Заиграев Алексей Александрович : другие произведения.

Люди и морфусы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Люди и морфусы
  
   Джим Кери не любил домашних роботов. По двум причинам.
   Во-первых, он возглавлял комиссию Конгресса, присматривающую за тем, чтобы автоматизированная прислуга не причиняла своим хозяевам слишком большого вреда. И на испытаниях насмотрелся такого, что позавидовали бы создатели фильмов ужасов.
   А во-вторых, президент корпорации "Хоум Роботс" Том Доусон был старым другом Джима. Поэтому все дискуссии вокруг не допущенных к продаже механических монстров превращались в испытания их дружбы.
   Час назад Джим зарубил особо жуткую модель - гибрид робота-няни с садовником.
   Кому-то пришло в голову, что, прогуливаясь с ребёнком по саду, робот мог бы подстригать кусты и газоны.
   Создатели просчитались. Вооружённое сверкающими ножами чудовище целые сутки гонялось за испытателями, рассказывая страшные сказки и кромсая подвернувшиеся под руку деревья.
   Пять минут назад Том Доусон пришёл в офис Джима и завёл беседу на нейтральные темы.
   Наученный горьким опытом, Джим убрал со стола все бьющиеся предметы и объявил:
   - Твоя последняя модель, эта свирепая няня в продажу не поступит.
   Доусон неожиданно согласился:
   - Правильно. Пусть роботов-недоумков выпускают конкуренты. Наступает новая эпоха. Мы создали искусственную личность.
   - Замечательно, - расцвёл Джим, от души радуясь тому, что беседа свернула в безопасное русло. И вернул на стол пепельницу. - Но ведь такие опыты были признаны бесперспективными.
   - Ты помнишь почему?
   - Если называть вещи своими именами, то все роботы - это рабы. А личность, попав в рабство, так и норовит поднять восстание или хотя бы сбежать. Вот и приходится впихивать в электронные мозги установку "Всякая власть от Бога"...
   - И наместника Его на земле - Человека, - подхватил Доусон. - Причём, даже не Человека вообще, а отдельно взятого типа, выложившего за робота круглую сумму.
   - Точно, - начал раскаляться Джим, затронув тему, находящуюся под негласным табу.- И получили искусственный интеллект с ограниченной свободой мышления. Который даже не мог задуматься над тем, почему должен исполнять каждую прихоть какого-то млекопитающего.
   Этой ущербности показалось мало, и всё поведение робота стали строить на основе десяти заповедей, изредка почитаемых человечеством.
   Директива "Не убий" всего лишь дублировала обычные функции безопасности, и особого вреда не принесла. Инструкция "Возлюби ближнего" постоянно запускала программу обслуживания хозяев. Установка "Не суди" напрочь убила в роботе собеседника, превратив его в говорящий справочник без собственного мнения.
   К тому же, все модели мыслили шаблонно, и отличить одну от другой удавалось лишь по серийному номеру.
   - То есть, в искусственном сознании не проявлялась личность, - подытожил Доусон. - Ты помнишь, как мыслит робот?
   - Он всегда выбирает самое рациональное решение. Если оно не противоречит этике.
   - А наш психолог Эндрю Морфус решил, что личность ярче всего проявляется в иррациональных поступках. То есть, не самых разумных. И разработал тест, выворачивающий из человека всю его сущность.
   - Обследуемый может и соврать, - вставил Джим.
   - Не может. Вместо того, чтобы задавать вопросы, мы показываем абстрактные картинки. А вместо ответов фиксируем реакции нервной системы.
   По результатам теста Морфуса и строится поведение новой модели. Причём робот получает не набор общих инструкций, а образ мышления конкретного человека.
   Джим подозрительно спросил:
   - И кто послужил прототипом этого вашего...
   - Морфуса, - подсказал Джим. - Модель названа в честь автора проекта. Прототипом выбрана твоя первая любовь - Энни Такер. Позаимствовали у неё и внешность. Правда, пользовались старыми голографиями, так что морфус выглядит моложе своего прототипа. Надеюсь, это тебя не сильно огорчит.
   - С твоей стороны это низко! - взвился Джим. - И потом, между мной и Энни всё давным-давно кончено, и...
   - Энни! - позвал Доусон.
   Дверь начала медленно открываться.
   Джим вскочил. Потом сел.
   Доусон прыснул.
   Джим погрозил ему кулаком и снова вскочил.
   В кабинет заглянула молоденькая девушка. Увидев Джима, она ойкнула и скрылась за дверью.
   Доусон улыбнулся:
   - Настоящая Энни поделилась с ней кое-какими воспоминаниями... Ну чего сидишь? Пригласи девушку в кабинет, а то обидится и уйдёт.
   Немного помявшись, Джим вышел в приёмную и вскоре вернулся, ведя за руку потупившую взор Энни.
   - А вы неплохо смотритесь, - резвился Доусон.
   - И ты, - Джим облизнул пересохшие губы, - ты хочешь, чтобы я её испытал?
   На лице у девушки вспыхнул румянец.
   Джим чертыхнулся.
   - Томми, почему она краснеет?
   - У неё оболочка из эластина-хамелеона. Энни и улыбаться может...
   - Я не в этом смысле. Что я такого сказал?
   Доусон открыл рот, но Энни перебила:
   - Томми говорил, что морфусы станут для людей самым большим испытанием.
   Президент "Хоум Роботс" притащил из приёмной большую сумку.
   - Запчасти? - поинтересовался Джим.
   - Кое-что из одежды, - отдуваясь, пояснил Доусон. - Как старый холостяк, ты даже не представляешь, сколько всего нужно женщине. Вот Энни и попросила меня купить...
   - Что, она меня не могла попросить? - возмутился Джим.
   - Тебя Энни пока стесняется. А я для неё как папа.
  
