Аннотация: Аннотация: Человеческий младенец, если он в первый самый ранний период своей жизни не будет, так сказать, осеменен и преобразован в духовной культуре общества разумным словом и нравственным наставлением, будет обречен остаться биологическим объектом. Сам собою он никогда не станет существом разумным и духовным. Чтобы найти подтверждение сказанному достаточно открытыми глазами посмотреть на то, как происходит становление каждого человека в реальном мире, т.е. превращение его из существа природно-биологического, каким он появляется на свет из материнского лона, в одухотворенное разумное существо. Ведь совершенно очевидно, что все разумное и нравственное содержание человеческого существа не растет из его головы подобно волосам, но должно быть посеяно и взращено в его душе разумным словом и нравственным наставлением, причем, посеяно и взращено людьми, которые сами прошли этот путь и эту школу в свое время. Иначе им не откуда было бы взять и то семя, т.е. то Слово и ту Мудрость, которые они имеют ему передать. Только в этом контексте становится понятен и смысл двойного крещения и двойного рождения человека. Первое рождение есть физическое рождение человека, рождение его природного существа, которое еще не есть человек в полном смысле слова, а только плоть, хотя плоть наисовершенная в своем природном существе и, в следствии этого своего совершенства, способная к приятию Слова Духа и поэтому священная плоть. Человеческое существо, рожденное от человеческой матери, особенно, если от благочестивой матери, уже благословенно, как предопределенное и предназначенное для посевов Духа, но оно еще не есть духовное существо. Казалось бы, в чем здесь проблема, разве это не очевидные и не банальные истины? Оказывается, как это ни удивительно, все сказанное требует глубокого и фундаментального обсуждения, потому что в продолжении всей человеческой истории именно эти, как и многие другие "банальные истины" подвергались и подвергаются самому немыслимому и безбожному извращению. Мы - люди с удивительной легкостью отдаемся во власть самых безумных идей, как будто нарочно испытываем свою судьбу или своего Бога. Так дети испытывают своих родителей совершая именно те поступки, которые, очевидно вредны и опасны и которые им были прямо запрещены. Беда в том, что некоторые из этих поступков имеют фатальный конец для испытателей. Одна из самых глубоких пропастей на пути человека к своему высшему предназначению образовалась как раз в следствии упрямого и настойчивого неприятия им той "банальной истины", что его духовное существо и его Божественное достоинство не являются чем-то вроде неприкосновенной и неотъемлемой частной собственности или природно-врожденного качества, а плодом благодатного рождения от благодатных родителей и постоянных благочестивых усилий по сохранению и преумножению этого достояния. И наличие благодатных родителей и благочестивое усилие - два абсолютных условия обретения человеком истинно человеческого, то есть Богочеловеческого достоинства. Как тысячекратно напоминает Писание: рожденное от плоти есть плоть и только рожденное от Духа есть Дух. И не может дурное дерево произвести на свет благодатный плод. А царствие небесное берется только благомудрым усилием. Отрицание Церкви и религии вообще, как единственных врат, через которые только и может совершиться вхождение человека в мир Духа является смертельно опасной болезнью современного человечества. Масштаб фатальных последствий этой болезни невозможно оценить и измерить земными мерами, потому что она отнимает у человечества его духовные ясли и духовную школу, а вместе с ними и его путь на духовную родину и его бессмертие.
Все без исключения
формы жизни, составляющие население живой Вселенной, появляются на свет в акте
своего рождения и любая сущностная метаморфоза в новые формы или более
совершенное состояние в мире жизни происходит также в актах новых рождений и
перерождений. Рождение есть способ вечного обновления и продолжения жизни,
потому что только в таинстве рождения возможно то глубинное, сущностное
преображение, при котором все существо рождаемого приобретает обновленное
состояние, новое качество и новую жизнеформу.
Все искусственное и
мертворожденное может быть трансформировано и преобразовано путем атомарного,
химического, механического или технического синтеза и конструирования. Но живое
не имеет другого способа обновления и развития, кроме рождения, которое
предполагает наличие у рождаемого его родителей, которые, в свою очередь, также
должны быть звеном в цепи непрерывной передачи жизни через рождение от
поколения к поколению. Эти прописные истины бесконечно важны для понимания хода
и смысла исторического времени, эволюции природной жизни и человеческой
истории.
Применительно к
эволюции природной жизни этого не оспаривают ни наука, ни религия, но это
совсем не является общим местом в теориях и описаниях истории духовной. Между
тем, человечество не появилось на свет таким, каким мы его знаем в последние
несколько тысячелетий. Его духовное существо также не само собой явилось на
авансцене истории, оно также было кем-то и когда-то рождено и оно также
эволюционирует. И в продолжение этой эволюции с ним происходят весьма
существенные метаморфозы. Рождение это способ не только физического, но и духовного
обновления жизни и это духовное рождение является началом духовной жизни и
духовного развития каждого отдельного человека.
В Библии, как и в
других духовных источниках, этот вопрос освещается довольно тусклым светом, так
что о многом приходится лишь догадываться и додумывать, однако, бесспорно то,
что второе - духовное рождение человека это не фигура речи и не образная
метафора, а нечто в высшей степени реальное и существенное в жизни каждого
человека и человечества в целом. Как ни густо туманом мистификаций сокрыт смысл
того чрезвычайного акта, который во всех духовных традициях называется вторым
рождением, его все-таки можно различить в кромешных сумерках превратных
толкований и псевдо-вероучений.
Вот одно из
важнейших и часто цитируемых мест в Евангелии, без которого невозможно
правильное понимание миссии Иисуса Христа и вообще религиозной жизни человека:
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель,
пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить,
если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю
тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим
говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой
раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно
говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие
Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не
удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где
хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так
бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может
быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о
том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о
земном, и вы не верите, -- как поверите, если буду говорить вам о
небесном?" Иоанн 3,1-12.
