|
|
||
Ана́фема (греч. "отлучение") - изначально - жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже - отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.
Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения "прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви", применимого лишь к членам церкви.
Анафема до разделения церкви в 1054 году
Слово анафема вошло в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и стало господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафематствования становится: "Имярек да будет анафема".
341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь, Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучён от церкви папой Либерием. И папа Либерий, и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе - Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
1054: патриарх Константинопольский Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме
В Русской Церкви
В Русском царстве XVI-XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавали не только преступников против веры и Церкви, но и государственных преступников. Предание анафеме часто влекло гражданскую казнь.
Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:
1901: определение Святейшего синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом официально анафема Толстому не провозглашалась [Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений (http://www.pravmir.ru/article_794.ht ml)].
1993: 1 октября в связи с обострением политического конфликта патриарх Алексий II и Священный синод провозгласили анафему тем, кто отважится пролить невинную кровь.
В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку "[сами] отлучили себя от Православной Церкви" в отношении последователей языческих, теософских, оккультных "сект" и новых религиозных движений. Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: "отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною".
Снятие анафемы в православии
По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи - К.А. Максимович), анафема может быть снята - при условии принесения покаяния анафематствованным лицом - органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в этом случае допускаются все виды поминовения усопшего. Однако единственное известное из практики Русской церкви снятие соборно наложенной анафемы - решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся "старых обрядов" Московского собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года ("разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем") и утверждённое Поместным собором Русской православной церкви 1971 года - произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.
Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным и прославленным РПЦ в лике святых митрополитом Киевским Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным собором РПЦ 1988 года.
Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом Константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.
С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.Интересно, только от термина освободились? Или более решительный шаг сделали?
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"