Насколько бывает важным несоответствие между ожидаемым результатом и реальным положением вещей, после того как человек выложился для достижения желаемого? Преподобный отец Софроний (Сахаров) об этом писал так: "Для достижения интуитивно восхищенного - человек решается на всякий труд, на все страдания, вплоть до риска самою жизнью. Однако, когда бывает достигнут предмет искания, тогда обнаруживается жестокий обман: реальность не соответствует тому, что преподносилось уму, и естественно следующее за сим разочарование оскорбленного духа приводит к тяжелой, а часто и уродливой смерти".
В нынешней жизни невозможно соответствие между ожидаемым и получаемым по факту. Это та причина, почему невозможно построить идеальное общество среди людей. Какое бы общество люди ни построили - в конечном итоге всегда кто-то из людей будет обречен на жалкое существование. В связи с этим Апокалипсис неизбежен, так как люди обречены пробовать все новые и новые модели человеческого общества, но каждая последующая попытка будет все больше и больше приближать нас к трагической точке на историческом отрезке нашего бытия.
Если посмотреть в глобальном масштабе на нашу планету и задаться простым вопросом - от того что исчезнет род людской кому кроме людей будет плохо? А если посмотреть на Информационное поле Земли, которое ежесекундно пополняется воплями от человеческих страданий и неизменно растет - уход людей со сцены, не будет ли тем фактором, который перестанет увеличивать концентрацию страданий в информационном поле?
А теперь предположим, что есть Высший Разум, который все гармонично упорядочил в этом мироздании и взирает на результаты человеческой деятельности - какие чувства и эмоции у Него должны вызывать результаты человеческой деятельности в глобальном масштабе, особенно с учетом перспектив того, на что наше общество способно в будующем?
Как ни странно, но формула, что каждый человек сам по себе в глубине души хороший, вот только как только люди организовываются в группы, тот час же все это хорошее исчезает - работает. И в этой формуле есть некая закономерность - чем больше и могущественнее объединение, тем меньше хорошего в нем присутствует.
Если посмотреть на наши перспективы, то ни наша Планета, ни Высший Разум не должны быть в восторге от нас. Если это так и Армагедон это вопрос времени, то стоит задуматься о смысле собственного бытия, ведь не случайно, что каждый человек в глубине души хороший? Высший Разум, при сотворении человечества не мог не знать, как все будет - наше развитие закономерно и не может быть другим. Исходя из этого следует вопрос - а зачем нужно было готовить это блюдо? Высший Разум если затеял это, значит Он это затеял не случайно.
Исходя из вышесказанного, смысл человеческого бытия есть, тот смысл и то ожидание, которое заложил в нас Высший Разум. Какой это смысл? Однозначно можно сказать, что данный смысл не связан с человеческим обществом. Смысл заложен в каждого человека индивидуально, следовательно, каждый человек в индивидуальном порядке должен реализовать данный смысл. С чем связан данный смысл? Опять же таки. Данный смысл не связан с человеческим обществом, следовательно, он не связан с нашей внешней жизнью, вернее истоки данного смысла не во внешнем проявлении наших устремлений.
Смысл связан с нашей внутренней составляющей. Внутренняя составляющая это наше сознание или душа. Мы должны добиться некоего состояния сознания или души, которое соответствует ожиданиям Высшего Разума. Исходя из всего сказанного, каждый человек в индивидуальном порядке должен на протяжении своего жизненного цикла работать над своим сознанием в соответствии с тем, что мы считаем дано нам от Высшего Разума как инструкция к действию. А вот верным ли мы идем путем - это уже кому как повезет.
29
О возможной модели мироустройства в двух словах постарался сказать. О месте человека в этом мироустройстве, в течении данного жизненного цикла, и возможном векторе устремления наших главных усилий также пара слов была сказана. Данные предположения были выдвинуты на том основании, что эти вопросы в любом случае возникают, но никто не берется дать на них ответы в рамках христианской концепции, поэтому пришлось взять на себя дерзость поразмышлять на эти темы хотя для собственного представления того, как все может быть устроено, без каких-либо претензий на истинность размышлений, да и было бы весьма забавно если бы эти размышления соответствовали бы тому, как все устроено. Данные размышления это просто попытка в общих чертах в первом приближении представить полученную информацию в виде некоей единой концепции мироустройства.
В моем случае избежать данных размышлений не удалось, так как в рамках практики "направленной релаксации", потребность в этом становилась все сильнее и сильнее. Впрочем, как свидетельствуют труды подвижников, подобные вопросы часто задают те, кто стал на путь укрепления в вере, но еще находится на стадии новоначальных. Опытные подвижники, такие как старец Силуан Афонский, уже достигшие высокого духовного уровня, к подобным вопросам не имели ни малейшего интереса, а назойливым любопытствующим умам говорили, что если Господу будет угодно, то Он может донести до человека понимание того как устроено Солнце, но это никоим образом не поможет человеку на пути духовного развития.
В любом случае подобный этап закономерен и чтобы на нем не зацикливаться лучше найти хоть какое-то возможное объяснение данному вопросу, чтобы со спокойной совестью, вернее, чтобы удовлетворить любопытство, возникшее под влиянием собственной "мерзости", двигаться дальше.
Если все же возникает желание понять, как все устроено, лучше помнить о словах преподобного отца Софрония (Сахарова): "Если стремимся мы к интегральному познанию всего существующего, если мы в глубинах нашего сознания не теряем из виду Бытия Абсолютного, то дух наш склонится к принятию всего происходящего в тварном космическом бытии". Речь по всей видимости идет о том, что многие вещи в этом мире для нас кажутся неприемлемыми, но зная промысел Божий, что Он нас приводит к Себе через многочисленные страдания, то все "несправедливости" и "незаслуженные испытания", как нам кажется, на самом деле не случайно присутствуют в нашем бытии.
