициатива, моральный авторитет и право переходили на их сторону. Перелом наступил в самом начале 21-го века после того, как президент Ельцин, видимо в результате осознания своего полного морального и политического фиаско, совершил удивительный для этой категории людей шаг - всенародное почти покаяние и почти отречение от престола. Хотя это полупокаяние и было вынужденным и, может быть, не вполне искренним, однако оно произвело неожиданный терапевтический результат. Кто жил в это время, тот помнит, что страна вдруг как бы утихла после мучительной и долгой лихорадки, как будто пришел примиритель. Вместе с боем курантов, отчитывавших последние мгновения многострадального 20-го века страна прощалась с ним и входила в новую эпоху своего существования, тихо, задумчиво и с надеждой.
  
   Россия всегда сознательно относилась к устроению своего бытия и всегда делала это с оглядом на эсхатологические цели истории. Это не значит, к сожалению, что она всегда делала это благоразумно и последовательно, но делать это совсем бездумно она не умеет и никогда не умела. Не так много на земле народов, которые творят свою историю сознательно и эсхатологично, то есть религиозно, Русский народ определенно такой народ. Этим объясняется его неодолимая духовная привлекательность для других народов и этим же объясняется его постоянное отчуждение от них и их неприязнь к России, смешанная с неосознаваемым страхом.
   Религиозный народ, как и религиозный человек, тем отличается от безрелигиозного, что каждый раз, оказываясь перед лицом жизненных испытаний, он, прежде всего, думает не о том, как ему выжить физически и сохранить свое материальное достояние, а о том, как ему сохранить свое правильное отношение с Богом и Истиною и если ему приходится делать выбор между тем и другим, он делает его в пользу последнего. Именно это обстоятельство делает религиозный народ опасным в глазах тех, для кого религия и Бог только ширма или средство для достижения вполне земных целей.
   Однако, собственная жизнь религиозного народа также не бывает простой, религиозное отношение к жизни требует от него постоянного напряжения всех духовных сил, чтобы не окончательно сбиться с пути и отказавшись от земных благ, не оказаться к тому же лишенным и благ духовных. Нет более несчастных народов и людей, чем те, кто не нашел своего места ни на земле ни на небе. Быть может, именно сегодня, как никогда ранее, Россия стоит перед лицом такой опасности. С одной стороны, вся духовная история, традиции и характер призывают ее следовать путем предопределенным этими традициями и историей, но развращенная элита, заблуждения ума и обычные человеческие слабости склоняют ее на путь стяжания "обыкновенного земного счастья".
   В результате революции 1917-го года, после физического уничтожения и тотальной диффамации Церкви, весь народ был лишен духовного воспитания и образования, поэтому образ мыслей большей части населения России, сформировавшийся за последние 90! лет истории, иначе, как умопомрачением назвать нельзя. Имея весьма поверхностные понятия об истинной сущности мироздания и действительном месте в нем человека, интеллектуальная элита России, получившая свое образование на уроках истмата и из трудов классиков марксизма, совершенно бессмысленно барахтается в мутных волнах текущих событий, не понимая ни их направления, ни их действительного смысла. Это и есть главная беда современной России. В истории, пожалуй, не было такого другого примера, применительно к которому с такой убийственной очевидностью применимы слова: "слепые поводыри слепых", как пример русской элиты в двадцатом столетии.
   Двадцатый век окончательно доказал, что сам по себе научный и технический прогресс не приводит человечество к более мудрому и понимающему отношению к природе и своему существованию, более того, бесчисленные факты свидетельствуют о том, что добродетель и мудрость едва уживаются с ученостью и техническим могуществом человека.
   Чем могущественней становится природное существо человечества, чем более грандиозными силами овладевает он в процессе своего развития, тем ближе человечество к пропасти, которую само создает своей деятельностью. Тем острее перед ним встает простой и неумолимый вопрос: какова действительная природа вещей, что составляет сущность мироздания и сущность самого человека, в чем смысл его жизни, что есть сам человек, что является его высшими ценностями и в чем высшая правда этой жизни?