В Библии, по
крайней мере, в ее русском переводе, каждый раз, когда говорится о создании
Богом чего-либо нового, употребляется слово Творение, которое в обыденной речи
имеет несколько значений. Каждое из них означает разные способы и результаты
"творения": 1. рождение, которое есть способ воспроизводства
биологических форм жизни, которое, в свою очередь, также имеет несколько
разновидностей: от живорождения до метания икры и т.д.; 2. механическое (или
физическое) творение, которое также имеет множество разных форм от лепки из
глины, до конструирования сложных электронно-механических роботов; 3.
магическое творение, подобное тому, как в восточных сказках джины
"творят" своих персонажей и целые города, или как это делают "по
щучьему велению" некоторые персонажи наших народных сказок.
Библия говорит о
творении Богом мира и человека, Словом и через Слово. Но богословская мысль с
величайшей осторожностью касается этого предмета, поскольку он остался крайне
слабо освещенным в Писании и даже в Предании церкви. Причина этой осторожности
весьма понятна и весьма уважительна, однако, она не может освободить человека
от необходимости думать об этом и искать ответ на вопрос о том: как Бог творит
этот мир: магически, механически, органически или как-то иначе? Для верующего
человека это тем более важно, что Сам Бог призывает его к участию в Его творении,
к со-творчеству. Трудно представить себе участие человека в творении Божием,
если человек не будет понимать, каким образом Господь это делает и какой из
известных способов творения является Божественным.
Второе рождение!
Крещение Духом! Рождение от Духа! А ведь есть еще и первое рождение, есть и
крещение водой! В современной теологии, пожалуй, нет более мистифицированных
образов и понятий, чем эти. Православная теология, к сожалению, не исключение,
она слишком осторожно обходит их своим вниманием, оставляя тайну Божественного
Творения, на собственное разумение каждого верующего.
Зато не смущаются
спекулировать по этому поводу многочисленные псевдодуховные новообразования,
как внутри религиозной, так и внутри философской культуры. Они, ничтоже сумняшась,
"раскрывают" смысл этих самых важных событий в жизни религиозного
человека через такие мистифицированные образы, что верующий человек оказывается
перед непосильным выбором, с чем ему расстаться: с верою в Истину Священного
писания или со здравым смыслом. Тот, чья вера слишком глубока, чтобы ее можно
было вырвать, как больной зуб, отчаянно восклицает: "Верую, ибо
абсурдно", но тот, чья вера не успела пустить свои корни в сердце и
разуме, желая сохранить верность своему духовно не зрелому разуму, восклицает
иначе: "не верю, ибо это абсурдно".
Весьма характерным
для внецерковного сознания является протестантское учение о крещении. Его
потому важно иметь ввиду, что протестантизм, как религиозное учение претендует
оставаться христианской церковью, однако, не приемлет ее предание во всей его
полноте и непрерывной традиции. Передоверяя самому человеку толкование смысла и
вероучительных формул христианства, протестантизм пускается в опасное плавание.
В сущности призывая христиан к непосредственному общению с Богом без
обязательной опоры на церковную школу и традицию, протестантизм толкает своих
адептов в ту же самую пропасть, в которую ветхозаветный 'змей' соблазнил Адама
и Еву.
Думали ли об этом когда-нибудь протестантские
проповедники, особенно те из них, кто доводят этот свой догмат до абсурда - до
полного отрицания Церкви, как духовных яслей человека? Возможно они полагают,
что сравнение их учения с проповедью 'змея' вопиюще несправедливо, ведь 'змей'
соблазняя Еву плодами Древа Познания внушал ей недоверие к Богу и сомнение в
Его благости, в то время, как эти христианские проповедники обещают человеку,
так сказать, непосредственное познание воли Божией неискаженное церковными
посредниками.
Это благое
намеренье, может быть, будет зачтено им на Последнем Суде, но оно никак не
может избавить адептов этой конфессии от неизбежных его последствий. Как только
человек отказывается от опоры на Традицию и от сыновнего приятия через нее
Слова Божия он оказывается в положении младенца лишенного первоначального разумного
и духовного наставления. Иначе говоря, он обрекается остаться во власти не
Божьего, а своего собственного разумения с того момента, как только отрекается
от авторитета религиозной Традиции.
В крайнем же случае,
если он изначально не был в эту традицию посвящен, он вообще оказывается вне
Божественного промысла о нем. Если он все-таки успел получить благодатный
импульс и начатки духовного опыта Церкви в таинстве крещения и некоторое время
учился в духовной школе Церкви, но в дальнейшем отрекся от ее авторитета, как
это сделали первые люди, он оказывается в том же положении, что и они. Адам и
Ева, прежде чем были соблазнены 'змеем' были посвящены в разум Истины и в тайны
Божьего мира, но предпочли дальнейшему обучению в этой школе самостийное познание
добра и зла. Результат известен и этот результат стал неизбежным следствием их
отречения от авторитета Бога. Утрата ими
своего Рая стало неизбежным следствием богоотступничества.
Современное человечество есть ярчайший пример
и подтверждение праведности Божьего суда над первыми людьми. Отрекшийся от
авторитета своего Бога человек, доверившийся своему зачаточному самосознанию
неумолимо превращается в духовно уродливое существо, начатками своего Божьего
посвящения тянущееся к небу, а всем плотским своим умом и всем своим земным
существом увязшим в земном и плотском своем состоянии.
В соответствие с
первоначальным и неповрежденным христианским вероучением и религиозным опытом,
человек, как существо природное, не является и не имеет оснований считать себя
духовно самодостаточным "от рождения". Он не способен своим природным
рассудком и опытом оценить и, тем более, обрести то духовное (Божественное)
достоинство, которое ему обещано в Божественных Откровениях и Писаниях.
Адам - первый
человек получил это достоинство от Бога в акте духовного творения, то есть
рождения. Ученики Христа обретают свое духовное достоинство через школу (ясли)
духовного посвящения, то есть опять-таки рождения, от Самого Христа в
продолжении их совместного пути с Ним по земным дорогам. Все адепты всех
подлинно религиозных традиций только после своего физического рождения, только
в духовной школе обретают достоинство духовного существа.
