Сквер перед железнодорожной станцией. Вдали виднеется здание станции, на котором выведено большими буквами "Преображенск". Вокруг недействующего фонтана расставлены скамейки. Несколько хилых деревьев. Слева на фонарном столбе висит плакат с фотографией Ярослава и надписью: "15 июля в 15 часов во Дворце культуры состоится встреча-беседа с Ярославом Вышинским о смысле жизни. Приглашаются все желающие! Вход бесплатный!".
Справа на сцену выходит Кристина, подходит к фонтану.
Кристина. Вот я и в Преображенске. Самой не верится, что решилась. Давно пора вырвать сестру из лап этого негодяя. Целый год уже пудрит ей мозги. Целый год колесят они по стране, устраивают дурацкие лекции и набирают адептов в свою секту... (видит плакат) Сегодня. Вовремя я приехала. Бедная Вероника... Если бы родители были живы, если б не та катастрофа, ты бы никогда не связалась с этим чудовищем! Да и я тоже хороша. Если б внимательнее смотрела, если б интересовалась твоей жизнью, то не позволила бы даже заговорить с этим лжецом. Противно слышать его мерзкий голос... Не видеть бы его никогда, но придётся, ради тебя, сестра... Раз уж решилась, ходу назад нет. Только бы представился случай!..
Справа выходит Гришка.
Гришка. Светлого утра, красавица!
Кристина. И вам!.. А кто вы? Если за подаянием, то я не подаю, извините...
Гришка. Я - кто? Письмоносец бывший. Господь с неба льдинкой одарил, так в веру и обратил. А что не подаёшь, так то и верно. Мало ль кто на пути встретится. Нищих-то всегда полно, а Бог один... Не сердись, красавица, и не хмурься, а то небо тоже посуровеет.
Кристина. Погода хорошая нынче...
Гришка. Так то временно. Всё меняется вмиг... Почаще бывали б дожди, было бы лучше. Может, смыли бы хоть часть грехов с души...
Кристина. А что, вода смывает грехи?
Гришка. Бог прощает и омывает нас... А дождь-то откуда? С неба ж!.. Стало быть - от Бога (смеётся). Вот дашь мне монетку, я её подброшу, и до самого неба долетит.
Кристина (подыгрывая). Так далеко забросите? Сила большая у вас.
Гришка. А то! Силу бы Гришки - в терпение, в борьбу с бесом... Вот тогда бы потешился бы я над бесовской властью...
Кристина даёт ему в руку монетку.
Гришка. Спаси Бог, не знаю, как вас величать...
Кристина. Кристина.
Гришка. Христина, стало быть (кланяется до земли). Помолюсь за твою душу. Ты уж её береги, а Гришка помолится!.. Да бесят своих бросай поскорей.
Кристина. Кого?
Гришка. Эх, а ты и не видишь! Один, особенно злобный, сидит у тебя слева на плече. Как бы чего не выкинул...
Кристина. Вы их видите?
Гришка. Я-то?.. Я много что вижу. Люди вот идут себе спокойно, как ни в чём не бывало, а на шеях у них, на плечах, везде - по бесёнку. Ходят, думают, что за ноша такая тяжкая, а это бесята вертятся, а у кого гирей висят и болтаются!.. Видели б люди себя со стороны, грешить бы перестали... (идёт влево).
Кристина. А может, наоборот, ещё пуще грешили?
Гришка (оборачиваясь). И то твоя правда... Поглядели бы - как бесы друг с другом тешатся, что творится на нашей земле невидимо, так и с ума бы сами сошли грешники-то... Верно говоришь, может, и сами бы грешили направо и налево... От отчаяния.
Гришка идёт дальше. Кристина уходит вправо и идёт к дальней скамейке, садится, задумчиво глядя на землю. Слева выходят рука об руку Ярослав и Вероника.
Ярослав. ... поэтому ты должна мне верить. Верь мне, и ты будешь жить...
Оба вздрагивают, когда чуть не сталкиваются с Гришкой.
Гришка. Монетка! Монетка! (подбрасывает монетку и весело подмигивает оторопевшей паре. Веронике). Тебя уже ждут...
Вероника. Кто ждёт?
Гришка (смеясь). Нет, ты не знаешь, кто!.. Смотри-ка, вот и пустотник! Пустотник родился в пустоте, живёт в пустоте и помрёт в пустоте. Он ест пустоту, пьёт пустоту и делает пустое. Вот он какой! Зачем живёт не знает, ничего не понимает, пустотой занимается и в пустоту и отправляется. Ха-ха!
Ярослав (негодуя). А ну, отойди...
Вероника. Дай ему монету, и он отстанет...
Ярослав (брезгливо). Придётся... (достаёт монетку и даёт Гришке). А теперь, поди прочь!
Гришка разглядывает монетку.
Ярослав. Что не так? Думаешь, фальшивая?
Гришка. Смотрю, чьё изображение на ней.
Ярослав (фыркая). Будто раньше не видел! Обыкновенное изображение. Орёл там двуглавый. На север и на юг смотрит.
Гришка. А что на север-то и юг смотреть? На Запад и Восток - вот куда нужно смотреть... Как, я вот подумал, головы эти совещаются - куда лететь и что делать? Лапы-то у них две и крыла два, как у обычного орла, головы только две, а остальное всё одно.
Ярослав (утомлённо). На что ты намекаешь?
Гришка. Всякое может быть... Вот у Христа - две природы, одно тело, а Он и Человек, и Бог. И на небе был, и по земле ходил, и с разбойником в раю, и душой в аду, и телом в гробу, и с Отцом и Духом на престоле. Вот так...
Ярослав. А, ты про эту историю с динарием... Ерунда какая. Мы ж не в храме... Иди себе дальше, счастливый и довольный.
Гришка. А вы счастливы? Сейчас для людей счастье - это сплошное обладание, собственничество да загар. Смехотворство одно...
Ярослав. Мы знаем, что такое счастье, и потому счастливы. Счастье в том, что знаешь, за чем живёшь, за чем пришёл в этот мир.
Гришка. Так и все знают же! Иль заблуждаются? Всяк скажет, что жить надо - для себя и в своём интересе. Разве кто-то живёт для других?
Ярослав. Тоже мне философ... А что надо - жить для других?.. Сам-то ты где тогда будешь?
Гришка. И впрямь! Почему я должен жить для лучшей жизни потомков? Я что, удобрение, навоз, для будущих цветков или картошки? Я ж тогда сам, как удобрение, сам по себе ничего не стою...
