Все-таки сложно читать богословские сочинения, особенно те которым порядка полутора тысяч лет. Речь идет о Дионисии Ареопагите и его "Божественных именах". Должен сказать, что подобные труды изучаю не из академического, а все таки из практического интереса. Первое знакомство с богословскими трудами у меня было болезненным, уж очень все мудрено. Но порой попадаются места все-таки доступные пониманию, которые расширяют границы восприятия и уже ради этого стоит продолжать двигаться в этом направлении. К тому же Дионисий рассуждает о таких вещах, которые и сегодня актуальны для верующего человека и понимаешь, что человека интересовало из покон веков одно и тоже. Что такое добро? Что такое зло? В чем смысл жизни? И многое другое. В чем сила слов Дионисия для меня? В том, что этот человек не есть теоретик, он реально пишет то, что сам постиг и пытается донести это до людей, которые устремлены в том же направлении, что и он. Почему? Да потому, что именно в те времена было много Святых отцов, которые творили поистине чудеса.
Читать эти труды сложно, понять еще сложней. Его тексты напоминают головоломку. Если хоть какую то малейшую часть упустил, то все - смысл излагаемого становится недоступным пониманию и превращается в набор сложных витиеватых фраз. Возможно, это было сделано специально, чтобы любители быстрого результата приняли сей труд за пустышку...
Ну да ладно. Пытаясь для себя систематизировать прочитанное и привести собственные мысли в порядок, с учетом нового, нужно некоторое время. В этом помогает изложение на бумаге.
Итак, познание Господа. Нет ничего более серьезного, чем это. Оказывается это уже давно целая наука. Для себя я обозначил ключевые моменты:
- искать Бога можно как если бы ты искал конкретного человека. Чтобы найти его, увидеть какой Он есть, как себя ведет, чем питается, как живет, поговорить с ним, задать волнующие вопросы, выслушать Его поучения и наставления. После этого можно успокоиться и жить дальше, ведь теперь все - человек может сказать - я нашел Бога, я его видел, я знаю где он, я знаю какой он, я знаю что он от меня хочет. Я с ним беседовал и Он сказал мне, что мне нужно делать;
- так как мы понимаем, что первое это чистая фантазия, а также мы знаем, что Бог за пределами нашего восприятия, то можно познавать его по Его творениям. Он создал весь мир и все что в мире. Можно изучать мир, микромир, макромир, биологию, химию, физику, но не просто изучать, а искать за всем этим Творца и с восхищением удивляться как все чудесно и продуманно Он устроил;
- можно изучать святое писание и делать акцент на тех местах, где Господь открывал себя. Накапливать подобную информацию. Пытаться понять и постигнуть все это с помощью собственного разума, отключив свои чувства и эмоции, приняв Божественные проявления выше собственной воли, желаний и устремлений;
- искать Бога можно в Его святых именах. Мы знаем, что Бог это любовь, милосердие, добро... Пытаясь понять и прочувствовать то, что в себе несут эти слова-имена, можно попробовать приблизиться к Его осознанию, но это возможно только при условии, что наше сердце начнет само источать любовь, милосердие, добро...;
- можно искать Бога в различных чудесах, о которых сохранилось предание, можно искать эти чудеса в настоящем, можно искать проявление Бога в жизни знакомых людей, которые чудесным образом были избавлены от неизбежного зла в их жизни. Можно искать проявление Бога в собственной жизни и с благодарностью сказать - Господи я это получил только благодаря Тебе, так как мне уже ничего хорошего не светило и я смирился с неизбежным. Ты опять простил мне мои согрешения и помог мне чудесным образом проявив Себя так, чтобы я не усомнился именно в Твоей помощи и Твоем участии в моей скромной жизни;
- можно попытаться приблизиться к Богу с помощью Богоугодного образа жизни и тогда, в определенный момент, когда мы будем готовы к этому, Он сможет чудесным образом проявлять свою заботу о нас и свою любовь. Впрочем, живя подобным образом, человек постепенно изменяется сам и для его восприятия открываются недоступные для нас горизонты, о которых можно только догадываться из дошедших до нас поучений святых отцов;
- можно попытаться приблизиться к восприятию Бога с помощью молитв и медитации, освободив свое сознание от всего чувственного и материального, приняв мир таким, какой он есть, согласившись с Его божественной волей и возможно Он начнет нам открываться, увидев наше устремление к Нему, наш праведный образ жизни, наше внутреннее изменение, нашу любовь к Нему...
Если коротко, то как то так. Здесь есть еще над чем работать, но в принципе главное достигнуто. Из изложенного видно, что познание и восприятие Бога может быть плотским, чувственным, эмоциональным, умственным и не только. Становится понятным, что этим нужно жить, что начинать можно с простого и переходить к более сложному, хотя можно просто праведно жить и все приложится.
Интересно также поучение Дионисия о зле. Он доказывает, что зла нет. Его цепочка рассуждений здесь особенно сложно, но для себя я понял одно. Бог - это добро. Бог сотворил мир и все и всех в этом и остальных мирах. Бог не творил зло, так как в Боге зла нет. Что есть зло? В мире нет абсолютного зла. Бог - абсолютное добро. Двигаясь по жизни к Богу, мы идем к добру. Если мы не идем к Богу - это зло. Если мы не делаем богоугодных дел там, где можем - это зло. Зло - это отпадение от Бога и от его ценностей. Почему нет абсолютного зла? Потому, что в любом самом ужасном человеке, присутствует частичка добра, любви, прекрасного. Любой человек испытывает или испытывал хоть к кому то светлые, теплые чувства, пусть то будет кошка или собака. Каждый человек способен восхищаться прекрасным, хотя у некоторых чувства прекрасного отличается от других, но и они способны умиляться. Согласен, что принять это целиком практически невозможно, особенно если вы пережили что-то ужасное, но это еще не значит, что мы с вами правы.