Аннотация: Как мы воспринимаем людей, персонажей. Не только истории.
"А не замахнуться ли на Вильма, нашего, Шекспира?"
Немного о психологии. О том, как мы воспринимаем и наоборот, как не воспринимаем очевидное. Почему с этого? Наверно нужен хороший пример на который можно ссылаться, а заодно разобраться в себе. Может это я не прав?
Возьмем хорошо известный всем пример. Так сказать "наше святое". Все помнят хороший фильм "Белое солнце пустыни". Фильм давно стал классикой, растащен на цитаты, вошел в традиции (космонавты перед стартом смотрят) и так далее и тому подобное. Одним из самых ярких персонажей - является таможенник Верещагин, в исполнении Павла Луспекаева. Роль сыгранна хорошо, с этим не поспоришь. Настолько, что из первоначального небольшого эпизода превратилась в одну из главных в фильме. Сам образ Верещагина настолько полюбился народу, а таможенникам еще больше, что стал символом хорошего, настоящего таможенника. Верещагину стоят памятники на нескольких пропускных пунктах и в городах. Он признан лучшим таможенником, почетным таможенником и так далее. В этом могут убедиться все, кто пользуется интернетом.
Попробуем же разобраться, говоря словами героя - "посмотрим какой это Верещагин".
Итак.
Прежде всего надо отметить, что Верещагин - вымышленные персонаж. О нем известно только из этого фильма. И он такой, каким его создали сценаристы, режиссер и исполнитель роли.
Теперь подробнее о персонаже.
--
Алкоголик. В фильме он все время пьет. Степень опьянения от легкой до "в дупель". Трезвым почти не показан. Единственное оправдание - это болезнь ног актера. Павел Луспекаев ходил уже с трудом, может из-за этого персонаж всегда пьян? Но образу лучшего таможенника это нисколько не вредит. А похоже, даже наоборот.
--
Драчун и задира. Не любит военных старается оскорбить, обидеть, ударить, а то и взорвать. Причем в воспоминаниях жены он таким был и ранее.
--
Живет богато. Двухэтажный дом, павлины, осетры в бассейне. На столе все время черная икра ,которая не лезет ему в рот, но положение обязывает.
--
Дом полон оружия. Вообще-то таможня - не военная организация и ее задача - контроль товара. Для охраны границ и изъятия запрещенного - есть другая служба. Пограничники. Но какой же идеальный таможенник без своего арсенала. Такого нет ни у красной армии ни у банд.
--
О бандах. Это его старые знакомые, практически друзья. С Абдуллой знаком очень давно и судя по их разговорам - они не враги. Жили мирно.
--
Властям в борьбе с бандитами помогать не хочет. Можно конечно оправдаться, что он их не признает. Мол это дело таможенника какую власть считать его властью. Ну и мол бандитам он тоже не помогает. Это нормально. "Кого-нибудь бьют на улице, пройди мимо".
Но это как бы все говорит о персонаже отрицательно. Должны же быть и положительные черты. Любят его люди за что-то.
- Хорошо поет, душевно. "Гарно спивае".
- Все таки одумался и пошел против банды. Пусть по своему, начал с катера с товаром, но пошел.
Наверно еще что-то, что я упустил.
Хотя помощь его как бы это выразиться помягче. Он ведь не помогать пошел Сухову, а решил отомстить за Петруху. Которого явно полюбил. В советские времена это смотрелось нормально. Что он обнимается с ним. Все таки, возможно воспринимает того, как сына, да и два обнимающихся мужика за бутылкой водки не выглядели "голубыми". Это в наше извращенное время... Но вспомнив фамилию режиссера, а это тот самый Мотыль... Помните его предыдущий фильм, "Женя, Женечка, Катюша"? Это там где красноармейцы, в 1945-м, штурмуют Берлин, переодевшись в женские платья. Подозрения усиливаются. Еще более, когда узнаешь, что приемная комиссия заставила не только вырезать, но и переснять в фильме многое.
Ладно оставим.
Итак. Каков он - лучший таможенник?
Богатый человек, всегда выпимши, не любит власти, страну "за державу ему обидно", дружит с организованной преступностью и т.д.
Зато душевно поет, когда выпьет.
Ну чем-то наверно похож на современного. По крайней мере таким он представлен в нынешних анекдотах.