Ярослав. Ты и так ничего не стоишь, только стоишь у нас на дороге. (Веронике) Пойдём дальше...
Обходят его.
Гришка (идёт влево, себе). А вот картошка - она, конечно, стоит. Только вырастет ли она когда-нибудь? Ради чего стараться? Где цель-то?... (не оборачиваясь, уходит. Под конец его голос слышен уже за сценой) Какой смысл жизни в порождении очередного навоза? Навоз, навоз... а когда плоды-то будут?.. Вот я - удобрение... И какой смысл? Родился, подумал, пожил, помер...
Кристина (поднимает взгляд и, видя Веронику, встаёт, когда пара проходит мимо неё). Ника! Ты?..
Вероника (радостно). Кристи!.. (сдерживаясь) Как ты здесь оказалась? (почти испуганно) Неужели ты за мной приехала?
Ярослав (разглядывая Кристину). Я так полагаю, что вы и есть та Кристина, с которой мы говорили по телефону, но так и не виделись?
Кристина. Она самая... Ника, нам надо поговорить.
Ярослав. А я вам мешаю?..
Кристина. Нам нужно по-сестрински обсудить кое-что.
Ярослав (кивая на плакат). Сегодня у нас мероприятие. Мы несколько торопимся (подходит ближе к Кристине и откровенно рассматривает её). Впрочем, вы можете прийти и послушать, может быть, проникнетесь тем, чем живёт ваша сестра.
Кристина (огибая его и приближаясь к Веронике). Зачем вас слушать?.. Я с сестрой хочу поговорить, только и всего.
Вероника (мнительно). Кристи, ты приходи, пожалуйста. Ты всё поймёшь...
Ярослав. Да, Кристина, ты всё поймёшь. Как правильно жить, как быть счастливой...
Кристина. Мы разве на "ты"?.. Оставь нас, мы должны пообщаться...
Ярослав (проходит мимо Кристины, чуть задевая её, и, наклоняясь к Веронике). Уговори её прийти!.. Всё, что хочешь, скажи, только убеди! (Кристине) Так и быть, у вас есть несколько минут. Я прогуляюсь, раз уж мы выбрались для прогулки... (уходит влево).
Вероника и Кристина садятся на скамейку.
Кристина. Как ты, Ника? Ты всё ещё веришь ему?.. Он же сумасшедший, обманщик. Ты мне рассказывала про его учение, это же бред!.. Я приехала сюда ради тебя, помочь тебе сбежать от него. Ну же, Ника, давай уедем, он тебя не найдёт...
Вероника. Кристи, ты же знаешь, я не могу без него, я так к нему привязана... Хоть и иногда думаю всё бросить и сбежать... Вот такая я свободная и непостоянная... Зачем ты приехала? Я же говорила тебе - я верю ему, хоть иногда на меня нападает тоска, и я звоню тебе, жалуюсь... Как ты сама? Как Вадим?
Кристина (мрачнея). Мы расстались...
Вероника. Ты всегда больше думала о других, но не о семье... Когда родителей не стало, ты с головой ушла в свой бизнес... Студия стиля "Смарагд"? Так она называется...
Кристина. Давай вернёмся домой! В нашу квартиру... Деньги есть, я продала салон, чтобы начать новую жизнь. С родной сестрой.
Вероника. Ты правду говоришь? Ты ведь... была так озабочена своим делом, что совсем забыла обо мне...
Кристина (опуская голову). Да, ты права... Я поступала как эгоистка... Думала только о себе... Как жаль, что в это время ты... он тебя...
Вероника. Наоборот, Кристи... Я рада, да, рада, что так получилось... Если бы ты опекала меня, я бы никогда не смогла столько времени проводить с Ярославом. О, если бы ты послушала его!.. Он знает, для чего жить!
Кристина. Будто? Я и без него знаю, как жить! А такие, как он, гуру, учителя, только и хотят, чтоб им безоговорочно верили, сами же - лжецы!
Вероника. Он вовсе не такой. Он как раз и говорит, что надо жить свободно и не верить всяким религиозным деятелям, а доверять тем, кого знаешь. Не надо идти на поводу у всех, говорит он, надо оцеживать их мнения и брать то, что хочешь. Разве это обман?
Кристина. А ты оцеживаешь его слова? Ты его слова принимаешь на веру, без проверки, без критического взгляда?
Вероника. Конечно!.. Но он всегда говорит верно. Раньше, когда религия сковывала умы, приходилось верить в то, что навязывают, так говорит Ярослав, а сейчас, в свободные времена, когда у человека есть защищаемые законом права и свободы - совести, слова, мысли, можно верить, во что захочешь. Можно быть свободным от навязанных мнений, можно не привязываться ни к кому, быть собой и жить в согласии с собой, обществом и природой.
Кристина. Так он-то как раз и навязывает тебе свои мысли, его мнение - истинно верное, вот что он вкладывает в твою голову, а ты без возражений принимаешь!..
Вероника. Я его давно знаю!.. И доверяю... Ещё с самого начала, со школы, когда мы встретились и начали общаться, он поразил меня своей начитанностью и взглядом на жизнь.
Кристина. Если б я заметила это, я бы...
Вероника. Вот именно! Ты бы ни в жизнь не позволила мне общаться с ним.
Кристина. Он намного старше тебя, был и есть. Конечно, он соблазнил тебя, сумел очаровать своими речами...
Вероника. Потому что они истинны! Как ты не понимаешь?!
Кристина. Истинны? А что он думает о тебе? Зачем ты ему нужна? Неужели он любит тебя?
Вероника. Он не совсем так говорит...
Кристина. Конечно, не говорит, что любит! И жениться не готов.
Вероника. Что значит штамп в паспорте?!.. Нынче всюду свобода - кто что хочет, тот то и делает и поступает, как ему вздумается. Что даёт этот штамп? Он всего лишь метка, ярлык... Кому какая должна быть разница, с кем я живу?
Кристина. Что я слышу? Не ты ли твердила о постоянстве, о том, как хорошо быть с одним человеком всю жизнь и не "развыкать", так ты говорила? Помнишь? А сейчас что? Хочу - с одним, хочу - с другим! "Свободная и непостоянная"! Это он пудрит тебе мозги, чтобы самому изменять направо и налево! Не так что ли? Он тебе не изменяет?
Вероника. Он... Да, он изменял мне, и я... поклялась сама, взяла с него клятву, что больше он мне не изменит, иначе... иначе я покончу с собой!.. Да, часто мне кажется, что я противна ему, не нужна, потому что не выполняю его требования, я не делаю то, что он хочет, я плохая... И тогда я хочу умереть, и думаю: зачем мне жить? Какой смысл в этой жизни, зачем она?.. А потом приходит он, ласковый, добрый, и говорит, говорит... И я верю ему, я исправляюсь, я обретаю смысл жизни, в нём, для него...
