- Хранитель, я хочу поговорить с тобой! -Энж впервые произнесла его имя, стараясь вызвать на откровенный разговор, но ответ услышала не сразу.
- Хорошо, давай поговорим. Сегодня много сделано?
- Несколько дней, и у меня есть время. Отец занят, Себастиан тоже...
- И ты решила, что самый незанятой- это я? Ты ошибаешься.
- Если ты занят, то не буду беспокоить.
- Конечно же, я занят. Но для тебя могу найти пару минут.
Чуть позже они встретились вне Мастерской и, прогуливаясь по коридору, разговаривали. Хранитель то и дело находил недостатки во всем окружающем, ворчал, вызывал кого-то, изредка доносились его реплики: "почему так мало света!", "здесь могло быть и почище...", а то и вообще, открыв книгу, хмурился и кивал чему-то, словно соглашаясь с невидимым собеседником. Она понимала, что Хранитель так же, как и Мастера не разговаривает вслух, поэтому такому ворчуну как он нужен собеседник, на общей волне с которым он бы мог высказаться. Но выбора у Энж не было, она терпела, ее мучали вопросы.
- Кто такие фаталисты? Что люди подразумевают под этим словом.
- Что тебе уже известно о них?
- Немного. Только то, что сказал мой носитель.
Хранитель кивнул то ли ей, то ли снова невидимому собеседнику.
- Ты ведь знаешь, что судьбы могут меняться самопроизвольно? Каждого человека Всевышний наделяет характером, духом, силой воли. А эти качества могут при определенных обстоятельствах вытеснять неугодные чувства из полотна. Те кусочки, которые выпали, на те же места вставлены быть не могут. Полотно их не примет. И тогда судьба ремонтируется. Это обычный процесс, где в образовавшиеся прорехи вставляется безразличие.
- Отец рассказывал мне об этом немного. А фаталисты?
- Фаталисты - люди, которые никогда не пытаются изменить свою судьбу. Не скажу, что они рождены бесхарактерными, слабыми духом. Это не так, не все такие. Для того чтобы довериться судьбе, уверовать в то, что существует полная зависимость от нее, тоже нужна сила, это не так просто. Фаталисты уверены, что менять что-то бесполезно, принимают все как есть. Когда им приходится делать жизненно важный выбор, они начинают словно сумасшедшие искать знаки в происшедшем, происходящем, придумывают себе сами вещие сны..., в общем, им всегда необходимо знать, что их выбор судьбоносный. Если же знаков нет, то они просто бросают жребий. Что угодно, только не сами... Ведь так приятно осознавать, что ты избранный и решение тебе подсказала сама судьба, тем более что таким образом не приходится ни за что отвечать и некого винить.
- С ними, значит, хлопот у Мастеров меньше?
- Почему ты так решила? - он удивился.
- Ну как же...Если они не имеют желания менять свою судьбу, значит полотно должно быть всегда целым, они не препятствуют судьбе и никакие чувства из него не вылетают.
Он улыбнулся:
- Наоборот. Дело в том, что на судьбы фаталистов влияют характеры близких им людей, которые что-то меняют в своих полотнах. Какие-то чувства у них должны быть схожи с чувствами фаталиста в определенный момент, ведь они близки друг другу, а это всегда основывается на прожитых вместе чувствах. По закону близости людей чувства не могут быть долго невзаимными, если они не подогреваются надеждой, рано или поздно безразличие поглотит все, или же возникнет взаимное. И еще: судьбу фаталиста и не фаталиста легко отличить между собой; достаточно поднести по одному из чувств к полотну. И, если какой-либо кусок притянется магнитом, то значит, человек такую судьбу носящий, никак не фаталист. Он сам решает все, по крайней мере, пытается. Полотно фаталиста не притянет ни одно из чувств, оно будет ждать.
Энж осторожно спросила:
- Значит ли это, что любовь тоже следует закону близости? И если человек кого-то любит и надеется вопреки всему, то вскоре должно вспыхнуть ответное чувство?
- Чувства не появляются одно за другим по этому закону. Появляются они стараниями Мастеров и только. Если у носителя оно настолько сильно, что он проносит его сквозь всю свою жизнь, не желая отпускать, подогревая его в себе надеждой, то вероятность взаимности появляется лишь тогда, когда в полотне судьбы человека, к которому эти чувства испытываются, появляется кусочек этого чувства. Почему ты спросила?
- Мой носитель безответно влюблен, и я хочу ему помочь... Значит, нужно, чтобы в полотне Элизабет появился кусочек любви...,- пробормотала она последние слова уже будто про себя.
