Выгонский Сергей Иванович : другие произведения.

С.Выгонский. Самопознание психотерапевта. Очерк 2: Доказательство вины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В предыдущей статье, открывшей цикл "Самопознание психотерапевта" и называвшейся "Символика вечности", я познакомил читателей с методом психоаналитической интерпретации художественных текстов. Правда, предметом исследования в том случае стала моя собственная миниатюра, написанная в молодые годы. На этот раз в качестве темы для анализа я хочу предложить еще один авторский текст, созданный примерно в то же время, что и предыдущий. Это - притча с фантастическими персонажами. Эту историю из моего архива я считаю особенно ценной. Каждая ее деталь имеет отчетливые архетипические признаки.

  Заброшенный в этот мир, в место и время, которых
  не выбирал, он оказывается выброшенным из мира
  опять же не по своей воле.
  
  Э.Фромм. "Человек для себя".
  
  В предыдущей статье, открывшей цикл "Самопознание психотерапевта" и называвшейся "Символика вечности", я познакомил читателей с методом психоаналитической интерпретации художественных текстов. Правда, предметом исследования в том случае стала моя собственная миниатюра, написанная в молодые годы.
  
  На этот раз в качестве темы для анализа я хочу предложить еще один авторский текст, созданный примерно в то же время, что и предыдущий. Это - притча с фантастическими персонажами. Эту историю из моего архива я считаю особенно ценной. Каждая ее деталь имеет отчетливые архетипические признаки.
  
  Конечно, когда я писал ее, то не мог и предполагать, что в этих причудливых образах столь явно проявит себя коллективное бессознательное. Лишь позже я увидел в ней дополнительные возможности самопознания. И теперь она представляется мне прекрасным материалом, способным оживить глубинные представления.
  
  Пусть не вызовут у вас раздражение откровенно мифические фигуры, олицетворяющие некие универсальные начала психики. Отбросьте на время свой прагматичный ум и сосредоточьтесь на образах притчи, погрузитесь в ее иррациональную атмосферу. Это небольшое произведение называется "На Лысой горе". Вот его текст.
  
  "Меня выловили на третий день моего пребывания на Лысой горе.
  
  Адские слуги поволокли мое истощенное тело по длинному узкому коридору, пиная ногами, затем втолкнули в какую-то комнату. Яркий свет резанул в глаза. Адских слуг было двое - один назвался Кротом, другой молчал. Вначале они спросили, в каком звании я состою. Архангел? Божий птах? Не прикидывайся, - сказал Крот и больно выкрутил мне руку. - Известно, что между ангелами и Лысой горой идут военные действия. Мы имеем твой мозговой анализ, и нечего отпираться...
  
  Потом меня ударили в грудь и выкинули за дверь. Я долго лежал на заднем дворе, непристойно воняя и прорастая сорняками. И вот я с вами".
  
  Анализ притчи показывает, что по ту сторону сюжета, казалось бы, полностью оторванного от повседневной реальности, кипят настоящие страсти.
  
  Фрагмент "длинный узкий коридор" иносказательно означает родовые пути, процесс родов, насильственное водворение в мир. В экзистенциальной психологии существует понятие "заброшенности". Оно тесно связано с представлением о первоначальном акте появления человека на свет в конкретном месте и при определенных исторических условиях. При этом подчеркивается то обстоятельство, что человек был лишен возможности выбора места и времени своего рождения.
  
  "Адские слуги" - это некие тайные силы, определяющие наши жизненные пути и воплощения. Одного из слуг называют "Крот", и это имя указывает на слепой, неподвластный человеческому контролю характер высших кармических проявлений.
  
  Появление этих посланцев ночи открывает следующий круг переживаний, а именно - вводит читателя в тему изначальной виновности. Этот термин соотнесен в экзистенциализме с чувством ответственности за свое природное несовершенство. Иначе говоря, каждый из нас должен сделать усилия для того, чтобы совершенствовать свою личность, развивать свои задатки, использовать для роста предоставляемые возможности.
  
  Далее изображен сам процесс воплощения. Мы вновь сталкиваемся с темой ответственности. Человек в притче попадает к адским слугам и испытывает разнообразные мучения. Такова непростая ситуация личностного становления.
  
  Примечательно здесь то, что инфернальные территории в снах и мифах обычно располагаются под землей - внизу зрительного пространства. Жанр притчи ничем не отличается от таких форм восприятия, сопровождающихся легким изменением сознания. И потому подобная пространственная метафора в нашем случае с большей долей вероятности может быть расценена как олицетворение бессознательных зон психики.
  
  С этих позиций адские слуги, активно формирующие канву сюжета, приравниваются к проявлениям или персонификациям скрытых психических стихий, во власти которых находится страдающий герой истории. Ангелы, напротив, олицетворяют духовные, сверхсознательные сферы.
  
  Лысая гора, куда только ночью слетаются ее обитатели, является цитаделью темных сил. Подтверждается, что между этими сферами идет давняя война. Наверное, именно поэтому каждый незнакомец воспринимается здесь как тайный агент противоположной стороны.
  
  Адские слуги пытаются узнать, в каком звании состоит пойманный - архангел или просто божий птах? И это означает, что для героя наступил момент истины. Ему предстоит сделать выбор между трудным путем самореализации и повседневным анонимным существованием. Отказ от принятия решения чреват серьезными последствиями, что еще раз высвечивает тему изначальной виновности.
  
  В притче символически отражен сам процесс человеческого пребывания в мире, особенности его экзистенциального путешествия, ситуация ответственности и необходимости выбора.
  
  Совершенно очевидно то, что за маской главного героя притчи скрывается неспокойное авторское "Я", страдающее от неразрешимых духовных проблем. Переживая один из возрастных кризисов личностного становления, автор облекает неприятные для себя переживания в фантастические образы.
  
   Однако переживание заброшенности и изначальной виновности останется у молодого медика на долгие годы. И лишь значительно позже он найдет для себя пути осмысления и решения этой проблемы. По крайней мере, ему удастся сформулировать приемлемые для себя ответы на эти непростые вопросы.
  
  Хотелось бы надеяться на то, что и читатели извлекут из этого рассказа что-то полезное для себя. И еще один совет: обсуждаемые здесь проблемы не могут быть решены рациональным путем. Для их лучшего понимания всегда необходимо посредничество художественного. Именно эта миссия и была возложена на притчу, долгие годы пролежавшую без дела среди пожелтевших бумаг.
  
  Сергей ВЫГОНСКИЙ
   психиатр, член Союза журналистов России
  Авторская web-страница http://sv-psycho.narod.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"