Заварин Иван Григрьевич : другие произведения.

О Церкви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Давно, что-то, я ничего не писал. Но, маясь бездельем в отпуске, невольно начал задумываться над одним вопросом, который все чаще и все громче обсуждают в обществе. Приблизительно вопрос этот звучит следующим образом: "До какой степени может вмешиваться Церковь в жизни обычных людей?" Не проходит ни дня, чтобы в СМИ, в той или иной форме, ни вставал этот вопрос.
  Хочу сразу сказать, что в этом рассуждении я не буду касаться вопроса "существует ли Бог?" Я буду рассуждать лишь о некоторых аспектах восприятия людьми Бога, людьми Церкви и Церковью самой себя и своей миссии.
  Так же с самого начала, хотелось бы определиться с терминологией. Словом Церковь я буду называть все известные Церкви, словом религия все известные религии, а словом Священник служителя любого религиозного течения. Я делаю эти слова обобщениями исключительно для удобства, а не потому, что имею ввиду только Христианство. Совсем нет! То, что я утверждаю, в равной степени относиться как к Христианству, так и к Мусульманству, Иудаизму или Буддизму.
  Но начать, все же, придется с другого вопроса. Вопроса настолько сложного и грандиозного, что я даже не буду пытаться ответить на него здесь, а выскажу, лишь свое виденье ответа. Максимально коротко и, не вдаваясь в подробности, иначе, можно уйти в этих рассуждениях очень далеко и совершенно, что называется, потерять нить!
  Вопрос этот имеет множество формулировок, и самая упрощенная и известная из них эта: "В чем смысл жизни?" Но мне больше нравиться другая: "В чем цель существования человека на земле?" Именно каждого человека в отдельности, а не всего человечества в целом. Для себя я на этот вопрос ответил. У человека есть две задачи, над которыми ему следует работать на протяжении всей его жизни. Первая - это развитие себя и своей личности. Развитие в трех направлениях: интеллектуальном, морально-этическом и в направлении самореализации. Интеллектуальное направление подразумевает образование, постоянное самообучение и все, что с этим связано. Морально-этическое направление подразумевает постоянное совершенствование, что называется, человеческих качеств: сострадания, совести, гуманности, порядочности, честности (список можно продолжать очень долго). Ну, а направление самореализации подразумевает, конечно же, то, на сколько человек сможет реализовать свои способности, и какое, в итоге, место он займет в обществе. Чем реализация более полная, чем, занимаемое место более значимо и полезно, тем лучше (хотя, между занимаемым в обществе местом и реализацией своих способностей, иногда могут существовать противоречия, но это тема отдельного исследования). Заметьте, я не говорю здесь о деньгах, потому что, для самореализации этот аспект хоть и важный, но он не ключевой. Вторая задача - это передача своего накопленного опыта будущему поколению. В идеале своим же собственным внукам и детям, но, если это невозможно, любым другим путем.
  Я питаю глубокое убеждение, что, так или иначе, с большим или меньшим успехом, каждый человек в своей жизни старается выполнить именно эти две задачи. Он даже может не ставить их перед собой осознанно, даже никогда не задаваться вопросом: "а зачем, собственно, он появился на земле?", но он, все равно, будет жить ради выполнения этих двух задач, уделяя большее внимание одной или другой, или распределяя внимание поровну. Дело в том, что это - естественный образ жизни человека. Естественный образ жизни для представителя разумной расы. Естественный образ жизни для Homo Sapiens.
  Но, давайте вернемся к Религии. Религия, а именно вера в некий потусторонний мир, в неких невидимых и могущественных существ или существо, влияющих на нашу жизнь, появилась ужасно давно! Мне даже кажется, до появления языка как такового. Я прямо сейчас вижу, как пещерный человек, разгневанный на молнию, ударившую около его пещеры и напугавшую детей и его самого, грозит, кому-то там, на небе, пославшему ее, кулаком (или как там пещерные люди проявляли крайнюю степень негодования?) Человек сталкивался с явлениями, которые он не мог объяснить. В его жизни происходили события, печальные или радостные (чаще печальные), которые заставляли думать, что кто-то вмешивается в повседневную жизнь. И, естественно, что человеку захотелось научиться общаться с этими существами или существом, с этими невидимыми силами. Так появилась Религия, то есть система верований в невидимый мир, но главное, система общения с этим миром. Понятно, что раз потусторонний мир управляет вещами сложными и необъяснимыми, то и система общения с ним должна быть сложной и даже, несколько громоздкой. Так появились ритуалы, обряды и молитвы - весьма таинственные и загадочные с точки зрения обыватели, в которых ему трудно было разобраться. Но вместе с этой системой обрядов (еще одно обобщение, включающие в себя как сами религиозные обряды, так и молитвы, и ритуалы) появились и ее носители, люди у которых были способности, а главное время и желание, разобраться в этой сложнейшей системе общения с потусторонним миром, и стать ее носителями. Появились Священники (все помнят, что это обобщение!).