Старая ее привычка- произносить все вслух, осталась с ней от ее прошлой жизни. Но если тогда она могла сказать мысль вслух, не боясь быть услышанной, то теперь ей приходилось следить за своими словами. Ведь известно, что нет более чутких слушателей, чем Мастера. По их законам сказанные слова- это обязательно то, что должно быть услышано. Как же нестерпимо порой было для Энж держать мысли в себе!
Вот и теперь, Хранитель, конечно же, услышал ее:
- Ты потратишь время, если будешь уделять этому внимание. Всегда помни о том, что нужно лишь составить полотно, и все. Реже просматривай его, больше собирай. Ты рискуешь, вдаваясь в подробности и стараясь осчастливить своего носителя.
Хранитель сейчас говорил так же, как и ее отец, и это вызывало у нее желание не слушать ни того, ни другого, и сделать все по-своему. Энж была в возрасте, когда желание принять собственные решения возобладает над разумом, а он своими словами, сам того не понимая, подтвердил то, что она права.
Сейчас же Хранитель был как никогда близок к тому, чтобы рассказать ей правду, но понимал, что еще не время. Слишком хорошо он знал молодых Мастеров, знал, на что они способны в своем стремлении защитить носителей. Нельзя этого делать сейчас, только не сейчас. Возможно чуть позже.
***
Она сказала "да". Генрих понимал, что это "да" было сказано сгоряча, но все же был несказанно счастлив, ибо это слово значило для него начало новой жизни.
Сейчас, когда наступила тишина, он, сидя у камина и смотря на языки пламени, вспоминал события вечера.
Вспоминал, как увидел в окно прислугу, возвращающуюся с пустым подносом из беседки, где по желанию Элизабет происходила прощальная встреча с Чартером. Словно сумасшедший, он тогда помчался туда, увидев над беседкой облако опасности, увидев, что слишком много черного в ее отливах. Опасность была смертельной.
Позже, одного взгляда хватило, чтобы понять происходящее, и его рука сама выхватила пистолет из-за пояса.
Генрих успел как раз вовремя. Слава Богу, Элизабет была жива и только собиралась взять чашку и отпить из нее, как он выстрелом расколол чашку на мелкие кусочки, и ее содержимое пролилось на пол беседки.
Настало время объяснений. Чартер клялся в любви, говорил, что хотел уйти вместе с Элизабет из жизни, чтобы навсегда быть вместе. Что хотел отравить и себя...
Но порой, сколько бы слов ни было сказано, поступки решают все. Генрих просто выпил содержимое чашки Чартера, доказывая тем самым, что напиток чист. В том, что это так, он не сомневался ни на секунду.
Невидимые до сих пор нити, связывающие Элизабет и Чартера, вдруг проявились, и Генрих рвал их одну за другой. Крепкие, как канаты, они сперва никак не хотели поддаваться, но потом вдруг стали лопаться сами: лопнула нить доверия, надежды... Пока Элизабет сама не сбросила остатки пут, вдруг поняв, что это действительно единственный выход для нее. Нити рвались со стоном, обрыв каждой отражался на лице девушки очередным потоком слез.
А потом она сама попросила Генриха взять ее в жены. Она ведь даже грозила ему в случае отказа завтра же выйти за кого-нибудь другого. И это было смешно и печально одновременно: смешно, как бывает, когда кто-то пытается отрицать очевидные вещи, допуская сам факт существования другой возможности, и печально, потому что Генрих понимал, что ее толкает на это нестерпимая душевная боль, а не ответное чувство к нему.
Ей хотелось начать новую жизнь, и это желание было естественным.
Он тогда крепко ее обнял, стараясь поделиться своей уверенностью в том, что все будет хорошо, и удивился тому, что руки помнили ее в своих объятиях, помнили, с какой силой можно обнять ее, чтобы не причинить боль.
Последний не разменянный кусочек надежды сыграл свою роль, Генрих надеялся.
***
Мастер пришел на зов дочери и, несмотря на недовольство ее работой, вынужден был отвечать на вопросы. Первый же из них его ошарашил не потому, что он возник у нее, а потому что слишком уж неожиданно прозвучал.
- Расскажи мне о том, как Мастера переходят в Человеческую Жизнь.
- "ЧЖ",- услышала она на общей волне со Себастианом и сдержала смешок.
У нее получилось! Он рядом, он все слышит, и она была спокойна. Но надолго ли? Как быстро Мастер обнаружит пребывание третьего собеседника?
- Откуда тебе это известно?