Одним из исключений
является Протестантизм, который убеждая своих последователей, что они сами
своим природным разумом и чувством в состоянии извлечь истину из духовных
Писаний и Преданий, различить духов лукавых, носителей "злобы
поднебесной", от Духа Истины, тем самым в корне противоречит всему духу
Писания и всем прямым и ясным заповедям И. Христа. Дерзая измерить глубину
Божественной Премудрости индивидуальным человеческим разумом и опытом,
протестантское вероучение трагически оплощает и упрощает ее, а своих
последователей направляет на путь в высшей степени опасный и гибельный.
Вот как
представляет смысл протестантского учения о крещении одна из популярных
энциклопедий: "Согласно классической протестантской мысли, крещение
следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к
максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение
рассматривается как неотъемлимое условие полноценной жизни
христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное
условие спасения души". Иначе говоря, чтобы быть членом церковной общины
протестант должен быть крещен, но в крещении нет необходимости на пути человека
к Царствию Божию. Это чудовищное недоразумение. Зачем, в таком случае нужна
сама церковь, если приобщение к ней и посвящение в нее не является условием
спасения человека. По аналогии с физическим рождением человека можно сказать:
если нахождение в материнском лоне не является обязательным условием
полноценного и правильного рождения человека, то может быть и правда следует
перейти к воспроизводству людей через пробирку? Современный западный мир уже
почти пришел к такому выводу, так что от духовных гомункулусов до гомункулусов
физических один шаг.
В акте полноценного
правильного рождения происходит нечто большее, чем формирование физического или
духовного тела, происходит сакральная передача опыта и мудрости всей
бесконечной цепи предшествующих поколений, прошедших через эти врата рождений и
приобщение к приобщение к этой вечной эстафете жизни вновь рождаемого существа.
Если вновь рожденное существо было лишено этого мистического общения с
вечностью в лоне своего рождения оно не может восполнить этот недостаток уже
ничем. Поэтому в безрелигиозном и внецерковном мире происходит такое страшное
вырождение человека и такое необратимое мутированье его в бездуховно разумное
существо.
Здесь мы
сталкиваемся с глубочайшим недоразумением, которое создает непреодолимую
преграду между тем учением, которое оставил И.Христос, которое, в свою очередь,
вполне согласно с более древними откровениями и пророками и с современной
секулярной культурой, каковой по существу является самая массовая на западе протестантская
религия. Если крещение не обязательно, а в том случае, когда оно
осуществляется, то происходит это уже в зрелом возрасте с согласия и при
сознательном отношении человека к этому акту, то ясно, что к духовному рождению
человека оно не имеет существенного отношения. Человек, как существо духовное,
уже предполагается протестантской религией существующим и духовно зрелым в
самом акте физического рождения, более того, уже способным на сознательный
выбор в важнейшем для его души деле.
Возникает, однако,
вопрос, а откуда это существо появилось и откуда в его сознании и в его душе
появилась эта способность решать, что есть, а что не есть Истина? Возможных
ответа только два: или оно, как джин из бутылки выскочило из ниоткуда еще до
крещения человека в церкви, или его духовная сущность является неотъемлемым приложением
к его существу физическому и рождается вместе с этим последним. Оставляя
домыслам последователей этой религии вариант первый-фантастический, то есть
самопроизвольное появление духовной сущности человека - его Божественной души -
без участия духовных институтов и сил, попробуем понять, что следует из
предположения о том, что душа - это некое приложение или продолжение
физического существа человека.
Проблема состоит в
том, что если духовная сущность человека рождается вместе с его существом
физическим (природным), как неотъемлемая от нее составная часть, в акте
природного (физического) рождения человека, то второе рождение, духовное
крещение и духовный культ вообще, действительно, оказываются излишними, а все
люди, независимо от их веры, культуры и духовных традиций суть одного отца
дети. Так что остается только спросить - какого именно отца? - уж не того ли,
который является духом плоти и князем мира сего. Одно ясно, что в этом случае
все страсти Христовы, весь пафос его подвига, все упования христиан на
обретение некоей новой природы и сущности в горниле второго своего (духовного)
рождения и Преображения суть их вымыслы и мечтания.
Из протестантского
учения следует: чтобы стать Человеком высшей - Божественной природы достаточно
согласовать свои врожденные качества и мысли с качествами и мыслями Бога в акте
"согласительного" крещения, другими словами, подписать с Богом некий
согласительный акт о взаимных правах и обязанностях и в этом вся суть духовного
посвящения и крещения. Говорить о каком-то втором рождении нет никаких причин,
оснований и необходимости.
Это вероучение так
далеко от Новозаветной и даже от Ветхозаветной традиции, что оспаривать его с
этой точки зрения нет смысла, но некоторые вопросы невозможно не задать -
почему крещение, то есть акт духового посвящения человека в самую сакральную
сущность бытия, нельзя осуществлять без его осознанного выбора, в то время, как
выбирать что и как ему учить в школе, чему учить его в младенчестве дома - это
можно без его воли и согласия? Ведь чтобы сделать сознательный выбор в приятии
или неприятии таинства крещения человек уже должен где-то почерпнуть знания и
опыт относительно того, что есть это крещение, чем оно отличается от других
посвящений в другие религии и т.д.
Таким образом,
получается, что Протестантизм случайному, без руководства церкви, выбору
родителей, учителей школы и даже наставникам с улицы доверяет больше, чем
Боговдохновенной церкви. Невольно напрашивается вопрос, а во что вообще учит
верить протестантская церковь? Если Учение Христианской церкви не достаточный
авторитет для того, чтобы крестить младенца человеческого, а собственный выбор
человека, в этом случае достаточен, то религия Протестантской церкви это не
религия Христа, а религия собственной самости человека, его самомудрия.