Кристина. Кумир. Он заменяет тебе Бога...
Вероника. Он знает истину!.. И вообще, не ты ли убеждала меня, что мир бессмысленен, Бога нет, всё - пустота... Я, как и ты, была глупой, дурочкой, которая ещё во что-то верила... Ты сейчас считаешь иначе? Послушала бы ты его...
Кристина. Я и так знаю, что смысл жизни у каждого свой: в деньгах, в славе, в карьере, каких-то идеалах... Вряд ли он откроет мне глаза на что-то другое...
Вероника. Он знает жизнь, он знает, как не исчезнуть...
Кристина. Исчезнуть? А коли и так?
Вероника. Зачем же продолжать существовать тогда, если в конце - пустота? Лучше поскорее уйти...
Кристина. Ника!.. Ты хочешь сказать, что этот Ярослав дал тебе смысл жизни?.. Но я говорила тебе тогда, что даже если Бога нет, то смысл жизни всё равно есть! Не обязательно ударяться в какую-то религию, необязательно слушать какого-то гуру, у которого наверняка есть свой собственный, корыстный интерес в поклонении ему людей. Обрести смысл жизни можно, не поклоняясь кому-то, не делая кумира из человека, живя по обычной, житейской морали и нравственности. Разве это так сложно - жить простой жизнью?
Вероника. Как все? Как обычные люди? Но знают ли они - для чего живут? Живут они "как придётся", "как сложится", "как пойдёт". И вся их мораль и нравственность - изменчива. Ты понимаешь: свобода - это твой дар, но ты должна правильно распорядиться ею. Ярослав говорит, что везде свобода, верь, во что хочешь. Но он один знает, как правильно! И он не принуждает тебя, не ущемляет твою свободу. Наоборот, ты свободно отдаёшь ему себя, свою волю, и он показывает, как нужно жить...
Кристина. Пф... Как нужно жить? Я и так наслышана отовсюду - мол, делай добрые дела, вот он смысл жизни - жить ради других; мы живём для будущих поколений, и потому надо творить добрые дела, созидать, чтоб потомки были счастливы... Ну да, а наши предки не слишком-то старались для этого. И с чего вдруг я должна что-то делать для потомков? Пусть сами, в это верующие люди, раз они живут для будущих детей, живут дольше, заботятся о бедных, помогают больным. Пусть они, раз они в этом видят смысл жизни, заботятся о процветании всего человечества. Вы хотите, чтобы ваши дети жили в счастливом будущем? Так делайте же всё для этого! Творите добро, создавайте добро, так скажу я им, и ваши дети будут жить в счастливом мире... А я не вижу в этом смысле смысла... Так-то...
Вероника. Ярослав знает иной смысл... Приходи, пожалуйста, сегодня, послушай, выслушай его! Ради меня... Я, кажется, сама запутываюсь всё больше и больше, он говорит: верь мне... И я... временами верую... А временами думаю, что смысла в жизни нет... И тогда мне хочется уйти, навсегда, в окно или... Ах... Если б знать ключ... Ты приходи, приходи!..
Кристина. Я приду, приду!.. Я должна восстановить нашу семью... Всё, что угодно, для этого сделаю! Ни перед чем не остановлюсь. Зря что ли я приехала сюда! (беря сестру за руки) Я вырву тебя из рук этого "свободолюбца", хоть бы это мне самой стоило свободы!
Вероника. Не говори так!.. Ты послушаешь его и узнаешь, в чём смысл жизни.
Кристина. Я и так представляю, что он скажет. Что слушаться его слов - вот и весь смысл жизни... А я хочу сама решать. Для себя, для нас...
Входит Ярослав.
Ярослав. Вы поговорили? Я не помешал?
Вероника (вставая). Нет! Мы уже закончили. Кристина согласилась прийти сегодня.
Ярослав. Великолепно!.. (оглядывая поднявшуюся Кристину с головы до ног) Я очень рад! Я оставлю для тебя место в первом ряду с Вероникой, чтобы ты ничего не пропустила.
Кристина. Ника, я хочу с тобой ещё поговорить после... всего...
Ярослав. О, у вас будет время! После мы собираемся на ужин в отеле, в узком кругу. Считай, что ты приглашена. Там и пообщаетесь!.. А сейчас (берёт за руку Веронику) мы должны идти, а то опоздаем на обед. И ты, Кристина, не опаздывай (улыбается ей), мы будем ждать тебя!
Уходят направо.
Кристина (одна). Что он всё на меня пялится?.. Скользкий тип... Столько про него уже слышала от Ники, и сейчас только она открывается мне, что она несчастна. Бедная Ника, запуталась в этих смыслах, кто бы её наставил, кто бы разъяснил, что к чему... Я тоже хороша, не замечала, как Ника отдаляется, как развлекается с этим Ярославом, как живёт с ним, и только когда они уехали, когда я осталась совсем одна, тогда и поняла, что потеряла сестру. Как хорошо, что я увидела её и поговорила!.. Зачем, правда...
Слева выходит Константин.
Кристина (не видя его). Зачем, правда, я согласилась идти на эту лекцию?!
Константин. Лекцию? Вы сказали - лекцию?
Кристина (оборачиваясь). Да (показывает на плакат). Ну, или как там написано, встреча-разговор. Всё одно - болтовня...
Константин. Вы так думаете?.. Ярослав приехал сюда продвигать свои идеи, а не болтать попусту...
Кристина (разглядывая его). Вы весьма воинственно настроены.
Константин. Ещё бы!.. Я, наконец, попаду на его, как вы выразились, лекцию и задам-таки ему свои вопросы...
Кристина. Вы что же, его поклонник?
Константин. Скорее противник. Полгода назад меня уволили с работы из-за того, что я поспорил с его адептом по поводу веры...
Кристина. Разве можно увольнять из-за веры?
Константин (усмехнувшись). Можно. Хотя я и не стал нигде оспаривать... Присядем, с вашего позволения?
Садятся на скамейку.
Константин. Меня зовут Константин.
Кристина. Кристина.
Константин. Очень приятно... Вы - местная?
Кристина. Нет. Я приехала... повидать сестру, а она...
Константин. А она - вместе с Ярославом, понимаю. Да, у него много поклонниц. Издалека прибыли?
Кристина. Из столицы.
Константин. Ради сестры? Что же, это похвально. Вы её давно не видели?