Теперь о важном. У каждого человека имеется его индивидуальное предназначение, так называемый талант данный каждому из нас при рождении. Человек должен реализовать в течении своего жизненного цикла свой талант. Вполне возможно, что реализация своего таланта, как минимум в некоторых случаях, будет сопряжена с выбором жизненного пути, на котором человека ждет много дополнительных трудностей. Важно понять, что если ты согласился на несение креста связанного с реализацией своего таланта, то ты должен быть уверен, что ты не ошибся в том, что составляет твой талант.
Убедиться в этом можно сопоставив свой жизненный путь, связанный с реализацией своего предназначения и того пути, который прошло человеческое общество за это время и увидеть в этом вплетение собственного жизненного пути во все происходящие перипетии в самом обществе. С одной стороны, вроде бы история общества и идет своим путем, но ход этого пути чрезвычайно связан с реализацией тобой твоего предназначения. Какие бы коленца не происходили в истории общества, какие бы проблемы они бы тебе не несли, но что касается реализации твоего "предназначения", то оно как ни странно реализовывается довольно успешно, не в плане того, что оно облегчает тебе жизнь, а в плане того, что ты чувствуешь, что в этом достигаешь все большего и большего прогресса.
Поэтому, чем бы ты ни занимался, нужно помнить, что ты кое-что должен в этой жизни сделать. Вот только что ты должен сделать - вопрос очень и очень непростой. Идти путем духовного самосовершенствования важно, но нужно помнить, что твой жизненный путь каким-то образом вплетен в общий путь человеческого общества и возможно нужно быть очень внимательным к тому, чтобы не пропустить той точки, где по задумке Предназначения тебе в той или иной мере придётся выйти на сцену общественной жизни, если конечно таковая предусмотрена, независимо от того хочется тебе этого или нет.
30
Духовный рост, который сопровождается качественным изменением и ростом сознания, связан с тем, что мы сознательно выбираем те состояния сознания в которых желаем пребывать и отказываемся от тех, которые считаем вредными для нас. Поэтому возникает необходимость пофантазировать на тему собственного сознания, чтобы хоть в общих чертах представлять, с чем нам предстоит работать.
Обида, зависть, раздражительность, гнев, мстительность, ненависть, злоба - это все темные стороны нашего сознания, погрузиться в которые довольно легко при наличии соответствующего раздражителя. Для проявления того или иного состояния сознания необходим некий фактор-ситуация, попадая в которую у нас возникает эмоциональный отклик, вслед за которым нас охватывает то или иное состояние, которое кстати вытесняет состояние сознания, в котором мы были до этого.
Как мы уже говорили - каждый человек в глубине души имеет "свет", а также имеет и то, что мы назвали "мерзостью". В течении жизни составляющая "света" в душе человека может быть значительно подавлена "мерзостью". Характеристика "мерзости" - она обладает, скажем так, активной жизненной позицией, поэтому в любой ситуации мы слышим ее доводы, которые звучат весьма привлекательно для нас, так как обещают нам получение "удовольствия".
"Свет" в нашей душе присутствует, но он не проявляется пока мы сами к нему не обратимся. Мы должны отдать предпочтение "свету" в нашей душе и руководствоваться в жизни правилом, которое в той или иной ситуации будет отвергать предложения "мерзости" и, внутренне обратившись к "свету" в нашей душе, принимать решение, соответствующее голосу "света". Голос "мерзости" по любому поводу мы всегда слышим, а чтобы услышать голос "света", необходимо обратиться к "свету" и попросить, чтобы "свет" подал нам свой голос по тому или иному вопросу.
В течении жизни, отдавая предпочтение голосу "мерзости", мы постепенно утрачиваем желание обращаться к "свету", так как его доводы для нас становятся не интересными, ведь они не обещают для нас ничего, скажем так, солидного для жизненного статуса в человеческом обществе. У человека "запечатавшего свет" в своей душе в лучшем случае остаются только инстинкты, которые другими могут быть приняты за наличие "света", но это всего лишь инстинкты, влияющие на поведение человека, связанное с продолжением рода и чувством самосохранения.
Чтобы "свет" доминировал в нашей жизни или хотя бы имел место, необходимо целенаправленно над этим работать.
Как уже было упомянуто, есть иерархия состояний сознания высших и низших. Для достижения низших состояний прикладывать никаких усилий не нужно. Для достижения высших состояний сознания необходима работа со "светом" в своей душе. Для достижений высших по иерархии низших состояний сознания - необходимо все больше и больше затворять "свет" в своей душе. Для достижений более высоких по иерархии высших состояний сознания - необходимо, чтобы мы по жизни все больше и больше руководствовались голосом "света".
В соответствии с данным предположением, "направленная релаксация" направлена на то, чтобы обнаружить "свет" в своей душе, наладить с ним диалог и жить в соответствии с доводами "света". В процессе данного поведения наше сознание должно будет изменяться под воздействием принятия голоса "света" как нашего собственного голоса. Человек, практикующий, принятие любых решений в соответствии с голосом "света" в любой, даже провокационной ситуации сохранит состояние сознания, соответствующее высшим состояниям сознания. Он сможет избежать раздражительности, гнева, зависти и тому подобное в жизненных ситуациях, так как он будет знать механизм смены состояний сознания и каким состояниям сознания следует отдавать предпочтение и которых необходимо избегать.
Отдавая предпочтения тем или иным доводам, при принятии решений, мы налаживаем канал связи с теми разумными сущностями, которые стоят за теми или иными доводами. Принимая доводы "света" в нашей душе, мы получаем доступ к информационному полю Создателя, Который через имеющийся "свет" в душе каждого человека способен отслеживать объемы информации по "трафику" между человеком и Своим информационным полем и если у человека есть спрос на этот трафик, то Он может пропускную способность трафика и увеличить. Необходимо также помнить, что "свет" в нашей душе, голосом совести предостерегает нас от принятия заведомо неоднозначных решений.