  Изначально цель у этих людей была лишь одна - удовлетворение обывателя в его потребности общения с потусторонним миром. Они могли подсказать, что и как лучше всего сделать, они могли помочь человеку быть услышанным Богом, они знали молитвы и обряды. Это было и остается их ГЛАВНОЙ задачей. Но со временем, а возможно и сразу, обыватель стал наделять Священника и другой функцией. В попытке осознать причины тех или иных событий, в которые, по его мнению, вмешался Бог, он просил Священника объяснить мотивы Создателя, а, следовательно, объяснить сами эти события. Ну а так как, божественное вмешательство можно увидеть во всем, обыватель стал просить Священника объяснить решительно все! И во всем с ним советовался.
  Стоит отметить, что, конечно же, существовали ученые и мыслители, которые так же могли ответить на вопросы обывателя, и в разные периоды истории, он отдавал свое предпочтение Священникам или ученым. Два самых ярких периода человеческой истории, где особенно ясно отражаются предпочтения обывателя, известны сейчас нам как Темные Века и Ренессанс. Эти названия показательны и, по крайней мере, для меня несколько печальны. Потому что период, когда обыватель больше обращался за разъяснениями к Священникам, называется "Темные Века", а к ученым "Ренессанс". Печально это потому, что такие наименования очень четко дают понять, кто, в своих советах, был более верен, чьи советы оказались полезными и позитивными, а чьи, нет (думаю, Вам и самим понятно чьи). Впрочем, ради справедливости, стоит отметить, что часто, ученый и мыслитель являлся Священником и наоборот. Эти люди, такие как: Фома Аквинский, Мендель, Гальвани и многие другие - ученые от Религии, сделали вклад в развитие мировой науки и мысли, значение которого, трудно переоценить. Но общая масса Священников, все-таки, не ученые, и мыслители они на столько, на сколько мыслителем является сам обыватель, они, по сути, обычные люди, которые, вряд ли могут ответить на совершенно любые вопросы.
  Впрочем, Священники часто очень хорошо справлялись со своей ролью авторитетов в любых вопросах. Дали человечеству множество очень верных наставлений, от которых обыватель, если будет им следовать, станет только лучше. Самый яркий пример это - Десять Заповедей. Ну, у кого повернется язык сказать, что они неправильны или несправедливы? Ни у кого. Но не менее, а может и более часто советы и наставления их оказывались неправильными и даже, вредными. Примеры? Святая инквизиция и охота на ведьм (большинство ведьм "раскрывали" обычные люди, инквизиторы, лишь, вели расследование), крестовые походы, совершенно архаичные утверждения об устройстве Солнечной Системы. Это вопросы глобальные, но сколько было вопросов более мелких в масштабах истории, но невероятно значимых для судьбы того или иного человека! Вопросов, на которые человек получал и получает неверные ответы.
  Как и любая группа людей стремится к самоорганизации, так и носители системы обрядов стремятся к тому же. Благодаря этому стремлению появилась Церковь. Гораздо более крупная и значимая, чем один, конкретно взятый, священник, Церковь несла все те же функции, что и он. Свою естественную и главную функцию носителя системы обрядов, а также, функцию авторитета в любых вопросах. Но, как структура крупная Церковь, благодаря восприятию обывателем ее роли, стала весьма влиятельной силой, которая не стеснялась и не стесняется своим влиянием пользоваться.
  За тысячелетия, что существуют Религии, и обыватель сосуществует со Священниками, положение вещей не изменилось. Именно поэтому сегодня мы имеем то, что имеем. Но правом, вмешиваться в нашу жизнь, мы наделили Церковь сами! Это всего лишь восприятие нами ее роли. Но, если мы заглянем глубже, то увидим, что вся деятельность Священника это лишь способ выполнить те две задачи, о которых я говорил в самом начале. Священник, как и любой человек, стремиться к максимальному развитию личности и к передаче своего опыта будущему поколению. Думаю, если мы будем воспринимать его роль именно так, это даст возможность добиться гармонии между ОБЩЕСТВОМ и ЦЕРКОВЬЮ.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"