Поднимаясь по духовной лестнице, необходимо иметь периодические подтверждения того, что данный процесс действительно осуществляется и осуществляется в нужном направлении. Подобные подтверждения могут приходить ежедневно, а может их не быть и несколько лет к ряду. От чего это зависит? Понятия не имею, но подобную закономерность могу отметить как из жизнеописания известных подвижников, так и из своего скромного опыта.
То, чем я в данный момент занимаюсь, так это наброском основных черт своего мировосприятия, которое для меня будет духовной концепцией. Процесс формирования концепции происходит по некоему сценарию независимому от меня. Все что требуется от меня, так это сохранять интерес к этому процессу и уделять ему доминирующее значение. В данном процессе я вроде и являюсь первым лицом, но на самом деле я по большей части только с удивлением и восхищением наблюдаю за тем, что происходит в моем мысленном потоке. Самое удивительное, что даже подобная пассивная роль с моей стороны в происходящем, является весьма продуктивной для моего духовного роста и трансформации сознания, которые изменяются под влиянием информационного потока, проходящего через меня. Впрочем, моя роль не совсем пассивна, так как я прикладываю максимум сил со своей стороны, чтобы информационный поток проходящий через меня и относящийся к духовному миру, сделать доступным в мире материальном.
Если ранее у меня и были сомнения относительно того, нужна ли подобная информация, то я был услышан и мне кое-что объяснили, что меня вдохновило на дальнейшее участие в данном процессе, который получил подтверждение в моих глазах наивысшего статуса и я чрезвычайно благодарен и признателен за то, что задействован в подобном проекте.
Попробую поделиться, полученным объяснением, так как по всей видимости именно формирование относительно новой духовно-нематериальной структуры, путем отклика у отдельных субъектов материального мира и постепенного усложнения этой структуры, задействованием и анализом разнообразных информационно-духовных образов и позволяет разворачиванию и реализации данного проекта. Со своей стороны, данный проект считаю именно тем, что ранее характеризовалось как сеять вечное, доброе, светлое, поэтому совесть моя на данный момент спокойна, хотя я и не могу гарантировать, что не пребываю на самом деле в неведении.
Камнем преткновения явились эмоции. Я уже неоднократно пытался разобраться с местом эмоций в жизни человека, что это такое, почему их так много, как они работают, как связаны с чувствами, разумом и самосознанием. В принципе, до сего дня для меня все было понятно, впрочем, как и для любого другого субъекта из аналогичной культурно-духовной среды. Буквально на днях меня стало одолевать желание об уточнении роли эмоций и их характеристиках в хорошо знакомых мне концепциях. Первым делом меня интересовало место эмоций в буддийской концепции, так как я предаю в последнее время особое внимание размышлениям об осмыслении роли в жизни человека понятий о пяти скандхах и двенадцатичленной формуле бытия, и я поймал себя на мысле, что там как-то не уделено место эмоциям. Я целенаправленно вернулся к этим объектам буддийской мысли с целью обнаружения в них места эмоциям и не нашел ответа на свой вопрос. Я начал гуглить информацию об эмоциях и как оказалось, все то, что мне предоставлялось по этому вопросу перестало меня удовлетворять, хотя еще вчера я был удовлетворен этой же информацией. Наконец я вышел на сайт, где публикуется отрывок из книги "Приближаясь к буддийскому пути" Далай-ламы и Тубтен Чодрон, посвященный главе эмоции и клеше. Из данного отрывка я сделал для себя открытие, впрочем, как и автор книги Тубтен Чодрон, родившаяся и выросшая в США. Как оказывается в тибетском языке нет слова, которое отвечало бы за смысловое значение слова эмоции, смысл которого в нашей культуре всем довольно хорошо понятен. В санскритском же языке есть слово клеша, которое "распространенный в буддийских текстах термин, обозначающий те из умственных факторов, которые омрачают ум и не позволяют ему пребывать в умиротворении. Эти беспокоящие эмоции и воззрения порабощают ум, ограничивая его мировосприятие и побуждая нас совершать действия, которые мешают счастью - нашему собственному и других существ. Таким образом, клеши - это завесы на пути к освобождению; буддийские тексты описывают их недостатки и противоядия от них. Тем не менее в английском и русском языках нет аналога слову "клеша" - нет понятия, которое охватывало бы такие разнообразные умственные факторы, как эмоции, настрои, философские воззрения и врожденные допущения о нас самих и мире, которые мы не подвергаем сомнению".
Для меня это оказалось неким откровением, которое просто разорвало мое сознание, так как то, что в нашей культуре является чем-то естественным, в буддийской имеет совершенно иное значение. Казалось бы, подумаешь, что там думает по этому поводу буддийская культурно-религиозная среда, но в моем случае по этому поводу совершенно другое отношение. Я пришел к выводу, что буддийская мысль значительно опережает, не буду говорить за других, а буду все проецировать в свой адрес. Так вот те знания, которые мне удалось получить в своей культурно-религиозной среде и на которых я вырос, ни в какое сравнение не идут с буддийской мыслью. Здесь конечное нужно сделать некоторые пояснения. Отдельные представители из культурной среды, к которой принадлежу я, достигли небывалых высот, но это им удалось не потому что к этому располагала культурно-религиозная среда, а потому, что у них были индивидуальные откровения свыше и они вели затворнический образ жизни. В буддийской же среде, среднестатистический представитель обладает таким багажом знаний о духовном подвижничестве, который, конечно по моему субъективному мнению, значительно превышает уровень знаний среднестатистического представителя из среды к которой принадлежу я.
Опять же таки здесь необходимы пояснения. Речь не идет о том, что одни превосходят других, речь идет о том, что одни имеют доступ к определенной информации, а другие нет и исключительно из этого фактора имеется подобное различие. Подтверждением этого является та же автор упомянутой книги Тубтен Чодрон, которая влилась в буддийскую культуру из европейской культуры и по всей видимости достигла такого духовного уровня, что совместно с Далай-ламой выпускает в свет концептуальные книги о буддийской мысли.
Со своей стороны, должен отметить, что я не являюсь пропагандистом буддизма, я всего лишь отмечаю тот факт, что именно в этой концепции имеется огромный пласт знаний о пути духовного развития и то, что в буддийской культуре имеется особый взгляд на то, что у нас называется эмоциями, заслуживает особого и более внимательного рассмотрения, по крайней мере для формирования моей концепции.