31
"Направленная релаксация" если претендует на что-то, то должна обладать некоей своей теоретической базой, поэтому необходимо хоть что-то выдать за таковую. Это не сколько для того, чтобы это было досконально и неизменно, но, чтобы в действительности, окутанной густым туманом, пытаться разглядеть хоть какие-то черты.
"Я" - "Азм есть" - в состоянии покоя, в момент отсутствия желаний, мыслей, чувств и эмоций.
Итак, первый набор состояний сознания, которые можно охарактеризовать - состоянием покоя. Эти состояния нейтральны по содержанию, для них нет ни добра ни зла. В этом состоянии происходит констатация факта - собственного бытия. Для погружения в подобное состояние необходимы определенные внешние и внутренние условия, а также практика для достижения данного состояния. Данные состояния упоминаются во множественном числе, так как они характеризуются различной степенью чистоты и глубины.
Второй набор состояний сознаний - сознание находится в тонусе чувств. То или иное чувство активизирует сознание. Чувства могут быть приятными и неприятными. Приятные приносят удовольствия, неприятные -страдания.
Ощущение прохлады летним жарким днем - приятно. Получение удовольствия от прохлады умиротворяет и способствует обретению состояния покоя.
Жара -вызывает чувство физической дисгармонии, вызывает страдания тела. Мысли переполняются сигналами от тела, страдающего от жары и не позволяют обрести состояния покоя и удовольствия, которые вытесняются чувством психического напряжения, истощающего человека духовно и физически.
Психическое напряжение не позволяет на чем-либо сосредоточиться и в этом состоянии исключается возможность получения хоть какого-либо удовольствия. Психическое напряжение способно в крайних своих проявлениях вытеснить возможность мыслить, чувствовать что-то другое, приятное. Оно превращается в одно подавляющее все и вся ощущение страдания и у тебя возникает лишь одно желание - избавления от него.
Сознание в состоянии покоя, то есть когда ты чувствуешь себя комфортно физически и духовно - ты просто наслаждаешься этим состоянием. Длительно пребывать в подобных состояниях невозможно, так как возникает то или иное вынужденное желание активной деятельности. Почему?
Ты вынужден обеспечивать свое существование. Ощущение тревоги или жажды по получению удовольствия принуждают тебя к действиям по обеспечению физиологических потребностей тела или утолению "чувства голода" той или иной страсти, обещающее получение от этого удовольствия - некоего морального удовлетворения.
Между состоянием покоя и возможностью получения удовольствия или выполнением действий, направленных на подавление чувства тревоги - последние оказываются доминирующими над пребыванием человека в состоянии покоя. Человек живет под властью удовольствий и тревог, которые не позволяют ему обрести внутренний покой.
Действия человека по получению удовольствий или предотвращению тревог могут быть выполнены за счет других людей, причиняя им страдания или без причинения страданий другим. Итак, под воздействием жажды удовольствий или возможности избавиться от тревожных факторов - человек либо получает удовольствия, либо страдает. Действия, предпринимаемые человеком, на этом пути связаны с причинением страданий другим или нет.
Страдая человек, как правило, не приемлет страдания, он их считает злом в своей жизни и если человек верующий, то Бога, которому он молится он способен обвинить в том, что тот не уберег его от страданий. Человек считает в этом случае, что его жизнь должна протекать в одних удовольствиях. Но разве человек разобрался в том, каков смысл его бытия по замыслу свыше? Он просто сам решил, что он должен жить, пребывая в удовольствиях. Другая категория людей, которая пришла к выводу, что Господь не просто так допускает им страдания, что в этом есть необходимость, страдая старается их принять как необходимую неизбежность, посылаемую с благой целью Творцом.
Что мы имеем? Пребывая в состоянии удовольствий, независимо от того, причинили мы кому-то страдания или нет - наше сознание не развивается. Пребывая в состоянии страдания и не приемля их, борясь с ними изо всех сил - наше сознание также не развивается. Только пребывая в состоянии страдания и стараясь принять их, задаваясь вопросом "что я должен вынести из данных страданий, что я должен осмыслить, каким образом я должен измениться в процессе этих страданий" - способствует развитию сознания.
Третья группа состояний сознания - когда сознание находится в тонусе мыслей. Мысли как правило, это внутренняя деятельность человека по осмыслению действий для удовлетворения своих желаний или предотвращения тревог, что в принципе также является желанием.
Мыслительная деятельность человека может свестись к следующему:
- получение желаемого, что обещает удовольствие, опять же таки с причинением страданий другим или без этого;
- избежать выпавших тебе страданий, которые ты не приемлешь, опять же таки с причинением страданий другим или без этого;
- как себя вести в процессе страданий, так как страдания ты приемлешь как неизбежный высший промысел, за которым скрывается для тебя в будущем возможность преображения, обещающее вечное блаженство.
Только состояние сознания, находящееся в мыслительном тонусе по принятию выпавших страданий - преобразует и развивает сознание.
Четвертая группа состояний сознания - когда сознание находится в тонусе эмоций. Эмоции могут быть приятными и нет. Здесь все аналогично чувственному тонусу сознания. Пребывание в состоянии положительных эмоций не способствует развитию сознания. Также не способствует развитию сознания пребывание в состоянии эмоционального тонуса сознания от эмоций, причиняющих страдание, если они связаны со свалившимися на нашу голову проблемами, которых мы не приемлем. Только пребывание в состоянии эмоционального тонуса от эмоций, причиняющим нам страдания, когда мы внутренне хотим найти возможность и силы в себе для принятия данных страданий как посылаемых нам свыше неизбежное средство по нашему преображению - способствует развитию нашего сознания.
Пятая группа состояний сознания - пребывание сознания в тонусе желаний.
Желания приводят наше сознание в тонус для достижения того или иного удовольствия или же для избежания того или иного страдания. В данном случае ничего нового - сознание, находящееся в тонусе этих желаний, не развивается. Желание же суметь принять, выпавшие страдания, способствует напряженной деятельности сознания, которое вынуждено самостоятельно осознавать вещи, которым никто не учит в обыденной жизни и это способствует развитию сознания.
