Первая часть вот уже сложившейся трилогии и складывающейся тетралогии (в 1988 выходила первая экранизация одноимённого лёгшего в основу фильма романа) о бывшем сотруднике ЦРУ Мэтте Дэймоне-Джейсоне Борне, который, при выполнении очередной своей секретной правительственной операции, последнюю сорвал, получил две пули в спину и затем успешно потерял память.
В определённой степени фильм можно рассматривать альтернативой развлекательному и не серьёзному в целом Джеймсу Бонду. Здесь шпионские страсти более аутентичны в своём секретном и не столь массово направленном движении. В то же время подоплёки обоих серий достаточно разнятся, ибо герои обоих сериалов стоят по разные стороны шпионского агентирования (хотя Борн ранее им был, но ныне пытается от этого отделаться, за что и получает мотивы преследования), да и эстетика фильмов направлена в иные пространства. Наконец Борн выглядит явно серьёзнее, интеллектуальнее, суровее и последовательнее Бонда, взамен лощёности, киношной изысканности и праздности последнего.
По сюжету же картины Борн - секретный агент ЦРУ, который проваливает своё заключавшееся в убийстве какого-то африканского буйного экс-диктатора задание. Причиной его ниспровержения стали чернокожие дети, окружавшие в предполагаемый момент убийства сего тирана. В мозгу Борна вспыхнули сомнения и затем он оплошал, получив а награду двупулевой набор в спину. Тело падает в морские пучины Средиземного моря (дело происходило на роскошной яхте) и впоследствии его обнаруживают французские рыбачилы. С этого-то момента фильм и начинается (ранее указанные моменты раскроются во второй половине картины). Борн ничего не помнит, но в его бедре рыбак-дохтур обнаруживает испещрятель лазером, который, при нажатии, высвечивает наименование банка и кодовый номер. Эти данные - единственное достоинство Борна в событиях кочующей амнезии. Естественно, он идёт в банк, где и подвергается проискам ЦРУ (задание-то не выполнено, на связь не выходил - следовательно может представлять опасность). В банке он выясняет о своей прошлой сущности - паспорта нескольких стран, оружие, деньги различных государств и прочие причиндалы скрывающегося и маскирующегося. Ты - секретный агент ЦРУ, идиотина!
Скрываясь от насевших полицмейстеров, Борн встречает Франку Потенте, которой предлагает выгодную сделку - она его на свой Оке довозит до Парижа, а он вручает ей 20 тысяч американоязычных. Впоследствии герои сближаются, проникаются и вот уже не могут друг без друга функционировать. А в это время Крис Купер - ЦРУ борец - поднимает свои силы в лице таких же одиночек-агентов, которые теперь будут охотиться за Борном. Борн убегает, они догоняют, Борн пытается выяснить свою сущность, Купер пытается его уничтожить (на Купера ещё наседает седеющий высокий чин, которому надо вот как-то отчитываться в сенате за всё это дело). В финале Джейсон настигает ЦРУшника и требует своей отставки...но дела в таких ведомствах идут серьёзно и до самой смерти, и поэтому, хоть Борн и накостылял дядьке, преследования не кончаются, что уже переносится в иные части.
Неплохой шпионский приключенческий боевик с главным героем, имеющим околосуперменовские характеристики или, как минимум, весьма долго обучавшимся аспектам и методикам секретной войны. Данные вещи проработки своего действия и внимания к деталям всегда интересовали моё внимание. Ещё более это улучшается тем, что Борну предстоит противостояние с такими же как и он - обученными агентами. Они знают множество приёмов ведения рукопашного боя, знакомы с различными видами огнестрельного оружия, чётко и оперативно анализируют складывающуюся экстремальную ситуацию, непреклонны и последовательны, не оставляют лишних следов и подозрений, профессионалы и мастера скрытности и невидимого противостояния. Именно такими составляющими хорош шпионский и некоторый другой боевой кинематограф. Действия этих героев подаются слаженно, насыщенно и выверенно. Ну и под конец хороший дядька, естественно, побеждает и даже, не может быть!, находит свою любовь.
Очень профессионально смотрится Клайв Оуэн в роли профессора, органично сочетается с должностью весомого ЦРУ-деятеля Крис Купер (особенно его внешность), Мэтт Дэймон также подходит своему герою (актёрский состав к персонажной среде подобран на славу), Франка Потенте более чем привычно воспринимается со своим миниавтомобилем (длинные волосы, всё-таки, ей больше идут). Единственно связистка со стороны ЦРУ с плоским лицом не выглядит впечатляюще с позиций персонажа, а вот негр-диктатор - враг именно тот, которого нарочно не придумаешь (хотя типаж плохого негра-тирана, захватившего власть военным путём, уже неоднократно муссировался в кинофильмах. Даже создаётся впечатление, что по иному быть не может: диктаторы - обязательно негры, да ещё и полубуйные. В то же время стоит помнить о нестабильности чёрного континента).
Особых технических причиндалов (летающие автомобили, космические лазеры ?) фильм не содержит, но, по большому счёту, этого и не требуется. Картина держится на человеческом поведенческом факторе и способностях, а технические приспособления могут только это дополнять. Конечно есть некое подобие одноглазового бинокля, средства слежения за автомобилем, подслушивание голосов на расстоянии и перехват переговоров сотрудников правоохранительных органов, и так далее, но все эти вещи, мне кажется, уже прочно вошли в массовое сознание.
P.S. В качестве "чудиков в кино" используется буйный негр-диктатор, соответствующие снимки которого можно лицезреть ниже. Среди паспортов, которые Джейсон Борн находит в ячейке, есть заграничный паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт выдан на имя Фомы Киняева. Главная особенность паспорта - фамилия и имя, написанные на русском языке - Ащьф Лштшфум. Это буквы русской раскладки клавиатуры, находящиеся на соответствующих местах при наборе Foma Kiniaev.