Она задумалась, но услышала голос друга:
- Можешь сказать.
- Мне Себастиан рассказал немного.
Мастер был удивлен:
- Себастиан? - и спросил уже у того. - И зачем ты ей рассказал?
- О чем? - он не выдал своего присутствия на волне общения дочери с отцом.
- О том, что Мастера переходят в Человеческую жизнь.
- Случайно проговорился...
- Раз случайно проговорился, чего же не рассказал все, как есть? Почему же тогда не рассказал, кто он, почему он там? - негодовал Мастер,- Надо было! И почему только Хранитель выбрал именно тебя, чтобы присматривать за ней!
На волне Мастера и Себастиана, куда не допускалась сейчас Энж, раздался голос Хранителя:
- Его выбрала книга, ты же знаешь!
- Вот тебя только здесь не хватало! Стоит произнести твое имя, как ты тут как тут! Оставь нас, дай поговорить без лишних ушей.
Энж видела, что сейчас происходит диалог Мастера и Себастиана, но не понимала, почему Себастиан не пускал ее в их разговор. И ей стало немного обидно.
- Ты ведешь себя так, будто не являешься носителем безразличия,- Себастиан усмехнулся.
- А ты являешься носителем надежды, как я вижу. Что ж так безнадежно все стало с твоим появлением?
Себастиан хмыкнул и продолжил работу.
Чуть меньше минуты понадобилось Мастеру, чтобы взять себя в руки. Кулон в его руках вспыхнул, и затем погас, унося со своим свечением лишние эмоции.
- Итак, что тебя интересует, спрашивай.
- Мастера переходят в Человеческую жизнь, становясь обычными людьми. Зачем?
- Либо в наказание, либо для выполнения определенной миссии.
- Что за наказание?
- Ну... Наказание, как наказание. Это бывает редко. За невыполнение правил, за нарушение порядка, много за что. Но еще раз повторюсь: это бывает крайне редко. Гораздо интереснее их переход туда, связанный с выполнением миссии.
- Расскажи. Мастера помнят что-нибудь из своего существования? У них остаются какие-то навыки, способности, они похожи на те, которые у нас? Они такие же светловолосые и зеленоглазые, как мы? - Она была готова забросать отца всеми вопросами сразу, но он остановил ее:
- Я сам расскажу тебе, а ты просто послушай. У Мастеров-людей очень развита интуиция, и они чувствуют многие вещи на подсознательном уровне, они чувствуют, что переход из этой жизни в ту происходит через смерть. И поэтому порой, не найдя себе места в мире людей, либо исполнив свое предназначение и не желая доживать Человеческую жизнь до ее логического конца, они хотят умереть и ищут смерти. Но самое главное- переход в основном односторонний и, убивая себя в Человеческой жизни, Мастер чаще всего находит свою настоящую смерть. Перехода сюда не происходит.
- Кто занимается судьбами таких Мастеров?
- Обычные Мастера. Не путай меня. Просто слушай, а иначе...
Энж кивнула, Мастер продолжил:
- Очень сложно собирать судьбу мастера. Будучи человеком, он через всю жизнь проносит чувство того, что неспроста родился, порой даже чувствует, что настоящее место его не в Человеческой жизни. А тут еще некстати гениальность, которая не дает покоя, заставляет вести себя не так, как остальные люди: уходить с головой в свое "я", выкапывая по крупицам вселенские знания из своего подсознания, которые иногда осеняют, будто крохотные вспышки в темной комнате, а иногда приходят во сне. В его снах Человеческая жизнь встречается с жизнью Мастера, происходит передача информации, но его разум не всегда способен ее запомнить. Мастер просыпается, испытывая отчаянье оттого, что не смог запомнить что-то важное, но чувство истины живет еще долго, оно преследует его не один день...
Он продолжил, подумав:
- Любой Мастер, рождаясь в Человеческой жизни, уже имеет посыл к определенным знаниям. Такие люди не всегда отличаются в юные годы хорошей учебой, потому, что слишком сосредоточены на своих собственных знаниях. Изначально заинтересовавшись какой-либо наукой, он быстро теряет к ней интерес, как только понимает, что это не та область, в которой он должен совершить открытие. И так, исследуя одно за другим, прочитывая одну книгу за другой, творя, он ищет себя. Но когда находит- это подобно вспышке озарения. Мастер начинает развивать то, что является для него настоящим, словно безумец. Не всем Мастерам суждено найти свое предназначение, и счастливы те, которым это удается. Иным же суждено жить с вечным чувством того, что он находится не в то время и не в том месте.