Из выше приведенного следует, что достигать возможности состояния покоя сознания необходимо, как некоей станции, где можно очистить свое сознание от всего, а после этого приступить к внутренним усилиям, связанным с мыслями, эмоциями, желаниями, чувствами, которые способствуют развитию сознания в рамках "направленной релаксации".
32
Немного теории из психологии на примере - оперантного научения по Б.Ф.Скинеру. Под этим подразумевается влияние последствий поведения (их организовывает экспериментатор в соответствии со своей программой исследования) испытуемого на само его поведение в будущем. Есть четыре различения последствий поведения с точки зрения получаемого результата:
- достижение результата;
- избегание результата;
- желаемый результат;
- нежелаемый результат.
Комбинация этих различений дает четыре возможных последствия поведения:
- достижение желаемого результата, обозначается как - положительное подкрепление;
- избегание отрицательного результата (уклонение от неприятного стимула или удаление неприятного стимула после правильного поведения), обозначается как - отрицательное подкрепление;
- лишение желаемого результата, обозначается как - угасание;
- получение нежелаемого результата, обозначается как - наказание.
Положительное и отрицательное подкрепления приводят к повышению вероятности соответствующего способа поведения, то есть испытуемый будет практиковать именно то поведение, которое позволяет ему в определенной ситуации получить желаемый стимул или избежать нежелаемого стимула.
Наказание и угасание приводят к понижению вероятности соответствующего способа поведения, то есть испытуемый будет искать другие варианты поведения, так как предшествующие варианты поведения не дали желаемого результата.
А теперь представим, что мы являемся испытуемыми. То, что хочет от нас Экспериментатор - мы осмелились предположить и изложить немного ранее. Если кратко:
- Экспериментатор в ходе жизненного цикла человека ожидает от каждого человека развития сознания в строго определенном направлении;
- необходимое развитие сознания возможно только при правильном прохождении человека через определенные страдания, подобранные для каждого индивидуально.
Под правильным прохождением через страдания подразумевается выработка "правильной внутренней деятельности человека", которая будет влиять и задавать вектор поведению человека, независимо от получаемого результата поведения в той или иной ситуации, так как главный положительный стимул для человека будет внутренняя уверенность, что именно такое поведение является правильным и которое даст возможность получить ни с чем не сравнимый положительный стимул после прекращения жизненного цикла и при этом возможные результаты поведения не имеют никакого значения на протяжении данного жизненного цикла. В данном случае на протяжении всего жизненного цикла Экспериментатор будет создавать ситуации с "угасанием" или "наказанием" на правильное поведение испытуемого для того, чтобы проверить, что преобразование "внутренней деятельности человека" происходит в правильном направлении и что человек готов вести себя правильно даже при условии получения отрицательного стимула за свое поведение и этот отрицательный стимул не будет огорчать человека, вернее человек будет стараться принять любой стимул за правильное поведение, так как человек ожидает "глобального положительного стимула" после завершения нынешнего жизненного цикла.
В результате экспериментов над нами, Экспериментатор периодически проверяет уровень развития нашего сознания путем создания для нас ситуаций, где мы будем вести себя правильно и за это готовы принимать страдания или же получая страдания по жизни, мы будем стараться их принять, видя в этом спасительный для наших душ промысел Божий.
Страдания в течении данного жизненного цикла являются для нас шансом по развитию нашего сознания в правильном направлении. В соответствии с изложенным следует отметить, что человек в принципе знает, как правильно себя вести в любой ситуации, но его поведение зависит от внутреннего противостояния "света" и "мерзости". Когда человек внутренне облачается в "свет", то он способен принимать все большие и большие страдания "Христа ради", так как Христос страдал и нам заповедал.
33
Новый взгляд на "Новый завет". В нагорной проповеди Христос учил людей правильному поведению в различных сложных жизненных ситуациях. Для того чтобы пробудить интерес людей, Христос совершал чудеса, которых никто не мог совершать, тем самым Он показывал, что достоин внимания как Он сам, так и то, что Он говорит. Так же мы знаем, что касательно разумения сложных духовных вещей Христос говорил к народу притчами, так как народ не был готов их уразуметь в тот момент.
Что из этого можно уразуметь? Христос учил людей быть добрыми, смиренными, преисполненными любви, щедрыми, милостивыми. Любая "идея" того или иного понятия (сущностное содержание вещи) - любовь, доброта, смирение, щедрость, милостивость и так далее, как мы уже упоминали, целостностна и неделима.
Люди, приходящие слушать Христа, как правило, уже слышали проповедь Иоанна Крестителя, покаялись и были крещены в водах Иордана, поэтому слова Христа попадали в подготовленные сердца, но все еще не способные принять объяснение мироустройства. По всей видимости совершая дела, которые по сути есть делами "добра", "любви", "милости", "щедрости", люди тем самым в момент совершения этих дел подвергались снисхождению на них, на духовном уровне "идей" - "добра", "любви", "милости", "щедрости". Совершая то или иное действие добровольно и сознательно, подготовленные сердца, по всей видимости внутренне ощущали нечто, связанное со снисхождением на них "идей" - "добра", "любви", "милости", "щедрости" и данное ощущение было ни с чем не сравнимо. Ощущение это было кратковременным, но послевкусие после этого было приятным и желанным. Таким образом, ведя образ жизни в соответствии с заповедями Христа человек внутренне проникался "идеями" - "добра", "любви", "милости", "щедрости" и эти "идеи" по его добровольному сознательному выбору получали место в его сознании. Тем самым человек, в соответствии с Нагорной проповедью должен был вести такой образ жизни, который подразумевал совершение "правильных действий" и воздержание от совершения "не правильных действий", тем самым в сознании людей получали место одни "идеи" и вытеснялись из сознания другие "идеи". В принципе, это и можно разуметь как развитие сознания в нужном направлении.