   Непреложный и вечный закон жизни звучит так: что посеешь, то и пожнешь и он не оставляет никому выбора: любое отступление от истинной природы и сущности Бытия чревато фатальными последствиями. Даже те, кто обыкли пренебрегать Истиною и злоупотреблять ею, со страхом и ужасом взирают на неподкупную логику этого закона, в соответствии с которым - всё, кем-либо когда-либо посеянное, всходит и возвращается своему сеятелю многократно усиленное и умноженное. Сеющие ветры пожинают бури, по слову древней мудрости. Нужно ли говорить, что человек, имеющий ложное знание о мире и о себе, фатально обречен сеять вокруг себя не разумное, доброе и вечное, а безумное, злое и смертное. И природа возвращает ему сторицей все это.
   Все более проблема сущности мироздания, смысла человеческой истории, одним словом, проблема Истины из плоскости философско-теоретической и религиозно-нравственной проблематики переходит в плоскость сугубо практическую и непосредственно жизненную, ибо слишком много знамений и свидетельств указывают на достигнутые пределы роста бездуховной человеческой цивилизации и на приближающуюся развязку ее истории.
   Эсхатология из области оккультного тайноведенья и богословской эзотерики превращается в актуальную и злободневную науку, также как в актуальную дисциплину превращается познание истоков и начал жизни вообще и человеческой жизни в особенности. То, что в продолжение тысячелетий было достоянием тайного знания жрецов, объектом личного интереса немногих учеников мудрости и предметом духовной веры религиозных культов, сегодня все более приобретает характер и смысл проблемы всеобщей значимости и важности. Придет время, когда уже никто не сможет считать себя образованным и разумным человеком, если он не будет иметь здравомысленного ответа на главные вопросы жизни, а также уверенности, что его представления о том, что есть Истина имеют под собой разумное и подлинное основание. Наступает эпоха Истины. Истина вступает в свои права и горе тому, кто не сумеет узнать ее и кто не сумеет согласовать с нею свое земное существование.
   Человечество столетиями напряженно всматривалось в свое будущее, пытаясь рассмотреть в его непроглядной дали конец времен и не заметило, что приблизилось к нему на расстоянии вытянутой руки. Оно со страхом и надеждой ждало последнего суда над собою и не заметило, что суд давно идет и только милосердие Судии все время откладывает час последнего приговора. Так называемый Страшный суд - это суд Истины и началом его является тот момент, когда Истина бывает явлена в мире, конец же его есть окончательное торжество самой Истины, когда все, что не от Истины будет предано забвению.
   Воспаленное и мистифицированное воображение рисовало человечеству страшные картины Суда, на котором беспощадный Судия каждому будет определять меру его виновности и способ наказания за грехи, а житейская хитрость подсказывала, как можно испросить прощения или откупиться от справедливого наказания, но действительность оказывается намного проще и безкомпромисней, так что все ухищрения человеческой хитрости только усугубляют вину человека и отдаляют его от спасительного пути. Богу не нужны ни непосильные жертвы, ни наказания, ему нужны соратники и единомышленники в служении Истине и Он ждет, когда человечество встанет на этот путь. Все испытания, все зло и все несчастия человека от него самого, от его безумного бегства от Истины.
   Между тем, продолжается и набирает скорость процесс тотального нравственного разложения человечества, так что на фоне его глобальной мобилизации и милитаризации, научно-технического прогресса и экономической экспансии его физическая плоть все более покрывается трупными пятнами внутреннего гниения и растления. Причина этого суть одна, это всеобщее пренебрежение тем знанием о мире, которое хранится в духовных житницах человечества, его горделивое высокомерие перед ними и слепая, безрассудная вера большинства в то, что человек способен без полагания на богоданную Истину, собственными силами, хитростью и ловкостью завоевать себе место под солнцем и обеспечить свое существование в этом мире на бесконечное время, не считаясь с вечными законами мироздания и не желая их знать.
   В основе этого всеобщего безумия лежит то самое мировоззрение, согласно которому мироздание это вещественно-материальная сущность, обязанная своим существованием исключительно себе самой. С точки зрения ортодоксальной науки, бывшей властительницей умов в предшествующий период истории, материя сама собою произвела свое бытие, сама собою произвела жизнь, разум и человека, согласно этому учению все, что есть, было и будет в этом мире, является продуктом ее - материи стихийного самотворчества. А коли так, то не существует и не нужно искать другого объяснения всему происходящему в этом мире, кроме как в природных свойствах физического вещества вселенной, которое, с точки зрения этой философии, и есть бог всего сущего, а его стихийная власть и есть высшая власть в мироздании.