Кристина. Давно. Мы только по телефону общались... А вы - местный житель? Я было подумала, что вы так воинственны по отношению ко мне, мол, я посмела назвать учение Ярослава пустой болтовнёй!
Константин. Я не местный, нет... А он и вправду болтает попусту. Большая часть его всегдашней аудитории - это свои люди, а внешние... Я всё же хочу попытаться высказаться - противопоставить его учению традиционный взгляд.
Кристина. Какой же? Христианский?
Константин. Конечно.
Кристина. Вас из-за христианской веры уволили?
Константин. Ну... если вкратце рассказывать, то я работал в одной фирме, которой управлял последователь Ярослава. Я сам тогда был человеком не шибко верующим - мог на праздничные службы прийти, если они выпадали на выходной день, на Пасху да на Рождество приходил. Однако не могу сказать, что я ничего не знал о христианстве, о православии... И вот наш руководитель решил "прошерстить" ряды сотрудников по принципу - в кого ты веруешь. Жаловаться никто не стал, а все честно, по крайней мере за себя отвечать могу, написали, во что они верят или не верят. Оказалось, у нас довольно много "атеистов", и несколько человек призналось, что они христиане. По этому поводу руководитель провёл собрание, созвав нас всех и "пригласив" своих людей, и прочитал целую лекцию на тему христианства, которое он гневно обличил, назвал его ложной верой, ну и заодно провозгласил свои "субъективистские" идеи. Я позволил себе встать и высказаться. Мол, зачем мы здесь собрались, кому мешает наша вера. На что мне было сказано, что "иконопоклонничество" и "собрания в храмах-катакомбах" являются не совместимыми с работой. А вот "субъективизм" вписывается в принцип светского государства. Я хотел было поспорить, но меня никто не слушал. Все "инаковерующие" были уволены на следующий день... Я даже не стал лезть в суды, должность ничтожная, да и смысла не видел. Зато эти полгода я посвятил чтению и изучению веры, последователем которой я назвался...
Кристина. И вы хотите выступить сегодня тоже? Но это же будет слово против слова: он излагает своё учение, вы говорите - нет, всё не так? Если один говорит, я верю в то-то, а другой - я в то-то, кто опровергнет их веру?
Константин. А это уже вопрос об истине! Я с вами согласен. Любой человек может намешать из православия, язычества, фэн-шуя, буддизма, шаманизма и психологии гремучую смесь, скрепить её придумками об энергетических полях, об инопланетных цивилизациях, щедро приправив словами типа "духовность" и "благодать", - и вот, новая религия со своим лидером и одновременно воплощённым божеством! К сожалению, наш мир таков, что если предоставить человеку выбор между уже имеющимися религиями, с одной стороны, и с другой стороны - полной свободой совести, то есть произволом ума и сердца, то человек вряд ли выберет религию с уже устоявшимися догматами, вероучением, обрядами. Куда проще ему укрыться за фразой: у меня Бог в душе, я верю в самого себя! А то и - "я и есть бог". И говорить: мол, они-то, дураки, верят в каких-то богов, что-то там исполняют, доверяют обманщикам и стяжателям, слушаются каких-то "священнослужителей"! То ли дело я - никуда не хожу, ничего не исполняю и верю в себя, лёжа на диване! И то, во что верю, непременно сбудется и будет так, как я верю. Ведь я могу верить, во что захочу. По моей воле и будет посмертная жизнь, такой, какой я её захочу видеть.
Кристина. Я уверена, что Ярослав как раз из этой когорты...
Константин. Он скорее агностик. "Чистых" атеистов ведь очень мало. Это штучный товар, как говорится. Куда больше - оккультистов и верующих в "Нечто Там". Спроси их - есть Бог или нет, они ответят - да, есть. Бог и астрологию придумал, и знаки Зодиака ввёл. Он и колдунов и магов послал сюда, как Дед Мороз "посылает" своих посредников по городам и весям. Такие люди могут верить во что угодно. В конце концов вера в пустоту, в то, что бога нет, это тоже ведь вера. И атеист - это верующий в ничто. В нуль.
Кристина. Но если человек верит в нуль, то и вера его нулевая, то есть веры-то и нет. При умножении на нуль получаем нуль.
Константин. Если бы так!.. Ведь вера в нуль говорит - из нуля выходит единица и потом снова превращается в нуль. Как из неживого может появиться живое? Наука, отвечают такого рода верующие, пока до этого не дошла, но обязательно дойдёт, догадается, не всё сразу... Ярослав Вышинский в нуль не верит. Он своё учение продвигает. Что вы слышали о нём? Сестра многое ли рассказывала?
Кристина. Не слишком. Знаю, что он её охмурил какими-то своими идеями, уверил, будто без него она пропадёт...
Константин. Внушаемые люди легко поддаются. Есть такие люди, которые предпочитают, чтоб их обманывали, рады, что за них решают, как им жить, дают наставления, пророчествуют и под покровом тайны сообщают некие банальности... Люди перестали трезво мыслить и размышлять над вечными вопросами.
Кристина. Вы сейчас пытаетесь меня вовлечь в диспут? Я лично не страдаю никакими заблуждениями. Я уверена, что в мире правит случайность, всё случайно, мир не управляем никем!..
Константин. Вы верите в такого рода случайности? Чтобы такой сложный в физическом плане, и не побоюсь этого слова, техническом - мир был случаен?
Кристина. Ну, пусть даже Бог и создал этот мир - хотя за какие уж там шесть дней... Но кто знает точно - как было на самом деле? С Большого взрыва непонятно чего непонятно в чём... Даже если и допустить, что Бог привёл его в действие, то где же этот Бог сейчас?
Константин. Вы полагаете, Он спрятался?
Кристина. Ну не разорвало взрывом же. Просто часовщик запустил механизм, и эта машинка, наш мир, работает, а Он не вмешивается... Если вы скажете мне про чудеса, я отвечу - случайность.
Константин. Подстраховываетесь? Я лично для себя решил так. Есть три вопроса, ответы на которые, на мой взгляд, формируют воззрение человека на свою жизнь. Первый: что было в начале всего - кто создал видимый мир, что было началом начал или Кто? Второй: как зародилась жизнь - что отличает живое от неживого, как сформировалась или Кем была создана жизнь? Третий вопрос двусоставен - что будет с моей личностью, с тем Я, кто есть сейчас, после смерти тела? И вытекающий из него вопрос - что мне делать между рождением и смертью, то есть в чём смысл моего существования на земле? Ответы на эти вопросы являют собой фундамент мировоззрения человека: человек начинает понимать, во что он верит, зачем живёт; ответы на три вопроса порождают другие вопросы, и так человек начинает выстраивать свою систему мировоззрения, убеждений и взглядов.