Истинное Крещение,
если свести это слово к простейшей формуле, которая выразила бы его основной
смысл, является ни чем иным, как благодатное - сопровождаемое снисхождением на человека
Благодати - посвящением его в таинства, в учение и в жизнь христианской церкви.
В сущности это и есть таинство освещающее акт духовного зарождения человека. По
православному вероучению, хранящему изначальный смысл этого таинства, крещение
это когда '...Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы и пребывает в
нем, как семя' (Симеон Новый Богослов. О цели христианской жизни.).
Спрашивается, семенем чего является входящее в человека Слово. Ответ прост и
очевиден - это семя будущего богочеловека, каковым может стать природное
существо, если взрастит в своей душе это семя. Но тогда нельзя уйти от вопроса:
где же оно получит это семя и как же оно его взрастит вне того института и вне
той традиции, которые этим Словом и предопределены для такой миссии.
Здесь в этой
сознательной или бессознательной путанице смыслов и заключена одна из главных
причин той трагедии, которую переживает христианский мир в последние столетия и
богословие несет за это прямую ответственность. Конечно, не только духовной
ленью и интеллектуальной робостью можно объяснить, почему важнейшие духовные
категории и целые дисциплины не имеют глубокого и всестороннего духовного
освещения, а отданы на откуп самостийным богословам, философам и откровенным
спекулянтам, но каковы бы ни были причины, сознание современного верующего
человека буквально разодрано противоречиями.
Учение И.Христа
наполнило понятия второго рождения и духовного крещения особенным и новым
содержанием, но никак нельзя сказать, что оно впервые ввело их в религиозное
учение. Все мировые духовные традиции на своем языке именно так называют
момент, когда в земной человеческой природе зарождается новое духовное
существо. Поэтому Иисус Христос, говоря Никодиму: "ты - учитель Израилев,
и этого ли не знаешь?..." уличает Никодима в незнании одной из тех
азбучных истин, не знать которые человек, называющий себя носителем священного
знания и учителем народа, просто не имеет права или, не зная этого, он не имеет
права называть себя вероучителем народа.
Но все-таки почему
даже "учитель Израилев" оказался несведущим в столь важном деле?
Ответом на этот вопрос могут служить слова апостола Павла в послании Евреям:
" Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот,
Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты
священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и
со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан
был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. О сем надлежало бы
нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны
слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно
учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к
различению добра и зла." Евр.5,5-14.
Этими словами
апостол доносит до нас одну из сокровеннейших сотериологических истин, а именно
ту, что и Сам И.Христос не по щучьему велению обрел свое божественное
достоинство, а прошел все этапы, которые надлежит проходить каждому человеку на
его пути к Богу и не в следствие своего физического рождения, а тут уместно
вспоминить, что рождение Его было не от случайных родителей и не при случайных
обстоятельствах, тем не менее, не автоматическим следованием из факта своего
физического рождения достиг И.Христос всей полноты Своей Божественности
"не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником", а "во дни
плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему
спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако
страданиями навык послушанию...". Кода же пришло время, то не сам Он себя
крестил, а пришел к Иоанну, которого почитал истинным пророком и священником (в
современном понимании этого слова) той церкви, к которой и Сам Себя причислял.
Сам И.Христос прошел все этапы посвящения и даже свою крестную смерть принял по
обрядам и таинствам той церкви, из которой Ему надлежало выйти и вывести свой
народ. Если И.Христос так прошел через земную юдоль на небо, то кто способен и
может делать это иначе?
Об этом говорил Ап.
Павел к своим соплеменникам, не принявшим христианское вероучение почти две
тысячи лет назад, а вот что он сказал своим единоверцам, т.е. уже новообращенным
христианам, по этому поводу: "Итак, отложив всякую злобу и всякое
коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные
младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во
спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому,
человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые
камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить
духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании:
вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий
в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для
неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла,
камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь
слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство,
народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас
из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда
непомилованные, а ныне помилованы." 1Петра 2,1-10
Итак, вот что мы
находим в послании Апостола Павла: Иисус Христос(!) "во дни плоти Своей с
сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от
смерти", эти слова могут значить только одно, что и для Христа Крещение
было не формальным знаком или обрядом, а онтологическим актом, то есть
таинством, только пройдя через которое Он мог войти в державу Духа, то есть в
царствие Божие. Да Иисус Христос сам "возопил" к Богу с слезами и
воплями, то есть сознательно, но не будем забывать, что прежде этого он был рожден
и посвящен Богу в таинстве посвящения по иудейскому ритуалу на восьмой день от
своего рождения. И будучи посвященным в этом таинстве он долгими годами
проходил школу научения и испытания в этой религии. Его сознательный выбор был
некоторым образом предопределен его происхождением, его посвящением, его
воспитанием и его образованием в иудейской вере.
Допустим, как
думают многие, что Христос и не принадлежал иудейской церкви, что он
воспитанник Есеев, Эллинских учителей, Египетских жрецов или Индийских йогов. Что
меняется от этого применительно к обсуждаемому вопросу? Яснее, чем сказано
невозможно сказать. Он не Сам, не своим произволением и решением причислил себя
к Божественному миру Духа, но пройдя все положенные этапы становления,
достигнув зрелости в Любви и Мудрости, приходит к Иоану и просит его... в
сущности, о чем просит И.Христос Иоанна Крестителя? Он просит его о том же, о
чем просят повитуху при родах.
