Зайцева Марина Владимировна : другие произведения.

Человек и Малая Родина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ЧЕЛОВЕК И МАЛАЯ РОДИНА
  
  
  
  Что такое Родина? В словарях сказано, что Родина, это отечество, родная страна, место рождения. Тот, кто приедет в Россию в первый раз, его поразят бескрайние просторы, бесконечно тянущиеся леса и поля. Ведь Россия самая большая страна мира. И меня не перестают удивлять и восхищать ее просторы. Ощущение Родины приходят к нам еще с детства. Это сугроб, в который ты падаешь со смехом, и ручеек в который ты пускаешь свои бумажные кораблики, и березка под окном. Это смех счастливой мамы, рассказы бабушки, это друзья, ожидания и настроение. А еще это место где тебя любят и ждут.
  Перечислять все то, что значит для меня Родина - это все равно, что пересчитывать каждую звездочку на небе, каждую каплю в море. Я горжусь тем, что Родина для меня - это Пушкин, Есенин, Тютчев, Ахматова, Толстой, Лермонтов и многие другие. Это реки и моря, острова и полуострова.
  В двухмесячном возрасте меня привезли на берег Обской Губы - это настоящее море. Ширина ее 80-100 км. а длина 800 км. С одной стороны - берег Ямала, с другой - Тазовский и Гыданский полуостров. Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в трех климатических поясах, арктическом, субарктическом и умеренном. Климат округа более суровый, чем климат на той же широте к западу от Уральских гор. Суровость климата объясняется положение округа в высоких широтах и близостью Северного Ледовитого океана. Но в одной из песен нашего округа, поется:
  
  На холодном Ямале,
  
  
  Не полярном Урале,
  
  
  Если вы не бывали
  
  
  Приезжайте скорей,
  
  
  Вы не бойтесь метелей,
  
  
  Вас морозы согреют,
  
  
  Очень теплые души
  
  
  Северных людей.
  
  
  
  А ведь в Ямало-Ненецком автономном округе живут представители многих народов, населяющих Россию и страны СНГ. В довоенный период более половины населения составляли представители коренных народов. Сейчас на их долю приходится только 6% от общей численности. Главным народом в этой группе являются ненцы, давшие название округу, далее идут ханты и селькупы. Ненцы проживают по всей территории округа. Основным занятием является оленеводство и рыболовство.
  Также у нас много животных. Белые и бурые медведи, тюлени, моржи. Изредка гренландский кит, финвал, северный дельфин белуха. Также много птичек - чистики, люрики, топорики и кайры. Это морские птицы, хорошо плавающие и ныряющие. Также чайки, лебеди, гуси, утки. Краснозобая казарка - редкий вид, занесенный в "Красную книгу". Реки и озера богаты рыбой ряпушка, пелядь, муксун, щекур, пыжьян. Самыми распространенными считаются щука, окунь, ерш. Таежные хищники - это соболь, лесная куница, ласка, горностай, волк, лиса и другие.
  Год назад я покинула северный край и уехала учиться в город Воронеж. Все это время меня не покидало чувство ностальгии и воспоминаний о суровом крайнем севере. Сдав летнюю сессию, я отправилась на Ямал. Тем более что мне нужно было заменить просроченный паспорт. С воронежского аэропорта на самолете АН - 24 я прилетела в московский аэропорт "Домодедово".
  Жизнь в столичном аэропорту "Домодедово" не затихает и в ночное время. Громкоговорители постоянно приглашают пассажиров на регистрацию или посадку, а встречающих информируют о прибытии различных рейсов. Среди пассажиров была и я. Регистрацию и досмотр все пассажиры рейса "Москва-Надым" прошли быстро. Время ожидания вылета тянулось очень медленно. Стрелки часов как будто замерли. Очень хотелось спать, так как была глубокая ночь. Но вот и нас пригласили на посадку. После взлета с высоты открылся ночной вид на Москву. До самого горизонта светились огни московских проспектов. С высоты полета было видно насколько красива и огромна наша столица. Вскоре, однако, огни столицы скрылись, и самолёт на скорости 900 км/ч летел на северо-восток на встречу солнцу и времени.
  Самолет набрал нужную высоту - 9 км. И стюардессы стали предлагать прохладительные напитки, горячий завтрак, газеты и журналы. Однако такое раннее время суток не располагало пассажиров к активной жизни и постепенно почти все уснули. Улыбающаяся стюардесса предложила мне плед. Расположившись на трех креслах, так как рядом было свободно, я не стала сдерживать наседающий сон и настоящую действительность сменили приятные иллюзорные картинки сновидений.
  Сон пассажиров самолета прервал настойчивый голос стюардессы. Заученным текстом она объявила пассажирам, что наш самолет идет на снижение и через пол часа произведет посадку в аэропорту города Надым, что температура в городе плюс тридцать градусов, а также о необходимости пассажирам пристегнуть ремни безопасности. Выполнив все указания бортпроводницы, я открыла солнцезащитную крышку иллюминатора и моему взору открылась удивительная картина - вид на Ямальскую лесотундру с высоты птичьего полета. Там внизу по правому борту самолета несет свои воды в Карское море река Надым. Вошедшая в свое русло после весеннего паводка с наступлением летней жары река, обнажила многокилометровые острова и косы. По обоим берегам раскинулся густой пойменный практически непроходимый лес с множеством болот и озер. Вдали от берегов густой лес отступает, занимая только возвышенности. Насколько хватает взгляда, тающего в синеватой дымке горизонта, раскинулась цветущая тундра с блюдцами синих озер и извивающихся змейками ручейков и речушек. Напомню о том, что северный полярный круг-65-параллель от нас в ста километрах, поэтому в июле ночей здесь просто нет (полярный день). Солнце, если нет облаков светит круглые сутки. Через реку с правого берега зелень тундры и лес рассекает широченный коридор газовых шлейфов, по которым отсюда за рубеж и в центр нашей Родины несутся добытые в недрах Ямала триллионы кубометров газа. Там за рекой в пятнадцати километрах и мой дом.
  