Кристина. То есть я ответила только на первый вопрос?
Константин. А вы все три себе задали?
Кристина. Я себе не задала ни одного... А если человек не отвечает на эти вопросы? Вы его спрашиваете: что с вами будет после смерти? А он молчит, ему плевать?
Константин (мельком глядя на часы). Любопытно, люди с тщательностью подходят к выбору супруга, к выбору учебного заведения, к выбору работы. На временный срок, на краткий промежуток времени люди хотят точно и ясно знать - что им ожидать, кто будет с ними, что будет с ними. Отчего же людям всё равно, с кем быть в вечности, после смерти? Люди выбирают круг своего общения - друзей, врагов. С тем водись, с тем дерись. Но с кем "дружить" в вечности - всё равно. Люди подбирают пищу по своему вкусу, обставляют своё жилище в соответствии со своими представлениями о прекрасном и должном. Почему же всё равно - в какой обстановке и в какой обители человек будет находиться в вечности? Люди планируют свою жизнь, расписывая её - кто на день, кто на неделю, а у кого и на год вперёд всё расписано. Им не всё равно, где они окажутся завтра. Так почему же всё равно, где окажутся в вечности, что будет после смерти с ними? Этот краткий промежуток времени важнее, чем вечность? Этот миг жизни приоритетнее вечности?
Кристина. Вы уходите от ответа... Все что ли верят в вечность после смерти?
Константин. Если человек молчит, значит ему всё равно. Но как должен поступить разумный человек? Замкнувшись в молчании, верить в то, что ему нравится и хочется, или, наступив на горло самолюбию и самомнению, рассуждать, анализировать, искать истину, какой бы некомфортной и неудобной она ни была?
Кристина. Ну, хорошо, и какие есть варианты ответов на вопросы?
Константин. На первый вопрос можно ответить: мир "создался" сам, и тогда ответ на второй и третий вопросы очевидны - жизнь зародилась тоже сама; после смерти я превращусь в корм червям, ну или просто развеюсь по ветру, если буду сожжён, или меня съедят рыбы, если я утону - и так далее. И в этом случае представление о смысле жизни и поведении человека очень простое: этот материальный мир единственен, наше сознание, загоревшись, угаснет, и по большому счёту нет смысла вести себя нравственно при всех, морально наедине с собой; по большому счёту незачем влезать в какие-то рамки и стандарты - не перед кем "отвечать" будет, ведь нет воздаяния, нет справедливости. Маньяк не сгорит в аду - он так же исчезнет, как и его жертва, и опять же станет всё равно: ты ли обидел, или ты был обижен. Там - в пустоте, где стираются личности - всё равно, кто ты: убийца или жертва. И человечество при таком мировоззрении должно быть озабочено единственно тем, чтобы скрасить - развлечь, надеть розовые очки, развеселить - жизнь человека на земле. Чтобы человек не думал о смерти, чтобы он наслаждался только и не горевал, а если что-то с ним случится - болезнь, несчастье, или он увидит смерть, то затушевать это фразами "все там будем", "это всё временно", "наслаждайся жизнью" и так далее. И будут говорить вокруг: истины нет! Вера и бытие Бога научно недоказуемы! Смысл жизни - в наслаждении каждой минутой, - не поясняя, для чего и зачем это наслаждение, кто его создатель, что оно даёт в смертный час и по смерти.
Кристина. Понятно. А если мир создал Кто-то, то вы тут же ухватитесь и спросите: кто же?
Константин. Это правда.
Кристина. И дальше будете говорить, что именно Он и создал жизнь на земле, во всяком случае - запустил процесс жизни в мире. Вот только ответов на вопрос "Кто?" - полно. Ведь каждая религия претендует на истину. А какая из них говорит "настоящую истину"?
Константин. Это уже вопрос полноты истины. Скажем, если все религии говорят об одном, только каждая недоговаривает, если во всех есть крупица истины, но ни в одной из них нет полноты, то как я могу быть уверенным в том, что будет со мной после смерти? Как я могу быть уверенным, что, придерживаясь части истины, я получу её целиком? Может быть, я соблюдаю только внешние законы истины, может быть, я обладаю одной пятидесятой части истины, а в других частях содержится такое, что я и совершить не в состоянии? А если находятся те, кто пытается объединить крупицы в единое целое, как я могу доверять этим проповедникам и учителям? Почему именно они правы, а другие неправы? Ведь различны крупицы, и разные кубики и шарики можно скатать из них.
Кристина. Сейчас вроде наоборот, говорят, что все религии равны, то есть все пути ведут к одной вершине.
Константин. Давайте представим: как это совместить? Я, например, не могу уразуметь полное равенство путей. Я представить себе не могу, как можно приравнять Иисуса и Аллаха, Иегову и Сатану, языческих богов типа Перуна и Зевса и Будду? Как многобожие вяжется с верой в Единого Бога? Неужели все говорят истину? Если все они ведут к чему-то одному, то к чему же, к кому же? Если все религии одинаково ведут к Богу, то что же такое Бог на самом деле?
Кристина. Так гора же одна...
Константин. Почему? Кто сказал? Это гора - к смерти что ли? Но представим даже, что так, гора одна, но мы с вами идём по тропинке, а там, в другой религии, заявляют, будто у них шоссе, хайвэй. Но не к одному ли тому же пункту назначения мы придём? Мне удобнее тогда идти, как я иду - быть православным, к примеру, оставаться им и дальше, мусульманин останется мусульманином, и незачем нам менять веру... Тем более, зачем создавать объединяющую религию, если наши религии гарантированно ведут нас к тому же самому Богу?
Кристина. Но можно сказать, что истина ещё не открыта, если правды до сих пор нет. Допустим, человек соглашается: да, кто-то создал мир, жизнь, но кто - достоверно неизвестно.
Константин. Вот тогда-то и всё равно, во что верить! Истина относительна, ни у кого нет полноты истины! Если человек уверен, что истины нет ни в одной из существующих религий, то ему всё равно - Будда ли говорит, Иисус ли говорит, Мухаммед ли говорит. Они все либо недоговаривают, либо все чего-то не знают, не знают какой-то крупицы, которая ускользает от всех.
Кристина. Её могут знать "посвящённые"...