- Мастера всегда несут в Человеческую Жизнь только хорошее?
- Нет, не всегда. Они как лекари порой действуют жестоко, но во благо великой цели. Это и выделяет их всегда из общей толпы людей. Многие гении, которые когда-либо совершали открытия, признанные и непризнанные гении человечества- были Мастерами.
- Хорошо. Наука, наказание...Это все?
- Конечно, нет! А как же искусство, как же твоя любимая музыка? Когда-то один, посланный на землю Мастер, придумал ноты, другие Мастера написали музыку, третьи придумали инструменты, способные издавать именно те звуки, которые имеют большее воздействие на человека. Когда человечество услышало музыку, мелодию, оно уже просто не могло обходиться без нее, мир изменился! Музыка научила людей исцеляться и исцелять.
Энж подумала, что она тоже, подобно людям, уже не станет прежней с появлением музыки в своей жизни.
- Мастера сильно отличаются в Человеческой жизни от других людей? Есть ли что-то общее между ними, какие-то признаки, объединяющие их? Подобно тому, как мы все здесь - светловолосые и зеленоглазые.
- Внешне они ничем не похожи, - покачал головой Мастер,- есть лишь только некоторые признаки, привычки...Например, вот это, - Мастер взъерошил волосы на голове,- чаще всего признак Мастера, нежели просто приобретенная привычка. Пожалуй, их объединяет любовь к книгам, Мастера самые вдумчивые, преданные читатели книг... Они часто видят сны, которые тесно связаны с нашим миром. И кое-что еще, пожалуй, длинные, тонкие пальцы рук, но это редко. Упрямство, связанное со своим любимым делом, тоже признак Мастера. Они правдолюбы, не терпят ложь, не могут не только лгать сами, поскольку это приносит им страдания, но и пытаются сами вывести лгунов на чистую воду. А ложь они чувствуют всегда.
- Как все происходит? Откуда становится известно, что Мастер должен перейти в Человеческую жизнь? Ведь не сам же, верно?
- Верно, все действия, прошлые, будущие, настоящие прописываются в Великой книге Хранителя. Именно из нее и становятся известны ответы на все эти вопросы. - Она почувствовала его улыбку. - Кстати, именно поэтому Мастера в Человеческой жизни питают слабость к книгам, для них они являются чем-то божественным, словно что-то подсказывает им, что когда-то они следовали ее приказам беспрекословно. Да что там: оказались в Человеческой жизни именно по ее милости. Видя книгу, Мастер-человек не может устоять, чтобы не открыть ее. Я думаю, что это также связано с тем, что Мастерам в книгу Хранителя заглядывать запрещено, но они так же, как и мы, знают, что из нее можно подчерпнуть любые знания, найти ответы на любые вопросы. Порой, не находя своего предназначения, Мастер в обличии человека начинает искать его в книге, и часто бывает, что находит, ведь мозг Мастера, даже в Человеческой жизни, способен увидеть нужные слова в любом контексте, они для него словно выскакивают из общих слов и пишут свое собственное, понятное лишь для него, послание...
Разговор был окончен, отец ушел, а Энж еще долго не отвечала на вопросы Себастиана, словно не слыша их. В том портрете, который нарисовал отец, рассказывая о Людях-Мастерах, она узнала Генриха...
А Генриху снился странный сон, словно он стоит перед большим зеркалом в гостиной своего дома и видит свое необычное отражение: его волосы седые, глаза светятся розовым свечением...А может, это и не зеркало вовсе? Может, он стоит лицом к лицу с незнакомцем, чем-то очень похожим на него самого...Генрих протянул руку и дотронулся ладонью до ладони незнакомого человека в зеркале. И все-таки это было зеркало! Светловолосый тип сделал то же самое.
Генрих обернулся. Вокруг никого не было, в камине потрескивали поленья, ночной ветер раздувал занавеску на окне. Снова обернувшись к зеркалу, он увидел перемены в образе незнакомца: его одежда превратилась в белый балахон, руки протягивали розовый камень...
- Кто ты?
Ответа не последовало. Камень, притягивающий взгляд Генриха вновь и вновь, словно в нем заключалась самая суть, искрился, переливался, казалось, внутри него была целая жизнь...
Посмотрев в глаза собеседнику, Генрих вздрогнул- ему показалось или действительно розовое свечение практически пропало, а на смену ему пришел черный цвет?