   Таков символ веры современного образованного и ученого человечества. И этот символ веры гонит его корабль на подводные скалы мирового океана жизни, где и ждет его неизбежный конец. В двадцатом веке Россия приняла и изживала этот символ веры с такой же духовной страстью и самоотверженьем, с какими она столетиями веровала в догматы и заповеди христианской религии. Приэтом в ее душе удивительным образом уживалось, как то, так и другое. Ее философии и ее богословию оказалось не под силу опередить и упредить это раздвоение ума и воли. Практически все двадцатое столетие было прожито ею под знаком этого странного и глубоко противоречивого образа, нарисованного талантливым поэтом: "...Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови, Господи, благослови!... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос." (А.Блок Двенадцать)
   Этот поэтический образ лучше философских сентенций характеризует ту глубокую смуту и раздвоение, которые царят в душе и сознании народа, метущегося между непримиримыми и несовместимыми крайностями. Между Христом, как олицетворением Божественного присутствия в мироздании и голодным псом материализма, как олицетворением смертного и бездуховного человеческого существа, заблудшего и потерянного во внешней тьме материального мира.
   Для полноты картины, сказанное необходимо поставить в связь с теми понятиями о Истине и высших ценностях жизни, которые стали совершенно расхожими для всей современной философии и культуры. В обычном для современной культуры словоупотреблении Истина это не онтологическая реальность, это вообще не что-то реально сущее, а некое сравнительное отношение того, что существует в действительности с тем, что мыслится человеком об этой действительности. Иначе говоря, Истина в современной философской культуре это, скорее, гносеологическая категория, чем онтологическая. Поэтому для современной философии, а следом за нею для всей современной культуры не существует вопроса об истинности бытия, как природного, так и человеческого, а существует вопрос о том адекватно ли человек это бытие мыслит своему практическому опыту и своим жизненным интересам. Ограниченный опыт и ограниченные интересы диктуют ему такое же ограниченное мировоззрение.
   Если религиозное сознание полагает человека в качестве творения и наследника Божественной инстанции Бытия, то безрелигиозное сознание мыслит наоборот - Бога и Истину, как продукты умственной деятельности человека. Из этого следует и глубокое различие в понимании Истины. Для религиозного сознания Истина это такой образ мироустройства, его порядка и законов, которые соответствуют Божественному замыслу о мире, о котором человек может узнать и к которому он может быть приобщен через духовное образование и воспитание. То есть Истина для религиозного человека есть то, к чему он должен стремиться, во что преобразиться и что он должен распространять, утверждать и возделывать в этом мире в качестве Божьего наследника. Жизненный успех или неуспех религиозного человека зависит от того, насколько он преуспеет в познании этой Божественной Истины и насколько сумеет следовать ей в своей жизни.
   Совсем иначе обстоит дело для человека безрелигиозного. Он видит перед собою слепую стихию мироздания, причем видит ее глазами, которые, как он убежден, являются лишь зеркалом этой слепой стихии. Раз нет ни Бога, ни высшего разума, следовательно, нет и источника достоверных знаний об этом мире. Все относительно и случайно, человек может лишь приспособиться к этим случайностям, используя для этого свой хитроумный разум. Остается, правда, открытым вопрос о том, откуда взялся сам этот хитроумный разум человека, но зачем голодному псу знать это, когда голод гонит его неотложно добывать свой хлеб.
   Итак, Истина - вот ключевое слово для грядущего времени. Нет и не может быть другого исхода и другого спасения для человечества, кроме познания Истины, в свете которой только и возможно сохранить общечеловеческий и природный дом от окончательного разорения. Кому страшна Истина или кто полагает, что человеку не дано ее знать, тот пусть задумается: допустим, что нет твердых и очевидных доказательств бытия Бога и существования Истины, но разве больше оснований их небытия? Допустим даже, что человечеству никогда не удастся найти эти доказательства, но разве благочестивое стремление к Истине и благоговейная вера в Бога уже не облагораживает, уже не исправляет человека и не приближает его к возможным для него вершинам совершенства? Разве вера в безбожное и безъистинное мироздание предлагает для человечества более надежное основание для его самопознания и его нравственности? Поистине, если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать!