Константин. А, у них, стало быть, целое знание? Отлично! Значит абсолютная истина всё же где-то есть на земле. Значит тогда человеку не всё равно, во что верить, и человек, ища этих "посвящённых" и найдя их, поверит им. Вот тут бы вас Ярослав и поймал, ведь он говорит как раз-таки, что он единственный знает истину, ему она открыта...
Кристина. Это никак не проверить. Это же всё - слова. Один говорит, что он - посвящённый, другой скажет - нет, тот лжёт, я - посвящённый. И так без конца... Я бы заявила: все неправы! Что-то там есть, а что - умрём и разберёмся. Сейчас, когда мы живы, нам неизвестно, что там после смерти.
Константин. Тогда нам всё равно, что там - Бог, дьявол или Космос. Но коли так, то всё равно, кто породил жизнь и тебя, человек, - Бог, дьявол или Космос; всё равно, какая жена или какой муж рядом с тобой, всё равно, с кем жить, всё равно, где работать, и всё равно, с кем спать. В конце концов все же умрём и растворимся в небытии. А если нам не всё равно, с кем мы общаемся, спим и живём в этот краткий промежуток времени нашей жизни, почему же на важнейший вопрос мы ограничиваемся неопределённым ответом "что-то там есть"? А что конкретно - выходит, мы знать и не хотим. А зачем? Удобнее скрыться за расплывчато-безразличной фразой "что-то там" и "никто достоверно не знает".
Кристина (фыркая). Нет уж, если "что-то там" ляжет со мной в одну постель - нет, мне хочется знать конкретно - кто со мной лёг!
Константин. Почему же тогда мы не хотим точного знания, точной веры, какой-то определённости в призывании Бога или в наименовании сущности того, что или кто находится вне нас? Почему человек уверен, что "что-то там есть", однако "познать это нельзя"? Прибор не изобрели? Чувства могут обманывать? Но почему человек судит только по себе? Остальные, верующие, выходит, безумцы, остальные что-то чувствуют, во что-то верят, что-то осмысляют и доказывают. Но для равнодушного человека мир оказывается непознаваем.
Кристина (задумчиво). Я бы сказала, что и стараться нечего - всё это баловство, игра чувств и эмоций, самоутешение и прыжки давления в мозге. Умрём - выясним.
Константин. В таком случае, при таком равнодушии мы будем довольны, если попадём в ад? Значит мы будем вполне довольны и мучениям в аду? Нам же всё равно - что будет после смерти? Если дьявол - так пусть, пойдём к нему в пекло; если жизнь образовалась сама собой - всё равно: исчезнем и всего-то делов. Почему мы не хотим точно, ясно и отчётливо узнать, во что мы верим? Почему мы не узнаём больше о том учении, в котором пребываем, почему мы не познаём себя - каковы мы, соответствуем ли мы тому, во что мы верим? Зато так часто готовы верить таким приятным и тешащим наше самолюбие заблуждениям... Как мы отвечаем на важнейшие вопросы своего мировоззрения? Если никак и мы просто плюём на них, машем рукой, говоря - ох уж эта философия и религия, то тем самым мы говорим - нам всё равно, как создавался мир, нам всё равно, как образовалась жизнь, и нам всё равно, что будет после смерти. Это даже трудно назвать эгоизмом... Это пассивность, леность и безразличие к собственной жизни.
Константин смотрит на часы. Кристина - тоже.
Константин. Нам пора идти.
Кристина. Да, только... давайте вы пойдёте отдельно...
Константин (краснея). Хорошо... Да... Я и не пытался предложить... И я закончу. Подытоживая. В зависимости от ответов на три вопроса души людей (я не беру "души" атеистов, отрицателей всякой духовности) склоняются в какую-то сторону - магизма, пантеизма, "колдунства", язычества или единобожия. В них есть какое-то направление, устремлённость к духовному миру. Они что-то чувствуют, что-то ищут. Я не могу и не имею права призывать к какому-то конкретному ответу на вопросы, но такие люди, люди ищущие, думающие, размышляющие и честные перед собой, они всегда найдут духовно близкое им учение, они найдут ответы на те три вопроса.
Кристина. Нет, вы не понимаете, что всегда, или почти всегда, будет висеть в воздухе вопрос о правильности, истинности выбора религии или своей убеждённости!
Константин. Счастлив тот, кто не осуждает себя в том, что избирает. И с одной стороны, надо порадоваться за тех, кто утверждены в вере и ничто их не поколеблет, а с другой стороны верующий иной веры, религии полагает, что те погибают, и их нужно спасать. Но во всяком случае никто из них не неравнодушен и не небезразличен к своей судьбе и к судьбе ближних.
Кристина. Вы так думаете... Большинство людей, и я, наверно, тоже, из тех, кто живёт "сегодняшним днём", не задумываются о ваших трёх вопросах.
Константин. Может быть, вам, таким людям, живётся в каком-то смысле легче; не задаваясь вопросами о духовном, вы живёте своей жизнью, живёте как живётся. Но, подумайте вот над чем: это состояние не гораздо ли страшнее, чем полное неверие в духовный мир и вера в вечную смерть? Если всё равно, во что верить, то лучше хотя бы во что-то духовное, неземное верить, или верить, отдавая себе в этом отчёт, в пустоту, небытие после смерти, чем не верить ни во что вообще и даже не задаваться этими вопросами.
Кристина. Люди могут добросовестно заблуждаться.
Константин (вставая). Они хотя бы верят, и за это их уже можно похвалить, а то и оправдать. Они искали - и нашли... До встречи!
Чуть поклонившись, он уходит вправо. Кристина остаётся одна.
Кристина. Меньше получаса осталось... Странный человек этот Константин. Призывает во что-то верить, так и адепты Ярослава во что-то, точнее в кого-то, верят. Может, в этом и есть задумка всех лекторов - раззадорить людей, заставить их думать поначалу, потом же, когда выступает Ярослав, гуру, они "находят" истину. И все эти громкие слова - про необходимость веры, про борьбу с духовным равнодушием - это лишь подготовка к принятию веры в Ярослава?.. Кому верить?.. Вот и задавай себе три вопроса, размышляй... Может, я и наврала Нике, может, смысл-то жизни... Глупая, глупая... Нет, это всё уловки. То ли очаровал, то ли сама не уследила. Ну, пусть. Посмотрим, что будет дальше (в раздумьях уходит вправо).
Занавес.
Действие 2
Сцена во Дворце культуры. Чуть в глубине сцены кресло, на котором сидит Ярослав, и столик со стаканом воды. Слева от кресла и столика - трибуна, к которой, как только поднимается занавес, подходит Всеволод. Справа ряд скамеек, на них полубоком к зрителям сидят в первом ряду Вероника, Кристина, Руфь, Константин и несколько адептов.