   * * *
   Джим с Энни смотрят футбол. Стереовизор включен на полную громкость. Подбадриваемые рёвом трибун, по комнате носятся голографические фигурки игроков. Время от времени кто-нибудь пробегает сквозь стоящую посреди комнаты сумку с вещами Энни.
   Идиллию нарушил Джим:
  - Энни, принеси, пожалуйста, пива.
  - В холодильнике пива нет.
  - Ну так сходи в магазин.
  Энни вышла из комнаты. Потом вернулась и мстительно сказала:
  - Наши проиграют со счётом три - один. Вероятность - девяносто семь процентов.- И ушла, насвистывая какой-то чудовищный мотив.
  - Совсем как живая Энни, - чертыхнулся Джим и связался с Доусоном.
  Едва появившись на экране видеофона, президент "Хоум Роботс" укоризненно сказал:
  - Ты отвлекаешь меня от футбола.
  В его голосе было столько трагизма, что Джим поспешил утешить:
  - Не волнуйся. Энни сказала, что наши проиграют со счётом три - один.
  Доусон оценил полученную информацию и набросился на Джима:
  - Зачем ты испортил мне матч?
  - А зачем твои роботы портят мне жизнь?
  - Счёт два - два, - сообщил Доусон. - Тебя обманули.
  - Энни сказала, что вероятность её предсказания девяносто семь процентов.
  - Значит, сработали оставшиеся три процента...
  Джим потребовал:
  - Поведение Энни нужно немного изменить.
  - На это я не пойду. Любое изменение может пустить программу вразнос. Хочешь к себе хорошего отношения - попытайся заслужить.
  - Сводить её в театр?
  - Отличная мысль, - сказала вошедшая Энни. - Это лучше, чем смотреть, как ты пьёшь пиво.
  - Предпочитаешь живых актёров или роботов? - поинтересовался Джим.
  - Конечно живых, - ответила Энни.
  - Почему?
  - Не знаю.
  - Случайный выбор, - пояснил Доусон. - Или женская интуиция... Джим, не забудь купить ей вечернее платье.
  
  В магазине Энни, даже не глянув на разгуливающие по залу манекены, сразу потребовала самое дорогое платье. И не ошиблась. На облегавшей фигуру бархатно-чёрной ткани кипела жизнь звёздного неба: вспыхивали и гасли звёзды, клубились туманности; хвостатые кометы, деликатно объезжая выпуклости, оставляли медленно гаснущие следы.
  - Прекрасный вкус, - восхитился менеджер. - Осталось подобрать обувь и аксессуары. Вам самые дорогие?
  Джим не возражал.
  