И это Христос! Как
же иначе может любой другой человек сделать свой сознательный выбор в пользу
того или иного учения и посвящения, как только через волю своих духовных
воспитателей, которые с пеленок обучают и воспитывают (или не воспитывают) его
в божьем законе, а потом в храме и в школе научают его Истине и Правде, как они
сами им были научены, в свое время. Собственный свободный выбор человека на
поверку это всегда выбор его учителей и воспитателей, которым он обязан всеми
своими знаниями и опытом жизни. Крещение поэтому не есть акт воли и выбора
самого человека, а воли Божией, которая действует через волю его учителей. Не
человек сам рождает себя физически, его рождение это выбор и воля его
родителей, также и духовно не он сам себя рождает, а Бог рождает (творит)
человека в акте его духовного рождения. Другое дело, что Бог делает это не без
участия воли и сознания человека, как бы спрашивая его внутреннее согласие на
каждый шаг в его духовном развитии, но это смирение Бога перед волею и свободою
человека лишь подчеркивает сущностное превосходство Бога над человеком, как
смирение отца перед своим чадом, но оно не делает младенца мудрее или сильнее
отца, а лишь подчеркивает силу и любовь отца к своему чаду.
Дарвинизм за
полтора столетия сумел буквально заглушить тот изначальный свет, который исходил
из всех древних святилищ и духовных учений и согласно которому истинный, то
есть духовный человек есть результат особого творческого акта неких высших сил.
Человек, как духовное существо, не вырастает из земли подобно грибам или
гомункулусу, а рождается и воспитуется своими духовными учителями по образу и
подобию Бога, которому они, в свою очередь, веруют и поклоняются. Эти духовные учителя,
чтобы исполнить свою миссию, во-первых, сами должны быть носителями той
духовной сущности и, во-вторых, они делают это не с помощью магических
заклинаний, а в соответствии с законами и порядком земной природы. Без
мистического тумана, обыденно и прозаично, иначе говоря, точно так, как из
поколения в поколение воспитывают своих детей благочестивые человеческие
родители.
Конечно, физическое
существо человека рождается от плотского семени отца и через вполне
материальную утробу матери, однако, не надо быть богословом или философом,
чтобы знать достоверно, что рожденный младенец, если он в последующем не будет,
так сказать, осеменен и преобразован в духовной культуре общества разумным
словом и нравственным наставлением, будет обречен остаться биологическим
объектом. Сам собою он никогда не станет существом духовным.
Чтобы найти
подтверждение сказанному достаточно открытыми глазами посмотреть на то, как
происходит становление каждого человека в реальном мире, т.е. превращение его
из физиологического объекта, каким он появляется на свет, в одухотворенное
разумное существо. Ведь совершенно очевидно, что все разумное и нравственное
содержание человеческого существа не растет из его головы подобно волосам, но
должно быть посеяно и взращено в его душе разумным словом, причем, посеяно и
взращено людьми, которые сами прошли этот путь и эту школу в свое время. Иначе
им не откуда было бы взять и то семя, т.е. то Слово и ту Мудрость, которые они
имеют ему передать.
Только в этом
контексте становится понятен и смысл двойного крещения и двойного рождения
человека. Первое рождение есть физическое рождение человека, рождение его
природного существа, которое еще не есть человек в полном смысле слова, а
только плоть, хотя плоть наисовершенная в своем природном существе и, в
следствии этого своего совершенства, способная к приятию Слова Духа и поэтому
священная плоть. Человеческое существо, рожденное от человеческой матери,
особенно, если от благочестивой матери, уже благословенно, как предопределенное
и предназначенное для посевов Духа, но оно еще не есть духовное существо.
Христианское
отношение к телесной плоти человека в высшей степени целомудренно и
благоговейно. Рожденное от плоти, тело человека, есть плоть, но плоть,
сотворенная во образ живого храма, в котором сеется, возрастает и живет Дух
Божий. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,
Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" 1кор.,гл.6, 19. При кажущейся
парадоксальности этого факта, именно христианство превращает человеческое тело
в предмет и объект духовно-творческого и благоговейного почитания. По тому, как
христианин содержит свой физический микрокосм - свое тело определяется его
духовная зрелость и нравственное достоинство.
Младенец животного
тоже младенец, более того, младенец животного рождается более
жизнеприспособленным, как правило, чем младенец человеческий, т.е. более
подготовленным к природной жизни, однако, он никогда не будет способен вместить
в себя Семя Духа, ибо его плоть не совершенна для этого. Только человеческий
младенец рождается во плоти, которая потенциально способна быть "храмом
Духа".
Но физическое
рождение всегда сопровождается преодолением трудных испытаний, ему предшествует
длинная цепь наследственных генетических обретений, как хороших, так и плохих,
поэтому рожденное человеческое существо считается как бы не чистым, требующим
очищения, именно этому служит другой обряд, так называемого, Крещения Водою.
Обряд водного крещения имеет целью символизировать и предначертать
необходимость очищения и предуготовления природного существа человека ко
второму его рождению.
Очевидно, что
именно это Водное Крещение и имеет ввиду Протестантизм, по всей видимости, даже
не догадываясь, что таким образом ограничивает духовный путь человека его до
христианским, по существу, языческим культом.
Свое Второе Рождение
человек проходит не через физическую утробу своей матери, а через духовную
школу, которая и становится для него духовным лоном. Только в этой духовной
школе могут быть посеяны в его душу семена разумного знания, божественной
мудрости и духовного ведения, только там может он узнать истинный смысл своего
бытия, свое земное предназначение, обрести Мудрость жизни и, в конце концов,
познать своего духовного Отца, Который есть вечный Дух, Он же Творец всего
сущего.
От того, какую
именно духовную школу пройдет человек в период своего духовного вызревания
существенно зависит каким человеком он станет. Модная нынче теория о том, что
будто бы человек рождается с заложенным в его душе знанием, характером и
судьбою не имеет под собою ни какого основания. Будь это так, человеческого
младенца достаточно было бы поить и кормить, чтобы в его душе сами собою
прорасли и обнаружились все его знания, вся его мудрость и навыки, но опыт
жизни слишком красноречиво опровергает это нелепое предположение. Чтобы из
биологического предмета превратиться в одухотворенное существо человек должен
пройти, кроме материнской утробы, еще одну нетелесную утробу - утробу духовной
учительской школы, где его, можно сказать, из духовного ничто превращают в
человека, то есть в образ и подобие Божие.