Словно умоляя, незнакомец все настойчивее протягивал Генриху камень. Решив его взять в руки, молодой человек обнаружил, что уже держит его в своих руках... Вновь подняв глаза на собеседника, он увидел, что того простыл и след...Молодой человек снова видел себя и только лишь. Но что-то в своем отражении ему сразу показалось странным...Черные глаза! Они стали такими же, как у незнакомца!
Он проснулся, вскрикнув, сердце бешено колотилось.
Розовый камень...розовый цвет...Что-то знакомое было во всем этом. Камень был огранен, словно драгоценный. У Генриха возникло желание зайти в комнату с вещами матери, чтобы найти подобный в ее драгоценностях.
Хватит сходить с ума! Завтра, все завтра. Завтра трудный день. Подготовка к свадьбе, разговор с Элизабет... А это был всего лишь сон.
Но, как всегда, движимый желанием найти ответы на свои вопросы, Генрих спустился в библиотеку. Брал одну за другой книги, открывал, но не находил ничего и закрывал снова. На миг останавливался, слушал голос разума, твердящий о том, что уже поздно и пора спать, но продолжал свои поиски снова... - Розовые камни... Розовые камни..., - твердил он, словно сумасшедший.
- Ты Мастер! Ты Мастер! - восклицала Энж, наблюдая за действиями Генриха,- Ты такой же, как и я! Я люблю тебя! Я все сделаю для того, чтобы ты был счастлив!
Энж рассмеялась, увидев, как Генрих после этих слов остановился в растерянности посреди книг и медленным движением взлохматил волосы на голове, отчего они стали торчать в разные стороны. Совсем как у ее отца.
***
Генрих подошел к Элизабет, взял ее руки в свои и поцеловал ладони.
- Добрый день, Элизабет,- прозвучал его красивый голос, который каждый раз, как она слышала его после нескольких дней разлуки, пробирал ее до мурашек.
- Видеть невесту до свадьбы плохая примета,- единственное, что она нашлась сказать ему в ответ на его нежданный утренний приезд.
Он усмехнулся:
- Это в том случае, если свадьба нормальная и скучная- по любви. В нашем же случае никаких правил не может быть.
Она рассмеялась:
- Я рада вас видеть. Все вокруг будто с ума сошли, бегают вокруг меня, суетятся. За это утро я уже пару раз успела поссориться с Лувиньи и кормилицей.
Генрих не мог отвести от нее взгляда - он вспоминал вчерашний вечер... Ей однозначно было лучше. Она сильная, его Элизабет. Она справилась. Правда, темные круги под глазами и припухлости говорили о том, что без слез не обошлось, наверняка, и ночь была бессонной, но... а у кого она была нормальной, эта ночь? Внезапно он понял, что снова взглядом вогнал ее в краску.
- Знаю, знаю: "не смотрите на меня так, де Бурье"?
- Видимо, мне придется привыкать теперь к этому вашему взгляду.
- Видимо, да. Я не умею смотреть на вас по-другому. И я...немного растерян, Элли.
- Немного?! Я в полном ужасе!
Они рассмеялись оба.
Повисло молчание. Услышав на лестнице, ведущей в комнату, голос Лувиньи, Генрих вздохнул и притворил двери.
- Элизабет, - начал он разговор,- нам так и не удалось поговорить с вами, и сейчас не самое подходящее время для этого, но другого времени у нас нет, верно? Рассказывать друг другу свои ожидания от семейного союза после свадьбы, было бы неправильно, я думаю. Предлагаю каждому из нас выложить все карты.
Она молчала, и он продолжил:
- Я не люблю недоговоренность. Когда-то совсем недавно я просил вас продумать условия...
- Какие могут быть условия?
- Я не отстану.
Она подумала и ответила:
- У меня есть несколько просьб.
- Я слушаю.
- Я хочу, чтобы свадьба была скромной.
Он кивнул:
- Я тоже хочу этого.
- Мое платье не должно быть пышным.
- К черту пышные платья!
- В вашем доме я сама хочу выбрать себе комнату.
- Конечно, а как же иначе.
Она замолчала, вопрос повис у нее на языке.
- Это все? А как же самое главное условие?
Элизабет подошла к окну, отвернувшись.
Генриху казалось, что в наступившем молчании он слышит стук ее сердца. Конечно, он знал это последнее условие. Любая девушка боится отдаваться нелюбимому мужчине. Она боялась первой брачной ночи.
- Элли,- его шепот раздался совсем рядом, - Я читаю вас, словно книгу. Знаю, чего вы боитесь. Но уверяю, что ваши опасения напрасны, потому что без вашей любви ко мне, ваше тело мне не нужно. - Он улыбнулся лукавой улыбкой. - Но знайте, что рано или поздно я рассчитываю получить вас целиком.