Человеку, чье сознание развивалось подобным образом, о чем свидетельствует опыт подвижников, открывалось разумение сказанного Христом в притчах, впрочем, не только сие, но и способность осознавать и получать разумение любых других вещей.
Правильное поведение подразумевает под собой то, чему учил Христос, а также ведение образа жизни, как пример к подражанию каждого в меру его сил, который оставил Христос нам на Собственном примере.
Это то, что касается непосредственно идеи христианства. Под христианством подразумевается любая христианская конфессия, исповедующая Христа в соответствии с "Новым заветом". Если у нас у всех один Господь, то разве наши укоры друг другу угодны Господу?
Теперь то, что касается "направленной релаксации". В качестве дополнения к образу жизни в соответствии с "Новым заветом" полезно было бы ознакомиться с некоторыми понятиями из Буддизма, которые являются результатом нечеловеческих усилий.
Буддовость - состояние будды или природа будды, скрыто присутствующая в каждом живом существе, которая может быть открыта с помощью особых усилий. Если это рассмотреть в рамках концепции "направленной релаксации", то под буддовостью будем разуметь - индивидуальную возможность правильного развития сознания.
Четыре благородные истины, сформулированные Буддой Шакьямуни:
1. Существует страдание;
2. Существует причина страдания - жажда, страстное желание;
3. Существует прекращение страдания - нирвана;
4. Существует путь ведущий к прекращению страдания - Благородный Восьмеричный путь.
Если это правило адаптировать к нашей концепции, то причина наших страданий несколько иная и о ней мы рассуждали немного ранее. Касательно пути, ведущего к прекращению страдания, то в нашем случае это индивидуальное развитие собственного сознания в соответствии с выбранной нами концепцией. Что же касается прекращения страданий, то в данном жизненном цикле на это рассчитывать не приходится.
Изучение положений Благородного восьмеричного пути, с учетом корректировки в отдельных местах в соответствии с концепцией "направленной релаксации", которая приведена на примере адаптации Четырех благородных истин, является чрезвычайно познавательным.
34
Первородный грех, что бы это могло быть? В психологии имеется модель сознания - это некая структурированная сфера, имеющая центр внимания и периферию, которая упорядоченно заполнена элементами сознания. Так как вопрос сознания и души - это сложные понятия и недоступные для нашего разумения, то в связи с тем, что сложно отделить одно от другого по каким-то различиям, будем пока подразумевать что сознание это и есть душа или же как минимум сознание - это неотъемлемый структурный элемент души, а следовательно предположение, что сознание это душа - имеет под собой почву.
Итак, сознание - это некая сфера заполненная элементами сознания, которые обеспечивают нам то или иное состояние сознания. В сознании должен быть некий "оперативный центр", который должен анализировать окружающее и реагировать тем или иным образом, в результате чего сознание погружается в то или иное состояние сознания. Элементы сознания, которые захватывают управление "оперативным центром" искажают восприятие и соответственно это влияет на реакции сознания, которые также зависят от доминирующего состояния сознания. По всей видимости, логично предположить, что каждый элемент сознания имеет свой "оперативный центр", а доминирование в сознании того или иного элемента сознания зависит от того, какой элемент сознания находится в "центе внимания" нашего сознания. Каким образом тот или иной элемент сознания захватывает "центр внимания"? Данный вопрос не имел бы значения, если бы реакции сознания на одни и те же раздражители не могли бы существенно различаться. Реакции имеют двойственную природу, если коротко, то это любовь или ненависть. В соответствии с этим должны быть элементы сознания, выступающие на стороне ненависти, и элементы выступающие на стороне любви. У нас есть два доминатора сознания это "Свет" и "мерзость", от которых и зависит окончательная реакция нашего сознания. В связи с этим, первостепенное значение имеет кто находится в "центре внимания" сознания - "Свет" или "мерзость" и уже от этого зависит какие элементы сознания будут выбираться в качестве ответной реакции на тот или иной раздражитель. "Мерзость" оперирует своими элементами сознания, а "свет" оперирует своими элементами сознания. В общем, в первом приближении, остановимся на такой модели нашего сознания, по крайней мере этой моделью можно пользоваться для объяснения тех или иных процессов нашего сознания.
Итак, человек до грехопадения. Первый человек, по всей видимости не имел двойственности сознания и в центре внимания его сознания пребывал только "свет" и соответственно он пребывал всегда только в "светлых состояниях сознания". Результат грехопадения - это проникновение в сознание человека "мерзости", которая получила доступ к "центру внимания" сознания и соответственно стала привлекать и оперировать совершенно иными элементами сознания, замещая в структуре сознания "светлые элементы сознания" на свои.
Как бы мы сегодня могли охарактеризовать одним словом первого человека, который всегда пребывал в "светлых состояниях сознания"? Наивным. Сегодня это слово совершенно не лестно характеризует человека. Почему? Сегодня каждый взрослый человек должен понимать, что окружающий мир и люди в нем ищут "лоха" (наивного человека), чтобы за счет него поправить свое материальное положение и повысить свой статус, поэтому характеристика человека "наивный" в лучшем случае вызывает снисхождение окружающих.
Наивный человек верит в то, что вокруг него такие же наивные люди, вернее люди, желающие всем добра. В силу собственной наивности, такой человек не обладает представлением об окружающем мире в силу того, что в нем нет мерзости. Как говорится "рыбак рыбака видит издалека". Что это значит? Когда рыбак видит другого рыбака, то он понимает, что тот делает, почему и как. Если же привезти жителя пустыни и показать ему рыбака, то тот даже не будет знать, что такое рыба, а тем более того, что ее можно ловить и каким образом, не говоря уже о рыбаке.
Наивный человек при соприкосновении с "мерзостью" не способен избежать участи первого человека. Когда наивный человек осознает, что вокруг него беспощадные хищники, то у него два пути - стать хищником или жертвой. Морально принять, что в мире нет справедливости для некоторых людей такой стресс, с которым они так и не могут справится до конца своей жизни, пребывая в состоянии "неприятия" окружающей действительности.
