Аннотация: Историческая справка и иллюстрации. Большая просьба прочитать вначале саму повесть! Иначе будет неинтересно.
Хворостинин Иван Андреевич (ок.1588-1625) - русский писатель и политический деятель 1-й половины XVII века, "первый российский западник". Был окольничим и кравчим при дворе Лжедмитрия I, где выказал себя как наглый и заносчивый юнец, "баловень Расстриги". Бытует грязная сплетня, будто Лжедмитрий находился со своим кравчим в таких же отношениях, в каких его "отец" - со своим. После воцарения Василия Шуйского за чрезмерную близость к самозванцу был сослан в Иосифов Волоколамский монастырь. Возвратившись в Москву в 1611 году, Хворостинин, несмотря на свое западничество, сделался сторонником патриарха Гермогена в его конфликте с Семибоярщиной. В 1613-1618 годах занимал различные воеводские должности и успешно сражался с поляками и "черкасами".
В 1619 году получил при дворе Михаила Федоровича чин стольника, что было меньше его прежней должности у Лжедмитрия. И вот тогда Хворостинин пошел вразнос. Он в открытую проявляет "еретичество", оспаривает православные догматы, в том числе воскресение мертвых, не держит в доме икон, зато "заводит у себя латинские книги и образа". В разговорах и переписке он желчно бранит весь строй российской жизни, насмехается над соотечественниками (именно ему принадлежат известные фразы, что на Москве "все люд глупой, жити не с кем" и "сеют землю рожью, а живут все ложью") и восхищается Западом. А поскольку Хворостинин обладал несомненным талантом публициста, заявления его получили определенный общественный резонанс.
Своих чудачеств он не бросил даже после сурового внушения от патриарха и конфискации еретических книг. Последней каплей стал пасхальный загул, когда Хворостинин "всю Страстную неделю пил без просыпу... к государю на праздник Светлого воскресенья не поехал, к заутрене и к обедне не пошел... и людям своим не велел ходить в церковь, а которые пойдут, тех бил и мучил". По указу государей (царя и патриарха) Хворостинин был отправлен в Кириллов Белозерский монастырь "для исправления". Самое удивительное заключается в том, что он действительно исправился. Вскоре после освобождения он уже добровольно принял постриг в Троице-Сергиевой лавре, где и скончался.
Хворостинин является автором летописного труда "Словеса дней и царей и святителей московских, еже есть в России".
Басманов Федор Алексеевич (ок.1646-1671) - видный деятель опричнины, кравчий Ивана Грозного, "гнусный любимец Иоаннов", "с девичьей улыбкой, с змеиной душой" (А.К.Толстой), "прекрасный лицом, гнусный душою, без коего Иоанн не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в убийствах" (Н.М.Карамзин), словом, человек, о котором никто из серьезных историков не сказал ни одного доброго слова. Современники подозревали, что расположение Иоанна к "царской Федоре" носит противоестественный характер; впрочем, следует принять во внимание, что сплетня восходит к Курбскому, который более чем необъективен.
Отец Федора, Алексей Данилович Басманов (?-1570), выдающийся полководец, известен как один из организаторов опричнины. Но в 1570 году, еще до разгрома опричнины, Басмановы утратили царское расположение. Согласно рассказам современников (которым, впрочем, доверяют не все историки), по приказу царя Федор собственной рукой убил отца, но и сам был казнен (по другим сведениям, отправлен в тюрьму на Белоозеро, где вскоре и умер).
Федор Басманов был женат на княжне Варваре Сицкой, племяннице царицы Анастасии. Его сын Петр Федорович (?-1606), унаследовавший полководческий талант деда, в 1604 году был послан вместе с князем Трубецким против Лжедмирия и разбил последнего под Новгород-Северским. При Федоре Годунове он получил уже главное начальство над войсками, на что, кстати, не имел права по местническому счету. Перейдя с войском на сторону Лжедмитрия, Петр Басманов фактически привел того на престол, играл важную роль при его дворе и оказался единственным, кто остался ему верным до конца. Во время переворота 17 мая 1606 года Петр Басманов погиб, защищая своего государя.
Охлябинин Роман Васильевич (?-1602) - московский дворянин и воевода в царствование Ивана Грозного, Федора Ивановича и Бориса Годунова. Сын его, Никита Романович Охлябинин - персонаж вымышленный. Сведения о пожаловании последнему окольничего следует рассматривать как фантдопущение, поскольку отец его так и не выслужил этого чина.
Дю Вентре, Гийом - французский поэт и общественный деятель второй половины XVI века. Однако Максим никак не мог в 1623 году читать сонеты дю Вентре по-французски, поскольку написаны они были... в середине ХХ века и сразу на русском языке. Авторами этой блестящей (и героической, если знать ее историю) литературной мистификации были Юрий Вейнерт и Яков Харон; первый подарил "малоизвестному поэту-гасконцу" свое имя и лицо. Подробнее об этой истории можно прочитать в книге Я.Е.Харона "Злые песни Гийома дю Вентре".
И, наконец, три портрета Федора Басманова:
Михаил Кузнецов в фильме С.Эйзенштейна "Иван Грозный"
Дмитрий Писаренко в фильме Г.Васильева "Царь Иван Грозный" (по мотивам повести "Князь Серебряный")