Аннотация: Оглядываясь назад в историю, мы не можем не отметить одной важной особенности традиционных исторических обществ. Они практически все существовали и строились на объединяющей их единой для всех и, как правило, обязательной для всех мировоззренческой и религиозно-нравственной основе. Исключение составляли только такие конгломераты, как Римская империя или Золотая Орда, где единство разношерстных племен и народов скреплялось мечом легионеров или саблей конных всадников. Единство веры и разума было не просто одним из условий собирания этих сообществ, а главным и решающим условием. Понятие иноверец означало в этих обществах нечто большее, чем понятие иностранец в современном мире. Оно несло в себе смысл максимальной степени отчуждения и враждебности. Зато каждый, кто был общей с тобой веры почти автоматически являлся своим, которому можно было довериться в самых важных делах своей жизни, т.к. он жил по понятным и взаимно принятым правилам и законам. Трансформации последних веков в корне изменили духовную атмосферу всех втянутых в так называемый научно-технический прогресс сообществ. Как ни странно это звучит, но именно характер духовных революций и интеллектуальный прогресс привели к тому, что духовное содержание жизни общества перестало быть главным фундаментом их общественной организации и единства. Более того, это содержание опростилось до самых примитивных и обездушенных форм моральной регуляции и идеологического контроля за населением. Экономические, политические, этнические и другие рациональные факторы качественно изменили внутреннюю жизнь человека и общества. Они заменили ему его Веру и его Бога. Наше время уже не имеет своей общепризнанной и общепринятой философии. Более того, наличие и культивирование какой-либо единой философии или идеологии оценивается, как посягательство на личную духовную свободу и проявление тоталитаризма. Конечно в этом легко просматриваются вполне определенные политические интересы и цели. Но не только. Сложная палитра мировоззренческих доктрин современности напоминает разбитое зеркало или калейдоскоп друг друга опровергающих и непримиримых гипотез. Одни из них строят свои представления о законах мироустройства на фундаменте рационального знания, на службу которому требуют поставить религиозно-нравственные институты и ценности, другие, напротив, хотели бы вернуться в то время, когда рациональные наука и философия обслуживали религиозные ценности и обосновывали соответствующий им уклад жизни, третьи банально хотели бы и религию и науку поставить на службу своим сиеминутным сугубо утилитарным потребностям и задачам. Человечество как будто ищет новую формулу веры и знания, будучи разочаровано в тех, которыми жило и руководствовалось до сих пор. Впечатление такое, что старая вера в лице самых древних конфессий и культов, а также и старое знание в лице самых авторитетных научных и мировоззренческих институтов не могут дать ответ человечеству на самые важные и сокровенные вопросы его души. Человеческий гений строит синхрофазотроны, готовит экспедиции на Марс и за пределы галактики, исследует микромир и геном человека и при всем этом он беспомощно взирает на человеческую жизнь, не умея объяснить ее происхождение, ее смысл и ее место во Вселенной. Точнее говоря, ответов на эти вопросы оказывается так много, а основания, которые они приводят в свою пользу, столь шатки, что большая часть человечества предпочитает быть объектом господствующих мировоззренческих доктрин, а не их субъектом. В зависимости от места, времени, а также обстоятельств своего рождения и воспитания человек становится атеистом или верующим, христианином или мусульманином, последователем языческих культов или тайных сатанинских сект, равно не понимая почему его туда занесло и чем одно лучше или хуже другого. Главная, чтобы не сказать исчерпывающая причина этого состоит в том, что мы почти не понимаем и редко задаемся вопросом о том, где источник истинной веры и истинного знания. Находится ли он в нашем гениальном уме или в опытах нашей смертной жизни, или может быть там его совсем нет, а он там, где живет Божественная Мудрость - за пределами нашего смертного опыта и такого же смертного природного разума человека. Но в таком случае, где находится дом этой Мудрости и есть ли к нему дорога для человека? С религиозной точки зрения истинное учение о жизни не может быть добыто человеком, как полезное ископаемое и не может быть им придумано. Оно преподается ему оттуда, откуда происходит на земле жизнь и откуда нисходит на нее Разум. Религии всех народов учат, что истинная Мудрость не рождается и не научается от знания человеческого, а как раз напротив, человеческое знание научается от Божественной Мудрости. Когда же человек разобщен с Вечной Мудростью Бога, то его знание, как, впрочем, и его вера становятся для него смертельно опасным соблазном и заблуждением. Это понимается даже на уровне обыденного сознания, поэтому культ Божественной Мудрости, как правило полусознательный, пронизывает все уровни и сферы духовного и культурно-творческого пространства, в котором живут люди.
|