Развитие сознания, которое должно вернуть человека в "райские кущи", это суметь очиститься от собственной "мерзости", после чего сознательно выбрать "наивный образ жизни", который будет подразумевать гарантированную защиту от возможного соприкосновения с "мерзостью" в будущем, так как человек уже будет знать, что из себя представляет "мерзость" Человек своего рода станет "рыбкой", которая будет знать все уловки "рыбака" и все старания и хитрости "рыбака" у "рыбки" будут вызывать только снисходительную улыбку.
Что же представляет "мерзость" из себя в глобальном понимании? Человек до грехопадения жил в соответствии с заповедями Божиими, он себе и представить не мог, что заповеди Божии можно не выполнять, что можно жить в соответствии с собственными желаниями, которые могут не совпадать с заповедями Божиими. Соприкосновение с "мерзостью" помутило "светлое" сознание человека, так как человеку и в голову до этого не приходило, что можно даже помыслить, чтобы усомниться в том, что сказал Господь. "Мерзость" помутила сознание человеческое уже самой мыслью о том, что Господь дал людям некую заповедь с какой-то сомнительной целью, чтобы человек чего-то там...
В принципе, человек был обречен на падение при первой встрече с "мерзостью", так как он не знал, что таковая присутствует мире. Человек был уверен, что все в этом мире белое и пушистое. Теперь же человек, должен знать, что в мире существует "мерзость", что она по сути не съедобный мухомор и последствия от его употребления - это "искаженное сознание", от которого избавиться очень сложно. Собираешь грибы, пожалуйста собирай, только собирай только съедобные, а несъедобные грибы лучше не трогать, так как последствия от их употребления могут быть весьма печальными.
35
Очиститься от "мерзости" сложно не только по причине того, что для этого потребуется много усилий и времени, чтобы обнаружить в себе "свет" и начать практиковать его использование в своей жизни, но и по той причине, что "мерзость" не сдастся без боя.
Противостоять "мерзости" человеку в одиночку невозможно. "Мерзость" присутствует в каждом человеке, а еще основной источник "мерзости" - это могущественная сверхразумная сущность, которая способна скорректировать действия каждой "мерзости", находящейся во всех людях, таким образом, как ей будет угодно. Когда "мерзость" любого человека находится в "центре внимания" сознания человека, то она имеет доступ ко всей памяти человека, и она способна активизировать в сознании человека любое неприятное воспоминание, которое в случае если человек пытается скоординироваться со "светом" вгоняет его депрессивное состояние. Человек, находящийся в депрессии, не способен работать со своим "светом", ему сначала необходимо справиться со своим депрессивным состоянием. Человеку стоит справиться с одной депрессией, как "мерзость" может организовать следующую, более серьезную. Но это не все, так как "мерзость", имеющая доступ и возможность к задействованию "мерзости" в любом человеке, может ополчить любого другого человека или даже любое количество людей, против того, кого посчитает неугодным. Эти проблемы могут быть направлены как на того человека, который решил ей противостоять, так и против тех, кто дорог этому человеку, достаточно вспомнить книгу Иова, где наглядно продемонстрированы возможности "мерзости" и то не в полную силу, так как Господь ввел ограничения по возможности воздействия "мерзости" на праведника Иова.
Человеку необходимо через свой "свет" наладить канал с Господом и искать силы для очищения от "мерзости" ни в самом себе, а в Господе, который отмеряет каждому человеку меру его страданий, а также может смилостивиться над человеком и ослабить воздействия "мерзости" в любой момент. Человек должен осознать свою ничтожность в этом мире, если он живет сам по себе и в тоже время человек может совершать любые чудеса если живет в гармонии с Господом, правда искренность и преумножение своей любви к Господу человеку все-равно придётся демонстрировать, проходя периодически через страдания, так как без них невозможно развитие нашего сознания, в процессе которого и происходит очищение сознания от "мерзости". Господь помогает человеку, но человеку все-равно необходима работа над своим сознанием, поэтому надеяться на жизнь без страданий в этом случае глупо.
36
Предположим, что каждый человек при рождении получает чистое "сознание" - "tabula rasa" и это сознание формируется в зависимости от окружающего мира, что в итоге исключает возможность двух одинаковых сознаний, вследствие того, что невозможно повторить одни и те же факторы даже для двух сознаний, даже если это близнецы. Не секрет, что даже щенки рождаются с разными характерами, поэтому даже при условии "чистого сознания" есть еще один элемент сознания, который является индивидуальным в каждом конкретном случае. Назовем его врожденным талантом или жизненным предназначением, которым наделяет каждое сознание Господь. Наличие этого элемента должно оказывать влияние на поведение человека, чтобы он мог реализовать в жизни свой талант. Отсюда получаем, что под воздействием "врожденного таланта" человек с рождения наделен индивидуальными характеристиками поведения. Благодаря этим проявлениям поведения каждый человек попадает в различные ситуации и соответственно получает различный жизненный опыт. В итоге, каждый человек приобретает индивидуальный жизненный опыт, а с учетом внутренней борьбы между двумя доминирующими факторами сознания, которые способны захватить "центр внимания" сознания, мы вообще можем получить двух совершенно разных людей, воспитанных одновременно в одних и тех же условиях.
По жизни каждый человек имеет свой набор ситуаций "аффективного" свойства - это когда человек пережил ситуацию, в результате которой он испытал некое внутреннее или внешнее потрясение, или одновременно и внутреннее и внешнее. Подобные "аффективные" блоки в памяти каждого человека, уже на подсознательном уровне, накладывают неизгладимый отпечаток на восприятие окружающего мира и влияют на поведение человека. Можно сказать, что внутренняя свобода человека ограничивается рамками его багажа в виде накопленных "аффективных" воспоминаний, которые в силу нежелания переживать их повторно, наше сознание загоняет в подсознание. Каким образом? Мы знаем о наличии "света" и "мерзости", но это не является нашей непосредственной сущностью. Наша непосредственная сущность, наше индивидуальное "я" - это по всей видимости наше сознание в чистом виде, в "BIOS" которого, кроме рефлексов, чувства самосохранения и чувства продолжения рода "вшит" наш индивидуальный талант-предназначение. Именно это наше "я" и отдает предпочтение доводам "света" или "мерзости" в каждой конкретной ситуации.
