Аннотация: Рецензия на короткометражный фильм Они успели на паром (De nåede færgen) 1948 года режиссёра Карла Теодора Дрейера.
"70 километров за 45 минут на мотоцикле".
Не верьте утверждению, вынесенному в название данной короткометражки. Хотя с другой стороны они всё-таки успели, правда на несколько иное судно. Но обо всём по порядку.
Короткометражный фильм длится около 11 минут и подавляющая его часть проходит в движении. В отношении этого можно сказать, что это - фильм-движение, ода передвижению на мотоцикле, однако заканчивающаяся весьма и весьма трагично. По сюжету бравый мотоциклист вместе со своей подругой прибывает на пароме в некий городок (помимо него также прибыли ещё три мотоциклиста и автомобиль) и должен успеть на другой паром Ниборг. Для этого у него есть 45 минут времени (именно через такой промежуток времени отправляется паром), 70 километров пути и видавший виды мотоцикл, развивающий скорость до 120 км\ч. В этом и заключается завязка фильма. На своём пути мотоциклист останавливается всего лишь два раза - один, чтобы залить пять литров бензина (сцена интересна прежде всего тем, что в ней можно лицезреть порядок и способ заливки этого самого бензина в 1948 году), другой, когда герой погнался за машиной с парома и свернул не в ту сторону, а затем разворачивался.
Чем же примечателен фильм ? А примечателен он тем, что, прежде всего, можно несколько прочувствовать эту самую эстетику передвижения на мотоцикле, в чём зрителю помогают различные съёмочные ракурсы (на мой взгляд особое достоинство фильма): обзорный ракурс сзади и спереди мотоцикла в движении, съёмки с переднего колеса (причём с разных положений), с глушителя, лица мотоциклиста и его девушки крупным планом (либо одного мотоциклиста) и т. д. В целом съёмки движения довольно качественны и, как отмечено, разнообразны. Важным моментом является изображение спидометра, то, как скорость мотоцикла постепенно увеличивается к концу фильма. Также имеют место съёмки как бы с самого движущегося мотоцикла, отображая окружение героев в движении.
Само материальное окружение движения героев с первых сцен облачено в обстановку парома, далее сменяясь городком (многие жители видимо довольно редко видят такое количество движущихся мотоциклов и заинтересованно наблюдают за их перемещением (а мотоциклов было сперва 4 и один с коляской)), впоследствии перемещаясь в полупросёлочные дорожные покрытия, где героям приходится обгонять и объезжать всякий местный скот и живность.
Касательно актёрской игры, то она вполне приемлема и никаких негативных реакций не вызывает. Стоит остановиться и утвердить тот факт, что в фильме нет музыки, но это обстоятельство отнюдь не делает его хуже, а лишь подчёркивает характер движения. Вместо музыки зритель может слышать звуки мотора, звучащие в течении всего фильма (за исключением начала и финала) и голоса героев. В начале можно слышать звуки, примечательные для деятельности парома.
Немаловажное внимание нужно уделить описанию финала фильма: переход от общей концепции к финалу, на мой взгляд, довольно резок и ставит зрителя в некоторое недоумение. Только вот ехал мотоцикл и...герои уже мертвы (пытались обогнать автомобиль и врезались в дерево). Далее в полной тишине идут кадры парома Ниборга ((что очень кстати сделано и позволяет прочувствовать случившуюся трагедию после длительного движения и звуков мотора), сигнал отправки парома, убирание трапа и съёмки летящих птиц (что также очень кстати и придает наконец действительную трагедийность финала).
Фильм заканчивается тем, что некий старый лодочник везёт на борту своего деревянного судна два гроба. Оборачиваясь на завязку фильма и его начало трудно было бы такое предположить. Картина, на мой взгляд, замечательна как в съёмочном, актёрском, так и в звуковом плане. Несколько неожиданный финал лишь увеличивает восприимчивость прошлых событий фильма и, возможно, заставит некоторых задуматься не только о скорости передвижения транспорта, но и о самой скорости сегодняшней жизни.