Выгонский Сергей Иванович : другие произведения.

С.Выгонский. Самопознание психотерапевта. Очерк 1: Символика вечности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интерпретация текста, безусловно, нелегкая задача. Но она многократно усложняется в том случае, если речь идет о психоаналитической расшифровке общественно-политического или публицистического документа. И уж совсем непросто выступать в публичной роли толкователя собственного художественного произведения. Обращаясь к подобному примеру, я хотел продемонстрировать читателям то, что психотерапевт, а тем более психоаналитик нуждается в такого рода самопознании.

  Личность человека более таинственна,
  чем мир. Она и есть целый мир.
  
  Н.Бердяев "Самопознание".
  .
  Интерпретация текста, безусловно, нелегкая задача. Но она многократно усложняется в том случае, если речь идет о психоаналитической расшифровке общественно-политического или публицистического документа. И уж совсем непросто выступать в публичной роли толкователя собственного художественного произведения.
  
  Однако такой шаг необходим и потому оправдан. Обращаясь к подобному примеру, я хотел продемонстрировать читателям то, что психотерапевт, а тем более психоаналитик нуждается в такого рода самопознании. Аналогичным образом поступали создатели психоанализа З.Фрейд и К.Юнг.
  
  В их научных трудах можно найти описания сновидений, приснившихся им в те или иные переломные моменты жизни. Ну, а я не нашел ничего более подходящего для такого анализа, чем текст миниатюры, написанной мною в молодом возрасте. Впрочем, художественную фантазию можно рассматривать в качестве своеобразного сна наяву. Думаю, что этот очерк позволит читателям приобщится к практике самоанализа. Специалисты же познакомятся с азами глубинно-символического прочтения текста. Напомню, что в социальном психоанализе такой метод называется вживанием в роль или же художественный образ.
  
  Где-то в середине 80-х, в непростые времена становления и самоутверждения молодого врача эта зарисовка была написана на одном дыхании. Потом мне долго приходилось ловить себя на мысли о том, что есть в ней нечто такое, что осталось за пределами запечатленного на бумаге. Одним словом, присутствует в этом описании некая особая эмоциональная аура. И только значительно позже, когда я вплотную занялся психотерапевтическим консультированием, это свидетельство минувших дней было извлечено на свет и подвергнуто пристрастному изучению. Вот этот текст.
  
  "Город раскинул на берегу широкие проспекты и старинные переулки. Он встречает гостей куполом церкви, бледным закатом и суетой. Когда наступает вечер, происходит метаморфоза. Зажигаются огни, и широкие проспекты словно тонут в дымке некой нереальности.
  
  Город заполняет театры высокомерной богемой, пишет стихи и флиртует. Тысячи мгновений рождаются в нем и тут же, устремившись вверх воздушными пузырьками, гибнут. Он зазывает к ротонде скучающих девиц, а на проспектах - серые лица прохожих, где каждый так одинок... В нем оживает дух вечного праздника.
  
  Город великолепен. Я потерял сон. Меня охватила ностальгия по Городу".
  
  Мы попробуем реконструировать психоаналитический сеанс, где обсуждение миниатюры могло бы стать первоначальным импульсом для исследования. Другими словами, это первый шаг для свободных ассоциаций, которые высказывает вслух человек, оказавшийся в кабинете психотерапевта.
  
  Процедуру толкования этой заметки следует начинать с ее основного образа - некого Города. Сверкающие купола и огни проспектов, описанные в ней, создают ту изменчивую атмосферу, где происходят метаморфозы действительности. Это символический образ, истоки которого скрыты в памяти каждого человека.
  
  "Что воплощает собой Город?" - спрашивает аналитик. "Есть в нем некий порядок, четкая организация улиц и домов", - отвечает участник психологической сессии. "Чем же тогда является дом?" - продолжается аналитический диалог. "Это - жилье конкретного человека, принадлежащее ему замкнутое пространство, личная завершенная часть универсума, или, если хотите, его индивидуальный космос" - следует после непродолжительной паузы ответ. Безусловно, есть в такой фразе доля философского обобщения.
  
  "С чем ассоциируется у вас образ Города?" - снова спрашивает аналитик. И на поверхность сознания всплывают новые ассоциации. На этот раз подобные представления имеют отчетливую мифологическую окраску. Неожиданно у исследуемого возникают представления о Саде Наслаждений, именуемом Эдемом. Такие образы можно найти во многих сказаниях. В какое-то мгновение психотерапевт обнаруживает, что сознание анализируемого изменилось. Его взгляд неподвижен, тело расслаблено, дыхание ровное и глубокое, речь монотонна и неразборчива.
  
  Эти признаки свидетельствуют о том, что клиент погрузился в состояние легкого транса. Из этого также следует то, что человек, обратившийся к психотерапевту, вовлечен в переживание некой призрачной действительности. А вторгающиеся в его фантазии образы появились из темных зон души, которые называются подсознанием.
  
  "Что же такое Город?" - повторяется вопрос аналитика. Рефлектирующее сознание клиента мысленно рисует картину необычайно красивого урбанистического ландшафта, в котором перемешались всевозможные архитектурные стили. В окраске этих зданий, принадлежащих к разным эпохам, преобладают фиолетовые оттенки.
  
  Не исключено, что, выйдя из трансового состояния, консультируемый из-за яркости зрительных впечатлений и эмоционального подъема назовет свои ощущения мистическим путешествием. Конечно же, речь в этом случае будет идти о чисто субъективных переживаниях, обусловленных контактом с собственным бессознательным. Как известно, состояние исследовательского транса создают благоприятные условия для таких "встреч".
  
  Обсуждая результаты сеанса, аналитик сообщит своему собеседнику о существовании коллективных уровней подсознания. Он расскажет ему об архетипе психической целостности, символическими персонификациями которого являются фантастические персонажи - Мудрый Старец и Божественное Дитя.
  
  Клиент также узнает о том, что этот архетип может принимать облик объектов или предметов, обладающих четким внутренним порядком или же наделенный необычными качествами. В такой роли могут выступать алмаз, вековое дерево, сторожевая башня, замок. Образ города - один из таких символов.
  
  Обычно такие картины появляются в нашем воображении или снах в проблемных житейских ситуациях. Их исцеляющий эффект связан с тем, что внутри человека включаются механизмы, способствующие его дальнейшему личностному росту. Благодаря этому большинство из тех, кто оказался в такой ситуации, просто-напросто перерастают свои повседневные трудности. Иначе говоря, они становятся мудрее. И помогают им в развитии этого качества те духовные ресурсы, которые принадлежат к общечеловеческой памяти и скрываются в глубинах индивидуальной психики.
  
  Думается, что написание обсуждаемой миниатюры сыграло именно такую роль в жизни автора. Уверен в том, что любой из читателей может воспользоваться описанным способом самопознания в своих личных или профессиональных интересах. Для этого достаточно взять в руки текст - свой или публикованный в газете - и немного поразмышлять над ним.
  
  
  Сергей ВЫГОНСКИЙ
   психиатр, член Союза журналистов России
  
  Авторская web-страница
  http://sv-psycho.narod.ru
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"