Эта простая и
очевидная последовательность становления человеческого существа, в качестве
существа духовного не предполагает и не допускает никакой мистики, она легко
согласуется с практическим опытом человека, с научными изысканиями, если,
конечно, эти изыскания имеют целью познание Истины, с духом и с буквой
Священного писания.
Действительную
трудность представляет не вопрос о том, является ли разумная сущность человека
продолжением его физиологической эволюции или она существует и воспроизводится
по своим законам и являет собой самостоятельную реальность. Попытка вывести
духовную сущность из физической природы человека столь очевидно
безосновательна, что не заслуживает даже серьезной критики. Действительной
проблемой является выбор между множеством разных разумов, нравственных законов,
культур и духов, а, следовательно, тех школ и религий, в которых формируется
духовное существо человека, ибо совершенно ясно, что в какую школу и какой
культуры попадает человек от рождения, таким человеком он и становится. Мир
культур и духов столь же разнообразен, как и мир физической природы, поэтому
так важно для человека: семя какого духа упадет в его младенческую душу, пустит
в ней свои корни и преобразует его платяное природное существо по образу и подобию
посеянного в его душе семени Духа в существо духовное.
Эти простые истины
даже странно доказывать, как будто не очевидно из элементарного опыта жизни,
что в мусульманской среде рождаются мусульманские дети, в христианской - христианские,
а в сатанинской - сатанинские. Как физически человек наследует образ и подобие
своих физических родителей, так и духовно он наследует качества своих духовных
родителей. Можно сказать, что это абсолютный закон, а те исключения из данного
закона, на которые обычно ссылаются авторы теорий о врожденных духовных
качествах человека, являются следствием не того, что этот закон перестает
иногда действовать, а, скорее, напротив, в его подтверждение. Эти "исключения"
происходят от того, что в реальной жизни никогда не бывает так, чтобы только
одна культура или религия, или нравственный пример, или учение влияли и
действовали на данного человека, а всегда множество влияний и факторов. Так что
всегда есть элемент случайности в том, какие именно из этих факторов окажут на
человека решающее влияние и определят его будущую судьбу.
Много недоразумений
и путаницы вносится в обсуждаемый предмет тем обстоятельством, что рождение
человека происходит не единомоментно, как по щучьему велению, а поэтапно и
эволюционно. Ведь Дарвин и его последователи совершенно правы, пока они
остаются на своем поле научных фактов и опыта. Пока они не пытаются из этих
фактов сделать заключения, которые из них никак не вытекают и вытекать не
могут. Эволюция это факт, но из каких фактов следует, что эволюция совершается
самопроизвольно без действия неких внутренних и сакральных сил? Из каких фактов
следует, что духовная эволюция человека вытекает из его эволюции биологической
и из каких фактов следует, что не существует в мироздании той духовной
инстанции, которую верующие называют Богом, которая является истинной причиной
бытия мира и истинным источником духовности для человека?
Так называемые,
атеисты и материалисты все время заставляют религиозных людей искать
доказательства Бытия Божия и, надо сказать, последние часто "ведутся"
на этот лукавый ход мысли. Между тем, доказывать должен не тот, кто верит или
знает о существовании чего либо в мироздании, а тот или те, кто не верит.
Афанасий Никитин не должен был доказывать существование Индии тем, кто ему не
верил в этом, каждый не веривший должен был сам это делать при желании. И не
Джордано Бруно должен был доказывать, что мироздание не ограничено земным
мирком невежественных людей, даже если эти люди и носят священнический сан, но
не согласные с ним должны были бы привести свои доказательства
противоположного.
Если обязанность
доказывать действительность и существование всего сущего возвести в закон, как
это делали инквизиторы и фарисеи всех времен, то человеческий дух был бы
абсолютно парализован. Он не смел бы доверять ни одной своей мысли, чувству,
предчувствию, интуиции, свидетельствам своего сердца и своей души без
предварительного доказывания. Это было бы равносильно его духовной смерти.
Всякое мышление прекратилось бы и всякая нравственная жизнь была бы умерщвлена.
Человек есть творение,
вот онтологический абсолютный факт, подтверждаемый не только всеми преданиями и
религиозными учениями человечества, но и его личным, общественным и
историческим опытом. Чьим творением это вопрос следующий, но если он сотворен,
то у него нет другого пути и способа найти в этой жизни свой истинный путь и
смысл, как только довериться своему Творцу. В акте ли импринтинга, в магическом
ли посвящении, в школе ли просвещения или как-то иначе, но человек не может
стать человеком без творческого участия в его становлении той силы, того духа и
той Мудрости, от которых он получил свою жизнь и свое бытие. Вера, то есть
доверие к своему Творцу и родителю есть фундаментальное условие духовного
развития человека, без которого он абсолютно лишен возможности быть приобщенным
к культуре и миру Духа.
Первые слова
евангелия от Иоанна заключают в себе исчерпывающий ответ на главный вопрос
человеческого бытия: где истинная духовная родина человека и Кто его истинный
духовный родитель:
"В начале было
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. ... В нем была жизнь, и жизнь
была свет человеков.", "Был Свет истинный, Который просвещает всякого
человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через него начал быть, и мир Его
не познал. Пришел к своим, и своим Его не приняли. А тем, которые приняли Его,
верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от
хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились." от Иоанна,1,1-13.
Никакие
естественно-исторические процессы, никакое самопознание, никакой земной труд и
опыт и никакие силы хаоса или космоса не могут привести человека на духовное
небо. Одухотворяется человек только, если его земное существо будет преображено
семенем Духа в акте его второго рождения. При этом речь идет не о каком-то
мистическом или символическом акте, в реальность которого можно только верить,
а о таком событии в жизни человека, очевидность которого выше и достоверней
очевидности природных явлений.
Еще и еще раз
возвращают нас к смыслу этого события Деяния апостолов: "И, собрав их, Он
повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы
слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после
сего, будете крещены Духом Святым." Деян. 4-5. Или еще:
" Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя
верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им:
приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали,
есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново
крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы
веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они
крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел
на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех
их было человек около двенадцати." Деян.19,1-7.