Всеволод (на трибуне). Добрый день, уважаемые присутствующие! Без долгих предисловий спешу объявить о выступлении Ярослава Вышинского, человека, который знает Ключ и познал Объективность. Об этом и многом другом он расскажет в своей вступительной речи. Далее достопочтенной публике будет предложено задать уважаемому оратору вопросы. Просим!
Всеволод уходит и садится в первый ряд рядом с Руфью. Зрители хлопают. Ярослав встаёт и проходит к трибуне. Говорит, периодически поглядывая на текст, положенный на трибуне.
Ярослав. "Субъективизм" - это слово с юных лет задело меня. Мне ещё никто не объяснил его смысл, а я уже сам наполнял его жизнью. Субъект, субъективность и "-изм" как некая религия. И позже, когда я узнал о значении слов "субъект", "субъективность", я продолжил свои изыскания в области значения впечатлившего меня слова. И так в моей голове родилось определение: субъективизм - восприятие всего окружающего и существующего субъектом (человеком) как продукта его сознания или отражения предметов, которые существуют в действительности или формируются в самом сознании субъекта. Что отличает субъективизм от Объективности? Различие этих двух явлений в следующем. Субъективизм - это взгляд конкретного человека на своё бытие. Объективность - существование чего-то вне субъективного, что не составляет бытие человека, причём это внесубъективное находится за пределами восприятия субъекта, поскольку всё, что воспринимается субъектом, сразу становится субъективным. Я бы нарисовал такой образ (закрывает глаза). Человек проживает эту жизнь, она субъективна, поскольку, кроме неё, он ничего не знает, не видит, не чувствует. У него есть свои воззрения, свои мысли и суждения на происходящие события вокруг него, в мире. У него есть свой взгляд и своё мнение на каждое предложение любой религии. Пусть даже он отвергает или принимает его без рассуждения... Это - субъективность, это его личное субъективное восприятие. Однако после смерти, и только тогда, он сталкивается с Объективностью - с тем, что лежит вне его жизни, нечто существующее вне её рамок, то, что не окружает его в этом мире. Ибо в этом мире всё субъективно, человек полагается на свои чувства, чаяния, мечты, на свои мысли, на свою веру, наконец. Но за пределами этого мира - нет чувств, ибо тело умирает, там нет и ощущений, там, следовательно, нет субъективности. Там - Объективность (открывает глаза). Люди не в силах понять, представить Объективность! Ведь люди субъективны во взглядах и значит связаны рамками и законами этого мира. А Объективность - это не субъективность, это не наш мир. Это иное. Как вечность - сказали бы христиане. Для меня оно как Царство Небесное. Что нужно христианам, чтоб Его достичь? Смирение, послушание, отсечение своей воли и предание себя воле Бога. Точно то же требуется и от моих последователей: слушайте меня, будьте со мной всегда и получите Объективность! Отсеките свою субъективность, максимально раскройте себя для всецелой отдачи под мою защиту и покровительство! Объективность открывается в каждом из созданных ею миров в конкретной личности: Пророке, Вестнике, Благовестителе. Эти миры, которые являются некоей последовательностью, возводят нас к Абсолюту, к Абсолютной Объективности, где все наши настоящие, мирские, земные ощущения, все наши воззрения - или ничто, то есть ложь, изобличаемая правдой, или какая-то их часть, которая, будучи истинной, получает подтверждение в Абсолюте. Это открылось мне, и я получил подтверждение своим мыслям от Пророка, который передал мне своё знание. Итак, если вы верите мне, Пророку этого, настоящего, нашего сегодняшнего мира, то вы не проходите всю цепочку миров. Вы не должны будете вновь испытывать негативные эмоции, связанные с переходом между мирами, вас не будут тревожить неприятные ощущения в этих мирах, вы не будете искать Пророков в тех мирах. Смысл субъективной, настоящей жизни - в признании лежащей за её рамками Объективности, в признании меня, Ярослава Вышинского как её Пророка, в отсечении своей субъективной воли, которая ничто в этом мире, которая не приведёт никакого человека к Объективности, которая не сможет найти здесь ничего цельного, объективного, истинного, ибо всё ложь, везде ложь, в кажущейся свободе, в разбросе мнений и суждений. Да, всё позволено, да, всюду свобода, но эта свобода - субъективная. Ни одна религия не обладает полнотой истинного знания, ибо все её адепты не могут, это видно на практике, разделять всецело учение религии - где-то, в чём-то они расходятся, где-то, в чём-то они не согласны, что служит проявлением их субъективности. И значит - это религия не истинна, если допускает для своих членов разномыслие, она ложна, если свобода мнений находится внутри неё, ибо может ли устоять то царство, внутри которого есть разделения? Я же говорю вам - я обладаю истинным знанием, которое посвящённые люди передавали в течение веков в этом мире. Кто верит мне, тот верит в жизнь после смерти - в продолжение её в Объективности; кто верит мне, тот говорит: "субъективизм" Ярослава Вышинского есть истина, есть Объективность. Веруя, вы не будете после смерти плутать по мирам для поиска истины, для осознания того, что эта цепочка миров бесконечна. Задача человека в каждом мире - это найти Пророка, найти ключ к Объективности, и разорвать порочный круг. Вы нашли его уже здесь и сейчас! Со мною и во мне! Перед смертью адепт, то есть верующий в меня, получает ключ к Объективности, ключ к истинному счастью и блаженству! Те, кто не имеют ключа, обречены в поисках Пророка, который дал бы им ключ, вечно скитаться по мирам, подвергаться вечному стиранию памяти, попадая в сети лжеучений, заблуждаясь и блуждая в поисках Объективности, рискуя так никогда больше и не найти её. Очень трудно, почти невозможно найти в тех мирах Пророка Объективности. Но зная ключ, уже из этого мира, минуя цепочку новых рождений и смертей, человек может перейти в Объективность. Я говорю ключ тому, кто находится при смерти. Поэтому все мои последователи должны быть всегда при мне, чтобы в смертельной опасности успеть призвать к себе меня и услышать ключ! Только я и никто другой обладаю ключом к Объективности, и только мне нужно верить, чтобы не скитаться вечно по мирам. На этом я умолкаю и готов ответить на ваши вопросы!
Ярослав кланяется. Публика аплодирует. Всеволод, хлопая, поднимается и проходит на трибуну. Ярослав сходит с трибуны и садится в кресло.