- А если нет? Вы сами говорили, что нет никаких "рано ил поздно" и "когда-нибудь", есть только "да" и "нет",- сказала она почти шепотом, так и не решившись обернуться к нему лицом, зная, что непременно встретится с его насмешливым взглядом.
Он не ответил на вопрос, и его голос зазвучал уже с другого конца комнаты:
- Я снял груз с вашей души? Теперь я прошу вас: выслушайте меня. Я буду требовать от вас откровенности, Элли. Обещайте, что не будете мне лгать. Это самое главное условие. Второе: я хочу, чтобы мы с вами стали друзьями, ведь два чужих человека под одной крышей- это невыносимо, согласитесь. И последнее: чего бы ни случилось за день, мы будем ужинать с вами вместе и делиться новостями за день. Конечно, я допускаю, что к ужину у нас могут быть гости, и в таком случае наши разговоры будут переноситься на более позднее время. Ваш невыход к ужину я буду расценивать как приглашение в вашу спальню...Это мои условия, при соблюдении которых я согласен выполнять ваши.
- Я согласна с ними.
- Вот и отлично! Стало легче, правда? - Он улыбнулся. - Предлагаю уведомить наших родственников о наших планах по поводу свадебной церемонии. Судя по суете, которую создает за дверью Лувиньи, мы разрушим все их планы! - он рассмеялся.
- Он будет в ярости,- хихикнула она.
- Его я беру на себя.
***
- Себастиан, он Мастер! Представляешь, как это здорово! -Энж восторженно закружилась около фонтана, раскинула руки и распугала всех бабочек.
Себастиан почему-то не разделял ее радости:
- И что в этом хорошего?
- Как что? Ты слышал, что говорил отец? Ты же был там, верно? Это значит, что он - особенный. Он один-единственный и очень умный. Он хороший, он гениален!
- Ты бы себя слышала со стороны!
Она рассмеялась и снова закружилась. Себастиан невольно залюбовался ее развевающимися одеждами и волосами. Она излучала радость.
- Почему ты не можешь порадоваться вместе со мной? Это не по-дружески!
- Почему ты уверена, что он такой прямо хороший, весь из себя. Ты не знаешь, почему он там.
Энж перестала кружиться и повалилась на скамейку, рядом со Себастианом.
- Я узнаю у Хранителя. Пока он занят.
- Не смей! - закричал Себастиан на общей волне с Хранителем,- Не смей ей говорить! Ты ведь здесь, я прав?
- Да, я здесь. Рано или поздно придется ей сказать.
- Как только она узнает, начнет искать мое полотно.
- Это неизбежно.
- Только не сейчас, умоляю!
- Ты носитель надежды, Себастиан. Для тебя подходящее время никогда не наступит!
- Я разберусь сам, только не сегодня, умоляю!
- Хорошо...
Энж толкнула Себастиана в плечо:
- Себастиан, ты не выспался? Что с тобой?
Он улыбнулся через силу и тоже толкнул ее в плечо.
Она рассмеялась и схватила его за руку:
- Пошли, скорее! Я хочу показать тебе кое-что!
После беготни по коридорам они подбежали к полотну Генриха:
- Смотри! Ты ведь можешь присутствовать вместе со мной при просмотре...
Они увидели, как Генрих, оставшись наедине с любимой, вручил ей свой свадебный подарок- серьги и кулон с розовыми опалами...
Он нашел их среди украшений своей матери, как и думал, и решил, что непременно должен подарить их Элизабет в знак своей любви.
- Прошу, наденьте эти украшения завтра со свадебным платьем.
- С удовольствием, они прелестны.
Он поцеловал ей руку на прощание:
- До завтра, Элли. Выспитесь, прошу. Завтра сложный день.
***
Энж снова и снова просматривала свадебную церемонию. Вновь и вновь слушала слова клятвы Генриха. И хоть его голос и вторил словам священника, глаза все же говорили свою собственную, неслышимую ни для кого, кроме Элизабет, клятву.
Шквал эмоций бушевал в душе Энж. Ее кулон засветился пуще прежнего, а когда Генрих поцеловал жену, и Энж почувствовала при этом то же, что и он, то не смогла находиться в Мастерской среди остальных Мастеров. Ей стало необходимо побыть одной, чтобы успокоиться и насладиться чувством его счастья. Ведь есть чувства, которые нельзя ни с кем делить, потому что если поделишься, то непременно почувствуешь себя обкраденным.
