Этот обзор конкурсных работ - Вольная поэзия -2018 - ни в коем случае не поучение, а размышления. В общем - некоторые мысли.
Начну с темы конкурса, и вообще о теме...
Тема видимо должна быть. И должна быть, разумеется, не абстрактной. Но все-таки заданная тема, на мой взгляд, не должна создавать препятствия участникам конкурса. Не должна загонять их в творческий ступор, что может начисто убить вдохновение. Иными словами - тема должна быть более объемной, что ли, более многослойной, более многогранной. Тема, которая бы давала свободу художнику...
Создать удачное творение по заданной теме - чрезвычайно трудная задача. В истории известны случаи создания шедевров под заказ. Но таких творцов - единицы. Это либо счастливчики, либо гении... Думаю, именно поэтому, конкурсы на заказанную тему обречены на отсутствие революционного прорыва.
Может поэтому работы представленные на конкурс, на мой взгляд, были несколько тускловаты и скучноваты. И как бы Мила не пыталась подсказывать, подталкивать, предлагать варианты и вариации на тему... почти все работы оказались не в тему! Только не бейте меня)) это всего лишь некоторые мои мысли.
Возможно, я не права, возможно, ошибаюсь, но вот такая индуктивная конклюзия меня посетила в результате тщательного, мыслительного изучения и анализа конкурсных работ.
Практически по всем номинациям (в общем) работы были не то чтобы совсем уж слабые, но вымученные, надуманные или скроенные под тему, за минимумом некоторых симпатичных исключений. Без обид. Это мое отдельное мнение.
Стих - это всегда эмоция, нерв, эксперимент или революционный прорыв, а возможно и то, и другое. Однако в большинстве работ не было: ни нерва, ни эмоции, ни эксперимента...
Это тем более обидно, потому что на СИ очень много талантливых поэтов ( не верю, что кончились) и уже поэтому досадно, что произведения представленные на конкурс меня не вдохновили . А так хотелось революционного прорыва, или хотя бы немного "драгоценных камушков" по проторённым тропинкам.
Но даже по предложенной тематике (решила прибегнуть к своим поэтическим познаниям, или вспомнить любимые стихи о любви) я нашла достойные ( мастер-класса) примеры творческого вдохновения, примеры подлинной, возвышенной лирики.
Вот у Ф. Петрарки:
Быть может, сладкой радостью когда-то
Была любовь, хоть не скажу когда;
Теперь, увы! она - моя беда,
Теперь я знаю, чем она чревата.
Подлунной гордость, та, чье имя свято,
Кто ныне там, где свет царит всегда,
Мне краткий мир дарила иногда,
Но это - в прошлом. Вот она, расплата!
Смерть унесла мои отрады прочь,
И даже дума о душе на воле
Бессильна горю моему помочь.
Я плакал, но и пел. Не знает боле
Мой стих разнообразья: день и ночь
В глазах и на устах - лишь знаки боли.
_____________________
А вот Ахматова Анна:
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
_____________________
А вот Мерайли:
Джоконда
Вы меня, наверно, не помните...
Вы ведь
так и не стали
старою.
Но в году девятьсот каком-нибудь
были бы славною мы
парою.
Почему не сплелись
ниточки -
расплылось
по воде кольцами.
Как и прежде:
мечты - несбыточны,
а загаданное - не исполнится.
И менять
ничего
не хочется.
Пусть на плечи года
тяжестью -
Вы такая же
неиспорченная...
Только я
постарел, кажется.
_____________________
А вот М.Славская
бестебятно
то пойманным волчонком,
то пущенным волчком
скулит вчерашняя невстреча.
мне как-то бестебятно...
стишок не вышел и
шуршит, как будто он матерчат.
____________
А вот у Владимира Бродского:
Где эта девушка?
Где?
Куда вы её дели,
золотоволосую?
Где она?
Ответьте!
Ответьте!
Её не видно
уже целый месяц.
Я шёл за ней незаметно каждый раз через парк.
Золотые листья падали с деревьев.
Они лежали под ногами -
нагнись и возьми.
Но никто не останавливался.
Это не деньги.
Старая безобразная дворничиха
сметала золото в кучи
и поджигала.
А вот у Грэя (Сергей Заморин):
Сударыня, от Вас не скрою -
бездонною
печалью
мой стих отравлен
изначально.
В нём так моя любовь
странна
и так порой
беспечна,
что даже вечность -
быстротечна.
В просроченных
её отчетах
течет
река тоски,
дрожат мостки
наивных
рифм
и торжествует грешность снов
отчаянно-призывных.
На грани нежности
стиха
строкой
суровой
срывается покров,
и круто в небеса
взмывает
стая
слов
нежданно-лихоманных.
Но, незаслуженных обид
презлую
данность
исполна излив,
стихает гнев и благотворен стыд,
являя в ликах -
непоказную
покаянность
простоты
великой...
_____________________
Тем не менее, среди конкурсных работ были весьма симпатичные произведения.
2. Кузнецов "Будь счастлива, Маша" - за нерв (особенно за слова: "Они там сдурели? Совсем изолгались! А мы здесь родились - и значит, попались".
3. Ролдугина Софья "Сластёна" - за эстетику стиха и эмоцию.
4. Татаркин Андрей Сергеевич "Чер(т)ное" - за эмоцию и нерв.
5. Аноним "Триолет" - за замечательную лиричность и любовь к поэзии. Пожалуй, этот стих самый академичный из всех представленных на конкурсе, но в лучшем смысле этого слова. Это классический стих. И это красивое крылатое стихотворение!
Всем участникам и вдохновителям замечательного конкурса - спасибо. Отдельное большое спасибо Миле Славской - координатору РТ за приглашение.
А авторам - вперед к новым творениям! К революционным прорывам в поэзии!