   Наделение человека разумом было бы величайшей ошибкою и привело бы мир к неизбежному самоуничтожению, если бы он, будучи сотворен существом разумным, был лишен или ему не дана была бы возможность познания Истины. Это было бы хуже того, как если бы некто, родил своего сына и выколол бы ему глаза. Такова вездесущая и всемогущая сила разума, что он либо творит мировое благо, когда он в Истине, либо мировое зло, когда он вне Истины. И такова Истина, что только она сообщает правильный ход человеческим замыслам и благотворный исход всех его дел.
   Можно и даже нужно спорить об Истине, нужно искать искуснейших в ее познании, нужно прощать друг другу взаимные заблуждения, нужно иметь силы покаяться в своих заблуждениях, чтобы снова и снова искать и понимать Истину. Но нельзя пренебрегать ею и нельзя не благоговеть перед нею, потому что только в Истине жизнь и свет человечества. Его спасение в том, чтобы восстановить изначальный, самый древний и самый благочестивый культ на земле - культ Истины. Только в свете Истины могут найти свое оправдание и примирение все положительные религии, все живые культуры и все человеческие умозрения. Только так человечество сможет преодолеть внутренний хаос и остановить запущенный механизм разрушения. Уверенность современного человека в своем превосходстве над Истиною, есть смертельный яд современной культуры, парализующий и убивающий в ней все живое и творческое.
   Ведь, если Истины, как онтологической реальности и безусловного идеала не существует, тогда все процессы во Вселенной и все формы ее бытия абсолютно произвольны, каждая песчинка мироздания, в этом случае, суверенна в своем свободном и стихийном перемещении на его пространствах. И каждый человек подобен этой песчинке. Против этого нелепого предположения вопиет буквально все сущее, странно, что это обстоятельство не смущает идеологов такой картины мира.
   Все духовные традиции мира единодушно и достоверно учат, что в основе мироздания находится абсолютно разумная и абсолютно благая Сущность, которая и есть его начало и его конец, его мудрость и добродетель, его жизнь и его спасение, одним словом, его абсолютная и вечная Истина. Человек лишь постольку может считать себя существом разумным, поскольку он приобщен (причащен) этой Истине и поскольку способен разуметь этот мир и свое место в нем в свете этой единой и вечной Истины. Только тогда он может иметь уверенность, что его жизнь становится органической частью разумной и подлинной жизни мира, а все, что имеет произойти с ним в этой жизни будет принято жизнью и оправдано ею.
   Истинный человек есть тот, который сознает свое духовное происхождение от истинной Сущности Бытия, который учится и напрягает все свое существо, чтобы видеть мир с точки зрения этой Сущности и жить в нем в согласии с нею. Мир, в котором человечество так будет смотреть на себя самого и на свое призвание в этом мире и будет царством Истины на земле, о котором проповедовали все пророки всех времен и народов. Отказ от этого наследия будет означать предательство по отношении ко всей многотысячелетней истории мира, ко всему его духовному достоянию. Что выберет человечество на этом перекрестке своей истории, то и пожнет оно в грядущие свои века. За всю свою тысячелетнюю историю Россия еще никогда не стояла так близко от края бездны и еще ни когда ее будущее не зависело в такой безусловной и абсолютной степени от ее духовного выбора. Никакие обещания материальных благ, справедливости или мировой славы не способны возродить ее угнетенный и потерянный дух, ибо все это уже было в ее истории и всем этим она уже многократно была обманута. Ничто, кроме самой Истины или подлинного гласа Божия не пробудит в ней первозданную жажду жизни и любовь к ней. Ее разочарованной душе чужды все очарования ее прежних дней, потому что все они были отравлены бациллами лжи и ядом бесконечных предательств со стороны ее вождей и элит. Есть лишь одно лекарство для ее сердца и разума, способное вывести ее из оцепенения и вернуть ее на ратное и страдное поле ее истории - это живая и подлинная Истина, которую она некогда прозрела в образе Христа Спасителя, но потом потеряла его истинный смысл и свет в бессконечных кривых отражениях Его, которыми переполнена вся духовная и материальная культура насаждаемая веками рядом с Истиною. За сорными травами бездуховности уже невозможно стало различить и отыскать истинный свет того мира, благовестие которого принес на землю Христос.
  
  А.З.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"