Ее уход из Мастерской не остался незамеченным для Себастиана. Он был готов к тому, что скоро Энж будет вести себя подобным образом: закрываясь от всех, переживать чувства наедине с собой, теряя драгоценное время.
Она сидела одна в большом зале перед фонтаном, ее волосы были растрепаны, на лице-улыбка, глаза закрыты. И это было по-мастерски.
- Энж,- тихо позвал он, не желая напугать ее.
- Себастиан..., произнесла она растерянно, но потом, верная себе, поддалась порыву откровенности,- Чью судьбу ты собираешь?
-...Женщины.
- Она молода?
- Да.
- Она любит?
- Да.
- Объясни мне...Когда человек целует любимого...что может вызывать такое...чувство,- она совсем растерялась.
Себастиан улыбнулся:
- Ты же носитель любви, я сам хотел от тебя получить ответ.
- Но ты понял, о чем я говорю?
- Конечно. Вот почему я люблю людей: благодаря им мы можем испытывать такие эмоции. Когда я еще не был Мастером, но только обучался этому, я знал, что у людей существуют чувства более сильные, чем просто желание продолжения рода, которому предшествует любовь. Но при сборе своего первого полотна я был поражен тем, насколько не понимал всей сути... Жаль, что у Мастеров не происходит ничего подобного.
- И если я поцелую тебя, то почувствую то же самое, что и он?
Себастиан растерялся:
- Не знаю...Ведь до тебя не было ни одной женщины-Мастера и поэтому это никому неизвестно.
- Поцелуй меня, Себастиан.
- Энж!...
- Я прошу. Пока нет никого рядом. Такое бывает редко. Когда еще, если не сейчас?
- Я не думаю, что это хорошая идея. Мы с людьми слишком разные. То, что у них является лишь прикосновением, то для нас может грозить гибелью.
- Но ведь внешне мы очень похожи! Я хочу узнать, что чувствуют Мастера при поцелуе. Я не сдвинусь с места, пока ты этого не сделаешь! Неужели самому тебе неинтересно? Подумай только: еще никто и никогда не целовал женщину-Мастера, - продолжала уговаривать она его. - Ну, хорошо! Я думаю, что найду желающих испытать это в первый раз...
Себастиан рассмеялся. Этой манере общения Энж наверняка научилась у земных женщин. Шантаж чистой воды. Но он поддался. Губы Мастеров встретились.
В тот же миг Энж пронзило надеждой. Тем чистым, ни с чем не перемешанным чувством надежды, которое она испытывала так давно и так недавно при выборе кулона. Все вокруг, казалось, осветилось зеленым свечением. Душа кричала от восторга- наконец-то! Наконец-то все будет хорошо, у нее, у ее носителя, у всех! Спокойствие и вера в хорошее поселились в душе девушки, и остались там даже тогда, когда поцелуй закончился.
Она улыбалась:
- Это невообразимо, Себастиан! Я чувствую надежду, ты передал мне ее!
- Энж, пошли скорее отсюда! - Он схватился за кулон, чтобы надеждой затмить то чувство, которое возникло при поцелуе, но стало только хуже, и он бессильно вздохнул.
Если Себастиан раньше и сомневался в своей любви к Энж, то теперь был уверен в ней настолько, насколько только это было возможно.
Но та любовь, которую она показала ему при поцелуе, была слишком духовна и неразумна, и толкала его на единственное возможное для любви решение. Что для него самого важнее? Ее счастье или ее жизнь? Он может спасти ей жизнь и непременно попытается это сделать, но может случиться так, что больше не увидит, ни ее улыбки, ни ее радости. Горе ее носителя, которое она будет нести до конца своих дней, сотрет их бесследно.
Под воздействием чистого чувства любви чаша весов с духовным содержимым неумолимо стремилась вниз, а жизнь Энж становилась все невесомее...
***
Хотя свадебное торжество было скромным по желанию жениха и невесты, гости все еще не хотели расходиться, несмотря на наступивший вечер. Дом де Бурье испытывал громаднейшее терпение к тому балагану, который происходил в его гостиной. Терпя смех и радостные возгласы гостей, он словно с мольбой посматривал на Генриха, желая увидеть хоть намек на то, что скоро все, наконец-то, закончиться и вновь наступит привычный покой. Генрих видел все это, но внимание его было приковано к Элизабет. Она была растеряна и не находила себе места среди пьяной компании, была так трогательна и печальна, что Генрих стал винить в этом себя.