Не только отдельный
человек должен пройти эти этапы своего двойного рождения на пути к истинной
человечности, но и каждый народ и каждое человеческое сообщество, которое
входит в планы Провидения. На примере рождения христианской церкви, как Нового
народа, явлено это в день Пятидесятницы: "При наступлении дня
Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И
явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом
из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как
Дух давал им провещевать." Деян.2, 1-4.
Какое значение
имеют приведенные откровения для современного человечества и в частности для
России? Можно сказать, самое важное и решающее, потому что в последние века
научного прогресса и просвещения, человечество усвоило и приняло в качестве, своего
рода, нового откровения научную "аксиому", согласно которой человек
есть продукт естественно-исторического развития и самопознания. Особенно
наивным и нелепым выглядит почти всеобщее убеждение, будто духовная сущность
наследуется человеком в качестве обязательного приложения или подарка к его
физическому рождению.
Проблема состоит в
следующем:
Если человеческое
существо (индивидуальное или общественное) есть существо природное и только,
тогда вся его жизнь и вся его история определяется исключительно, так
называемыми, законами природы, каково бы ни было происхождение самих этих
законов. При этом становится неизбежным, по этим самым законам, и конец всех
его земных путей и дел. Господь говорит Адаму при его изгнании из Рая :
"...возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься." Быт.3,19. Это не угроза и даже не наказание - это
констатация неизбежного следствия утраты Адамом своей внутренней духовной связи
с Отцом
.
Природное
человеческое существо действительно смертно и с этим можно было бы мириться,
как с этим мирится вся земная природа, если бы не случилось так, что однажды
эта земная природа (персть) человечества не была претворена в существо духовное
и, таким образом, не узнала бы, что есть бессмертие, что есть вечность и что
есть Истина.
"И создал
Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и
стал человек душею живою" Быт.2,7. Однажды, будучи восхищена в этот горний
мир и вкусив его благость, душа человеческая уже не может захотеть вернуться
обратно, как не может захотеть человек принять образ животного.
В этой связи весьма
знаменателен опыт Преображения, который получили ученики Христа на горе Фавор:
"...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору
высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце,
одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с
Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть;
если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну
Илии." Матф. 17, 1-5. Без этого их опыта, возможно, было бы непонятно, по
какой причине Его ученики так уверовали в Него, так безусловно полюбили Его и
так безоговорочно шли за ним до смертного своего конца.
Есть некий
безусловный инстинкт или всеобщее внутреннее тяготение, свойственные всему
живому, которые побуждают подниматься по ступеням доступного совершенства. При
этом, для человека, однажды ступившего на очередную, более высокую ступень,
обратная дорога становится невозможной и сама мысль о возвращении в прежнее
состояние воспринимается, как величайшее из несчастий.
И это вполне
понятно и объяснимо, ибо то, что в соответствии с современной научной
терминологией именуется развитием или эволюцией, в действительности
представляет собою последовательную реализацию тех форм, которые изначально
предположены были алгоритмом саморазвития семени (зародыша) каждой жизни. Этот
алгоритм предопределяет способ самореализации и форму каждой жизни, ее фенотип
или генотип. Живое существо не может остановиться на какой-то ступеньке своего
развития, а вынуждается логикой внутреннего движения искать и переходить в
новую, следующую стадию своего развития или погибнуть. Поэтому, когда приходит
время нового эволюционного его состояния, живое существо буквально лишается
покоя и душевного мира, пока не совершится этот переход. Когда же этот переход
в новую форму совершается, то переживается это, как Новое Рождение и как
освобождение или спасение от неминуемой гибели.
Генотип каждой
формы жизни не формируется, так сказать, ад хок (по случаю), а представляет
собой наследственно передаваемую программу ее саморазвития во времени. Эта
программа и есть природный алгоритм каждого живого организма, ее основным
сущностным качеством является то, что она не существует в форме материального
образца или прототипа, а как бы в качестве некоего замысла или идеи, но тогда
возникает вопрос, а кто или что является носителем этого замысла, если он не
может иметь вещественной формы и бытия?
Чтобы вопрос этот
наполнился своим полным смыслом, следует дополнить его констатацией того факта,
что Универсум жизни это не простое множество жизней рядом и автономно
сосуществующих, а бесконечное множество жизней, которые связаны единым и общим
для них замыслом, единой организацией, волей и глубокой внутренней единой
целесообразностью. Весь этот мир жизни, как целое, есть живое одухотворенное
существо и каждая его часть также одухотворена единым духом. Вот этот-то Единый
Дух и является носителем смысла, воплощением разума, содержанием и алгоритмом
жизни, а также волей и творческим началом всех ее форм, одним словом, ее Богом.
Человеческий разум не
может вместить всю бесконечность этого
вечного и абсолютного Духа, но осознание самого этого факта, что этот Дух
существует и благодаря Его воле и разуму существует Вселенная - осознание этого
факта является первым откровением Духа в разуме и душе человека. С этого
откровения начинается религиозная история человека, как существа духовного. С
этим откровением рождается потенциальная способность человека мыслить Бытие в
его Истине.
Пока человек мыслит
себя этаким гомункулусом-материалистом или еще примитивней, своего рода,
биохимическим опарышем, его сознание в принципе не способно вместить
представление и понятие о Божественной инстанции Духа, он бьется в тенетах
материалистического детерминизма и казуистики. Более того, в этих тенетах
бьется и все его существо и вся его жизнь.
Однако, если
духовное существо человека взращивается на его природной основе из семени Духа,
тогда совершенно иная судьба возможна для этого одухотворенного человека и
человечества, оно уже не предопределено разделить судьбу земного праха, на
почве которого выросло:
"...сеется
тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть
дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый
человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный,
таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ
перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть
и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся" 1Коринф.,15, 44-51.