В зрелом возрасте для каждого человека полезно вскрыть "аффективные" блоки, загнанные в подсознание, чтобы избавиться от лишних, искусственно установленных рамок, которые в итоге мешают нам реализовать свое предназначение. "Аффективные" блоки, возникшие в результате стрессовых ситуаций, не без участия "мерзости", как индивидуальной, так и внешней, блокируют в первую очередь нашу возможность и желание обращаться к "свету" в нашей душе.
37
Попробуем дать объяснение происходящему в жизни человека, так как каждый человек порой неизбежно задается вопросом - "За что мне это?". Объяснение будет развиваться из тех предпосылок, которые мы сделали для представления в первом приближении модели мироздания и места человека в нем.
Введем классификацию жизненных ситуаций:
- положительные и нейтральные ситуации (их не рассматриваем, так как для развития сознания они не пригодны);
- человеку ниспосылаются страдания от Господа, которые должны подтолкнуть человека к переосмыслению его бытия и дать возможность обратиться к "свету";
- человеку ниспосылаются страдания от "мерзости", которые должны подавить волю человека, вогнать его в депрессивное состояние, чтобы он не имел возможности и желания обращаться к "свету" в своей душе;
- человеку, который решил практиковать "обращение к свету", ниспосылаются страдания от "мерзости", дабы не допустить, чтобы он смог очиститься от собственной "мерзости" и в этом случае ситуации могут быть как легкий испуг, так и ситуации, которые могут доставить человеку самые ужасные душевные и телесные страдания;
- человеку, ставшему на путь практики "светлых состояний сознания" ниспосылаются страдания от Господа в качестве проверки его достижений на этом пути - как он сможет их воспринять, удержится ли он в "светлом состоянии сознания" или же оно будет вытеснено "иным состоянием" сознания, а также новые страдания более сложные, которые превысят меру возможностей человека по удержанию своего сознания в "светлом состоянии" для того, чтобы человек не останавливался на достигнутом и продолжил работу по удержанию "светлых состояний" и по все большему отказу от практики "иных состояний сознания".
На самом деле в чистом виде ситуаций нет. Вспомним книгу Иова - там все перечисленное происходило одновременно. В ситуациях, которые называют "точкой бифуркации" человеку предстоит сделать выбор в пользу внутреннего "света" или внутренней "мерзости", однако стоит отметить что в таких ситуациях человек находится в состоянии аффекта - он не способен здраво рассуждать, типа это испытание, мне нужно потерпеть и тому подобное. В бифуркальных ситуациях человек принимает решения на интуитивно-эмоциональном уровне, потому, что у него, как правило, нет времени на рассуждения - ситуация может развиваться стремительно. Поэтому в таких ситуациях имеет значение только решимость человека следовать путем практики "светлых состояний сознания" или отступить от них. Проигрыши неизбежны, они даже закономерны. Имеет лишь значение после падения человек вернется к практике светлых состояний сознания или нет. Будет ли он совершенствоваться в этом или нет? Остановится на достигнутом или продолжит совершенствоваться?
Продолжение в следовании путем практики светлых состояний сознания в нынешнем жизненном цикле предвещает только все новые и новые страдания, поэтому отказаться от них кажется хорошим решением, однако если человек понимает для чего он этим занимается в глобальном масштабе, то ему есть над чем поразмыслить. Стоит игра свеч или нет - это уже выбор каждого человека в индивидуальном порядке.
38
Работа по принятию любви к недоброжелателям. Недоброжелатели бывают разные - от близких родственников до совершенно чужих людей. Рассматриваем ситуацию со стороны того, кто вынужден терпеть недоброжелателя, который обличен к примеру властью, в той или иной степени, но общаться с ним мы вынуждены по тем или иным причинам.
Каждое вынужденное общение с нашим недругом дается тяжело, так как каждый раз приходится сталкиваться с демонстрацией пренебрежительного отношения недоброжелателя к нам, что морально довольно существенно напрягает. Подобное напряжение свидетельствует о том, что мы находимся в "ином состоянии сознания", в то время как вроде бы стараемся практиковать "светлые состояния сознания". При наличии подобных напряжений, которые свидетельствуют о том, что мы пребываем в "ином состоянии сознания" - весьма сложно плодотворно заниматься практикой "светлых состояний". Необходимо разобраться с "напряжением-неприятием", которое вызывает у нас тот или иной недоброжелатель. Если мы не приемлем того или иного человека, ту или иную ситуацию, то это свидетельствует, что в подобные моменты в "центре внимания сознания" находится "мерзость". Также необходимо помнить, что подобные ситуации и люди нам посылаются не случайно. Почему мы оказываемся в подобном положении было объяснено выше.
От нас зависит только работа по преодолению "напряжения" в нашем сознании от неприятия тех или иных жизненных элементов. Для преодоления того или иного "напряжения" необходимо соответствующее расширение сознание, под которым будем разуметь - осознание неких "истин", которые помогут нам взглянуть на происходящее с нами под совершенно иным углом и с учетом факторов, которые были для нас скрыты ранее. Для возможности принятия той или иной "истины" необходима определенная крепость сознания по удержанию "определенного для конкретной ситуации светлого состояния сознания". Например, для возможности принятия ситуации, когда кто-то к нам относится враждебно, а мы в соответствии с нашей концепцией должны любить наших врагов, нам необходимо практиковать состояние сознания - "любви". Любая "идея", в данном случае подразумеваем под "идеей" конкретное состояние сознания - "любовь" или "терпение", или "смирение", или "доброта" и так далее, является целостной и неделимой. Например, мы способны пребывать в состоянии сознания "любви" по отношению к нашим близким или послушным подчиненным. В данный момент "идея любви" пребывает в нашем сознании. Вот только насколько сильно мы способны ее удерживать в нашем состоянии сознания? Вот кто-то из подчиненных начал нам перечить и наше состояние сознания замещается к примеру состоянием сознания "раздражительности". Так само мы готовы быть терпеливыми и смиренными, но только в тех ситуациях в которых сами согласны на это.