  
  
  Я родилась в другом краю,
  
  
  Но этот край дороже,
  
  
  Хотя здесь лютая зима
  
  
  И климат непогожий.
  
  
  Здесь детство кончилось мое,
  
  
  Друзей нашла я много,
  
  
  Пришлось уехать мне уже,
  
  
  И на душе тревога.
  
  
  Когда мне будет 35,
  
  
  И память вдруг встревожит,
  
  
  Я вспомню Правую Хетту,
  
  
  Как хорошо быть может...
  
  
  Вернуться в этот уголок,
  
  
  Где прожила те годы,
  
  
  Когда пришлось переживать,
  
  
  И счастья и невзгоды.
  
  Ранним утром 4 июля 2007 года старенький "Боинг" произвел посадку в аэропорту г. Надым. Прошло больше года, как я уехала с севера Западной Сибири в г. Воронеж. Всё своё детство и юность я провела в северном краю: краю оленей, нефти и газа.
  Первые документальные записи о поселениях в районе Надыма, относятся к XVIIвеку прошлого тысячелетия. Судя по этим документам, на этой территории существовала очень могущественная коалиция племен, военно-политический союз, а Надымский городок был базовым пунктом. В наше время здесь произошли большие изменения, конечно же, это связано с освоением нефтегазовых залежей.
  В начале 80-х на ЯМАЛ по призыву комсомола для освоения нефтегазовых месторождений приехали мои родители. И до сих пор проживают в поселке Правохеттинском. С того времени прошло более 25 лет. Красивым стал город Надым и прилегающие к нему посёлки. Очень сильно изменились условия проживания людей.
  Вот сейчас мы будем переезжать реку Надым по понтонной переправе. Уже более 35-лет моста через реку нет, но люди предприимчивые не стали ждать, когда государственные и газовые начальники выполнят свои "сладкие" предвыборные обещания и соорудили две понтонные переправы. Вот так и разрешили вопрос проезда через реку, за 60 рублей.
  И вот наша машина мчит меня домой. А это немногим меньше часа. Я не могу насмотреться на эти красоты. Кругом сосны, ели, лиственницы, цветет трава иван-чай. А вот белка с одного дерева перепрыгивает на другое и старается бежать быстрее нас. Как будто бы заигрывая с нами.
  Вдоль автомобильной дороги идет железнодорожное полотно. Это лет пять назад его привели в нормальное состояние. Переложили рельсы и шпалы. А раньше это была Сталинская дорога. Эти рельсы были проложены в 1949-1953 гг., тогда было соответствующее решение Совета министров СССР о создании сети лагерей для строительства железной дороги Салехард - Игарка, всему этому было название железнодорожная стройка Љ501.
  Расскажу немного подробней о строительстве этой дороги. В начале сороковых в советских верхах обсуждались варианты строительства железной дороги к сибирским берегам Северного Ледовитого океана. Военные и послевоенные события подтолкнули руководство страны к спешному началу еще не подготовленного строительства. Что же это за события? В годы войны Норильские месторождения полиметаллов, в частности очень важного для плавки стали, марганца были крайне ненадежно связаны с "большой землей", ибо единственным путем был морской, но в Карском море немецкие подлодки и надводные корабли почти безнаказанно топили наши грузовые корабли, и даже пытались обстрелять тщательно охраняемый порт Диксон. Летом 1945 года у США появилась атомная бомба, и это означало переворот в военно-стратегических представлениях. В частности требовалось создание морских и военно-воздушных баз там, где раньше в них не нуждались. Например, совершенно открытые берега Северного Ледовитого океана. Успешному функционированию военных баз в большой степени способствовал бы такой надежный вид транспорта как железнодорожный. Таким образом, железнодорожный путь, должен был соединить северо-западные области СССР с побережьями Берингова и Охотского морей. И конечно еще более видимой причиной было стремление нашего государства индустриально освоить богатейшие залежи полезных ископаемых Крайнего севера.