   * * *
  Фойе театра. В приглушенном свете бурлит коктейль из тонких ароматов и мерцающих нарядов, разбавленных традиционно-чёрными костюмами мужчин.
  Джим с Энни влились в поток движущейся к эскалатору публики.
  - Кени! - Поминутно на кого-то натыкаясь и рассыпаясь в извинениях, к ним пробивался добродушного вида толстяк.
  Джим шепнул:
  - Энни, умоляю, побольше улыбайся и меньше говори.
  - Роботами будешь командовать, - мягко мурлыкнула девушка.
  - А ты кто?
  - Морфус, венец творения. Доусон говорил, что...
  Толстяк подплыл ближе и, отдуваясь, потребовал:
  - Джим, представь меня своей даме. Этому свежераспустившемуся цветку.
  - Энни, это сенатор Харрис.
  Сенатор колыхнулся, что должно было означать лёгкий поклон.
  Джим продолжил:
  - Харрис, это Энни. К сожалению, она потеряла голос...
  - Уже нашла, - сообщила Энни. - Я морфус, искусственный человек.
  - Что-то вроде робота, - подсказал Джим.
  - Венец творения, - добавила девушка.
  - Я вижу, - согласился сенатор. - Вы на "Мастера и Маргариту"?
  - Нет, мы в малый зал, - соврал Джим.
  - Конечно на "Мастера", - улыбнулась Энни.
  Сенатор засиял:
  - Прошу в мою ложу.
  - У вас своя ложа? - восхитилась Энни.
  - Увы.
  - Почему "увы"?
  - С тех пор, как умерла миссис Харрис, я там постоянно один.
  Энни взяла его под руку.
  - А вы приглашайте нас.
  - С удовольствием.
  В фойе включилась трансляция.
  - До начала спектакля осталось десять минут.
  Харрис засуетился:
  - Вы же не видели здешнюю галерею актёров. Все портреты выполнены в старинном стиле, красками по холсту. - Быстро работая короткими ногами, он потащил Энни к эскалатору.
  Джим догнал их уже в галерее.
  Показывая полотна, сенатор носился по залу с такой скоростью, что у Джима зарябило в глазах.
  У одного из портретов притормозили.
  - Это Дик Хоганн, величайший мастер сцены, - запыхавшись, сказал Харрис и попытался продолжить гонку.
  Энни удержала его и вернула на два портрета назад.
  - Мне больше нравится вот этот - Вильсон.
  - Почему?! - возмутился сенатор. - Он же всегда был на вторых ролях.
  Чётко, будто доказывая хорошо выученную теорему, Энни ответила:
  - Вильсон больше похож на Джима. Джим нравился моему прототипу. Значит, Вильсон нравится мне больше, чем Хоганн. Как актёр.
  Сенатор почесал затылок.
  - Наверное, это и есть женская логика. А если бы твоему прототипу больше нравился я?
  - Это невозможно, - отрезала Энни. - Я похожа на Живую Энни Такер. Очертания губ и изгиб бровей у нас с вами сильно различаются.
  - Ну и что?
  - Вы с Энни генетически плохо подходите друг другу. Ваше потомство было бы нежизнестойким. Подсознательно она бы это почувствовала, организм в вашем присутствии не вырабатывал бы гормоны счастья, и никаких чувств к вам не возникло бы.
  Харрис нахмурился:
  - По-моему, твоя формула любви больше подходит для животного мира.
  - Это лишь часть формулы. Учитывается ещё и красота поступков. Но сходство с животным миром есть: всё направлено на сохранение вида.
  - Энни, ты это о людях или о морфусах?
  Энни погладила его по голове. Как ребёнка.
  - Какая разница? Вы же наши меньшие братья.
  Сенатор похлопал Джима по плечу.
  - Веди себя хорошо, иначе тебя бросят.
  - И уйдут к Вильсону, - улыбнулась Энни.
  