Ну, почему ему дана проклятая способность видеть то, что чувствуют другие люди, как никому другому, и эгоистический характер, толкающий на то, чтобы воспользоваться этой способностью в своих целях! Порой одного взгляда было достаточно для того, чтобы понять, под властью какого чувства находится человек и сделать правильные выводы о его последующих поступках. Это практически всегда помогало ему добиваться своего, но никогда не делало его счастливее. После получения желаемого он чувствовал себя негодяем. Но почему-то поступал подобным образом снова и снова.
Так случилось и в этот раз... Ведь знал же он, что так будет, что Элизабет осознает вскоре свою ошибку, и будет проклинать тот день, когда попросила взять ее в жены. Ведь он видел, как сильно она ошибается, но не сделал ничего. Проклятая розовая пелена!
- Элизабет...,- он подошел к ней и без лишних слов вывел ее за руку из гостиной и затворил двери, тем самым приглушив звук веселых голосов за ними.
- Говорите же!
- Что? Все хорошо, я просто устала.
Он усмехнулся:
- Первая ложь? Помните: "откровенность"... - напомнил он ей и молча ждал, когда она справится с нахлынувшими чувствами.
- Все неправильно! Все должно было быть не так... Словно все происходит не со мной. Мне кажется, что я сплю, но не могу проснуться. И остается только потихоньку осознавать, что это не сон.
Он молчал.
- Мне страшно, Генрих. Еще вчера я знала, что завтра будет новый день, я знала, что начнется он с солнца в моем окне, продолжится вкусным завтраком, прогулкой, помощью кормилице, что она замучает меня своими разговорами и причитаниями, и это продлится до обеда, после которого у меня будет возможность остаться одной в комнате. А потом наступит вечер, и я, может быть, буду смотреть на закат солнца, а потом сяду за книгу. И, наконец лягу спать с надеждой, что завтрашний день будет лучше...И мне всегда будет чего ждать и на что надеяться.
- Разве это не скучно? - Он улыбнулся. - Хотите я расскажу, как будет теперь проходить ваш день? Утро начнется с солнца в вашем окне, продолжится вкусным завтраком, может быть прогулкой, после которой у вас будет возможность остаться одной в комнате... А когда вам надоест быть одной и реветь, вы просто выйдите из комнаты для того, чтобы жить. Чтобы найти друзей, многому научиться, чтобы радоваться и много смеяться,... продолжать меня мучить и сводить с ума своим присутствием и недоступностью...
- Генрих... - покачала она головой.
Он же продолжал:
- Потом будет ужин, за которым мы сможем поговорить обо всем, что происходило за весь день. И я постараюсь внушить вам уверенность, что все хорошо, ни разу не обняв вас...Не уверен, что получится, но я буду стараться превратиться в то бесчувственное бревно, которым вы хотите меня видеть.
- Вовсе не хочу..., - ее щеки покрылись румянцем.
- В моем описании вашего дня нет лишь одного...того, которого нет и сейчас, и его отсутствие вас почему-то беспокоит. Я прав?
Она молчала.
- Я прав. Вы хотите к нему?
- Я не знаю... Я хочу к нему прежнему.
- Вы влюблены в призрак. Люди не меняются.
- Я не попрощалась с ним.
- А он с вами почти попрощался.
- Я уверена, что он раскаивается в содеянном. Наверняка раскаивается и хочет попросить прощения, но у него нет такой возможности.
- Если он страдает, то только оттого, что не сумел отомстить.
- Нет, вы не правы!
У Генриха на скулах заходили желваки, он был зол. Глаза его так и сверлили жену. Сомкнув руки на груди, он произнес:
- Вы хотите его увидеть? Прямо сейчас. Я могу отвезти вас к нему.
- Да. Я хочу попрощаться.
- У меня есть условие.
- Какое?
- Я отвезу вас к нему в обмен на ваш поцелуй.
- Вы обещали...
- Вы тоже. Я говорил, что встреча должна быть прощальной, помните? Почему я должен переступить через себя и испытать вновь адские муки, наблюдая, как моя жена смотрит влюбленными глазами на другого мужчину?
- Вы злитесь...
- Да, черт возьми, я злюсь! - воскликнул он, но тут же взял себя в руки. - Итак, я жду ответа и мое терпение на исходе.
- Я согласна,- тихо произнесла она и закрыла глаза, когда Генрих решительно шагнул к ней и, схватив за талию, прижал к себе.
Но только на миг. Целовать не стал. Открыв глаза, она столкнулась с его насмешливым взглядом. Генрих держал перед ее лицом листок бумаги, который непонятно каким образом попал к нему в руки: ведь все утро он находился за поясом ее платья.