  Однако политические события в жизни страны внесли изменения в историю стройки Љ501. 26 мая 1953 года Совет Министров СССР, принял постановление Љ1346-536 СС. В соответствии с ним из глубинных районов севера Западной Сибири было вывезено более 100 тысяч человек. В обстановке секретности закончилась эпопея одной из "великих" строек. И сегодня обрушенные мосты, проросшие лесом лагеря, ржавые паровозы и разбитые вагоны среди безлюдной лесотундры громоздятся, как призраки неведомого мира.
  Данный рассказ об истории строительства Љ501 составлен по материалам публикации в журнале //Мир Севера - 1998. Љ 4 - стр.27-31.// Автор В.Гриценко, проректор Западно-Сибирского гуманитарного института г. Надым.
  В годы перестройки и гласности на страницы периодики и других изданий хлынули статьи клеймящие и пугающие. Довлеет над нашим сознанием представление об этой вехе в истории Отечества стереотип сталинского лагеря, главной задачей которого было якобы бессмысленное физическое уничтожение. Но практически не вскрыты архивы НКВД.
  И мы изо лжи, навязанной нам государством, с готовностью бросаемся в ложь, сочиненную для нас.
  "Дорога в никуда" сегодня потеряла свой смысл, так как мы видим ее в действии и несущей пользу людям.
  Некий автор описывает, якобы он видел груды скелетов на реке Хетта и трупы под шпалами, но люди, живущие там 25 и более лет, таких находок не видели. И конечно я хочу сказать, что не являюсь защитником сталинского режима принесшего много страданий и исковеркавшего судьбы многих миллионов людей того времени. На этом рассказ об этой злополучной стройке окончен.
  Тем временем мы подъехали к поселку Правохеттинский, он очень яркий в солнечном свете, радует броской разноцветной раскраской жилых домов, учреждений, предприятий, которые как будто соревнуются в качестве модной современной отделки. Живут здесь люди разных национальностей и вероисповеданий, большинство жителей русские, есть много украинцев, татар, белорусов, уроженцев из Средней Азии и республик Закавказья. Все жители поселка очень дружелюбны и никогда между ними не бывает межнациональных конфликтов.
  У родительского дома, как я и думала, меня встретила наша лайка Альфа. Бегло лизнув меня в щеку, она сразу убежала в вольер, как потом выяснилось, у нее были маленькие щенки. Летний день уже был в самом разгаре. Июль на широте близкой к полярному кругу, как правило, очень жаркий, яркое солнце только в полночь опускается к горизонту и тут же поднимается. Испаряющаяся влага из сотен озер и необъятных болот в сочетании с высокой температурой вызывают чувство дискомфорта и желание укрыться где-нибудь в прохладном месте. Но влажная жара - это не главный недостаток северного лета. В безветренную погоду несметные полчища комаров, оводов и гнуса "разновидность москитов", одолевают людей и животных. Конечно же, человек придумал множество способов защиты от этих кровопийц. Животные скрываются от нападений насекомых, собаки нарыли ям в песке, попрятались под гаражи и дома. Тяжелее приходится диким животным, огромных лосей и грациозных оленей достает мошкара, она забивает ноздри, лезет в глаза, они постоянно в движении куда-то бегут, пытаясь скрыться от назойливых насекомых. Оводы откладывают личинки под кожу оленей, там они созревают до следующего лета. Такой круговорот в жизни насекомых и млекопитающих устроен природой.