Концепция "направленной релаксации" в идеале подразумевает пребывание в "правильном состоянии сознания" в любой ситуации и при любых условиях, а чтобы этого достичь необходима длительная практика и подобного возможно достичь только постепенно, развивая способность удерживать в себе "светлое состояние сознания" все дольше и дольше от случая к случаю. Дальнейшее это дело техники и творческого подхода. Каждый должен найти решение как добиться "снятия напряжения" в той или иной ситуации в индивидуальном порядке, но для этого полезно изучать опыт других, глядишь может что-то подойдет для решения поставленной цели или натолкнет на верное решение.
39
Жизненные периоды, которые можно охарактеризовать как нейтральные или благоприятные с точки зрения отсутствия страданий, при практике духовного самосовершенствования как раз и должны быть максимально использованы для теоретического преобразования сознания. Позже, в периоды страданий, как раз и будет испытано наше сознание на прочность, на возможность удерживать "светлые состояния сознания" и правильность принятия страданий. Из книги Иова мы имеем представление о том, чего ждет от нас Господь во время ниспосылаемых нам страданий.
Необходимо помнить, что все ниспосылаемое нам, как доброе, так и имеющее целью как духовно научающее нас - все происходит по воле Божией. Поэтому, прежде всего, благоприятные периоды жизни, характеризующиеся отсутствием страданий, необходимо использовать для осознания и принятия "правильных состояний сознания" и стараться сделать их своей истинной сущностью. Мы, конечное, при очередной проверке на прочность будем терпеть поражение и будет утрачивать "светлое состояние сознания", но мы должны подниматься и вновь стараться обрести "правильное состояние сознания" в еще большей мере. Под большей мерой подразумевается способность удерживать "правильное состояние сознания" под большим давление ниспосылаемых страданий. В этом и состоит правильный рост сознания, которое как бы тренируясь развивается все больше и больше.
Работа с правильными состояниями сознания подразумевает такое состояние сознания как "благодарность". Благодарность Творцу за все ниспосылаемое нам. Особый акцент в данной благодарности необходимо делать на том, когда мы молили Творца о чем-то и затем обрели просимое. За каждый обретенный дар мы должны благодарить Господа, что Он нас услышал и дал нам просимое. Мы должны помнить каждый такой обретенный дар и практиковать ежедневное вознесение благодарности к Господу за каждый дар или избавление от страданий¸ которых избежать казалось уже не представлялось возможным.
Необходимо осознать, что каждый из нас всегда находится под присмотром "присутствия Божия" и когда мы практикуем правильные состояния сознания, мы тем самым увеличиваем "присутствие Божие" в своей душе, которое проявляется в ощущении мира в своей душе и чувства гармонии со всем мирозданием. Ощущение этого "присутствие" как раз и должно быть тем несравненным удовольствием и стимулом, которое должно быть самым желанным для каждого, по сравнению с удовлетворением собственных "плотских и вожделенных" желаний.
40
Наш мир, вернее наше мироздание - это аналог компьютерной игры или игрового симулятора, в который помещены "сознания" для просеивания их на предмет - какое сознание на что способно.
Концепция "направленной релаксация" по факту оказывается весьма сложной для восприятия так как вынуждена затрагивать все большие и большие области как внешнего - материального мироздания, так и внутреннего - духовной составляющей мироздания. Для ее принятия необходимы хотя бы поверхностные знания в самых разнообразных областях знаний как естественных, так и гуманитарных наук, в первую очередь таких как философия, история, психология, изучение различных религиозных концепций, но с одной особенностью. На пороге практики "направленной релаксации" необходимо прийти к внутреннему принятию христианской концепции в первозданном виде и уже только после этого всю изучаемую информацию необходимо пропускать через свое сознание, опуская концептуальные выводы тех или иных лидеров той или иной области знания. Человечеством выполнена огромная работа по осмыслению внешнего и внутреннего мироздания, однако, учитывая человеческий фактор, везде возможны ошибки. Стоит хотя бы вспомнить те сложности, которые пришлось преодолевать в принятии идеи, что Земля не является центром мироздания. В связи с этим никогда не знаешь где и в какой области знаний и сегодня имеются ложные окончательные выводы. В "направленной релаксации" нет авторитетов, кроме Иисуса Христа, все остальное необходимо переосмысливать в индивидуальном порядке, так как за развитие собственного сознания каждый отвечает сам.
В концепции "направленной релаксации" нет догматов, кроме "Библии". Есть места в Библии не понятные или противоречивые, но это связано с тем, что в настоящее время мы не имеем части информации, которой обладали люди в прошлом, а также необходимо учитывать, что в Библии имеются иносказательные места, по примеру притч, для понимания которых необходим соответствующий духовный рост сознания.
Изложенный аналог "направленной релаксации" - это всего лишь пример того, что каждый должен сделать самостоятельно, это перечень тех вопросов, которые каждый должен осмыслить самостоятельно и написать свою "направленную релаксацию", которая будет казаться лучшей и правдоподобней для собственного сознания. Со временем, в ходе получения новых знаний и озарений собственную "направленную релаксацию" необходимо корректировать, как говорится, отсекая лишнее. Споры по поводу того, чья "направленная релаксация" правильней - бессмысленны, так как у каждого есть свои заблуждения и свои прорывы. "Направленная релаксация" - это всего лишь набор кубиков, из которых каждый должен построить свою башню. Когда кубики из приобретенного набора закончатся, нужно приобрести новый набор кубиков и продолжить строительство, а может нужно будет разобрать, построенное целиком, и начать все сначала.