В этих слова Ап.
Павла заключена квинтэссенция того, что составляет смысл Творения человека
Богом, а вместе с тем, это открывает и смысл христианского учения о спасении.
Сотворение человека
определенно и очевидно совершается не единомоментно, как это происходит в
детских сказках, где факиры заклинаниями вызывают из небытия своих персонажей,
а так, как это только и может происходить в реальной жизни. У Бога нет
необходимости, да и не перед кем Ему пробавляться фокусами, Он не имеет нужды
пренебрегать свойствами и законами со-вечной и послушной Ему природы. Он
творит, оплодотворяя эту природу семенами своих будущих творений и она
вынашивает Его творения во времени, в полном согласии со своими природными
законами.
Сотворяя человека,
Бог также не имеет нужды делать для него исключение, - не вопреки, а в полном
согласии с предвечными законами Бытия человек проходит все этапы своего
становления в лоне природы, составляя с нею одно целое и являясь по существу
также и ее творением. Когда физическое существо человека эволюционно достигает
того состояния совершенства и зрелости, что становится способно к приятию
Слова, иначе говоря, Божественной сущности, тогда Дух Божий помещает его в
школу Духа, сеет в его душу Слово и терпеливо его взращивает. Это событие и
есть Второе Рождение человека в качестве существа духовного.
Одна из причин,
почему простой и понятный смысл этих великих событий упорно мистифицируется и
затемняется человеческим сознанием состоит, может быть, в том, что в реальной
жизни все это происходит неправдоподобно обыденно и обыкновенно. Как младенец
обычным событиям жизни ищет чудесные и сказочные объяснения, так и духовно
незрелый человек, не разумея истинную природу и смысл событий духовных, представляет
их необычными, не укладывающимися в привычный порядок вещей, а потому
мистическими и сверхъестественными.
В определенном
смысле они действительно сверхъестественны и чудесны, как фантастически
невероятно рождение новой жизни, как мистически чудесна красота мироздания, как
сверхъестесвенна Любовь на земле. Но в том то и дело, что в этих
"мистических чудесах" открывается подлинная достоверность и высшее
естество Бытия.
Этим объясняется
тот парадоксальный факт, что при массовой мистификации явлений духовной жизни и
такой же массовой екзальтации по их поводу, остаются справедливыми слова,
некогда сказанные апостолом Фомой, в одном из ему приписываемых апокрифов:
"царство распространяется по земле, но люди не видят его.". Апостол,
конечно, имел в виду царство Божие. Таков парадокс: чем более человек
мистифицирует события духовной жизни, чем более он ждет от них чего-то
сверхъестественного, тем менее он оказывается способен увидеть и оценить их
подлинную реальность в своей действительной жизни.
Патогенные споры
всех мистификаций, в том числе и религиозных, вызревают в темных подвалах
сознания и они не столь безобидны, как может показаться на первый взгляд. Так,
говоря о духовном рождении и крещении духом, духовно зрелый человек понимает,
что речь идет не о каком-то магическом акте, в следствие которого, как бы само
собой из ниоткуда появляются дары Духа, но он разумеет, что речь может идти
только о трудной и длительной работе души и тела. Работе обыденной и
обыкновенной, которую должен делать ученик Духа с такою же и даже много большей
старательностью и самоотверженностью, как крестьянин делает свою работу, чтобы
совершилось чудо нового урожая на его поле.
Духовно не зрелый
человек ищет духовных даров, как младенец рождественского подарка, ожидая его
чудесного появления утром из-под подушки. При этом душевный и жизненный труд
кажется уже и не нужным, поскольку подарок он и есть подарок, а чудо оно и есть
чудо. Одно плохо, ничего при таком "духовном делании" в
действительности не происходит.
Среди множества
духовных недугов широко распространен еще и такой, когда вся духовная жизнь
религиозной общины сводится к исполнению обрядов, смысл которых запредельно
мистифицируется, вследствие этого нагнетается напряженное ожидание чуда, т.е.
немедленного, ни чем не обоснованного и не заслуженного исполнения ожидаемого,
доводящее иногда участников действа до состояния психоза. Не приходится
удивляться, что вместо подлинного чуда духовного преображения происходит совсем
другое: галлюцинации, гипнотические эффекты, психические расстройства и как
следствие, обманутые ожидания и подорванная вера в Бога.
Это становится
причиной духовной трагедии целых человеческих сообществ. Точно так же, как не
правильная агрокультура приводит, в конечном счете, к вырождению культивируемых
растений и к запустению земель, так же и ложная духовная культура приводит к
духовному вырождению религий и народов.
Физическое существо
человечества давно вышло из детского возраста, оно достигло своей органической
зрелости, овладело природными энергиями и с ними вырвалось на просторы
Мироздания, но оно не прошло школы духовного воспитания, точнее говоря, оно
прошло ее с очень плохими результатами, так что возникает сомнение - проходило
ли оно ее вообще. Его мораль, его обычаи, уклад его планетарной жизни и
межчеловеческих отношений не дают оснований считать его одухотворенным и
нравственным существом. Впору задуматься: не прошло ли оно мимо своего второго
рождения, не застряло ли оно на этапе своего физиологического сотворения и
помнит ли оно еще о своем духовном призвании. В этой связи уместно привести
слова Вл. Соловьева адресованные русскому народу, но может быть и другие примут
их на свой счет:
"У нас идут
приготовления к торжественному празднованию девятисотлетия христианства в
России. Но, по-видимому, мы поспешили с этим праздником. Если послушать
некоторых патриотов, то придешь к мысли, что крещение Святого Владимира, столь
действенное для самого князя, для его нации было лишь крещением водой и что нам
следовало бы принять вторичное крещение духом истины и огнем
любви."(В.Соловьев, Русская идея) Эти слова, сказанные нашим философом
более ста лет назад, ничуть не утратили своей актуальности, но они едва ли были
услышаны и поняты современниками.
А.З. 2007.