  Когда я училась в школе родители на летние месяцы уезжали в отпуск и я вместе с ними. Таким образом, это было мое первое лето на крайнем севере, в родном поселке.
  Он расположен между двух рек Надым и Правая Хетта. Во время весеннего паводка и осеннего ледостава, единственный вид транспорта, авиация, которая связывает нас с материком. Конечно, у нас есть железная дорога, но пассажирские поезда по ней не ходят. Каждое утро в нашем поселке начинается с подготовки к полетам, местной авиабазы, чтобы к 9 часам утра все вертолеты смогли вылететь их начинают готовить заблаговременно. Первое время казалось, невозможно было привыкнуть к шуму винтов и двигателей, взлетающих и садящихся машин. Тонны различных грузов доставляют вертолеты на удаленные месторождения. Улетают строители на газовые промысла, бригады буровиков на нефтяные и газовые вышки. На постоянном дежурстве остается только вертолет с красным крестом на борту, он готов к вылету в любую погоду, для оказания медицинской помощи в случае какой-то беды, или доставит больного в больницу, нуждающегося в срочной госпитализации.
  Мой дядя, брат отца, купил новый внедорожник и предложил путешествие по достопримечательностям поселка и города. За неделю, мы намотали на счетчик 2000км и где только небыли.
  Я побывала на работе у родителей. Они работают на газокомпрессорной станции (ГКС). Мама занимается поверкой высокоточных приборов, которые используются для учета объемов перекачиваемого газа. Я узнала, что ГКС перекачивает 2миллиарда кубометров газа в сутки. Конечно, эта цифра мне ничего не говорит. Отец работает в группе ремонта авиамоторов и компрессоров. Мне объяснили, что один компрессор за 24 часа накачивает в трубопроводы газа столько, сколько требуется городу Москва на 8 суток в промышленных и бытовых целях. Раньше от взрослых я слышала рассказы про какой-то "крест". И вот я увидела "крест" так называется пересечение газовых шлейфов это 15 трубопроводов диаметром около 1,5 м. соединенных между собой байпасами, перемычками со сложной системой автоматических и ручных кранов. В одной из таких экскурсий, где из вертикальной трубы в километре от нас со страшным шипением и грохотом вырвался газ, и бело-синим столбом устремился в небо. Оказалось это нужно в целях плановой остановки магистрали для ее профилактики и ремонта, чтобы в зимнее время обеспечить безопасную и бесперебойную эксплуатацию. Компрессорная станция является градообразующим предприятием нашего поселка. Там работает половина его жителей.
  Недалеко от поселка есть озеро, вода в нем прозрачно-голубого цвета, удивительной чистоты. Камни и песок на его дне видно на глубине нескольких метров. Десятки купающихся казалось, должны бы взмутить воду у берега, как это бывает в других водоемах, но здесь этого не происходит, прозрачность воды не меняется. В середине озера на глубине 30 метров его дно укрывает ледник. Местные исследователи проводили замеры температуры воды, в верхнем слое 2метра температура +20*С, на глубине 8метров +5*С у дна на глубине 25 метров 0*С.