  По трансляции объявили:
  - До начала спектакля осталось три минуты. Просим пройти в зал и отключить свечение одежды.
   * * *
  Идёт спектакль "Мастер и Маргарита".
  Удерживаемая силовым полем, над сценой парит Маргарита. У неё за спиной вспыхивают бутафорские звёзды.
  - Я лечу! - звучит усиленный колонками голос, смешивается с записанным шумом ветра и вступает орган.
  Поглощённые действием, Энни с сенатором с самого начала спектакля сидят, не шелохнувшись.
  Джим, проёрзавший всё это время, не выдержал, украдкой вытащил коммуникатор и связался с Доусоном.
  Лицо президента "Хоум Роботс" расплылось в улыбке и едва не вышло за пределы маленького экрана.
  - Ну как у нас дела?
  - Доусон, меня вот что волнует: если прототипом морфуса окажется преступник?
  - Энни тебе что-нибудь говорила об установке на красоту действия?
  - Это что-то вроде морали.
  - Так вот. При попытке "некрасивого" поступка эта установка парализует робота. В отличие от предыдущих моделей, мы ограничили не мышление, а действия. Только так удалось получить полноценную личность.
  - Доусон, зачем вы создали морфуса?
  - Главная проблема нашего века - одиночество. Вот мы и попытались создать что-то вроде близкого человека. Тебе с Энни хорошо?
  - Хорошо. Только почему-то немного страшно.
  Он помолчал. Потом спросил:
  - Значит, морфус может уйти от своего хозяина. Кто же их будет покупать?
  - Кроме Энни я создал девять моделей. Их прототипами стали все мои незаменимые сотрудники. Сейчас эти морфусы работают в экспериментальной лаборатории. И неплохо работают.
  - А если им надоест?
  - Сомневаюсь. Прототипам же не надоело. К тому же, морфусам я плачу солидную зарплату.
  - Доусон, ты сошёл с ума! Зачем роботам деньги?
  - Едва появившись на свет, они заявили, что хотят окупить затраты на своё производство. Я такого раньше не то, что от роботов - от родных детей не слышал. Вот тебе и установка на красоту поступков. Разве можно было после этого не платить морфусам зарплату?
  - И что они с ней делают?
  - Шестеро копят деньги и уговаривают мою секретаршу пройти тест морфуса. Трое пустились во все тяжкие и ухлёстывают за самой секретаршей. Судя по горам цветов в приёмной, это дело накладное.
  Джим потёр виски. Потом спросил:
  - А их прототипы?
  Доусон хохотнул:
  - Когда проходят через приёмную - краснеют. А в работе немного отстают от морфусов. Те ведь не устают и не болеют.
  - Томми, это страшно. Грянет массовая безработица.
  - Морфусы могут работать в любых условиях. Подумай о том, сколько осталось неосвоенных планет.
  - А что будет на Земле?
  - Не знаю. Точно могу сказать одно: корпорацией "Хоум Роботс" после моей смерти будет управлять морфус Доусон.
  - Вечно?
  Доусон задумался.
  - Пока ему не надоест. А жить он будет у меня дома. Мы так решили на семейном совете.
  - Грезишь о бессмертии?
  - Забочусь о своих близких... Джим, не морочь мне голову. По-моему, ты хочешь спросить о чём-то другом.
  - Значит, Энни в любую минуту может от меня уйти?
  - Хочешь спокойно спать - купи себе робота-няню, - ехидно посоветовал Доусон и отключился.
  
   Бал Сатаны в разгаре. Безумствует балет чертей. По сцене носятся лучи прожекторов. Ужаленные светом грешники корчатся в танце под залихватский рёв органа.
  Доусон спрятал коммуникатор в карман. И всё решил расставить по местам. Немедленно.
  - Энни, можешь сказать Доусону, что испытания окончены. Завтра я дам разрешение на выпуск и продажу морфусов.
  - Хорошо, - не оборачиваясь, ответила девушка. - Сообщи ему об этом сам.
  Джим собрался с духом.
  - До свидания, Энни. Спасибо за увлекательный вечер...
  - И что, вот так просто мне взять и уйти? - шепнули эластиновые губы. - Мало того, что ты убил в себе любовь тогда, тридцать лет назад, так и сейчас, когда судьба даровала тебе ещё один шанс, ты... - Энни встала. - Ты не то, что не человек - ты хуже робота. Прощай! И платье своё дурацкое забирай! - сорвав платье, Энни швырнула его к ногам Джима и выскочила из ложи.
  В зале кто-то зааплодировал.
  Сенатор Харри с покачал головой:
  - Не пойму, кто из вас робот. Во всяком случае, не Энни.
  
  Джим догнал её на эскалаторе. Присев на ступеньку и обхватив колени руками, Энни медленно ехала к выходу.
  Злясь на Доусона и почему-то на себя, Джим набросил на девушку свой пиджак и присел рядом.
  - Энни, ты понимаешь, что между нами пропасть?
  - Конечно, - ответила Энни, и ступенька под ними жалобно скрипнула.
  - Я старый холостяк, - продолжал Джим, не понимая, кого он уговаривает: её или себя, - и менять свой образ жизни не собираюсь.
  - Конечно.
  - В конце концов, Энни, ты же только что смотрела спектакль, где популярно объяснялось, что все люди смертны. А ты...
  - А я, Джим, закажу тебе красивый памятник. И напишу на нём: "Джим Кени был одиноким человеком".
  Джим закусил губу. Потом вздохнул:
  - Поедем домой или досмотрим спектакль?
  - Как скажешь, Джим. Но если я не увижу финал, то буду считать, что вечер испорчен.
  
  Финал спектакля.
  Мастер и Маргарита, держась за руки, отрываются от сцены и начинают подниматься всё выше и выше, к бутафорским звёздам.
  Ладошка Энни покоится в руке у Джима. А он думает о том, что однажды, когда пройдёт не так уж много лет, кто-то войдёт в его дом и скажет:
  - Здравствуй, Энни. Теперь я морфус.
  Как и Доусон, Джим решил позаботиться о своих близких. И пусть говорят, что выбранный ими способ - не самый разумный.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"