Всеволод. Прекрасная речь. Сейчас я задам вопросы, которые мне передали из зала. Несколько записок. Потом - устные вопросы. Итак, "Ярослав, в чём отличие субъективизма, который вы проповедуете, от солипсизма и экуменизма?".
Ярослав. В своё время меня увлекло следующее суждение - субъект может видеть нечто, но разве существует это нечто для субъекта, если он не видит, не ощущает его? Я поясню... Вы можете видеть стул, который стоит в другой комнате? Нет. А откуда вы знаете, что он существует? Из опыта жизни. Но откуда вы знаете, пойдём дальше, что вещи, которых мы не видим, не слышим, не чувствуем - существуют? Солипсизм отрицает всякое иное бытие, всякую иную реальность, кроме собственного Я. Субъективизм же говорит - да, всё субъективно, но мы можем найти общее, мы стремимся к этому общему. Экуменизм пытается свести все религии к одному знаменателю, пытаясь найти в различных учениях некое единство. Но его нет!.. Если мы разбираем только взгляды конкретных людей или учения церквей, мы неизбежно изучаем только "элитарные", только "лучшие", скажем так, взгляды. А спросите простого человека? Во что он верит? Или его-то и не нужно спрашивать, потому что он мелок, потому что у него нет образования, потому что он несведущ, и поэтому, делается вывод, зачем спрашивать его, зачем изучать то, во что он верит? Так Церковь говорит, что в стране столько-то миллионов православных. А пошерстите-ка их, а проверьте-ка их - сколько раз ходят в храм, зачем, исповедуются ли, причащаются ли и прочее? Да сколько всего их, в конце концов, знает Символ веры? Или может хоть пару слов сказать о троичности Бога? Почему они приняли именно православие, и что значит - быть православным? И от чего они ничего об этом не знают - от нежелания вникать в суть вещей, или это желание идти за всеми - дескать, большинство православных, ну и я вроде тогда тоже? Никто не может внятно ответить на простые вопросы. Что предлагает моё учение, или если хотите - моя религия, хоть бог здесь только подразумевается... Как я уже сказал, из чего я исходил... Откуда мы знаем, что вещи, которых мы не видим, не слышим, не чувствуем - существуют?
Константин поднимает руку. Всеволод смотрит на Ярослава. Ярослав прерывает речь и разрешающим жестом позволяет Константину говорить.
Ярослав. Вы хотите возразить?
Константин. Что вы говорите, легко проверить. Если я слышу голоса - значит неподалёку есть люди, я могу прийти в комнату, недавно покинутую мной, и найти в ней тех же друзей, которых я там оставил, и они скажут, что я пропустил, пока отсутствовал. Значит другие люди существуют, пока я их не чувствую, время идёт, жизнь течёт. В противном случае можно дойти до абсурда - если я разговариваю с человеком по телефону, то я не очень-то уверен, существует ли его тело на самом деле. Может, я слышу только его голос, а вместо тела - нечто аморфное и туманное. Может, только голос и остался от него? Но я могу попросить другого человека проверить, и он скажет мне - видел ли его, чувствовал ли. Нет смысла мне отрицать небытие других вещей! По-вашему выходит, они возникают, когда я их начинаю ощущать, когда они входят в пределы моего слуха и зрения? Но как они вошли туда, и почему именно они? Если отрицать их самостоятельную сущность, то почему я вижу именно их? Почему, открывая дверь в одну и ту же комнату, я из раза в раз вижу одно и то же? Почему не другое, если оно возникает снова и снова? И как вы объясните моё появление на этом свете? Моя-то сущность, моё-то тело откуда взялось? Кто меня сотворил, или каким образом я был приведён в бытие? Если вы скажете, что кто-то меня "вовлёк", то значит вы верите всё же в других... существ! А если я возник "самопроизвольно", случайно, то каков механизм такого рода случайностей? Как зарождается это? И почему я не могу допустить то же самое, тот же механизм и про других людей? Почему они, другие люди, не могли возникнуть так же? (садится)
Ярослав (усмехаясь). Субъективизм не отрицает бытие других субъектов... И я отвечу на ваш вопрос. Откуда всё появилось, откуда взялись наши тела. Миры бесконечны. Люди переходят между этими мирами. Переход совершается в связи со смертью. Таким образом, смерть есть не что иное, как порог или дверь в другой мир.
Константин (подскакивая). Бесконечность миров - не новая идея... Кто их создал - бог ли или какая-то иная надмирная сущность? Христианство, разделяемое многими людьми на протяжении двух тысяч лет и, увы, в настоящее время весьма разрозненное, всё же устойчиво стоит на ногах, а вот чем подтверждается ваша теория?
Ярослав. Вот именно! Будто христианство едино и непогрешимо! Разве оно цельно? Его члены, те люди, которые находятся внутри христианской Церкви, они не разделяют всецело её учение. И даже Символ веры, повторю ещё раз, это не догмат, это не то, в чём сходятся взгляды всех христиан. Я же говорил и повторяю снова и снова: спросите любого стоящего и "молящегося" в церкви о вероучении её, спросите хоть свечницу в церкви о догматах, о тех непоколебимых, как кажется, должно быть, основаниях христианской веры. И что вы услышите? Вы услышите и еретические воззрения, вы услышите и явно противоречащие христианству идеи. Чего только вы не услышите! Разве это (воздевает вверх руки), разве это единство? Разве это не субъективное воззрение человека? Где это всецелое разделение, в смысле всецелое принятие учения Церкви всеми её членами? Единственное, во что можно верить, это в субъективизм, в свои собственные воззрения, в то, что ты сам создаёшь (кивает Всеволоду, давая понять, что закончил).
Всеволод. Кажется, один из зрителей хочет устроить нечто вроде диспута. О чём он хочет поговорить?
Константин. Ярослав ничего не говорит про рай и ад...
Ярослав. Я разве сказал, что они существуют? Ну, положим, что так, хотя это ближе к Объективности... Расскажите тогда вы первый мне про рай. Мне, например, христианский рай непонятен, а все ваши увёртки насчёт того, что это тайна Божия или что нам доселе неизвестно, как там будет, - они глупы и смешны. Да, говорите, будет Царство Небесное, но я спрашиваю и хочу твёрдо знать - какое? Конкретно, скажите мне, какое! Я, например, верю в то, что в раю... будут развлечения, будет много вина и женщин. В исламе, насколько я осведомлён, именно так и обстоит дело. Чем же христианский рай лучше? Я поверю скорее в их рай, чем в ваш... (через некоторое время, когда Константин говорит, незаметно вынимает из кармана таблетки и выпивает их, запивая водой)