  В один из дней я встретила свою первую учительницу Юлию Васильевну. Не только она у нас была первой учительницей, но и мы для нее были первыми учениками. Учитель первых классов, каждый ученик, став взрослым, будет помнить его до последних дней. В любой школе для ученика первый учитель главный, он дает истоки знаний. И если какой-то заслуженный преподаватель химии или истории и стал заслуженным, то не потому, что донес и дал ученикам идеальное понимание своего предмета, а лишь тем, что во время инспекций лучше других оформил кабинет и умело продемонстрировал комиссии знания отдельного одаренного ученика, представив то своей заслугой. Но труд "начальника", учителя начальных классов совсем другой. И разве смогут понять родители, если их чадо не научится писать или считать. Вот и берет Юлия Васильевна каждые 4 года маленьких сорванцов. А в выпускном 11 классе преподнесут учительнице первых классов букет. Всплакнет она, умиленно глядя на взрослых девушек и юношей. Среди них 5 отличников, а ведь в 4 она выпустила 15.
  Дни моих каникул подходили к концу, и лето в нашем приполярном крае перешло в осень. Отцвела тундра, пожелтела трава, листья на березах и хвоя на лиственницах. Созрела клюква, и темно-красные шарики ягод рассыпались на болотных кочках. После трудового дня почти все жители уходили в лес, начался грибной и ягодный сезон. За неполный час можно собрать ведро отборных грибов, белых и подосиновиков. В начале августа полярный день закончился, и непродолжительная темная ночь увеличивалась каждые сутки. Пока еще не было утренних заморозков, но бодрящая свежесть предполагала их скорый приход. С наступлением прохлады надоедливые комары и гнус исчезли. И защищаться от них приходилось только в густом лесу, в безветренную теплую погоду собирая грибы или ягоды. На озерах дикие утки собирались в стаи. Длинные косяки гусей летели с севера, на морских островах, где они высиживали птенцов, наступила зима, плавно снижаясь, они садились где-то за рекой. Отец сказал мне, что там много травяных озер и на этих пастбищах они будут нагуливать жир и набираться сил для дальнего перелета в Индию и другие теплые края.
  Приход осени внес какие-то изменения в жизнь поселка. Заметно оживленней стало на улицах. Возвращались с отпусков взрослые и дети. Приближался новый учебный год. Пришло время и мне возвращаться в Воронеж. Утром следующего дня мне нужно лететь в другой город, а здесь останутся мои родители, родственники и друзья. Я знаю, что тепло в доме и газ на кухне, есть у нас благодаря их труду.
  Сегодня мы вправе гордится богатым историческим прошлым, интересным настоящим, перспективным будущим. Надымская земля помнит тысячи замечательных судеб наших земляков, чьим трудом и мужеством она превратилась в развитый индустриальный регион, опорный край Ямала. Здесь были заложены основы для создания крупнейшего топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. Здесь живут и работают прекрасные люди, для кого наша земля стала любимым краем, которому они посвящают свою сознательную энергию и вдохновение. Прочной основой перспективного развития Ямала служит гармоничное сочетание богатства природных ресурсов, технологической мощи предприятий, профессионализма и творческого потенциала людей, сохранение приоритетов и ценностей культуры коренных народов Севера.
  Сибирь - суровый край. Здесь закаляются и организм, и характер человека. Недаром есть выражение - сибирский характер. Самолет набирал высоту, и я испытывала странное, смешанное чувство лёгкой грусти и светлейшего душевного праздника. Было жаль, что так быстро ушли годы моего детства. Было радостно, что так расцвела, так помолодела земля, на которую когда-то приехали мой родители, на которой жила с ними я. Это тот небольшой уголок моей Родины, моей Малой Родины, который мне так сильно дорог.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"