После возвращения из Владивостока в Большой Камень, несколько ночей мне снились сны, вернее обрывки снов. Еще вернее, сны были не моими, а скорее - эпатажного и великого гения сюрреализма.
Когда мне сказали, что во Владивостоке в настоящее время проходит выставка шедевров Сальвадора Дали, я, поначалу, не поверил. Думал - шутка. Но оказалось все серьезно. Можно сказать, что Владивостоку повезло. Не часто выпадает возможность принимать у себя выставки подобного уровня. Приморское Краевое Отделение Союза Художников сумело договориться с известным коллекционером из Екатеринбурга - Александром Шадриным, у которого самая большая частная коллекция Дали в России, и выставить для показа подлинные скульптуры и графику Сальвадора Дали. Относиться к творчеству Великого Мастера можно по-разному, но знают его все. Это невозможно отрицать, ведь Дали "разошелся по цитатам", дал толчки и базу для различных направлений в мировом искусстве. Тем более удивительно, что людских очередей на улице при подходе к Дому Художника, не наблюдалось.
Хочу сказать, что видеть подлинники великих мастеров - это не одно и тоже, что смотреть на экран телевизора или на репродукции. По мощи восприятия, эстетическому удовольствию - это несопоставимые вещи. Находясь в выставочном зале, рассматривая шедевры, я не верил самому себе, что нахожусь рядом с подлинными произведениями Дали. У меня просто захватывало дух. Конечно, основную эмоциональную нагрузку выставки, несут на себе скульптуры. Их можно было фотографировать, но нельзя было трогать руками. Каюсь, я все-таки потрогал "Женщину в огне". Не удержался. Скульптура восхищает. И для этого не нужно было ездить в Испанию.
Открывает выставку бронзовая скульптура улитки, отлитой из одного куска металла, в разрез традиционным методам изготовления. Этот символ успеха вошел в творчество Дали после его личного знакомства с Фрейдом. Гений сюрреализма захотел рассказать зрителю, что мир устроен так, что твердое и мягкое могут существовать в нем одновременно.
Завораживает триптих "Танец времени". Прошлое, настоящее и будущее. Раньше я видел образы "протекшего" времени только на репродукциях Дали, скульптуры же, благодаря их трехмерности, просто поразительны.
Также, будоражит сознание работа "Девственница и единорог". Наполненная изысканным эротизмом, она все-таки доносит до зрителя высокую мораль. Непостижимо!
Знаменитого "Космического слона" на телескопических ножках Дали перенес со своих полотен в скульптуру. Трехмерное изображение усиливает ощущение от просмотра, отрывает от реальности и заставляет смотреть на мир другими глазами. Глазами "божественного и гениального", как он сам себя называл Сальвадора Дали.
Из литографий великого Мастера на выставке можно увидеть серии "50 лет сюрреализму", "Человеческие пороки", провидческую работу Дали "Жираф в огне" (предчувствие войны в Испании), "Женщины - цветы" (для балета "Тристан и Изольда" в Метрополитен - опера". Перечисляю, а у самого мурашки по коже - это же - шедевры Мировой Культуры!!! Лично меня просто поразила работа "Кронос, поедающий своих детей". Не буду описывать свои чувства, но скажу, что любое произведение Дали несет в себе бездну информации, которую каждый считывает только для себя. У каждого человека свой уровень подготовленности и восприятия.
С выставки люди уходили, испытывая разные ощущения: любви, ненависти, негодования или радости. Я думаю, Дали был бы доволен - именно такие задачи он и ставил для себя - заставить людей чувствовать. Он всегда творил для души - для своей и для нашей.